Что означают буквы ан и ту на самолетах?

13 ответов на вопрос “Что означают буквы ан и ту на самолетах?”

  1. Ник мэн Ответить

    В СССР, а позже в России самолеты обозначаются по начальным буквам фамилии первого главного (генерального) конструктора КБ, в котором разрабатывался данный самолет (Ан – О.К Антонов, Як – А.С. Яковлев). Затем через дефис следует номер базовой модели и буквенный шифр модификации. Принято истребителям и истребителям-бомбардировщикам присваивать нечетные номера (МиГ-15, Су-27), всем остальным классам – четные (Ан-12, Як-18). Хотя случаются и исключения: бомбардировщик Ту-95, истребители Ту-128, Су-30 и др. Буквенный шифр является аббревиатурой, зачастую поясняющей вид модификации: Як-28Р, Як-28П, Як-28ПП (Р – разведчик, П – перехватчик, ПП – постановщик помех ).
    В США с 1962 г. действует единая буквенно-цифровая система обозначений. Основным элементом в обозначении является начальная группа букв, определяющая класс (назначение) самолета: А – ударный, истребитель-бомбардировщик, штурмовик; В – бомбардировщик; С – военно-транспортный самолет; Е – со специальным радиоэлектронным оборудованием; F – истребитель; К – заправщик; О – наблюдения и целеуказания; Р – базовый противолодочной обороны (ПЛО); R – разведчик; S – палубный ПЛО; Т – учебно-тренировочный; U – общего назначения; X – экспериментальный.
    Для модификаций самолетов (с измененным назначением) перед буквой класса исходного варианта ставятся буквы, обозначающие новый класс: D – наводчик беспилотного аппарата или УР; Н – поисково- спасательный; L – арктический; Q – беспилотный; V – штабной, связной; W – метеоразведчик; расшифровка букв А, С, Е, К, R, S, Т, U – прежняя.
    Стоящие перед начальной группой букв X и Y обозначают самолеты, проходящие заводские и войсковые испытания Через дефис следует очередной номер базовой модели самолета, буквенный шифр модификации (обозначается очередной буквой латинского алфавита) и именное название (почти у каждого самолета). В справочной литературе перед обозначением обычно указывается фирма-разработчик. Например: Макдоннелл-Дуглас RF-4E «Фантом» 2 – самолет- разведчик на базе истребителя F-4 модификации Е, второй истребитель с названием «Фантом».
    В Великобритании в начале обозначения самолета стоит именное название, затем буквенное обозначение класса (AEW – ДРЛО, AS – ПЛО, В – бомбардировщик, С – военно-транспортный, D – беспилотный, Е – со специальной радиоэлектронной аппаратурой, F – истребитель, FGA или FG – многоцелевой истребитель, FGR – многоцелевой истребитель-разведчик, FRS – ударный самолет-разведчик, К – заправщик, MR – морской разведчик, S – ударный, Т – учебно-тренировочный) и порядковый номер модификации (иногда пишется вместе с символом Мк – «марка»). В справочной литературе перед обозначением указывается полное или сокращенное название фирмы-производителя. Например: Бритиш Аэроспейс «Харриер» GR.3.
    Французские самолеты обозначаются фирмами- разработчиками и единой системы не существует. В настоящее время военные самолеты создает компания «Дассо-Бреге». Она выпускает ряд самолетов «Мираж» и «Рафаль». За названием идет очередной номер базовой модели и буква, определяющая назначение самолета или модификацию.
    В Италии тоже каждая фирма применяет собственное обозначение. Обычно после полного названия компании следует определенное сочетание букв (сокращенное название фирмы, традиционная марка продукции), типовой номер и модификация, обозначаемая буквой.
    В Швеции при обозначении военного самолета сначала идет название фирмы, затем класс самолета (А – штурмовик, J – истребитель, S – разведчик, AJ – истребитель-бомбардировщик, JA – истребитель, способный поражать и наземные цели), типовой номер, буквенная модификация и именное название (например, Сааб AJ 37В «Вигген»).
    Канадская военная авиация эксплуатирует в основном американскую технику, поэтому ее система обозначения близка к американской. Лишь перед буквенным шифром класса самолета ставится обозначение национальной принадлежности – буква С: Макдоннелл-Дуглас CF-18A «Хорнет».
    В обозначении самолетов, созданных по кооперации, указывается название образованного ими консорциума, именное название, буквенный шифр класса или варианта. Например, один из вариантов англофранцузского многоцелевого самолета «Ягуар» консорциума «СЕПЕКАТ» во французской авиации обозначается «Ягуар» А, в британской – «Ягуар» GR Мк.1.

  2. BrainTor Ответить

    Михаил Маслов
    Непростое дело назвать самолет. Иногда бывает, что неудачно решенная эта проблема вызывает смешки, а острая на язык авиабратия переиначивает на свой лад гордое и красивое, казалось бы, имя.
    В конце 1988 г. состоялся первый полет крупнейшего в мире транспортного самолета Ан-224. Считалось, что он будет назван по традиции именем какого-нибудь былинного богатыря. Если уж летают «Антей» и «Руслан», то почему бы не зваться новому транспортнику, скажем, «Атлант»? Генеральный конструктор Балабуев, однако, настоял на имени «Мрiя» (мечта). Вот и понеслось по курилкам институтов и заводов авиапромышленности: «Знаешь, как расшифровывается «Мрiя»?-Миша, Рая и Я!»
    Уже на заре авиации приходилось сталкиваться при выборе названий с политическими моментами. Когда Игорь Сикорский назвал свой первый большой аэроплан «Гранд», сразу начались рассуждения о том, что негоже русским называть свои самолеты иностранными именами. После нескольких толкований типа «Гранд-Балтийский», «Большой Балтийский» название самолету вообще сменили на «Русский Витязь» (рис. 1). Жизнь у «Витязя», впрочем, не задалась. 11 сентября 1913 г. с самолета, управляемого летчиком Габер-Влын-ским, сорвался двигатель и разбил гиганту коробку крыльев. Восстановлением заниматься не стали.
    Следующий самолет подобного типа Сикорский называет по имени сказочного героя русского эпоса – «Илья Муромец». И, надо сказать, весьма удачно, ибо этот аппарат и по сей день является ‘ предметом национальной гордости, а имя это богатырское «сидит на нем без единой складочки».
    А вообще, названия не особенно занимали тогда конструкторов. Назовут, скажем, «аэроплан Ко-роткевича» или «моноплан-тандем Ермолаева», и ладно. Ну а уж если конструктор плодовит, тогда он начинал свои аппараты нумеровать, ставя номер после полной фамилии или после первой ее буквы. «Касьяненко № 5», например, или Сикорский «С-6». Было так, впрочем, везде – что в России, что за границей. Иногда самолеты назывались по заводу, их выпускающему, – «Дукс» или по имени владельца этого завода – «Меллер». Особенно удачно в таких случаях получалось, если владелец завода имел «воздушную» фамилию, как, скажем, Лебедев. Самолеты завода Лебедева так и назывались – «Лебедь». Красиво! Как знать, если бы Ленин не решился в 1920 г. захватить Крым, может быть, так и продолжал бы Симферопольский завод собирать «Лебедей» (рис. 2). И летали бы мы к Черному морю на, скажем, «Лебеде-154».
    Приехавший в Россию итальянский конструктор Франческо Моска построил во время империалистической войны неплохие самолеты, применявшиеся на фронте как разведчики и истребители. На аэродромах эти самолеты называли «Моска» (рис. 3). Однако в документах они обозначались как МБ – «Моска – Быстрицкий». Штабс-капитан Быстрицкий, будучи военным приемщиком на авиазаводе, был дружен с конструктором, да и неплохо, видно, помогал ему пробивать стенку чиновничьего и бюрократического невнимания. Так вот и вошел в историю.
    Самолеты Одесского авиазавода назывались по имени его владельца – «Анатра». Использовались, впрочем, только три первые буквы от фамилии, далее шли импровизации. «Анаде» – это «Анатра», спроектированный французом Декаом, «Ана-саль» – «Анатра» с мотором Сальмсон, «Ана-мон» – «Анатра»-монокок, «Анадис» – «Анатра» с мотором Испано-Сюиза.
    Революция 1917 г. и последовавшая за ней война надолго прекратили творческий поиск в области самолетных названий. Тут уж оставалось только’ по-своему называть иностранные конструкции. Особенно, впрочем, не усердствовали: ДН-4 – «Дейчфор», или «Де Хевеленд», или «Хевеленд», SE-5 – «Эс-и-файф», Re-8 – «Ариэйт» и т. д. Останавливаюсь на этом лишь потому, что, как произносили, так порой в документах и записывали. Как говорится, «что вижу, то и пою».
    Рис. 1
    Рис. 2
    Как только авиазаводы «задышали» и стали выпускать свои самолеты, вопрос снова «заострился». Называть стали по назначению: Р-1 – значит, разведчик первый, МУ-1 – морской учебный первый. Появились и первые импровизации – КОМТА (комиссия по тяжелой авиации), ИЛ-400 (истребитель с двигателем Либерти мощностью 400 лошадиных сил). Появилось в этот момент и несколько названий – «Конек-Горбунок» (удивительно, кстати, прижившееся), МК-1 «Рыбка», «Синяя птица». Весьма дальновидно поступил Андрей Николаевич Туполев, возглавивший самолетостроение в ЦАГИ, он без обиняков стал называть самолеты института своими инициалами – АНТ. Его счастливая звезда настолько прославила это буквенное сочетание, что самого конструктора стали называть АНТом.
    Некоторое увлечение аббревиатурами для обозначений (СОН – самолет особого назначения, РОМ – разведчик открытого моря), а также использование самолетов и моторов иностранного производства привели к попытке упорядочивания применяемых названий. В апреле 1925 г. Научный комитет управления ВВС предлагает следующее. В названии самолета первая цифра обозначает число членов экипажа (кроме одноместных истребителей), следующая буква говорит о назначении самолета, затем идет количество моторов и их (его) название, после черточки идет порядковый номер типа. Например, 2ИН-1 – двухместный истребитель с мотором Нэпир первый, 5Б2Л-1 – пятиместный бомбардировщик с двумя моторами Либерти первый. Некоторое время эта система существовала, но любовь к упрощениям привела к более жизненным и простым символам. Практически до войны вполне обходились буквами принадлежности по применению и порядковыми номерами. Так, И означало истребитель (рис. 4), ТБ – тяжелый бомбардировщик, а других поначалу и не было, так как роль легких бомбардировщиков выполняли Р – разведчики. Пассажирские самолеты назывались ПС, учебные – У, а морские самолеты во всех вариантах обозначались буквой М. Несколько позднее появились аббревиатуры СБ и ББ для скоростных и ближних бомбардировщиков.
    Имена собственные имели поначалу все самолеты, закупленные Обществом друзей Воздушного флота. Каких только названий не было! Тут и «Московский пролетарий», и «Наш ответ Чем- -берлену», и «Кооперированный кустарь». Названия эти писались, как правило, красивыми яркими буквами на бортах самолетов. Постепенно увлечение сошло на нет, однако возродилось в новом качестве с появлением агитэскадрильи имени М. Горького. Самолеты эскадрильи имели названия газет и журналов: «Правда» (АНТ-14, рис. 5), «Крестьянская газета» (АНТ-9), «Огонек» (К-5).
    Поврежденный при аварийной посадке АНТ-9 отремонтировали так, что он обрел нос гигантского зубастого крокодила. Да и называться он стал «Крокодил». Можно смело сказать, что внешний вид этого самолета является и по сей день оригинальнейшим в мировой истории авиации (рис. 6).
    Лидер агитэскадрильи – восьмимоторный гигант «Максим Горький» (рис. 7) – трагически погиб, столкнувшись с эскортирующим истребителем. Была выдвинута идея построить в ответ на неудачу, что называется всем смертям назло, целую серию гигантов и дать им имена партийных руководителей. Идея оказалась не по средствам. Да и не было необходимости тратить народные денежки на явную никому не нужную демонстрацию. Тем более что западные ехидники уже ерничали по поводу «Максима Горького», расшифровывая МГ как «максимум глупости».
    Одну машину, впрочем, построили, не дав ей никакого личного имени, а лишь обычное обозначение для пассажирского самолета – ПС-124. Опасались не зря, 14 декабря 1942 г. ПС-124 разбился под Ташкентом при совершенно досадных обстоятельствах.
    Еще одно из направлений имен собственных для самолетов относится к дальним перелетам. Отчасти из-за того, что в них шли военные машины, отчасти из желания некоторого украшательства, но все они имели яркие названия. Выбирались, как правило, словосочетания, отвечающие общему советскому пропагандистскому духу, – «Московский авиахим» (Р-1), «Крылья Советов» (АНТ-9), «Страна Советов» (ТБ-1) (рис. 8). Несколько позже ударились в географию – «Москва» (рис. 9), «Украина» (оба ДБ-3). Апофеозом этого творчества стал, конечно, «Сталинский маршрут» (АНТ-25). Хранящийся на родине Валерия Чкалова этот аппарат надписи этой не имеет – закрасили. А зря, глупо, во-первых, а во-вторых, надпись все равно проглядывает. Вообще присутствие Иосифа Виссарионовича в названиях летательных аппаратов весьма часто. Одними из первых отличились планеристы: «Сталинец»-1, 2, 3, «Шесть условий Сталина» и т. д. Конструкторы серьезных аппаратов действовали скромнее, несколько даже иносказательно, так что толковать можно было и так и этак (ИС – истребитель Сильванского, ИС – складной истребитель Шевченко, С – бомбардировщик Болховитинова, С К – Сталинские Крылья, скоростной самолет Бисновата и т. д.). Неплохо звучало название «Сталь». С одной стороны, стальные аппараты как еще называть, а с другой…
    Не обошли стороной даже телеграфный адрес вождя. «Иванов» – под таким названием создавался в 30-е годы самолет поля боя. Впрочем, этого показалось мало, и запускаемый в серийное производство АНТ-51 (будущий Су-2) стал обозначаться СЗ – «Сталинское задание».
    Рис. 3. Истребитель «Моска» МБбис
    Рис. 4. Истребитель складной В. В. Шевченко ИС-14
    Рис. 5
    Рис. 6. Станция Обнинская. 12 июня 193S г. У «Крокодила» – испанские пионеры
    Самолет АНТ-37 «Родина» перед полетом
    Рис. 8
    Рис. 9. ДБ-3 «Москва»
    Кое-какие названия и обозначения перепадали и другим вождям. Первым среди конструкторов напал на эту жилу Александр Яковлев. Предприимчивый молодой человек прекрасно разобрался в обстановке и пришел к выводу, что только неумные люди пробивают дорогу своим собственным лбом, без покровителя. Выбрав такового в лице Предсовнаркома Алексея Ивановича Рыкова, Яковлев стал обозначать свои самолеты его инициалами – АИР. Почти два десятка АИРов было создано в предвоенный период. Вообще-то другой’ такой явной демонстрации не было. Чаще конструкторы пользовались этим приемом при случае, по принципу «хуже не будет». Павел Ивенсен, рассчитывая на поддержку, назвал свой рекордный планер «Иосиф Уншлихт»; Гроховский, ожидая приезда комиссии ВВС, начертал на планеролете
    Г-31 «Яков Алкснис». Харьковская конструкция ХАИ-Авиавнито-3 имела имя «Сергей Киров», а самолеты Московского авиаинститута – «Серго Орджоникидзе» и «Клим Ворошилов». Главный красный командир отметился и при создании бомбардировщика ДБ-ЛК. Эта оригинальная машина конструктора Беляева обозначалась еще и как «Ворошиловское задание».
    Естественно, что вышеперечисленные названия годились для официоза, но не для аэродрома. Здесь были свои правила и свои методы «крещения». Иногда самолеты получали прозвища по удобному буквенному и цифровому сочетанию. И-16 – «Ишак» – лучший тому пример.
    Рис. 10
    Логики, впрочем, здесь не найти. И-15бис звали просто «Бис». Название изогнутых крыльев «чайка» настолько прилипло, что превратилось в официальное обозначение «Чайка» (рис. 10). МБР-2 стал «амбарчиком», АР-2 – «арочкой», Як-1 – «яш-кой». Иногда названия импортировались. Если в воинской части, оснащенной бомбардировщиком СБ, служили пилоты, прошедшие Испанию, то, естественно, все пользовались именем «Катюша». Такие «местечковые» определения имели место и по отношению к вражеским самолетам. Если на одном фронте Ju-87 звали «лаптем» и «лаптежником», то на другом окрестили «козлом». Кому нравилось Bf-109 звать «мессом», кому «шмидтом», кому «худым» или «мистером».
    Перед самой войной была еще одна попытка упорядочивания обозначений самолетов. Инициировалась она опять Управлением ВВС, тем более что типов и модификаций «развелось» достаточно много. С 1 января 1941 г. была принята следующая система обозначений самолетов ВВС:
    И-15 М25 Р-5 М-17
    И-15бис М25 ССС М-17
    И-15бис М-62 Р-10 М-25
    И-16 М-25 двухпулеметный Рзет М-34
    И-16 М-25 четырехпулеметный ДБ-3 М-8 5
    И-16 М-25 пушечный ДБ-3 М-86
    И-16 М-62 пушечный ДБ-3 М-87
    И-16 М-63 четырехпулеметный ДБ-Зф М-87
    И-16 М-63 двухпулеметный 1БС ДБ-Зф М-88
    И-16 М-63 пушечный ББ-1 М-87
    И153 М-62 четырехпулеметный ББ-1 М-88
    И153 М-63 двухпулеметный ББ-22 М-ЮЗА
    И153 М-63 пушечный ББ-22 М-105 СБ М-100 СБ М-103 СБМ-104 СБ М-105
    Данный список, весьма, кстати, многочисленный, конечно, не отражает полной картины, но очень занимателен.
    Перед самой войной Сталин решил присвоить самолетам обозначения по начальным буквам фамилий главных конструкторов. Эта в общем-то неплохая идея существует и по сей день. А тогда не смогли воспользоваться этим нововведением, ибо не все работали на воле. Андрей Туполев, арестованный в 1937 г., был лишен не только свободы, но и своего знаменитого названия АНТ. Применять это буквосочетание запретили, поэтому, например, тяжелый бомбардировщик АНТ-42 (ТБ-7) проходил по всем документам как загадочный С-42 (самолет № 42). Впоследствии с машиной вообще «диво дивное» произошло – она вдруг была обозначена Пе-8. А Туполеву предоставили еще одну возможность создать четырехмоторный бомбовоз. Главным конструктором на этот раз решил стать шеф тайной полиции Лаврентий Берия. В угоду Сталину он предложил строить в Советском Союзе четырехмоторные пикирующие бомбардировщики. Сталин, как известно, был не равнодушен к огромным морским кораблям – линкорам и авианосцам. Средств и сил у страны для реализации задуманной вождем программы постройки таких кораблей явно не хватало. Зато можно было построить тяжелые самолеты для уничтожения таких кораблей у врагов – в частности у Англии. Вот такой самолет и попытался «организовать» Берия. И даже название ему придумал в честь Политбюро – ПБ-4. Настоять, правда, на этой бредовой идее не смог.
    А вообще, опыт тюремного проектирования в стране уже имелся. В 1928-1929 гг. арестовали нескольких известных конструкторов, обвинив их во вредительстве. В конце 1929 г. организовали на территории московского авиазавода имени Менжинского арестантское конструкторское бюро – ЦКБ-39. Созданный в этом КБ истребитель И-5 носил первоначально название ВТ-11 (рис. 11) – «Внутренняя тюрьма-11» – по количеству конструкторов, участвующих в разработке. Сами конструкторы-арестанты расшифровывали ВТ как «вредители – трудящимся».
    Рис. 11. Первый полет ВТ-11
    В войну самодеятельность с названиями закончилась. Пытался, правда, Яковлев «присвоить» своему истребителю Як-3 имя «Москит», но то ли потому, что слово иностранное, то ли еще по каким-то причинам оно не прижилось. После войны эта область «творчества» вообще сошла на нет. Были лишь редкие проблески – Ил-18 «Москва», Ту-114 «Россия», Ан-10 «Украина».
    Один Олег Антонов оставался верен традиции: практически все его аппараты имели закавыченную прибавку к стандартному индексу.
    Описать все названия летательных аппаратов и историю их появления, конечно, невозможно. Можно сказать, что у нас не было такой традиции, как, скажем, в Америке. Однако даже эти эпизодические всплески неформальности и нестандартности сами по себе стали историей и являются весьма занимательными вехами на длинном пути совершенствования авиационной техники.

  3. Anarn Ответить

    Никогда не задумывались, почему код «Аэрофлота» — SU, а «Победы» — DP или почему в Краснодар вы летаете рейсом UT523, а обратно — UT524, как вообще формируются эти номера и что значат буквы? Давайте разбираться.

    В авиации нет ничего случайного. Практически всё, от сленга пилотов до приёма пищи лётным экипажем, должно подчиняться определённым стандартам. Свои правила есть у номеров рейсов авиакомпаний.
    В мире существует две глобальные и несколько региональных систем кодирования названий авиакомпаний. Основые ICAO и IATA. Первую используют лётчики и авиадиспечеры. Код — это четыре латинские буквы, имеющие строгую структуру, привязывающую эти данные к конкретному региону.
    IATA — используются в системах бронирования и, например, пишутся на корешках авиабилетов. Цифры и буквы, которые вы видите на вашем посадочном талоне, не являются случайной комбинацией. Каждая авиакомпания использует определённую систему для обозначения букв и цифр на каждом рейсе.
    Буквенная составляющая номера рейса довольно проста: она представляет перевозчика. Например, Delta обозначается как DL, American Airlines – как AA, а United Airlines – как UA. Здесь интересен пример «Аэрофлота». Код SU, используемый национальным перевозчиком, появился ещё в советские времена и расшифровывается как Soviet Union. При этом у «Аэрофлота» есть ещё код AFL, который практически не используется.
    С числами сложнее. У каждой авиакомпании есть свои правила о том, как составлять номера, но ни одна не может использовать более четырёх цифр для обозначения рейса. Номер рейса должен помещаться в диапазоне чисел от 1 до 9999.
    Как правило, номера рейсов на север и на восток — чётные, а на юг и запад — нечётные, но бывают и исключения. Авиакомпании обычно делают номер обратного рейса на одну цифру больше, чем номер исходящего рейса. Например, Utair выполняет рейс из московского Внуково в Краснодар — это UT523. Номер обратного рейса будет UT524.
    Как правило, чем меньше номер рейса, тем важнее маршрут для авиакомпании. Рейс из аэропорта Джона Кеннеди в лондонский Хитроу — главный для Delta и обозначается как DL1. Британская столица была первым международным пунктом назначения этого авиаперевозчика, правда, тогда рейс выполнялся из Атланты.
    Есть несколько номеров рейсов, которые вы никогда не встретите. Чтобы не создавать путаницу с моделью самолёта Boeing-757, вылетам не присваивают номер 757. Кроме того, исключительно из суеверия, компании ни за что не будут выполнять рейсы 13 или 666. Только Finnair оказались выше своих страхов и несколько раз отправляли рейс 666 в пятницу, 13-го (последний раз в октябре 2017 года). Вылет из Копенгагена в Хельсинки (аэропорт обозначается как HEL, что созвучно с английским hell – «ад») прошёл более чем успешно.

    В России у авиакомпаний также встречаются русскоязычные двухбуквенные код. Кроме того, в России у авиакомпаний, совершающих внутренние рейсы, также встречаются русскоязычные двухбуквенные коды. Например, авиакомпания «Алроса» — это ЯМ, «Северсталь» — Д2, а «Ижавиа» — ИЖ. Бывает и так, что у таких авиакомпаний нет кода IATA — он им просто не нужен, так как эти перевозчики не летают за границу.

    ЯК-42Д авиакомпании Ижавиа в а/п “Домодедово” готовится выполнить рейс ИЖ-302 Москва-Ижевск.
    Ещё одна интересная особенность кодов IATA — дубли. Например, код российского лоукостера «Победа» — DP. Точно такие же буквы использует и британский перевозчик First Choice Airways, специализирующийся на полётах по курортным направлениям.
    Коды могут задублить, если на момент регистрации авиакомпании, она не осуществляет и планирует в обозримом будущем осуществлять рейсы по направлениям, куда летает её «двойник» (чтобы избежать путаницы). Правда, система иногда даёт сбои. В случае с той же «Победой» и First Choice Airways — сейчас в маршрутной сети обоих перевозчиков есть кипрские Ларнака и Пафос, а также турецкая Анталья. Но перепутать рейсы туристам всё равно сложно: First Airways — чартерный перевозчик из Британии, «Победа» — лоукостер из России, айдентика у обоих компаний на данный момент не пересекается даже в цветах.
    Вообще проблема дублей связана с связана с дефицитом двухбуквенных кодов IATA — сочетание двух латинских букв не может дать более 576 уникальных вариантов. Цифры в составе кода увеличивают общее число возможных вариантов примерно до 1000, но это не решает проблемы в целом из-за большого количества авиакомпаний-перевозчиков.

  4. Aurigas Ответить

    Каждое гражданское воздушное судно, занесенное в Государственный реестр и допущенное к полетам, должно иметь присвоенные ему государственный и регистрационный опознавательные знаки и должно быть окрашено в соответствии с утвержденным уполномоченным органом эскизом внешней раскраски ВС. Без опознавательных знаков, нанесенных должным образом на элементы конструкции воздушного судна, полеты гражданского воздушного судна запрещаются. Опознавательные знаки гражданского воздушного судна Российской Федерации состоят из:
    – государственного знака, изображаемого в виде двух букв латинского алфавита “RA”;
    – регистрационного знака, состоящего из пяти арабских цифр;
    – изображения Государственного флага Российской Федерации.
    Регистрационные знаки воздушным судам, подлежащим регистрации в Государственном реестре, присваиваются полномочным органом ДВТ – Главной инспекцией по безопасности полетов. Присвоенный регистрационный знак может быть нанесен только на одно воздушное судно Российской Федерации. Опознавательные знаки присваиваются воздушному судну при его регистрации. В отдельных случаях решением Главной инспекции они могут быть присвоены воздушному судну на этапе его выпуска с завода-изготовителя по письменному заявлению покупателя, согласованному с заводом, и с указанием заводского номера воздушного судна. Если в течение двух месяцев указанное воздушное судно не представляется к регистрации, опознавательный знак (бортовой номер) аннулируется и может быть присвоен другому ВС. При поступлении ВС от другого государства или ведомства с нанесенным пятизначным регистрационным знаком (бортовым номером) вопрос его сохранения для регистрации в России в обязательном порядке должен быть согласован с Главной инспекцией. Опознавательные знаки гражданских воздушных судов наносятся черным цветом на светлом фоне и белым цветом на темном фоне. Все символы наносятся влагостойкой краской, не меняющей цвета от воздействия атмосферных условий в процессе эксплуатации ВС.
    Опознавательные знаки должны быть четкими и видными как на земле, так и в воздухе. Опознавательные знаки, нанесенные на элементы конструкции воздушных судов, должны быть идентичны знакам, указанным в Свидетельстве о регистрации данного судна. При нанесении опознавательных знаков на элементы конструкции гражданских воздушных судов следует руководствоваться рекомендациями об относительных размерах символов.
    Государственный и регистрационный опознавательные знаки наносятся на боковых поверхностях хвостовой части фюзеляжа самолета (хвостовой балки вертолета), не занятых элементами конструкции воздушного судна. При этом регистрационный знак от государственного отделяется знаком тире. Опознавательные знаки, наносимые на обеих сторонах фюзеляжа, должны иметь высоту не менее 250 и не более 1000 мм и быть сориентированы в одном направлении со строительной горизонталью фюзеляжа, причем буквы и цифры должны наноситься строго перпендикулярно горизонтали.
    Изображение Государственного флага Российской Федерации наносится на киле или фюзеляже воздушного судна. Его форма, размеры и место расположения должны соответствовать требованиям Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ “О Государственном флаге Российской Федерации” и указаниям ДВТ Минтранса России от 24 марта 1992 г. N 6.1-7. Изображение Государственного флага Российской Федерации должно располагаться выше изображения флага субъекта Российской Федерации и по размеру быть больше размера изображения флага субъекта Российской Федерации.
    ——————————–
    СЗ РФ. 2000. N 52 (часть I). Ст. 5020.
    Символы, наносимые на крыло и относящиеся к одной группе знаков, должны иметь высоту не менее 400 и не более 1500 мм и быть направлены своей верхней частью к передней кромке крыла. Группа цифр регистрационного знака должна располагаться посередине поверхности плоскости крыла, занимая примерно 1/3 его размаха, свободного от гондол двигателей или основных стоек шасси. В случае недостатка свободного места на боковых поверхностях хвостовой части фюзеляжа опознавательные знаки могут быть нанесены на боковых поверхностях нижней части киля.
    Опознавательные знаки наносятся на обеих боковых поверхностях киля в одну сторону параллельно строительной горизонтали воздушного судна, а на многокилевых воздушных судах – на внешних сторонах крайних килей. Символы, наносимые на киле ВС, должны иметь высоту не менее 250 и не более 1000 мм. Опознавательные знаки на дирижабле наносятся на его оболочке в трех местах: сверху – вдоль образующей, полученной сечением вертикальной продольной плоскостью, и по бокам – под наибольшим горизонтальным сечением оболочки. Символы, наносимые на оболочку дирижабля, должны иметь высоту не менее 1000 и не более 2000 мм. Символы, наносимые вдоль верхней образующей, должны быть направлены своей верхней частью в сторону правого борта дирижабля. Каждый знак, наносимый на оболочку дирижабля, должен занимать примерно 0,1 длины оболочки. Опознавательные знаки на сферическом аэростате наносятся на его оболочке под наибольшим горизонтальным ее сечением, в двух диаметрально противоположных местах. Символы, наносимые на оболочку сферического аэростата, должны иметь высоту не менее 1500 и не более 2000 мм. Опознавательный знак должен занимать примерно 0,12 длины окружности, образованной горизонтальным сечением оболочки.
    Опознавательные знаки на несферическом аэростате наносятся как на дирижабле, если ось наибольшей длины аэростата расположена в горизонтальном полете под углом не более 45 градусов к горизонту. Если названная ось в горизонтальном полете расположена под углом более 45 градусов к горизонту или вертикально, знаки на оболочку несферического аэростата наносятся как и на сферическом аэростате. Опознавательные знаки наносятся на наружной поверхности борта корзины (гондолы) свободного аэростата с двух противоположных сторон. Символы, наносимые на корзину (гондолу), должны иметь высоту не менее 250 и не более 1000 мм.
    Каждому государственному воздушному судну, данные о котором включены в Реестр, присваивается учетный опознавательный знак, который наносится на государственное воздушное судно в установленном порядке. Он состоит из международного позывного сигнала “RF”, выделенного Российской Федерации Международным союзом электросвязи и определяющего принадлежность государственного воздушного судна к Российской Федерации, а также регистрационного номера. В качестве регистрационного номера используется бортовой опознавательный знак, выделяемый пользователям воздушного пространства Российской Федерации Главным штабом Военно-воздушных сил.
    Номерной учет наличия, технического состояния государственных воздушных судов, авиационных двигателей, привязных аэростатов и беспилотных летательных аппаратов всех федеральных органов исполнительной власти и организаций государственной авиации осуществляется в Главном командовании Военно-воздушных сил (Управление технической эксплуатации и войскового ремонта авиационной техники и вооружения Военно-воздушных сил) в установленном порядке.
    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 442 “О мерах по реализации статьи 9 Федерального конституционного закона “О Государственном флаге Российской Федерации” изображение Государственного флага Российской Федерации наносится на воздушные суда Российской Федерации, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, на военно-транспортные воздушные суда, используемые для полетов за пределы Российской Федерации, а также на ракетно-космические комплексы, запускаемые Российской Федерацией. Правила нанесения изображения Государственного флага Российской Федерации на воздушные суда Российской Федерации, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, устанавливаются Министерством транспорта РФ, на военно-транспортные воздушные суда, используемые для полетов за пределы Российской Федерации, – Министерством обороны РФ, на ракетно-космические комплексы, запускаемые Российской Федерацией, – Российским авиационно-космическим агентством .
    ——————————–
    СЗ РФ. 2001. N 24. Ст. 2454.
    См.: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314, в части передачи функций указанных федеральных органов исполнительной власти.
    На гражданское воздушное судно могут наноситься также товарные знаки – символы, надписи, эмблемы и иные зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке знаки. Отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров, регулируются Законом от 23 сентября 1992 г. N 3520-I “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 11, 24 декабря 2002 г.) .
    ——————————–
    Российская газета от 17 октября 1992 г.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *