Чем познание общества отличается от познание природы?

10 ответов на вопрос “Чем познание общества отличается от познание природы?”

  1. Alsathis Ответить

    Социальное познание. «Познай самого себя»

    Природа является только объектом познания: она не способна познать саму себя. Общество и человек в отличие от природы могут быть как объектом познания, так и его субъектом. В этом случае необходимо говорить о самопознании.
    Социальное познание обычно трактуется как особая форма познания, предметом которого является общество.
    Существуют три противоречивые точки зрения на социальное познание:
    о познание общества принципиально не отличается от познания природы. В процессе анализа общества можно применять методы точных наук и естествознания, а само общество подчиняется таким же строгим законам, как и физический мир; о изучение общества коренным образом отличается от изучения природного мира. Используя естественно-научные методы, невозможно познать общество, поскольку социальное развитие не подчиняется никаким законам, а каждое событие в обществе уникально и неповторимо. Соответственно невозможно и социальное предвидение. Науке об обществе остается только описывать то, что уже произошло, не пытаясь искать в этом какие-либо закономерности; о методы изучения общества и природы имеют как общие черты, так и существенные различия. Этой точки зрения придерживается большая часть ученых.
    К особенностям познания общества относят: о чрезвычайную сложность общества как объекта познания: общество сложнее природы уже тем, что включает в себя природное, биологическое как один из низших своих элементов; о необходимость познания не только материального бытия, но и духовного. Если в изучении природы можно ограничиться материальным, то социальные исследования предполагают учет тонких духовных факторов, не поддающихся измерению приборами;
    о тот факт, что на природу мы смотрим со стороны, на общество — изнутри самого общества; общество является не только объектом, но и субъектом познания, что искажает результаты исследования, так как ни один исследователь не может быть полностью свободен от ценностей и предпочтений.
    В общественном познании используется ряд методов как опытного (эмпирического) уровня, так и рационального (теоретического):
    о эмпирические методы — наблюдение (включенное, невключен- ное), социальный эксперимент;
    О теоретические методы — исторический и логический методы, моделирование,аналогия.
    Рассмотрим перечисленные особенности социального познания на примере его методов.
    При наблюдении за какой-либо группой людей лучшие результаты дает включенное наблюдение, когда наблюдатель внедряется в социальную группу. Если наблюдение ведется со стороны, люди в группе могут быть скованными, скрытными или даже враждебными по отношению к исследователю.
    Известны журналистские и социологические исследования, когда наблюдатель ради получения точной информации инкогнито внедрялся в религиозную секту, преступную группу или даже садился в тюрьму.
    Эксперимент представляет собой наблюдение в контролируемых условиях. Социальный эксперимент в отличие от естественно-научного имеет ряд моральных ограничений, поскольку по сути представляет собой опыты на людях.
    Исторический метод направлен на рассмотрение этапов развития общества, на выявление закономерностей исторической динамики. Важно не просто описать последовательность событий, а найти логику в этом процессе, поэтому исторический метод всегда дополнен логическим.
    Моделирование предполагает замещение сложного объекта его упрощенным аналогом. В частности, вместо опроса всех жителей большого города можно провести выборочный опрос, например 10 % горожан, учитывая, что социальные группы (мужчины и женщины, молодежь и пожилые, люди со средним и высшим образованием и т.д.) среди опрашиваемых должны быть представлены в той же пропорции, что и во всем городе.
    При аналогии проводятся параллели между различными историческими событиями.
    I Немецкий философ Освальд Шпенглер (1880—1936) писал:
    Средство для познания мертвых форм — математический закон. Средство для понимания форм живых — аналогия[1].
    Поскольку исторические условия постоянно меняются, метод аналогии нельзя назвать сколько-нибудь достоверным, однако пока не существует более эффективных методов, позволяющих обществу не повторять своих ошибок.
    Социальное познание осуществляется рядом наук; их общим объектом является общество, а конкретные предметы существенно различаются. Ниже представлены различные науки об обществе и их предметные сферы: о экономика — закономерности функционирования и развития хозяйственной деятельности; отношения производства, распределения, обмена и потребления материальных благ; о история — прошедшие события, сохраняющиеся в памяти человечества; деятельность человека и общества в прошлом; о культурология — духовная и материальная культура человечества; о лингвистика — естественные и искусственные языки; о политология — жизнедеятельность людей, связанная с властными отношениями, государственно-политическая организация общества, политические институты, принципы, нормы; о психология — психическая деятельность и закономерности ее функционирования, поведение индивидов и малых групп;
    О культурная антропология — сходства и различия человеческих сообществ;
    О социально-экономическая география — территориальная организация общества, основные закономерности ее развития;
    О регионоведение — отдельный регион и его особенности (исторические, экономические, социально-политические, культурологические, правоведческие и т.д.); о социология — закономерности становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей; о этнография — этнические образования, их особенности и культура;
    о юриспруденция — государство и право, правовые идеи, правовое регулирование.
    Самопознанием на индивидуальном уровне называется деятельность по познанию собственных особенностей и свойств, осмыслению событий жизни, определению своего уникального места в мироздании.
    Самопознание — важнейшая потребность человека, условие его духовного развития. Это было осознано еще на ранних этапах развития общества: на фронтоне древнегреческого храма Аполлона в Дельфах, построенного в VII в. до н.э., была надпись «Познай самого себя». Эту фразу сделал девизом своей философии Сократ (ок. 470—399 до н.э.), который считал, что внутренний мир человека гораздо богаче и важнее, чем его природное окружение.
    Русский философ Николай Александрович Бердяев (1874—1948) объяснял это высказывание так:
    Познай самого себя, и через это познаешь мир. Все попытки внешнего познания мира, без погружения в глубь человека, давали лишь знание поверхности вещей. Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скрыта в самом человеке[2].
    Русский поэт Ф.И. Тютчев говорит о целом мире, который находится в душе человека и который определяет нашу жизнь:
    Лишь жить в себе самом умей —
    Есть целый мир в душе твоей
    Таинственно-волшебных дум;
    Их оглушит наружный шум…
    В течение жизни человека процесс самопознания проходит ряд последовательных этапов. Ребенок в первые годы своей жизни учится отделять себя от мира: формирует способность самоузнавания, затем он начинает осознавать себя в качестве члена какой-то группы, позже — в качестве уникальной личности. Человек познает себя при помощи самонаблюдения, оценки результатов своих действий, наблюдая реакцию окружающих и др. Самопознание происходит в ходе любого вида деятельности — в учебе, труде, игре и т.д.
    В процессе самопознания человек формирует идеальный образ самого себя, который становится объектом стремлений. Процесс такого стремления называется самосовершенствованием. Реализуя это стремление, человек оценивает себя с точки зрения личностного идеала; такая способность называется самоуважением.
    Философ и психолог Уильям Джеймс предлагает оценивать уровень самоуважения по такой формуле:
    уровень самоуважения = уровень достижений / уровень притязаний. Самооценка, уровень уважения будет тем выше, чем больше числитель дроби (чем больше достижений у человека) и чем меньше ее знаменатель (чем меньше у человека притязаний).
    Таким образом, можно сказать, что самопознание является необходимым условием самоуважения, развития личности, ее самосовершенствования. Познание себя позволяет человеку стать собой и не превратиться в марионетку, поведение которой определяется внешними факторами — социальным окружением, идеологией, рекламой и т.д.
    ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
    1. Социальное познание — это особая форма познания, предметом которого является общество.
    2. Особенностями социального познания являются сложность объекта познания, необходимость духовного познания, совпадение субъекта и объекта познания.
    3. Личностное самопознание — это деятельность человека по познанию собственных особенностей и свойств, осмыслению событий жизни, определению своего уникального места в мироздании.
    ВОПРОСЫ
    1. Назовите особенности социального познания. Почему социальное познание считается более сложным, чем познание природы?
    2. Перечислите основные науки об обществе. Какие из них, по вашему мнению, дают более точное знание о своем предмете? Почему?
    3. В чем состоит значение самопознания в жизни человека? Почему для того, чтобы понять мир, необходимо познать самого себя?
    [1] Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. Образ и действительность. М., 1998. С. 129.
    [2] Бердяев Н.Л. Смысл творчества. М, 1989. С. 13.

  2. VideoAnswer Ответить

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для VideoAnswer Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *