Чем культура барокко отличается от культуры возрождения?

16 ответов на вопрос “Чем культура барокко отличается от культуры возрождения?”

  1. F1Limperon Ответить

    Ренессанс (с итал. «возрождение») как стиль возник в Италии в начале ХІV в. и просуществовал до конца XVI в. Он пришел на смену культуре Средних веков и предшествовал Просвещению и Новому времени.
    Появляется большой интерес к античной архитектуре, что приводит к ее воссозданию. Культура в эпоху Возрождения носила мирской характер, ярко проявляла интерес к человеку. Во времена ренессанса были заложены основы гуманистического мировоззрения — уважение и свобода личности. Это отражалось в науке, литературе, живописи.
    Стиль барокко возник как альтернатива классицизму и рационализму, присущим Возрождению. Несмотря на то что Италия была разграблена иностранцами и истощена внутренними распрями, она осталась центром культуры Европы. Новый стиль был призван показать богатство и роскошь знати с помощью приемов живописи, создавая тем самым иллюзию могущества.
    Возникновение барокко в ренессансе начинается с постепенного отхода от античности. Преклонение перед древним искусством постепенно перешло к уважению традиций. Стиль основывался на отрицании элементов античности и готики.
    В архитектуре модными стали бесформенность, излишество и изогнутое пространство. Злоупотребление декором приводило к перегруженности фасадов, что создавало впечатление тяжести и визуально давило на зрителей.
    Нет единения и в описании человека. Из титана, расположенного в центре мира в эпоху Возрождения, он становится маленькой частицей мироздания. Совершенное творение переходит к порывистому и страстному, пытающемуся найти свое место в обществе. Это отражается в живописи и скульптуре. Изображение человека живое и полное эмоций. Примером является скульптура «Орфей» Антонио Кановы.

    В искусстве барокко видны гротеск и сарказм, прослеживается мрачность композиций. В них изображаются пытки инквизиции, разбои бандитов, раненные солдаты и разрушения.
    Ярким примером служит картина Джованни Панини «Развалины со сценой проповеди апостола Павла». На полотнах преобладают размытые и вытянутые формы, которые нивелируют искренность душевных порывов. Во всех направлениях искусства сквозит приверженность католической церкви и ее идеям.

    Ренессанс и барокко — полярные стили. В них разными методами формировалось пространство, использовались различные подходы к декорации и конструкции.

    Чем барокко отличается от ренессанса

    Резкой границы между двумя стилями нет. Постепенное превращение ренессанса в легкое барокко началось в Риме, переместилось в северную часть Италии и далее — в средневековую Европу.
    Зодчий ренессанса Браманте начал работы по возведению Собора Святого Петра с применением деталей, присущих барокко. Микеланджело продолжил эти начинания. В работах Рафаэля и Бернини, принадлежащих эре Возрождения, постепенно проявляются формы нового стиля.
    Различия между эпохами видны во всем:
    в мировоззрении;
    в науке;
    в искусстве;
    в архитектуре;
    в живописи;
    в музыке.
    Гуманистическое мировоззрение перерастает в аскетизм, а самопознание и саморазвитие — в идею спящего Бога, который отдыхает после сотворения мира, и ему нет дел до того, что творится на земле.
    Барокко отходит от традиций и авторитетов, считая их суеверием и предрассудками. Не подлежит сомнению только то, что осязаемо, ясно мыслится и может быть выражено математически.
    Продолжают развиваться астрономия и физика. Открываются новые законы (закон всемирного тяготения Исаака Ньютона). Карл Линней в 1735 г. впервые систематизирует биологические виды, оформляя труд «Система природы». Новый стиль — это век географических открытий и разума.
    Барокко укрупняет детали и увеличивает пропорции, пытаясь этим показать богатство. В гигантомании начинает проявляться потеря чувства меры и утонченности восприятия.

    Прямоугольность и пропорциональность ренессанса сменяют плавные и округлые формы барокко. Архитектурным объектам присущи кривизна плоскости и многократное повторение композиций. При помощи игры света создаются зрительные иллюзии, которые не дают полностью охватить сооружение и сконцентрировать взгляд на одной детали.
    Все это отражается на мировоззрении человека, развитии и образовании. Возникают духовные и общественно-политические течения. Человек находится в поиске истины, он облагораживается и благодаря этому вносит новое в развитие стиля.

  2. do you know de wae Ответить

    Сравнение культуры двух эпох: Ренессанса и Барокко
    Ренессанс
    Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
    Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
    Барокко
    Эпоха барокко — одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени — смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, — эпоха барокко необычайно близка по духу.
    В разное время в термин «барокко» вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса — основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

  3. alex740602 Ответить

    Сравнение культуры двух эпох: Ренессанса и Барокко
    Ренессанс
    Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV–XVI века. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
    Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
    Барокко
    Эпоха барокко – одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени – смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, – эпоха барокко необычайно близка по духу.
    В разное время в термин “барокко” вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса – основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

  4. boar-hooligan Ответить

    Сравнение культуры двух эпох: Ренессанса и Барокко
    Ренессанс
    Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV–XVI века. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
    Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
    Барокко
    Эпоха барокко – одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени – смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, – эпоха барокко необычайно близка по духу.
    В разное время в термин “барокко” вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса – основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

  5. volosok Ответить

    Сравнение культуры двух эпох: ренессанса и барокко ренессанс возрождение, или ренессанс — эпоха в культуры европы, пришедшая на смену культуре средних веков и предшествующая культуре нового времени. примерные хронологические рамки эпохи — xiv–xvi века. отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм. появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в европе. рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. это к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. барокко эпоха барокко – одна из наиболее интересных эпох в мировой культуры. интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. для нашего времени – смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и , – эпоха барокко необычайно близка по духу. в разное время в термин “барокко” вкладывалось разное содержание. поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). в настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. от маньеризма барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от ренессанса – основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

  6. Vlaaaaaaaaaad Ответить

    Сравнение культуры двух эпох: Ренессанса и Барокко
    Ренессанс
    Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
    Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
    Барокко
    Эпоха барокко — одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени — смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, — эпоха барокко необычайно близка по духу.
    В разное время в термин «барокко» вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса — основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

  7. fenix_f Ответить

    Сравнение культуры двух эпох: ренессанса и барокко ренессанс возрождение, или ренессанс — эпоха в культуры европы, пришедшая на смену культуре средних веков и предшествующая культуре нового времени. примерные хронологические рамки эпохи — xiv–xvi века. отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм. появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в европе. рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. это к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. барокко эпоха барокко – одна из наиболее интересных эпох в мировой культуры. интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. для нашего времени – смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и , – эпоха барокко необычайно близка по духу. в разное время в термин “барокко” вкладывалось разное содержание. поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). в настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. от маньеризма барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от ренессанса – основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

  8. ZBROJOVKA.RAA Ответить

    Сравнение культуры двух эпох: Ренессанса и Барокко
    Ренессанс
    Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV–XVI века. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
    Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
    Барокко
    Эпоха барокко – одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени – смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, – эпоха барокко необычайно близка по духу.
    В разное время в термин “барокко” вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса – основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

  9. vadalh Ответить

    Сравнение культуры двух эпох: Ренессанса и Барокко
    Ренессанс
    Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV–XVI века. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
    Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
    Барокко
    Эпоха барокко – одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени – смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, – эпоха барокко необычайно близка по духу.
    В разное время в термин “барокко” вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса – основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

  10. romzes59 Ответить

    Сравнение культуры двух эпох: Ренессанса и Барокко
    Ренессанс
    Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV–XVI века. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
    Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
    Барокко
    Эпоха барокко – одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени – смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, – эпоха барокко необычайно близка по духу.
    В разное время в термин “барокко” вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса – основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

  11. eitve Ответить

    Основой изменений в сфере культуры явилось новое мировоззрение, обусловленное существенными переменами в жизни многих стран Европы: Италии, Нидерландов, Франции, Германии, Англии. Земное существование было названо единственно реальным, а человек – прекрасным или стремящимся к красоте. Аскетизм был отринут, а провозглашено право человека на наслаждение земными радостями.
    Складывается совершенно иной взгляд на человека и окружающий мир. Средние века были временем господства религии, утверждавшей ничтожество человека перед лицом Всемогущего Бога. Религиозный аскетизм провозглашал земной мир и человека воплощением греха и зла, призывал к непрерывной борьбе со страстями, к покаянию, умерщвлению плоти, терпению и смирению в ожидании перехода в лучший потусторонний мир. Главным в новом – гуманистическом мировоззрении – стало необыкновенно высокое представление о человеке. Человек был объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. Утверждалось его высокое предназначение, достоинство и ценность, его безграничные возможности. Идеалом стала гармоническая, сильная, духовно богатая, всесторонне развитая (homo universale – человек универсальный) личность. Свобода – вот самое драгоценное приобретение человека.
    Образцы нравственного и прекрасного, языческую любовь ко всему земному гуманисты (прежде всего, Италии) находили в наследии античности – памятниках искусства, истории, философии. Отсюда и название эпохи – Возрождение (по ит. – Ринашименто, по фр. – Ренессанс), хотя изучение и увлечение античностью было следствием нового понимания жизни.
    В области философии новое развитие и наполнение получили античные учения:
    * стоицизм (Петрарка),
    * эпикуреизм (Валла),
    * неоплатоноизм (Фичино, Пико делла Мирандолла),
    * пантеизм (Н. Кузанский, Парацельс, Кампанелла, Бруно).
    Согласно пантеистическим воззрениям, законы, управляющие миром, есть внутренние закономерности природы. Бог понимался не как внешняя сверхъестественная сила, а отождествлялся с природой. Возрождена была и древнегреческая идея тождества микрокосмоса (человека) и макрокосмоса (природы).
    В Мантуе в 1425 г. была основана первая гуманистическая школа (В. да Фельтре). Ее название – «Дом радости» – подчеркивало стремление придать учению характер удовольствия, а не «зубрежки».
    В эпоху Возрождения начинается новый этап развития науки. Больших успехов достигают астрономия, география, анатомия, математика: Христофор Колумб в 1492 г. открыл Америку; Васко де Гамма в 1498 г. открыл морской путь в Индию; Америго Веспуччи (1499-1504), Магеллан (1519-22 гг.) и другие мореплаватели доказали шарообразность Земли. Научной революцией стала гелиоцентрическая система Н.Коперника (опубл. в 1543 г.). Дж. Бруно под влиянием теории Коперника и Н. Кузанского создал учение о бесконечности Вселенной и сделал другие открытия.
    Литература, музыка, театр
    Литература в силу своих возможностей наиболее многогранно отобразила эту сложную эпоху. Среди представителей культуры Возрождения есть личности, наиболее полно выразившие черты того или иного ее периода. Крупнейший представитель периода Проторенессанса в Италии – Данте Алигьери (1265-1321 гг.).
    Данте Алигьери – легендарная фигура, человек, в творчестве которого проявились тенденции развития итальянской литературы и культуры в целом на века вперед. Перу Данте принадлежат оригинальная лирическая автобиография «Новая жизнь», философский трактат «Пир» (оба произведения написаны на итальянском языке), трактат «О народном языке», сонеты, канцоны и другие произведения. Конечно, Данте более всего известен как автор «Илиады средних веков» – «Комедии», названной потомками Божественной. В ней великий поэт использует привычный для средневековья сюжет – изображает себя путешествующим по Аду, Чистилищу и Раю, в сопровождении давно умершего римского поэта Вергилия. Однако, несмотря на далекий от повседневности сюжет, произведение наполнено картинами жизни современной ему Италии и насыщено символическими образами и иносказаниями. Хотя образы, данные в «Божественной комедии», крепко связаны со средневековым мировоззрением, о возрожденческом характере творчества автора говорят яркость языка и индивидуальность ее героев. Все творчество Данте и его «Божественная комедия», его канцоны, сонеты, философские произведения – свидетельствует о том, что грядет новая эпоха, наполненная неподдельным глубоким интересом к человеку и его жизни. В творчестве Данте и в самой его личности – истоки этой эпохи.
    Истинным гуманистом был Франческо Петрарка (1304-74 гг.) – поэт, мыслитель, ученый, основатель науки (классической филологии). Петрарка преклонялся перед античным миром. Всю жизнь он занимался поиском и изучением древних рукописей. Он стремился целиком перенестись в античный мир, писал письма Вергилию, Сенеке, Цицерону, Гомеру как своим друзьям. В поэтических и исторических произведениях, написанных в подражание античным авторам, он прославлял идеалы Древнего Рима. Славу в веках Петрарке принесли его стихи, посвященные Лауре. Двадцать лет он воспевал Лауру при жизни и десять лет оплакивал после смерти, хотя не был даже знаком с нею. Его «Книга песен» стала образцом поэтического самовыражения и открыла новые пути в европейской лирике.
    Наряду с лирической поэзией ведущим жанром раннего Возрождения была авантюрная новелла, основоположником которой стал Джованни Боккаччо (1313-1375 гг.). В его «Декамероне», сборнике новелл, развернута широкая картина быта и нравов итальянского общества. Изображение разнообразных приключений давало возможность показать человека деятельным, находчивым, веселым, сильным, дающим волю своим естественным влечениям. Но, как в жизни, в «Декамероне» рядом с комическими событиями нередко происходили и трагические. Во многих новеллах изобличались плутни, лицемерие, алчность и похотливость монахов. Новеллы Боккаччо и сейчас очень современны.
    Немецкие гуманисты были связаны не столько с античностью, сколько с идеями и настроениями своей страны, ставшей родиной Реформации. Главное внимание они уделяли религиозно-философским проблемам, подвергая пересмотру важнейшие догмы католической церкви; большое значение придавали вопросу о подлинно нравственном устройстве земной жизни. Поэтому творчество крупнейших писателей Германии было направлено в основном на разоблачение и осмеяние различных пороков феодалов и духовенства. Таковы сатиры «Корабль дураков» С.Бранта (1494 г.), «Похвала глупости» Э. Роттердамского (1509 г.), «Письма темных людей» У. фон Гуттена (1517 г.). Выдающимися европейскими гуманистами и литераторами были Ф. Рабле, М. де Монтень и Мигель де Сервантес.
    Ренессансный театр начал свой путь значительно позднее, чем литература и изобразительное искусство. Уже были созданы произведения великих поэтов, писателей, художников Ренессанса и Высокого Возрождения, а на городских площадях все еще ставились средневековые мистерии, «чудеса», «фарсы».
    В середине XVI в. в Италии родился первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения – Комедия дель арте (Комедия масок). Спектакли этого театра представляли актерские импровизации, со вставными музыкальными и танцевальными номерами. Ведущими жанрами стали драма и трагедия. На подмостках театра герои постигали зло мира, ополчались против него и гибли. Но оставался жить идеал, мечта. Это составляло пафос театра Возрождения.
    Музыка в эпоху Возрождения не достигла той масштабности и величия, каких достигли литература и изобразительное искусство. Основа музыкальной культуры – духовная музыка: мессы, мотеты, гимны, псалмы. Наиболее ранним музыкальным искусством светского характера было направление Ars nova (Новое искусство), развивавшееся во Франции и Италии в XIV в. Это были вокальные произведения на стихи Петрарки и других поэтов-гуманистов для двух-трех голосов в сопровождении лютни, виолы; существовали и чисто инструментальные жанры.
    Постепенно возрастала потребность в светской музыке. В Италии, Франции, Германии и Англии создавались произведения различных жанров (мадригал, песня, канцона, виланелла), танцевальная музыка (основные бальные танцы XVI века – павана и гальярда), инструментальные пьесы (вариации, прелюдия, фантазия, ричеркар, токката, рондо и другие).
    В 1503 г. Петруччи изобрел нотопечатный станок, и записи музыки получили широкое распространение. Музыка звучала всюду – на улицах, в домах горожан, во дворцах вельмож и королей. Одни песни и танцы были более демократичными, другие – более изысканными. Число голосов в пении увеличивается до четырех-шести. Появляется мадригальная комедия – одна из предтеч оперы и балета.
    В XVI в. музыкальных инструментов в обиходе было больше, чем сейчас. Лютня приобрела особое значение. Виртуозом игры на лютне был В. Галилей, отец знаменитого астронома. Появились первые концертирующие исполнители на органе, клавесине, клавикордах, виоле, различных видах флейт, в конце XVI в. – на скрипке. Возникает само понятие «композитор». Некоторые композиторы сочиняли только светскую музыку, но к светским жанрам обращались и мастера, посвятившие основную часть творчества духовной музыке. Крупнейшим композитором XVI в. был Дж. Пьерлуножи да Палестрино (1525-94 гг., Италия). Его творческое наследие состоит из девяноста трех месс, трёхсот двадцати шести гимнов, двух томов светских мадригалов.
    Еще один выдающийся композитор Ренессанса – О. Лассо (ок. 1532-1594, Нидерланды), создавший более двух тысяч произведений культового и светского характера. Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории, оперы. Первой в мире оперой стала «Дафна» (Я. Пери, 1594 г.).
    Изобразительное искусство эпохи Возрождения
    Изобразительное искусство воплощало ренессансное представление об идеале, мечту о прекрасном, гармоничном человеке, веру во всемогущество разума. Однако, делая по существу смыслом своего творчества человека и окружающий его мир, художники продолжали создавать произведения на традиционные религиозно-мифологические сюжеты. Утверждалась «богоподобность» реального человека.
    По сравнению со средними веками, искусство изменилось коренным образом во всех отношениях. Прежде всего, иным стал принцип изображения. Для средневековых икон и фресок этим принципом была условность: лица, фигуры, здания исполнялись плоскостно; ни объем, ни истинные пропорции фигур, ни глубинные пространства не передавались; использовалась обратная перспектива: более удаленные части и объекты были больше тех, что ближе. Изображение не соответствовало тому, что человек видит в реальности.
    Для художников Возрождения, влюбленных в человека и земной мир, изобразительным принципом стало подражание природе, жизнеподобие: картина строилась как «окно в мир», как нечто реально увиденное. Преклонение перед красотой мира и человека соединялось с их изучением, искусство опиралось на достижения различных наук, да и сами художники нередко были учеными, инженерами (Брунелески, Альберти, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер).
    Произведения создавались уже не только для храмов, но и для заказчиков (королей, купцов, ремесленников). Творчество стало персональным, художники пользовались известностью, о них писали книги: «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари (1550 г.), «Книга о художниках» К. ван Мандера (1604 г.). Сами художники стремились осмыслить и обосновать свою деятельность. Альберти пишет «Книгу о живописи» и «Десять книг об архитектуре», Леонардо – «Трактат о живописи» и другие, Дюрер – «Четыре трактата о пропорциях», Гиберти – «Комментарии», Пьеро делла Франческа – «О живописной перспективе», «О правильных телах»; Виньола – «Правила пяти архитектурных ордеров», Палладио – «Четыре книги по архитектуре».
    Изменилась и структура мира искусства. Рядом с монументальной живописью и скульптурой, которые были связаны с архитектурными сооружениями, получает развитие станковое искусство. Ведущую роль уже играет не архитектура, как в Средние века, а живопись.
    Складывается система жанров:
    * религиозно-мифологический;
    * исторический;
    * бытовой;
    * пейзажный;
    * портрет.
    Появляется новый вид искусствагравюра, и важную роль обретает рисунок. С одной и той же доски можно получить от нескольких десятков до несколько сотен оттисков, и все они будут оригинальными, авторскими произведениями. Первыми были гравюры на дереве. Гравюра на меди появилась в 1430 г.
    Меняется взгляд на искусство. Художник сам теперь уподобляется Богу, творит в произведениях мир, где царят человек и красота. Средневековые произведения вызывали мистические ощущения, а ренессансные – ценились как художественные явления и главное ощущение при их восприятии – наслаждение.
    Реформация.
    Важным этапом в культурно-историческом развитии Европы явилась Реформация – широкое религиозно-идеологическое и социально-политическое движение, начавшееся в XVI в. в Германии. Оно было направленно на преобразование и исправление христианской религии, сложившейся в форме католического вероисповедания. Будучи по форме и содержанию проявлением крайнего нравственного негодования и возмущения идеологией и практикой католической церкви, противопоставлением ей своего понимания христианского учения о Боге и человеке, Реформация по своей сущности стала первым решительным выступлением поднимающейся буржуазии против средневековых феодальных порядков. Посредством преобразования христианской религии, изменения сознания и внутреннего мироощущения человека она дала мощный толчок развитию новых, капиталистических общественных отношений.
    Крупнейшими протестантскими конфессиями стали лютеранство, кальвинизм, англиканство и целый ряд протестантских сект — баптисты, методисты, адвентисты и др. Хронологически Реформация совпадает с последним периодом эпохи Возрождения и представляет собой завершение этого героического времени «величайшего прогрессивного переворота из всех, пережитых человечеством».
    Превознесение могущества человеческого разума и силы познания наталкивается на протестантское презрение к «умствованию» и абсолютное доверие к вере, доходящее до прямого обскурантизма (мракобесия и ненависти к науке), ярчайшим примером которого явилось сожжение Ж. Кальвином испанского ученого М. Сервета. Да и сами деятели Реформации были в основном выходцами из народа, развившими свои способности упорным трудом и целеустремленностью, фанатически твердые в своей вере и являвшие полную противоположность гуманистам Возрождения, прекрасно образованным аристократам, знатокам философии, поэзии и свободных искусств.
    Первый удар по теократическим притязаниям римского папы, претендовавшего на высшую власть от Бога, абсолютную непогрешимость и право на утверждение или низложение светских и церковных властей, был нанесен в XIV в., когда папство почти на семьдесят лет попало в зависимость от французского короля («авиньонское пленение пап»).
    Вторым ударом стала деятельность непосредственного предшественника М. Лютера, чешского профессора и богослова Я. Гуса, выступившего за ограничение и упрощение католического богослужения, ведение его на национальном языке и фактически за создание национальных церквей, независимых от Рима. За это он был вероломно, вопреки выданной ему германским императором охранной грамоте, схвачен и сожжен как еретик в 1415 г. Католическая церковь, обладая огромными богатствами и достигнув небывалой власти над странами Западной Европы, оказалась, тем не менее, к концу XIV в. в чрезвычайно печальном положении.
    Радикальным продолжателем Реформации стал Ж. Кальвин, основавший одно из самых мощных течений протестантизма, получившее его имя.
    Возрождение было замечательной эпохой в развитии мировой культуры. В течение более трех столетий созданы величайшие художественные ценности, поражающие широтой содержания и глубиной мысли, полнотой чувства и совершенством исполнения. Они пережили свое время и, пройдя через века, сохранили силу своего воздействия на зрителя. Мышление человека освободилось от оков старой условности и обогатилось новыми гуманистическими идеями. Эти общечеловеческие по своей сущности идеи дали толчок к развитию своеобразных национальных культур, а разработанный ренессансными мастерами реалистический метод определил дальнейшее развитие всей художественной культуры Нового времени.
    Реформация также сыграла значительную роль в становлении мировой цивилизации и культуры. Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки церкви, получил религиозную, самую действенную для него, санкцию на то, что только собственный разум, совесть, нравственное чувство могут подсказать,
    как ему следует поступать. Реформация способствовала процессу появления человека буржуазного общества – автономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках, подготавливая этим почву для идеи прав человека. В носителях протестантских идей выразился новый, буржуазный тип личности с новым отношением к миру.

  12. shpina26 Ответить

    Сравнение культуры двух эпох: ренессанса и барокко ренессанс возрождение, или ренессанс — эпоха в культуры европы, пришедшая на смену культуре средних веков и предшествующая культуре нового времени. примерные хронологические рамки эпохи — xiv–xvi века. отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм. появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в европе. рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. это к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. барокко эпоха барокко – одна из наиболее интересных эпох в мировой культуры. интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. для нашего времени – смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и , – эпоха барокко необычайно близка по духу. в разное время в термин “барокко” вкладывалось разное содержание. поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). в настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. от маньеризма барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от ренессанса – основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

  13. looker62 Ответить

    Эпоха барокко была порождена эпохой опустошительных войн, духовных и материальных кризисов, социальной разобщенности, когда идеалы ВысокогоВозрождения, не найдя опоры и подтверждения в жизни, постепенно начали трансформироваться в противоположные явления: величие вырождается в гигантизм, а торжество личности — в индивидуализм (именно к этому периоду Позднего Возрождения относится знаменитая сцена Страшного суда Микеланджело, проникнутая отчаянием и неверием в возрождение человека и его идеалов и иллюстрирующая крах и разрушение всего живого).
    У художников барокко сомнение в ценности жизни, являющееся у гуманистов Возрождения одним из моментов веры в ее позитивное содержание, перерастает в концепцию бессмысленности человеческого существования, что, в частности, иллюстрируют две работы Высокого Возрождения и барокко: «Святой Себастьян»Перуджино (1493–1494) и «Святой Себастьян» Тициана (1570). Таким образом, эстетические позиции Возрождения и барокко противоположны:
    · уверенность в безграничности возможностей человека сменяется скепсисом,
    · вера в необходимость борьбы со злом — утверждением тщетности этого,
    · прославление мудрости жизни — провозглашением отсутствия всякого смысла жизни,
    · преклонение перед величием духа и красотой — изображением ужасных страданий человека, преувеличенных и доведенных до предела экспрессии.
    Характерными чертами таких произведений становятся монументальность, избыточность декора и неконструктивных элементов, вычурностьхудожественного мышления, усложненность формы («барокко» в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы»).
    Художники барокко не принимают ренессансную идею гармонии разума и чувства. Они считают, что страсти должны быть подчинены велениям разума. Распространенными темами барокко являются физические и нравственные страдания человека, наиболее ужасные моменты его бытия. Любимые персонажи барокко — экзальтированные мученики, погибающие или обреченные герои, разочарованные люди. Наряду с этим получают распространение сюжеты светской жизни. Возрождение восхищается человеком и его бытием, барокко сомневается в ценности жизни, воспринимая ее как театр.
    Барочное мироощущение антиномично. В нем находит место вера и скепсис, рассудочность и мистические образы, индивидуализм и мотивы социального единения, эстетическое равноправие возвышенного и низменного, прекрасного и безобразного, трагического и комического: произвольное слияние античноймифологии и христианской символики[1].
    Внутри барокко различаются течения и школы:
    1. 1. маньеризм (Италия);
    2. 2. гонгоризм (Испания);
    3. 3. прециозная литература (Франция);

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *