Что означает политика какую роль политика играет в жизни общества?

8 ответов на вопрос “Что означает политика какую роль политика играет в жизни общества?”

  1. RomiReZ01 Ответить

    Понятие власти
    Основа политики – власть. Власть многообразна. Можно выделить несколько её определений:
    в широком смысле – способ влияния на людей;
    в узком смысле – отношения господства и подчинения; комплекс полномочий, дающих право принимать решения, обязательные для подчинённых. 1
    Структура власти
    субъект власти – человек, общность людей, организация, осуществляющая власть;
    приказ субъектавласти, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций в случае неповиновения;
    объект власти – человек, общность людей, организация, над кем осуществляется власть
    подчинение объектавласти приказу;
    общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан подчиниться приказам осуществляющего власть. 2
    Основа власти – социальное неравенство людей, которое предполагает подчинение одних другим. С этим связана опасность злоупотреблений властью её носителями – именно поэтому объём власти должен быть чётко определён и ограничен. Власть появилась практически одновременно с появлением человеческого общества и в той или иной степени будет всегда сопутствовать его развитию. Первоначальная власть – власть отца семьи, общины, вождя племени упорядочивала отношения людей и привносила стабильность. С развитием общества структура власти усложнялась, появлялись новые её виды. Сегодня наиболее развитым и оформленным видом власти является власть государственная. 3
    Источники (или ресурсы) власти – реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления власти. Широко распространена классификация ресурсов власти на экономические, социальные, культурно-информационные и силовые К экономическим ресурсам относят материальные ценности в самом широком смысле, к социальным – систему различных привилегий и льгот, престижные и высокооплачиваемые должности и т. д., к культурно-информационным – знания и информацию, к силовым – институты физического принуждения (армия, полиция и т. п.). Однако эффективность власти во многом зависит и от ее легитимности. Власть признается легитимной, если она не навязывается силой, а принимается массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Термин «легитимность» был введен в научный оборот известным немецким социологом М. Вебером применительно к господству. Сам Вебер выступал против отождествления понятий «власть» и «господство». Последнее, по его мнению, предполагает, что одна из взаимодействующих сторон требует повиновения, а другая добровольно повинуется. В зависимости от мотивов добровольного подчинения Вебер выделял три типа легитимного господства.
    Еще одним показателем эффективности государственной власти принято считать результативность – степень выполнения властью своих функций и удовлетворения ожиданий и запросов населения.
    Традиционное господство обусловлено традициями, обычаями, привычкой. Этот тип легитимности опирается на веру не только в законность, но и в святость издревле существующих порядков. Традиционные нормы имеют обязывающую силу по отношению как к населению, так и к правящей элите.
    Легальное (или рационально-легальное) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, регулирующих отношения власти. При таком типе легитимности законам подчиняются не только управляемые, но управляющие. Проводником основных принципов рационально-легального господства является бюрократия. В наиболее полном виде легальное господство воплощено в правовом государстве.
    Харизматическое господство опирается на авторитет лидера, которому приписываются исключительные черты. Харизма рассматривается как качество и способность, дарованные Богом, природой, судьбой. Харизматический лидер руководствуется в своей деятельности не действующими юридическими нормами, а собственным вдохновением. Неудачи такой власти могут привести к исчезновению веры в необыкновенные качества вождя и разрушению основ харизматического господства. Харизматические лидеры приходят к власти, как правило, в условиях социально-политического кризиса. Поэтому харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. После общественной стабилизации харизматическое господство трансформируется в традиционное или легальное. Традиционный и рационально-легальный типы легитимности более долговременны.
    Описанные выше типы политического господства редко встречаются в чистом виде: в реальной политической практике они переплетаются и взаимно дополняют друг друга. 4
    Власть можно разделить на типы:
    личная власть – влияние на конкретных людей. К примеру, личной властью обладает директор небольшого предприятия – он может влиять только на своих подчинённых, круг которых точно определён;
    публичная власть – власть в отношении потенциально неопределённого (обезличенного) круга лиц. К примеру, власть президента России распространяется не только на всех россиян, а также тех, кто пребывает в Россию и находится на её территории временно или постоянно.
    Важнейшей в обществе является политическая власть – право, способность и возможность влиять на управление обществом, отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.
    Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих её от других видов власти:
    публичность – эта власть распространяется на всё население страны, а также на тех, кто временно пребывает на территории государства;
    легитимность – признание власти народом. В данном случае идёт речь не о поддержке власти народом, а о её признании – можно ведь критиковать действия власти, но признавать её как законную;
    легальность – соответствие власти закону;
    регламентированность – определённость власти и властных полномочий законом, традициями;
    институциональность – выражение власти в официальных, специально созданных органах, политических институтах.
    моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;
    многообразие ресурсов(принудительных, экономических, информационных и других).
    Политическая власть обычно разделяется на:
    государственную – осуществляется государством в форме формальных законов, указов и пр. с санкциями за их неисполнение. Субъект этой власти – государство в лице официальных государственных органов власти;
    общественную(партийную, профсоюзную, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение.
    Таким образом, понятие “политическая власть” шире понятия “государственная власть”.
    Можно выделить основные функции политической (прежде всего государственной) власти:
    формирование политической системы;
    организация политической жизни и политических отношений;
    управление делами общества и государства;
    руководство политическими процессами;
    создание определенного типа правления.
    В демократических государствах власть обычно разделяется на три ветви: законодательную (издаёт законы), исполнительную (обеспечивает исполнение законов). судебную (контролирует исполнение законов). Авторами теории разделения властей считаются Дж. Локк и Ш. Монтескье. Цель разделения властей – гарантировать невозможность узурпации (присвоения, захвата) власти одним органом или человеком, свести к минимуму возможные ошибки в управлении обществом. Вместе с тем, разделение властей не предполагает абсолютной независимости и неподконтрольности ветвей власти друг другу. Для этого существует т.н. система сдержек и противовесов – система взаимовлияния и взаимоконтроля ветвей власти в государстве. К примеру, в России Президент может в отдельных случаях распустить Государственную Думу. Но и парламент России также может влиять на Президента – отрешить руководителя страны от должности в случае совершения им измены Родине или иного тяжкого преступления и т.п. 5
    Роль политики в жизни общества
    Что представляет собой политика? Для того чтобы уяснить ее сущность, целесообразно обратиться к истории.
    Мысленно представим себе первобытно-общинный строй. Господствуют родоплеменные отношения. Властных структур еще пока нет, и все вопросы решаются на основе религиозных норм, обычаев, традиций или просто родственных связей.
    Однако жизнь не стоит на месте. С появлением частной собственности происходит социальная дифференциация (усложнение) общества, расслоение его на группы людей с различными, а порой и прямо противоположными интересами. Старые регуляторы общественных отношений уже не срабатывают. Появляется потребность в новой социальной силе, которая смогла бы выполнять функции организатора совместной жизни и деятельности, арбитра при решении спорных вопросов в обществе.
    Эту роль взяла на себя «публичная власть», которая по мере развития была преобразована в государство. Общество разделилось на управляющих и управляемых. Социальное положение граждан, их благосостояние и степень реализации своих интересов стали зависеть от близости к органам власти, возможности влиять на них для принятия выгодного решения.
    Понимая это, люди начали группироваться в различные ассоциации (объединения) для проведения своих людей во властные структуры, изыскания других способов влияния на них. Появилась новая сфера общественных отношений, получившая название «политической».
    Все вышеназванное позволяет сделать вывод, что под политикой понимаются отношения в обществе по поводу власти: ее завоевания, удержания и использования.
    Сам термин «политика» появился более двух с половиной тысячелетий назад, ведя свое происхождение от греческого слова politike – искусство управления государством. «Политикой» назывался трактат древнегреческого философа Аристотеля. Он понимал политику как сознательную форму объединения людей ради достижения «общего блага».
    Важное предназначение политики – управление обществом в целом. Без политического руководства жизнь общества превратилась бы в бессистемное, анархическое, конфликтное столкновение разнообразных частных и групповых интересов. Поэтому, в первую очередь, политика призвана обеспечивать целостность и социальную гармонию общества. Ее главное предназначение – урегулирование противоречий в обществе, обеспечение общественной интеграции, согласование личных, групповых и общественных интересов.
    В этой связи политику необходимо понимать как деятельность по управлению обществом, мобилизации его на выполнение общезначимых целей. Главным субъектом политики является государство. Деятельность государства определяется как государственная политика. Государственная политика подразделяется по сферам общественной жизни, по уровням проявления, по объему, по функциям.
    По сферам общественной жизни выделяются следующие виды политики:
    экономическая – регулирование отношений между индивидами и социальными группами в экономической сфере;
    социальная – регулирование отношений между индивидами и социальными группами по поводу их места в обществе;
    национальная – регулирование отношений между нациями, этническими группами;
    культурная – регулирование отношений между индивидами и социальными группами в духовной жизни;
    государственно-административная – регулирование отношений во властно-политической сфере.
    По уровням проявления выделяются следующие виды политики:
    местная – регулирование вопросов и проблем местного значения (на уровне села, города, района);
    региональная – регулирование вопросов и проблем, связанных с развитием целого региона (напр. губернии, штата, субъекта федерации, федерального округа и т.д.);
    общегосударственная – регулирование вопросов, связанных с развитием общества и государства в целом;
    международная – регулирование отношений между государствами и группами государств на международной арене;
    мировая (глобальный уровень) – регулирование вопросов и острых проблем в мировом сообществе, связанных с решением глобальных проблем современности.
    По объему политика подразделяется на:
    стратегическую (долгосрочную) – выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, важнейших, долговременных целей, определение путей и способов их достижения;
    тактическую (краткосрочную) – решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений по проблемам, возникающим в обществе.
    По функциям государственная политика подразделяется на:
    внутреннюю политику – регулирование отношений между индивидами и социальными группами в различных сферах общества внутри одного государства;
    внешнюю – регулирование отношений между государствами, группами государств и другими политическими субъектами на международной арене.
    В пределах каждого из названных направлений можно выделить подвиды политики. Например, в рамках экономической политики различают промышленную, денежную, налоговую, инвестиционную, ценовую, таможенную политику и др. Возможна классификация политики и по другим критериям. 6

  2. kiev_1 Ответить

    Политика — чрезвычайно сложная сфера человеческих отношений. Одна из ее важнейших задач — управление обществом с учетом интересов различных социальных субъектов. Эти интересы часто исключаю друг друга.
    Категория «политика» получила широкое распространение благодаря одноименной работе древнегреческого философа Аристотеля. Он рассматривал политику как форму общения семей и родов ради счастливой, благой жизни. В настоящее время этим термином часто обозначают различные виды влияния и руководства. Так, говорят о политике президента, партии, фирмы, редакции, учебного заведения, преподавателя, лидера и участников какой-либо группы.
    Политика — определяется как сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях достижения безопасности общества.
    В самом широком смысле политику трактуют не иначе, как деятельность по организации совместной жизни людей в обществе, как необходимое и полезное в этом плане распорядительство. А политические отношения — как систему отношений между людьми, которые возникают и развиваются именно по поводу организации и функционирования государственной власти.
    Наличие и состояние политики зависит от ряда факторов. Эта устойчивые необходимые факторы, или связи, и есть законы политики. К таким связям можно отнести следующие:
    зависимость политики субъекта от интереса к другому субъекту. Политику выстраивает тот, кто испытывает недостаток безопасности: в благах, в том числе в жизни и здоровье, в социальном положении, общении и т. д.; кто обладает большими ресурсами, тот и диктует условия политического (коллективного) существования; т. е. диктует тот, кто меньше заинтересован;
    зависимость устойчивости политических отношений от готовности субъектов жертвовать некоторыми частными (личными) интересами;
    зависимость совместной безопасности сообщества от справедливости распределения социальных позиций субъектов политики.
    Безопасность содержит три основных элемента. Социальная безопасность подразумевает сохранение существования субъекта в определенном статусе. Экономическая безопасность означает наличие доступа к средствам существования. Духовная безопасность предполагает возможность свободного выбора идей, веры, вкусов и т. п., не ущемляющих интересы других людей.

    Политика как общественное явление

    Категории «политика» и «власть» относятся к исходным, базовым категориям политической науки. Нет политики без власти, равно как нет и власти без политики.
    В анализе первой категории, т.е. политики, обычно выделяют два основных подхода, а именно:
    традиционный, когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти;
    социологический, в рамках которого политику трактуют в самом широком смысле, как любой вид социальной деятельности, связанный с самостоятельным руководством людьми, распределением благ и ресурсов, урегулированием конфликтов и т.д.
    В традиционном подходе политика предстает как особая, отличная от других государственно-властная сфера общественной жизни и в ней же реализуется. Отсюда такие специфические дефиниции политики, трактующие ее как:
    сферу борьбы за власть и способ реализации этой власти;
    науку и искусство государственного управления;
    способ производства законных социальных приказов и предписаний и др.
    В социологическом подходе политика как общественная деятельность не обязательно связана с государственной властью, а, следовательно, и не образует особой сферы общественной жизни. Она присутствует везде, и любое явление или действие приобретают политический характер в той мере, в какой они «затрагивают организацию и мобилизацию ресурсов, необходимых для осуществления целей конкретного коллектива, общности и т.д.» Поэтому нередко говорят: «Куда ни кинь — везде политика». Она присутствует даже в семье, когда умная жена так управляет мужем, что последнему кажется, что он в доме хозяин, хотя фактически находится у жены «под каблуком».

    Интерпретация понятия «политика»:
    Курс, на основе которого принимаются решения, меры по выполнению и формированию задач.
    Искусство управления людьми, все виды деятельности по самостоятельному руководству.
    Сфера борьбы за завоевание, удержание и использование государственной власти.
    Искусство управления государством.

    Потребность общества в политике. Необходимость политики

    В качестве своего фундаментального социального основания политика имеет объективную потребность общества в саморегуляции, в поддержании сплоченности и единства.
    Общество по своей структуре асимметрично. Существование различных классов и социальных групп (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неизбежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом. И для того, чтобы эта естественная во все времена и у всех народов борьба не приняла форму войны «всех против всех», требуется особая организация силы, которая взяла бы на себя функцию ее предотвращения и обеспечила бы необходимый минимум общественной урегулированности и порядка. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика, и, прежде всего, в лице такого ее верховного субъекта, как государство. Неслучайно политику очень часто определяют как «искусство жить вместе, искусство единства во множестве».
    Роль политики в обществе:
    выяснение смысла существования данной общности и системы ее приоритетов;
    согласование и сбалансированность интересов всех ее членов, определение общих коллективных устремлений и целей;
    выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности;
    распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработка тех правил, по которым происходит это распределение;
    создание общепринятого (общепонятного) всем языка — вербального (словесного) или символического, способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание всех участников сообщества.
    На вертикальном срезе, как показано на схеме, субъектами политики (т.е. теми, кто «отправляет» политику и участвует в политико-властных отношениях) выступают:

    Поле политики

    «Поле политики», т.е. то пространство, на которое она распространяется, имеет два типа измерения: территориальное и функциональное. Первое очерчено границами страны, второе — сферой действия принимаемых политических решений. При этом в «поле политики» входят практически все области общественной жизнедеятельности: экономика, идеология, культура и т.д. Политика взаимодействует с ними по принципу обратной связи, т.е. исходит из взаимовлияния политики и общественной среды.

    Характер взаимоотношений политики и экономики напрямую зависит от типа государственного строя. Если в тоталитарных системах экономика выступает как концентрированное выражение политики, т.е. она управляема ею и всецело ей подчинена в ущерб экономической целесообразности, то в современных западных странах эти две «ипостаси» выступают как дополняющие и работающие друг на друга общественные системы. И проблема взаимодействия экономики и политики заключается не в выборе между двумя противоположностями: монополизмом (стихией) государства и монополизмом (стихией) рынка. Речь идет о поиске оптимальных моделей, нахождении разумных пропорций между тем и другим, т.е. между государственным регулированием и свободой частного предпринимательства, саморегуляцией рынка. Так называемый экономический антиэтатизм, т.е. полное изгнание государства из экономики, не более чем социальная утопия.
    «Деловая» функция политики по отношению к экономике — это не что иное, как производство и поддержание в обществе определенного минимума социальной стабильности и порядка, при которых только и возможна эффективная хозяйственная деятельность, в том числе и в форме частного предпринимательства. В условиях же хаоса и анархии такая деятельность, по общему правилу, невозможна. Хаос реформировать нельзя. Что же касается общесоциальной «деловой» функции экономики, в том числе и бизнеса, по отношению к обществу и государству, то она может быть выражена предельно лаконичной целевой установкой: «кормить и одевать народ». Но народ не в качестве «иждивенца» и объекта социальной благотворительности, а народ в роли совокупного наемного работника и активного субъекта хозяйственной деятельности, который одновременно аккумулирует в своем лице как основного производителя, так и потребителя материальных и нематериальных благ.
    Следует обратить особое внимание и на то, что политика неразрывно связана с идеологией и вне идеологии и без идеологии существовать не может. Идеология, как система ценностей данного общества, обладающих мобилизационным потенциалом, по отношению к политике выполняет двоякого рода функции: с одной стороны, функцию ориентации; с другой — функцию ее идеологической легитимации, т.е. оправдания действий.
    Первая функция особенно важна на крутых поворотах истории, при смене политического строя и коренной ломке традиционных структур и представлений. Вторая — в качестве средства легитимации государственно-властных решений, т.е. в качестве обоснования и оправдания тех из них, которые непопулярны в народе, носят, что называется, «шокотерапевтический» характер по принципу «иного просто не дано».
    По-особому складываются отношения между политикой и наукой. Политика в силу своей многоликости, субъективности, динамичности и других особенностей неравнозначна науке, т.е. она не сводится к точной реализации разработанных наукой решений, открытых ею законов. Наука не «правит» политикой, а выступает в роли ее беспристрастного, находящегося «по ту сторону добра и зла», советника. Касательно политики основная функция науки сугубо прагматическая — это, прежде всего, ее информационное обеспечение, проведение экспертизы, прогнозирование и моделирование ситуаций и пр.
    Серьезное изучение политики предполагает и выделение такого ключевого вопроса, как соотношение политики и морали.
    На уровне массовых представлений о политике самой распространенной точкой зрения на сей счет выступает утверждение об их несовместимости: там, где начинается политика, — кончается мораль. Если обратиться к истории и дням сегодняшним, то такая точка зрения имеет право на существование, но она, тем не менее, не может быть признана до конца правильной и научной. Никакой всеобщей заданности политики на аморальность не существует. Все зависит от характера того общественного устройства, в котором реализуется политика, а также от «чистоты рук» тех, кто стоит у ее руля. Там, где есть демократия, где любые действия в сфере политики подконтрольны ее механизмам, народу, там мораль и политика вполне уживаются друг с другом. Но совместимость морали и политики — не в строгом соблюдении политикой норм морали, а в разумном, нравственном сочетании добра и зла. Политика — это все же специфическая сфера вынужденных, порой даже очень «крутых» решений, когда императивы морали приходится согласовывать с рациональностью и целесообразностью действий, а собственные желания и пристрастия с диктатом обстоятельств. Политик действует нравственно тогда, когда добро от его поступков существенно превышает зло. Французский просветитель Вольтер в этой связи говорил: «Часто, чтобы сделать большое добро, приходится совершать небольшое зло».

  3. D85V Ответить

    Будучи общественным явлением, политика призвана выполнять ряд социальных функций. Через нее общественные группы выражают и осуществляют свои коренные интересы. Участвуя в политических событиях, общественные движения, партии и другие организации сплачиваются для достижения своих целей, главной из которых является борьба за власть.
    Через политику общество достигает интеграции. Принимая участие в политических акциях, граждане получают возможность приобщиться к разрешению социальных конфликтов. Без политической активности масс любое государство может превратиться в закостенелый организм, не способный к изменениям. Участие в политике для граждан и социальных групп – школа социализации и способ проявить свою гражданскую позицию.
    Фундаментальной основой политики считается потребность общества в самоорганизации и регуляции своей деятельности. Общество, будучи неоднородным по своему составу, делится на множество групп, интересы и мотивы действий которых чаще всего не совпадают. Задача политиков и общественных деятелей как раз и заключается в том, чтобы увязать взаимоисключающие тенденции и найти разумные решения, позволяющие учесть насущные потребности всех слоев общества.

  4. a-kazakov Ответить

    Что собой представляет политика? Основные направления деятельности в осуществлении общественной и государственной власти; основная сфера жизни социума, связанная с отношениями и борьбой социальных субъектов относительно организации, установления, изменения или функционирования власти в данном государстве или обществе.
    Политика – инструмент, с помощью которого сознательно саморегулируется общественная жизнь, именно поэтому её влияние распространяется практически на все общественные явления. В том числе:
    компетенция власти (охрана, безопасность, общественный порядок, международные связи и так далее);
    временное политическое значение, приданное стечением объективных факторов (техногенные катастрофы, природные катаклизмы и тому подобное).

    Функции и значение политики

    В причинах возникновения политической надстройки общества главенствуют следующие: поляризация социума, когда появляются конфликты и противоречия, требующие разрешения; возрастающий уровень значимости и сложности управления обществом, который требует отделения органов власти от народа. Предпосылкой возникновения политики явилось появление власти как таковой. В первобытных обществах, например, политики как таковой не было.
    Важнейшими функциями этого явления считаются следующие.
    Укрепление и поддержание целостности в обществе, поскольку это сложная система, обеспечение организованности и общественного порядка.
    Политическими силами разрабатываются цели развития общества в целом и всех его составляющих – коллективных субъектов. Ими же организуются социальные массы и мобилизуются ресурсы на осуществление поставленных целей.
    Блага, ценности и дефицит авторитарно распределяются также политическими силами.
    Производится урегулирование и предотвращение групповых конфликтов.
    Политические силы организуют и поддерживают коммуникации между социальными субъектами.
    Древние греки словом Politika обозначали искусство управления государством, и все принципы, методы и приёмы ведения государственных дел пришли в современность именно оттуда.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *