Что можно посмотреть под микроскопом в домашних условиях?

19 ответов на вопрос “Что можно посмотреть под микроскопом в домашних условиях?”

  1. Arashizil Ответить

    Что можно рассматривать в микроскоп

    1. Рассмотрите вместе с малышом листочки собранных растений. Многие из них имеют волоски, которые очень интересно рассматривать в микроскоп. Хорошо видно строение листа, жилки. Посмотрите на лист мать-и-мачехи с одной и с другой стороны. Они совершенно разные: одна сторона опушена, другая – нет. На листе крапивы можно рассмотреть те самые жгучие волоски, которые доставляют так много неприятностей голым детским ножкам и ручкам. Сорвите по листочку от каждого комнатного растения. Каждый по-своему интересен и неповторим. Если на подоконнике растут кактусы, пусть ради науки пожертвуют несколькими колючками. Очень красивы лепестки цветов.
    2. Можно рассмотреть пыльцу. Для этого перенесите ее мягкой кисточкой с цветка на предметное стекло.
    3. Рассмотрите кожуру и мякоть всевозможных овощей и фруктов. Чем они похожи и чем различаются?
    4. Интересно рассматривать волосы и сравнивать их по цвету и толщине. Окажется, что кошачья шерсть тоньше человеческого волоса, а папин волос толще детских.
    5. Подсунутый под микроскоп собственный палец может произвести настоящий фурор. Особенно впечатлит грязь под ногтями. Микробов там, конечно, не увидишь. Но и без них выглядит ужасающе. Сразу может поступить требование постричь ногти.
    6. Не менее интересно посмотреть, из чего состоит домашняя пыль, как выглядит бумага, вата, нитки, клочки кукольных волос и меха мягких игрушек, рыбьи чешуйки и кости, икринки, мед, капельки молока, кристаллики соли, сахара, лимонной кислоты, соды, льда, всевозможные семечки и крупы, кусочки грибов, камушки и ракушки, привезенные с моря, шишки, бумажные деньги (на них можно отыскать разные знаки, которые не видны без увеличения).
    7. Если у вас есть аквариум, соскребите немного налета с его стенок, положите на предметное стекло, сверху накройте покровным стеклом и рассмотрите при среднем увеличении. Поверьте, это потрясающая картинка!
    8. Вырастите с малышом плесень на хлебе. Для этого положите кусочек хлеба в стеклянную банку с крышкой, смочите водой и поставьте на несколько дней в теплое место (но не на солнце). Немного выросшей плесени положите в капельку воды на предметное стекло, закройте покровным стеклом, и ваш препарат готов.

    Правила безопасности на занятиях с микроскопом

    Кроме самого микроскопа, вам понадобятся предметные и покровные стекла, пипетки, пинцет, игла. А также некоторые вещества: дистиллированная вода, спирт, водный раствор йода (для окраски).
    Объясните малышу правила безопасности и строго требуйте их соблюдения. Все-таки микроскоп (даже детский) – не игрушка, а сложный оптический прибор. И колоть орехи им не стоит.
    Также не обязательно бездумно крутить все подряд винты. Делать это нужно осознанно и с определенной целью. Сразу расскажите малышу, что и для чего в микроскопе предназначено и научите кроху все называть своими именами, а не «штучками» и «колесиками». Замечено, что даже пятилетние малыши быстро осваиваются с микроскопом: подбирают нужное увеличение и наводят резкость, рассматривая все, что попадается под руку.
    Первое время не оставляйте малыша с микроскопом один на один. Рассматривать предметы в отраженном свете при небольшом увеличении ваш маленький микроскопист научится быстро.
    А вот работы с предметными стеклами лучше ему самому пока не доверять, а делать это вместе. Во-первых, приготовление препарата подразумевает манипулирование острыми предметами (лезвие, игла) и химическими веществами. Во-вторых, предметные стекла – вещь крайне хрупкая. Неумелые пальчики могут их легко раздавить и пораниться.
    Занятия с микроскопом помогут малышу расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. У малыша будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям.

  2. Mobandis Ответить

    Вот уже два года, как я наблюдаю за этим миром у себя дома, и год, как делаю фотоснимки. За это время я успел увидеть собственными глазами, какие бывают клетки крови, что опадает с крыльев бабочек и молей, как бьётся сердце у улитки. Конечно, многое можно было бы почерпнуть из учебников, видеолекций и с тематических веб-сайтов. Единственное, что осталось бы не почерпнутым — это ощущение присутствия и близости к тому, чего не видно невооружённым глазом. То, что прочитано в книге или увидено в телепередаче, скорее всего, сотрется из памяти в весьма сжатые сроки. Что увидено лично в объектив микроскопа — останется с тобой навсегда. И останется не столько сам образ увиденного, сколько понимание, что мир устроен именно так, а не иначе. Что это не просто слова из книжки, а личный опыт. Опыт, который в наше время доступен каждому.

    Что купить?

    Театр начинается с вешалки, а исследование — с покупки оборудования. В нашем случае это будет микроскоп, ибо в лупу много не разглядишь. Из основных характеристик микроскопа «для домашних нужд» стоит выделить, конечно же, набор доступных увеличений, которые определяются произведением увеличений окуляра и объектива. Не всякий биологический образец хорош для исследования на больших увеличениях. Связано это с тем, что большее увеличение оптической системы предполагает меньшую глубину резкости. Следовательно, изображение неровных поверхностей препарата частично будет размыто. Поэтому важно иметь набор объективов и окуляров, позволяющий вести наблюдения во всем диапазоне увеличения: 10–20?, 40–60?, 100–200?, 400–600?, 900–1000?. Иногда бывает оправдано увеличение 1500?, достигающееся при покупке окуляра 15? и объектива 100?. Всё, что увеличивает сильнее, разрешающей способности заметно не прибавит, так как на увеличениях около 2000–2500? уже близок так называемый «оптический предел», обусловленный дифракционными явлениями.
    Следующим немаловажным моментом является тип насадки. Обычно выделяют монокулярную, бинокулярную и тринокулярную разновидности. Принцип классификации основывается на том, «сколькими глазами» вы хотите смотреть на объект. В случае монокулярной системы вам придётся щуриться, постоянно меняя глаза от усталости при длительном наблюдении. Здесь вам на помощь придёт бинокулярная насадка, в которую, как и следует из её названия, можно глядеть обоими глазами. В целом, это более благоприятно скажется на самочувствии ваших глаз. Не следует путать бинокуляр со стереомикроскопом. Последний позволяет добиться объёмного восприятия наблюдаемого объекта за счёт наличия двух объективов, в то время как бинокулярные микроскопы просто подают на оба глаза одно и то же изображение. Для фото- и видеосъёмки микрообъектов понадобится «третий глаз», а именно насадка для установки камеры. Многие производители выпускают специальные камеры для своих моделей микроскопов, хотя можно использовать и обычный фотоаппарат (правда, при этом придётся купить переходник).
    Наблюдение при больших увеличениях требует хорошего освещения в силу небольшой апертуры соответствующих объективов. Канули те времена, когда препарат исследовали в отражённом от зеркала свете. Сейчас микроскопы представляют собой комплексные оптико-механо-электрические приборы, в которых всецело используются достижения научно-технического прогресса. В современных устройствах имеется своя лампочка, свет от которой распространяется через специальное устройство — конденсор, — которое и освещает препарат. В зависимости от типа конденсора можно выделить различные способы наблюдения, самыми популярными из которых являются методы светлого и тёмного поля. Первый метод, знакомый многим ещё со школы, предполагает, что препарат освещается равномерно снизу. При этом в тех местах, где препарат оптически прозрачен, свет распространяется от конденсора в объектив, а в непрозрачной среде свет поглощается, приобретает окраску и рассеивается. Поэтому на белом фоне получается тёмное изображение — отсюда и название метода.
    С темнопольным конденсором всё иначе. Он устроен так, что лучи света, выходящие из него, направлены в разные стороны, кроме непосредственно отверстия объектива. Поэтому они проходят сквозь оптически прозрачную среду, не попадая в поле зрения наблюдателя. С другой стороны, лучи, попавшие на непрозрачный объект, рассеиваются на нём во все стороны, в том числе и в направлении объектива. Поэтому в итоге на тёмном фоне будет виден светлый объект. Такой метод наблюдения хорош для исследования прозрачных объектов, которые на светлом фоне не являются контрастными. По умолчанию большинство микроскопов являются светлопольными. Поэтому, если вы планируете расширить набор методов наблюдения, то стоит выбирать модели микроскопов, в которых предусмотрена установка дополнительного оборудования: конденсоров, устройств фазового контраста, поляризаторов и т.п.
    Как известно, оптические системы не идеальны: прохождение света через них сопряжено с искажениями изображения — аберрациями. Поэтому объективы и окуляры стараются изготавливать так, чтобы эти аберрации максимально устранить. Всё это сказывается на их конечной стоимости. Из соображений цены и качества имеет смысл покупать планахроматические объективы. Они используются при профессиональных исследованиях и имеют адекватную цену. Объективы с большим увеличением (например, 100?) имеют числовую апертуру больше 1, что предполагает использование масла при наблюдении — так называемая иммерсия. Поэтому, если кроме «сухих» объективов вы берёте ещё и иммерсионные, стоит заранее позаботиться об иммерсионном масле. Его показатель преломления обязательно должен соответствовать вашему конкретному объективу.
    Конечно, это не весь список параметров, которые следует учитывать при покупке микроскопа. Иногда бывает важно обратить внимание на устройство и расположение предметного столика и рукояток для управления им. Стоит выбрать и тип осветителя, которым может быть как обычная лампа накаливания, так и светодиод, который светит ярче и греется меньше. Также микроскопы могут иметь индивидуальные особенности. Но основное, что стоило бы сказать об их устройстве, пожалуй, сказано. Каждая дополнительная опция — это добавка к цене, поэтому выбор модели и комплектации — это удел конечного потребителя.
    В последнее время наметилась тенденция покупки микроскопов для детей. Такие устройства обычно являются монокулярами с небольшим набором объективов и скромными параметрами, стоят недорого и могут послужить хорошей отправной точкой не только для непосредственно наблюдений, но и для ознакомления с основными принципами работы микроскопа. После этого ребёнку уже можно будет купить более серьёзное устройство на основании выводов, сделанных при работе с «бюджетной» моделью.

    Как смотреть?

    Любительское наблюдение не предполагает исключительных навыков ни в работе с микроскопом, ни в подготовке препаратов. Конечно, можно купить далеко не дешёвые наборы уже готовых препаратов, но тогда не таким ярким будет ощущение вашего личного присутствия в исследовании, да и готовые препараты рано или поздно наскучат. Поэтому, купив микроскоп, стоит задуматься о реальных объектах для наблюдения. Кроме того, вам понадобятся хоть и специальные, но доступные средства для подготовки препаратов.
    Наблюдение в проходящем свете предполагает, что исследуемый объект является достаточно тонким. Даже не каждая кожура с ягоды или фрукта сама по себе обладает необходимой толщиной, поэтому в микроскопии исследуют срезы. В домашних условиях достаточно адекватные срезы можно делать обычными лезвиями для бритья. При определённой сноровке можно достигнуть толщины среза в несколько клеточных слоёв, что во многом повысит дифференцируемость объектов препарата. В идеале стоит работать с моноклеточным слоем ткани, ибо несколько слоёв клеток, наложенных друг на друга, создают нечёткое и сумбурное изображение.
    Исследуемый препарат помещается на стекло предметное и, в случае необходимости, накрывается стеклом покровным. Поэтому, если в комплекте к микроскопу стёкла не прилагаются, их следует купить отдельно. Сделать это можно в ближайшем магазине медицинской техники. Однако не каждый препарат хорошо прилегает к стеклу, поэтому применяют методы фиксации. Основными являются фиксация огнём и спиртом. Первый метод требует определённого навыка, так как можно попросту «спалить» препарат. Второй способ зачастую более оправдан. Чистый спирт достать не всегда возможно, поэтому в аптеке в качестве заменителя можно приобрести антисептик, который, по сути, является спиртом с примесями. Там же стоит купить йод и зелёнку. Эти привычные для нас средства дезинфекции на деле оказываются ещё и хорошими красителями для препаратов. Ведь не всякий препарат открывает свою сущность при первом взгляде. Иногда ему нужно «помочь», подкрасив его форменные элементы: ядро, цитоплазму, органеллы.
    Для взятия образцов крови следует приобрести скарификаторы, пипетки и вату. Всё это есть в продаже в медицинских магазинах и аптеках. Кроме того, для сбора объектов из дикой природы следует запастись маленькими пакетиками и баночками. Брать с собой баночку для набора воды из ближайшего водоёма при выезде на природу должно стать у вас хорошей привычкой.

    Что смотреть?

    Микроскоп приобретён, инструменты закуплены — пора начинать. И начать следует с самого доступного. Что может быть доступнее кожуры репчатого лука (рис. 1 и 2)? Являясь тонкой сама по себе, кожура лука, будучи подкрашенной йодом, обнаруживает в своём строении чётко дифференцируемые ядра. Этот опыт, хорошо знакомый со школы, пожалуй, и стоит провести первым. Саму кожуру лука нужно залить йодом и оставить окрашиваться на 10–15 минут, после чего нужно промыть её под струёй воды.
    Кроме того, йод можно использовать для окраски картофеля (рис. 3). Не стоит забывать, что срез необходимо делать как можно более тонким. Буквально 5–10 минут пребывания среза картофеля в йоде проявят пласты крахмала, которые окрасятся в синий цвет. Йод является достаточно универсальным красителем. Им можно окрашивать широкий спектр препаратов.

  3. davidoff Ответить

    Наблюдение в проходящем свете предполагает, что исследуемый объект достаточно тонок. Даже кожура ягоды или фрукта слишком толста, поэтому в микроскопии исследуют срезы. В домашних условиях их делают обычными бритвенными лезвиями. Чтобы не смять кожуру, её помещают между кусочками пробки или заливают парафином. При определённой сноровке можно достигнуть толщины среза в несколько клеточных слоёв, а в идеале следует работать с моноклеточным слоем ткани — несколько слоёв клеток создают нечёткое сумбурное изображение.
    Исследуемый препарат помещают на предметное стекло и в случае необходимости закрывают покровным. Купить стёкла можно в магазине медицинской техники. Если препарат плохо прилегает к стеклу, его фиксируют, слегка смачивая водой, иммерсионным маслом или глицерином. Не всякий препарат сразу открывает свою структуру, иногда ему нужно «помочь», подкрасив его форменные элементы: ядра, цитоплазму, органеллы. Неплохими красителями служат йод и «зелёнка». Йод достаточно универсальный краситель, им можно окрашивать широкий спектр биологических препаратов.
    При выезде на природу следует запастись баночками для набора воды из ближайшего водоёма и маленькими пакетиками для листьев, высохших остатков насекомых и т.п.
    Что смотреть
    Микроскоп приобретён, инструменты закуплены — пора начинать. И начать следует с самого доступного — например, кожуры репчатого лука. Тонкая сама по себе, подкрашенная йодом, она обнаруживает в своём строении чётко различимые клеточные ядра. Этот опыт, хорошо знакомый со школы, и стоит провести первым. Луковую кожуру нужно залить йодом на 10—15 минут, после чего промыть под струёй воды.
    Кроме того, йод можно использовать для окраски картофеля. Срез необходимо сделать как можно более тонким. Буквально 5—10 минут его пребывания в йоде проявят пласты крахмала, который окрасится в синий цвет.
    На балконах часто скапливается большое количество трупиков летающих насекомых. Не торопитесь от них избавляться: они могут послужить ценным материалом для исследования. Как видно из фотографий, вы обнаружите, что на крыльях насекомых есть волоски, которые защищают их от намокания. Большое поверхностное натяжение воды не позволяет капле «провалиться» сквозь волоски и коснуться крыла.
    Если вы когда-нибудь задевали крыло бабочки или моли, то, наверное, замечали, что с неё слетает какая-то «пыль». На снимках отчётливо видно, что это не пыль, а чешуйки с крыльев. Они имеют разную форму и довольно легко отрываются.
    Кроме того, с помощью микроскопа можно изучить строение конечностей насекомых и пауков, рассмотреть, например, хитиновые плёнки на спине таракана. И при должном увеличении убедиться, что такие плёнки состоят из плотно прилегающих (возможно, сросшихся) чешуек.
    Не менее интересный объект для наблюдения — кожура ягод и фруктов. Однако либо её клеточное строение может быть неразличимым, либо её толщина не позволит добиться чёткого изображения. Так или иначе, придётся сделать немало попыток, прежде чем получится хороший препарат: перебрать разные сорта винограда, чтобы найти тот, у которого красящие вещества кожуры имели бы интересную форму, или сделать несколько срезов кожицы сливы, добиваясь моноклеточного слоя. В любом случае вознаграждение за проделанную работу будет достойным.
    Ещё более доступны для исследования трава, водоросли, листья. Но, несмотря на повсеместную распространённость, выбрать и приготовить из них хороший препарат бывает непросто. Самое интересное в зелени — это, пожалуй, хлоропласты. Поэтому срез должен быть исключительно тонким.
    Приемлемой толщиной нередко обладают зелёные водоросли, встречающиеся в любых открытых водоёмах. Там же можно найти плавучие водоросли и микроскопических водных обитателей — мальков улитки, дафний, амёб, циклопов и туфелек. Маленький детёныш улитки, оптически прозрачный, позволяет разглядеть у себя биение сердца.
    Сам себе исследователь
    После изучения простых и доступных препаратов захочется усложнить технику наблюдения и расширить класс исследуемых объектов. Для этого понадобится и специальная литература, и специализированные средства, свои для каждого типа объектов, но всё-таки обладающие некоторой универсальностью. Например, метод окраски по Граму, когда разные виды бактерий начинают различаться по цвету, можно применить и для других, не бактериальных, клеток. Близок к нему и метод окраски мазков крови по Романовскому. В продаже имеется как уже готовый жидкий краситель, так и порошок, состоящий из его компонентов — азура и эозина. Их можно купить в специализированных магазинах либо заказать в интернете. Если раздобыть краситель не удастся, можно попросить у лаборанта, делающего вам анализ крови в поликлинике, стёклышко с окрашенным её мазком.
    Продолжая тему исследования крови, следует упомянуть камеру Горяева — устройство для подсчёта количества клеток крови и оценки их размеров. Методы исследования крови и других жидкостей с помощью камеры Горяева описаны в специальной литературе.
    ***
    В современном мире, где разнообразные технические средства и устройства находятся в шаговой доступности, каждый сам решает, на что ему потратить деньги. Это может быть дорогостоящий ноутбук или телевизор с запредельным размером диагонали. Находятся и те, кто отводит свой взор от экранов и направляет его далеко в космос, приобретая телескоп. Микроскопия может стать интересным хобби, а для кого-то даже и искусством, средством самовыражения. Глядя в окуляр микроскопа, проникают глубоко внутрь той природы, часть которой мы сами.
    Фото автора.
    ***
    «Наука и жизнь» о микросъёмке:
    Микроскоп «Аналит» — 1987, № 1.
    Ошанин С. Л. С микроскопом у пруда. — 1988, № 8.
    Ошанин С. Л. Невидимая миру жизнь. — 1989, № 6.
    Милославский В. Ю. Домашняя микрофотография. — 1998, № 1.
    Мологина Н. Фотоохота: макро и микро. — 2007, № 4.
    ***
    Словарик к статье
    Апертура — действующее отверстие оптической системы, определяемое размерами зеркал, линз, диафрагм и других деталей. Угол ? между крайними лучами конического светового пучка называется угловой апертурой. Числовая апертура А = n sin(?/2), где n — показатель преломления среды, в которой находится объект наблюдения. Разрешающая способность прибора пропорциональна А, освещённость изображения А2. Чтобы увеличить апертуру, применяют иммерсию.
    Иммерсия — прозрачная жидкость с показателем преломления n > 1. В неё погружают препарат и объектив микроскопа, увеличивая его апертуру и тем самым повышая разрешающую способность.
    Планахроматический объектив — объектив с исправленной хроматической аберрацией, который создаёт плоское изображение по всему полю. Обычные ахроматы и апохроматы (аберрации исправлены для двух и для трёх цветов соответственно) дают криволинейное поле, которое исправить невозможно.
    Фазовый контраст — метод микроскопических исследований, основанный на изменении фазы световой волны, прошедшей сквозь прозрачный препарат. Фаза колебания не видна простым глазом, поэтому специальная оптика — конденсор и объектив — превращает разность фаз в негативное или позитивное изображение.
    Моноциты — одна из форм белых клеток крови.
    Хлоропласты — зелёные органеллы растительных клеток, отвечающие за фотосинтез.
    Эозинофилы — клетки крови, играющие защитную роль при аллергических реакциях.

  4. nimoki Ответить


    Обучающие и развивающие раскраски для детей: транспорт, одежда, мебель, алфавит, цифры, анатомия

    Календарь развития ребенка

    Учим детей рисовать животных: 40 картинок-инструкций

    Оригинальный мастер-класс с ребенком — подарочный новогодний блокнот

    Что делать, если кровит пупок у новорожденного?

    Как определить и быстро вылечить ротавирус у ребенка?

    Закаливание малыша от рождения до года

    Мы попали в детский сад: как быстрее пройти все формальности?

    Народные игры и забавы с детьми зимой на свежем воздухе

    Признаки скарлатины у ребенка — симптомы, лечение, профилактика

    Вода для новорожденных. Какую водичку давать ребенку с рождения?

    Как себя вести, и что делать, если ребенок 1-3 лет бьет маму?

    Темперамент ребенка и воспитание: что должны знать родители?

    Перелом руки в детском саду или лагере у ребенка. Кто виноват?

    Ребенка рвет: как определить причину и оказать первую помощь?

    Красные щеки у ребенка: отчего и что делать?

    Как оформить ребенку до года загранпаспорт — какой вариант лучше?

    Технологии с пелёнок или 7 полезных гаджетов для детей до 6 лет

    Признаки ребенка аутиста — как 100% понять, что ваш ребенок аутист

    Как рассказать девочке про месячные?

  5. Тво МалЕньКий аНгеЛоЧик Ответить

    Вернуться к списку Задать свой вопрос
    Наблюдательные оптические приборы являются эффективными помощниками родителям, желающим сделать процесс познания ребенком окружающего мира наиболее интересным и результативным. Важно помнить, что взрослый человек должен принимать активное участие в развитии своего чада, подсказывать, советовать, делиться опытом. Лучше вместе, в увлекательной форме определить на что можно посмотреть в детский микроскоп, чем заставить юного ученого самостоятельно разбираться с тематической литературой, штудировать научные и медицинские термины, и тем самым невольно отбить всякий интерес к науке. Отсюда вытекает главная задача: надо создавать позитивную атмосферу игры, при которой дошкольником или учеником начальной школы будут освоены навыки микроскопирования, привьется желание наблюдать, разовьется нестандартное оригинальное мышление.
    Чтобы посмотреть в детский микроскоп рационально, осмысленно и сознательно, необходимо понимать принцип его работы и области исследования, в которых он может применяться. Из-за недостатка знаний не всегда приобретаемое устройство соответствует первоначальным целям. Например, по незнанию выбирают стереомикроскоп с кратностью 40х для изучения клеточных структур и тканей, рассчитывая на объемную визуализацию, но по факту даже на 1000-кратном приближении изображение клетки будет плоским. Или начинающий пользователь «гонится» за большим увеличением, не осознавая, что у каждого объектива есть «полезный» предел, после которого картинка исследуемого объекта будет размыта. Поэтому, в настоящем обзоре будем исходить, что микроскоп изначально подобран правильно – это монокулярная биологическая модель с нижним светодиодным или галогенным осветителем (верхний может иметься дополнительно), и классическим диапазоном увеличений 40-400x (или 64-640х).
    Ботанические микропрепараты.
    Ботаника поможет исследовать закономерности строения растений. Микроскоп покажет гармоничность и красоту этого творения природы. У каждого представителя этого биологического царства свои уникальные особенности, позволяющие жить и приспосабливаться к изменчивым внешним условиям. Можно увидеть клетки и их органеллы, узнать, что такое камбий, коленхима, флоэма и ксилема. Для исследования специальным образом подготавливается тонкий продольный или поперечный срез листа, корня или стебля. Это делается с использованием микротома (по сути, безопасное лезвие, встроенное в круглый вращающийся механизм). Нарезанный биоматериал должен пройти 12-часовую обработку фиксатором (спиртовой раствор), красителем (бриллиантовый зеленый или йод), промыт в проточной воде и заключен между предметным и покровным стеклами. Подробнее о том, как подготовить препарат, можно прочитать в других статях по этой тематике.

    Физиологические образцы.
    Многочисленный мир насекомых разнообразен, необычаен и удивителен. Их безупречное впечатляющее строение можно рассматривать по частям – создавать микрообразцы с крыльями бабочек, жалом пчелы или осы, лапками мух и муравьев, фасеточные глаза. Также заинтересуют наблюдения стадий эмбрионального развития, проследить глубокие преобразования от фазы яйца до взрослой особи.

    Гистология.
    Детишкам постарше, особенно тем, кто хочет быть врачом или биологом, рекомендуется приобрести гистологические образцы. Их нельзя создать дома, т.к. требуется профессиональное лабораторное оборудование. Наука о живых тканях организма позволяет путем световой микроскопии изучать совокупности клеток мышц, эпителия, микроструктуру нервной системы, кровь.

    Одноклеточные микроорганизмы.
    Можно наловить в водоеме инфузорий, амеб и эвглен. Эти протисты всегда присутствуют в глубоких лужах, прудах, заводях рек. Наберите воды из пресного водоема и удивитесь сколько микроскопических существ обитает в одной маленькой капле!

    Микробы на грязных руках.
    Если осуществить соскоб грязи с кожи и «посеять» взятый материал в питательный агар, то через несколько дней в нем разовьются колонии различных бактерий.

    Метериаловедение, металл, бумага, другие непрозрачные объекты.
    Для этого понадобится верхняя подсветка. Если ее нет, то нетрудно задействовать автономный осветитель – лампу или фонарь. Главное, чтобы лучи падали на предмет сверху и отразились от него. Так можно посмотреть на монеты, камушки, минералы, пластик и все другое, что попадается любознательному ребенку под руку.

    Не мешайте вашему ребенку развиваться в гармонии и всеми силами помогайте ему в этом, присмотритесь к его стремлениям, ожиданиям. Пробуйте экспериментировать, используйте творческий подход, совместно приготавливайте микропрепараты. Не загружайте лишней информацией, пусть каждый эксперимент приносит удовольствие и проходит в комфорте и простоте.

  6. Ironshaper Ответить

    Вы купили или получили в подарок микроскоп и не знаете, что с ним делать? Это не беда! В этой статье я постараюсь вдохновить Вас на увлекательную работу с микроскопом. Ведь, у Вас появилась возможность заглянуть в неизвестное! А как поется в детской песенке,- «Ужасно интересно все то, что неизвестно»!
    Я не буду рассказывать, что можно увидеть в микроскоп профессиональный (криминалистический, металлографический, люминесцентный и пр.). Эти оптические приборы – для профессионалов. Я думаю, у них, наверняка, не возникает вопроса: на что бы посмотреть?
    А расскажу я об обычном биологическом микроскопе, который все чаще выбирают наши соотечественники в подарок друзьям, детям и себе – любимому.
    Итак, в Вашем доме появился микроскоп! Поздравляю! Возможно, Вы находитесь в некой растерянности: С чего начать? На что посмотреть, чтобы микроскоп произвел на Вас и Ваших близких потрясающее впечатление?
    С чего же начать? Здесь все просто: используя руководство по эксплуатации, которое входит в комплектацию любого микроскопа, необходимо научиться работать с увеличениями, с настройкой фокусировки и подсветкой – уверена, это не составит большого труда. А вот по поводу того, что можно увидеть в микроскоп – я постараюсь помочь!
    Для начала, не будет лишним сказать, что все объекты, которые можно посмотреть под микроскопом делятся на прозрачные и непрозрачные. Это определяет метод исследования: в проходящем свете или в отраженном. Проще говоря, от этого будет зависеть, какой подсветкой Вы должны воспользоваться при работе: верхней или нижней.
    Если на предметном столике микроскопа находится прозрачный объект- то необходимо использовать нижнюю подсветку (это может быть светодиодная подсветка или зеркало), при этом свет будет проходить через исследуемый образец.
    Если же Вы собираетесь изучить непрозрачный объект – Вам понадобится верхняя подсветка, которая будет освещать исследуемую поверхность. Замечу, что если в Вашем микроскопе верхняя подсветка отсутствует – помочь сможет обычный светодиодный фонарик, направленный на образец, с которым Вы работаете!
    Теперь, пожалуй, можно вернуться к самой теме нашей статьи! Здесь, у Вас есть выбор: воспользоваться готовыми микропрепаратами, которые есть в продаже (возможно в комплектацию Вашего микроскопа они уже входят), либо изготовить микропрепараты самостоятельно. По мне, и то, и другое очень интересно.
    Готовые микропрепараты профессионально сделаны, с использованием специальных красителей, могут храниться годами, к тому же, ассортимент велик: от инфузории – туфельки и шелухи лука до клеток мозга и двигательных нервов. Согласитесь, сами Вы такие препараты не сделаете!
    Конечно, никто не удержится сделать свои собственные микропрепараты. В интернете, да и во многих руководствах к микроскопам есть информация как это делается. А вообще, Вы можете просто размещать все что угодно (конечно, подходящее по размерам) на предметном столике микроскопа, поверх предметного стекла – и смотреть.
    А дальше, поместить то, что особенно понравится между, скрепленными должным образом, предметным и покровным стеклами – вот и получится ваш собственный микропрепарат!
    Сейчас постараюсь сделать несколько фотографий того, что каждый может найти под рукой:
    Сейчас постараюсь сделать несколько фотографий того, что каждый может найти под рукой:
    Листик подорожника

    Глаз мухи

    Кожа на пальце

    Лист подорожника

    Мед

    Монета

    Перо

    Ворс мягкой игрушки

    Семечка

    Шелуха чеснока

    Волос

    Ну как? Впечатляет? Уверена, что да!
    Надеюсь, статья получилась интересной и полезной! Думаю, мои практические советы и примеры того, что можно увидеть в микроскоп, вдохновят Вас на исследования, а микроскоп станет Вашим верным другом!

  7. Akinolar Ответить

    Микроскоп поможет Вам сделать вывод о том, натуральный ли мед, который хранится у Вас на кухне и которым Вы спасаетесь ненастными вечерами.
    Необходимо взять чуть-чуть меда, растворить его в воде и дать ему пару дней отстояться. После отстаивания нужно собрать пипеткой со дна банки осадок и перенести его на предметное стекло. Наблюдая за осадком под микроскопом, в натуральном меде Вы заметите пыльцу. По виду пыльцы можно определить, с каких растений пчелами собирался мед.
    Смотря на мед в окуляр микроскопа, можно увидеть кристаллы глюкозы, которые похожи на звездочки и иголочки. Если же вместо этого Вы заметите кристаллы сахара в виде крупных частиц, то можно сделать вывод о том, что мед не натуральный.

    Дрожжи под микроскопом

    Нужно взять полстакана кипяченой теплой воды, насыпать туда ложку сахара, размешать и добавить немного пекарских дрожжей из пакетика. Спустя несколько минут возьмите каплю раствора и перенесите ее на предметное стекло, положите сверху покровное стекло и понаблюдайте за исследуемым объектом при среднем и большом увеличении под нижним светом. Под микроскопом Вы увидите клетки круглой или вытянутой формы – это и будут дрожжи. При внимательном наблюдении Вы сможете заметить, как на некоторых клетках периодически начинают расти крошечные почечки – это новые клетки дрожжей. Они либо отрываются от материнских клеток, либо остаются, образуя маленькие цепочки.

    Репчатый лук под микроскопом

    Репчатый лук – это классика жанра. Многие из нас помнят, как в школе рассматривали препарат репчатого лука под микроскопом. Почему именно лука? Потому что у него сравнительно большие клетки, которые очень четко видны под микроскопом даже при небольшом увеличении. Для приготовления микропрепарата лука нужно разрезать луковицу на части и отделить один слой. От этого слоя отрезать маленький кусочек, а затем с вогнутой стороны этого кусочка луковицы при помощи пинцета отделить тонкую пленочку. Затем на предметное стекло капнуть кипяченой воды, опустить в нее пленочку и аккуратно расправить иголкой. После чего капнуть на препарат водного раствора йода (для окрашивания бесцветных клеток лука). Приготовленный объект для изучения необходимо накрыть покровным стеклом и промокнуть выступившую воду. И теперь можно приступать к исследованию растения.

  8. ilona Ответить

    Вернуться к списку Задать свой вопрос
    В настоящее время изучено и классифицировано несколько десятков тысяч бактерий. Они относятся к живым одноклеточным организмам и перманентно присутствуют в жизнедеятельности человека, по-разному влияя на здоровье. Они не обладают ядром и присущими растительным клеткам органоидами, т.е. относятся к прокариотам. Таким образом, максимальное увеличение микроскопа для просмотра бактерий, если речь идет о школьной (детской) модели, покажет лишь их форму, зафиксирует движение. Более четкую детализацию их клеточной структуры, включающую нуклеоид, рибосомы и мембрану – рассматривают на профессиональном оборудовании, применяется так называемая электронная микроскопия, когда изучаемый образец «атакуется» пучком электронов, а специальная аппаратура фиксирует их геометрические отклонения от траектории, тем самым формируя рельеф микрообразца.
    Какое увеличение микроскопа нужно для просмотра бактерий на базовом любительском уровне, в учебный биологический прибор – это наглядно показывает следующий опыт, его легко провести в домашних условиях:
    Аккуратно проведите обычной зубочисткой по зубной эмали. На кончике останутся частички бактериальной биопленки;
    Извлеченную среду, имеющую в составе агрегированные бактерии, разотрите по центру предметного стекла, придавите покровным. Стеклышки склеятся, так как субстрат вязкий и в небольшом количестве содержит жидкость;
    Разместив микропрепарат на столике микроскопа, осуществите стандартную процедуру фокусировки. При этом должна быть включенной нижняя подсветка – смотрим препарат на просвет в светлом поле (метод проходящего света);
    На маленьком увеличении (40 крат) микроорганизмы будут незамеченными, но на приближении от160х до 640х (или 800х) – можно рассмотреть передвижение неких палочкообразных существ.
    Это лактобациллы – молочнокислые микробы и опасный стрептококк (бактерия-паразит, обитающая в ротовой полости). Откуда они взялись? Благодатной почвой для размножения является сахар, содержащий глюкозу и фруктозу. Они приводят к процессу метаболизма бактерий, в результате выделяются разрушающие зубы кислоты. Чтобы сократить негативные последствия воздействия – пользуйтесь пастой и полосканием после каждого приема пищи.
    Что понадобятся для описанного выше опыта:
    Микроскоп с кратностью не менее 400х, с зеркальным или светодиодным осветителем.
    По одному предметному и покровному стеклу.
    Деревянная заостренная палочка.
    Если есть необходимость в фотографировании увиденного, то подключите дополнительный аксессуар – цифровую камеру USB. В этом случае динамичная картинка будет сразу передаваться на монитор, фотосъемка происходит в программном интерфейсе на компьютере.

  9. nimoki Ответить

    У нас дома есть микроскоп, но, хотя я и биолог, знакома с ним не понаслышке, много времени провела, разглядывая всевозможные препараты, дети еще ни разу с ним близко не общались. Кажется, что ничего сложного в этом нет, особых инструментов не нужно, а вот, поди ж ты, до сих пор не сподобилась познакомить своих детей с клеткой – основой всего живого. Ну ничего, сегодня я этот пробел в образовании своих старших чад заполнила, его результаты ниже.
    Итак, нам понадобились:
    микроскоп – у меня неплохой, хотя и довольно потрепанный микроскоп с тремя объективами: восьмикратным, сорокакратным и девяностократным; последний из них не понадобится – смотреть бактерии мы не будем, да и иммерсионного масла у меня нет; воспользуемся двумя оставшимися;
    предметное и покровное стекла – у меня по одному того и другого, этого вполне достаточно;
    чистая вода – совсем немного нужно;
    йод – им я буду окрашивать препарат, так как специальных красителей у меня нет, но можно обойтись и вовсе без красителей;
    головка лука – можно взять совсем небольшую или даже подпорченную, требуется крохотный кусочек пленки;
    скальпель – можно заменить ножиком для резки бумаги, на худой конеч сгодится и кухонный;
    пинцет – им удобно снимать с лука пленочку, но можно просто подцепить ее пальчиками;
    иглы – одна побольше (ей я добавляла воду к препарату), вторая поменьше (этой можно манипулировать под микроскопом);
    ребенок – ему все будем показывать, я взяла двоих.

    Вырезаем кусочек сочной луковой чешуи и пинцетом отслаиваем от нее небольшую пленочку.

    Пленочку помещаем на центр промытого и тщательно вытертого предметного стекла.

    Теперь пинцетом обрезаем пленку так, чтобы остался совсем небольшой кусочек, большая необрезанная пленка образует складки, рассматривать ее будет неудобно.

    Теперь капаем на пленочку воду (капель 7) и накрываем покровным стеклом.

    Окрашиваем. Каплю йода помещаем на стык покровного и предметного стекла.

    Йод постепенно проникнет под стекло и окрасит препарат. В зависимости от ситуации можно добавить воды или йода. Получится примерно так.

    Временный препарат готов. Помещаем его на предметный столик. Настраиваем освещение (я вращаю зеркальце у основания микроскопа, чтобы луч отраженного от настольной лампы света попал на препарат). Потом, глядя в окуляр и вращая основной винт (у меня он самый большой), добиваемся того, чтобы изображение было в наилучшем фокусе, то есть максимально резким. Теперь передвигаем препарат, глядя в окуляр, выбирая самую лучшую картинку.

    Все готово, устраиваем перед микроскопом ребенка так, чтобы он сидя мог смотреть в окуляр.

    Мой второй ребенок категорически отказался сидеть, но очень хотел посмотреть. Потерял половину удовольствия.

    Вот, что мы увидели. Это клетки лука с ядрами. Пришлось срочно объяснить детям, что такое ядро.

    Теперь переводим на большее увеличение, меняя объектив.

    Видим фрагменты клеток и их мембраны, мы рассмотрели ядра поближе.

    Удачных экспериментов!

  10. Mokora Ответить

    Что купить
    Театр начинается с вешалки, а микросъёмка с покупки оборудования, и прежде всего — микроскопа. Одна из основных его характеристик — набор доступных увеличений, которые определяются произведением увеличений окуляра и объектива.
    [Spoiler (click to open)]Не всякий биологический образец хорош для просмотра при большом увеличении. Связано это с тем, что чем больше увеличение оптической системы, тем меньше глубина резкости. Следовательно, изображение неровных поверхностей препарата частично будет размыто. Поэтому важно иметь набор объективов и окуляров, позволяющий вести наблюдения с увеличением от 10—20 до 900—1000?. Иногда бывает оправданно добиться увеличения 1500? (окуляр 15 и объектив 100?). Большее увеличение бессмысленно, так как более мелкие детали не позволяет видеть волновая природа света.
    Следующий немаловажный момент — тип окуляра. «Сколькими глазами» вы хотите рассматривать изображение? Обычно выделяют монокулярную, бинокулярную и тринокулярную его разновидности. В случае монокуляра придётся щуриться, утомляя глаз при длительном наблюдении. В бинокуляр смотрят обоими глазами (не следует путать его со стереомикроскопом, дающим объёмное изображение). Для фото- и видеосъёмки микрообъектов понадобится «третий глаз» — насадка для установки аппаратуры. Многие производители выпускают специальные камеры для своих моделей микроскопов, но можно использовать и обычный фотоаппарат, купив к нему переходник.
    Наблюдение при больших увеличениях требует хорошего освещения в силу небольшой апертуры объективов. Световой пучок от осветителя, преобразованный в оптическом устройстве — конденсоре, освещает препарат. В зависимости от характера освещения существует несколько способов наблюдения, самые распространённые из которых — методы светлого и тёмного поля. В первом, самом простом, знакомом многим ещё со школы, препарат освещают равномерно снизу. При этом через оптически прозрачные детали препарата свет распространяется в объектив, а в непрозрачных он поглощается и рассеивается. На белом фоне получается тёмное изображение, отсюда и название метода. С тёмнопольным конденсором всё иначе. Световой пучок, выходящий из него, имеет форму конуса, лучи в объектив не попадают, а рассеиваются на непрозрачном препарате, в том числе и в направлении объектива. В итоге на тёмном фоне виден светлый объект. Такой метод наблюдения хорош для исследования прозрачных малоконтрастных объектов. Поэтому, если вы планируете расширить набор методов наблюдения, стоит выбирать модели микроскопов, в которых предусмотрена установка дополнительного оборудования: конденсора тёмного поля, тёмнопольной диафрагмы, устройств фазового контраста, поляризаторов и т.п.
    Оптические системы не идеальны: прохождение света через них сопряжено с искажениями изображения — аберрациями. Поэтому объективы и окуляры стараются изготавливать так, чтобы эти аберрации максимально устранить. Всё это сказывается на их конечной стоимости. Из соображений цены и качества имеет смысл покупать планахроматические объективы для профессиональных исследований. Сильные объективы (с увеличением, например, 100?) имеют числовую апертуру больше 1 при использовании иммерсии, масла с высоким показателем преломления, раствора глицерина (для УФ-области) или просто воды. Поэтому, если кроме «сухих» объективов вы берёте ещё и иммерсионные, стоит заранее позаботиться об иммерсионной жидкости. Её показатель преломления обязательно должен соответствовать конкретному объективу.
    Иногда следует обратить внимание на устройство предметного столика и рукояток для управления им. Стоит выбрать и тип осветителя, которым может быть как обычная лампа накаливания, так и светодиод, который ярче и греется меньше. Микроскопы тоже имеют индивидуальные особенности. Каждая дополнительная опция — это добавка в цене, поэтому выбор модели и комплектации остаётся за потребителем.
    Сегодня нередко покупают недорогие микроскопы для детей, монокуляры с небольшим набором объективов и скромными параметрами. Они могут послужить хорошей отправной точкой не только для исследования микромира, но и для ознакомления с основными принципами работы микроскопа. После этого ребёнку уже стоит купить более серьёзное устройство.
    Как смотреть
    Можно купить далеко не дешёвые наборы готовых препаратов, но тогда не таким ярким будет ощущение личного участия в исследовании, да и наскучат они рано или поздно. Поэтому следует позаботиться и об объектах для наблюдения, и о доступных средствах для подготовки препаратов.
    Наблюдение в проходящем свете предполагает, что исследуемый объект достаточно тонок. Даже кожура ягоды или фрукта слишком толста, поэтому в микроскопии исследуют срезы. В домашних условиях их делают обычными бритвенными лезвиями. Чтобы не смять кожуру, её помещают между кусочками пробки или заливают парафином. При определённой сноровке можно достигнуть толщины среза в несколько клеточных слоёв, а в идеале следует работать с моноклеточным слоем ткани — несколько слоёв клеток создают нечёткое сумбурное изображение.
    Исследуемый препарат помещают на предметное стекло и в случае необходимости закрывают покровным. Купить стёкла можно в магазине медицинской техники. Если препарат плохо прилегает к стеклу, его фиксируют, слегка смачивая водой, иммерсионным маслом или глицерином. Не всякий препарат сразу открывает свою структуру, иногда ему нужно «помочь», подкрасив его форменные элементы: ядра, цитоплазму, органеллы. Неплохими красителями служат йод и «зелёнка». Йод достаточно универсальный краситель, им можно окрашивать широкий спектр биологических препаратов.
    При выезде на природу следует запастись баночками для набора воды из ближайшего водоёма и маленькими пакетиками для листьев, высохших остатков насекомых и т.п.
    Что смотреть
    Микроскоп приобретён, инструменты закуплены — пора начинать. И начать следует с самого доступного — например, кожуры репчатого лука. Тонкая сама по себе, подкрашенная йодом, она обнаруживает в своём строении чётко различимые клеточные ядра. Этот опыт, хорошо знакомый со школы, и стоит провести первым. Луковую кожуру нужно залить йодом на 10—15 минут, после чего промыть под струёй воды.
    Кроме того, йод можно использовать для окраски картофеля. Срез необходимо сделать как можно более тонким. Буквально 5—10 минут его пребывания в йоде проявят пласты крахмала, который окрасится в синий цвет.
    На балконах часто скапливается большое количество трупиков летающих насекомых. Не торопитесь от них избавляться: они могут послужить ценным материалом для исследования. Как видно из фотографий, вы обнаружите, что на крыльях насекомых есть волоски, которые защищают их от намокания. Большое поверхностное натяжение воды не позволяет капле «провалиться» сквозь волоски и коснуться крыла.
    Если вы когда-нибудь задевали крыло бабочки или моли, то, наверное, замечали, что с неё слетает какая-то «пыль». На снимках отчётливо видно, что это не пыль, а чешуйки с крыльев. Они имеют разную форму и довольно легко отрываются.
    Кроме того, с помощью микроскопа можно изучить строение конечностей насекомых и пауков, рассмотреть, например, хитиновые плёнки на спине таракана. И при должном увеличении убедиться, что такие плёнки состоят из плотно прилегающих (возможно, сросшихся) чешуек.
    Не менее интересный объект для наблюдения — кожура ягод и фруктов. Однако либо её клеточное строение может быть неразличимым, либо её толщина не позволит добиться чёткого изображения. Так или иначе, придётся сделать немало попыток, прежде чем получится хороший препарат: перебрать разные сорта винограда, чтобы найти тот, у которого красящие вещества кожуры имели бы интересную форму, или сделать несколько срезов кожицы сливы, добиваясь моноклеточного слоя. В любом случае вознаграждение за проделанную работу будет достойным.
    Ещё более доступны для исследования трава, водоросли, листья. Но, несмотря на повсеместную распространённость, выбрать и приготовить из них хороший препарат бывает непросто. Самое интересное в зелени — это, пожалуй, хлоропласты. Поэтому срез должен быть исключительно тонким.
    Приемлемой толщиной нередко обладают зелёные водоросли, встречающиеся в любых открытых водоёмах. Там же можно найти плавучие водоросли и микроскопических водных обитателей — мальков улитки, дафний, амёб, циклопов и туфелек. Маленький детёныш улитки, оптически прозрачный, позволяет разглядеть у себя биение сердца.
    Сам себе исследователь
    После изучения простых и доступных препаратов захочется усложнить технику наблюдения и расширить класс исследуемых объектов. Для этого понадобится и специальная литература, и специализированные средства, свои для каждого типа объектов, но всё-таки обладающие некоторой универсальностью. Например, метод окраски по Граму, когда разные виды бактерий начинают различаться по цвету, можно применить и для других, не бактериальных, клеток. Близок к нему и метод окраски мазков крови по Романовскому. В продаже имеется как уже готовый жидкий краситель, так и порошок, состоящий из его компонентов — азура и эозина. Их можно купить в специализированных магазинах либо заказать в интернете. Если раздобыть краситель не удастся, можно попросить у лаборанта, делающего вам анализ крови в поликлинике, стёклышко с окрашенным её мазком.
    Продолжая тему исследования крови, следует упомянуть камеру Горяева — устройство для подсчёта количества клеток крови и оценки их размеров. Методы исследования крови и других жидкостей с помощью камеры Горяева описаны в специальной литературе.
    ***
    В современном мире, где разнообразные технические средства и устройства находятся в шаговой доступности, каждый сам решает, на что ему потратить деньги. Это может быть дорогостоящий ноутбук или телевизор с запредельным размером диагонали. Находятся и те, кто отводит свой взор от экранов и направляет его далеко в космос, приобретая телескоп. Микроскопия может стать интересным хобби, а для кого-то даже и искусством, средством самовыражения. Глядя в окуляр микроскопа, проникают глубоко внутрь той природы, часть которой мы сами.
    ***
    «Наука и жизнь» о микросъёмке:
    Микроскоп «Аналит» — 1987, № 1.
    Ошанин С. Л. С микроскопом у пруда. — 1988, № 8.
    Ошанин С. Л. Невидимая миру жизнь. — 1989, № 6.
    Милославский В. Ю. Домашняя микрофотография. — 1998, № 1.
    Мологина Н. Фотоохота: макро и микро. — 2007, № 4.
    ***
    Словарик к статье
    Апертура — действующее отверстие оптической системы, определяемое размерами зеркал, линз, диафрагм и других деталей. Угол ? между крайними лучами конического светового пучка называется угловой апертурой. Числовая апертура А = n sin(?/2), где n — показатель преломления среды, в которой находится объект наблюдения. Разрешающая способность прибора пропорциональна А, освещённость изображения А2. Чтобы увеличить апертуру, применяют иммерсию.
    Иммерсия — прозрачная жидкость с показателем преломления n > 1. В неё погружают препарат и объектив микроскопа, увеличивая его апертуру и тем самым повышая разрешающую способность.
    Планахроматический объектив — объектив с исправленной хроматической аберрацией, который создаёт плоское изображение по всему полю. Обычные ахроматы и апохроматы (аберрации исправлены для двух и для трёх цветов соответственно) дают криволинейное поле, которое исправить невозможно.
    Фазовый контраст — метод микроскопических исследований, основанный на изменении фазы световой волны, прошедшей сквозь прозрачный препарат. Фаза колебания не видна простым глазом, поэтому специальная оптика — конденсор и объектив — превращает разность фаз в негативное или позитивное изображение.
    Моноциты — одна из форм белых клеток крови.
    Хлоропласты — зелёные органеллы растительных клеток, отвечающие за фотосинтез.
    Эозинофилы — клетки крови, играющие защитную роль при аллергических реакциях.
    Источник

  11. Рэйн-Майнкрафт Ответить

    Домашняя микроскопия подразумевает покупку готовых наборов микропрепаратов, что можно найти в разделе аксессуаров для оптики, а также в комплекте с микроскопами, среди которых начинающим больше всего подойдут варианты марки Levenhuk. Но интереснее наблюдать и изучать то, что уже есть у нас под рукой в частном доме, в квартире и во дворе. Исследование того, что нас ежедневно окружает, дарит поистине яркие впечатления. Поэтому позаботьтесь о доступных средствах наблюдения и об объектах.

    Что обычно исследует домашняя микроскопия?

    Самые простые варианты:
    растения – листья, стебли, корни;
    овощи, фрукты, ягоды;
    насекомые;
    микроорганизмы;
    кристаллы.

    Растения и их плоды

    В домашних условиях можно начать изучение микромира с обычного репчатого лука, точнее с его кожуры. Ее структура тонкая и хорошо проглядывается даже под детским микроскопом. Но кожицу надо заранее подкрасить йодом. Иногда можно обойтись и зеленкой. Рекомендуем при этом использовать специальные бюксы либо часовые стекла.

    Исследование лука

    Приготовьте микроскоп, настройте свет. Протрите предметное и покровное стекла салфеткой. Капните слабый раствор йода и воды на предметное стекло.
    Разрежьте луковицу, снимите чешую. С мясистой части луковицы сорвите кусочек пленки пинцетом и положите его в созданную каплю на стекле.
    Расправьте приготовленную кожицу на стекле.
    Накройте препарат покровным стеклом.
    Ваш временный препарат готов!
    Наблюдайте препарат под увеличением 64x (объектив х4, окуляр х16). Двигайте предметное стекло, пока не найдете подходящее место, где лучше всего различимы продолговатые клетки.
    Увеличьте кратность до 400 раз (объектив 40x, окуляр 10x).

    Большое увеличение позволяет рассмотреть плотную прозрачную оболочку с более тонкими участками – порами. Внутри клетки находится бесцветное вязкое вещество – цитоплазма, окрашенная йодом. В цитоплазме Вы заметите небольшое плотное ядро, где находится ядрышко. В большинстве клеток, особенно в старых, хорошо различимы полости – вакуоли.

    Рис. Фотографии получены с помощью микроскопа Микромед Р-1
    Под микроскопом Вы увидите в строении кожуры чётко различимые ядра клеток. Конечно, большинство взрослых такой эксперимент уже проводили в школе, но самым юным исследователям такой анализ растения будет в новинку.
    Кожура фруктов и ягод тоже подойдет для изучения под микроскопом. Однако клеточное строение таких препаратов для исследования может быть неразличимым, особенно при использовании маломощных приборов. Плюс потребуется немало усилий и много попыток до того, как получится идеальный препарат. Попытайтесь, например, срезать несколько раз кожицу со сливы, пока не выйдет подходящий многоклеточный слой. Или переберите сразу несколько сортов винограда (благо сегодня в гипермаркетах можно купить даже по несколько ягодок разных растений), пока не найдете тот, у которого красящие вещества кожуры имеют интересную форму.
    Дальше переходите к клубням картофеля, которые тоже нужно окрашивать йодом согласно описанной выше процедуре. Но перед этим нарежьте картошку тончайшими ломтиками. Далее, из-за реакции с йодом на картошке проявятся пласты крахмала синего цвета.
    Но самые доступные для исследований растения вроде листьев, травы или зеленых водорослей (найдете их в любых открытых водоемах). Чтобы увидеть хлоропласты, делайте срезы исключительно тонкими.
    Хлоропласты – это зелёные пластиды, встречающиеся в клетках фотосинтезирующих эукариот. Фотосинтез происходит именно с их помощью.

    Насекомые и представители водной фауны

    Надоело смотреть на растения? Переходите к летающей и ползающей живности. Даже из квартиры не надо выходить. На балконе и под москитными сетками обычных окон, а также на ветровом стекле автомобиля собирается множество букашек, в том числе уже почивших. Это все ценный материал для Ваших исследований. На крыльях насекомых Вы увидите волоски, защищающие букашек от промокания. Поверхностное натяжение капли воды не дает ей коснуться крылышек. Приглядитесь!
    Помните, как в детстве Вы ловили бабочек? А Вы не задумывались, что за пыль осыпается с ее крылышек?! Это микроскопические чешуйки разной формы, которые мы, как титаны, срываем небрежным касанием пальцев. Если вдруг поймаете моль, то используйте ее вместо бабочки.
    Дальше присмотритесь к конечностям насекомых и пауков, изучите хитиновое строение пленки спины таракана. Вы удивитесь, но большое увеличение микроскопа поможет и здесь разглядеть сросшиеся чешуйки, из которых и состоят подобные пленки.
    Естественно, не всем интересно смотреть на тараканов, поэтому просто выйдите на улицу, где поймать диковинное насекомое проще. Также загляните в ближайший водоем, в котором Вы обязательно отыщите мальков улитки, амеб, дафний (планктонных ракообразных), туфелек и циклопов. Малюсенький и оптически прозрачный детеныш улитки лучше всего подходит для изучения сердцебиения.
    Рассмотрим пример исследования под микроскопом простейших живых организмов (из любого уличного водоема или домашнего аквариума), которые состоят всего из одной клетки:
    Возьмите из комплекта стекол предметное стекло с лункой. Очистите и обезжирьте его путем кипячения в слабом содовом растворе (чайная ложка на литр воды), а потом высушите досуха.
    Уложите в лунку несколько волокон ваты. Это замедлит исследуемых простейших.
    Пипеткой поместите воду на предметное стекло.
    Смажьте края покровного стекла парафином или вазелином (для предотвращения испарения влаги) и накройте им лунку основного стекла.
    Можно проводить эксперимент с помощью обычных стекол без углубления – исследование в «раздавленной» капле. Чтобы не деформировать объект, гранями верхнего стекла проведите по пчелиному воску, образуя таким образом «ножки». По центру нижнего стекла разместите тончайший слой волокон ваты либо фильтрованной бумаги. Закройте препарат так, чтобы под верхнее стекло не попал воздух: подводим под углом нижнюю грань покровного стекла и плавно опускаем. В обоих случаях должна образоваться герметичная камера, в которой исследуемая жидкость долго не высыхает.
    Не забывайте окрашивать препараты для лучшего наблюдения. Лучшим витальным красителем без токсического действия является нейтральный красный в концентрации не более 1 к 200 000. Неплохие результаты дает слабый щелочной раствор конго красного. Реактивы позволяют детально изучить простейших, не нарушая при этом их ритм жизни.
    Освещение тоже важно! Для изучения живых организмов в готовых препаратах немного затемняйте поле зрения. В ярком проходящем свете важные аспекты строения простейшего почти неразличимы. Работу с увеличительным прибором следует начать с установки слабого увеличения при суженной диафрагме. После поэтапно увеличивайте картинку, поворачивая револьвер с объективами и настраивая механизм фокусировки.
    В итоге запасайтесь баночками и пакетиками при любой вылазке на природу. В банку можно набрать воды из водоема, а в пакет заключить сорванные растения и высохшие останки насекомых. Соблюдайте осторожность, помня, что животные и их останки могут нести в себе различные заболевания. Надевайте перчатки, мойте руки и соблюдайте остальные правила элементарной гигиены.

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *