Что означают слова человек существо биосоциальное кратко?

4 ответов на вопрос “Что означают слова человек существо биосоциальное кратко?”

  1. Ariuris Ответить

    Международная
    Образовательная Корпорация

    Активно-Раздаточный
    Материал

    Оществознание
    2014-2015 уч. год
    2
    кредита
    Тема
    Л №1: Человек, общество и общественные
    отношеия
    ассоц.проф.
    к. филос. Жусупов С.Х.
    Краткое
    содержание
    .
    Лекция
    №1.
    Человек, общество и общественные
    отношения
    .

    1. Человек
    – биосоциальное существо.
    2. Общество
    как целостная социокультурная система
    3.
    Мировоззрение и человек.
    1. Человек – биосоциальное существо.
    С
    момента появления на Земле и до начала
    XXI века человек прошел длительный
    путь развития. За такой длительный
    период произошли огромные изменения в
    образе жизни людей, в их внешнем облике
    и в окружающей среде. Ученые уверены,
    что ни одно живое существо на планете
    за это время так сильно не изменилось.
    Существует множество теорий появления
    человека на Земле. Наиболее распространенными
    из них являются: божественная, космическая
    и эволюционная теории.
    Божественная
    теория
     утверждает,
    что человек, как и все живое на нашей
    планете, был создан Богом.
    Космическая
    теория
     говорит
    о том, что жизнь на нашу планету была
    привнесена из космоса, из иных миров.
    Эволюционная
    теория
    отмечает,
    что человек возник в результате
    естественной эволюции жизни на Земле.
    Наука
    утверждает, что древнейшие люди появились
    на Земле около 3 миллионов лет тому назад
    в Африке. Первобытный человек сильно
    отличался от современных людей. Он не
    умел говорить, его внешний вид напоминал
    обезьяну, объем его мозга был значительно
    меньше, чем у человека нашего времени.
    Но при этом, древнейшие люди жили и
    трудились сообща и отличались от животных
    умением изготовлять и использовать
    орудия труда. По мнению ученых, именно
    труд способствовал выделению человека
    из мира животных. Формирование человека
    шло следующими
    путями
    :
    1)
    прямохождение;
    2)
    совершенствование руки;
    3)
    совершенствование мозга;
    4)
    формирование трудовых навыков.
    Такой
    человек («homo
    sapiens» –
    «человек разумный») появился около 40
    тыс. лет тому назад. Человек является
    частью природы. Он, с одной стороны,
    материальный организм, обладает
    врожденными инстинктами и жизненными
    потребностями. Но в отличие от животных,
    человек обладает речью, сознанием,
    самосознанием и абстрактным (логическим)
    мышлением.
    Человек – биосоциальное
    существо.
    Биологическое
    в человеке
     –
    это то, что дано ему от природы (возраст,
    пол, вес, внешность, инстинкты, темперамент
    и т.д.). Он рождается, растет, взрослеет,
    стареет и умирает. Социальное
    в человеке
     –
    это то, что приобретается им в процессе
    жизни в обществе (речь, мышление,
    культурные навыки, навыки общения и
    т.д.). Главное отличие – это сознание. Сознание

    это отражение в головном мозге человека
    окружающего мира. Сознание включает в
    себя психику (чувства, память, эмоции,
    волю) и мышление.
    Отличия
    ч
    еловека
    от животного
    :
    1)
    человек производит свою собственную
    окружающую среду (жилище, орудия труд,
    предметы быта);
    2) человек
    действует не только по потребностям,
    но и по своей воле, фантазии и выбору;
    3) человек
    относится осмысленно, целенаправленно
    изменяет и планирует свои действия.
    Человек
    выходит за пределы своей биологической
    природы, он способен на такие действия,
    которые не приносят ему никакой пользы:
    ему свойственен альтруизм, он различает
    добро и зло, справедливость и
    несправедливость, он способен к
    самопожертвованию. Таким образом,
    человек – не только природное, но и
    общественное существо. Он рождается с
    набором биологических черт, присущих
    ему как биологическому виду. Человеком
    же разумным он становится под воздействием
    общества. Он обучается языку, воспринимает
    общественные нормы поведения, усваивает
    ценности, регулирующие общественные
    отношения, выполняет определенные
    общественные функции. Все вместе эти
    качества – как прирожденные, так и
    приобретенные в обществе — характеризуют
    биологическую и социальную природу
    человека.

  2. ZzMaster Ответить

    ?
    Вопрос 1. Как раскрыто происхождение человека в курсе истории?
    Знаменитый постулат – человек произошел от обезьяны, обычно приписывают Чарльзу Дарвину, хотя сам ученый, памятуя судьбу своего предшественника Жоржа Луи Бюффона, поднятого в конце XVIII века на смех за подобные идеи, осторожно высказывался, что у людей и обезьян должно быть некий общий предок, обезьяноподобное существо. Согласно версии самого Дарвина, род homo зародился где-то 3,5 миллиона в Африке. Это был еще не наш соплеменник Homo Sapiens, чей возраст сегодня датируют, примерно, 200 тысячами лет, а первый представитель рода homo – человекообразная обезьяна, гоминид. В ходе эволюции он начал ходить на двух ногах, использовать руки как орудие труда, у него начались прогрессивные преобразование мозга, членораздельная речь и социальность. Ну а причиной эволюции, как и у всех остальных видов, был естественный отбор, а не божий замысел.
    Вопрос 2. Чем человек отличается от других живых существ? Каким образом проявляются человеческие качества?
    Самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное. Лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и др.
    Вопрос 3. Сделай вывод о важнейшем качестве человека.
    Умение мыслить – самое лучшее человеческое качество.
    Вопрос 4. Как ты думаешь, может ли каждый человек играть видную роль в обществе; благородную роль? Может ли любой человек делать историю? Если да, то каким образом?
    Мы можем делать историю, но для этого нужна смелость, мужество и принципиальность.
    Вопрос 5. Что означают слова: «Человек — существо биосоциальное»?
    ЧЕЛОВЕК – биосоциальное существо, т. е. живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры.
    Вопрос 6. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?
    Каждый родившийся ребёнок становится человеком только в обществе. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться. Будучи общественным (социальным) существом, человек не перестаёт быть существом природы. Природа создала тело человека. Социальное и биологическое слито в человеке воедино. Прямая походка, строение мозга, очертание лица, форма рук — всё это результат изменений, происходивших длительное время (миллионы лет). Каждый ребёнок обладает послушными его воле пальцами: он может взять кисть и краски, рисовать. Но стать живописцем он может только в обществе. У каждого родившегося есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. У каждого человека, как и у любого животного, есть инстинкт самосохранения.
    Вопрос 7. В чём проявляется творческий характер деятельности человека?
    Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.
    Вопрос 8. В чём заключается взаимосвязь между мышлением и речью?
    Между мышлением и языком существует тесная связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Язык не существует без мышления, а мышление нельзя оторвать от языка.
    Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее и формируем, т. е. создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Таким образом, между речью и мышлением существует не тождество, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь; речь и мышление возникает у человека в единстве на основе общественной практики.
    Вопрос 9. Как проявляются способности человека?
    Способности, дарования человека проявляются и развиваются в процессе деятельности.
    Ребёнок играет. Складывает из кубиков дом. Строит из песка крепость. Собирает модель из деталей конструктора. Играет в маму, укладывая спать куклу, в лётчика, продавца, водителя автомашины, космонавта. В игре он повторяет действия старших, приобретая первый опыт человеческой деятельности. Игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.
    Наступает время, когда рядом с игровой развивается учебная деятельность. В ней шаг за шагом осваивается опыт. Изучая учебные тексты, читая произведения художественной литературы, решая задачи, выполняя разнообразные учебные задания, человек приобретает необходимые для жизни в обществе знания и умения, совершенствует мышление и речь, развивает свои творческие способности, приобретает профессию. Наряду с учёбой появляется трудовая деятельность. Сначала это работа по дому, затем, возможно, в школьной мастерской, на приусадебном участке и далее труд взрослого человека — профессиональная деятельность на производстве, в сфере услуг, интеллектуальная деятельность. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.
    Трудовая деятельность может быть различной. Обработанные поля, орудия труда, жилые дома и храмы — всё это плоды производственной деятельности. Русская Правда, Судебник 1497 г., другие законодательные акты — результат государственной деятельности. Расширение границ, формирование многонационального государства — следствие политической деятельности. Победы на Чудском озере, на Куликовом поле, в Северной войне или Отечественной войне 1812 г. — результат военной деятельности. Открытия М. В. Ломоносова, изобретения И. П. Кулибина, труды Д. И. Менделеева — продукт интеллектуальной деятельности. Знаменитый русский балет, картины передвижников — воплощение художественной деятельности.
    Вопрос 10. Что такое самореализация человека?
    В деятельности происходит самореализация личности, т. е. воплощение в действительности планов, жизненных целей, что возможно лишь при условии свободной деятельности человека. Побуждает к ней прежде всего внутренняя потребность человека, собственное стремление к выполнению своей жизненной цели, к собственному свободному развитию.
    Вопрос 11. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?
    Осуществление жизненных целей — самореализация — требует напряжения сил человека и может рассматриваться как один из показателей его силы воли. В процессе самореализации, в ходе своей деятельности человек преодолевает возникающие трудности, свою собственную лень, робость, неверие в собственные силы. Благодаря этому достигаются значимые для общества результаты, развиваются способности личности. Именно общественно полезные результаты
    самореализации человека приносят ему уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности.
    Вопрос 12. Люди на реках строят плотины, и бобры на реках строят плотины. Объясни, чем деятельность человека отличается от действий бобра.
    Инстинкт и разум.
    У бобра, как и у пчёл, пауков, птиц – инстинкт. Как строили они свои «сооружения» поколение за поколением, так и будут строить, не лучше и не хуже. В отличие от человека.
    Вот что пишет об этом, например, Лев Успенский в книге «Слово о словах»:
    Появившись на свет, я не умел ни вязать рыболовные снасти, ни лепить из глины кринки для молока. Но если мне это понадобится, я, как Робинзон Крузо, научусь и тому и другому. Сначала я буду, конечно, работать хуже моих учителей, потом могу сравняться с ними и, может быть, даже перегнать их. Кто знает: возможно, я даже усовершенствую их мастерство!
    А вот паук-дитя, вчера появившись на свет, уже умеет плести сети не хуже самого опытного паучища, съевшего на своем веку множество мух. Пчела, выйдя из куколки, начинает лепить ячейки или приготовлять воск не менее искусно, нежели престарелые крылатые мастерицы ее улья.
    Но сколько бы они ни прожили на свете, юная пчелка и начинающий паучонок, никогда они не перегонят старших. Никогда ни один из них не придумает в своей работе ничего существенно нового.
    Вопрос 13. Прочитай стихотворение и выскажи своё отношение к словам автора.
    Для человека мысль — венец всего живого, А чистота души есть бытия основа. По этим признакам находим человека: Всех тварей на земле превыше он от века. А если он живёт не мысля и не веря, То человек не отличается от зверя.
    Если человек не будет мыслить, то он будет равносилен зверю, человек должен мыслить и думать, потому что он человек, а не зверь. У зверей одна мысль: поесть, найти добычу, а человек должен создавать и привносить в жизнь что-то новое.
    Вопрос 14. Объясни, чем различаются два утверждения:
    а) человек — существо биологическое и социальное;
    б) человек — существо биосоциальное.
    а) Биологическое, потому что возник в ходе эволюции. Социальное, потому что всю жизнь его окружают другие люди.
    б) Проявляет деятельность индивида, которая является следствием взаимодействия биологического и социального.
    Вопрос 15. Укажи, что в человеке заложено природой, а что — обществом.
    Природой в человеке заложено умение выживать, а так же различные потребности в пище и т.д. а общество развивает в человеке личность, культуру.

  3. Nimuro Ответить

    УРОК 1-2. ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ.
    · Человек – биосоциальное существо;
    · Понятие личности;
    · Сознание и деятельность;
    · Самопознание личности.

    Человек как биосоциальное существо.

    ЧЕЛОВЕК – биосоциальное существо, т. е. живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры.
    Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
    Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид — Homo sapiens. Как любой биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в довольно больших пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые, когда речь идет о человеке, обозначаются чаще всего понятием расы.
    Расовая дифференциация людей предопределена тем, что их группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания и у них появились специфические анатомические, физиологические и биологические признаки. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности всего человеческого общества. Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств.
    Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального:
    а) прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;
    б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;

  4. Truthsmasher Ответить

    Человек – существо разумное и одушевленное.
    Это суждение следует охарактеризовать в двух аспектах.
    Аспект первый. Человек обладает сознанием и мышлением. Сознание – это часть психики человека. Она представляет собой совокупность чувственных и умственных образов, для которых характерно отчетливое знание и понимание. Сознание – это то, что человек может понять, осмыслить и передать другому. Сознанию противостоит неосознаваемое, то, что часто называют «подсознанием». Поскольку человек обладает сознанием, он может мыслить. Мышление – это функция сознания, с помощью которой человек может познавать существенные свойства предметов и явлений, а также создавать новые идеи, творить.
    Аспект второй. Человек обладает душой. Душа – совокупность чувств, страстей и эмоций. Страсти можно рассматривать как важный элемент сущности человека. Животные лишены страстей, ибо они ограничены сферой инстинкта. Для возникновения страстей нужны разум, фантазия, воображение. Страсть можно понимать как сильно выраженное чувство, которое в определенные моменты времени подчиняет себе все мысли и желания человека. Проявления страстей многолики. Это, например, страсть к накопительству, зависть, ревность, тщеславие, стремление к славе (честолюбие), мстительность, ненависть, любовь.
    Человек – существо творческое и деятельное.
    Творчество – это умение создавать что-то новое в сфере науки, искусства, обыденной жизни. Творчество может иметь социальную значимость (создается нечто принципиально новое) и личностную значимость (человек создает новое для себя).
    Человек – существо деятельное. Деятельность – одно из важных качеств человека. Эта идея обстоятельно разработана, например, И. Кантом. Ранее большинству философов человек представлялся существом пассивным. Аналоги: «человек – раб божий», «человек – мыслящий тростник, колеблемый ветром». Кант обосновал идею о том, что человек не только и не столько пассивно приспосабливается к окружающему его миру, но является активным творцом, способным изменять окружающий мир.
    Итак, когда речь идет о том, что человек – существо деятельное, подразумевается, что он обладает способностью к материальной и духовной деятельности. Без деятельности человек не смог бы стать собственно человеком.
    Человек – существо, обладающее свободой.
    Свобода – родовой признак, отличающий человека от животных. Рассмотрим эту проблему подробнее.
    Проблема свободы в истории философии.
    Проблема свободы становится предметом рассмотрения едва ли не с самого возникновения философии. У Сократа и Платона обсуждаются вопросы о соотношении свободы и судьбы. У Аристотеля и Эпикура – о зависимости свободы от политического деспотизма. Аристотель под свободой понимал право членов общины быть управляемыми в собственных интересах. В Средние века свобода понималась преимущественно как свобода от греха и проклятия церкви. До Нового времени в философии господствовали представления о главенстве общины (государства, социального строя, цеха) над индивидуальными правами личности. В Новое время и, прежде всего, в эпоху Просвещения появляются иные взгляды на понимание свободы. Свобода здесь – это отсутствие внешних ограничений для реализации способностей человека. В немецкой философии (Лейбниц, Кант, Гегель, Шопенгауэр) свобода человека объясняется как процесс реализации задатков, заложенных от рождения. Философия марксизма отвергает представления о свободе как независимости человека от объективных условий его жизни. Абсолютной свободы быть не может; она всегда относительна, ибо человек действует в рамках необходимости, которая выступает, например, в виде существующих социальных, политических и экономических отношений. Именно они обусловливают (детерминируют) поведение и действия людей. Отсюда вытекает марксистское понимание свободы как «познанной необходимости», т.е. свободы принимать решения в рамках этой необходимости. Значительное место проблема свободы занимает в экзистенциализме. Например, у Сартра свобода представляет собой неотъемлемое свойство человека. Никакая объективная обстановка не может лишить человека свободы. Свобода сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности человека выбирать отношение к данной ситуации.
    Сущностные черты свободы.
    Свобода может выступать как в негативной форме – «свобода от…», так и в позитивной форме – «свобода для…».
    Свобода – это возможность
    а) действовать в соответствии со своими интересами, целями, желаниями;
    б) развивать свои задатки и способности.
    Предложенное определение требуется уточнить.
    2.1. Свобода определяется не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренним состоянием человека. Имеется в виду, что человек не свободен телесно. Он, например, ограничен сроком своей жизни, возможностями своего тела, средой своего обитания. Но, в то же время, человек свободен в душе, ибо он может думать и мечтать о чем угодно. Например, одним из проявлений свободы является любовь. Никто не может заставить любить ни другого, ни самого себя.
    2.2. Реально свобода может проявляться в следующих моментах. Человек свободен выбирать свое отношение к ситуации. Отсюда можно вывести рекомендацию: «Не можешь изменить мир, измени свое отношение к нему (к ситуации)». Получается, что человек достоин того, что с ним случается: он сам выбирает свое отношение к ситуации, свои жизненные цели, а также и средства достижения избранных целей.
    2.3. Свобода – явление противоречивое. Например, когда человек делает какой-то выбор, совершает какой-либо поступок, он тем самым ограничивает свою свободу. Выбрав одно, он отказывается от другого и в этом смысле становится частично несвободным. Например, решив стать предпринимателем, или хирургом, человек, скорее всего уже не будет космонавтом или актером.
    2.4. Свобода связана с ответственностью. Ответственность – это умение отвечать за свои действия. Она определяет степень вины, показывает обязательность, надежность личности. Здесь раскрывается еще одна грань противоречивой сущности свободы: свобода величайший, желанный дар, но в то же время тяжелая ноша. Поэтому многие боятся свободы, добровольно отказываются от нее, не хотят брать на себя ответственность за содеянное и предпочитают жизнь по шаблону, поступая по принципу: «делай как большинство». Получается, что человек свободен и в отказе от своей свободы.
    Основные формы бытия свободы.
    ВЫБОР. Реальные условия жизни субъекта часто создают предпосылку выбора из множества возможностей (решений, поступков, действий). Свобода в этом смысле выступает как возможность выбора, в том числе и нравственного – выбора между добром и злом.
    РИСК. Риск представляет собой форму деятельности, позволяющую субъекту адаптироваться (приспосабливаться) к изменяющейся альтернативной действительности. Человек свободен в конкретной неопределенной ситуации совершать (или не совершать) действия в надежде на успех.
    ТВОРЧЕСТВО. Это деятельность человека по преобразованию окружающего мира, его способность создавать новую реальность. Творчество – это свободная деятельность, которая характеризуется неповторимостью и оригинальностью.
    ИГРА позволяет создавать свой мир, стоящий над реальностью, позволяет человеку реализовывать себя и выживать в сложных ситуациях.
    Итак: человек – биосоциальное существо, обладающее сознанием, душой (духовным миром), свободой, способностью к деятельности и творчеству.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *