Что означает шоколад в переводе с языка ацтеков?

12 ответов на вопрос “Что означает шоколад в переводе с языка ацтеков?”

  1. Brasida Ответить

    История шоколада началась так давно, что конкретных цифр никто не берется называть. Общепринятым мнением считается, что первыми с шоколадом познакомились древние племена ольмеков, которые жили на берегах Мексиканского залива во втором тысячелетии до нашей эры. Именно на этой территории произрастали три наиболее известных и популярных сейчас сорта дерева какао: криолло, форестеро и тринитерио.

    Историкам почти ничего не известно о жизни и культуре этого древнего племени индейцев, но все же они смогли установить, что слово kakawa на их языке относилось именно к какао-бобам, и, следовательно, можно сделать вывод, что ольмекам был знаком напиток из какао-бобов.
    На смену исчезнувшей цивилизации ольмеков пришли индейцы майя, которые заселили полуостров Юкатан, спустившись с плоскогорий Северной Гватемалы. Они и обнаружили деревья со странными плодами. Они считали какао божественным даром, оно сопровождало их на протяжении всей жизни. У них даже был Бог какао – Эк Чуахе, которому они молились и приносили жертвы. Для майя какао был напитком Богов, который могли пить только избранные жрецы храмов. Напиток в то время был горьким. Растертые вручную, обжаренные зерна какао заливались холодной водой и взбивали до образования пены, и в этот напиток добавляли перец чили. Этот священный напиток получил название «xocolatl», что очень отдаленно, правда, но все же напоминает по звучанию слово «шоколад».
    К тому же майя использовали какао-бобы как обменную валюту. По некоторым данным историков за 100 какао-бобов можно было купить раба.
    На смену индейцам майя в ХІІ веке на территории Мексики появилось государство ацтеков, которые впервые стали культивировать какао-деревья, разбивая плантации. Они также употребляли его, как священный напиток. И называли «cacahuatl». Также они использовали какао-бобы как валюту, и имели свои единицы измерения зерен. Например, один мешок содержал приблизительно 24 тысячи какао-бобов.
    Поклонником шоколадного напитка был император Монтесума, во дворец которого ежедневно доставляли сорок тысяч мешков с какао. Монтесума разгадал секрет напитка: он знал, что шоколад не только тонизирует, повышает настроение и просветляет ум, но и повышает потенцию. Наверно, поэтому он употреблял в день до 40 кружек какао-напитка.
    У Монтесумы даже был свой особый рецепт приготовления шоколада, который сохранился до наших времен. Обжаренные зерна какао растирали с молочными зернами кукурузы, добавляли ваниль, мед и сок агавы.
    Первым европейцем, который попробовал этот божественный напиток по данным историков, был Христофор Колумб. В 1502 году жители острова Гайана преподнесли ему горячий шоколадный напиток, очень горький на вкус. Колумбу он не понравился. А в 1519 году, завоевав Мексику, Эрнан Кортес в столице Теночтитлан во дворце Монтесумы обнаружил огромные запасы какао-бобов и заинтересовался ими. Индейцы преподнесли ему черный ароматный напиток в золотой чаше, приняв Кортеса за Бога. Он выяснил у них рецепт приготовления божественного напитка и привез его в Испанию. Напиток пришелся по душе королевской чете и аристократии. Испанцы стали добавлять в шоколад тростниковый сахар, корицу, перец заменили мускатным орехом, благодаря чему напиток стал намного вкуснее и ароматнее.
    Много лет испанцы хранили секрет приготовления шоколада, но с начала ХVII шоколад начинает свое триумфальное шествие по странам Европы.
    Автор: Irina Shevchenko

  2. Nibor Ответить

    Современный шоколад – совсем не тот продукт, который употребляли ацтеки и майя. В те времена не было ни сахара, ни какао тёртого с какао-маслом, а только один цельный продукт – какао бобы. И, видимо, именно тот “шоколад” (но совсем иной чем сейчас) действительно был лечебным. Вот и разбираемся, что это могло быть и почему это совсем не похоже на то, что мы сегодня называем шоколадом.
    ШОКОЛАД (от мексик. choco — какао и latl — вода), смесь какао с сахаром, ванилью и другими пряностями. Для приготовления шоколада жареные бобы какао размалываются в порошок, который, смешиваясь при нагревании с сахаром (около 50%), превращается в густую полужидкую массу. Масса прессуется и отливается в плитки. Шоколад приготовляется также на молоке (молочный, швейцарский). Шоколад в сухом виде или сваренный как напиток представляет собою хорошее питательное и легко возбуждающее вещество. («Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»).
    Какие бы полезные вещи о шоколаде не сообщались, речь, как правило, идет о горьком, черном шоколаде. Настоящие гурманы признают только этот сорт.

    Чоколатль

    Чоколатль, как называли его ацтеки (от choco — «пена» и latl — «вода») считался напитком аристократов. Элита, представители высших сословий — вожди и предводители племен пили чоколатль из золотых чаш, украшенных драгоценными камнями.
    Его потребляли в виде густого горького напитка.
    Майя шоколадный напиток называли “xocolatl”, а ацтеки – “cacahuatl”; в языке мексиканских индейцев слово “шоколад” проиcтекает из комбинации слов “choco” (“пена”) и “atl” (“вода”).
    В 1528 году испанец Кортес привез в Европу рецепт замечательного восстанавливающего силы пряного напитка, который ацтеки изготавливали на основе какао-бобов с добавлением перца, меда и ванили и называли “чоколатль”. В последствии изделия из какао-бобов повсеместно получили название шоколад. Это одно из первых слов, которое получило одинаковое значение по всему миру.  Лингвисты полагают, что слово “какао” впервые прозвучало как “kakawa” примерно за 1000 лет до нашей эры, в момент расцвета цивилизации ольмеков.
    Основными компонентами сухого вещества какао-бобов являются жиры, алкалоиды — теобромин, кофеин (в незначительных количествах), белки, углеводы, дубильные и минеральные вещества, органические кислоты, ароматические соединения и др.

    Какой шоколад потребляли индейцы. Как его готовили

    Рецепты приготовления “чоколатля” не были записаны и возможно различались в зависимости от местности и племени ее населяющей.
    Как правило, бобы собирали, оставляли их на некоторое время для ферментации, затем сушили на солнце и обжаривали в глиняных горшках. После этого бобы лущили вручную и измельчали их на специальном вогнутом камне – Метате при помощи цилиндрической дробилки. После измельчения в массу какао добавляли различные специи для улучшения вкуса. Потом из полученной массы формировали некоторое подобие брикетов и оставляли их до затвердевания. При употреблении брикеты разбивали, растворяли в воде и взбивали до образования пены.
    Неверно было бы думать, что майя знали только один единственный шоколадный напиток. У них были хорошо разработанные методы приготовления шоколадных напитков разных видов с использованием различных добавок и компонентов. Лингвисты, изучающие культуру майя, идентифицировали например фразы “witik cacao” и “cacao kox”, но к сожалению мы так и не знаем, что они означают. Другая добавка, которую майя часто использовали в шоколаде – “piment”. Во многих книгах это слово переведено, что как “перец”, но это неверно. Истинным значением этого слова является “гвоздичное дерево”. Перец был неизвестен в Новом Свете перед завоеванием Испанией.
    Большим любителем напитка был знаменитый император ацтеков Монтесума: рассказывают, что он выпивал до 50 чашек за день. Для императора Монтесумы чоколатль готовили по-другому, не просто с водой: жареные какао-бобы растирали вместе с зернами молочной кукурузы, а затем добавляли мед, ваниль и сладкий сок агавы. Этот напиток гораздо больше пришелся по вкусу испанцам чем традиционный.
    Рецепт приготовления напитка из бобов какао не претерпел никаких существенных изменений со времен ольмеков и майя. Горький вкус этой странной темной жидкости не вызвал восторга конкистадоров, но тем не менее они отдали должное его специфическому аромату и по достоинству оценили тонизирующий эффект.
    Какао-бобы свежесобранных плодов не обладают вкусовыми и ароматическими свойствами, характерными для шоколада и какао-порошка, имеют горько-терпкий привкус и бледную окраску. Для улучшения вкуса и аромата их подвергают на плантациях ферментации и сушке.

    А дальше…

    В XVII столетии люди приписывали шоколаду чудодейственные свойства и даже использовали его в качестве лекарства. Известный в то время целитель Кристофер Людвиг Хоффман настойчиво рекомендовал его как средство от многих заболеваний, подтверждая это удачным примером лечения кардинала Ришелье.
    11 июля — Всемирный день шоколада (World Chocolate Day). День шоколада впервые был придуман французами в 1995 году.
    Испанцы начали активно потреблять какао с 1550 года, когда монахи добавили в напиток ванилин и подсластители.
    В 1565 г. впервые полезные свойства жидкого шоколада исследовал Бенцони (Benzoni), ученый-монах итальянского происхождения. По приказу испанского короля он работал над совершенствованием обеспечения и содержания испанской армии, а затем представил подробный доклад королю. Он в свою очередь обязал всех, кто имеет отношение к этому открытию, молчать, тем самым сделав из этого «шоколадную» тайну. Наказанием за болтливость послужила смертная казнь. По некоторым сведениям, в Средние века были казнены более 80 «сплетников».
    Крепкий и горький шоколад долгое время считался исключительно мужским напитком. Но впоследствии люди научились добавлять в него молоко (первыми это сделали англичане в 1700 году), что придало шоколаду необходимую легкость. После чего его стали потреблять и женщины.
    Вплоть до начала XIX века шоколад употребляли только в виде напитка. Люди долго не могли получить в чистом виде какао-масло, заставляющее шоколадную плитку сохранять свою форму, но в конце концов им это удалось. Данная заслуга принадлежит швейцарцу Франсуа Луи Кайе, который в 1819 году создал первую в мире плитку твердого шоколада.
    Еще один переломный момент в истории шоколада наступил в 1875 году, когда швейцарец Даниэль Петер изобрел принципиально новый его вид — молочный. Необходимый для его изготовления компонент — молочный порошок — Петеру поставлял другой известный швейцарский предприниматель Анри Нестле. Последний, очевидно, оценив все преимущества кондитерской промышленности, в начале XX века стал выпускать под своей маркой твердый шоколад, изготовленный по рецептуре Петера и Кохлера. А уже к 1929 году компания “Нестле”, объединившись с фирмами Петера, Кохлера и Кайе, стала крупнейшим производителем знаменитого швейцарского шоколада.
    Практически весь урожай какао собирается в развивающихся странах, однако его основные переработчики и потребители находятся в высокоразвитых странах.
    Про дерево какао.
    В процессе технологической обработки из какао-бобов получают основные полуфабрикаты: какао тёртое, масло какао и какао-жмых. Какао тёртое и масло какао с сахарной пудрой используют для приготовления шоколада; из какао-жмыха получают какао-порошок.

    Влияние шоколада на организм и пристрастие к шоколаду

    Шоколад изготавливается, из масла, сахара, какао-бобов. Масло и сахар обладают высокой влажностью и нарушают функцию селезенки. Люди с угнетением печени, истощением селезенки и застоем Ци после потребления шоколада, а также после потребления алкоголя ощущают временное облегчение. Однако сахар, содержащийся в алкоголе и шоколаде, вредит селезенке и приводит к аккумуляции избыточной влаги, а теплота «Ян», присущая шоколаду и алкоголю, может привести к истощению крови «Инь» и ухудшению состояния, воспалению печени.
    В Древнем Китае не было шоколада, однако в китайской медицине всегда найдется альтернативное глубокое и в тоже время простое решение. Китайская медицина рассматривает эту проблему совершенно в другом ключе. С точки зрения медицины Древнего Китая, причиной патологической тяги к сладкому (в том числе и к шоколаду) является недостаток Ци в селезенке. Поэтому устранение пристрастия к шоколаду осуществляется за счет правильного питания и пополнения Ци в этом органе.
    С точки зрения китайской медицины все органы человеческого тела – это живые существа. Поэтому, когда селезенка испытывает недостаток в жизненной энергии, она не стесняется просить Вас. В результате появляется тяга к сладкому. Чем слабее Ци селезенки, тем сильнее необходимость в натуральных сладостях.
    Однако в связи с извращением взглядов на питание у современного человека ее просьбы трактуются не правильно. В итоге вместо сладкого теплого завтрака из злаковых, или сладких овощей, или сладкой говядины, обладающих естественной природой сладости, селезенка получает лишь сладкий вкус шоколада. Этого конечно, недостаточно, поэтому тяга усиливается. В результате может сформироваться своего рода порочный круг, что, вероятно, и обуславливает сильную привязанность к шоколаду.

    Итого:

    Получается, что изначальный чокотатль, который употребляли ацтеки и майя – напиток, густой, очень горький и жгучий, поскольку готовили его с перцем чили или с гвоздикой (неясно) и готовили конечно из цельных смолотых какао бобов. Это совсем не тот сладкий продукт, который сейчас готовится из полуфабрикатов –  какао тёртого, какао масла и порошка.
    Про тот напиток могу поверить, что он был лечебным, и что карлинал Ришелье лечил им селезёнку, и что он был драгоценным. То, что сейчас – сложно говорить о пользе.
    Себе на будущее – буду искать в продаже исходники – хорошие цельные какао бобы, и все дальнейшие эксперименты буду проводить именно с ними.
    Горячий шоколад с перцем чили
    Молоко — 1 и 2/3 стак.
    Ваниль (стручок; расщепить вдоль) — 1/2 шт
    Перец чили (красный; разрезать вдоль, удалить семена) — 1 шт
    Корица (палочка; раздробить) — 1 шт
    Шоколад (темный, поломанный на небольшие кусочки) — 45 г, лучше взять измельчённые какао бобы
    В кастрюльку положите перец чили, полстручка ванили и корицу. Залейте молоком и доведите до кипения. Поварите на слабом огне пару минут. Привычной жгучести чили не будет, ее, видимо, глушит молоко, поэтому смело используйте целый перчик. Но можно, и наверное так будет вернее, использовать воду, а не молоко, как возможно и делали ацтеки, в их рецептах нет речи о молоке. Добавьте измельченный шоколад и мешайте до его полного растворения. Снимите с огня и дайте настояться минут 10. Профильтруйте и при необходимости снова подогрейте.
    Я пока этого рецепта не пробовала.
    По некоторым данным использовали не чили (которое во времена ацтеков там было ещё неизвестно), а плоды гвоздичного дерева. В общем, надо экспериментировать.

  3. Kasida Ответить

    Шоколад в переводе с латинского языка означает «пища богов». Черный, молочный, белый, пористый — все это говорится про любимое лакомство взрослых и детей — шоколаде. Он известен во всем мире уже сотни лет, из индейского напитка он превратился в изысканный десерт, который и по сей день является одним из наиболее ценимых лакомств. Родиной шоколада является Центральная и Южная Америка. Индейские племена употребляли шоколад не в таком виде, в каком мы видим его на полках магазинов. На основе какао-бобов они изготовляли напитки с добавлением перца или воды.
    Почему «пища богов»? А потому, что объектом поклонения ацтеков было шоколадное дерево. Из его плодов они изготовляли чудесный напиток, который прибавлял им сил и поднимал настроение. Одной из весомых причин обожания этого напитка был его чудесный аромат и необыкновенный вкус. Также семена какао были валютной единицей и ими можно было платить налоги.
    Вскоре, когда Америка была покорена, о какао-бобах узнали и в европейцы, первыми среди которых были испанцы. Они держали рецепт шоколада в секрете, готовить его без разрешения было запрещено, а за рассекречивание рецепта могли казнить. Шоколад долгое время оставался лакомством для богатых, поскольку ингредиенты для его изготовления стоили очень дорого. Ближе к 19 веку кондитеры нашли способ делать твердый шоколад и цены на ингредиенты для изготовления этого лакомства значительно понизились, вследствие чего оно стало доступно многим.

    Полезные и вредные свойства шоколада
    «Нет шоколада — нет завтрака» — писал Чарльз Диккенс.
    Употребляя 45 г. шоколада в сутки, вы спасете себя от инфаркта. Шведские ученые доказали, что люди, которые часто употребляют шоколад, менее предрасположены к инфаркту. Его регулярное употребление уменьшает риск сосудистых заболеваний приблизительно на 25%.
    Рассмотрим полезные свойства шоколада:
    В составе шоколада содержится магний, который благотворно влияет на мозговую деятельность;
    Придает энергии;
    Тонизирует организм;
    Содержит гормон теобромин, который принимает непосредственное участие в выработке гормонов счастья;
    Содержит большое количество антиоксидантов;
    Имеет в своем составе множество микроэлементов, таких как магний, кальций, железо, фтор, фосфор и так далее;
    Снижает уровень холестерина в крови; Полезен для сердца и сосудов;
    Черный шоколад является диетическим продуктом;
    Является антикариозным средством;
    Нормализирует давление;

  4. Mixed Tv Vm Ответить

    Есть несколько растений, которые для ацтеков были особенными. Это кукуруза, какао-дерево, из семян плодов которого они делали напиток (какаоатль, «какао-вода»), и агава, из которой изготавливали различные снадобья и алкогольный напиток пульке. Какаоатль ценился, не столько из-за своих вкусовых качеств, сколько из-за редкости самих какао-бобов.[1] У ацтеков существовало множество вариаций напитка с использованием какао-бобов, некоторые они подслащивали медом, другие – приправляли перцем чили, и добавляли многие другие специи и ингредиенты, такие как ваниль.[2]
    Регулярное распитие шоколада было уделом немногих счастливчиков, которые могли себе это позволить: правителей, знати, воинов и торговцев-почтека. Мотолиниа указывает, что пульке считался плебейским; знать, правители и воины даже считали делом чести не пить его, предпочитая более утонченный и изысканный какао. Обычным же людям следовало избегать употребления какао, чтобы не случилось ничего дурного, потому что, как считали, этот напиток действует на обычных людей иначе, чем на правителей или знатных воинов.[3]
    Более того, описания пиршеств у Саагуна позволили даже выдвинуть предположение, что употребление какао было исключительно мужской прерогативой. В частности, у него говорится, что в то время, как мужчинам подавали какао, женщины получили жидкую кашицу из чиа, посыпанную сверху перцем чили.[4] Питер Мартир, писал, надо полагать, не по личному опыту, что шоколад ацтекские аристократы пили как вино, и при употреблении большого количества, они от него пьянели. Этот момент остается до конца невыясненным. Саагун, например, указывает, что если выпить слишком много какао-напитка, особенно сделанного из недозревших плодов, можно опьянеть. Другие авторы отмечают формирование привыкания. Сложно сказать, был ли опьяняющий эффект от этого напитка результатом использования каких-то местных сортов, определенного способа приготовления либо же добавления в него психотропных ингредиентов, или это просто европейцы так описывали незнакомое им доселе психологическое состояние, вызванное употреблением какао.[5]

    Банкет, Флорентийский кодекс, Книга 9
    В целом, ацтеки переняли уже устоявшуюся традицию приготовления и потребления какао. Многочисленные описания запечатлели уже знакомый нам алгоритм действий:
    «Эти зёрна, называемые миндали или какао, они раздробляют и превращают в порошок и также перемалывают другие маленькие зёрна, и кладут порошок в специальные кувшины с носиком. Туда они добавляют воду и размешивают всё ложкой, и после того, как напиток хорошо взобьётся, они переливают его из одной ёмкости в другую, из-за чего образуется пена, которую они собирают в другой, специально подготовленный для этого, кувшин. Когда они хотят испить напиток, они взбивают его маленькой золотой или серебряной, или деревянной ложкой, а затем пьют его, но они вынуждены открывать рот широко из-за пены и во рту у них должно оставаться место для постепенного превращения в жидкость пены».[6]

    Ритуальное потребление какао, Кодекс Борджиа
    Именно взбитая пена считалась лучшей частью напитка.[7] Шоколад взбивался не только палочкой, которую терли между ладоней, или венчиком. Например, у Саагуна с шоколадом делали все возможные манипуляции для создания пены: газировали, фильтровали, процеживали, переливали.[8]
    На рынке в Теночтитлане одно из главных мест занимали торговцы какао – исп. какауэтерос. Были там и те, кто подготавливал его семена для приготовления напитка, и там же на месте делали из этой массы шоколад.[9] Саагун оставил нам описание того, как правильно нужно было обрабатывать семена с целью получения напитка.  Первым помолом зерна раздавливались и измельчались, затем их растирали еще более тщательно, смешивая с отваренными зернами маиса до получения густой однородной массы, которую помещали в специальную чашу и разбавляли водой. В полученном напитке воды не должно быть много.[10]
    Для кулинарного использования лучше всего подходили мелкие бобы. Их небольшой размер давал некую гарантию того, что они не были дешевой подделкой в виде оболочки боба, наполненного грязью или землей. Плоды полудикого какао (паташте) также могли быть использованы в качестве основного ингредиента для какао, но считалось, что это подходит только бедным и в большинстве своем такие бобы давали как милостыню.[11]

    Иллюстрация приготовления напитка шоколатль (xocolatl) из книги голландца Ольферта Даппера “Неизвестный Новый мир”
    Берналь Диас дель Кастильо при описании пира Монтесумы также упоминал напиток из какао, который правителю ацтеков после приема основных блюд преподносили в золотых чашах, и, как объяснили испанцам, это лакомство благотворно влияло на общение с женским полом. За тот ужин Монтесума, если верить хронисту, выпил более 50 таких чаш.[12]
    Напиток какао не изготовлялся по единому рецепту, количество ингредиентов в нем могло значительно варьироваться и сильно влиять на вкус готового продукта. У ацтеков существовало множество блюд из какао-бобов. В основном это были напитки, хотя в некоторых случаях встречаются упоминания о том, что какао бобы ели как сырыми, так и поджаренными, возможно, их также подслащивали.[13]

    Enterolobium cyclocarpum, «ухо-цветок»

    Chiranthodendron pentadactylon, хирантодендрон
    Хорошее какао, по словам Саагуна, обладало следующими характеристиками: оно было мелко помолото, мягкое, с пышной пеной, красноватое, горькое, с водой-чили, диким медом, цветами и ароматной цветочной пудрой. В него добавляли такие растения, как uei nacaztli (Enterolobium cyclocarpum, «ухо-цветок»), teonacaztli (Chiranthodendron pentadactylon, хирантодендрон), которые имели вкус горького черного перца, mecaxochitl (Piper amalago, разновидность черного перца, листья которого до сих пор используются в качестве приправы к блюдам), piztle (семена  sapota, называющейся в народе «мармеладный плод»), чей вкус был схож с горьким миндалем, семена pochotl (Ceiba spp., сейба семейства мальвовых), описаваемые как сладкие, вкусные и душистые.

    Piper amalago, растение семейства перечные

    Pouteria sapota, называющаяся в народе «мармеладный плод»
    Кроме того, Клавихеро упоминает бархатцы (Tagetes lucida), которые также известны как мексиканский эстрагон и почти не имеют запаха; цветки Bourreria huanita из семейства эретиевых, называвшиеся у ацтеков «распустившимися цветками маиса», которые смешивались с какао-бобами (либо хранились в плотно закрытом сосуде с сырыми или жареными зернами какао) для придания им аромата; yolloxochitl («цветок-сердце», Magnolia Grandiflora), вкус которого напоминал спелую дыню, упоминаемый в манускрипте Бадианус как лекарство от бесплодия и вкусовая добавка в какао-напиток.[14]

    Бархатцы (Tagetes lucida)

    Цветки Bourreria huanita из сем. Эретиевых

    «Цветок-сердце», Magnolia Grandiflora
    Франсиско Эрнандес де Толедо перечисляет четыре рецепта напитков с какао, и один из них именует шоколадом, в состав которого вошли в равных пропорциях семена плодов сейбы (pochotl) и какао. Их измельчают, перемешивают, взбивают до пены, добавляют немного размягченного маиса, пену снимают, а смесь пьют холодной. Но автор предупреждает, что это крайне питательная вещь. Другой напиток, о котором он пишет, это atextli. Для его приготовления 100 зерен сырого какао поджариваются, измельчаются, затем добавляется столько размягченного маиса, сколько можно взять в две руки, а также различные специи:  ваниль, Piper amalago и Cymbopetalum penduliflorum.Третий рецепт включает кору корня какого-то кустарника, придающую напитку освежающе-горьковатый привкус и увеличивающую пенообразование. И последний рецепт напитка под названием tzone очень прост: для его приготовления в равных пропорциях поджаривают и измельчают маис и какао, а для густоты добавляют еще немного размягченного маиса.[15]
    В менее качественный и изысканный какао-напиток добавляли маисовую муку и воду, а также лимонную воду. Он был бледным, а его пена быстро оседала.[16]
    Шоколад служил не просто напитком, которым запивали еду. Он был сакральным, ритуальным. Только кровь и шоколад могли быть красными и горячими.
    Какао-напиток имел высокое религиозное значение и являлся важной составляющей погребальных и поминальных церемоний. Его давали усопшему для путешествия по подземному миру, возможно, в качестве источника энергии, чтобы умерший смог преодолеть все те испытания, которые его ожидали после смерти. Об использовании этого питья в поминальных церемониях, в частности, говорится на страницах Кодекса Мальябекки:
    «Его оплакивали его дети и родственники и давали ему на дорогу какаватль [cacavatl]».[17]

    Оплакивание почившего, Кодекс Мальябекки
    «Это изображение того, как индейцы устраивали поминки по своим усопшим на празднике, который называют Тититль [tititl], как ранее о том же празднике сказано по поводу изображения того, по ком справляли поминки. Оно было как это, помещенное здесь далее. И вставляли ему в нос некий предмет из голубой бумаги, который они называли йакашиуитль [yacaxuitl], что означает «нос из травы», а позади лица, которое было из дерева, втыкали маленькие белого цвета перья индюка, и вместо украшения из перьев помещали палку, с которой свисали бумажки, каковые они называли аматль, а на голову ему в качестве головного убора помещали траву, называемую ими малимали [malimali], а из затылка у него выходило другое украшение из перьев, которое они называли пантололе [pantolole], из бумаги, а со спины — много бумаги, и его губную вставку, и на шею ему вешали в качестве ожерелья одну зверушку, которую они называют хилотль [jilotl], и ожерелье называют шолокоскатль [xulocuzcatl], и оно было из раскрашенной бумаги, и одну палку, обмотанную бумагой [revestida de papelpintada], раскрашенной как бы крестами, а внизу ношу из листов бумаги, и какао, или еды, а впереди два, или три, или больше индейцев, которые усаживались, пели и играли на одном барабане, который они называли уэуэтль [vevetl], «v» гласные, и это делали ежегодно до четвертого года после смерти покойника, и не больше.[18]

    Поминальный обряд, Кодекс Мальябекки
    Диего Дуран также упоминал об этом ритуале, описывая похороны ацтекского правителя Ашайякатля в 1481 году, в захоронение к которому положили какао, рабов и другие ценные вещи, которыми он будет пользоваться в загробной жизни. После того, как тело нарядили в одежды бога, его жены сделали подношения в виде еды и тыкв, наполненных шоколадом. Какао-напиток давали тем, кого должны были принести в жертву, например, богу торговли Якатекутли. Также какао было основным ингредиентом итцпакалатля (itzpacalatl) – напитка, который давали имперсонатору Кецалькоатля,  чье название в переводе с науатля означает «вода, омывающая обсидиановые лезвия». То есть лезвия, которыми жрецы вспарывали жертве грудную клетку, чтобы извлечь сердце. Этот отвар, возможно содержащий какие-то галлюциногены, гарантировал жертве радостный настрой до самой смерти.[19]
    Как и майя, ацтеки пили какао-напиток на свадебных церемониях и праздниках по случаю «крещения» или достижения совершеннолетия. Праздничная трапеза в честь «крещения» была значительным событием в жизни человека и подготовка к ней являлась чрезвычайно важным делом. В первую очередь, следовало выбрать и купить какао и все необходимое для его приготовления и потребления (специи, чаши, палочки для взбивания). Празднества начинались в полночь. Какао-напиток подавали после приема основных блюд в специальных чашах, которые получали все мужчины, а женщинам давали кашицу из кукурузного или другого теста.[20]
    Ацтекские торговцы, вернувшиеся из дальних странствий, также совершали подношения какао-напитка Якатекутли, богу торговли, и Шиутекутли, богу огня. В объемном труде Саагуна содержится небольшое описание того, как отцы советуют своим сыновьям, которые выбрали кальмекак (школа для высшего сословия), совершать подношения какао-напитка богам.[21]

    Якатекутли, Кодекс Фейервари-Мейер
    Ацтеки переняли от месоамериканских культур-предшественниц и представление о связи какао с кровью. Это нашло отражение в языке: на науатле метафора «сердце, кровь» означала какао, а плод этого дерева олицетворялся с вырванным для жертвоприношения человеческим сердцем.[22] В миштекском кодексе «Виндобоненсис» есть несколько изображений храма крови и какао, что также иллюстрирует символическую связь этих двух веществ.[23]

    Храм какао и крови, Кодекс Виндобоненсис
    Какао, как это ни странно, довольно редко фигурирует в мифах и легендах науа. В одном из таких рассказов оно, подобно многим другим плодам, предстает как божий дар. Кецалькоатль обнаруживает гору, в которой растут различные съедобные плоды. После того, как гора была расколота, все эти ценные растения даровали людям для пропитания.
    Ещё одна легенда также связана с именем Кецалькоатля, но не божества, а легендарного правителя. В Толлане, где он правил, существовало широкое многообразие какао разных цветов и назывались они шочикакаоатль. Когда Кецалькоатль был вынужден покинуть Толлан, он доверил свои сокровища принцессе. Враги захватили ее в надежде выведать местонахождение сокровищ. Но, не добившись желаемого, убили пленницу. Ее кровь напитала землю, и в том месте, где она пролилась, выросло дерево какао. Его плод стал считаться даром бога, однако был горьким – как страдания девушки, и красноватым – как пролитая жертвенная кровь.[24]
    Подобно многим другим вещам, какао у ацтеков не рассматривалось исключительно как благо. Философия дуальности вещей проявила себя и здесь. В одной из легенд рассказывается об ацтекских посланниках, отправленных на поиски легендарной прародины Ацтлана. Они хотели передать свои богатые подарки матери бога Уицилопочтли, Коатликуэ («Та, чья юбка из змей»), однако не смогли подняться к ней на холм, потому что сильно устали и были настолько тяжёлыми, что увязли по пояс в песке. Как им потом разъяснили, всё это произошло из-за того, что они пили какао-напитки, предавались чревоугодиям и вообще вели слишком роскошный, неправедный и неправильный образ жизни[25].
    Однако у какао была и вполне практичная, земная функция. Благодаря тому, что оно являлось привозным, достаточно ограниченным и ценным товаром, какао использовали в качестве денежного эквивалента, причем эта практика сохранялась долгое время после прихода испанцев. Саагун в своем труде упоминал, что стоимость раба для жертвоприношения (молодого, хорошей комплекции и достаточно выносливого) доходила до 4000 какао-бобов.[26]
    В «Кодексе Мендосы», где указаны виды и количество ежегодной дани, какао занимало три позиции: какао обработанное, какао красное, обычное какао. В общей сложности за год в Теночтитлан привозили из разных районов более 20 тысяч кг какао.
    Тихоокеанское побережье Чьяпаса и Гватемалы имело стратегическое значение именно потому, что там выращивали какао. Из провинций этого региона и поступало больше всего указанного продукта: Шоконочко, Айотлан, Койоакан, Мапачтепек, Масатлан, Уистлан, Акапетлатлан, Уэуэтлан каждый год поставляли в ацтекскую столицу 400 нош какао и 1600 сосудов-текомате для питья благородного напитка.[27]

    200 нош какао и 800 сосудов текомате, Кодекс Мендосы
    Куэтлаштлан, Миктланкуаутла, Тлапаниситлан, Ошичан, Акоспан и Теосиокан поставляли 200 нош какао ежегодно. Столько же давали провинции Точтепек, Шайако, Отлатитлан, Косамалоапан, Миштлан, Мичапан, Айоцинтепек, Мичтлан, Теотлилан, Шикальтепек, Ошитлан, Цинаканосток, Тототепек, Чинантлан, Айосинтепек, Куэскоматитлан, Поктлан, Тетеутлан, Ишматлатлан, Йаотлан, Тостлан  и Тлакотлальпан.[28]

    200 нош какао, Кодекс Мендосы
    Из Сиуатлана, Колимы, Панотлана, Ночкока, Истапана, Петлатлана, Шиуакана, Апанкалекана, Косоуипилекана, Койокака, Сакатолана и Шолочиуйана каждый год привозили по 160 нош красного какао.[29]

    80 нош красного какао, Кодекс Мендосы
    Кауточко, Теусольцапотитлан, Тототлан, Точсонко, Ауилисапан, Каутетелько и Ицтейокан поставляли 20 нош какао в год.

    20 нош какао, Кодекс Мендосы
    Тлателолько поставлял каждые 80 дней по 40 больших корзин размером в полфанеги (1 фанега = 55,5 л) молотого какао с маисовой мукой, называвшегося какауапиноли (cacahuapinoli), и в каждой корзине было 1600 бобов какао.[30]

    40 корзин молотого какао, Кодекс Мендосы
    Ряд провинций, таких как Тлапан, Шокотла, Ичкатеопан, Амашак, Аукатла, Акокоспан, Йоалан, Окоапан, Уицамола, Акуитлапан, Малинальтепек, Тотомиштлауакан, Тетенанко и Чипетлан поставляли в Теночтитлан каждые полгода по 800 чаш, «которые называются текомате [tecomates], из числа хороших, из которых пьют какао».[31]

    800 чаш текомате, Кодекс Мендосы
    В Тескоко при правителе Несауалькойотле ежегодно поставлялось порядка 3,5 тысячи кг какао[32], что по сравнению с Теночтитланом выглядит довольно скромно.
    Испанцы быстро осознали всю значимость данного товара как для региона, так и для своего кошелька. Многие местечковые властители требовали от населения уплаты налогов и штрафов в виде зерен какао. Например, в колониальный период за совершение языческого обряда на индейцев могли наложить штраф до 125000 зерен какао.
    Свои плантации какао были у Кортеса, их ему подарил Монтесума II. Предприимчивый идальго расширил доставшиеся ему от ацтекского правителя владения какао в Мексике, создал плантации на Гаити и Тринидаде, и даже на одном из островов Западной Африки, откуда в 1879 году началось промышленное выращивание какао в Гане.[33]
    Энергетические свойства данного индейского напитка испанцы также оценили довольно высоко, особенно религиозные люди, ревностно соблюдавшие посты. Однако, как водится, нашлись и ярые противники какао, которые считали его греховным напитком. Порой доходило до нешуточных страстей. К примеру, монашкам из монастыря кармелиток в Мехико даже приходилось давать обет «не пить шоколад и не подталкивать к этому других монахинь». А вот в другом, мужском монастыре, монахи поставили себе «шоколадню», где могли свободно вкушать полюбившийся им напиток. [34]

  5. the_pit Ответить

    Жил когда-то в Мексике искуснейший садовод по имени Кветцалькоатль. Среди великолепных фруктовых деревьев в его саду росло одно неприметное деревце, чьи плоды походили на огурцы, но с
    Жил когда-то в Мексике искуснейший садовод по имени Кветцалькоатль. Среди великолепных фруктовых деревьев в его саду росло одно неприметное деревце, чьи плоды походили на огурцы, но с горьким вкусом. Садовод назвал его “какао”.
    В плодах деревца содержались семена, из которых Кветцалькоатль готовил “чоколатль” — напиток, придающий силы и веселящий душу. “Чоколатль” так нравился тем, кто пил его, что семена для его изготовления стали цениться дороже золота. Слава и богатство испортили садовника: он возомнил себя всемогущим. В наказание за гордыню боги лишили его рассудка, и объятый безумием Кветцалькоатль уничтожил свой сад. По чудесной случайности одно растение уцелело — это было дерево какао. Оно и стало символом земли ацтеков.
    Так рассказывает о происхождении шоколада мексиканская легенда. Но реальная, существующая во времени и пространстве история шоколада не менее драматична и сказочна.
    В Европе о напитке из бобов какао узнали в 1520 году. Годом раньше, в ноябре 1519 года, испанские конквистадоры во главе с Эрнандо Кортесом захватили Теночтитлан — древнюю столицу Мексики. Разграбив дворец императора ацтеков Монтесумы Второго, они обнаружили в дворцовых кладовых несметные запасы сушеных бобов. Ацтеки готовили из них бодрящий, острый на вкус напиток: растертые в порошок бобы, приправленные изрядной порцией кайенского перца, разводили горячей водой и давали немного настояться. Кортесу жгучий напиток не понравился, и он в гневе чуть не уничтожил все запасы бобов. Тогда подданные Монтесумы предложили испанцам отведать иного питья. Жареные бобы какао растерли с зернами маиса молочной спелости, добавили мед и сладкий сок агавы, все сварили и сдобрили ванилью. Напиток, приготовленный таким образом, назывался “чоколатль”. Он считался у ацтеков священным и предназначался исключительно для царственных особ.
    Происхождение напитка – божественное ли, земное ли – испанцев не интересовало, а вот вкус пришелся по душе. Вернувшись из похода, Кортес преподнес своему королю несколько мешков экзотических бобов, а также рецепт приготовления “чоколатля”, “чашка которого бодрит, но не пьянит”. “Чоколатль”, он же “шоколад”, стал весьма популярен при дворе. Первое время он был чрезвычайно дорог и доступен немногим, самым знатным вельможам. Однако благодаря колонизаторам, сколачивающим состояния на “коричневом золоте” и занявшимся выращиванием какао-бобов в промышленных масштабах, к середине XVII века шоколад превратился в самый модный из европейских напитков. Стремительный рост его популярности зафиксировала и статистика: в 1764 году во Франции существовало всего 23 заведения, в которых подавали шоколад, через двадцать лет этих “сладких точек” было уже вдесятеро больше, а в 1798 только в Париже насчитывалось более 500 шоколадных кондитерских.
    Следующий виток шоколадной истории начался в 1819 году, когда юный швейцарский изобретатель Франсуа Луи Кайе разработал принципиально новый рецепт шоколада — густая масса, которую прессовали каменные ролики, превращалась в аккуратные плитки. Через год в Швейцарии была построена первая фабрика по выпуску твердого шоколада. С каждым годом его производство совершенствовалось, появлялись новые виды и сорта. В 1830 году шоколадную массу стали смешивать с толчеными лесными орехами, затем изобрели способ получения нежнейшего молочного шоколада, а в конце XIX века в битву шоколадных гигантов – Франции и Швейцарии – неожиданно включилась Россия. Русские умельцы начали сдабривать шоколад самыми невероятными вещами – ликерами, коньяками, винами, кофе, миндалем, изюмом, цукатами. Словом, фантазия русских кондитеров не знала границ, и вскоре их творения начали завоевывать награды на самых престижных мировых выставках.
    Журнал “Семейный доктор” Продолжение следует

  6. Grara Ответить

    Начало истории
    История шоколада началась более 3000 лет назад на побережье Мексики.
    Цивилизация индейцев – ольмеков, жившая там около 1500 до н.э., оставила о себе очень мало свидетельств, и одно из них – слово “какао”.
    Пришедшие на смену ольмекам индейцы майя высоко ценили напиток из какао-бобов, почитая его священным. Жрецы молились и приносили жертвы богу какао. Майя знали
    множество способов приготовления шоколадного напитка с использованием различных добавок.
    После навязывания своего главенства над майа, ацтеки обложили их налогом, который должен был выплачиваться какао-бобами. Благодаря этому ацтеки, не имевшие собственных плантаций, всегда владели необходимым им количеством какао.
    Шоколад быстро завоевывает лидирующее положение в экономике ацтеков. Пристрастие к какао-бобам и напитку, из них производимому, породило разветвленную сеть торговых путей во всем регионе.
    Ацтеки, населявшие центральную Мексику, считали какао-бобы настолько ценным и, что их плоды играли роль денег. И пища, и одежда могла оплачиваться зернами какао, иметь карман, полный плодов какао-дерева означал для ацтеков бумажник полный купюр. Значит, с точки зрения ацтеков, деньги действительно росли на деревьях!
    Откуда появилось слово Шоколад
    В 600 г. до н.э. Майя мигрировали в северную часть Южной Америки и разбили на территории современного Юкатана первые плантации какао. Существует версия, что Майя были знакомы с какао за несколько веков до этого, используя дикорастущие какао-бобы для счета и как денежный эквивалент. Неизвестно, кто именно изобрел первый шоколад. И Майя, и Ацтеки делали из какао-бобов напиток ксокоатль.* Согласно легенде Ацтеков, семена какао попали на землю из рая, поэтому оно дает силу и мудрость всем, кто ест его плоды.
    Ацтеки верили, что бог Кетцалькоатль, прибывший на землю на луче утренней звезды, принес дерево какао в подарок людям и научил жарить и молоть его плоды и готовить питательную пасту, из которой можно делать напиток чоколатль (горькая вода). Чтобы изменить вкус горького напитка, Ацтеки добавляли в него перец и другие пряности. Современное слово «шоколад», таким образом, происходит от Майского слова «ксокоатль» (какао) и Ацтекского «чоколатль». В языке современных мексиканских индейцев сохранилось слово «чоколатль», обозначающее пену с водой.
    И майа, и ацтеки пили какао не только для удовольствия, но и в лечебных целях. Какао использовалось для снижения жара, лечения приступов и кожных высыпаний. Какао приписывали исключительные стимулирующие свойства, его считали афродизиаком. Какао-масло использовалось для лечения ожогов и змеиных укусов.
    Что такое Theobroma Cacao?
    Любой шоколад начинается с какао-бобов, плодов дерева называемого Theobroma cacao, также известного как какао-дерево. Его название обозначает в переводе «пища богов». На греческом theos означает “бог”, а broma – “пища”.
    В Европе первые какао-бобы появились благодаря Христофору Колумбу, который представил их к столу испанского короля, вернувшись из экспедиции к берегам Нового Света. Через некоторое время какао-бобы появились при дворе короля Франции, а потом распространились по всей Европе. Новое лакомство быстро стало популярным среди знати. Европейцы готовили шоколадный напиток, добавляя в него молоко, сахар и ваниль. Непривычный и необычайно вкусный напиток был исключительно дорогим, и его могли позволить себе лишь представители знати.
    В 1657 году шоколад появился в Великобритании, в этом году свои двери открыли первые английские кондитерские. Какао было привилегией высших слоев общества, только мужчины имели возможность посещать кондитерские, торгующие шоколадом, где они предавались азартным играм и обсуждали политику.
    Со временем шоколад из лакомства для избранных превращался во все более массовый продукт. В 18 веке во Франции открылись первые кондитерские, где посетителей угощали шоколадным напитком. А в Англии подобные заведения были настолько популярны, что затмили чайные и кофейные дома.
    Все это время шоколад употреблялся только в виде напитка. Шоколад, который мы знаем сегодня
    Только в 19 веке швейцарцы научились получать из какао-бобов какао-масло и какао-порошок. В 1819 году была создана первая в мире шоколадная плитка, что стало началом новой эпохи в истории шоколада. Фабриканты по всему миру начали эксперименты с новым продуктом, добавляя в него орехи, мед, цукаты, алкоголь, а главное – молоко, что привело к появлению столь любимого во всем мире молочного шоколада.
    XIX век стал революционным в производстве шоколада. В 1828 году инженер Конрад ван Хоутен изобрел и запатентовал гидравлический пресс, при помощи которого из какао-бобов извлекалось масло. В 1879 году, после восьми лет экспериментов, швейцарец Даниэль Петер впервые выпустил на рынок твердый молочный шоколад. В том же году изобретатель Рудольф Линдт из Берна, сделав оригинальное устройство, стал заниматься производством шоколада fondat, который таял во рту. Этот шоколад имел такой успех, что двадцатью годами позже цюрихский кондитер Рудольф Шпрюнгли выложил за изобретение Линдта 1,5 млн франков, на которые можно было купить 435 кг золота
    В начале 20 века основные ингредиенты шоколада – какао и сахар – стремительно дешевеют. Шоколад становится широко доступным. Во время войны американское и европейское правительства включают шоколад в рацион солдат. Именно благодаря солдатам, угощавшим местное население пайковым шоколадом, в послевоенное время он становится популярным в странах Африки и Азии.
    Сегодня для людей во всем мире шоколад остается одним из любимых лакомств. Демократичный или элитный, с орехами или с фруктами, горький или молочный, в плитках или в батончиках – современный шоколад может удовлетворить вкусы самых взыскательных гурманов.
    Интересные факты:
    С латыни шоколад переводится как “пища богов”;
    Шоколад плавится при температуре, которая лишь немного ниже температуры тела. Именно поэтому шоколад так легко тает во рту;
    Каждый день 15% женщин во всем мире едят шоколад;
    Больше всех шоколад любят в Швейцарии: средний житель этой страны съедает более 10 кг. шоколада в год!
    Кондитеры Нью-Йорка создали самую высокую в мире башню из шоколада. Для башни высотой в 6 м 40 сантиметров понадобилось свыше 1 тыс. кг черного шоколада, а строительство заняло более 30 часов;
    Российская шоколадная фабрика попала в книгу рекордов Гинесса, создав самую большую шоколадную плитку в мире. Весило это произведение кондитерского искусства 500 кг, его длина составила 2,7 метра;
    Самый тяжелый шоколадный батончик был изготовлен в Италии. Его вес достиг 2280 килограмм

  7. Арбузный Jack Ответить

    В конце XV столетия ацтеки завоевали обширную область Xoconochco — родину лучших плантаций деревьев какао. И поскольку бобов стало значительно больше, их начали использовать уже не в качестве денег, а как дань.
    У ацтеков были в ходу особые единицы измерения зерен деревьев какао. Известно, что в одном мешке содержалось около 24 тысяч бобов, что составляло 3 ксипуипилиса. Нетрудно себе представить, в каких количествах употребляли священный напиток правители империи, если знать, что во дворец одного из них ежедневно доставлялось 4 ксипуипилиса какао-бобов.
    Однако чоколатль, как называли его ацтеки (от choco — «пена» и latl — «вода») по-прежнему считался напитком аристократов. Только элита, представители высших сословий — вожди и предводители племен пили чоколатль из золотых чаш, украшенных драгоценными камнями. Большим любителем напитка был знаменитый император ацтеков Монтесума: рассказывают, что он выпивал до 50 чашек за день, а его регулярно пополняемый склад включал около 40000 мешков.
    Как и майя, ацтеки считали напиток из плодов какао божественным и сложили о нем немало красивых легенд. Одна из них гласит, что когда-то жил среди этого народа волшебник Кветцалькоатль, посадивший сад из деревьев какао. Из плодов этих чудесных деревьев люди стали готовить напиток, дававший мудрость и силу. Посмотрев на результат своих трудов, Кветцалькоатль возгордился, и в наказание за это мстительные боги лишили его разума. В припадке безумия волшебник разрушил свой сад; лишь одно-единственное дерево случайно уцелело, и с тех пор оно дарит людям радость.
    Сами индейцы свято верили в это предание, и именно за вернувшегося Кветцалькоатля приняли они испанского завоевателя Эрнана Кортеса, что в ноябре 1519 года посетил древнюю столицу Мексики Теночтитлан. Однако конкистадор явно не оправдал их надежд: как известно, он прибыл с несколько иными намерениями — покорить Мексику. Для начала испанцы разграбили дворец Монтесумы и, к своему удивлению, обнаружили в его кладовых большие запасы сушеных бобов непонятного происхождения и предназначения.
    Рецепт приготовления напитка из бобов какао не претерпел никаких существенных изменений со времен ольмеков и майя. Горький вкус этой странной темной жидкости не вызвал восторга конкистадоров, но тем не менее они отдали должное его специфическому аромату и по достоинству оценили тонизирующий эффект. Тем более что для самого императора Монтесумы чоколатль готовили по-другому: жареные какао-бобы растирали вместе с зернами молочной кукурузы, а затем добавляли мед, ваниль и сладкий сок агавы. Этот напиток гораздо больше пришелся по вкусу испанцам.
    Ирина Олеговна Иофина

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для the_pit Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *