Активные методы обучения как эффективное средство реализации фгос?

7 ответов на вопрос “Активные методы обучения как эффективное средство реализации фгос?”

  1. SOBAKEN Ответить

    Активные методы обучения как средство формирования УУД  в условиях реализации ФГОС
    Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требуют от нас, педагогов, абсолютно нового подхода к организации обучения.
    Как спроектировать урок, который будет решать задачи по формированию предметных и метапредметных результатов? В ФГОС метапредметные результаты –«освоенные обучающимися учебные действия (  познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,  составляющими основу умения учиться». СЛАЙД
    Для формирования УУД необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приемов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроках.
    Как гласит китайская притча: «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ». СЛАЙД
    Не секрет, что мы запоминаем:
    10% того, что мы читаем,
    20% того, что слышим,
    30% того, что видим,
    50% того, что мы видим и слышим,
    70% того, что говорим,
    90%того, что мы говорим и делаем.
    Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять  то, что они читают. И только,  когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.
    Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса.
    Сегодня я остановлюсь на роли активных методов обучения в формировании УУД,
    Когда и как формировать УУД. Остановимся на технологии формирования УУД. СЛАЙД
    первичный опыт выполнения и мотивация к самостоятельности;
    освоение общего способа (алгоритма);
    практическое применение умения, самоконтроль, коррекция;
    контроль, системное практическое использование.
    Я предлагаю ознакомиться с технологией АМО (активные методы обучения)
    Мы знаем , что дети любят играть и не любят заниматься неинтересными для них делами. Им не нравится сидеть на скучных уроках, запоминать массу информации, а затем ее пересказывать. Поэтому включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке, которая дает возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность,  свободно реализовать свои способности.
    Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. СЛАЙД
    Использование технологии АМО обеспечивает качественное выполнение новых стандартов образовательного процесса. При системном использовании АМ изменяется роль ученика. Он становится самостоятельным, смелым, активным участником в образовательном процессе. Так же принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером.
    Активные методы обучения подразделяются на:
    методы начала урока;
    методы выяснения целей, ожиданий, опасений;
    методы презентации учебного материала;
    методы организации самостоятельной работы;
    методы релаксации;
    методы подведения итогов.
    Активные методы обучения помогут учителю эффективно начать урок, организовать сообщение нового материала и организовать самостоятельную работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока. СЛАЙД
    Начнем сначала. Итак, АМ  начала урока (нетрадиционное начало). СЛАЙД
    Цель его – настроить детей на продуктивную работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе, способствует установлению контакта между учениками.
    На данном этапе помогут такие методы, как
    «Мой цветок»,
    «Галерея портретов»,
    «Поздоровайся локтями»,
    «Летающие имена»
    «Улыбнемся друг другу»;
    «Здороваемся глазами»
    Дети, выполняя задания, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников.
    Метод «Здороваемся глазами».
    -Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча глазами. При этом глазами показать,  какое у вас сегодня настроение.
    Метод «Поздоровайся локтями»  Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство Численность – весь класс. Время – 10 минут  Проведение: Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее: • Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; • Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; • Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.  Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.  Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.  Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.  АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
    АМ  выяснения целей, ожиданий, опасений. СЛАЙД
    Цель: эффективно провести выяснение ожиданий и опасений  и постановку целей обучения.
    Решению этих целей  способствуют такие методы:
    «Солнышко и туча»,
    «Дерево ожиданий».
    «Разноцветные листы»
    «Фруктовый сад»
    Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить , что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, от обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги. Эти методы позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
    Метод «Фруктовый сад»  Цель –  результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.  Обучающимся данный метод позволяет более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения. Численность – весь класс. Время – 20 минут Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.  Проведение: Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.  Я предлагаю ученикам попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.  Свои ожидания ученикам предлагаю записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи магнитов прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, я озвучиваю их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода надо подвести итоги выяснения ожиданий и опасений.  Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений я объясняю, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется участие учителя в процессе, который озвучивает свои цели, ожидания и опасения.
    Метод «Солнышко и туча» Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся. Участники: все обучающиеся. Необходимые материалы: Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика. Проведение:  дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу. Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников;  по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения  нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.
    АМ презентации учебного материала. СЛАЙД
    Цель: сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
    Методы:
    «Инфо-угадайка» или «Белые пятна»
    «Мозговой штурм».
    «Кластер»,
    «Деловая игра»
    «Инсерт»
    «Ковер идей»
    «Верные-неверные утверждения»
    СЛАЙД Прием «Инсерт» является средством, позволяющим    ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует,  отдельные задания или предложения в тексте.
    Пометки должны быть следующие:
    Знаком «галочка» (+) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.
    Знаком «плюс» (-) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.
    Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
    Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, что учеников удивило.
    Данный прием требует от ученика  не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной     информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
    Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по
    этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.
    Например.  На листочках  дан  текст.  Ребёнку  проговаривается  инструкция.
    СЛАЙД Метод  «Составление кластера»
    Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
    Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
    Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
    На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
    На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
    На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили
    АМ организации самостоятельной работы над темой
    Цель: проработать новый материал. (в малых группах)
    Методы:
    «Инфо-карусель»,
    «Автобусная остановка»,
    «Творческая мастерская»
    Метод «Инфо-карусель»
    На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения.
    Метод «Автобусная остановка»
    Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
    Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
    .Проведение:). Участники разбиваются на группы по числу вопросов
    Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе в разных углах класса) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу
    В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу.
    В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы
    Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20-25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов – главная цель такого урока.
    АМ организации обобщения по теме  СЛАЙД
    СЛАЙД Метод «Написание синквейна».
    На  этапе обобщения знаний использую приём синквейн. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
    На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
    На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
    На третьей строчке записываются два глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
    На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.
    Последняя строчка – это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
    АМ подведения итогов
    Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы
    «Ромашка»,
    «Мухомор»,
    «Мудрый совет»,
    «Итоговый круг»,
    «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
    1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.
    2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос , перевернув . С доски берет другая группа лист, читает и выполняет  участник. Дополняет другие.
    СЛАЙД Прием «Ромашка Блума» можно использовать на стадии «Вызова» или на стадии «Рефлексии» и направлен на развитие умения ставить вопросы.  «Ромашка» состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопросов. Если мы используем «Ромашку вопросов» в начальных классах, можно оставить визуальное оформление. Младшим школьникам нравится формулировать вопросы по какой- либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки»
    АМ релаксации
    Методы:
    «Энергия – 1»,
    «Роботы»,
    Постройся по росту»,
    «Красная Шапочка и Серый Волк»,
    «Шест»,
    «Пантомима» .
    Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия – 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», «Пантомима» и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.
    Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. Но самое главное это позволяет детям осваивать новый материал или закреплять пройденный совместно с одноклассниками. Группы сменного состава позволяют развивать коммуникативные УУД, обучаясь со всеми одноклассниками, а не только с соседом по парте, развивая, таким образом, стереотип общения с одним и тем же человеком.
    Активные методы помогают :
    развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика;
    учить учащихся добывать самостоятельно добывать знания;
    развивать интерес к предмету;
    активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
    Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Применять данные методики не обязательно на каждом или на одном уроке. Но использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса.
    Цель этого небольшого обзора – показать логику и смысл использования АМО на уроке или во внеклассном мероприятии. Данный обзор показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного процесса, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениям.

  2. ac/dc Ответить

    Уважаемые коллеги, участники методического семинара!
    Помните, как в школьные годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы?
    Откроем маленький секрет – сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации.
    Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?!
    Как сделать так, чтобы наши обучающиеся не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты?
    Внедрение современных образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса становится необходимым условием введения ФГОС нового поколения.
    “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации.
    Долгие размышления привели нас к тому, что наибольшая эффективность образовательного процесса достигается в условиях активизации учебной деятельности учащихся. И школьным методическим объединением учителей начальной школы, математики были изучены теоретические основы технологии АМО (активные методы обучения), рассмотрены методические рекомендации по эффективному использованию АМ, рассмотрены АМО на разных этапах урока, во внеурочной деятельности, апробирован ряд уроков с применением АМО в младших классах, в классах основной школы и старших. Мы увидели, что применение АМО на уроках результативно, т.к. повышается мотивация учащихся, уроки проходят плодотворно при тесном сотрудничестве учеников и учителя, растет интерес к выполнению домашних заданий. Именно поэтому мой опыт сосредоточен на применении активных методов обучения.
    Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
    Давайте убедимся, что эта система работает.
    Прием называется  «Комплимент» (пауза, обращаясь к участникам)
    – Вы, как всегда неотразимы, легкая улыбка,  глаза блестят…Только чуть-чуть надо поправить прическу.  Дотроньтесь, пожалуйста, до волос.  Стоп!  Зафиксируйте это движение.
    -Какой рукой вы это сделали? (большинство правой)
    -А что в это время делала левая рука? (отдыхала)
    Давайте условимся, что правая рука у нас будет олицетворять активных, успешных учеников.  Левая – всех остальных, не утруждающих себя работой, не заинтересованных в процессе познания.
    А теперь давайте спрогнозируем действие учеников на примере рук.  Правая – активный ученик, с высокой мотивацией, левая……обычный ученик
    В каком случае левая неактивная рука  будет вынуждена  работать?
    (- убрать  правую, оставить левую) –  это напоминает индивидуальную  работу
    – если одной руке не справиться (например, унести большой арбуз), то подключается левая – это напоминает работу в группе.
    – либо….известно, что невозможно  с закрытыми глазами быстро соединить  подушечки пальцев растопыренных кистей рук. Стоп! Итак, остановись мгновенье, ты – прекрасно!  Заметьте, вас никто не заставлял это делать!
    И вы продемонстрировали первую отличительную особенность  активного обучения:  Принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания.
    Следующей отличительной особенностью активных методов обучения  является желание ученика выразить в полной мере свое индивидуальное «Я». Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.
    Третья особенность применения активных методов обучения –  достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной. При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания активных методов обучения, технологии модерации, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются эффектами от внедрения АМО.

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для VideoAnswer Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *