Чем отличается молитва от песни 2 класс ответы по музыке?

10 ответов на вопрос “Чем отличается молитва от песни 2 класс ответы по музыке?”

  1. Aridor Ответить

    Ответы к рабочей тетради по музыке за 2 класс по программе “Перспективная начальная школа”, авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Решебник проверен и одобрен учителем музыки. Задания, в общем то, не сложные, но есть такие, ответ на которые нужно еще поискать. Но мы уже все за вас поискали и проверили, пользуйтесь. Будем рады, если ответ вам пригодятся для быстрого выполнения домашнего задания и вы не будете сидеть до ночи в поисках решения заданий из рабочей тетради, а вместо этого просто спишите ответ и все остальное время займетесь прослушиванием вашей любимой музыки.

    ГДЗ по музыке 2 класс

      

       

    Подробные ответы для тех, кто не разобрал почерк в гдз

    С.4. О нашей Родине композиторы сочинили много песен. Но есть одна – самая главная – это ГИМН.
    Какие чувства к Родине выражены в тексте гимна?
    Храбрость, сила, любовь, великая воля, мудрость.
    Страница 5. Как ты будешь исполнять песни о Родине? “Моя Россия”
    Величественно, торжественно, с любовью.
    “Здравствуй, Родина моя”
    Ласково, светло, нежно, напевно.
    “Гимн России”
    Величественно, с любовью.
    Страница 6. Подпиши названия нот.
    ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ
    Страница 9. Какую из этих мелодий написал Модест Петрович Мусоргский? Напиши название этого сочинения.
    Ответ: 2. Рассвет на Москве-реке.
    С. 10. Музыкальные инструменты:
    ПИАНИНО  КЛАВЕСИН  РОЯЛЬ
    С. 12. Сосчитай и запиши, сколько тактов в этом музыкальном примере (дождик дождик пуще).
    Ответ: 4
    Страница 13. Определи размер такта в песенке о жуке. Напиши его после скрипичного ключа. (жук жук, где твой дом?).
    Ответ: 2/4
    С. 15. Какие марши ты вспоминаешь, глядя на эти рисунки?
    Ответ: марш “Цирк” Дунаевский, “Марш деревянных солдатиков” Чайковский.
    С. 17. Чем отличается молитва от песни?
    Молитву можно читать, а песню поют. Обращение к богу – молитва, а песня для людей.
    С. 29. Каким словом музыканты обозначают изменеие настроения, чувств, окраски звучания?
    Ответ: ЛАД
    Спой по нотам мелодию М.Мусоргского “Рассвет на Мосве-реке”. В каком ладу – в мажоре или в миноре – она звучит?
    Ответ: МАЖОР
    Страница 31. С музыкой каких композиторов ты познакомился на уроках?
    Прокофьев, Мусоргский, Чайковский.
    Запиши названия полюбившихся тебе музыкальных произведений этих композиторов.
    Золушка, рассвет на Москве-реке.
    Напиши, какие их перечисленных произведений звучат: в музыкальном театре балет, опера, кантанта
    в концертном заде симфония, увертюра, кантанта

  2. хру©талЬная_©леzа Ответить

    Открытый урок по музыке «Молитва» по музыкальным произведениям П. Чайковского
    Учитель музыки МБОУ «Школа№3» Бахарева В.Н.
    Используемые учебники: Учебник «Музыка» для 2 класса Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М., Просвещение, 2011
    Используемое оборудование:
    Фортепиано
    Компьютер
    Мультимедийный проектор
    Цель урока.
    Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом через  музыкальные произведения
    П.И. Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви».
    Задачи урока:
    Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.
    Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”, развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимания и сопереживания чувствам других людей
    Воспитывающая: постигать духовную музыку в произведениях композиторов-классиков, осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.
    Ключевые понятия: мелодия, композитор, православие, молитва, благодать, святые.
    Ход урока
    1. Организационный момент.
    Дети входят в класс под музыку.
    Музыкальное приветствие. (Упражнение-распевание)
    2. Актуализация.
    Просмотр мультфильма. (1)
    Учитель: – Опишите состояние девочки. Что с ней происходит? Почему? (переживает)
    – Как бы вы поступили в такой ситуации?
    – Какое решение нашла девочка?
    Дети: – Девочка обратилась к молитве.
    Учитель: – Помогла ли ей молитва? Как? (Да,  девочка прочитала молитву. Высказывания детей).
    II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.
    У.: – Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.
    Д.: – Мы сегодня будем говорить о молитве. (Слайд 2,3)
    У.: – Что бы вы хотели узнать по этой теме? (формулируют вопросы)
    III. Открытие новых знаний.
    1. Определение понятия “молитва”. (Слайд 4,5)
    У.: Что такое молитва?
    Д.: – Молитва – обращение верующего к Богу.
    У.: – А что значит православная молитва?
    – “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.
    У.: Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой. ( Слайд 6)
    И потому обращение к Богу называется молитва.
    Учитель: Чей это портрет? Назовите фамилию композитора
    Какие вам известны его  музыкальные произведения?
    ( Портрет П. Чайковского.  Слайд 7-8 «Утренняя молитва» из Детского альбома).
    Он был глубоко верующим человеком.
    С чего начинался день верующего человека?
    Дети. С молитвы.
    Учитель. Действительно, раньше день любого человека, и взрослого, и ребенка, начинался и заканчивался обращением к Богу. Послушайте “Утреннюю молитву”. Какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе?
    (Звучит “Утренняя молитва” П. Чайковского).
    (Слайд 9)
    Дети. Спокойное, умиротворенное, светлое, безмятежное. “Утренняя молитва” светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно.
    Учитель. Какими средствами музыкальной выразительности передается это настроение? Какая мелодия? Как она звучит? (слайд 10)
    Дети (находят слова определения ) Напевная, плавная, широкая, мягкая, похожая на песню.
    Учитель. Действительно, мелодия песенная, она останавливается на длинных, выдержанных звуках. Мелодия звучит один раз или повторяется?
    Дети. Повторяется много раз, словно усиливая эмоциональное состояние героя пьесы – маленького ребенка.
    Учитель. В каком ладу звучит пьеса? (Слайд11)
    Дети. (показывают смайлики) В мажорном, светлом.
    Учитель. Что происходит с динамикой, как она развивается?
    Дети. В начале музыка звучит тихо, затем громче, потом затихая и в конце очень тихо.
    Учитель. На начало, середину или окончание пьесы приходится кульминация, наивысшая точка эмоционального развития?
    Дети. Кульминация в середине пьесы, на самом высоком, ярком звуке.
    Учитель. Вспомните окончание пьесы. Как она заканчивается? Что мы слышим в конце?
    Дети. Восходящее движение на diminuendo,приводящее к pianissimo. Повторяющийся звук в низком регистре, очень тихо.
    Учитель. Что он изображает, на что похоже это звучание?
    Дети. На мерные удары большого колокола, который возвещает об утреннем богослужении.
    Учитель. А о чем молился ребенок утром?
    Дети. В утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей.
    Учитель: В каком исполнении прозвучала «Утренняя молитва»?
    Дети: фортепиано.
    Учитель: молитву можно сыграть на инструменте, можно спеть, а прочитать можно?
    Дети: да
    IV . Знакомство с молитвой “Отче наш”.
    Учитель: есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы. (Слайд 12)
    1.Попробуем прочитать (дети хором читают Главную молитву «Отче наш» Клип) и исполнить на одном звуке молитву, которую Господь Бог написал для своих учеников.
    2. Объяснение слов молитвы.
    Отче – Отец; Иже – Который;
    Иже еси на небесех – Который находится на небесах, или небесный;
    да – пусть; святится – прославляется:
    яко – как; на небеси – на небе;
    насущный – необходимый для существования;
    даждь – дай; днесь – сегодня, на нынешний день;
    остави – прости; долги – грехи;
    должником нашим – тем людям, которые против нас согрешили;
    искушение – соблазн, опасность впасть в грех;
    лукавого – всего хитрого и злого, то есть дьявола. Дьяволом называется злой дух.
    Учитель: Православный человек может молиться в одиночестве и вместе с другими людьми. Он может молиться про себя и вслух, в чтении и в пении. Он может молиться на любом языке. Он может молиться в любом месте и в разных обстоятельствах: как в радости, так и в беде.
    Какие бывают молитвы?
    Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд13)
    Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…
    Взрослея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности. Это просьба о защите.
    Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.
    Молитва – благодарение – за всякое благодеяние Божие. (Слайд 14-15)
    – За то можно благодарить Бога?
    – Молитва благодарственная по исцелении от болезни.
    – Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.
    – Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.
    – Молитва благодарственная по получении.
    Молитва – славословие. (Слайд 16)
    В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом.
    Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми.
    Слушание пьесы П. Чайковского «В церкви». Чем эта пьеса отличается от «Утренней молитвы»?
    Дети: Музыка звучит торжественно, степенно.
    В миноре (используют смайлики для показа минора),
    Учитель: Какое состояние передает композитор?
    Дети: успокоение после вечерней молитвы – тихо, мерно ниспадающие аккорды на фоне мерно «гудящего»  баса – как бы замирающего вдали колокола, готовящего нас к вечерней службе.
    Учитель: эти пьесы вошли в сборник под названием « Детский альбом». Какая из них открывает альбом, а какая завершает? (пьеса «Утренняя молитва» открывает альбом,  «В церкви» завершает).
    V. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.
    Вопросы на осмысление
    Учитель: – О чем молился ребенок утром? (слайд 17)
    Дети: В утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день,
    И просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей. (Слайд 18-19-20)
    – Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа?
    Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли… да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?
    – А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?
    – Про себя (это будет твой секрет – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого или  второго?
    – Чтобы ты попросил? (Не огорчать родителей своим поведением, помочь учиться хорошо, пожелать доброго здоровья родителям, уберечь от зла, стать лучше.)
    – А просить и желать плохое можно?
    – Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту поблагодарить Бога?
    (Дети благодарят)
    VI. Работа в рабочей тетради или домашнее задание (слайд 21)
    Рефлексия деятельности.
    – Какие музыкальные произведения П. Чайковского услышали сегодня на уроке?
    Учебник: Стр. 46-47
    – Какое пропущенное главное слово? Тетрадь: стр.17.  (Молитва)
    – Где могут звучать молитвы? ( В церкви, в храме, дома)
    Домашнее задание. Чем отличается молитва от песни?
    – Что нового вы узнали на уроке?
    – Что на уроке тебе понравилось больше всего?
    VII. Подведение итогов урока (слайд 22-23)
    Учитель оценивает и благодарит детей
    Дети под музыку выходят из класса

  3. Alsathis Ответить

    Молитва исходит из сердца и воспринимается умом человека. Усиленное внимание направлено на слова ее. В песне преимущество отдается мелодии: если она не трогает душу, то и слова ее не находят отклика в сердце. Во время исполнения песни возбуждается воображение, что категорически исключено при молитве, ведь «придумывать» себе божественные чувства нельзя.
    Песня объединяет людей, но в ее исполнении не принимают участие высшие существа. При молитве, а особенно церковной, вместе с верующими молятся ангелы.
    Молитва канонична, добавлять в нее слова или менять их запрещено. Исключением является молитва своими словами. А хоть и говорят, что «из песни слов не выкинешь», в ней допустима элементарная замена фраз на аналогичные по смыслу.
    Молитва призвана поддержать духовное здоровье человека, песня – эмоциональное.
    к содержанию ^

    Выводы TheDifference.ru

    Молитва написана людьми высокой духовной жизни под влиянием высших сил. Текст и мелодия песни придуманы обычными людьми под влиянием какого-либо события в их жизни.
    Молитва духовна и поддерживает духовное здоровье человека, песня душевна и предназначается для поддержания хорошего эмоционального состояния.
    Молитва – это аскетическое делание, она требует напряжения внутренних сил, для нее также необходимы внешние атрибуты. Песня – это душевное наслаждение красотой звука, исключающее необходимость какой-либо внутренней работы.
    Сколько существует человек, молитва и песня шли рядом. Люди, глубоко чувствующие присутствие Бога, всегда имели потребность в разговоре с ним.  А то, что переполняло сердце, изливалось в песне. И песня, и молитва украшают жизнь, без них мир стал бы серым и скучным.

  4. Andrey Doge Ответить

    Достаточно часто встречается вопрос, чем отличается молитва от песни. Последний вариант представляет собой определенный рифмованный текст. Под него создают специальную музыку. Светские варианты служат для общего увеселения, развлечения. Выделяют также духовную вариацию, которую могут использовать даже во время богослужений.
    Молитвенная молебен и пение духовных вариаций находятся рядом, но все же имеют свои отличительные черты.
    Это своеобразная словесная формула, которая обладает волшебным влиянием на дальнейший ход событий. Читая текст, человек наблюдает пробуждение скрытых своих и окружающего мира сил. Человеческое слово действительно имеет вес. Характер текста разный, в зависимости от потребностей, человек подбирает необходимый именно ему.
    Дословное чтение, или пение имеет силу в том случае, если вы придерживаетесь точности источника.

    Основные различия

    Можно выделить несколько отличающих характеристик:
    текст молитвы направлен к Небесным силам, это индивидуальное обращение человека к Святым. Пение обращено к людям, к их сознанию. Исключение составляют тексты, которые имеют молитвенный характер;
    текст песен меняется, может быть совершенно разного характера. Текс молебен остается прежним;
    во время чтения молитвенных слов человек полностью сосредоточен на тексте, на просьбах, подкрепленных глубокой верой и искренностью обращений. Во время пения, чаще всего в сосредоточенности нет надобности. Пение совершается от души, искреннее наслаждаясь процессом;
    текст молебен берет свое начало с глубины веков, актуальность которых останется вовеки. Текс песен относится к ряду музыкально – устного творчества. Их слова могут быть «однодневными», или сохранять долгое время свою актуальность;
    во время богослужений в церкви, храмах можно услышать священную молебен, пение характерно для концертной обстановки. Исключение составляют духовные песни.
    Видео на тему: Чем отличается церковная молитва от домашней?

    Выводы

    Подытожив, выделяют несколько ключевых элементов.
    Люди, которые обладают поистине высокой духовностью, выдающимися чертами составляют молитвы. Именно их текст помогает общаться со Святыми. Говоря о песни, среди ее авторов выделяют разные категории людей, зависимо от музыкальных способностей каждого. Их написание происходит после вдохновения. Это своеобразный толчок, причиной появления которого может служить эмоциональный стресс.
    Отличие между песней и молитвой состоит в их характере. С помощью строк молебен становится, возможно, общение с Господом, другими Святыми. В тексте песни человек может сопереживать автору, визуализировать сюжет.
    Стоит отметить, что человек, который отдает предпочтение молитвослову, проделывает огромную работу в духовном плане. К ней необходимо готовится, создавать необходимые условия. В случае с песней, человек наслаждается процессом, не прилагает абсолютно никаких для этого усилий.
    Благоприятное действие молитвы проявляется в виде избавления от страха, неприятных воспоминаний, или моментов. Ее смысловая нагрузка отличается от песни. Стоит отметить, что молебен направлена на душевное равновесие, исцеление человека. Результат от пения, чтения такого рода текста непредсказуемые, это, скорее всего эмоциональная разгрузка. Следует слушать свое сердце, выбирать тот вариант, который подойдет именно вам.

  5. Офигенская Ответить

    ХПИ: «Наверно, музыка – душа, чем нам и интересна!»
    Цель: Раскрытие высокого духовного смысла русского искусства через бережное введение в художественные образы русской музыки.
    Задачи:
    Образовательная:
    прикосновение к высоким темам духовной жизни людей.
    Развивающая:
    развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.
    Воспитательная:
    формирование уважения к традициям своего народа. Нравственные подвиги святых земли Русской, их почитание. Церковные и народные традиции.
    Оборудование:
    Презентация с изображениями храма, клироса,  музыки П.И. Чайковского из «Детского альбома»-две пьесы «Утренняя молитва», «В церкви».
    Ход мастер-класса:
    1.Слушание П.И.Чайковский «Утренняя молитва» из Детского альбома.
    Вопрос: Где могла звучать эта музыка? Как вы догадались, как музыка вам это подсказывает?  В храме, церкви? Как вы понимаете слово «храм»?
    (Дети объясняют значение этого слова.)
    Храм
    У нас в городе и Пермском крае много храмов, святых мест? (Дети вступают в диалог с учителем и смотрят иллюстрации на экране). У нас в  городе находятся Троицкий собор и церковь иконы Казанской божьей матери.
    2. Что это? (молитва)
    Молись, дитя, мужай с годами,
    И пусть на склоне долгих лет
    Такими ж светлыми очами
    Тебе глядеть на белый свет.
    Вы, наверное, многие были в храме, а служба в храме — это прежде всего молитва. А что такое молитва?
    Мы с ней познакомимся через музыку Чайковского. Оказывается, самая первая пьеса в «Детском альбоме» – это «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена П.И.Чайковского.
    А теперь послушаем ее  (дети слушают «Утреннюю молитву»).
    Какая музыка по характеру, темпу? Что происходит?
    Дети. Она светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится-разговаривает с богом.
    Учитель. Да, он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя.
    Мелодия молитвы была заимствована Чайковским из церковного обихода, а в наши дни А. Лунин написал прекрасный текст на эту мелодию, который мы постараемся сейчас пропеть.
    3. Господи Боже, грешных спаси.
    Сделай, чтоб лучше жилось на Руси.
    Сделай, чтоб стало тепло и светло.
    И чтобы весеннее  солнце   взошло.
    Людей, и птиц, и зверей,
    Прошу тебя, обогрей. Прошу, боже мой.
    Где могут звучать молитвы?
    Чем отличается молитва от песни?
    Молитва — это обращение человека к Богу
    4. Послушаем еще одну пьесу П.И. Чайковского — «В церкви» из «Детского альбома» и подумаем: в чем ее отличие от предыдущего сочинения?
    Дети. Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.
    Учитель. Действительно, если при звучании «Утреней молитвы» мы понимаем, что ребенок находится в комнате перед лампадой, иконой, то в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола. Православная церковь использует только хоровое пение а капелла ( a cappella), то есть пение без сопровождения. В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса. (Дети записывают в тетрадь новое для них понятие.)
    Прежде чем еще раз прослушать и представить, как звучит мужской хор, посмотрите иллюстрацию в учебнике. Это иконостас — важнейший художественный элемент внутреннего оформления русских храмов, самое главное место в церкви. Слово «икона» по-гречески — образ. Образы святых людей сопровождали человека всюду — в храме, в доме, в дороге…
    (Еще раз звучит пьеса «В церкви» со словами.)
    Какими словами можно передать ваши настроения, чувства после слушания этих двух произведений? Используйте и слова, которые обозначают «чувства» из таблицы на экране.
    (Красота, простота, доброта, тишина, спокойствие, радость и др.)
    А можно ли вот этой музыкой завершить урок? Звучит пьеса «В церкви» из «Детского альбома»? Дети. Да, потому что всё как будто заканчивается: садится солнце, кончается и день.
    Учитель. Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что вся музыка, которая сегодня прозвучала – светлая, она как будто устремлена ввысь, подобно линиям собора.
    Как вы думаете,  может ли на нас повлиять эта музыка? А как? Сделать добрее, терпимее, лучше и т.д.
    Дети. Да, мы должны быть добрыми, послушными, любить всех: и людей, и животных, учиться понимать хорошую музыку.
    ИТОГ УРОКА
    Учитель. Музыка в храме учит любить себя и ближнего, ценить душевную красоту, она возвышает и очищает наши души, человек живет с верой, надеждой и любовью. Вы были прекрасными и слушателями, и исполнителями, молодцы.

  6. kunja Ответить

    Тема урока “Молитва. ”

    Цель урока: значение слова в нравственном становлении православного человека.
    Задачи:
    Дать детям понимание значения слова «молитва»
    Познакомить с тремя основными православными молитвами: «Отче наш», «Ангелу хранителю», «Богородица».
    Раскрыть культурологический характер молитвы как жанра русской литературы, музыки.
    Литературный и музыкальный материал, используемый на уроке:
    1. П.И. Чайковский «Утренняя молитва», «В церкви» из цикла ф-ной музыки «Детский альбом».
    2. Глинка «Ария Ивана Сусанина» из оперы «Жизнь за царя».
    3. Л. Толстой «Благословляю вас, леса».
    4.  Лермонтов «Ангел».
    5. Отрывок из сказки Андерсена «Снежная королева».
    6. Песня «Колокольный звон» на стихи иеромонаха Романа в исполнении Ж. Бичевской.
    ХОД УРОКА
    Звучит песня «Колокольный звон».
    – Дети, мы слышали песню в исполнении Жанны Бичевской на слова иеромонаха Романа. Как бы вы ее назвали? О чем она?
    – Эту песню можно назвать «Молитва за Россию».
    – По каким словам вы поняли, что это молитва?
    – Господи помилуй.
    – Да, это действительно слова самой древней молитвы всех христиан. А что такое молитва?
    (Варианты ответов детей)
    – А может ли быть молитва без слов?
    – Нет.
    – А почему?
    После ответов детей подвести к тому, что молитва – это обращение к Богу, разговор с ним.
    – Значит, главное в молитве – СЛОВО.
    Конечно же, вы помните, что первыми, кто донес слова святого писания до наших предков,  были основатели славянской азбуки святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. (Изображения икон Кирилла и Мефодия).
    И создали славянскую азбуку именно для того, чтобы приобщить славян к христианской культуре. И первые слова, которые они перевели с греческого языка были: «Искони было слово, и слово было к Богу и Бог был слово».
    Слово в православии – это дар Божий. Как же мы порой оскверняем этот дар бранью, грубостью, примитивностью.
    Сегодня мы посмотрим на священный дар слова, на молитву глазами православного человека. Заглянем в историю. От куда же появились молитвы? (Можно послушать варианты ответов детей)
    – Когда то люди, столкнувшись с грозными для них явлениями природы, обратили внимание на солнце, луну, дождь, молнию и т.д. и придумали то, что мы с высоты своего исторического возраста назвали мифологией. Они дали имена своим богам и стали их «закликать» – появились «заклички», а этот жанр народного творчества есть не что иное, как … молитва. В закличке выражалась просьба: не гневись, смилостивись, пошли урожай, добрую охоту. В десятом веке у славян произошло событие, наверное, самое великое за всю предыдущую и последующую историю – Крещение Руси. Для нового Бога не нужно было придумывать молитвы: они вместе с верой пришли к славянам из Византии и Болгарии.
    Главное отличие заклички, древней формы молитвы, от молитвы новой, заключалось в следующем: закличка – это экспромт, сиюминутная просьба, чаще всего бытовая, а православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному истинному Богу, (обратить внимание на ребят на тему урока).
    – О чем может человек разговаривать с Богом, после ответов детей подвести к тому, что молитвы бывают благодарственные, просительные, покаянные, хвалебные. Дети объясняют, как они понимают.
    – Вот как сказал о благодарственной молитве священник Александр Мень.
    «Благодарственная молитва – самая прекрасная, чистая. Она не ищет своего, не просит, она  переполнена радостным сознанием милосердия Божия, излитого на человека. За все: за глаза, которые видят солнце и красоту мира; за уши, которые слышат гармонию звуков и слово Божие; за разум, постигающий тайны; за сердце, способное любить – за все это благодарит человек».
    Просительная молитва – обращение к Богу за помощью во всех своих тяготах: и духовных и материальных; просят здоровья, радости, благ различных, всего, из чего состоит наша суетная, беспокойная жизнь.
    Покаянная молитва – просьба простить за содеянное зло, за скверные поступки, за дурные мысли и желания.
    – Ребята, как вы думаете, какие молитвы человеку произносить особенно не легко?
    –  Покаянные.
    (Обсудить, почему так считают?) Попробуйте определить, интонации какой молитвы звучат в стихотворении Л. Н. Толстого.
    Ученик читает стихотворение «Благословляю вас леса» Дети определяют жанр хвалебной молитвы.
    Молитвы обладают невероятной силой! Сейчас прозвучит отрывок из знакомой вам сказки, вы сами ее узнаете, (под звуки тревожной музыки ученик зачитывает отрывок из сказки Андерсена “Снежная королева», где Герда усмиряет с помощью молитвы «Отче наш» армию холода). Дети узнают сказку.
    – Почему Герда читала молитву?
    – Ей нужен был помощник, что бы победить армию холода. Она обратилась молитвой за помощью к Богу
    – Какую молитву читала Герда?
    – «Отче наш»
    (На доске плакат с текстом молитвы и объяснением смысла некоторых слов).
    Эту короткую, но очень емкую молитву оставил людям, простым рыбакам, виноградарям, сеятелям, сам Господь. Это одна из самых главных молитв православных христиан. Попробуем разобраться в смысле этой молитвы. (На доске)
    Отче наш, Иже еси на Небесех!
    Да святится имя Твое, да
    приидет Царствие Твое, да
    будет воля Твоя. Яко на небеси
    и на земли. Хлеб наш
    насущный даждь нам днесь, и
    остави нам долги наша, якоже
    и мы оставляем должником
    нашим, и не введи нас во
    искушение, но избави нас от
    лукаваго.
    Иже – который; Иже еси на
    небесех – живущий на небесах;
    Яко – как; на небеси и на земли
    – на небе, на земле;
    Насущный – необходимый для
    существования;
    Даждь – дай;
    Днесь – сегодня;
    Остави – прости;
    Искушение – соблазн ко греху;
    От лукаваго – от зла.
    – А любой ли человек может писать молитвы? – Нет.
    – А какой?
    – Тот, который причастен божьей благодати, святой. И многие молитвы сочинялись точно такими людьми, монахами, святыми, посвятившими всю свою жизнь служению Богу.
    – А как вы думаете, кому могут принадлежать эти строки? «Когда молюсь от сердца, Господь мою молитву  слышит. Молитва наша есть сестра, она, как свет, нам душу  освещает».
    После догадок детей показываю портрет Чайковского
    –  Узнали, удивились.
    – Да, ребята эти строчки написал на французском языке в 1851 году, Петр Ильич Чайковский. Ему было тогда 11 лет. – Ровесник вам.
    – А с чего начинается ваш день?
    – С завтрака.
    – А вот у детей того времени день начинался с молитвы. И подтверждением тому служит «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского (День из жизни ребенка). Начинается он вот такой пьесой.
    Звучит пьеса «Утренняя молитва». Дети сами дают ей название
    – Как услышали, что молитва, ведь нет слов?
    – Есть интонация молитвенных песнопений и главное – молитвенное настроение свет, возвышенность.
    – Это по-вашему благодарение, покаяние, величание или тихая просьба-обращение?
    – Просьба-обращение.
    – Послушайте, как созвучна эта музыка молитве Ангелу-Хранителю.
    Зачитываю молитву, объясняю смысл.
    – Могут ли эти слова настроить на скверные поступки?
    – Нет, только на добро, любовь и благие дела.
    – А заканчивается «Детский альбом »вот такой пьесой. Это тоже молитва, но похожа ли она с утренней. (Звучит пьеса «В церкви» Дети сравнивают).
    – Здесь более строгое звучание, более торжественное, словно целый хор поет.
    – Это домашняя молитва?
    – Нет, церковная, она больше похожа на покаянную.
    – Что нового сейчас вы узнали о Чайковском?
    – Наверное, он был верующим человеком и знал православные традиции.
    – Да, многие великие люди России были глубоко верующими людьми, чтили нравственные, высокодуховные нормы христианской жизни, знали молитвы. Не даром молитвенный слог, молитвенные интонации слышны в стихах многих русских поэтов.
    Под мягкую, лирическую музыку ребенок читает стихотворение М.Ю.Лермонтова:
    По небу полуночи Ангел летел,
    И тихую песню он пел;
    И месяц, и звезды, и течи толпой
    Внимали той песне святой.
    Он пел о блаженстве безгрешных духов
    Под кущами райских садов;
    О Боге Великом он пел,
    и хвала Его не притворна была.
    Он душу младую в объятиях нес
    Для мира печали и слез,
    И звук его песни в душе молодой
    Остался – без слов, но живой.
    И долго на свете томилась она,
    Желанием чудным полна;
    И звуков небес заменить не могли
    Ей скучные песни земли.
    – Кто ж такие ангелы?
    – Вестники.
    – Именно ангел возвестил Марии о том, что она родит Спасителя мира – Христа.
    Об этом свидетельствует нам Евангелие и слова, которые ангел провозгласил Марии, стали началом еще одной любимой, чтимой всеми христианами молитвы:
    «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен Плод Чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших »
    Объяснение смысла молитвы понятными словами. Обратить внимание на то, что красота молитв теряется, если они звучат на современном нам языке.
    К образу Богородицы на Руси особое отношение, почитание, упование. Древняя летопись свидетельствует нам о чудесном спасении Руси от нашествия Тамерлана по молитве обращенной к Божьей матери всеми жителями Москвы. (Можно об этом подробней – сообщение ребенка.)
    Молитва укрепляла людей в самые трудные времена. Великие русские князья не шли на битву без молитвы, а после победы воздавали хвалу Господу.
    В известной вам арии «Ивана Сусанина» мы тоже слышим обращение к Богу. Это не молитва в полном понимании слова, это мольба человека перед смертью. И в последний для него час он не просит ничего лично себе. Его мысли о семье, о близких, о Родине и Вечном Судии. Слушаем фрагмент из «арии Сусанина» М.И. Глинки из оперы «Жизнь за царя».
    Мы убедились на множестве примеров в том, что молитва прочно вошла в русскую культуру. Этот жанр получил развитие в отечественной литературе, музыке, в произведениях великих писателей, поэтов, композиторов.
    Молитва остается вершиной православного слова, несущего человеку нравственную чистоту, духовную силу.
    Звучит песня «Колокольный звон».

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *