Что означает понятие система обществознание 10 класс?

8 ответов на вопрос “Что означает понятие система обществознание 10 класс?”

  1. Modinara Ответить

    На тему общество и человек.
    ЧЕЛОВЕК – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы – к человеческому роду.
    ИНДИВИД – это единичный представитель вида “homo sapiens”
    ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека.
    ЛИЧНОСТЬ – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт
    ОБЩЕСТВО – это часть материального мира, обособившаяся от природы, однако тесно с ней взаимосвязанная и включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения.
    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-Человеческая активность, направлена на осмысленное изменение окружающего мира, достижение поставленной цели
    ОБЩЕНИЕ-Связь между людьми, в результате которой они обмениваются информацией, понимая друг, друга.
    СОЦИАЛИЗАЦИЯ-Процесс воздействия на человека общества и его социальных структур
    МИРОВОЗЗРЕНИЕ-Система взглядов человека на мир и свое место в нем
    ФИЛОСОФИЯ – учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношения к окружающему миру.
    ПОЗНАНИЕ-процесс деятельности человека,основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании,а результатом-получение нового знания об окружающем мире.
    ЗНАНИЕ-результат познания деятельности,содержание сознания,полученное человеком в ходе активного отражения реального мира
    НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ-особый вид познавательно деятельности,направленный на выработку объективных,системно организованных знаний о природе,человеке,обществе.
    САМОПОЗНАНИЕ-Процесс познания и оценки самого себя
    ОБРАЗОВАНИЕ-Целенаправленная деятельность человека направленная на получение знаний умений и навыков
    ИСТИНА-знание,соответствующее своему предмету,совпадающее с ним
    ПРАКТИКА-целостная органическая система активной материальной деятельности людей,направленная на преобразование реальной действительности

  2. Aurilas Ответить

    Урок «Что такое общество» (10 класс, Боголюбов) помогает разъяснить для себя это понятие и задуматься о роли человека в обществе.
    Вопросы и задания к документу
    Почему совокупность изолированных друг от друга индивидов обществом не является?
    Общество представляет собой не только совокупность индивидов. Они должны взаимодействовать друг с другом. Это можно понять, проведя простой мысленный эксперимент:
    Всех индивидов изолировать друг от друга, чтобы между ними не было никаких взаимодействий. Очевидно, что из такой совокупности людей общества не получится. Не будет никаких связей членов этой совокупности друг с другом.
    Поэтому общество формируется только при двух обязательных условиях:
    наличие единиц общества (людей);
    их взаимодействия друг с другом.

    Обществознание 10 класс: что такое общество и какие науки его изучают

    Почему П. А. Сорокин считает, что предметом изучения социальных наук являются психические взаимодействия?
    Психические взаимодействия – это общение людей на уровне идей, культурные явления, взаимоотношения внутри общества. Такие процессы описывает не физика или химия, не биология.
    Психические взаимодействия изучают такие социальные науки, как история, социология, философия, правоведение.
    Объясните характер описанных в параграфе социальных взаимодействий, используя текст Сорокина-
    Каждое взаимодействие между людьми можно отнести к одной из трех форм:
    неорганические – относящиеся к физико-химическим процессам;
    органические – биологическое взаимодействие;
    психические – обмен идеями, волевыми актами и чувствами.

    Обществознание 10 класс: что такое общество – основные вопросы

    Вопросы для самопроверки
    Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле слова?
    В широком смысле общество – это группа людей, которые объединились для помощи друг другу, совместной деятельности и общения.
    Другими словами – общество представляет собой отдельную от природы часть мира, в которую включены взаимодействия людей.
    В узком смысле слова общество можно определить такими понятиями:
    совместная жизнедеятельность людей;
    часть мира, обособившаяся от природы;
    форма культурного развития;
    объект изучения социальных наук.
    Общество и природа (10 класс)
    Какова взаимосвязь общества и природы? В чем выражается специфика общественных явлений?
    Общество отделено от природы, но в то же время, тесно с ней связано. Благодаря обществу человечество создало «собственную природу» – культуру. Человека и общество можно противопоставить природе.
    Природные явления стихийны, а общество строится на целеполагании ее членов.
    Общество тесно взаимосвязано с природой. Климат, географическое положение сильно влияет на темпы общественного прогресса. Однако и само общество оказывает влияние на природную среду. Деятельность человека может быть как благотворной, так и губительной для природы. Он черпает природные ресурсы, истребляет животных и растительность.
    Надвигающийся экологический кризис напоминает о важности правильного обращения с природными ресурсами. Именно поэтому важно понимать, что человеческая деятельность должна учитывать важность сохранения природы.

    В чем заключается особенность человеческой деятельности?
    Особенности человеческой деятельности:
    В отличие от животных, которые руководствуются инстинктами, человек действует исходя из поставленной цели.
    Человек преобразует окружающую среду, а не адаптируется под нее.
    Деятельность людей завязана на взаимодействии.
    Человеческая деятельность – это основа общественных отношений.
    В основе человеческой деятельности заложены исторические программы. Но человек может выходить за рамки этих программ.
    Какова связь между совместной деятельностью людей и формами их объединения?
    Общество формируется благодаря совместной деятельности и психической связи ее членов. При отсутствии этих факторов общество сформироваться не может.
    Ребенок становится человеком только среди таких же, как он. Это говорит о необходимости участия других людей в формировании индивида.
    В любом случае общество формируется на каком-либо объединяющем факторе, который стимулирует людей развиваться вместе.
    Человеческое поведение складывается из исторически сложившихся программ и подчиняется коллективности. Человек нуждается в общении с себе подобными.

    Какие отношения можно считать общественными?
    Общественными отношения являются только тогда, когда формируются в процессе совместной деятельности. К примеру, попросить передать за проезд – это не общественные отношения. Когда же работник нанимается к работодателю, такие отношения можно считать общественными.
    Общественные отношения формируются между нациями, социальными группами. Такие отношения формируются в процессе культурной, политической, социальной жизни.
    Раскройте разные смыслы понятия «культура».
    Разные трактовки понятия культура:
    Различные достижения человека – в искусстве, науке, спорте.
    Культурное поведение человека и уровень его культурных запросов.
    Преобразовательная деятельность, которая направлена на окружающую среду и на самого себя.
    Культура разделяется на духовную и материальную.
    к духовной относят – идеи, ценности, правила
    к материальной – книги, здания, разные приборы

    Что исследователи относят к культурным универсалиям?
    Культура каждого народа имеет некоторых устойчивые черты. Именно они и называются культурными универсалиями. К примеру:
    брачные обычаи;
    грамматика языка;
    ритуалы религиозного характера.
    Однако даже единые для всех народов универсалии могут изменяться в зависимости от народа.
    Урок «Что такое общество» (10 класс, Боголюбов) помогает разобраться, какое место в жизни человека играет природа и культура. Науки, изучающие общество, помогают понять много из поведения отдельных групп людей.
    Какие науки изучают общество?
    Общество изучает множество наук:
    философия – наука о самых общих законах развития природы, человека и общества;
    социология – наука о поведении групп людей и каждого человека в группе;
    этика;
    мораль;
    юриспруденция;
    Теперь урок «Что такое общество» (10 класс, Боголюбов) разобран и не вызывает вопросов.
    Задания
    На одном из уроков завязался спор. Николай утверждал, что раньше появился человек… А как думаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.
    Ответы на эти вопросы вы найдете в статье:
    Общество 10 класс (Боголюбов) ответы на вопросы и задания
    Похожие материалы:
    Роль экономики в жизни общества

  3. Angel567love8 Ответить

    ?
    1. В чём состоих сходство и различие законов природы и законов общественной жизни?
    Если в ходе изучения некоторых явлений природы установлены строгие и однозначные законы, под которые эти явления подпадают, то мы можем быть уверены в том, что данные законы действуют с непреложной силой. Таков, например, закон всемирного тяготения. Этот закон невозможно нарушить или проигнорировать; он действует совершенно независимо от того, нравится он кому-либо или нет.
    Люди, однако, обладают сознанием; они способны обдумывать и оценивать происходящее в их жизни и в жизни общества в целом. Поэтому в одной и той же ситуации разные люди ведут себя неодинаково. Изменив оценку или получив дополнительную информацию, человек может по-новому выстраивать свои отношения и деятельность. Жизнь людей как граждан определенного государства подчиняется действующим в нем законам. Отсюда ясно, что законы, сознательно введенные для регулирования совместной жизни людей, отличаются по характеру своего действия от законов природы.
    Независимость законов природы от человеческого сознания и воли означает их объективность. Но мы не можем относиться к самим себе и к другим людям только как к неодушевленным объектам. Мы не вправе ставить над людьми произвольные опыты, как это мы делаем, изучая физические или химические свойства предметов. Изучая жизнь человека и общества, мы можем выявлять закономерности, тенденции общественного развития.
    2. По каким признакам различают основные сферы общественной жизни?
    Четкие границы между основными сферами общества можно провести лишь теоретически, путем рассуждений, использующих специальные научные понятия, тогда как в повседневной жизни эти границы размыты, своеобразие данных сфер и их взаимозависимость неочевидны.
    Можно выделить по некоторым критериям:
    1) экономическую сферу (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);
    2) социальную сферу (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);
    3) политическую сферу (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);
    4) духовную сферу (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры)
    3. Чем, на ваш взгляд, определяется взаимосвязь основных сфер жизни общества?
    Один и тот же человек обычно одновременно участвует в функционировании всех четырех основных сфер жизни общества, хотя роль его в каждой из них может быть неодинаковой. Например, видный ученый является авторитетной фигурой прежде всего в своей отрасли науки, наука же относится к духовной сфере жизни общества. Вместе с тем его научные разработки могут получить практическое применение, и тогда он вправе рассчитыватьна соответствующее материальное вознаграждение. В этом проявляется его вовлеченность в экономику. Данный ученый может также участвовать в обсуждении политических проблем жизни страны. Будучи избран депутатом парламента, он будет активно влиять на законотворческую деятельность. И все же главной для него останется роль ученого, творца нового знания, а оно является неоспоримой духовной ценностью.
    4. Какая из четырёх сфер общественной жизни, по вашему мнению, является самой важной? Или, может быть, каждая вожна по-своему? Постарайтесь обосновать ответ.
    Каждый человек, чем бы он ни занимался, принадлежит к тем или другим социальным общностям и включен в социальные отношения – классовые, национальные и т.д. Вместе с тем некоторые люди специально занимаются социальной работой. Это работники социального обеспечения, профсоюзные активисты и др.
    Каждый человек также включен в экономическую жизнь общества. Даже если он не занят в сфере материального производства, он все же является собственником каких-либо материальных благ, имеет определенный доход, участвует в потреблении продуктов и т.д.
    В обществе есть люди, профессионально занимающиеся политической деятельностью или работающие в органах правосудия. Но и все другие люди тоже так или иначе вовлечены в политическую жизнь общества и включены в существующие в этом обществе правовые отношения.
    Духовная жизнь общества представлена, с одной стороны, деятельностью профессионалов – педагогов, ученых, работников искусства, священнослужителей и др. С другой стороны, она охватывает все процессы функционирования и развития сознания людей, накапливающийся у них духовный опыт.
    Таким образом, все четыре сферы общественной жизни очень важны, т.к. человек в процессе жизнедеятельности иногда связан с 4 сферами общественной жизни.

  4. TheBrainAir Ответить

    ?
    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
    1. Что означает понятие «система»?

    Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями системы. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.
    2. Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?
    У социальных систем есть отличительные признаки от природных. Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Иными словами, общество – это сложная система систем, своего рода суперсистема.
    Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в его составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.
    В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.
    Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на сигналы тем или иным образом.
    3. В чём заключается главное качество общества как целостной системы?
    Главное качество общества как целостной системы заключается в том, что любая система, будь то техническая, или биологическая, или социальная, находится в определённой среде, с которой она взаимодействует. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на сигналы тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения, т.е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца – способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции – способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.
    4. Каковы связи и отношения общества как системы со средой?
    Любая система, будь то техническая (агрегат с автоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определённой среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на сигналы тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения, т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца – способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции – способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.
    5. Что такое социальный институт?
    Социальный институт – устойчивая форма организации совместной деятельности людей для удовлетворения определённой социальной потребности.
    6. Охарактеризуйте главные социальные институты.
    Главными социальными институтами являются: институт семьи и брака, политические институты, в первую очередь государство, экономические институты, институты образования, науки и культуры, институты религии.
    7. Каковы основные черты социального института?
    Основными чертами социального института являются:
    – социальный институт закреплён системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения;
    – наличие учреждений, снабжённых определёнными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;
    – любой из институтов интегрирован в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за нею;
    – социальный институт стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность в действия членов общества. Для социального института характерно чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля.
    8. В чём значение институциализации?
    Институционализация, с точки зрения социологии, это процесс становления социального института. Значение данного процесса очень велико в жизни общества и государства, ведь мы окружены различного рода институтами, которые помогают нам в процессе жизнедеятельности. И когда общество чувствует необходимость в создании какого-нибудь нового института (учреждения), наделенного определенными социально значимыми функциями, начинается процесс создания этого института, включения его в уже существующую систему институтов.
    ЗАДАНИЯ
    1. Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XXI в.

    Российское общество начала XXI в. общество было разрознено многочисленными войнами и экономическими трудностями, из-за чего и произошла революция 1917 г.
    2. Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте материал и рекомендации практических выводов данного параграфа.
    Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
    Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.
    Признаками института образования являются:
    1. установки и образцы поведения – любовь к знаниям, посещаемость
    2. символические культурные признаки – школьная эмблема, школьные песни
    3. утилитарные культурные черты – классы, библиотеки, стадионы
    4. кодекс устный и письменный – правили учащихся
    5. идеология – академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении
    Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.
    3. В коллективной работе российских социологов говорится: Общество существует и функционирует в многообразных формах… Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями – леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.
    Из данного высказывания видно, что общество существует и функционирует в многообразных формах”, то есть общество, оставаясь обществом (сохраняя свою сущность), может всё-таки и изменяться. Здесь чётко проглядываются признаки общества как системы.
    4. В 2011 г. проводился социологический опрос с целью выяснить, доверяют ли граждане общественным институтам. О доверии главе государства заявили 20 %, правительству – 11%, армии – 8 %, правоохранительным органам – 4 %, церкви – 13%. О том, что никому не доверяют, заявили 37% опрошенных (опрос Ромир, 11.10.2011 г.). Как вы думаете, чем объяснить такие результаты?
    Такие результаты социологического опроса можно объяснить тем, что российское общество начала XXI в. очень часто обращалось за помощью в различные общественные институты, но так и не получила определённую помощь, поэтому рассчитывают только на себя и большинство никому не доверяют.

  5. (:ПеЧеНьКа:) Ответить

    Термины по обществознанию 10-11 классы (по Боголюбову Л.Н.)
    Абсолютная истина
    – полное, неизменное, установленное раз и навсегда знание о ком-либо предмете либо явлении.
    Алкоголизм (наркомания)
    — болезнь, развивающаяся в результате систематического употребления алкоголя
    (наркотиков).
    Базис
    – совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
    Бытие
    — существование человека во всем многообразии его проявлений.
    Валовой внутренний продукт (ВВП)- суммарная стоимость всех товаров и услуг, произведенная страной за год (в рыночных ценах)
    Валовой национальный продукт (ВНП) – ВВП + сумма чистых доходов из-за границы
    Владение
    — возможность иметь что-либо (собственность).
    Волюнтаризм
    — абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности развития общества.
    Восприятие(1)
    — процесс формирования целостного образа, отражающего непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства.
    Восприятие(2)
    – форма чувственного познания.
    Гипотеза
    — выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых хотят объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений.
    Государственный бюджет
    — перечень планируемых доходов и расходов.
    Государство
    — политико-территориальная суверенная организация власти в обществе, располагающая специальным аппаратом для осуществления своих функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
    Гражданские (личные) права(статьи 9-25, 45-54, 60, 62 Конституции РФ) – права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу
    Гражданское общество
    — система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.
    Девиантное поведение – отклоняющееся от общепринятых норм поведение
    Делинквентное поведение
    — совокупность преступлений.
    Демократия – политический режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.
    Деятельность
    — активность людей, направленная на преобразование ими окружающего мира.
    Дискриминация – умаление прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола и т.п.
    Дифференциация – разделение
    Духовное производство
    — деятельность сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным трудом.
    Императивный мандат – право отзыва депутата избирателями до истечения срока его полномочий
    Индивид(1)
    — единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.
    Индивид(2)
    — отдельно взятий представитель всего человеческого рода.
    Индивидуальность
    — неповторяемое своеобразие человека, набор его уникальных качеств.
    Интеграция – объединение
    Искусство
    — специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
    Истина
    — соответствие полученных званий содержанию объекта.
    Исторические закономерности
    — общие черты, присущие группе исторических явлений.
    Исторический процесс
    — временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явилась результатом деятельности многих поколений людей.
    Класс
    — большая группа людей, объединенная по следующим признакам:
    1)наличие собственности на средства производства 2)участие в распределении прибыли, З) организует производство или непосредственно участвует в нем.
    Коммуникативная подсистема политической системы общества
    — совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществления власти, выработке и проведении политики.
    Конституция
    — это основной закон государства.
    Консенсус – согласие без формального голосования
    Коллективизм – принцип общности, коллективного начала в общественной жизни, в труде, какой-либо деятельности
    Косвенная (представительная) демократия – возможность народа осуществлять власть через своих представителей в различных государственных органах
    Культура– все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты.
    Культурно-идеологическая подсистема политической системы общества
    — совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической системы.
    Культурные права
    — права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности.
    Личность(1)
    — человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя.
    Личность(2)
    — человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
    Мораль — это со во купность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения
    Многопартийность – существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий
    Наблюдение
    — целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходят получение звания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта.
    Надстройка
    — совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом.
    Налог
    – обязательный платеж, устанавливаемый государством для граждан и предприятий.
    Народность – общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе единства языка и территории и развивающейся общности экономической жизни и культуры.
    Народные массы
    — социальные общности, сложившиеся на определенной территории, члены которой имеют единый менталитет, культуру, традиции и обычаи и сообща создают материальные и духовные ценности.
    Наука
    — теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.
    Научная теория
    — логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий.
    Научно-техническая революция (НТР)
    — это качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных званий.
    Нации
    — наиболее развитые этнические образования, возникшие на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально- психологической общности.
    Нормативная подсистема политической системы общества
    — политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества.
    Нормы морали
    – нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения.
    Образование
    — целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.
    Общение
    — процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.
    Общественные объединения
    — добровольные, самоуправляемые формирования, создаваемые на основе общности интересов для достижения какой-либо цели, общей для всех их членов.
    Общество(1)
    – совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами жизни и деятельности (группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности);
    Общество(2)
    – целостный социальный организм, включающий в себя большие и малые группы людей, а также связи и отношения между ними (конкретный этап в историческом развитии народа или страны).
    Общество (З)
    — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения
    Общество(4)
    — динамическая саморазвивающаяся система, то есть такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.
    Объективная истина
    — достоверное знание, не зависимое от пристрастий и интересов людей.
    Обычай
    — исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку путем многократного повторения.
    Отклоняющееся (девиантное) поведение
    — не соответствующее требованиям социальных норм.
    Относительная истина
    — неполное, ограниченное знание верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.
    Отрасль права
    — систематизированная группа правовых норы, регулирующих определенную сферу общественных отношений.
    Ощущение
    — отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которое непосредственно воздействуют на органы чувств.
    Парламентаризм
    — ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления.
    Партийная система
    — совокупность всех существующих и действующих в стране партий.
    Политическая партия — это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть
    Политическая партия легальная – партия, деятельность которой разрешена государством и официально зарегистрирована
    Политическая партия нелегальная – партия, которая запрещена государством и действующая подпольно
    Племя – этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, культурой, языком и самоназванием.
    Познание
    — процесс деятельности людей, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом
    — получение нового знания об окружающем мире.
    Подсистема – «промежуточный» комплекс, более сложный, чем элемент, но менее сложный, чем сама система.
    Познание
    — процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку.
    Политика(1)
    — искусство управления государством.
    Политика(2)
    — отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.
    Политика (З)
    — деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений, в сфере отношений между социальными группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упорядочения политической власти или ее завоевания.
    Политика(4)
    – сфера деятельности групп, партий, индивида, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.
    Политика (5) – основные принципы, нормы и направления деятельности по осуществлению государственной и общественной власти
    Политическая идеология – 1.система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, какого-либо субъекта политики (класса, нации, общества, партии, общественного движения); 2. теоретическое обоснование системы ценностей субъектов политики
    Политическая коммуникация
    — распространение и передача политической информации, как между элементами политической системы, так и между политической системой и обществом.
    Политическая культура (1)
    — комплекс типичного для данного общества укоренившихся образцов поведения, ценностных ориентаций, политических представлений.
    Политическая культура (2)— это передаваемый, из поколения в поколение опыт политической деятельности в котором соединены знания, убеждения «модели поведения человека и социальных групп
    Политическая партия
    — специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.
    Политические права— права, обеспечивающие возможности участия граждан в политической жизни страны
    Политическая система
    — механизм реализации политической власти и политического управления обществом.
    Политическая система общества
    – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.
    Политические нормы(1)
    — правовые, политические и моральные правила, лежащие в основе жизнедеятельности политической системы. (2)
    — устанавливаемые различными политическими организациями нормы.
    Политические права
    — права гражданина, обеспечивающие возможность участия в политической жизни страны.
    Политические роли личности – политические функции, нормативно одобренные образы политического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение в политической системе
    Политическая социализация личности – процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль
    Политический статус
    — положение человека в политической системе, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказать влияние на политическую жизнь страны.
    Политическое правление
    — процесс разработки, принятия и реализации политических решений.
    Пользование
    — возможность использовать полезные свойства имущества.
    Понятие
    — форма (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки предметов и явлений.
    Пошлина таможенная — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей
    Права человека
    — гарантируемая законом мера возможного поведения индивида.
    Право(1)
    – система общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.
    Право(2)
    – система понятий об общеобязательных правилах поведения, правах и обязанностях человека, запретах, условиях их возникновения и реализации.
    Право (3)— это система общеобязательных, формальных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.
    Правовое государство
    – государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.
    Правовой статус личности
    — совокупность прав и свобод личности, которые принадлежат ей по закону.
    Правовые нормы
    — формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.
    Прямая (непосредственная) демократия – возможность народа непосредственно принимать политические решения и осуществлять свою власть
    Предложение
    — это то количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте в конкретное время.
    Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.
    Предпринимательская деятельность
    — деятельность, осуществляемая по собственной инициативе, на свой риск и ответственность, самостоятельная, направленная на получение прибыли
    Представление
    — форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно, даже если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.
    Престиж – оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении.
    Приватизация
    – процесс передачи государственной собственности в частные руки
    Прогресс – направление развития от низшего к высшему, от простого к сложному
    Производительность труда
    — количество товара, произвед?нного в единицу времени.
    Производительные силы
    — средства производства (предмет труда и орудия труда)
    + рабочая сила.
    Производственные отношения
    — отношения людей в процессе производства
    Пролетариат – наемные рабочие, лишенные средств производства
    Пошлина — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей
    Рабочая сила
    — люди с их умениями, навыками и способностями.
    Распоряжение
    — возможность изменять назначение и принадлежность.
    Революция – переворот в жизни общества, который ведет к ликвидации прежнего общественного и политического строя и установлению новой власти
    Религиозные нормы
    — нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями.
    Религия(1)
    — совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядных действий, а также религиозных институтов.
    Религия(2)
    – система взглядов, в основе которой лежит понятие священного, святого.
    Религия (З)
    — одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворение его духовных потребностей.
    Религия (4) – вера и поклонение вымышленным, сверхъестественным существам (богам, духам и прочим)
    Рынок
    — совокупность всех отношений, а также форм организаций и сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товара и услуг.
    Рыночная экономика
    — экономическая система, в которой решение относительно того, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке.
    Самообразование
    — приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя.
    Самопознание
    – познание личностью своих собственных возможностей, качеств.
    Самореализация
    – претворение в жизнь значимых для человека целей, планов, идей, проектов.
    Свобода
    — самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
    Свобода человека
    — узаконенная возможность поступать а соответствии со своей волей, отсутствие стеснений, ограничений деятельности человека.
    Собственность
    — отношение между человеком или группой людей с одной стороны, и предметами и вещами с другой.
    Сословия
    — большие группы людей, имеющие определенные права и обязанности, передающиеся по наследству.
    Социализация
    — осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями (т.е. становление личности).
    Социальная мобильность
    — возможность перехода человека с одного социального уровня на другой, из одной группы в другую.
    Социальная роль
    — некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе.
    Социальная санкция
    — реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно-значимой ситуации.
    Социальная стратификация (структура)
    – расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношений между людьми.
    Социальные нормы
    — установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь.
    Социальные права
    — право на благосостояние и достойную жизнь.
    Социальный статус
    — это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.
    Спрос
    – это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен; желание и возможность потребителя купить конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте
    Стоимость
    — величина вложенных в товар затрат.
    Страты
    — большие группы людей, отличающиеся по своему положению в социальной структуре общества.
    Суждение
    — форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с их помощью утверждается или отрицается что-либо.
    Тип (сущность) государства – совокупность важнейших сторон, свойств и связей государства, порожденных конкретной исторической эпохой и отражающих его сущность
    Трудовая деятельность
    — форма человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ.
    Умозаключение
    — получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.
    Уровень разделения труда
    — распределение функций между участниками трудового процесса.
    Фатализм
    — рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор.
    Фондовый рынок
    — рынок ценных бумаг.
    Форма государства – способы организации и осуществления власти в стране
    :
    форма правления, форма государственного устройства, форма политического режима
    Формация
    — исторически определенный тип общества, рассматриваемый в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ.
    Функции политики
    — совокупность процессов, выражающих ее назначение в обществе.
    Функции государства – основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития
    Цель
    – идеальный образ результата.
    Цена
    — денежное выражение стоимости.
    Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы, класса, общества
    Цивилизация(1)
    — уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством, дикостью.
    Цивилизация(2)
    — качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни), той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.
    Человек
    — существо, принадлежащее к человеческому роду (НОМО SAPIENS).
    Экономика
    — система общественного производства, то есть процесс создания материальных благ необходимых человеческому обществу для его нормального развития и существования (промышленность, с/х, финансовая система, торговля).
    Экономические права
    — узаконенные возможности свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой и предметами потребления.
    Эксперимент
    — метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).
    Эмпирическое описание
    — фиксирование сведений знаками языка либо другими знаковыми формами.
    Этносы (народы)
    – большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы.
    Эффективность труда
    – затраты/результат.
    перейти в каталог файлов

  6. Ariugamand Ответить

    Во второй части определения понятия «общество», приведённого в § 1, подчёркнута идея взаимосвязи людей и взаимодействия различных сфер общественной жизни. В философской литературе общество определяется как «динамическая система». Понятие «система» может показаться сложным, но есть смысл в нём разобраться, так как в мире немало объектов, которые охватываются этим понятием. Системами являются и наша Вселенная, и культура отдельного народа, и деятельность самого человека. Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями системы. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

    Особенности социальной системы

    Каковы же характерные черты общества как системы? Чем эта система отличается от природных систем? В общественных науках выявлен ряд таких отличий.
    Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включён каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).
    Макроструктура общества как системы состоит из четырёх подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности — материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет своё собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов — государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.
    Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.
    Иными словами, общество — это сложная система систем, своего рода суперсистема.
    Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в его составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.
    В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.
    Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.
    Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество — динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.
    Следовательно, человек — это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включён в каждую из них.
    Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определённое положение и определённым образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество, — результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека).
    Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Изучение далёкого прошлого человечества позволило учёным сделать вывод о том, что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах, т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдавался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно также, что моральные нормы, существовавшие у многих племён в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода — больных детей, стариков — и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен: бесспорно, повлияли. Необходимость сообща добывать материальные блага, обречённость на скорую гибель человека, оторвавшегося от рода, и заложили основы коллективистской морали. Руководствуясь теми же способами борьбы за существование и выживание, люди не считали безнравственным освобождаться и от тех, кто мог стать обузой для коллектива.
    Другим примером может быть связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В своде законов Древнерусского государства — Русской Правде предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в системе иерархических отношений, его принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он составлял 80 гривен и равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа оценивалась в 5 гривен, т. е. в 16 раз дешевле.
    Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой качеств, её составляющих, а представляют новое качество, возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия входящих в неё компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы — способность создавать все необходимые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих его частей. Как органы человека не могут существовать вне целостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого — общества как системы.
    Ещё одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых. Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.
    Любая система, будь то техническая (агрегат с автоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определённой среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на сигналы тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения, т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца — способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции — способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.
    Продолжение >>>

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *