Аутизм что это такое симптомы у детей?

12 ответов на вопрос “Аутизм что это такое симптомы у детей?”

  1. miner64 Ответить

    Аутист не может понять эмоции других людей. Как проявляется у ребенка этот симптом, можно отследить уже в его раннем возрасте. Если у обычных детей мозг устроен так, что они могут легко определить при взгляде на других людей, расстроены они, веселы или напуганы, то аутист на это не способен.
    Ребенок не интересуется ровесниками. Уже в 2 года обычные дети стремятся к компании – играть, знакомиться с ровесниками. Признаки аутизма у детей 2 лет выражаются тем, что такой малыш не участвует в играх, а погружается в собственный мир. Тем, кто хочет знать, как распознать у ребенка 2 лет и старше, следует просто присмотреться к компании детей: аутист всегда находится в одиночестве и не обращает внимания на других либо воспринимает их, как неодушевленные объекты.
    Малышу трудно играть, применяя воображение и социальные роли. Дети в 3 года и даже младше играют, фантазируя и придумывая ролевые игры. У аутистов симптомы в 3 года могут выражаться тем, что они не понимают, что такое социальная роль в игре, и не воспринимают игрушки как целостные предметы. К примеру, признаки аутизма у ребенка 3 лет могут выражаться тем, что малыш часами крутит колесо у машинки или повторяет другие действия.
    Ребенок не отвечает на эмоции и общение со стороны родителей. Ранее было принято считать, что такие дети вообще эмоционально не привязываются к родителям. Но сейчас ученые доказали, что когда мама уходит, такой ребенок в 4 года и даже раньше проявляет беспокойство. Если члены семьи рядом, он выглядит менее зацикленным. Однако при аутизме признаки у детей 4 лет выражаются отсутствием реакцией на то, что родители отсутствуют. У аутиста проявляется тревожность, но вернуть родителей он не пытается.

    Нарушенная коммуникация

    У детей до 5 лет и позже отмечается задержка речи или ее полное отсутствие (мутизм). При этом заболевании признаки у детей 5 лет в речевом развитии уже явно выражены. Дальнейшее развитие речи определяют виды аутизма у детей: если отмечается тяжелая форма болезни, ребенок может вообще не овладеть речью. Чтобы обозначить свои потребности, он употребляет только некоторые слова в одной форме: спать, есть и т. п. Проявляется речь, как правило, бессвязная, не нацеленная на понимание других людей. Такой малыш может на протяжении нескольких часов говорить одну и ту же фразу, не имеющую смысла. Говоря о себе, аутисты делают это в третьем лице. Как лечить такие проявления, и возможна ли их коррекция, зависит от степени заболевания.
    Аномальная речь. Отвечая на вопрос, такие дети повторяют либо всю фразу, либо ее часть. Они могут говорить слишком тихо или громко, неправильно интонируют. Такой малыш не реагирует, если его называют по имени.
    Отсутствие «возраста вопросов». Аутисты не задают родителям множества вопросов о мире, который их окружает. Если же вопросы все же возникают, то они однообразны, практического значения не имеют.

    Стереотипное поведение

    Зацикливается на одном занятии. Среди признаков того, как определить у ребенка аутизм, следует отметить и зацикленность. Малыш может на протяжении многих часов сортировать по цветам кубики, составлять башню. Причем, вернуть его из этого состояния сложно.
    Выполняет ритуалы каждый день. Википедия свидетельствует, что такие дети чувствуют себя в состоянии комфорта, только если обстановка для них остается привычной. Любые перемены – перестановка в комнате изменение маршрута на прогулке, другое меню – могут спровоцировать агрессию или выраженный уход в себя.
    Повторение бессмысленных движений много раз (проявление стереотипии). Аутисты склонны к самостимуляции. Это повторение тех движений, которые ребенок использует в непривычной обстановке. Например, он может щелкать пальцами, качать головой, хлопать в ладоши.
    Развитие страхов и навязчивых идей. Если ситуация непривычна для ребенка, у него могут развиваться приступы агрессии, а также самоагрессии.

    Раннее проявление аутизма

    Как правило, аутизм проявляется очень рано – еще до 1 года родители могут его распознать. В первые месяцы такие дети менее подвижны неадекватно реагируют на раздражители извне, у них скудная мимика.
    Почему рождаются дети с аутизмом, до сих пор четко не известно. Несмотря на то, что четко причины аутизма у детей до сих пор не определены, и в каждом конкретном случае причины могут быть индивидуальными, о своих подозрениях важно сразу сообщить специалисту. Можно ли вылечить аутизм, и лечится ли он вообще? На эти вопросы отвечают только индивидуально, проведя соответствующий тест и назначив лечение.

    Что нужно помнить родителям здоровых детей?

    Тем, кто не знает, что такое аутизм и как он проявляется, все же следует помнить, что такие дети встречаются среди сверстников ваших детей. Итак, если чей-то малыш впадает в истерику, это может быть аутичный ребенок или малыш, страдающий другими психическими расстройствами. Нужно вести себя тактично и не порицать такое поведение.
    подбодрите родителей и предложите свою помощь;
    не критикуйте малыша или его родителей, думая, что он просто избалован;
    постарайтесь убрать все опасные предметы находящиеся рядом с малышом;
    не присматривайтесь к нему слишком пристально;
    будьте максимально спокойны и дайте понять родителям, что вы правильно все воспринимаете;
    не привлекайте внимания к этой сцене и не шумите.

    Интеллект при аутизме

    В интеллектуальном развитии также появляются аутичные черты у ребенка. Что это – зависит от особенностей заболевания. Как правило, у таких детей имеет место умеренная или легкая форма умственной отсталости. Больные, страдающие этим недугом, с трудом учатся ввиду наличия у них дефектов мозга.
    Если аутичность сочетается с аномалиями хромосом, эпилепсией, микроцефалией, то может развиться глубокая умственная отсталость. Но если имеет место легкая форма аутизма, и при этом у ребенка динамично развивается речь, то интеллектуальное развитие может быть нормальным или даже выше среднего.
    Основная особенность заболевания – избирательный интеллект. Такие дети могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. Савантизм – это явление, когда аутист очень выражено одарен в одной определенной области. Некоторые аутисты способны сыграть мелодию точно, услышав ее только один раз, или вычислять в уме сложнейшие примеры. Знаменитые аутисты мира – Альберт Эйнштейн, Энди Кауфман, Вуди Аллен, Энди Уорхол и многие другие.

    Синдром Аспергера

    Существуют определенные виды аутических расстройств, среди них синдром Аспергера. Принято считать, что это легкая форма аутизма, первые признаки которой появляются уже в более позднем возрасте – примерно после 7 лет. Такой диагноз предполагает следующие особенности:
    нормальный или высокий уровень интеллекта;
    нормальные речевые навыки;
    отмечаются проблемы с громкостью речи и интонацией;
    зацикленность на каком-либо занятии или изучении явления;
    нарушение координации движений: странные позы, неуклюжая ходьба;
    эгоцентричность, отсутствие способности к компромиссам.
    Такие люди ведут относительно нормальную жизнь: учатся в учебных заведениях и при этом могут делать успехи, создают семьи. Но все это происходит при условии, что для них создаются правильные условия, присутствуют адекватное воспитание и поддержка.

    Синдром Ретта

    Это тяжелая болезнь нервной системы, причины ее возникновения связаны с нарушениями в Х-хромосоме. Болеют ею только девочки, так как при таких нарушениях плод мужского пола погибает еще в утробе матери. Частота этого недуга составляет 1:10000 девочек. Когда у ребенка именно этот синдром, отмечаются такие признаки:
    глубокая аутичность, изолирующая ребенка от внешнего мира;
    нормальное развитие малыша в первые 0,5-1,5 года;
    медленный рост головы после этого возраста;
    утрата целенаправленных движений рук и навыков;
    движения руками – типа рукопожатия или умывания;
    исчезновение навыков речи;
    ухудшенная координация и плохая двигательная активность.
    Как определить синдром Ретта – это вопрос к специалисту. Но это состояние немого отличается от классического аутизма. Так, при этом синдроме врачи определяют эпилептическую активность, недоразвитие мозга. При этой болезни прогноз неблагоприятный. В данном случае любые методы коррекции малоэффективны.

    Как диагностируют аутизм?

    Внешне такие симптомы у новорожденных определить невозможно. Однако над тем, чтобы как можно раньше определять признаки аутизма у новорожденных, ученые работают уже давно.
    Чаще всего первые признаки такого состояния замечают у детей родители. Особенно рано аутистическое поведение определяют те родители, в семье которых уже есть маленькие дети. Следует учитывать тем, в чьей семье есть аутист, что это такое заболевание, которое нужно стараться диагностировать как можно раньше. Ведь чем раньше выявить аутизм, тем больше шансов у такого малыша адекватно чувствовать себя в обществе и нормально жить.

    Тест со специальными опросниками

    При подозрении на детский аутизм диагностика проводится с помощью опросов родителей, а также изучения того, как ведет себя малыш в привычной для него среде. Применяются следующие тесты:
    Шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS)
    Опросник для диагностики аутизма (ADI-R)
    Шкала рейтинга детского аутизма (CARS)
    Поведенческий опросник для диагностики аутизма (ABC)
    Контрольный список оценки показателей аутизма (ATEC)
    Опросник по аутизму у маленьких детей (CHAT)

    Инструментальное исследование

    Применяются такие методы:
    проведение УЗИ головного мозга – с целью исключения повреждений мозга, провоцирующих симптомы;
    ЭЭГ – с целью определения приступов эпилепсии (иногда этими проявлениями сопровождается аутизм);
    проверка слуха ребенка – чтобы исключить задержку развития речи ввиду тугоухости.
    Родителям важно правильно воспринять поведение ребенка, который страдает аутизмом.
    Взрослые видят
    Это НЕ
    Возможно, это
    Проявляет забывчивость, неорганизованность
    Манипуляции, лень, отсутствие желания делать что-либо
    Непонимание ожиданий родителей или других людей, высокая тревожность, реакция на стресс и перемены, попытка регуляции сенсорных систем
    Предпочитает однообразие, сопротивляется переменам, расстраивается из-за перемен, предпочитает повторять действия
    Упрямство, отказ сотрудничать, ригидность
    Неуверенность, как выполнить указания, стремление сохранить обычный порядок, невозможность оценить ситуацию со стороны
    Не выполняет инструкции, импульсивен, делает провокации
    Эгоизм, непослушание, желание всегда оказываться в центре внимания
    Ему трудно понимать общие и абстрактные понятия, сложно обрабатывать информацию
    Избегает освещения и некоторых звуков, не смотрит никому в глаза, вращает, трогает, нюхает посторонние предметы
    Непослушание, плохое поведение
    У него плохо обрабатываются телесные и сенсорные сигналы, высокая зрительная, звуковая, обонятельная чувствительность

    Лечение аутизма

    Лечится или нет это состояние, больше всего интересует родителей таких малышей. К сожалению, ответ на вопрос «Лечится ли аутизм?» однозначен: «Нет, не лечится».
    Но, несмотря на то, что недуг не излечим, поправить ситуацию можно. Самое лучшее «лечение» в этом случае – регулярные занятия каждый день и создание наиболее благоприятной среды для аутиста.

  2. dmialenar Ответить

    Для родителей, воспитывающих малышей-аутистов, главное понять, что это заболевание останется у малыша на всю жизнь. К сожалению, излечить аутизм в настоящее время невозможно.
    Малыши-аутисты при правильном подходе прекрасно развиваются и со стороны даже совсем не отличаются от своих сверстников. Лишь немногие незнакомые люди могут заметить, что малыш немного отличается от других. Однако часто они считают, что такой ребенок просто излишне избалован или имеет дурной характер.
    Для того чтобы улучшить качество жизни малыша и помочь ему в социальной адаптации воспользуйтесь следующими советами:
    Старайтесь правильно общаться со своим ребенком. Малыши-аутисты категорически не воспринимают повышенного тона или ругани. Общаться с такими детками лучше в одном и том же спокойном тоне, без использования ругательств. Если малыш сделал что-то неправильно, постарайтесь не реагировать чрезмерно бурно и агрессивно, а просто объясните ребенку, как сделать это действие верно. Можно показать это также в качестве некой игры.
    Воспитанием ребенка следует заниматься обоим родителям. Даже несмотря на то, что, как правило, малыш выбирает общение с папой или мамой, они оба должны участвовать в его жизни. В этом случае ребенок чувствует себя более комфортно и получает правильное представление об организации семьи. В дальнейшем при создании своей собственной жизни он во многом будет руководствоваться принципами, заложенными в детстве.
    Приучить к горшку малышей с аутизмом бывает достаточно сложно. Обычно в этом помогают детские психологи. В игровой форме они создают сходную бытовую ситуацию и прорабатывают с малышом правильную последовательность действий. Для самостоятельного обучения в домашних условиях помните, что приучать ребенка к горшку следует постепенно и последовательно. Никогда не повышайте голос и не наказывайте малыша, если он сделал что-то не так. В случае с ребенком-аутистом эта мера не приведет к положительному результату.
    Научить читать малыша, страдающего аутизмом, можно лишь при ежедневных с ним занятиях. Старайтесь выбирать обучающие книжки без чрезмерно ярких картинок. Огромное количество разнообразный цветов может насторожить и даже испугать ребенка. Выбирайте издания без пестрых картинок. Обучение лучше проводить в игровой форме. Так малыш будет воспринимать этот процесс как обычную игру.
    Во время сильной истерики малыша нужно осторожно успокоить. Лучше это будет делать тот член семьи, с кем у ребенка более близкий контакт. Если ребенок чрезмерно агрессивный, то постарайтесь быстро отвести его в детскую комнату. Привычная обстановка поможет малышу легче успокоиться. Никогда не повышайте на ребенка голос, пытаясь до него докричаться! Это ни к чему хорошему не приведет. Объясните малышу, что ему нечего бояться, и вы рядом. Постарайтесь переключить внимание на другое событие или предмет.
    Постарайтесь обязательно наладить контакт с малышом-аутистом. Только с самыми близкими для него людьми ребенок общается спокойно. Для этого никогда не задавайте малышу миллион вопросов. Частые объятия также не приведут к установлению контакта. Постарайтесь больше проводить времени с малышом, просто наблюдая за его играми. Через некоторое время ребенок будет воспринимать вас, как часть своей игры, и легче пойдет на контакт.
    Приучайте ребенка к правильному режиму дня. Обычно малыши-аутисты прекрасно воспринимают четко организованный распорядок. Это создает у них ощущение полного комфорта и защищенности. Старайтесь, чтобы ребенок засыпал и просыпался в одно и то же время. Обязательно соблюдайте режим кормлений. Даже в выходные дни сохраняйте привычный для малыша распорядок дня.
    Обязательно проходите регулярное обследование и наблюдение у детского психотерапевта и психолога. Такие консультации являются очень важными для оценки прогноза болезни и установления динамики состояния ребенка. Обычно маленькие пациенты с аутизмом должны посещать психотерапевта не реже двух раз в год. При ухудшении самочувствия — чаще.
    Организуйте для малыша правильное полноценное питание. Учитывая особенности нарушенной микрофлоры, всем малышам, болеющие аутизмом, необходимо кушать кисломолочные продукты. Они обязательно должны быть максимально свежими. Именно в этом случае концентрация полезных лактобацилл и бифидобактерий будет достаточной. Только такие продукты будут для ребенка полезными и улучшает его пищеварение.
    С самых первых дней рождения ребенка чаще старайтесь проявлять к нему заботу и ласку. Малыши-аутисты очень плохо реагируют на различные телесные проявления любви и нежности. Однако это совершенно не говорит о том, что это делать не нужно. Врачи советуют чаще обнимать ребенка и целовать. Делать это нужно без причинения ему психического давления. Если малыш не в настроении, лучше отложить объятия на некоторое время.
    Подарите малышу нового друга. Большинство детей-аутистов очень любят домашних животных. Общение с пушистыми зверьками приносит малышу не только положительные эмоции и благоприятно влияет на течение его болезни, но и оказывает настоящее лечебное действие на тактильную чувствительность. Кошечка или собачка станут настоящими друзьями для малыша и помогут ему легче устанавливать контакты не только с животными, но и новыми людьми.
    Не ругайте ребенка! Любое повышение голоса малыш, страдающий аутизмом, воспринимает очень болезненно. Реакция может быть самой непредсказуемой. Некоторые малыши впадают в сильную апатию и становятся более безучастными ко всему, что происходит в повседневной жизни. У других детей может возникнуть чрезмерно сильный приступ агрессии, который даже потребует применения медикаментозных препаратов.
    Старайтесь выбирать для малыша интересное хобби. Очень часто дети, страдающие аутизмом, прекрасно рисуют или играют на музыкальных инструментах. Обучение в специализированной художественной школе поможет малышу добиться высоких профессиональных успехов. Часто такие детки становятся настоящими гениями. Обязательно следите за нагрузкой, которая ложится на малыша. Чрезмерная увлеченность может привести к сильной утомляемости и нарушению внимания.
    Не передвигайте мебель в детской комнате и во всей квартире. Старайтесь, чтобы все игрушки и предметы, которые принадлежат ребенку, оставались на своих местах. Сильные перестановки могут вызвать у малыша, страдающего аутизмом, настоящие приступы паники и чрезмерной агрессии. Приобретение новых предметов делайте осторожно, без привлечения к этому большого внимания.
    Не ограничивайте ребенка только нахождением дома! Малыши с аутизмом не должны постоянно находится в четырех стенах. Это только усугубит неспособность заводить новых друзей и знакомства. Постепенно расширяйте условия, где малыш проводит большое количество времени. Старайтесь мотивировать его на прогулку, посещайте близких родственников. Однако проводить это следует постепенно, без психологического давления. Малышу должно быть очень комфортно в новых условиях.

  3. askat0596 Ответить

    Аутизм нельзя предупредить. Этот диагноз невозможно предположить во время беременности. Не существует признаков аутизма, заметных по УЗИ или анализу крови будущей матери.
    Что можно сделать?
    Собрать информацию о семьях обоих партнёров. Случались ли в роду психиатрические болезни? Какие? У кого? Как развивались?
    Грамотно подойти к ведению беременности и родам. Стандартные правила: полноценное питание, сон, минимум переживаний, компетентный акушер-гинеколог в родзале.
    Иметь настороженность. Смело задавать педиатру вопросы. Если ответ участкового врача не успокоил, обращаться за консультацией к другим специалистам. Что-то смущает в развитии малыша? Всегда умнее перестраховаться.
    Уже есть ребёнок с РАС? Это не запрет на следующие беременности. Однако консультация генетика при планировании необходима.

    У моих друзей ребёнок с аутизмом. Как с ними общаться?

    Не верноВерноНаука не стоит на месте, вылечат!Ты научишься с этим жить. Если я могу помочь, я рядом, только скажи.Ты, наверное, пила во время беременности, да? Ну, если честно?Промолчать.Это всё из-за прививок, да?Промолчать.Я слышал, помогает гомеопатия/обтирания кровью гадюки/заговоры/гипноз! Почему ты не пробуешь?Что вы уже пробовали? Чем я могу помочь?Сдайте его в интернат, молодые ещё, нового родите!Промолчать.Я не умею общаться с… ТАКИМИ.Подскажи, я должен что-то знать, чтобы не навредить?Способы помочь:
    собрать материальную помощь на работе/в спортклубе и т. д.;
    помочь с уборкой/готовкой;
    посидеть пару часов с ребёнком;
    Это требует больших усилий, чем возня с нейротипичным школьником, но всё абсолютно реально. Такая помощь очень нужна, потому что маме иногда хочется на маникюр или попить кофе одной, а вот бабушек-энтузиасток после постановки диагноза становится в разы меньше.
    обсудить, в какой информации нуждается семья (курсы реабилитации, школы с инклюзией, тьюторы, педиатры), и посёрфить интернет на эту тему;
    Не нужно скидывать всё подряд с тегом #аутизм.
    продолжать общение, приглашать на мероприятия в прежнем режиме.

  4. kerri17 Ответить

    Простые навыки общения освоены, но ребенок предпочитает проводить время в безлюдном помещении. Отмечаются и другие признаки:
    интерес направлен только на одну область, игрушку, мультфильм, передачу;
    дефицит внимания;
    бесцельные сложные движения;
    соблюдение собственных, часто нелепых со стороны, правил;
    непонятные страхи также имеют место;
    гиперактивность;
    потребность в однообразном расположении мебели и вещей в доме – если ее переместить, у ребенка может быть истерика или паническая атака;
    ребенку надо соблюдать определенную последовательность при одевании, пробуждении, отходе ко сну;
    агрессия, направленная на себя.
    Обучение детей с аутизмом затруднено, но это не значит, что у всех аутистов имеется низкий IQ – им трудно быстро сменять род деятельности и рассеивать внимание одинаково на несколько предметов. Воспитание требует огромных сил со стороны родителей: ведь если малыш научился ходить на горшок или переодеваться дома, это не значит, что он сможет это сделать в гостях или в детском саду.

    Симптомы заболевания в возрасте от 2 до 11 лет

    Дети с аутизмом в этом возрасте все также испытывают актуальную для предыдущего периода симптоматику. Ребенок на собственное имя не отзывается, в глаза не смотрит, любит находиться в одиночества, отсутствует интерес к другим детям. Помимо этого отмечаются и другие характерные симптомы заболевания:
    Возможно, опять же, повторение однотипных действий (своеобразных ритуалов), при смене привычной для себя обстановки у него возникает сильное беспокойство.
    Ребенок знает лишь несколько слов, может вообще не разговаривать.
    Возможно постоянное повторение ребенком одного и того же слова, беседу он не поддерживает.
    В основном своем большинстве дети с аутизмом с большими усилиями приобретают навыки, для них новые, в школьном возрасте у них отсутствует способность к чтению или к письму.
    У некоторых детей развивается интерес к определенному типу деятельности, к примеру, к математике, к музыке, рисованию и т.д.

    Признаки раннего детского аутизма до 2 лет

    В большинстве случаев проявления заболевания отмечаются у детей в течение уже первого года их жизни. Могут наблюдаться характерные отличия поведения больного ребенка от поведения ровесников. Отмечаются и следующие симптомы:
    Ребенок крайне редко улыбается;
    Отсутствует привязанность к матери. Так, ребенок не плачет, как другие дети, когда она куда-то уходит, он ей не улыбается и не тянется на ручки;
    Ребенок с аутизмом не смотрит на лицо родителей, в их глаза;
    Возможно неадекватное реагирование ребенка на раздражители, для других незначительные (свет, приглушенные звуки и пр.), помимо этого он может испытывать страх из-за них.
    Отмечается агрессивность ребенка в отношении других детей, он не стремится к общению с ними и к общим играм;
    Больной ребенок отдает предпочтение в игре лишь одной игрушке (либо отдельной ее части), интерес к остальным игрушкам отсутствует;
    Отмечается задержка в развитии речи. Так, к 12 месяцам ребенок не гулит, не использует простейших слов к возрасту 16 месяцев, к возрасту 24 месяцев не воспроизводит простых фраз.
    Между тем важно заметить, что такие симптомы вовсе не являются исключительными показателями актуальности аутизма, хотя и требуют определенного беспокойства. А потому избегание ребенком общества, его молчаливость, погруженность в себя – все эти проявления необходимо обсудить с педиатром. [adsen]

    Уровень интеллекта при аутизме

    Большинство детей с аутизмом имеют легкую или умеренную степень умственной отсталости. Это связано с дефектами мозга и трудностями в обучении. Если болезнь сочетается с микроцефалией, эпилепсией и хромосомными аномалиями, то уровень интеллекта соответствует глубокой умственной отсталости. При легких формах болезни и динамичном развитии речи интеллект может быть нормальным или даже выше среднего.
    Главной особенностью аутизма является избирательный интеллект. То есть дети могут быть сильны в математике, музыке, рисовании, но при этом намного отставать от сверстников по остальным параметрам. Явление, когда аутист чрезвычайно одарен в какой-либо области,называют савантизмом. Саванты могут сыграть мелодию, услышав ее всего один раз. Или нарисовать картину, увиденную единожды, с точностью до полутонов. Или держать в голове столбики цифр, производя сложнейшие вычислительные операции без дополнительных средств.

    Степени тяжести

    Выделяют несколько степеней тяжести, по которым еще более понятно, что такое аутизм:
    1 степень
    Дети могут общаться, но в необычной обстановке легко теряются. Движения неловкие и медленные; ребенок не жестикулирует, его речь амимична. Иногда таким малышам ставят диагноз Задержка психического развития.
    2 степень
    Дети не создают впечатление замкнутых или отрешенных. Они много говорят, но при этом ни к кому не обращаются. Особенно они любят повествовать о сфере своих интересов, которую изучили досконально.
    3 степень
    В привычной обстановке ребенок нормально себя ведет, но при посещении новых мест у него случается приступ паники или самоагрессии. Такой больной путает местоимения, отвечает бесполезными штампами.
    4 степень
    Дети не реагируют на обращение, не смотрят в глаза, практически не говорят. Если им комфортно, они часами сидят, глядя перед собой, дискомфорт проявляется в криках и плаче.

    Диагностика аутизма

    Внешние клинические признаки аутизма у ребенка первого года жизни практически отсутствуют и только опытным родителям, имеющим более 1 малыша в семье, удается заметить какие-либо отклонения в развитии, с которыми они обращаются к врачу.
    Если в семье или в роду уже есть случаи аутизма, то крайне важно внимательно наблюдать за ребенком и вовремя обратиться за медицинской помощью при необходимости. Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.
    Основными методами диагностики аутизма у детей являются:
    осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости;
    ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками;
    УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания;
    проведение тестов со специальными опросниками.
    Сами родители должны правильно расценивать изменения в поведении ребенка, у которого возможно аутизм.

    Лечение аутизма

    Ответ на главный вопрос: лечится ли аутизм? –Нет. Лекарства от этой болезни не существует. Нет такой таблетки, выпив которую аутичный ребенок выберется из своей «скорлупы» и социализируется. Единственный способ приспособить аутиста к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия и создание благоприятной среды. Это большой труд родителей и педагогов, который почти всегда приносит свои плоды.
    Принципы воспитания ребенка-аутиста:
    Создать благоприятную среду для жизни, развития и обучения ребенка. Пугающая обстановка и неустойчивый распорядок дня тормозят навыки у аутиста и заставляют еще глубже «уходить в себя».
    Понять, что аутизм – способ существования. Ребенок с этим заболеванием видит, слышит, думает и чувствует по-другому, отлично от большинства людей.
    Подключить к работе с ребенком психолога, психиатра, логопеда и других специалистов при необходимости.
    На современном этапе помощь больным детям может оказать только составленная грамотным специалистом коррекционная программа – последовательность действий, которые проводят не для того, чтобы вылечить аутизм (он не лечится), а с целью максимальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды.
    Для выполнения этой программы очень важна помощь родителей, ведь для малыша весь мир непонятен и враждебен.
    Коррекция проводится в особых реабилитационных центрах (например, Наш солнечный мир или Детство). Коррекционная программа зависит от формы и степени тяжести заболевания. В нее входят:
    медикаментозное лечение;
    безглютеновая диета;
    иппотерапия;
    поведенческая терапия;
    музыкальная терапия;
    игротерапия;
    ЛФК;
    дельфинотерапия;
    массаж.
    Занятия разными видами терапии могут проводиться в различных центрах. Так, иппотерапия проводится обычно в специально оборудованном манеже, лечение музыкой – в особых кабинетах. Лечебная физкультура и массаж обычно проводятся в условиях одной клиники.

  5. MXMBBKV Ответить

    Несмотря на то, что число детей с диагностированным аутизмом увеличивается с каждым годом, причины развития расстройства аутистического спектра (РАС) не выявлены до сих пор. Единственный факт, на котором сходятся современные исследователи, состоит в том, что аутизм провоцирует не какая-либо отдельная причина, а целый комплекс различных факторов.
    Возможные причины аутизма у детей, признанные на сегодняшний день, таковы:
    поздний возраст родителей (или одного родителя – особенно отца);
    расстройства аутистического спектра в семейном анамнезе;
    рождение ребенка в многодетной семье (7–8 и более детей) одним из последних. При этом результаты некоторых исследований также подтверждают и высокий риск рождения первенца-аутиста;
    некоторые заболевания матери в период вынашивания плода: краснуха, ветряная оспа, корь, цитомегаловирус, ожирение и др. Также одним из факторов риска считается агрессивное химическое воздействие на организм мамы во время беременности – особенно препаратами талидомидом и вальпроатом.
    Кроме того, к предполагаемым факторам, способным спровоцировать РАС у малыша, относятся и такие, как:
    наличие детского церебрального паралича (ДЦП);
    генетические аномалии (особенно среди генов, отвечающих за синаптические связи), синдромы Ангельмана и ломкой Х-хромосомы;
    нарушения обмена веществ, гормональные сбои;
    инфекции вирусной или бактериальной природы;
    отравление антибиотиками или ртутью (в том числе при детской вакцинации);
    органическое поражение центральной нервной системы в результате энцефалита, неправильного развития некоторых отделов мозга и др.
    травмы, полученные в процессе родов;
    черепно-мозговые травмы (ЧМТ);
    врожденная «хрупкость» эмоций.
    Первые признаки аутизма у детей могут проявиться как до достижения ребенком возраста 2 лет (ранний детский аутизм – РДА), так и в период 2–11 лет (детский) либо 11–18 лет (подростковый). Симптоматика состояния различается в зависимости от возраста – это касается не только стабильных признаков, но и изменяющихся в процессе взросления. Признаки аутизма у подростков проявляются сильнее, чем в раннем возрасте, и лечение, как правило, занимает более длительное время.

    Как диагностируется детский аутизм?

    Сам по себе аутизм считается неизлечимым состоянием, однако чем раньше будет поставлен диагноз и начата профессиональная работа с малышом – тем выше шансы научить его полноценному общению с другими людьми и полноправной жизни в социуме, значительно снизив проявление характерных симптомов.
    Корректная диагностика – достаточно сложная задача, поскольку в данном процессе необходимо отличить аутизм от множества других возможных отклонений развития, включая генетические болезни, олигофрению, шизофрению и т. д.
    В идеале ранний детский аутизм должен диагностироваться медицинской комиссией, в состав которой, помимо педиатра, входят и другие специалисты – психолог, психиатр, невролог, логопед. Также право войти в комиссию имеют родители и учителя ребенка, располагающие максимумом информации о нем.
    В рамках диагностирования задействуются максимально эффективные методы, включающие в себя разнообразные тесты уровней развития и интеллекта, опросники, специальные игры. Может быть использован известный скрининговый тест М-СНАТ, успешно применяющийся более чем в 25 странах для выявления РАД и РАС у детей различных возрастов.
    У детей 4 лет и более взрослых хорошо зарекомендовали себя и прочие скрининговые тесты, в группу которых входят:
    тест на AQ (коэффициент аутизма, по аналогии с IQ, коэффициентом интеллекта) – шкала индекса аутистического спектра. Этот тест разработан клиническим психологом С. Бароном-Коганом и состоит из 50 вопросов, ответы на которые могут даваться в одном из четырех предложенных вариантов. Если по результатам теста уровень AQ превышает 32 единицы – можно предположить высокую вероятность наличия аутизма;
    тесты на когнитивные особенности, оценивающие специфические свойства мышления. При их помощи выявляется уровень возможности реагировать на чужие эмоции и мысли, а также способность к контролю собственного поведения;
    тесты для выявления сопутствующих расстройств – например, алекситимии – состояния, связанного с трудностями при понимании собственных эмоций и настроения (алекситимия наблюдается у большинства аутистов – до 85%).
    В качестве обследований, помогающих уточнить диагноз, врачебной комиссией могут быть рекомендованы:
    при наличии неврогенетических расстройств – генотипирование и консультация врача-генетика;
    при расстройствах пищеварения – консультация гастроэнтеролога;
    ЭЭГ, МРТ или КТ мозга.
    Согласно новейшим исследованиям специалистов из Вашингтонского университета, предрасположенность к аутизму с высокой степенью вероятности может быть выявлена в самом раннем возрасте на основании трех параметров: объем головного мозга, толщина его наружного слоя (коры) и площадь коры. У детей с врожденной предрасположенностью к РАС наблюдается слишком быстрый рост мозга. Поэтому, если перечисленные параметры меняются с повышенной скоростью, то в будущем у ребенка, вероятно, появится и аутистическая симптоматика. Кроме того, что такое атипичный аутизм у детей и как он проявляется, может сказать только специалист.
    Об официальном диагнозе «ранний детский аутизм» можно говорить при наличии трех обязательных факторов:
    явный дефицит социального взаимодействия;
    повторяющееся либо ограниченное поведение, ритуалы;
    нарушенная коммуникация с окружающими людьми.
    Выраженность симптомов может очень широко варьироваться в каждом отдельном случае, а также изменяться с возрастом. Достаточно часто участковые педиатры игнорируют опасения родителей необычных малышей, успокаивая их тем, что ребенок «перерастет» все эти «милые странности». В результате диагноз РАС выставляется гораздо позже, чем стоило бы. Поэтому, если вы замечаете какие-либо настораживающие нюансы в поведении своего маленького сына или дочери – постарайтесь как можно быстрее обратиться к детскому психологу, не теряя драгоценного времени. Стоит помнить, что методики лечения аутизма дают больший эффект именно в раннем возрасте.

    Интеллект при детском аутизме

    Аутизм у детей отражается на уровне интеллекта по-разному – от низкого до нормального или даже высокого интеллектуального развития. Некоторое количество аутистов (0,5–10%) обладают великолепными способностями в каких-либо узких областях – музыке, живописи, науках и т. д. Вряд ли кто-то не слышал о таких выдающихся людях с аутизмом, как Альберт Эйнштейн, Григорий Перельман, Мария Кюри, Билл Гейтс, Вольфганг Амадей Моцарт. Разумеется, не всем «детям дождя» свойственны какие-то «сверхталанты», но во многих случаях к их сильным сторонам можно отнести следующие:
    выраженная способность к мышлению зрительными образами;
    обостренное чувство направления;
    отличная долговременная память;
    умение детально понимать различные последовательности, правила, теории;
    гиперлексия – понимание письменного языка в очень раннем возрасте (многие аутисты обучаются читать и/или писать раньше, чем говорить);
    художественные, математические или музыкальные способности, высокие навыки работы с компьютером, талант к конструированию.
    Дети с аутизмом умеют полностью сосредотачивать свое внимание на каком-либо занятии. Одна из главных задач родителей – поиск и правильное развитие полезных навыков и талантов аутичного ребенка, вне зависимости от уровня его интеллекта.
    Сегодня специалисты по изучению РАС все чаще склоняются к мнению, что аутизм не является ни психическим заболеванием, ни, тем более, однозначной интеллектуальной недостаточностью. Мозг человека в данном случае перерабатывает информацию не так, как «принято», но назвать какой-то из этих двух способов лучшим или худшим невозможно – они просто разные.
    Оценка интеллекта ребенка затрудняется, если он не идет на контакт с незнакомым человеком. При этом особенно непросто оценить интеллектуальные способности маленького аутиста, когда он не обладает сформированной речью. В таких случаях специалисты работают с данными, полученными при наблюдении за ребенком, рассказами его родителей и т. д.
    Результаты тестовых (психометрических) оценок интеллекта трактуются с учетом возможных искажений, связанных с затрудненным контактом. Не существует ни одного «теста на интеллект» для аутичных детей, который дал бы достоверные данные после первого же использования. Наиболее корректная оценка возможна лишь при условии длительного наблюдения за подопечным. В большинстве случаев самое адекватное представление об уровне интеллекта ребенка можно составить в процессе его развития, обучения и закономерного улучшения коммуникативных способностей.

    Симптомы и признаки аутизма у детей

    Общие признаки детского аутизма включают в себя следующие особенности:
    ограниченное поведение — когда ребенок слишком сильно фокусируется на каком-либо предмете или видеоматериале, не замечая больше ничего вокруг себя;
    компульсивное поведение — когда малыш стремится расположить предметы в строго определенном порядке;
    повторяющиеся (стереотипные) бесцельные движения – раскачивание, вращение головой, бег по кругу, махание руками;
    ритуалы – совершение повседневных действий в единственном порядке и в строго определенное время (например, ребенок требует одной и той же пищи, надевает одну и ту же одежду/обувь каким-то определенным способом и т. д.);
    протест против любых перемен в привычном укладе жизни — малыш может начать кричать из-за переложенных в другое место игрушек, передвинутого стула и т. д.;
    отсутствие эмоционального контакта с другими людьми, включая родителей — дети не хотят сидеть на руках, избегают зрительного контакта, не улыбаются и в целом будто не замечают людей;
    аутоагрессия (самоповреждение), вспышки гнева, судорожный синдром, расстройство пищевого поведения, бессонница и др.
    Характерная симптоматика различается в зависимости от возраста – так, у маленьких детей признаки РАС будут менее выражены и/или выглядеть иначе, чем, например, у детей 10 лет и старше.

    Признаки аутизма у новорожденных и детей до года

    В полной мере аутизм может проявиться далеко не сразу после рождения ребенка, а лишь к 1,5–3 годам (атипичный аутизм – после 3 лет). В некоторых случаях у новорожденных и у детей до года могут наблюдаться следующие особенности:
    ребенок не радуется и не оживляется при виде родителей, не улыбается, видя их или красивые игрушки и т. д. (отсутствие так называемых «комплекса оживления» и «социальной улыбки»);
    отсутствие зрительного контакта;
    отсутствие указательного жеста;
    повышенная или наоборот слишком низкая чувствительность к одному или нескольким видам внешних раздражителей – свет, звук, прикосновения.
    Малыш с аутизмом в 7–10 месяцев может не реагировать на свое имя, не изучать предметы руками и не тянуть их в рот. Дети-аутисты, достигшие года, не пытаются подражать окружающим, никак не реагируют на слово «нельзя», не умеют находить спрятанные предметы на видном месте.
    При выявлении каких-либо из перечисленных признаков следует немедленно обратиться к специалисту – ведь чем раньше будет начата коррекционная терапия, тем эффективнее малыш адаптируется к дальнейшей жизни.

    Признаки аутизма у детей 2–3 лет

    У детей 2 лет и далее у детей 3 лет спектр аутистических признаков расширяется, дополняясь такими особенностями:
    другие дети не вызывают никакого интереса у малыша;
    поведение может резко колебаться от гиперактивности до полной пассивности;
    отсутствие связной речи;
    непредсказуемость реакций;
    появление стереотипных движений;
    «деревянная» походка, обусловленная чересчур высоким мышечным тонусом, не позволяющим суставам разгибаться до конца, постоянное хождение на цыпочках.
    Также в 2–3 года «ребенок дождя» уже проявляет стремление к однообразию и системности (еда определенного цвета, строгий порядок расположения игрушек и т. д.). Кроме того, в этом возрасте аутичные детки могут начать играть исключительно с предметами, не являющимися игрушками (книга, тарелка, лист бумаги и т. д.). Если же малыш играет с игрушкой, то сам процесс игры со стороны выглядит необычно – например, если это машинка, ребенок не катает ее по полу, а просто долго крутит рукой одно из ее колес. Нередко ставится и диагноз эхолалия у ребенка-аутиста.

    Симптомы аутизма у детей 4–5 лет

    У четырехлеток и у детей 5 лет аутистическая симптоматика «обрастает» новыми проявлениями:
    появление ритуальных действий;
    обозначение себя в разговоре не как «я», а как «он», «она», «ты», «мальчик», «девочка» (при наличии речи);
    в некоторых случаях – нарушение координации движений;
    самоагрессия либо агрессия, направленная на других людей: ребенок может злиться на маму, пытаться ударить ее, испортить ее вещи. Иногда через подобную агрессию аутист выражает свою привязанность.
    Аутичные дети в этот период жизни не понимают необходимости морально-этических норм – для них это слишком абстрактно. Ребенок мыслит скорее прагматично, стремясь удовлетворить собственные потребности – например, привязаться к какой-либо вещи и делать всё ради обладания ею, вплоть до истерик, а получив вещь, уже не отдавать ее никому и никогда. Контактировать со сверстниками такие дети не хотят, предпочитая одиночество, чужих эмоций не воспринимают, часто относятся к людям как к неодушевленным предметам – например, могут ударить человека, не понимая, что ему больно и т. д. Есть много научных методов как научить ребенка аутиста говорить и воспринимать окружающих — и все они сводятся к тому, что чем ранее выявлены проблемы, тем проще справиться с этим и добиться адекватной социализации в дальнейшем.

    Коррекция и лечение аутизма у ребенка

    Если у вашего ребенка диагностировали аутизм – вполне естественно, что ваш привычный мир с этого момента изменится. Лечение РАС – процесс сложный, длительный и абсолютно невозможный без ежеминутного родительского участия, любви и терпения. Поскольку на сегодняшний день детский аутизм является очень широко распространенной проблемой, на изучение его особенностей и поиск методов коррекции брошены лучшие силы мира, и прогресс в этом отношении не стоит на месте.
    Методик работы с аутичными детьми существует очень много, а на первом месте среди них находится поведенческая терапия (Applied Behavior Analysis, АВА – прикладной анализ поведения), результативность которой доказана множеством профильных исследований.
    Достаточно популярен и метод биомедицинской коррекции аутизма. Приверженцы этой системы считают РАС следствием сбоев функций ЖКТ и иммунной системы. В качестве терапии в данном случае выступает строгая диета.
    Кроме того, в борьбе с деструктивными проявлениями аутизма незаменима помощь психологов, дефектологов, логопедов. Также очень хорошо зарекомендовали себя различные виды терапии с животными (пет-терапия).
    Полноценная АВА-терапия, подкрепленная фрагментами различных методик, способна давать поистине бесценные результаты. АВА-специалист создает для малыша сильнейшую мотивацию, что в итоге приводит к снижению проявлений нежелательного поведения и повышению коммуникативных способностей. Конечно, эта форма терапии достаточно сложна, многогранна и требует приложения серьезных усилий со стороны не только специалиста, но и родителей ребенка – а они, при желании, тоже вполне смогут освоить все секреты прикладного анализа поведения, пройдя соответствующее обучение. Главное, что полученный эффект в большинстве случаев полностью оправдывает все затраченные усилия.

  6. rosenfix Ответить

    1. Нарушения социальных контактов и взаимодействия с окружающими
    Ребенок практически не просится на руки, ему более комфортно лежать в кроватке.
    Ребенок не принимает физиологическую позу при кормлении грудью.
    Ребенок малоподвижен, не такой оживленный, как сверстники.
    Ребенок не реагирует на новые игрушки, звуки, может долго смотреть в одну точку.
    Ребенок не откликается на своё имя (обычно родители первым делом обращаются к сурдологу для проверки слуха; если со слухом всё хорошо, следует обратиться к психиатру).
    При попытках взрослых или других детей вступить с ребенком в контакт он либо убирает ручки или уходит в сторону, либо агрессивно реагирует, может что-то бросить, заплакать.
    Ребенок бросает игрушку, а не даёт в руки, чтобы избежать контакта.
    По мере взросления ребенок может углубляться в свой внутренний мир; он не умеет и не желает общаться с членами семьи, редко обращается за помощью, рано начинает пытаться самостоятельно себя обслуживать, не пользуется словом «дай», ему проще взять самому или добиться своего скандалом.
    Часто дети не реагируют на дискомфорт, например, на полный памперс; не плачут и не привлекают к себе внимания.
    Отсутствует зрительный контакт, ребенок не фиксирует взгляд на предметах, игрушках.
    2. Ограниченные интересы и особенности игры
    Ребенок выбирает одну игрушку и играет только с ней в течение продолжительного времени. Может выбрать в качестве игрушки то, что для игры не предназначено – верёвочки,  тряпочки.
    Стереотипный характер игры: расставление игрушек в одном порядке, игра с определенным количеством игрушек, и если одна теряется, может случиться скандал.
    Ещё один пример – девочка может не играть с куклами, как остальные – не переодевать, не укладывать спать, а просто носить её с собой, максимум – гладить.
    Игры, требующие фантазии и воображения, редко увлекают детей-аутистов.
    Часто дети предпочитают более спокойные игры (например, пазлы, конструкторы).
    3. Склонность к повторяющимся действиям, так называемая стереотипия
    Раскачивание всего тела с ноги на ногу, стереотипный поворот головой, стереотипный зажим плечами.
    Стереотипии, наблюдаемые в речи, называются эхолалией. Это могут быть манипуляции со звуками, словами, словосочетаниями. При этом дети постоянно повторяют слова,  штампы, клише фраз, которые услышали от взрослых или по телевизору без осознания их смысла.
    Стереотипные игры – включение/выключение света, переливание воды из стакана в стакан, пересыпание песка, круп. Ребенка тяжело переключить с этого занятия.
    Ребенок знакомится с окружающим миром не через взаимодействие с окружающими, а самостоятельно. Он может облизывать, нюхать предметы.
    Одежда: ребенок выбирает определенные вещи и носит только их, для него может быть важна последовательность одевания и раздевания.
    Пищевое поведение: ребенок избирателен в еде, выбирает только определенный ряд продуктов. В самых тяжелых случаях это может быть полный отказ от еды. В легких случаях – ритуалы: употребляет еду в определенном порядке, в определенные часы. Выбирает блюда не по вкусу, а по форме, по цвету. Часто, например, ребёнок ест только макароны определенной формы.
    4. Расстройства интеллектуальной сферы
    Основная особенность заболевания – избирательный интеллект. Аутисты могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. Савантизм – это явление, когда аутист очень выраженно одарен в одной определенной области. Некоторые аутисты способны сыграть мелодию точно, услышав ее только один раз, или вычислять в уме сложнейшие примеры.
    5. Нарушение инстинкта самосохранения
    Аутоагрессия встречается у 1/3 детей с аутизмом. Агрессия – одна из основных форм реагирования на происходящее, а так как дети не склонны общаться с окружающими, они проявляют эту агрессию по отношению к себе (могут бить себя, кусать, биться головой о кроватку).
    Очень часто у таких детей отсутствует «чувство края». Это может наблюдаться еще в раннем детстве, когда ребенок свешивается с бортика кроватки, пытается вылезти из коляски – у ребенка нет страха.
    Может убежать от родителей далеко, не оглядываясь. Если родители специально прячутся, чтобы проверить реакцию, этой реакции часто нет.
    Может залезть на детской площадке на горку, которая ему не по возрасту.
    Что особенно опасно, дети могут выбежать на проезжую часть, залезть на подоконник с открытым окном.
    6. СДВГ
    Чаще, чем у остальных детей, у детей-аутистов отмечается гиперактивное поведение. Они расторможены и дезорганизованы. Такие дети находятся в постоянном движении, с трудом могут удержаться на одном месте, не реагируют на просьбы во время занятий, есть трудности в управлении движениями («как на шарнирах»).
    7. Нарушения вербального общения
    Нарушения речи встречаются при всех формах аутизма. Речь может развиваться с задержкой или не развиваться совсем. Также на начальных этапах развития речь может появиться раньше, чем у сверстников, но в 1,5-2 года наблюдается регресс – ребенок перестает говорить с окружающими, но при этом может полноценно говорить сам с собой.
    Своеобразная интонация с преобладанием высоких тонов в конце предложения, либо так называемая «птичья речь» или свой язык, когда ребенок разговаривает сам с собой «под нос».
    Часто дети не разговаривают с окружающими, но в игре речь присутствует. Причина – нежелание взаимодействовать с окружающим миром.
    С задержками речевого развития можно обратиться к логопеду-дефектологу. Если дефектолог заподозрит аутистические нарушения, он направляет к психиатру. Главное – обратиться к специалисту, а не быть наедине с этой проблемой и не ждать, что к трем годам всё нормализуется. Лучше сразу исключить недуг.

    На что обратить внимание в детском саду? (симптомы раннего аутизма у  детей после 1 года)

    Агрессия к окружающим, особенно когда нарушается личное пространство ребенка.
    Ребенок играет в стороне от остальных.
    Дети и воспитатели жалуются на ребенка, потому что он не может взаимодействовать с окружающими, его игра носит разрушающий характер, он может мешать играть другим детям.
    Компульсивное поведение – намеренное выполнение действий по определенным правилам, даже если они идут врозь с общепринятыми.

    Современные методы диагностики аутизма у детей

    Консультация психиатра. Это беседа с родителями и наблюдение за ребенком в свободной игре. Врач смотрит, как малыш себя ведёт, как взаимодействует с родителями, смотрит ли в глаза, даёт ли предметы в руки, бросает ли на пол. Если ребенок говорит, обращают внимание на речь, интонации, построение фраз. Врач тщательно собирает историю жизни и развития ребенка, историю беременности матери. Важно, когда он стал произносить первые звуки, когда встал на ножки, пополз, начал ходить, какая была походка.
    Консультация логопеда для исключения аутистической речи. Доктор определяет, связана ли задержка развития речи с аутизмом или с иными нарушениями. У детей с аутизмом своеобразное развитие звукопроизношения, и опытный логопед сразу его отличит.
    Консультация нейропсихолога для выявления того, какие этапы развития могли быть пропущены у ребенка.
    Обследование с помощью тестов (шкалы диагностики аутизма):
    Тест интеллекта Д. Векслера
    Тесты (карточки, задания для детей), направленные на оценку общей осведомленности, запаса знаний и представлений об окружающем мире, возможностей усвоения и обработки информации, познавательных способностей.
    Тест интеллекта Кауфманов
    Тесты для определения сильных и слабых сторон процессов обработки информации: зрительной и слухоречевой памяти, усвоения инструкций, планирования последовательности действий.
    Прогрессивные матрицы Равена
    Позволяют определить уровень интеллектуального развития ребенка. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня умственного развития у детей начальных классов с любым уровнем речевого развития.
    Опросники для родителей:
    Шкалы сенсомоторного развития (возраст 0-5 лет)
    Заполняются в ходе беседы с родителями и наблюдения за ребенком. Позволяют оценить различные стороны моторного и психологического развития в соответствии с возрастными нормативами.
    Опросник Vanderbilt по симптомам СДВГ
    Позволяет оценить выраженность симптомов гиперактивности, невнимательности и импульсивности в различных сферах жизнедеятельности ребенка.
    Рейтинговая шкала аутизма CARS
    Один из наиболее используемых тестов для определения симптомов аутизма. Шкала включает в себя 15 категорий.
    Тесты, проводимые дефектологом и психологом:
    ADOS
    «Золотой стандарт» диагностики аутизма. Позволяет в игровой форме определить отклонения в коммуникативных способностях ребенка. Ребенку предлагаются «коммуникативные провокации», в которых обычный ребенок ведет себя «обычным» образом, ребенок с аутизмом — иначе. После проведения наблюдения проводится подсчет, какого поведения было больше — обычного, или «аутичного». По результатам подсчета устанавливается диагноз.
    ADI-r
    Подробный опрос, позволяющий получить весь объем информации, необходимой для установления диагноза аутизм и оценки близких к нему психических нарушений.
    Шкала РЕР
    Выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристика его коммуникативных возможностей, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности и пр. Выявленные особенности принимаются во внимание при составлении индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с ребенком.

    Помощь при аутизме в ЕМС

    Если диагноз установлен, необходимо немедленно начинать работать с ребенком, и эта работа должна быть комплексной:
    Психиатр подбирает медикаментозную терапию (при выявлении отклонений в возрасте до 1 года часто можно обойтись без медикаментов).
    Психолог, нейропсихолог и дефектолог составляют программу коррекции аутизма и  регулярно работают с ребенком, проводя различные занятия, тестирования, игры.
    Для достижения наилучшего результата важна комплексная работа специалистов, а не одного врача-психиатра. Важно не упустить время, а проводить коррекцию аутизма в раннем возрасте.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *