1 С какого года новый год в россии стали отмечать 1 января?

12 ответов на вопрос “1 С какого года новый год в россии стали отмечать 1 января?”

  1. citrin Ответить

    Горожане должны были поздравлять друг друга, жечь костры на улицах, стрелять из ружей и мушкетов, запускать ракеты. На Красной площади, где проходило главное торжество, по указу царя был организован фейерверк, пушечные и ружейные салюты. Праздник Нового года продолжался семь дней.
    Тогда же возникла традиция устраивать маскарады и народные гуляния. При Елизавете I в моду вошли придворные балы по образцу европейских.
    Первая ель для публики была установлена на Рождество 1852 г. в Санкт-Петербурге в здании Екатерининского (ныне – Московского) вокзала. Позднее общественные елки стали ставить в других присутственных местах, в Москве их проводили в здании Благородного собрания в Охотном ряду (ныне – Дом Союзов). Представители дворянства, купцы и промышленники устраивали благотворительные новогодние праздники для детей.
    Ели наряжали и устанавливали на Рождество 25 декабря, и они стояли до Нового года или Крещения 19 января. Новогодние торжества воспринимались лишь как дополнение к рождественским. Первые елочные игрушки были связаны с христианской тематикой (фигурки ангелов и пр.). В качестве украшений использовали также свечи, сладости, фрукты, орехи и др. Макушку елки венчала, как правило, звезда (символ вифлеемской звезды). Позднее из Германии стали привозить стеклянные елочные игрушки. В конце XIX века было налажено российское производство стеклянных шаров и бус – на заводе, основанном близ Клина князем Александром Меньшиковым, правнуком фаворита Петра I.
    Традиция была прервана в годы Первой мировой войны. В 1915 г. немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили рождественский праздник, что вызвало крайне негативную реакцию в русской прессе. В результате император Николай II запретил устанавливать елки на Рождество.

    Праздник после Октябрьской революции

    После Октябрьской революции 1917 г. запрет отменили, и 31 декабря того же года в Михайловском артиллерийском училище в Петрограде была открыта первая общественная елка. В Кремле, пострадавшем от обстрелов в ноябре 1917 г., праздника не устраивали.

  2. Петро1984 Ответить

    В России традиция празднования Нового года 1 января появилась в 1700 году, согласно указу Петра I. Император повелел отмечать праздник семь дней. Дома и улицы украшали хвойными деревьями и ветками, жгли костры, устраивали фейерверки, давали ружейные салюты и пр. После смерти Петра традиция семидневных гуляний по случаю наступления нового года прервалась. Праздник вернулся уже в эпоху царствования Екатерины II, но при этом оставался сугубо светским. Церковь продолжала отмечать наступление года по юлианскому календарю – 1 сентября.
    2 июня 1897 года был принят закон “О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности”, которым в России были установлены праздничные нерабочие дни, обязательные для всех работодателей. Выходным днем стал и 1 января. В этот день отмечались два праздника – светский Новый год, который объявлялся Высочайшим повелением государя, и религиозный – Обрезание Господне. Кроме того, праздничными нерабочими днями официально стали 25 и 26 декабря – Рождество Христово.

    После установления советской власти

    В 1918 году в Советской России был введен в действие григорианский календарь, поле чего разница между старым и новым стилем составила 13 суток. 1 января – Новый год – продолжало оставаться нерабочим праздничным днем, а православное Рождество, которое после календарной реформы стали отмечать 7 января, было исключено из списка праздничных выходных. В 1929 г. в рамках борьбы с религиозными предрассудками празднование Рождества было запрещено, а 1 января перестало быть выходным днем. Постановление Совнаркома СССР “О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю” от 24 сентября 1929 года предписывало “в день нового года и в дни всех религиозных праздников работу производить на общих основаниях”. 1 января оставалось рабочим днем до 1947 года.

    Возвращение выходных дней

    23 декабря 1947 года указом президиума Верховного совета СССР 1 января вновь получило статус праздничного и нерабочего дня. Однако если он совпадал с выходным, то не переносился на ближайший рабочий день.
    Спустя 43 года – 27 декабря 1990 года – Верховный совет РСФСР “в связи с обращением Патриарха Московского и всея Руси Алексия и уважая религиозные чувства верующих” постановил считать Рождество 7 января праздничным нерабочим днем. Статус праздника был закреплен законом РСФСР от 25 сентября 1992 года. “О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР”.

    Новогодние каникулы в РФ

    25 сентября 1992 года были приняты поправки в Кодекс законов о труде РСФСР, согласно которым нерабочим днем наряду с 1 и 7 января стало 2 января. Эти праздники были сохранены и в Трудовом кодексе РФ, принятом 30 декабря 2001 года (вступил в силу 1 февраля 2002 года).
    29 декабря 2004 года в статью 112 Трудового кодекса были внесены изменения, согласно которым новогодние каникулы длились с 1 по 5 января включительно, 6 января было рабочим днем, а Рождество – выходным. Однако фактически 6 января также было нерабочим, так как на него переносили выходные (субботу или воскресенье), совпадающие с новогодними праздниками.
    С 2013 года официальные новогодние каникулы длятся с 1 по 8 января, в соответствии с изменениями в Трудовой кодекс РФ от 23 апреля 2012 года. Совпадающие с этими праздниками выходные дни решением правительства РФ могут быть перенесены на другие даты. В этом случае, как правило, их присоединяют к майским праздничным дням.

    Инициативы об изменении праздничных дат

    Предложения об изменении новогодних праздников за счет включения в них 31 декабря поступают в Госдуму регулярно и широко обсуждаются в СМИ. Очередной виток дискуссии вызвало распоряжение губернатора Томской области Сергея Жвачкина о переносе рабочего дня со вторника 31 декабря на субботу, 28 декабря. Решение, которое, по его словам, было принято “по многочисленным просьбам женщин, на плечах которых обычно лежит основная тяжесть подготовки к новогоднему празднику”, коснулась только работников обладминистрации. Однако губернатор предложил присоединиться к инициативе и главам местных исполнительных органов.
    Идею томского губернатора в ноябре 2019 года поддержали ряд депутатов и сенаторов. Так, глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева предложила и другим регионам подумать над тем, чтобы сделать 31 декабря выходным. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и председатель комитета Совфеда по социальной политике Валерий Рязанский также поддержали инициативу сделать 31 декабря нерабочим, при условии что это не повлечет увеличения общего количества выходных дней в году. Но окончательное решение должно быть принято нижней палатой парламента.
    28 ноября 2019 года группа депутатов от ЛДПР – Игорь Лебедев, Ярослав Нилов, Елена Строкова и Алексей Диденко, а также член Совета Федерации от Смоленской области Сергей Леонов внесли в Госдуму законопроект о поправках в ч. 5 ст. 112 Трудового кодекса. Проект предусматривает возможность переноса одного из выходных дней года на другую дату по решению правительства. Таким образом авторы инициативы предполагают сделать 31 декабря нерабочим днем. По их мнению, это позволит работникам и работодателям соблюсти баланс интересов и “более рационально” использовать выходные и нерабочие праздничные дни.
    По словам министра труда и соцзащиты Максима Топилина, изменить уже утвержденный в России рабочий календарь невозможно, поскольку правительство принимает решение о переносе выходных дней на следующий год заблаговременно. Однако каждый работодатель имеет право самостоятельно дать своим работникам выходной день 31 декабря. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков также опроверг возможность изменения уже утвержденного трудового календаря.

  3. man1948 Ответить


    «Считать Новый год повсеместно с первого генваря», – повелел Пётр I
    В указе императора всея Руси от 15 декабря 1699 года написано: «Поелико в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря. А в знак доброго начинания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшение из елей, детей забавлять, на санках катать с гор», – читаем в книге Сергея Князькова «Картины по русской истории», размещенной в коллекции «Новый год и Рождество в России» на портале Президентской библиотеки. Редкие издания и богатый иллюстративный материал, представленные в подборке, раскрывают историю новогодних праздников, рассказывают, как отмечали Новый год и Рождество в разные времена.
    До Петра I новый год начинался в России первого сентября. Однако царь, вернувшись из путешествий по Европе, захотел приблизиться к её уровню во всем, начиная с установления даты первого дня нового года по григорианскому календарю, – рассказывается в книге Ивана Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу». В 1699 году Пётр I в последний раз праздновал с патриархом Андрианом Новый год по древнему обычаю.
    В 1700 году, понимая, что празднование Нового года 1 января идет вразрез со старыми обычаями, Пётр I решил провести в Москве невиданное доселе торжественное действо. Накануне во всех церквях началось полночное бдение. Пётр со своим многочисленным двором был на праздничной службе в Успенском соборе, молясь «усердно и истово». А потом улицы первопрестольной и её крепостные стены озарились ярким фейерверком. «Полыхала в зимнем небе иллюминация, горели костры и смоляные бочки подобно факелам, закрепленные на длинных шестах, – пишет Божерянов в книге «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу». – Потехи и увеселения продолжались до самого Рождества. И все это время городские улицы и площади украшали высокие лохматые лесные гостьи – вечнозеленые ели».
    Традицию наряжать новогоднюю ёлку царь Пётр «подсмотрел» у немцев, для которых это вечнозеленое хвойное дерево испокон веков являлось символом вечной молодости, бессмертия и долголетия. Этот обычай показался Петру I очень красивым, поэтому в уже упоминавшемся указе «О праздновании Нового года», процитированном в книге Сергея Князькова «Картины по русской истории», он предписал: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…»
    До самой своей кончины Пётр I следил за тем, чтобы торжества по случаю наступления Нового года в России проходили не хуже, чем в заморских государствах. В канун праздника император поздравлял и собственноручно щедро одаривал наиболее знатных вельмож и фаворитов, принимал участие в придворных гуляниях и забавах.
    Праздновать наступление Нового года предписывалось в течение 7 дней. Сергей Князьков отмечает, как последовательно и неутомимо Пётр I приучал Северную столицу к пышным балам и ассамблеям, заимствованным из Европы: «Всюду чувствуется, что здесь, на берегу Невы, усиленно, лихорадочно, торопливо бьётся пульс животворящей деятельности, превращающий старое царство Московское в Империю Всероссийскую».
    Тон задавал сам государь-император: в книге Александра Корниловича «Новый год в 1724 году» можно найти по этому поводу интересные подробности: «В 6 часов утра Пётр и вся Императорская фамилия отправилась в крытых санях из Зимнего дворца на Петербургскую сторону в Собор Святой Троицы, к слушанию обедни. Государь пел в тот день на клиросе с певчими, и Сам читал Апостол… Государь был в Преображенском мундире, зелёным с красным откладным воротником, и красном камзоле, оба обложенные золотым позументом, в чулках полосатых, белых с синим, и в башмаках из кожи северного оленя мехом вверх… Обед приготовлен был в Сенате, где дожидался Государя Дипломатический корпус».
    При Екатерине II стали проводить торжественные балы-маскарады. При Николае I произошла демократизация новогодних и иных празднеств. Об этом пишет Алексей Греч в изданном в 1851 году справочнике «Весь Петербург в кармане»: «Балы в течение зимы бывают самые блистательные в Дворянском собрании и обыкновенно после полуночи превращаются в маскарады, на которые имеют вход все сословия».
    Во второй половине XIX – начале XX века постепенно формируется и образ главного героя Нового года – Деда Мороза, дарящего детям подарки. На открытке «С Новым Годом!» из коллекции Президентской библиотеки изображены двое маленьких детей, спящих в кроватке с балдахином, на втором плане – человек в карнавальном костюме, с бородой, держащий в руках игрушки. Это ещё не окончательная «редакция» Деда Мороза, ведь его образ рождался постепенно.
    С двадцатых годов прошлого века Новый год в советской России не отмечали, 1 января было обычным рабочим днём. Но искоренить праздник так и не удалось: ёлки просто «ушли в подполье».
    О традиции всеобщего семейного единения вспомнили в 1935 году, когда кандидат в члены Политбюро Павел Постышев выдвинул в газете «Правда» предложение о том, чтобы вернуть гражданам праздник новогодней ёлки, закрепив его в сознании как светлый и счастливый момент детства. В 1937 году вышло распоряжение партии и правительства «О праздновании Нового года в СССР», а в Колонном зале Дома союзов прошла первая официальная елка СССР с красной, вместо рождественской, звездой на верхушке.
    Прежде на ветвях зелёных красавиц висели игрушки религиозной тематики, однако новые времена требовали новых идей. И тогда предприятие «Москабель» открыло новый цех по производству ёлочных украшений. Теперь на шарах изображали Ленина, Сталина, самолеты, танки и красные звезды. С 1947 года 1 января стало считаться нерабочим днем.
    В фонде Президентской библиотеки представлен богатый иллюстративный материал, посвящённый Новому году: открытки, рисунки, фотографии. Среди них – изображения зимнего Петербурга, заснеженные Ростральные колонны, Медный Всадник, величавые здания Сената и Синода, где располагается Президентская библиотека.

  4. Alexxey77 Ответить

    Новый календарь, которым затем стали пользоваться все страны, входящие в Римскую империю, естественно, стали называть юлианским. Счет по новому календарю начался с 1 января 45 года до нашей эры. Как раз в этот день было первое новолуние после зимнего солнцестояния.
    Однако во всем мире Новый год еще много столетий отмечали либо в начале весны, либо в конце осени — в соответствии с сельскохозяйственными циклами.
    Первый месяц года “январь” свое название получил в честь римского бога двуликого Януса. Римляне в этот день приносили жертвы двуликому богу Янусу, в честь которого был назван первый месяц года, который считался покровителем начинаний, и к этому дню приурочивали важные мероприятия, считая его особо благоприятным.
    В Древнем Риме также была традиция дарить новогодние подарки. Считается, что первыми подарками были ветви лавра, которые предвещали счастье и удачу в наступающем году.

    Славянский Новый год

    У славян языческий Новый год связывался с божеством Колядой и праздновался в День зимнего солнцестояния. Главной символикой был огонь костра, изображающий и призывающий свет солнца, которое после самой долгой ночи в году должно было подниматься все выше и выше.
    Кроме того, он связывался с плодородием. По славянскому календарю сейчас наступает 7525 год — год Крадущейся Лисицы.
    Но в 1699 году царь Петр I своим указом перенес начало года на 1 января и повелел отмечать этот праздник елкой и фейерверками.

    Традиции

    Новый год — поистине интернациональный праздник, но в разных странах его празднуют по-своему. Итальянцы выкидывают из окон старые утюги и стулья со всей южной страстью, жители Панамы стараются как можно громче шуметь, для чего включают сирены своих машин, свистят и кричат.
    На Эквадоре особое значение придают нижнему белью, которое приносит любовь и деньги, в Болгарии выключают свет, потому что первые минуты Нового года — это время новогодних поцелуев.

  5. asasin333 Ответить

    В дохристианское время на Руси дата наступления нового года неоднократно менялась: начало новолетия приходилось на день зимнего солнцестояния (21 или 22 декабря), на день весеннего равноденствия (22 марта) или на день первого весеннего полнолуния. После крещения Руси в 988 году была принята византийская система летоисчисления “от сотворения мира”, или от 5508 года, и юлианский календарь. При этом традиция встречать наступление нового года в марте сохранилась и продолжала действовать до XV века.
    В 1492 году (или в 7000 году от сотворения мира) указом Ивана III дата новолетия была перенесена на 1 сентября и стала совпадать с праздником сбора урожая, а также с окончанием срока выплаты оброков и податей. Такое летоисчисление применяла также Русская православная церковь.
    В 1582 году Папа Римский Григорий XIII провел реформу по замене юлианского календаря григорианским, чтобы скорректировать возрастающую разницу между астрономическим и календарным годом. В результате календарь сдвинулся на 10 суток вперед. Ряд христианских церквей, в том числе и русская, продолжали использовать юлианскую систему.
    29 и 30 декабря 1699 года Петр I издал два именных указа о введении нового летоисчисления и о праздновании Нового года. Документами предписывалось вести отсчет лет от Рождества Христова (текущий 7208 год от сотворения мира таким образом стал 1699 годом) и праздновать Новый год 1 января. При этом григорианский календарь царь вводить не стал. Вплоть до XX века Россия продолжала жить по юлианскому летоисчислению, отмечая Новый год на 11 дней позже, чем европейские государства. Церковная дата новолетия осталась без изменений – 1 сентября.
    К ХХ веку календарь России на 13 суток “отстал” от европейского. Чтобы сократить этот разрыв, 24 января 1918 года. Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о введении в России григорианского календаря. Документ был подписан председателем Совнаркома Владимиром Лениным 26 января 1918 году Летоисчисление по новому календарю стали называть “новым стилем”, а по юлианскому – “старым”. Согласно декрету, следующий после 31 января 1918 года день предписывалось считать не 1 февраля, а 14 февраля, таким образом разница между “старым” и “новым” стилем составила 13 суток. Русская православная церковь эти новшества не признала и сохранила летоисчисление по юлианскому календарю.
    С тех пор в России, как и в большинстве других стран, Новый год встречают 1 января по григорианскому стилю. Прежняя дата (1 января по юлианскому календарю) сдвинулась на 14 января. Так возник новый неофициальный праздник, получивший название “старый Новый год”. Разница между юлианским и григорианским календарями постоянно увеличивается и в начале 2100-х гг. достигнет 14 дней. В 2101 году старый Новый год будет праздноваться в ночь с 14 на 15 января.

    Традиции праздника

    Новый год по новому стилю приходится на период сорокадневного поста, предшествующего Рождеству 7 января. Старый Новый год отмечают уже после Рождества, во время святок (12 дней от Рождества до Крещения). Поэтому верующие, строго придерживающиеся церковных канонов, предпочитают устраивать праздник по случаю Нового года 14 января.
    14 января христианская церковь также чтит память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподакийской. В народном календаре этот день носит название Васильева дня, а вечер 13 декабря – Васильева вечера (также известен как Щедрец, Богатый вечер, Маланья и др.). По традиции на стол полагалось ставить как можно больше праздничных угощений, а главным блюдом считался жареный поросенок. Согласно поверью, сытная и обильная еда в этот день обеспечит достаток в хозяйстве на весь год. Праздник сопровождался гуляньями, а также колядованием (пением обрядовых песен, колядок). В южных регионах России и в Поволжье исполнялись особые предновогодние колядки (овсень, авсень или усень).

    Где еще встречают праздник

    Традиция встречать старый Новый год сохранилась в бывших советских республиках, ныне – странах СНГ и Прибалтики, а также в Сербии, Черногории, Македонии, Греции, Румынии. В Сербии праздник носит название “Сербский Новый год” или “Малое Рождество”, в Черногории – “Правильный Новый Год”, в Греции отмечается день святого Василия.
    Праздник встречают и в ряде северо-восточных кантонов Швейцарии, жители которых отказались следовать папской календарной реформе 1582 г. (например, в Аппенцель празднуют день святого Сильвестра), а также в некоторых валлийских общинах Великобритании.
    Новый год 12 и 13 января встречают берберы Алжира, Марокко, Туниса и других стран Северной Африки, живущие по собственному календарю (представляет собой юлианский календарь с некоторыми отличиями). Праздник у берберов носит название Еннаер (Yennayer), известен также как “марокканский Новый год”, официальным он не является.

  6. margaby Ответить

    В ночь с 31 декабря 1699 на 1 января 1700 года император собственноручно запустил в небо на Красной площади первую ракету, ознаменовав начало праздничного салюта.
    Впоследствии фейерверки и празднование Нового года становится неотъемлемым атрибутом всё новых военных побед. Так было, например, и в 1711 году, когда страна была вынуждена вести войну на два фронта — со Швецией на севере и с Турцией на юге, что было естественно весьма затруднительно. Подписание мирного договора с Турцией и отказ от некоторых крепостей на юге позволил России развязать руки для более успешных военных действий против Швеции, что и предопределило дальнейшую победу в Северной войне. По этому поводу 1 января 1712 года в Петербурге был сожжён фейерверк. Устроителем грандиозного действа стал Меншиков — первый губернатор Петербурга.Тогда же начало было положено и традиции украшения домов. В соответствии с петровским указом жилища надлежало украшать сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями — по образцам, выставленным в Гостином дворе.
    Правда, прижилась эта традиция далеко не сразу – после смерти Петра указ об украшении домов ветвями елей и сосен был почти забыт. По странной иронии, в основном его соблюдали питейные заведения, в то время само слово “ёлка” стало синонимом трактира — отсюда и выражения “поднять ёлку” (выпить), “идти под ёлку” (идти в питейное заведение), а самих пьяных какое-то время именовали просто “ёлкиными”. Даже Пушкин в “Истории села Горюхина” описывал “древнее общественное здание (то есть кабак), украшенное ёлкою и изображением двуглавого орла”.

    Главным на новогоднем торжестве в петровские времена было не застолье, а массовые гуляния. Причём Пётр не только сам принимал участие в таком увеселении, но и обязывал к этому вельмож. Тех, кто не являлся на празднества под предлогом болезни, даже осматривали медики. Если причина оказывалась неубедительной — на провинившегося накладывали штраф: он на глазах у всех должен был выпить огромную чару водки.
    Описывают историки и ещё один обычай, принятый в петровские времена. Якобы после праздника неумолимый государь зазывал к себе в императорский дворец узкий круг особо приближённых (около 100 человек). Двери обеденной залы при этом запирались на ключ, чтобы никто не мог покинуть праздничное застолье до трёх часов следующего дня. Бражничали в эти дни безмерно: большинство гостей к третьему дню тихо сползали под лавку, не тревожа остальных. Выдерживали такое новогоднее застолье только самые крепкие. Как уж тут не вспомнить современную череду январских праздников, а также их не самые полезные для здоровья последствия.
    Но настоящий размах новогодние празднества в России приобрели лишь в первой половине XIX века: именно с этого времени в моду входят как новогодние ёлки в домах, так и встреча гостей, новогодний ужин, приуроченные к празднику балы, а также распитие шампанского, завоевавшее широкую популярность после победы над Наполеоном. Позже, как считается, вместе с немецкими купцами придут в Россию и ёлочные игрушки. Впрочем, первая публичная ёлка в истории появится в России только в 1852 году — праздничное дерево установили на Екатерингофском вокзале.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *