Анчар какие художественные средства использует поэт в стихотворении?

10 ответов на вопрос “Анчар какие художественные средства использует поэт в стихотворении?”

  1. Moshicage Ответить

    Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре. Сначала Пушкин истекающее ядом дерево, которое в данном случае символизирует зло. Даже движение, которое обычно символизирует жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него тлетворным, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок уже ядом.
    Во второй части стиха поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть необходимый для дальнейших завоеваний яд, причем раб подчиняется ему беспрекословно.
    Использованный для написания стихотворный размер – четырехстопный ямб – позволяет одинаково хорошо передать как ощущения от смерти в природе, как и проявления зла в человеческих отношениях. Поэт использовал перекрестную рифму.

    Жанр

    Обычно жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

    Средства выразительности

    Поэт использовал все богатство русского языка, чтобы передать как психологический, так и идейный посыл стихотворения. Так, при его создании использованы следующие художественные средства:

  2. Ильшат Ответить

    В основе композиции стихотворения лежит принцип анти­тезы, противопоставление природы и цивилизации. Мы можем выделить в произведении две части. Первая часть — это страш­ный пейзаж, описание «древа яда», которое растет в «чахлой и скупой пустыне». Вторая часть — описание человеческих отно­шений, отношений «раба» и «владыки». Если мир природы ра­зумен («К нему и птица не летит, И тигр нейдет…»), то челове­ческая цивилизация этой мудрости природы лишена («Но чело­века человек Послал к анчару властным взглядом»). Одновре­менно в этом сюжете все время нарастает мотив смерти. Сначала анчар «один во всей вселенной», затем губительное действие древа смерти начинает расширяться — «яд каплет сквозь его кору», следующий круг — ядом поражается воздух («вихорь черный», набежав на древо смерти, становится «тлетворным»), следующий, уже больший круг — ядом поражается вода и земля (ядовитый дождь стекает в «песок горючий»), затем следующий круг еще более расширяется (от древа смерти погибает человек — «бед­ный раб»), а затем этот круг смерти становится необъятным:
    А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.
    Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катрена­ми, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные сред­ства художественной выразительности: многочисленные эпите­ты («В пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую ветвей», «лист его дремучий», «песок горючий», «смертную смолу», «хладными ручьями», «бедный раб», «непобедимого владыки»), сравнение («Анчар, как грозный часовой»), метафору («И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы»), анафору («И зелень мер­твую ветвей, И корни ядом напоила»), синтаксический паралеллизм («К нему и птица не летит, И тигр нейдет…»).
    Это произведение очень выразительное, яркое. Восхищаясь этими стихами, В.Г. Короленко писал: «Посмотрите, как тут тремя-четырьмя штрихами нарисована целая картина. Вообра­жение читателя тронуто, взбудоражено этими мелкими штри­хами, и оно само уже рисует остальное. Вы как будто видите и цвет песка, и безоблачное горячее небо, и мрачный профиль дерева, — хотя об этом прямо не упоминается. Вот это называ­ется силой стиха. Сила эта состоит в том, что в данной комбина­ции слов каждое слово, кроме прямого представления, влечет за собой еще целый ряд представлений, невольно возникающих в  уме».
    Стихотворение «Анчар» мы можем рассматривать в контек­сте таких произведений, как ода «Вольность», послание «В Си­бирь», стихотворение «Арион».

  3. Doujora Ответить

    Стихотворение А. С. Пушкина «Анчар» было создано в 1828 году. Его можно отнести одновременно и к вольнолюбивой, и к философской лирике. Границы между этими разделами стираются потому, что тема рабства вообще перетекает в тему рабства духовного. Пушкин говорит не только о несправедливом социальном устройстве общества, но и о внутренней несвободе человека, о его нравственном рабстве.
    Итак, темой стихотворения является тема рабства.
    Идея заключается в том, что рабство априори не может служить ничему хорошему, оно неизбежно будет порождать все большее и большее зло.
    В доказательство этого проследим за сюжетной линией стихотворения:
    Человека человек Послал к анчару властным взглядом >
    И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом…И умер бедный раб>
    А князь тем ядом напитал свои послушливые стрелы >
    И …гибель разослал К соседям…
    То есть не сам по себе анчар — зло. Он лишь страшное явление природы. Череда бед начинается с рабской покорности одного человека другому. Раб достает яд и князь шлет смерть уже многим тысячам людей.
    С точки зрения композиции в стихотворении можно выделить две смысловые части.
    В первых пяти строфах дается описание ядовитого «дерева смерти». Пушкин явно гиперболизирует чудовищные свойства анчара:
    Природа жаждущих степей
    Его в день гнева породила
    И зелень мертвую ветвей
    И корни ядом напоила
    Яд каплет сквозь его кору…
    Страшное дерево обходят стороной и звери, и птицы. Но примечательно, что все живые существа вправе сами выбирать, подходить ли им к дереву. И даже природные явления могут действовать по своей воле:
    Вихорь …мчится прочь
    Туча оросит, блуждая…
    Резкий контраст логичным поступкам живой и неживой природы составляют действия людей во второй композиционной части «Анчара»: владыка посылает раба на смерть ради смерти других людей.
    Мое внимание привлек один авторский прием. В первых строфах автор олицетворяет природу, она действует, как человек:
    Анчар стоит, как часовой
    Природа породила и напоила
    Вихорь набежит и мчится
    Туча оросит, блуждая
    А в шестой строфе Пушкин «опредмечивает» человека: тот «послушно в путь потек»
    Помимо олицетворения, Александр Сергеевич использует и другие тропы.
    В частности, стихотворение насыщено метафорическими эпитетами:
    Жаждущие степи
    Пустыня чахлая и скупая
    Мертвая зелень
    Тлетворный вихорь
    Дремучий лист
    Ядовитый дождь
    Песок горючий
    Послушливые стрелы
    Есть также эпитеты оценочные:
    Грозный часовой
    Густая прозрачная смола
    Властный взгляд
    Бледное чело
    Бедный раб
    Непобедимый владыка
    Несколько раз встречаются метафоры, выраженные творительным падежом:
    Яд «застывает смолою»
    Пот «струился ручьями»
    В первой строфе встречается сравнение:
    Анчар, как грозный часовой.
    Можно найти примеры метонимии:
    Человека человек Послал к анчару властным взглядом (не буквально взглядом)
    И тот ….возвратился с ядом (не собственно с ядом, а со смолой и листьями)
    Князь … гибель разослал (не собственно гибель была на стрелах)
    Для придания выразительности, образности Пушкин мастерски использует стилистические фигуры и средства синтаксиса.
    Многосоюзие (повтор союза «И») организует анафору в начале многих строк. Повтор союза «И» в начале строк придает особый ритм стихотворению. Ритм стихотворения как бы гипнотизирует читателя, заставляя верить в обреченность раба.
    Контраст, наблюдающийся между смысловыми частями стихотворения, в предпоследней строфе затачивается до антитезы: бедный раб — непобедимый владыка.
    В этой же строфе мы можем заметить градацию: раб принес — ослабел- лег- умер.
    Трижды встречаются авторские тире:
    1. Стоит — один во все вселенной
    2. На древо смерти набежит — и мчится прочь, уже тлетворный.
    3. Принес — и ослабел и лег.
    Авторское тире акцентирует внимание на важных смысловых моментах текста.
    Своеобразно употребление лексики. В тексте «Анчара» встречается много старославянизмов, что придает стихотворению торжественность и схожесть с библейскими «вечными» текстами:
    Жаждущих
    Блуждая
    Чуждые
    (сочетание ЖД- признак старославянизмов)
    Древо
    Тлетворный
    Дремучий
    Бледному
    Хладными
    Владыка
    (неполногласные сочетания РА, ЛА. РЕ. ЛЕ –признак старославянизмов)
    Возвратился, породила, набежит, напитал (Старославянские приставки)
    Чело, раскаленной, потек- старославянские слова.
    В тексте используются слова с негативным значением. В частности, много слов из смысловой группы, указывающей на гибель:
    Зелень мертвую
    Древо смерти
    Тлетворный
    Смертную смолу
    Увядшими листами
    Умер бедный раб
    Гибель разослал
    Выбор слов с подобной смысловой окраской помогает Пушкину подчеркнуть идею пагубного воздействия рабства на общество в целом и на личность в частности.
    На уровне звукописи хотелось бы отметить частое повторение звука [р]. Это продолжается на протяжении всего стихотворения. В частности:
    И тигр нейдет: лишь вихорь черный
    На древо смерти набежит
    И мчится прочь, уже тлетворный.
    Мне сочетание подобных звуков напоминает карканье ворон вперемежку с неясным клекотом стервятников. В сознании невольно всплывают подобные ассоциации, хотя в стихотворении не упоминается об этих птицах.
    Стихотворение состоит из девяти четверостиший. Оно написано четырехстопным ямбом. Третья стопа практически каждой строки — пиррихий (стопа без ударения). Последние стропы в четных строках — с наращением (с дополнительным безударным слогом). Способ рифмовки — перекрестный. Рифмы точные. В нечетных строках мужская рифма (ударение падает на последний слог), в четных — женская (ударение падает на предпоследний слог).
    Многообразие фонетических, лексических, синтаксических средств выразительности, особое построение композиции и идейно-тематическое своеобразие произведения ставят «Анчар» А. С. Пушкина в ряд величайших шедевров мировой литературы.

  4. Strang3r Ответить

    В стихотворении «Анчар» Пушкин придерживается четкой линейной композиции. Оно делится на две части: в первой описывается дерево зла – анчар, во второй – действия владыки и раба, направившегося к дереву за ядом. Казалось бы, образы слуги и царя должны быть композиционно противопоставлены друг другу. У Пушкина не так: он намерено избегает противопоставления героев, наоборот, он их уравнивает: «человека человек послал к анчару».

    Противопоставлены мир людей и природа. Умные животные не подходят к Анчару, в отличие от людей, которые намеренно идут на контакт со злом. Сама природа поместила анчар на край вселенной.
    Сопоставлены в стихотворении анчар и царь: последний стал своеобразным анчаром для мира людей, ведь стрелами с ядом он несет гибель.

    Средства художественной выразительности

    Проведя художественный анализ стихотворения Пушкина «Анчар», можно сделать вывод, что оно богато изобразительными средствами:
    Метафоры (анчар – символ мирового зла).
    Эпитеты («властный взгляд», «вихор черный», «послушливые стрелы»).
    Оксюморон – сопоставление несопоставимого: «зелень мертвая ветвей». Зелень – символ жизни, употреблена с эпитетом «мертвая».
    Использование старославянизмов («вихор», «потек», «хладными») придает тексту библейское, общечеловеческое, торжественное звучание.
    Сравнения («Анчар, как грозный часовой»).

    Что должен содержать анализ “Анчара” (план)

    В школьной программе при изучении темы «Пушкин. “Анчар”» анализ стихотворения неизбежен. Это тема отдельного урока в 8 классе. Необходимо учесть все аспекты и особенности, на которые обратил внимание в стихотворении «Анчар» Пушкин. Анализ по плану сводится к следующему:
    Творческая справка: в какие годы жизни было написано стихотворение, факты биографии.
    Сюжет стихотворения.
    Особенности композиции и жанра.
    Художественное своеобразие стихотворения.
    Идея и ее развитие (дать описание трех вопросов, поднятых в стихотворении).
    Заключение: место стихотворения в творчестве поэта.
    Стихотворение «Анчар» А. С. Пушкина – яркий представитель вольнолюбивой и философской лирики поэта. Написанное в порыве чувства справедливости, оно остается актуальным и по сей день. Ведь передел мира (воины идут и сейчас) даже масштабнее, чем в XIX веке. Чем старше становится наша планета, тем больше становится зла и несправедливости.

  5. МоЖеТ ДаЖе Не Я Ответить

    Данное стихотворение было написано в 1828 году. При создании своего произведения Пушкин пользовался несколькими источниками. Во-первых, это старинная легенда о древе яда. Кроме того, поэту стало известно сообщение некоего доктора Фурша «о древе яда»: «… на острове Ява растет дерево, вокруг которого земля… суха и не производит никаких плодов… За шесть часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого животного там не видали…. Государь этих мест посылает осужденных на смерть преступников за… ядом…».
    Доктор Фурш ограничился рассказом о любопытном явлении природы и интересном экзотическом обычае. Пушкин в своем стихотворении переводит повествование в общественно-философский план.
    Композиционно стихотворение явно делится на две части. Первая состоит из пяти первых четверостиший. В ней описывается безжизненный пейзаж. Поэт рисует дерево с мертвой зеленью ветвей, с корнями, пропитанными ядом. Равномерно капают капли с ветвей, праевращаясь в смертную смолу:
    Яд каплет сквозь его кору,
    К полудню растопясь от зною,
    И застывает ввечеру
    Густой прозрачною смолою.
    В пустыне все мертво, неподвижно:
    К нему и птица не летит,
    И тигр нейдет: лишь вихорь черный
    На древо смерти набежит –
    И мчится прочь, уже тлетворный.
    Движение, обычно символизирующее жизнь, здесь превращается в мрачное движение смерти. Анчар становится символом вселенского зла.
    Зловещую картину мертвенной пустыни и смертоносного анчара помогают автору передать разные средства художественной выразительности. Эпитеты: «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую ветвей», «ядовит дождь», «вихорь черный… тлетворный», «в день гнева», «песок горючий» и так далее. Пушкин также использует метафоры: «природа породила… напоила», «вихорь набежит… мчится прочь»и так далее. В стихотворении присутствуют и сравнения: «анчар, как грозный часовой».
    Во второй части сюжет стихотворения обогащается новым мотивом:
    Но человека человек
    Послал к анчару властным взглядом…
    Теперь уже повествование переводится в сферу человеческих отношений. «Человек» и «человек», равные по своей природе, разделены социальными границами на «раба» и «владыку». Достаточно одного взгляда (даже не слова!), чтобы раб пошел на верную смерть:
    И тот послушно в путь потек
    И к утру возвратился с ядом.
    Метафора «послушно в путь потек» передает безвольность раба. Он течет как река, не в силах изменить свое русло. Образ раба раскрывается в своей человеческой сути:
    И пот по бледному челу
    Струился хладными ручьями…
    Автор сочувствует рабу. Это видно и в глаголах, описывающих его состояние (принес – и ослабел, и лег – и умер), а также в обобщающем эпитете: «бедный раб».
    Образ владыки дан очень обобщенно и символично. Это символ тирании и самовластия вообще. Пушкин соотносит страшное зло природы – анчар и страшное зло человеческой жизни – деспотизм. Но самовластие, в отличие от анчара, зло активное. Тем оно и страшно. Это зло сеет гибель вокруг себя, завоевывая все новое влияние:
    А царь тем ядом напитал
    Свои послушливые стрелы
    И с ними гибель разослал
    К соседям в чуждые пределы.
    Интересно, что даже повтор однокоренных слов («послушно в путь потек» – «послушливые стрелы») подчеркивает, что все живое и мертвое покоряется и служит «непобедимому владыке».
    В стихотворении явно прослеживается антитеза «владыка – раб». Она выражается эпитетами: «властный взгляд» – «послушно», «бедный раб» – «непобедимый владыка». Глаголы также подчеркивают это противопоставление: «послал» – «потек». В данном стихотворении Пушкин использует анафору, чтобы усилить напряжение: «Принес он смертную смолу… Принес – и ослабел и лег…»
    Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Это помогает автору передать своеобразную ритмичность произведения. Если в первой части ямб передает движение смерти в природе, то во второй части он передает страшную силу зла в человеческих отношениях.
    Я считаю, что в таком порядке вещей виноват не только владыка, но и раб. Он слишком беспрекословно выполняет приказы своего властителя. Даже знание о своей неминуемой смерти не останавливает его. Рабство – лишь обратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе. До тех пор, пока есть рабы, будут и властелины. Именно рабство души, внутренняя несвобода помогают появлению зла.
    Беру!

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *