Что означает понятие автономности морали автономная мораль?

17 ответов на вопрос “Что означает понятие автономности морали автономная мораль?”

  1. DarkArro Ответить

    3.7. “Моральное благо” и типология суждения
    До Канта в этике привычным был ход мысли от определения “морального блага” и “морального зла” к моральному закону с его рекомендациями держаться блага и избегать зла. Кант все перевернул: понятие благого и порочного нельзя определить раньше морального закона, а только после него. Значит, моральный закон дает бытие моральному благу, но не наоборот. Теперь мы лицом к лицу с парадоксом: чистая воля делает благим то, к чему мы стремимся (нельзя оттолкнуться от содержания, материи желаний, без того, чтобы не взмутить чистый источник воли). Так как же, спрашивается, можно перейти от такого строгого формализма к конкретному действию, от императива к событию, частностям? Как согласуются чистота закона с нестерильностью поступка, неизбежной при контакте с “материей”? Заметим, что возникшее здесь осложнение аналогично проблеме “Критики чистого разума “, когда речь шла о необходимости найти мост между чистыми понятиями и чувственными данными. Напомним также, что Кант вышел из переплета по жердочке “трансцендентального схематизма”. Здесь ситуация сложнее: нужно опосредовать сверхчувственное (каковы закон и моральное благо) и чувственно воспринимаемое действие. Используя как “схему” понятие природы, Кант предлагает принять его как “тип” морального закона. Теперь возьмем конкретное действие в максимальном градусе, как если бы оно могло стать необходимым законом (без исключений) некой “природы”, в рамках которой мы были бы вынуждены жить. Вот такая схема мигом обнаружит меру объективности (=моральности) взятого под лупу поступка. Если мы сочтем себя удовлетворенными жизнью в таком воображаемом мире, где наша максима станет всеобщим законом, то он соответствует долженствованию, а если нет — нет. Поясним примером. Разумное существо лжет, допустим, чтобы уйти от беды. Выяснить смысл его поведения проще простого, приведя поступок к максиме — “Законна ложь с благой целью”. Теперь спросим: кто захотел бы жить в мире, где все должны врать по необходимости? Или в “природе”, где убивают друг друга по неизбежности; в обществе, где все воруют,
    К оглавлению
    ==660
    чтобы не пропасть, по “естественной необходимости”,— возможна ли жизнь? Воззри на свои поступки в оптике универсума, и мера их моральности станет очевидна. Так комплекс рафинированных кантианских идей приводит нас к простейшей евангельской заповеди: “не сотвори другому того, чего себе не желаешь”.
    3.8. “Ригоризм” и кантианский гимн долгу
    Поняв все это, нам ясно теперь, почему для Канта недостаточно, чтобы поступок был законосообразным. Надо еще, чтобы он был моральным, то есть, чтобы воля не через чувство, а напрямую была детерминирована формой закона. Вмешательство любых посторонних факторов ведет к фальши. Если я помогаю бедным из чистого долга, то это поступок моральный, если из сострадания или показывая свою щедрость, то это уже фальшь. Кант признает гражданское право в этике на основе одного лишь чувства уважения. Моральный закон, контрастируя со склонностями и страстями, будучи выше надменности и кротости, находит в “уважении” чувство “sui generis” (своего рода) рационального, априорного плана, дающее понятие необходимости. Человека, с точки зрения вещи, можно любить, ненавидеть, восхищаться, но уважение рождается только по отношению к человеку, воплощающему моральный закон. Фонте Нель говорил: “Пред сильным мира сего склоняюсь я, но не склоняется мой дух”. Моральный закон, исключая влияние любого отклонения воли, выражает “практическое принуждение” и подчинение его закону в обязательном порядке. Другими словами, это закон святости, который для конечного существа — долг и уважение. Нет ничего, что поднимало бы человека над ним самим, кроме долга. Он ничто иное как личность, то есть свобода и независимость от природного механизма, способность подчиняться практическим законам, давая им обоснование. Не удивительно, что человек, принадлежа двум мирам сразу, видит свое предназначение жить в мире интеллигибельном, законы которого он принимает как свои, относясь к ним с максимальным уважением.

  2. Rocci95 Ответить

    Look at other dictionaries:

    МОРАЛЬ — (от лат. moralitas, moralis, mores традиция, народный обычай, позднее нрав, характер, нравы) понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и… … Философская энциклопедия
    мораль автономная — правила коей устанавливаются самим человеком и могут быть им же изменены. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
    АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА —         (от греч. сам, другой и закон), понятия, введённые Кантом в «Критике практического разума» (1788) и означающие две противоположные системы морали: исходящую из идеи о независимости нравств. принципов и требований от к. л. внешних по… … Философская энциклопедия
    АВТОНОМНАЯ ЭТИКА — [от греч. αὐτóς сам и νόμoς закон; самозаконие], направление в этике, сторонники к рого рассматривают мораль в качестве единственной и достаточной базы для выведения основных правил (или законов) нравственности и считают неистинным объяснение… … Православная энциклопедия
    АВТОНОМНАЯ ЭТИКА — (греч. autos сам и nomos закон) тип этической теории, к рая обосновывает мораль, исходя из ее собственных законов, придает ее принципам самодовлеющий смысл; противостоит гетерономной этике (греч. heteros иной), объясняющей нравственность из… … Словарь по этике
    Автономная этика —         система морали, исходящая из идеи о независимости нравственных принципов и требований от каких либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. А. э. развивал Кант в «Критике практического разума» (1788),… … Большая советская энциклопедия
    Шестов, Л. — литературное имя талантливого писателя Льва Исааковича Шварцмана. Род. в 1866 г. в купеческой семье. Окончил курс Киев. унив. по юрид. факультету. Главные труды его вышли отдельными книгами: “Шекспир и его критик Брандес” (СПб., 1898),… … Большая биографическая энциклопедия
    НОВГОРОДЦЕВ — Павел Иванович (1866 1924) русский философ, социолог, правовед. Окончил юридический факультет Московского университета. Завершал образование в Берлине и Париже. С 1896 приват доцент, с 1903 экстраординарный, с 1904 ординарный профессор… … Новейший философский словарь
    НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович — (1866 1924) русский философ, социолог, правовед. Окончил юридический факультет Московского университета. Завершал образование в Берлине и Париже. С 1896 приват доцент, с 1903 экстраординарный, с 1904 ординарный профессор Московского университета … Социология: Энциклопедия
    Шестов Л. — Шестов (Л.) литературное имя талантливого писателя Льва Исааковича Шварцмана. Родился в 1866 году в купеческой семье. Окончил курс Киевского университета по юридическому факультету. Главные труды его вышли отдельными книгами: Шекспир и его критик … Биографический словарь
    Шестов (Л. И. Шварцман) — (Л.) литературное имя талантливого писателя Льва Исааковича Шварцмана. Род. в 1866 г. в купеческой семье. Окончил курс Киев. унив. по юрид. факультету. Главные труды его вышли отдельными книгами: Шекспир и его критик Брандес (СПб., 1898), Добро в … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  3. Valeri0n Ответить

    Смотреть что такое “автономная мораль” в других словарях:

    МОРАЛЬ — (от лат. moralitas, moralis, mores традиция, народный обычай, позднее нрав, характер, нравы) понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и… … Философская энциклопедия
    мораль автономная — правила коей устанавливаются самим человеком и могут быть им же изменены. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
    АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА —         (от греч. сам, другой и закон), понятия, введённые Кантом в «Критике практического разума» (1788) и означающие две противоположные системы морали: исходящую из идеи о независимости нравств. принципов и требований от к. л. внешних по… … Философская энциклопедия
    АВТОНОМНАЯ ЭТИКА — [от греч. αὐτóς сам и νόμoς закон; самозаконие], направление в этике, сторонники к рого рассматривают мораль в качестве единственной и достаточной базы для выведения основных правил (или законов) нравственности и считают неистинным объяснение… … Православная энциклопедия
    АВТОНОМНАЯ ЭТИКА — (греч. autos сам и nomos закон) тип этической теории, к рая обосновывает мораль, исходя из ее собственных законов, придает ее принципам самодовлеющий смысл; противостоит гетерономной этике (греч. heteros иной), объясняющей нравственность из… … Словарь по этике
    Автономная этика —         система морали, исходящая из идеи о независимости нравственных принципов и требований от каких либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. А. э. развивал Кант в «Критике практического разума» (1788),… … Большая советская энциклопедия
    Шестов, Л. — литературное имя талантливого писателя Льва Исааковича Шварцмана. Род. в 1866 г. в купеческой семье. Окончил курс Киев. унив. по юрид. факультету. Главные труды его вышли отдельными книгами: “Шекспир и его критик Брандес” (СПб., 1898),… … Большая биографическая энциклопедия
    НОВГОРОДЦЕВ — Павел Иванович (1866 1924) русский философ, социолог, правовед. Окончил юридический факультет Московского университета. Завершал образование в Берлине и Париже. С 1896 приват доцент, с 1903 экстраординарный, с 1904 ординарный профессор… … Новейший философский словарь
    НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович — (1866 1924) русский философ, социолог, правовед. Окончил юридический факультет Московского университета. Завершал образование в Берлине и Париже. С 1896 приват доцент, с 1903 экстраординарный, с 1904 ординарный профессор Московского университета … Социология: Энциклопедия
    Шестов Л. — Шестов (Л.) литературное имя талантливого писателя Льва Исааковича Шварцмана. Родился в 1866 году в купеческой семье. Окончил курс Киевского университета по юридическому факультету. Главные труды его вышли отдельными книгами: Шекспир и его критик … Биографический словарь
    Шестов (Л. И. Шварцман) — (Л.) литературное имя талантливого писателя Льва Исааковича Шварцмана. Род. в 1866 г. в купеческой семье. Окончил курс Киев. унив. по юрид. факультету. Главные труды его вышли отдельными книгами: Шекспир и его критик Брандес (СПб., 1898), Добро в … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  4. alexxxxx69 Ответить

    Этика автономная (греч. autos — сам и nomos — закон) — тип этической теории, которая обосновывает мораль, исходя из ее собственных законов, придает ее принципам самодовлеющий смысл.
    Противостоит гетерономной этике (греч. heteros — иной), объясняющей нравственность из внешнего по отношению к ней начала. Примерами гетерономной этики могут служить гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, согласно которым нравственность имеет производный характер и выводится соответственно из понятий наслаждения, счастья, пользы.
    Идея автономной этики содержится уже в воззрениях английских моралистов XVII-XVIII вв. (Шефстбери, Хатчесон и др.), в которых постулировалось существование особого морального чувства, независимого как от социальных условий, так и от телесной организации человека; тем самым мораль интерпретировалась как нечто изначальное.
    Развернутое обоснование автономности морали было дано Кантом. В противовес превалирующей этической традиции и в прямой полемике со взглядами французских материалистов, выводивших мораль из «природы человека». Кант приписывает ей доопытный, априорный статус: не нравственные принципы должны быть приведены в соответствие с фактами человеческого бытия, а, напротив, само человеческое бытие должно стать воплощением изначально самоочевидных нравственных принципов. Своим выводам Кант придает также моралистический смысл, полагая, что поведение является нравственным только тогда, когда оно мотивировано исключительно уважением к нравственному закону (категорический императив) и свободно от внеморальных побуждений — себялюбия, стремления к счастью, социально-престижных моментов и т. д.

  5. Deferential Ответить

    Крайние противостоящие друг другу позиции — нату­рализм и абсолютная автономность морали.
    С точки зрения натурализма, вообще-то говоря, ника­кой свободы воли вовсе нет, а, значит, мораль в принципе не способна быть автономной от влечений, потребностей и страстей человека. Натуралистические концепции рассмат­ривают волю как полностью детерминированную его по­требностями и влечениями. При выборе происходит борь­ба мотивов, внутренних стимулов, которые основаны на объективных биологических и социальных нуждах. Потом один из мотивов, наиболее сильный, побеждает, он-то и определяет конкретное решение. При такой трактовке сам индивид, ядро его личности оказывается не более чем иг­рушкой страстей, желаний, влечений, следствием их взаи­модействия. Свободная воля представляется, таким обра­зом, только иллюзией, себялюбивым самообманом. Мо­ральный человек в этом случае ничего не выбирает, как и аморальный: оба следуют тем чувствам, которые сильнее в них развиты и больше занимают их в настоящий момент.
    Противоположная позиция представлена воинствую­щим индивидуализмом в духе Ж.-П. Сартра. Воля чело­века абсолютно свободна, и потому мораль совершенно автономна и не зависит ни от каких влияний: ни от боли, ни от страха, ни от нормативных требований общества. Гипертрофия свободы воли перерастает в этом случае в дикий произвол, в буйство субъективности, в безудерж­ное самоутверждение. Собственно, полная автономия мо­рали, понятой как индивидуальная мораль, оказывается автономией и от общечеловеческой нравственности: от любви, доброжелательства, справедливости. Но тогда воз­никают вопросы: а мораль ли это? Следует ли применять слово «мораль», имеющее вполне устоявшийся смысл, к анархической стихии «я»? Крайности в понимании сво­боды воли и автономии морали, конечно, неприемлемы.
    Проблема автономии морали была рассмотрена в XVIII в. Иммануилом Кантом, унаследовавшим традицию, идущую
    ______________________________________ Лекция 2
    еще от стоиков. Согласно взглядам Канта, автономия мо­рали возможна ввиду того, что человек — существо двой-ственное. С одной стороны, он — феномен, часть эмпи­рического мира, подчиненная всем его детерминациям, И по природе человек эгоист. Однако, с другой стороны, человек — ноумен, т. е. относится к той части мира, на которую не накладываются наши представления о про­странстве, времени и причинности. Об этой сфере, нахо­дящейся за пределами нашей возможности восприятия, мы ничего не можем знать, это мир «вещей в себе». Но можно сказать, что поскольку в мире «вещей в себе» нет причинности, там существует свобода. Являясь не только эмпирическим индивидом, но и «вещью в себе», любой из нас приобретает свободу воли и возможность следовать закону морали — повелению неизбирательного доброже­лательства.
    Итак, свобода воли существует. По свободной (читай: по доброй) воле мы в состоянии выбрать моральный за­кон, а не подчинение требованиям эмпирического мира, мы можем перестать быть эгоистами и сделаться нрав­ственными существами.
    Автономия морали выражается, по Канту, в том, что к истинно моральному выбору не могут примешиваться никакие чувства, потребности и эмоции. Мораль автоном­на от склонностей любого рода. Она чиста, не запятнана ничем собственно земным, чувственным, партикулярным. Именно поэтому морально-регулятивную способность Кант приписывает разуму — практическому разуму.
    Свободная воля возносится над суетными пережива­ниями, поднимается над эгоистическим маленьким «я» и выполняет всеобщий моральный закон, даже если он не удобен и утеснителен для нашего природного страстного начала. Быть добрым по симпатии или из любви — не значит быть моральным. Морален лишь тот, кто спосо­бен творить добро, оставаясь лично незаинтересованным, а из одного только категорического императива практи-

  6. brat070 Ответить

    Жизнестойкость
    Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами
    Самоактуализация
    Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.
    Самоактуализация — это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т. п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности.
    Проблематику самоактуализации активно разрабатывал А. Маслоу. Он считал, что самоактуализация является наивысшей потребностью человека, в соответствии с «пирамидой потребностей». По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на «пирамиде потребностей». Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.
    Пирамида Маслоу
    Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей (need theory) или теория иерархии (hierarchy theory)
    Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью – достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.
    Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:
    Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
    Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.
    Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
    Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
    Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация
    Эвпсихея
    или Эупсихея, идеальное общество по Маслоу.
    Идеальные, гуманистически ориентированные сообщества (communities), членами которых являются здоровые, самоактуализирующиеся индивиды
    Дефицитарные потребности
    Потребности от низших до потребностей общения и уважения у Маслоу именуются депривационными или «дефицитарными». Это означает, что человек ощущает недостаток тех или иных факторов как некоторый недостаток, отсутствие или пустоту, которые могут быть восполнены извне, и которые восполняются появлением таких факторов в достаточном количестве. Это физиологические или витальные (жизненные) потребности, безопасности, принадлежности и любви, общения и уважения. При этом у Маслоу не все физиологические потребности относятся к дефицитарным. К ним не относятся потребности вывода экскрементов, потребность в сексе, потребности в сне и отдыхе. Однако и в этом случае дефицит одних веществ и избыток других как польза освобождения от них (будь то сперма, половое возбуждение или экскременты) суть проблемы одного рода – их удобнее было бы именовать потребностями материального, энергетического и социального дискофморта (как несоответствия). Эти потребности обеспечивают равновесие и самозащиту, или иначе равновесие и стабильное статическое состояние индивида. С позиции науки дефицитарные потребности описаны до Маслоу
    Бытийные потребности
    Бытийная мотивация относится прежде всего к наслаждению и удовлетворению в настоящем или к желанию искать позитивные ценностные цели (мотивация роста или мета-мотивация). Дефициентная же мотивация состоит в потребности изменить данное состояние дел, потому что оно ощущается как неудовлетворительное или фрустрирующее.
    Бытийная любовь – это любовь к сущности, к “бытию” или “существу” другого. Такая любовь не стремится к обладанию и занята больше добром Другого, чем эгоистическим удовлетворением. Маслоу часто описывал Б-любовь как способность давать всему идти своим чередом и ценить то, что есть, не пытаясь “улучшить” что-либо. Б-любовь к природе выражается в умении ценить цветы, наблюдать их рост, оставляя их в покое. Д-любовь скорее выражается в срывании цветов и устроении из них букетов. Б-любовь – это идеал необусловленной любви родителей к ребенку, которая может даже включать любовь к маленьким несовершенствам ребенка.

  7. Pasha T. Ответить

    АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА (греч. autos — сам и heteros — иной) — распространенные типы этической теории. Автономная этика выводит мораль из представлений о внутренне прирожденном, априорном нравственном долге. Она исходит из принципа, что нравственность имеет основание в самом морально действующем субъекте. Человек сам создает себе нравственный закон, при этом он совершенно свободен от любого внешнего воздействия. Выступая против этики фр. материалистов 18 в., идеи автономной этики развивал Кант в «Критике практического разума», где он пропагандировал принцип автономности нравственного поведения. Противопоставляемая автономной этике гетерономная этика выводит нравственность из внеморальных причин. Этими внешними причинами считаются законы государства, заповеди религии, а также такие мотивы, как личная заинтересованность, поиск выгоды и др. К разновидностям гетерономной этики буржуазные теоретики относят этический гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, которые основывают свои нравственные принципы соответственно на стремлении к удовольствию, счастью, извлечению пользы, и некоторые др. системы. С точки зрения марксизма дилемма автономности и гетерономности является ложной, исторически ограниченной. Она основана на противопоставлении объективных и субъективных детерминант морали.
    Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 8.

  8. Alexey0204 Ответить

    Смотреть что такое “АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА” в других словарях:

    ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА —         см. Автономная и гетерономная этика. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА … Философская энциклопедия
    Гетерономная этика — Гетерономная этика  (от др. греч. ἕτερος  другой и νόμος  закон и «этика»), система нормативной этики, основанная не на собственных нравственных принципах, а на началах, взятых из другой сферы общественной жизни. Понятие… … Википедия
    Гетерономная этика — (от Гетеро… и греч. nómos закон)         система нормативной этики, основанная не на собственных нравственных принципах, а на началах, взятых из др. сферы общественной жизни. Понятие Г. э. ввёл И. Кант, который, в противовес французскими… … Большая советская энциклопедия
    ЭТИКА — 1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… … Философская энциклопедия
    Автономная этика — (др. греч. αὐτóς  сам)  система морали, отрицающая всякую зависимость нравственности от каких либо внешних по отношению к ней принципов, религиозных, культурных, социальных предпосылок. Наиболее известные представители  в древности … Википедия
    Этика — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
    Автономная этика —         система морали, исходящая из идеи о независимости нравственных принципов и требований от каких либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. А. э. развивал Кант в «Критике практического разума» (1788),… … Большая советская энциклопедия
    АВТОНОМНАЯ ЭТИКА — [от греч. αὐτóς сам и νόμoς закон; самозаконие], направление в этике, сторонники к рого рассматривают мораль в качестве единственной и достаточной базы для выведения основных правил (или законов) нравственности и считают неистинным объяснение… … Православная энциклопедия
    ДОБРО — важнейшее этическое и метафизическое понятие, предельное основание нравственной деятельности человека, высшая и наиболее общая положительная ценность. По происхождению понятие «Д.» тесно связано с онтологической идеей наличия объективного благого … Православная энциклопедия

  9. Kam0nz Ответить

    См. также в других словарях:

    мораль автономная — правила коей устанавливаются самим человеком и могут быть им же изменены. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
    МОРАЛЬ — (от лат. moralitas, moralis, mores традиция, народный обычай, позднее нрав, характер, нравы) понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и… … Философская энциклопедия
    АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА —         (от греч. сам, другой и закон), понятия, введённые Кантом в «Критике практического разума» (1788) и означающие две противоположные системы морали: исходящую из идеи о независимости нравств. принципов и требований от к. л. внешних по… … Философская энциклопедия
    АВТОНОМНАЯ ЭТИКА — [от греч. αὐτóς сам и νόμoς закон; самозаконие], направление в этике, сторонники к рого рассматривают мораль в качестве единственной и достаточной базы для выведения основных правил (или законов) нравственности и считают неистинным объяснение… … Православная энциклопедия
    АВТОНОМНАЯ ЭТИКА — (греч. autos сам и nomos закон) тип этической теории, к рая обосновывает мораль, исходя из ее собственных законов, придает ее принципам самодовлеющий смысл; противостоит гетерономной этике (греч. heteros иной), объясняющей нравственность из… … Словарь по этике
    Автономная этика —         система морали, исходящая из идеи о независимости нравственных принципов и требований от каких либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. А. э. развивал Кант в «Критике практического разума» (1788),… … Большая советская энциклопедия
    ЭТИКА — 1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… … Философская энциклопедия
    Этика — (греч. ethiká, от ethikós касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos привычка, обыкновение, нрав)         философская наука, объектом изучения которой является Мораль, нравственность как форма общественного сознания, как… … Большая советская энциклопедия
    Шестов, Л. — литературное имя талантливого писателя Льва Исааковича Шварцмана. Род. в 1866 г. в купеческой семье. Окончил курс Киев. унив. по юрид. факультету. Главные труды его вышли отдельными книгами: “Шекспир и его критик Брандес” (СПб., 1898),… … Большая биографическая энциклопедия
    Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия
    ТИЛЛИХ —         (Tillich) Пауль (1886 1965) – нем. амер. христ. мыслитель, теолог, философ культуры. Получил богословское образование в ун тах Берлина, Бреслау, Галле. Д р философии и теологии. Обе диссертации филос. и теол. были посвящены философии… … Энциклопедия культурологии

  10. bamsik1981 Ответить

    Смотреть что такое “Гетерономная мораль” в других словарях:

    мораль гетерономная — правила коей вырабатываются другими людьми и кою данный индивид считает обязательными и «священными». Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
    ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА —         см. Автономная и гетерономная этика. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА … Философская энциклопедия
    АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА —         (от греч. сам, другой и закон), понятия, введённые Кантом в «Критике практического разума» (1788) и означающие две противоположные системы морали: исходящую из идеи о независимости нравств. принципов и требований от к. л. внешних по… … Философская энциклопедия
    Моральное развитие (moral development) — Исслед. М. р. посвящены, в основном, изучению процесса, благодаря к рому индивидуум «интернализует» (усваивает) социально одобряемые нормы, правила и ограничения и начинает ориентироваться на них в своем поведении. Теория и эмпирические исслед.… … Психологическая энциклопедия
    ГАРТМАН (HARTMANN) Эдуард — (1842 1906) нем. философ идеалист, представитель иррационализма. Отправной пункт философской системы Г. бессознательное духовное начало, наделенное двумя атрибутами: волей и представлением (идеей). Борьба этих последних определяет, по Г., весь… … Словарь по этике
    ЭТИКА — 1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… … Философская энциклопедия
    Нрав — Этика  (греч. ἠθικόν, от др. греч. ἦθος  этос, «нрав, обычай»)  исследование первопричин морали. Этика есть учение о морали и о нравственности. В Викисловаре есть статья «этика» Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области … Википедия
    Нравы — Этика  (греч. ἠθικόν, от др. греч. ἦθος  этос, «нрав, обычай»)  исследование первопричин морали. Этика есть учение о морали и о нравственности. В Викисловаре есть статья «этика» Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области … Википедия
    Философия морали — Этика  (греч. ἠθικόν, от др. греч. ἦθος  этос, «нрав, обычай»)  исследование первопричин морали. Этика есть учение о морали и о нравственности. В Викисловаре есть статья «этика» Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области … Википедия
    Религия — Обелиск с религиозными текстами Религия  особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, о … Википедия

  11. sfstudio Ответить

    Смотреть что такое “моральная автономия” в других словарях:

    Автономия — индивидуальная свобода действия; самостоятельность. Содержание 1 Философия 2 Право 3 Кибернетика 4 См. т … Википедия
    АВТОНОМИЯ — деятельность по собственным, самим себе установленным законам. Автономия противопоставляет ся анархии, для которой характерен отказ от всякого закона. Автономия фундаментальное понятие кантовской морали: если индивид действует без принципов, это… … Философский словарь
    СВОБОДА ВОЛИ — понятие европейской моральной философии, окончательно оформившееся у И. Канта в значении интеллигибельной способности индивида к моральному самоопределению. В ретроспективном плане (до или посткантовские теории) термин «Св.» можно рассматривать… … Философская энциклопедия
    ЭТИКА — 1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… … Философская энциклопедия
    свобода воли — философское понятие, обозначающее способность человека к самоопределению в своих волевых актах, свободному полаганию содержания и целей своих действий. В интерпретации этого понятия, чрезвычайно важного для обоснования этики и решения… … Энциклопедический словарь
    ВОЛЯ —     ВОЛЯ (лат. voluntas, греч. βούλησις, θέλησις), специфическая способность или сила. В истории античной философии была влиятельна т. н. классическая рационалистическая традиция, согласно которой воля понимается как способность разума к… … Античная философия
    ПРАВОВОЙ ЗАКОН — властно регулятивный акт, не только подкрепляемый и санкционированный государством или иными социальными институтами, но и соответствующий (содержательно, формально и процедурно) принципам общественного правосознания, существующим конституционно… … Современный философский словарь
    МОРАЛЬ — (от лат. moralitas, moralis, mores традиция, народный обычай, позднее нрав, характер, нравы) понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и… … Философская энциклопедия
    “ОСНОВОПОЛОЖЕНИЕ К МЕТАФИЗИКЕ НРАВОВ” —     “ОСНОВОПОЛОЖЕНИЕ К МЕТАФИЗИКЕ НРАВОВ” (Grundlegung zur Metafhysik der Sitten. Riga, 1785) сочинение И. Канта, в котором впервые была систематически представлена моральная теория зрелого периода его творчества и сформулирован ключевой ее… … Философская энциклопедия
    «ОСНОВОПОЛОЖЕНИЕ К МЕТАФИЗИКЕ НРАВОВ» — (Grundlegung zur Metafhysik der Sitten. Riga, 1785) – сочинение И.Канта, в котором впервые была систематически представлена моральная теория зрелого периода его творчества и сформулирован ключевой ее принцип – категорический императив.     В… … Философская энциклопедия
    Гражданская война в России — Сверху вниз, слева направо: Вооружённые силы Юга России в 1919 году, повешение австро венгерскими войсками рабочих … Википедия

  12. Mod_34 Ответить

    (от лат. moralitas, moralis, mores — традиция, народный обычай, позднее — нрав, характер, нравы) — понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, сознательное и свободное создание (существо). Как и понятие «этика», понятие «М». формулируется в филос. размышлении с целью обобщения тех сторон человеческой жизни, которые обозначились понятиями «благо (добро) и зло», «добродетель и порок», «справедливость и своенравность», «правильное и неправильное», а также «склад характера», «нормы и принципы поведения», «достоинство» и т.д. В наиболее общем, но тем не менее специальном значении представления о М. формируются в процессе осмысления, во-первых, правильного поведения, нравственности, должного характера («морального облика»), отличных от тех, что стихийно обнаруживаются у людей в повседневной жизни; а во-вторых, условий и пределов произволения человека, ограничиваемого собственным (внутренним) долженствованием, или пределов свободы в условиях извне задаваемой организационной и (или) нормативной упорядоченности.
    Наряду с этим и в специальной общефилософской литературе, и в публицистике, и в обычной речи под «М.» нередко понимается вообще любая принятая (где-либо) система норм индивидуального поведения.
    Основные различия в философско-этических трактовках М. определяются расхождениями в понимании источника М. и содержания морального идеала.
    По пониманию источника М. типологически различаются:
    а) натуралистические концепции, выводящие М. из природы, представляющие М. как момент развития природных (биологических) закономерностей;
    б) социологические концепции, выводящие М. из общества, представляющие М. как элемент общественной организации, как разновидность социальной дисциплины;
    в) антропологические концепции, выводящие М. из природы человека, трактующие М. как неотъемлемое качество человека;
    г) супранатуралистические концепции, выводящие М. из некоторого трансцендентного источника.
    По интерпретации идеала различаются:
    а) гедонистические учения, согласно которым высшей ценностью и целью человека является удовольствие и все обязанности человека в конечном счете подчинены его желанию получать удовольствия (см. ГЕДОНИЗМ );
    б) утилитаристские, или прагматистские, учения, согласно которым морально ценным является то, что служит определенной цели, а человек должен совершать полезные действия (см. ПОЛЬЗА ) и стремиться к успеху;
    в) перфекционистские учения, согласно которым высшей ценностью является совершенство и каждый должен совершенствоваться в стремлении приблизиться к идеалу;
    г) гуманистические учения, согласно которым высшей нравственной ценностью является человек, а обязанностью каждого — содействие благу другого (см. АЛЬТРУИЗМ ).
    Эти классификации референтны зап. филос. традиции, хотя в известных модификациях их можно проследить во всех культурах, где вычленяемы рассуждения о высших ценностях и целях человеческой жизни.
    В понимании природы М. в мировой истории идей можно реконструировать антиномичные представления о М. как:
    а) системе (кодексе) вменяемых человеку в исполнение норм и ценностей — универсальных и абсолютных или партикулярных и относительных,
    б) сфере индивидуального самополагания личности — свободного или предопределенного какими-то внешними факторами.
    Согласно одному из наиболее распространенных подходов М. трактуется как способ регуляции (в частности, нормативной) поведения людей. Такое понимание М. оформляется у Дж.С. Милля, определявшего М. как совокупность правил, которыми люди руководствуются в своих поступках; хотя понимание М. как некоторой формы императивности формируется раньше — в разных вариантах у Г. Гоббса, Б. Мандевиля, И. Канта (в отличие от доминировавшего в просветительской мысли понимания М. как преимущественно сферы мотивов). Различия в понимании императивности касались трактовки характера М. и степени тех ограничений, которые она накладывает. Императивность М. может трактоваться как выражение необходимости целесообразного взаимодействия в обществе; в частности, как совокупность правил, вырабатываемых самими людьми и закрепляемых в «общественном договоре» как системе взаимных обязательств, которые люди как граждане одного сообщества берут на себя с целью поддержания целостности социума и справедливого удовлетворения интересов каждого. Моральная императивность может рассматриваться с т.зр. ее специфичности, которая заключается в том, что она более побудительна, чем запретительна: требования М. не угрожают физическими или организационными ограничениями, ее санкции носят идеальный характер, они обращены к человеку как сознательному и свободному субъекту (Кант, Г.В.Ф. Гегель, P.M. Хэар). Взаимо- и самоограничения, вменяемые М., указывают на ту ее особенность, что М. задает форму воления, а это существенным образом отличает моральность от законопослушности, адаптивности, прислужничества или прилежности. Так полагаемый «изнутри-побудительный» характер императивности М. получил отражение в специальных понятиях долга и совести. Самоценность моральных действий, т.е. то, что они являются благими сами по себе и злыми сами по себе, была отражена в традиции естественного права, истоки которой легко прослеживаются равно в греч. античности (Гесиод, Гераклит), в иудаизме и христианстве и которая получает филос. и философско-правовое осмысление у стоиков, Августина, Г. Гроция, С. Пуфендорфа, Гоббса, X. Вольфам пр. Согласно теории естественного права, естественный закон пересекается по содержанию с церковным и гражданским законами, но одновременно утверждает критерий, внешне никак не обусловленный. В различных представлениях об императивности М. нашла отражение присущая ей роль гармонизации обособленных интересов, но вместе с тем и обеспечения свободы личности, и противостояния произволу — путем ограничения своенравия, упорядочивания индивидуального (как имеющего тенденцию к атомизированию, отчуждению) поведения, уяснения целей, к которым стремится личность (в частности, к достижению личного счастья), и средств, которые для этого применяются.
    Рестриктивность М. обнаруживается не только в запретах, но в оценочных или обосновывающих рассуждениях. Но и запретам в М. присущи свои особенности:
    а) их исполнение обеспечивается не внешним контролем, а внутренним волением самого действующего субъекта — иначе (что было последовательно продемонстрировано Кантом) следует говорить о легальности (исполнение запрета как установленного закона), лояльности (исполнение запрета как заданного некоторым авторитетом), сервильности (исполнение запрета в порядке службы, прислуживания), но не о моральности;
    б) такого рода запреты оказываются возможными как безусловные (см. ВСЕОБЩНОСТЬ ); наличие же внешней контролирующей инстанции свидетельствует об условности, обусловленности запрета;
    в) запреты интериоризируются в качестве моральных лишь в процессе их личностного осмысления.
    В новоевропейской философии складывается и др. представление о М. — как независимой и не сводимой к религии, политике, хозяйствованию, обучению форме управления поведением людей. Эта интеллектуальная тенденция к спецификации, точнее секуляризации, области М. стала условием более частного процесса формирования и развития в 17—18 вв. собственно филос. понятия М. — не только как сферы знаний или суммы различных предписаний и поучений, но как отдельного предмета теоретизирования. Представление о М как таковой формируется как представление об автономной М. Впервые в систематизированном виде этот подход был развит кембриджскими платониками 17 в. и в сентиментализме 18 в. (А.Э.К. Шефтсбери, Ф. Хатчесон), где М. описывается как способность человека к суверенному и независимому от внешнего влияния суждению и поведению. В философии Канта автономия М. как автономия воли утверждалась еще и как способность человека принимать универсализуемые решения и быть субъектом собственного законодательства. По Канту, апелляции не только к обществу, но и к природе, к Богу характеризуют гетерономную этику. Дж.Э. Мур усилил этот тезис указанием на недопустимость в теоретическом обосновании М. ссылок на внеморальные качества.
    М. может концептуализироваться и как сфера ценностей, задаваемая дихотомией добра и зла, как такая сторона деятельности, в которой проявляются стремление человека к добру и отвращение от зла. При таком подходе М. предстает не с т.зр. того, каким образом она действует, каков характер ее требований, какие социальные и культурные механизмы гарантируют их реализацию, каким должен быть человек как субъект нравственности и т.п., а того, к чему человек должен стремиться и что ради этого совершать, к каким результатам приводят его поступки. В современной литературе различие принципиальных подходов к трактовке природы М. ассоциируется с традициями «кантианства» и «утилитаризма». Утилитаризм (в широком значении этого понятия) усматривает достоинство своего подхода в том, что, в отличие от «формального» кантианства, имеет что предложить человеку в качестве положительного нравственного закона. Однако содержательность указания на добро и зло в нормативной этике довольно относительна. Если принять во внимание указанное выше разнообразие нравственных принципов (в соответствии с интерпретацией идеала), которые берутся за основу при определении добра, станет ясно, что определение М. через противоположность добра и зла задает только направление исследования (см. ДОБРО ). Различие традиции в анализе М. — как формы императивности или сферы ценностей — ведет к этико-теоретическому осмыслению антитезы долга и добра (блага), суть которой заключается в вопросе о приоритете в М. ценностного или императивного начала. В ее решении в истории философии прослеживаются две тенденции: согласно одной, понятие добра является основополагающим в М. (Пифагор, Демокрит, Аристотель, Эпикур, Августин, Гоббс, Б. Спиноза, Шефтсбери, Милль, Г. Сид-жвик, Мур и др.); согласно др., определяющим является понятие должного, или (в др. версиях) правильного (стоики, Кант, интуитивисты). При втором подходе характер абсолютности добра оказывается ограниченным: добро абсолютно в аксиологическом и содержательном отношении, но относительно в функциональном отношении. Принципиальная в порядке теоретического рассуждения, эта антитеза не представляет особой проблемы для самого морального сознания, в рамках которого ценностные и императивные суждения взаимно легко конвертируются. Утверждение чего-то в качестве добра, по логике М., одновременно означает его вменение к непременному использованию в качестве должного и правильного; и наоборот, определение чего-то в качестве должного означает, что его исполнение есть добро.
    Еще одна, примыкающая к предыдущей, концептуализация понятия М. возможна при построении этики как теории добродетелей. Традиция такого подхода идет из античности, где в наиболее развитом виде она представлена Аристотелем. На протяжении всей истории философии оба подхода — теория норм и теория добродетелей — так или иначе дополняли друг друга, как правило, в рамках одних построений; и все же в некоторых учениях, напр. у Фомы Аквинского, Б. Франклина, B.C. Соловьева или А. Макинтайра, превалирует именно этика добродетелей. Если этика норм отражает ту сторону М., которая связана с формами организации, или регуляции, поведения, а этика ценностей анализирует позитивное содержание, посредством норм вменяемое человеку в исполнение, то этика добродетелей указывает на личностный аспект М., на то, каким должен быть человек, чтобы реализовать должное и правильно себя вести. В истории этической мысли прослеживаются два подхода к пониманию добродетели. Согласно одному (которого придерживался, к примеру, Кант), добродетель может трактоваться как обобщающее понятие, тождественное моральности, соответственно порок трактуется как аморальность. По этой логике человек либо морален, либо нет, т.е. человек либо добродетелен, либо порочен. Согласно другому (которого придерживался, к примеру, Аристотель), добродетель — это качество характера, проявляемое в той или иной деятельности, и добродетелей столько, сколько можно предположить разновидностей человеческой деятельности. Признание многих и разных добродетелей предполагает, что конкретный индивид может быть в одних отношениях добродетельным, а в иных порочным.

  13. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *