Чему я научился на уроках литературного чтения 4 класс?

8 ответов на вопрос “Чему я научился на уроках литературного чтения 4 класс?”

  1. Epetukoed Ответить

    ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА
    * Составьте сообщение на тему “Чему я научился на уроках литературы”. Воспользуйтесь словарной коробочкой.
    – На уроках литературы я прежде всего научился выразительному чтению. Мы в классе сочиняли сценарии, писали планы произведений и рассказы по картинкам. Больше всего мне понравилось сочинять стихотворения и сказки. Такие сочинения мы читали по ролям.
    * Заполните таблицу:
    Я умею:  выразительно читать, пересказывать произведение, читать по ролям, выделять главную мысль произведения, отвечать на вопросы к тексту.
    Я не очень хорошо умею: писать отзыв о произведении, придумывать заглавие, сочинять сказки.
    Я хочу узнать: как правильно писать стихи, как найти интересный сюжет для фантастической повести, как привлечь внимание читателя в начале книги и удерживать его до конца.
    * Прочитайте выразительно стихотворение И. Бунина “Метель” . Попробуйте графически изобразить повторяемость и чередование ударных и неударных слогов. Что вы заметили?
    Получается такая схема:  / – – / – – / – – / – , где / обозначает ударный слог, а – безударный.
    Эта схема повторяется в первых 4-х строчках стихотворения.
    * Когда мы лучше и яснее чувствуем ритм и созвучие рифмующихся слов?
    когда читаем стихотворение нараспев
    * Обсудите с другом, почему литературу называют искусством слова? В каких источниках вы можете найти дополнительную информацию на эту тему:
    На эту тему можно найти информацию в энциклопедиях, словарях, учебниках литературы, в произведениях литературных критиков.
    * Напишите сочинение-размышление на тему “Почему литературу называют искусством слова”.
    Если у строителя материал – это кирпичи, то у писателя – слова. При помощи них он творит художественный образ. Писатель и поэт, хорошо владеющий искусством слова, может создать целую картину. Читатель, знакомясь с его произведением, ясно представляет себе его героев, чувствует атмосферу, которая описана в книге, понимает настроение и чувства героев.

  2. Goldenseeker Ответить

    Особенности  организации  уроков литературного чтения в 4 классе
    Уроки литературного чтения очень важны для развития личности читателя, помогающий сориентироваться в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Естественно, каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным, деятельностным.
    В зависимости от целей и задач урока возможно проведение различных по типу уроков литературного чтения:
    Урок знакомства с произведением (урок чтения; основное содержание урока посвящено формированию навыка чтения, если это необходимо для данного класса).
    Урок чтения и осмысления произведения (на одном уроке рассматривается изучаемое произведение и реализуется вся система работы по формированию умений работы с текстом от этапа первичного восприятия до обобщающего этапа работы с текстом).
    Урок анализа произведения (реализуется система работы с текстом от этапа вторичного восприятия текста до всевозможных форм интерпретации текста — пересказа, создания текста по аналогии, драматизации и т. д.).
    Урок развития речи (создание всевозможных форм интерпретации текста — устное или письменное изложение; устное или письменное сочинение на основе художественных произведений).
    Урок контроля и оценки результатов обучения (проведение проверочных, контрольных работ).
    Целенаправленность урока определяется программными требованиями: обучение должно носить воспитывающий и развивающий характер. Определить конкретные цели каждого урока позволяет характер и жанр произведения. Работа на уроке также организуется в зависимости от жанра. Например, пересказ рассказа  обязателен, но он противопоказан при чтении лирических стихотворений. Влияют на организацию урока и размер произведения, его композиция и характер языка.
    Организация урока литературного чтения  в 4 классе включает все этапы, характерные для комбинированного урока: восприятие, усвоение, применение на практике. Но на уроке чтения эти этапы учебного процесса часто сливаются и не всегда четко выражены. Поэтому структура комбинированного урока чаще всего предполагает использование четырех логических частей:
    проверка домашнего задания или актуализация знаний в какой-либо другой форме;
    изучение нового материала;
    закрепление и систематизация;
    объяснение домашнего задания.
    Пример плана комбинированного урока можно представить себе так:
    Этап самоопределения.
    Постановка проблемы, формулировка темы и задачи урока.
    Проверка домашнего задания.
    Повторение изученного на прошлых уроках.
    Усвоение нового материала.
    Решение проблемы. Рассуждение.
    Анализ.
    Рефлексия.
    Объяснение домашнего задания.
    Еще один вариант  плана комбинированного урока:
    1. Проверка домашнего задания.
    2. Подготовительная работа. Установка на восприятие текста.
    3. Первичное восприятие: в первом варианте текст читает учитель, во втором — сами дети.
    4. Эмоционально-оценочная беседа.
    5. Чтение детьми текста про себя целиком (данный этап присутствует, если при первичном восприятии использовался прием чтения учителем).
    6. Анализ произведения.
    7. Обобщающая беседа.
    8. Работа над планом произведения, выборочное чтение, обучение выразительному чтению.
    9. Творческая интерпретация художественного текста.
    10. Заключительное итоговое чтение.
    В 4 классе при работе с крупнообъемным произведением эта схема нарушается: большой объем текста не позволяет провести на одном уроке все виды работ по восприятию и освоению произведения. Современная методическая литература предлагает учителю два варианта работы с таким текстом:
    1) разбить произведение на части и работать над каждой из них, соблюдая на уроке обычную схему обучения;
    2) разъединить чтение и анализ и проводить их последовательно на 2—3 уроках.
    В последнем случае на первом уроке — уроке знакомства с  произведением — проводится подготовка к восприятию произведения, его прослушивание или чтение, а также проверка восприятия. Следующие уроки посвящаются анализу и проведению разных видов работы с текстом. Такие уроки являются соответственно уроками анализа произведения.
    Количество этапов на уроке ограничивается логикой достижения цели. При этом главное место на уроке занимает чтение. Остальные виды работы с текстом должны быть:
    а) направлены на сознательность восприятия и усвоения идеи произведения;
    б) взаимосвязаны и взаимодополняемы;
    в) доступны для выполнения каждым учеником.
    Обобщающий урок является необходимой формой организации работы по чтению наряду с комбинированным уроком, так как способствует развитию логических способностей учащихся. Обобщающий урок проводится в конце изучения темы. Подготовка к нему организуется учителем с первого урока темы, на котором детям объявляется девиз (тема) обобщающего урока. Уроки чтения, экскурсии, наблюдения по теме чтения сопровождаются составлением словарных табличек, некоторыми записями, выполнением рисунков, изготовлением макетов, различных поделок. Поощряются отбор и чтение дополнительных текстов и книг по теме, собирание иллюстративного материала.
    Для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия. Начнем с самого низкого.
    Фрагментарный уровень
    У ребенка отсутствует целостное представление о произведении, его внимание сосредоточено на отдельных событиях, он не может установить связь между эпизодами. При этом ребенок эмоционально реагирует при чтении, но не может подобрать слов при выражении о прочитанном, не отмечает динамики эмоций. При воссоздании образа обращается к жизненным впечатлениям, без опоры на произведение. Ребенок не соотносит мотивы поступков героев. На вопросы учителя отвечает неохотно, отказывается говорить. Художественное произведение воспринимается, как описание какого-то случая, не определяет авторскую позицию, не обобщает прочитанное.
    Констатирующий уровень
    Читатель, находящийся в этой группе, отличается точной эмоциональной реакцией, способен увидеть смену настроений. При словесном рисовании ограничивается словами «весело» и «грустно», без названия оттенков чувств. Слабо развито воображение. Легко восстанавливает последовательность событий, но не улавливает связи между ними. Подробно и точно пересказывает, но не размышляет над прочитанным. Но при специальных вопросах учителя может определить мотивы поступков героя, опираясь на житейское представление. Не устанавливает авторской позиции, обобщение заменяет пересказом.
    Уровень героя
    Читатель этого уровня отличается точной эмоциональной реакцией, соотносит изменение чувств с конкретными событиями произведения. Хорошо развито воображение, может воссоздать образ героя, опираясь на художественные детали. Ребенок верно определяет мотивы поступков героя, дает им оценку и имеет свою точку зрения. При вопросах учителя способен определить позицию автора. Обобщение не выходит за рамки образа героя.
    Уровень идеи
    Читатель данной группы способен эмоционально отреагировать на художественную форму произведения. Хорошо развитое воображение помогает воссоздать образ на основе художественных деталей. Ребенок любит перечитывать произведение и размышлять над прочитанным. Способен определить авторскую позицию, его интересует авторское отношение к персонажам. Обобщение выходит за рамки конкретного образа. Читатель улавливает идею, проблему произведения.
    Итак, детям младшего школьного возраста свойственны четыре уровня восприятия художественного произведения. По уровню восприятия можно судить о литературном развитии школьника. Фрагментарный уровень школьника свидетельствует об отставании в литературном развитии, часть детей находится на констатирующем уровне и лишь 1-2 ученика воспринимают произведение на уровне «героя», что говорит о высоком уровне развития. О высоком уровне развития школьника можно говорить, если он воспринимает произведение на уровне «идеи».
    Чтобы поднять уровень восприятия учащихся, нужна систематическая работа на уроках литературного чтения. Над каждым художественным произведением в соответствии с современной методикой проводим три этапа деятельности: первичный синтез, анализ, вторичный синтез. Используем различные виды пересказов, составление плана, словесное и графическое рисование, анализ иллюстрации, различные виды чтения, составление рассказа о герое, инсценирование.  При этом ведущей деятельностью ученика является анализ произведения под руководством учителя.
    Непременное требование к организации урока — учет видо-жанровой специфики литературного произведения и его художественного своеобразия, особенности использования языковых средств, разумное сочетание заданий и упражнений аналитического и синтетического характера, выполнение контроля и учета уровня сформированности читательских и речевых умений учащихся на уроке литературного чтения.
    Одно из важнейших качеств урока — эмоциональность. Если учитель не затрагивает эмоциональную сферу детей, то урок превращается в формальные рассуждения о нравственности.
    К концу 4 класса ученик уже должен быть сформирован как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, приёмами работы с произведением и детской книгой, обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим, художественным, эмоциональным развитием.

  3. DeathKing Ответить

    «Викторина по литературному чтению» – Кто из перечисленных животных не упоминается в «Весёлых стихах». Прочитать вопрос и выбрать правильный ответ. Чему не учила Ирочка своего попугая. По страницам детских журналов. Когда был основан журнал «Мурзилка». Чего Ирочка не говорила в ответ на бабушкины просьбы. Когда появился журнал «Весёлые картинки».
    «Чтение с ребёнком» – Детские журналы. Рекомендации для родителей. Техника чтения. Выразительность. Открытие читательского дневника. Полюбившиеся детские книги. Настроение стихотворения. Метод чтения. Виды чтения. Навык чтения. Содержание ранее прочитанного. Этнографические тропинки. Читать с ребенком каждый день. Воспитание любви к чтению.
    «Любовь к чтению» – Способность художественного текста. Встречное движение. Поставим проблему. Список. Культурный канон. Конкретизируем проблему. Читательский список. Вопросы читателя-школьника. Круг текстов. Формирование единства вкусов. Представление. Список составили. От чтения «обязательного» к чтению «свободному».
    «Сибирские чтения» – Сборник «Добрая погода» составлен из новых стихов Вл. Владимир Балачан родился в 1939 году в барабинской деревне Старо-Ярково. Любит Россию, Сибирь, людей. Родилась Тамара Бабушкина в Сибири, в деревне Осинцево Чановского района. Внутришкольный конкурс «Сибирские поэтические чтения». Биография. Обучалась в Куйбышевском педагогическом колледже.
    «Культура чтения» – Любовь к искусству слова. Читатель. Удовольствие от чтения. Привлечь детей к книге. Рекомендации по работе с книгой. Формы работы. Культура чтения. Коммуникативные умения. Проектировочные умения. Читателя надо учить искусству чтения. Навыки, необходимые читателю. Просмотр видеофильмов. Комплекс навыков.
    «Внеклассное чтение «О зиме»» – Словарная работа. Декабрь, январь, февраль. Какие зимние игры и забавы вам нравятся. Мы рисуем зиму. Страничка юного читателя. Бабу снежную вчера мы слепили у двора. Белый снег пушистый в воздухе кружится. Прозрачный лес один чернеет. Люблю природу русскую. Как хорошо под снегопадом. Какие признаки зимы мы наблюдаем у нас на Кубани.
    Всего в теме
    «Литературное чтение»
    33 презентации

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *