Частичное усовершенствование в какой либо сфере общественной жизни?

8 ответов на вопрос “Частичное усовершенствование в какой либо сфере общественной жизни?”

  1. Эльнур Ответить

    Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:
    1) дописьменные и письменные;
    2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);
    3) закрытые и открытые (К.Поппер) В основе различий между ними лежит ряд факторов, и прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К.Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К.Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.
    4) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);
    5) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);
    6) сравним следующие виды общества (традиционное (доиндустриальное) – а, индустриальное – б, постиндустриальное (информационное) – в) по следующим линиям сравнения:
    – основной фактор производства – а) земля; б) капитал; в) знания;
    – основной продукт производства – а) пища; б) промышленные изделия; в) услуги;
    – характерные черты производства – а) ручной труд; б) широкое применение механизмов, технологий; в) автоматизация производства, компьютеризация общества;
    – характер труда – а) индивидуальный труд; б) преимущественная стандартная деятельность; в) резкое повышение творческого начала в труде;
    – занятость населения – а) сельское хозяйство – около 75%; б) сельское хозяйство – около 10%, промышленность – 85%; в) сельское хозяйство – до 3%, промышленность – около 33%, услуги – около 66%;
    – основной вид экспорта – а) сырьё; б) продукты производства; в) услуги;
    – социальная структура – а) сословия, классы, включённость всех в коллектив, замкнутость социальных структур, низкая социальная мобильность; б) классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур; в) страты (социальные слои), сохранение социальной дифференциации, рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации;
    – продолжительность жизни – а) 40-50 лет; б) свыше 70 лет; в) свыше 70 лет;
    – воздействие человека на природу – а) локальное, неконтролируемое; б) глобальное, неконтролируемое; в) глобальное, контролируемое;
    – взаимодействие с другими странами – а) несущественное; б) тесная взаимосвязь; в) открытость общества;
    – политическая жизнь – а) преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй; б) провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство; в) политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса»;
    – духовная жизнь – а) господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью; б) утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов; в) особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование.

  2. Kadwyn Ответить

    эволюция – представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях; определяет состояние какой-либо системы, рассматривается как результат более или менее длительных изменений ее предшествовавшего состояния.
    революция – это коренное качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя.
    реформа – усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимые через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальных основ.
    Способы развития:
    · реформа(лат. reformo)- усовершенствование в какой-либо сфере жизни, не затрагивающее функциональных основ, или — преобразование, вводимое законодательным путем. В частности процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот — увеличение доходов
    · революция (от лат. revolutio — поворот, переворот, превращение, обращение) коренной перелом в жизни общества, затрагивающий все его сферы, коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности, радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии, как более быстрые и существенные изменения, отличают и от эволюции (где развитие происходит более медленно) и от реформы (в ходе которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ).
    · Эволюционный путь(слово «эволюция» происходит от латинского слова, означающего «развертывание») – путь мирного ненасильственного преобразования общества состоял в том, чтобы спокойно, без рывков и попыток «перепрыгнуть через время», помогать прогрессу, т. е. улавливать его основные направления и всемерно их поддерживать, быстро перенимать передовой опыт других государств.
    Направления развития:
    · Прогресс(лат. progressus — движение вперёд, успех) это направление развития от менее совершенного к более совершенному,— направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположность—регресс. Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.
    · Регресс(от лат. regressus — возвращение, обратное движение)тип общественного развития, переход от более высоких форм к более низким, понижение уровня организации, изменения к худшему; противоположность прогрессу.
    Критерии прогресса:
    1.Развитие человеческого разума,
    2.Совершенствование нравственности людей.
    3.Прогресс науки и техники,
    4.Развитие производительных сил, включая самого человека,
    5.Возрастание степени свободы, которую общество предоставляет человеку.

  3. Shaktitaxe Ответить

    Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Прогрессгло­бальный процесс, характеризующий движение человеческого об­щества на всем протяжении истории. Регресслокальный процесс, охватывающий отдельные общества и короткие промежутки времени.
    Итак, сделаем вывод: прогресс и локален, и глобален. Он представляет преобладание позитивных изменений над негативными. Регресс только локален. Он представляет преобладание негативных изменений над позитивным.
    Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй – революционным. Реформа – частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция – комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход обще­ства из одного качественного состояния в другое.
    Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражают­ся на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в обществен­ной жизни, доступе к социальным благам. Пример – введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населения. Они касаются социального положения различных слоев населения, ограничивают или расширяют их доступ к об­разованию, здравоохранению, занятости, гарантиям. Переход экономики на рыночные цены, приватизация, закон о банкрот­стве предприятий, новая налоговая система – примеры экономи­ческих реформ. Изменение конституции, формы голосования на выборах, расширение гражданских свобод, переход от монархии к республике – примеры политических реформ.
    Итак, наш вывод: революции и реформы различаются масштабом, областью применения, субъектом реализации и своей исторической значимостью. Первые предполагают радикальный переход от старого к новому, качественный скачок, вторые тре­буют частичных улучшений и постепенности.
    Революции бывают научные, религиозные, управленческие, технические, социальные, политические и экономические. Переворот, совершенный в астрономии Коперником, называют революцией. Революцию в науке совершили теория относительности Эйнштейна и открытие электрона. Археологи говорят о неолитической революции, специалисты по управлению – о ме­неджерской революции, социологи – “молчаливой революции “; ис­торики – о социалистической и т.д.
    Хотя реформы предполагают частичные улучшения, по своим последствиям, они вполне могут сравниваться с революциями. Таковы отмена крепостного права в 1861 г. и столыпинская реформа. Как правило, они задумываются правительством как одиночное или состоящее из серии нововведение, подкреплен­ное законодательно или административно (механизм внедре­ния), но позже вовлекают все общество. По своей продолжитель­ности реформы и революции могут не различаться. Неолитическая революция тянулась несколько тысячелетий. Ок­тябрьская революция свершилась в несколько дней. Ее ядро со­ставил военный переворот и насильственный захват власти в центре. Однако на периферии страны она продолжалась еще много лет до тех пор, пока окончательно не были сломлены устои старого и не утвердилось новое. Сталинские репрессии, ин­дустриализация и коллективизация рассматривались как продол­жение Октябрьской революции. Таким образом, многие револю­ции (хотя и не все) и реформы, как совокупность преднамеренных и организованных действий, заканчиваются лишь тогда, когда достигнута главная цель.
    Самой величайшей революцией в истории считается неолитическая.С ней не сравнится никакая другая, хотя освоение космоса и достижения электроники часто называют важнейши­ми революциями в истории человечества. На самом деле, пола­гают археологи и этнографы, ни одно открытие последних 10 тысяч лет не идет ни в какое сравнение с тем грандиозным скачком, который совершило человечество благодаря одной из самых разумных революций – приручению животных и окульту­риванию растений. Распространение земледелия считается вто­рым после искусства добывания огня величайшим достижением человечества.
    Неолитическую революцию обычно сравнивают с промышленной революцией XVIII—XIX веков, которая привела к смене феодального строя капиталистическим. Считается, что неолити­ческая революция имела даже более грандиозное влияние, чем промышленная. Ведь первая породила классовое общество, а вторая сменила один классовый строй другим.
    Промышленная революция длилась 100 лет, а неолитичес­кая – 3 тысячи лет. Долго ли это? Если сравнивать неолитичес­кую революцию с промышленной, то первая продолжительнее второй в 30 раз. Но если учесть, что история первобытного общества началась 2 млн. лет назад, то неолитическая революция заняла 1/700 ее часть. Феодальное общество существовало в Европе 1200 лет (с V по XVII век), значит, промышленная революция занимает 1/12 ее часть. Таким образом, промышленная револю­ция длилась в сравнении с продолжительностью породившего ее способа производства в 58,3 раза дольше, чем неолитическая ре­волюция. Иначе говоря, если условиться, что первая длилась один “час” от феодального “дня”, то вторая составляла всего одну “минуту” от “дня” первобытной истории.

  4. Человечище Ответить

    Общество– социальная организация страны, нации, народности, племени, исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений.
    Признаки общества (по Э. Шилзу):
    1. оно не является частью какой – либо более крупной системы;
    2. браки заключаются между представителями данного объединения;
    3. оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые
    уже являются признанными представителями данного общества;
    4. имеет собственную территорию;
    5. у общества собственное название и собственная история4
    6. оно обладает собственной системой управления;
    7. существует дольше средней продолжительности жизни отдельного
    человека;
    8. его сплачивает общая система ценностей (культура).
    Структураскелет общества. Общество – динамическая система.
    «Система» (греч.) – «целое, составленное из частей», «совокупность». Каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы.
    Подсистемы:
    1. экономическая (отношения в процессе материального производства);
    2. социальная (взаимодействие классов, социальных слоев и групп);
    3. политическая (деятельность государственных партий);
    4.духовная (мораль, религия, искусство, философия, деятельность научных, религиозных, образовательных организаций и учреждений).
    Каждая сфера общественной жизни – сложное образование: составляющие ее элементы дают представление об обществе в целом.
    Социальные институты – те опоры, на которых держится здание общества.
    Социальный институт – приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.
    Функции социальных институтов:
    1. функция закрепления и воспроизводства общественных отношений;
    2. регулятивная– регулирование взаимоотношений между членами общества;
    3. интегративная – сплочение и взаимозависимость членов социальных групп, происходящие в рамках институционализированных норм, правил, санкций;
    4. транслирующая– передача социального опыта;
    5. коммуникативная – распространение информации, произведенной социальным институтом.
    Каждое общество обладает культурой.
    Культура помогает людям жить в своей среде, сохранять целостность сообщества.
    Как способ освоения действительности культура – это не отдельные нормы, ценностные установки, знания…, не их набор, сумма, а все ее элементы, взятые как целостность.
    Социальное развитие– такое изменение общества, которое связано со структурными преобразованиями, ведущими к появлению новых, более прогрессивных, общественных отношений, институтов, норм и ценностей.
    С каждой новой исторической эпохой человечество поднимается на более высокую ступень развития (прогресс).
    В обществе действуют и такие силы, которые препятствуют социальному развитию (регресс).
    Прогрессирует то общество, в котором:
    – все большее число людей живет лучше и дольше;
    – создается такой общественный строй, которой дает возможность каждому жителю получать все большее количество общественного продукта;
    – обеспечивается свободное и всестороннее развитие личности;
    – расширяется демократизация, социальные и политические права и
    свободы.
    Социальный прогресс– всемирно – исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации.
    Формы социального прогресса:
    Революционный
    Реформистский
    1. Комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни.
    2. Скачкообразный характер преобразований.
    3. Затрагивает основы существующего строя
    1. Частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни общества.
    2. Постепенные преобразования.
    3. Не затрагивает основы существующего строя.
    Типы общества:
    1. дописьменные и письменные;
    2. простые и сложные;
    3. первобытное, кочевое, аграрное, индустриальное, постиндустриальное
    Традиционное общество
    Индустриальное общество
    Технологически примитивное.
    Бедное.
    Незначительные разделение труда и специализация.
    Большинство ролей связано с родством. Каждый индивид выполняет немного ролей.
    Отсутствие письменности, коммуникация устная.
    Сельское.
    Натуральное хозяйство.
    Однородная культура.
    Технологически развитое.
    Процветающее.
    Сложное разделение труда и глубокая специализация.
    Кровнородственные роли отошли на второй план. Каждый выполняет много ролей.
    Письменность.
    Широкое распространение СМИ.
    Городское.
    Рыночное хозяйство.
    Разнородная культура.
    Вопросы для самопроверки:
    1. Что такое общество? Дайте развернутое социологическое определение.
    2. В чем заключаются сложности определения понятия «общество»?
    3. Каково соотношение понятий «страна», «государство», «общество»?
    4. Назовите признаки общества по Э. Шилзу.
    5. Что такое социальное развитие?
    6. О каком обществе можно сказать, что оно прогрессирует?
    7. В каких формах может осуществляться социальный прогресс? Каковы их
    отличительные черты?
    8. На какие типы принято делить общество?
    9. Сравните традиционное и индустриальное общества.
    Литература:
    1. Бугенко А.П. О характере созданного в России общественного строя.
    //СОЦИС. – 1994, № 10.
    2. Кравченко А.И. Основы социологии. Учебное пособие. – М.: Академия,
    1997, с. 36-55,227-243.
    3. Радугин А. А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М.: Владос,
    1995, с. 41-50,61-76.
    4. Социология. Учебное пособие. Под ред. Э.В. Тадевосяна. – М.: Знание, 1995, с. 141-146, 185-200, 227-237.
    Тема урока:

  5. Yosida Ответить

    Октябрьская революция в 1917 году проводилась именно с такой целью. В результате были уничтожены частная собственность, наемный труд, городская и сельская буржуазия, ликвидирована свобода слова и политические права граждан, изменилась система распределения социальных благ, другими словами, были заменены основы существующего строя.
    Но прежде чем перейти к комплексным социальным преобразованиям, партия большевиков провела политический переворот — штурм Зимнего дворца и свержение Временного правительства. Только после этого, создав новые структуры власти, большевики с первых же дней издали основные законоположения, касающиеся экономической и социальной сферы.
    Задание для интересующихся отечественной историей
    Вспомните первые декреты советской власти. Восстановите последовательность социально-экономических преобразований в последующий период. А теперь поразмышляйте вот над чем. Можно ли оценивать поворот к “военному коммунизму” как регресс, а поворот к нэпу — как прогресс? Тогда как расценивать “великий перелом” 1929 года? А к какому типу социального прогресса (регресса) относятся эти три периода — к реформам или революциям?
    Революция может касаться одного или нескольких обществ в данный период времени. Революции бывают кратковременными и долговременными. Так называемая неолитическая революция представляла собой глобальную революцию, качественный скачок, благодаря которому цивилизация совершила переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству). Она породила классы, города, государство и культуру. Неолитическая революция началась 10 тысяч лет назад и продолжалась 3 тысячи лет. В течение этого времени возникли развитые земледельческо-го-родские цивилизации в Месопотамии, Египте, Индии, Греции и на Ближнем Востоке.
    Вторым глобальным процессом называют промышленную революцию XVIII — XIX веков. Она также сыграла выдающуюся роль в чело-
    27
    веческой истории, привела к смене одного экономического строя (феодализма) другим (капитализмом), одного технического уклада (мануфактуры) другим (машинным производством). В результате промышленной революции кардинально изменились политический облик Европы (возникла буржуазная демократия) и социальный уклад многих стран (уничтожены наследственные привилегии и жесткие сословные перегородки, провозглашены равные гражданские права). С промышленной революцией связывают исчезновение одного типа социальной структуры (сословного) и появление другого (классового).
    Глобальные революции затрагивают все сферы общества и множество стран, поэтому требуют долгого времени. Однако всегда они приводят к качественному изменению общества.
    Задание
    Свяжите закон неравномерного развития народов и промышленную революцию. Каким образом на основе знания первого можно объяснить различия между странами в темпах развития второго явления? Почему промышленная революция проходила дольше в России, чем в Англии? Какие преобразования здесь запаздывали?
    К типу глобальных революций следует отнести и другие, менее значительные события. Так, в середине XX века произошла “менеджерская революция”, после которой во всех развитых странах, прежде всего — в США, класс капиталистов-собственников (в старом понимании — как единоличных собственников) был вытеснен с ключевых позиций в обществе классом профессиональных менеджеров — лиц наемного труда. В 70-е годы в научный оборот вошел термин “молчаливая революция”, которым обозначали отход западной молодежи от ценностей труда к ценностям досуга и кризис “трудового общества”. Оба типа социальной революции относятся к бескровным глобальным процессам, происходившим стихийно, без целенаправленного вмешательства партий или групп.
    Революция, начавшаяся в одной стране, может перекинуться на хийно, а весь процесс носит характер цепной реакции, то следует говорить о ненасильственной глобальной и кратковременной революции. Так произошло с буржуазно-демократической революцией 1848 года, охватившей различные страны Европы. Исключением явилась Россия. В ней буржуазно-демократическая революция совершилась в феврале 1917 года. Она не могла перекинуться на другие страны, поскольку произошла в стране, запоздавшей в своем развитии.
    28
    Напротив, социалистическая революция в октябре 1917 года вовлекла в процесс и другие страны — одни добровольно (Германия и Венгрия в 1918 году), другие принудительно (например, Польша и Чехословакия в 1945 году). К 1950 году сформировался “социалистический лагерь”, к которому присоединились Польша, Чехословакия, Болгария, Албания, Румыния. Революция в них происходила принудительно, при военной помощи другой страны. Тем не менее ее следует считать глобальной социальной революцией, иеменившей существующий социальный строй.
    Итак, реформы и революции — две главные формы социального развития общества. Они подразделяются на несколько видов, различающихся сферой применения, характером, продолжительностью, масштабом.
    Выделим ключевые понятия:
    Революция              Реформа

  6. Discord-Channel Ответить

    Реформа является деятельностью «сверху», инициатива изменений исходит от власти.
    2. Революция – коренное изменение всех или большинства сфер общественной жизни, приводящее к переходу общества в качественно новое состояние.
    Революции происходят в условиях острого кризиса, когда власти не готовы к изменениям, противостоят им. Февральская революция в России произошла из-за нежелания крестьян и рабочих смиряться со своим бесправным положением.
    Революции освобождают значительную социальную энергию, которую не всегда удается контролировать инициаторам революции.
    3. Инновация – однократное улучшение какой-либо сферы общества, связанное с повышением адаптационных возможностей индивида. Инновация является «профилактикой болезни» в то время как реформу можно сравнить с лечением уже имеющегося заболевания, в революцию с кардинальным вмешательством в эту болезнь (операция, к примеру).
    Главное в этом разделе – понять относительность прогресса и научиться отличать реформы от революций. Еще раз напомню: реформа проводится по инициативе власти, революция – по инициативе народа. Реформа – изменение в какой-либо сфере общественной жизни, революция – кардинальное изменение почти всех сфер жизни общества. Реформа предполагает постепенные преобразования, революция же протекает стихийно, изменения происходят резко.
    Цивилизационный и формационный подходы к изучению общества.
    В этой теме важно понять, в чем отличие этих подходов.
    Цивилизация – исторически сложившаяся социо-культурная целостность, обладающая особыми формами материальной и духовной культуры. Также это определенный уровень, стадия развития общества.
    Цивилизационный подход делает акцент на уникальности и самобытности каждой цивилизации.
    По мнению большинства ученых, в мире 6 цивилизаций:
    западная
    восточно-европейская
    мусульманская
    индийская
    китайская
    латиноамериканская
    Культура каждой из этих цивилизаций отличается от других.
    Формация – определенный этап в развитии общества, характеризующийся уровнем развития производственных сил и отношений, экономики в целом.
    Формационный подход был предложен Марксом и Энгельсом. По их мнению, каждое общество обязательно проходит через определенные стадии. Таким образом, акцент в этом подходе на общих чертах, на общности пути, который проходит каждый народ, страна или государство.
    Маркс и Энгельс выделили следующие формации, то есть стадии, через которые проходит любое общество:
    первобытно-общинный
    рабовладельческий
    феодальный
    капиталистический
    коммунистический
    По мнению Маркса, классовое общество капиталистической формации изживет себя, и после этого классы исчезнут, будет создано социалистическое общество, а позже и коммунистическое. Именно коммунизм ученый считал идеалом, к которому рано или поздно придут все.
    Запомните: цивилизационный подход предполагает уникальность пути развития каждой цивилизации, а формационный подход ориентируется на общность пути развития.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *