Что посмотреть в хакасии летом на машине?

12 ответов на вопрос “Что посмотреть в хакасии летом на машине?”

  1. Mr.Хайнзерберг Ответить

    За теплом совсем не обязательно ездить на море. Приезжайте отдыхать в республику Хакасия! Вы убедитесь, что в Сибири ничуть не хуже, чем на юге России, в Краснодарском крае или в Крыму.

    Где отдохнуть в Хакасии летом на машине

    Если зимой и весной из-за сильного обледенения, заснеженности, подтопления талых вод отдельные участки дорог в Хакасии закрыты для транспорта, то к лету никаких препятствий Вы не встретите. Федеральные трассы отличные, за окном меняются красивые пейзажи. Не бойтесь съезжать с них, грунтовка по степям вполне приличная. По дороге есть много хороших мест для привала, магазины и кафе, где можно недорого перекусить.
    Мы рекомендуем заехать:
    в Абакан – столицу республики. Город, с парками, зелеными улицами, по меркам времени молодой. Он возник в 1931 году. Но здешние земли были заселены еще в бронзовом веке, поэтому окрестности хранят много интересного;
    на Сундуки – горная гряда, природно-исторический памятник. Рисунки на скалах сделаны несколько тысяч лет назад. Есть площадка с уникальной акустикой, откуда даже самые тихие звуки разносятся на десятки метров;
    на Ивановские озера на границе Хакасии и Кемеровской области, рядом с поселком Приисковый. Находятся в горах, на высоте 1000 км. 3 озера расположены уступом, между ними – 40-метровый водопад, верхнее – в кольце льда, который не тает даже летом. Потрясающие пейзажи, в середине августа цветут цветы, зреет черника и брусника;
    к Туимскому провалу в 1,5 км от села Туим – рукотворный объект, образовавшийся на месте молибденового рудника. Туристов привлекает сюда ярко-синее озеро на дне провала.
    на озеро Шира – любимое место летнего отдыха красноярцев. Целебная вода лечит многие заболевания. Санаторные комплексы и базы отдыха работают круглый год. На курорте развита инфраструктура, организованы развлечения.
    Путешествуя на машине, даже за непродолжительное время Вы сможете посетить много достопримечательностей. Их удаленность не доставит проблем. Проехать можно почти везде.

    Где отдохнуть в Хакасии летом с детьми

    В республике есть все, чтобы занять эрудитов, любителей экстремального туризма и пляжного отдыха, развлечь детей.
    Сводите ребенка в Абакане в зоопарк, где представлено много  видов животных, птиц, есть террариум. К лету подрастают, появившиеся в мае, детеныши кабанов, волков, винторогих козлов. Сотрудники зоопарка организовывают для детей праздничные программы с участием животных, рассказывают о животном мире Хакасии.
    Поход в кукольный театр станет праздником для Вашего ребенка. Столичный Театр «Сказка» показывает широкий репертуар для детей от 3 до 12 лет.
    Парк «Орленок» уже 85 лет радует маленьких посетителей своими аттракционами и детскими площадками.
    Детям постарше и родителям интересен будет Краеведческий музей, где собраны удивительные экспонаты с давних времен до наших дней.
    Семьям с детьми, предпочитающим активный отдых, понравятся пешие и конные походы с посещением археологических памятников, уникальных природных мест.
    Поплавать в жаркий летний день можно на озерах:
    Шира – один из крупных водоемов России с минеральной водой. Вокруг него – степь. На западном берегу – лиственные и березовые островки, на северном – растет облепиха. Есть много баз, водные развлечения. Для размещения дикарем подойдет территория за поселком Жемчужный. Северная часть заболочена;
    Иткуль – второй большой водоем с пресной водой. Баз немного. В основном отдыхающие живут в палатках, которые привозят с собой;
    Тус с очень соленой водой, похожей по составу на воды Мертвого моря, пологим песчаным дном. Западный берег закрывают горы. Можно устроиться на ночлег на базе отдыха или поставить палатку;
    Шунет – небольшое, неглубокое теплое озеро. Соленая вода и грязи — целебные, но санаториев и лечебниц здесь нет. Удобные пляжи окружены холмами, курганами и развалинами крепостей.
    Если дети поддерживают Ваше увлечение рыбалкой, можно поехать на Фыркал в районе Ширинских озер или на озеро Черное. Остановиться на длительный отдых здесь негде, но зато хорошо ловится сазан, щука, окунь, линь, елец. Не забудьте взять с собой воду для питья, теплую одежду и средства от насекомых-кровососов.

    Где отдохнуть и что посетить в Хакасии

    Вы можете остановиться в нашем отеле «Саяногорск», выбрав его базой, и отсюда строить свои маршруты —  в пещеры, в горы, на озера. Если Вам больше по душе уединенность, возьмите палатку. В Хакасии много чистейших водоемов, возле которых можно разбить лагерь. Но будьте готовы к тому, что летом высока вероятность дождей, воздух ночью существенно остывает.
    Личный автомобиль – возможность посетить многие города, съездить в Саяны, побывать на Саяно-Шушенской ГЭС, на Енисей в форелевые питомники, посмотреть, как добывают мрамор в горах. Проезжая по Хакасии, Вы увидите древние менгиры – каменные статуи, используемые нашими предками для жертвоприношений и обрядов. Побываете в степи на Салбыкском кургане, где на территории в несколько десятков километров похоронены могущественные правители доисторических царств.
    Большинство турбаз республики находятся по берегам озер. Летом здесь очень много людей, пляжи переполнены. Наш отель предлагает Вам забронировать номер заранее по выгодным ценам. Мы поможем организовать экскурсии,  лечебно-оздоровительный отдых, пешие и конные походы, экстремальный туризм.
    На нашем сайте вы найдете карту Хакасии с интересными местами, фото и отзывы путешественников.

    Отдых в Хакасии в теплую погоду

    Для туристов, которые приезжают в Хакасию на экскурсионные прогулки и созерцании природы, лето – идеальное время. Отдых в Хакасии в июне отлично подходит для купания в озерах и походах по пещерам. Температура в июне держится на 22-26°. Самый теплый месяц в Саяногорске – июль. Средняя температура днем держится около 26°. Больше всего осадков выпадает в августе, но месяц также остается очень теплым и отличным временем для отдыха на озерах. Отдых в Хакасии в июне – отличная возможность совершить пешие и конные прогулки по уникальным природным местам, насладиться красотами живописного края Хакасии.

  2. Egorka Maslov Ответить

    Спокойнее отдыхать днём и в городе Абакане, на центральных освещённых улицах и оборудованных для отдыха территориях — парках, скверах, кафетериях. Не надо бродить по тёмным улицам и в безлюдных местах, лучше обходить стороной группы выпивших людей.
    Знакомиться с кем-то надо предельно осторожно, не следует заводить общение с агрессивными, бомжеватого вида людьми, а также с теми, кто будет просить у вас денег. В случае если вас, например, ограбят, полицейские могут подумать, что либо вы сами виноваты, так как не понимаете, с кем общаетесь, либо вы не поделили деньги со своими знакомыми.
    Если вы останавливаетесь в гостинице и не любите ночного шума, выбирайте отели подальше от круглосуточных магазинов, так как ночью возле них на машинах могут собираться молодые компании, выпивать и слушать громкую музыку. Если вы вызовете наряд полиции, то можете услышать, как этот наряд приедет и расскажет шумной компании, кто их вызвал.
    Также опасайтесь цыган.
    Не стоит знакомиться по сайтам знакомств местного города, так как почти все анкеты там вымышленные и над вами в лучшем случае посмеются.
    В случае подозрения обращайтесь в ближайшее отделение прокуратуры с заявлением к дежурному прокурору. Местную полицию лучше стараться обходить стороной.
    В ночных клубах надо вести себя аккуратно. Если вы не владеете приёмами рукопашного боя и у вас нет своей группы поддержки, то никакой безопасности вам не будет. В Абакане ситуация спокойнее.
    Я наблюдал за одной картиной в городе Черногорске: в полночь возле одного ночного клуба, расположенного на перекрестке улиц Космонавтов-Юбилейная, выпившие посетители устроили драку, причем одна из участниц была беременной. Приехавший полицейский патруль волок за руку по снежному асфальту эту беременную в нетрезвом состоянии молодую женщину до патрульной машины, а другая молодая женщина в это время ее пинала. Поэтому будьте аккуратнее, смотрите, куда идёте и какой контингент людей там собрался. Вы так же можете обратиться к криминальной статистике, чтобы лучше понимать ситуацию.

  3. BestofBest Ответить

    Ford Explorer — экипаж два человека.
    Toyota Sprinter Carib — экипаж три человека.
    Планировалось выехать из Красноярска в западном направлении, а вернуться по южной дороге, совершив маленькое «кругосветное» путешествие по Хакасии, при этом выполнять «радиалки» к самым интересным местам.
    Несмотря на то, что от Красноярска до Хакасии чуть больше 300 километров, первый день был отдан дороге. Ехали через Ачинск по очень неплохому асфальту. Да и в Хакасии дороги в основном хорошие. Первая ночёвка была запланирована в месте, открытом нами ещё в прошлую поездку. Переехали через Чулым, и, наконец, километров через 10-12, спустившись с холма, справа от дороги увидели Белый Июс. Сразу же свернули на грунтовую дорогу и метров через 700 оказались на берегу. Но место оказалось опять занято: в прошлый раз за палатками всю ночь ходила коростель и громко ворчала на нас за нежеланное соседство, а в этот раз поляну облюбовала колония майских жуков. Перед сном они устроили променад около своих норок, летали невысоко, около метра над землёй, при этом весьма чувствительно тыкались во всё, что оказывалось у них на пути. Мы не торопясь обустроили лагерь, и ещё долго стояли и смотрели, как блестит и сверкает от их движения вся поляна. И только когда солнце село, мы приготовили ужин, а потом лежали у костра, слушали крики ночных птиц и стук колёс редких поездов на другом берегу.


    На следующий день мы вернулись назад, к мосту через Чулым и повернули в сторону пос. Сарала. Первая остановка — Сулекская писаница. Она находится в 18 километрах от пос. Копьёво. Ориентиры: сначала слева начнётся могильная степь, затем справа немного вдалеке от дороги — два сульфатных озера с берегами, покрытыми белой пеной. Сразу же за одиноко стоящей остановкой нужно повернуть направо и по грунтовой дороге подняться метров 200 к одинокому скальнику. Это и есть Пичиктиг-Таг (писаная гора) — знаменитая Сулекская писаница.



    Мы долго фотографировали рисунки, выбитые художниками тысячи лет назад, потом прошли по просёлочной дороге немного дальше, перешли через лог и поднялись на соседнюю гору. Там, на вершине, нашли остатки древнего фортификационного сооружения (стена, сложенная из плоских камней, небольшая, высотой не больше метра, местами разрушенная), но самое главное — впечатляющий вид на озёра, горы, степь.


    Асфальт закончился где-то в районе Саралы, дальше началась грунтовая дорога, но ровная, с хорошим покрытием. Сразу за Саралой мы первый раз увидели белки на дальних горах, там, куда и планировали доехать в этот день.

    От пос. Копьёво до Приискового — 100 километров. За пос. Приисковым дорога стала похуже, несколько раз пришлось форсировать неглубокие ручьи. Приблизительно через два километра после посёлка доехали до развилки, и левая дорога привела нас к лагерю сноубордистов и горнолыжников. Там мы оставили машины и пошли по дороге дальше, туда, где из Ивановских озёр берёт своё начало река Сарала.

    Сначала поднялись ко второму Ивановскому озеру,


    потом по тропинке подошли к началу водопада,

    по камням вдоль снежника забрались метров на 200 выше,



    продрались сквозь ерник — заросли карликовой берёзы,

    и, наконец, увидели верхнее Ивановское озеро.

    От лагеря сноубордистов до Ивановского озера около 3 километров. Мы шли, не торопясь, минут сорок.
    Чтобы найти место для стоянки, мы вернулись к развилке и поехали по правой дороге. Метров через 500 поставили лагерь на берегу ручейка. Весь день мы наслаждались отсутствием комаров, но к вечеру эти кровососущие твари заявили о себе во весь свой отвратительный писк. Ужинали быстро, прижимаясь к дыму костра.

    Ночью проснулись от яркого света, казалось, кто-то осветил нашу палатку фарами машины. Но оказалось, что где-то в горах началась гроза. Молнии полыхали всё чаще и чаще, раскаты грома приближались. Как-то не спалось. Были мысли собрать вещи и перенести палатки подальше от ручья, который, чудилось, плещется уже почти у самых спальников. Часа через два гроза ушла. Утром нас встретили проголодавшиеся за ночь комары. Они-то и убедили нас не оставаться здесь на ещё одну ночь (вчера мы думали, что стоит подняться на гору Бобровая).
    Мы снова вернулись к пос. Копьёво, опять переехали через Чулым, миновали место нашей первой стоянки и поехали вдоль Белого Июса в сторону пос. Шира. В районе пос. Солёноозёрное повернули налево, к озеру Тус. Километра два ехали по степи, пока не увидели небольшое озеро, пахнущее сероводородом, а вокруг него — несколько рядов страждущих, желающих получить молодость и здоровье.

    Грязи в этом озере считаются полезными.

    А вот купаться в нём нам не понравилось: заходишь по пояс и из-за большой концентрации соли тебя выталкивает из воды. А когда выходишь, сразу же покрываешься белым налётом. Нам очень пригодился запас воды — ни один душ на берегу не работал.
    Смыв с себя налёт соли и истратив на это почти весь запас питьевой воды, мы вернулись на трассу. Не заезжая в Целинное, повернули направо и двинулись в сторону пос. Ефремкино. Сразу за посёлком, прямо у моста через Белый Июс влево вверх по склону в сторону скального массива Тогыз-Аз (Девять ртов) идёт просёлочная дорога. Метров через 500 мы выехали на организованную стоянку со столиками и местом для костра, откуда начинается Тропа шамана. Сначала мы зашли в грот Проскурякова, расположенный здесь же, на берегу реки,

    потом стали подниматься, рассчитывая посмотреть остальные пещеры. Но мы себя переоценили. Как оказалось, самым натренированным местом у большинства членов команды оказалось седалище, и вчерашняя прогулка по Кузнецкому Алатау дала о себе знать. Наверх мы поднялись, а вот идти дальше по беспощадно палящему солнцу уже не хотелось. Но и спускаться не хотелось, вид был просто потрясающий.

    Приближался вечер. На следующий день мы планировали пораньше, пока не приехали туристы, подняться на Первый Сундук, и сегодня хотели подъехать к нему поближе. По трассе повернули в сторону Чёрного озера. За железобетонным мостом через Белый Июс нашли второй поворот направо и по просёлочной дороге поехали вдоль отрогов Хызыл-Хая, мимо могильников, к Пятому Сундуку, а потом вдоль оросительного канала до места, где дорога поворачивает и уходит за горную гряду. Здесь, на берегу канала, прямо у дороги, мы и поставили лагерь, надеясь завтра встать пораньше и в тишине побродить по священному месту.


    Но, конечно же, мы проспали. Первые два автобуса проехали мимо, когда мы уже заканчивали собирать лагерь. Когда мы приехали, наверху, в тени у подножья скального останца уже было немного шумно, суетливо, но мы всё же постояли, посмотрели, как изгибы русла Белого Июса контрастируют с ровными рядами древних оросительных каналов.




    Потом мы вновь вернулись на асфальтовую дорогу и двинулись к Шира. В посёлке миновали железнодорожную станцию и поехали вдоль железной дороги на юг, посмотреть Туимский Провал. На восьмом километре от Шира мы остановились у знака «крутой поворот», чтобы посмотреть остатки древней обсерватории. Считается, что это место по значению сравнимо с английским Стоунхенджем. По значению может быть, а вот в размерах уступает значительно.
    Провал — самый первый в Хакасии результат техногенной катастрофы. Ещё в тридцатые годы при добыче кобальта и меди гору настолько изрезали штольнями, что её середина обрушилась. Получился кратер шириной метров 80 с отвесными стенами, уходящими в глубину озера, расположенного внизу метрах в 100 от поверхности горы. Ещё до пос. Туим на дороге стали появляться группы мальчишек с табличками «Покажу дорогу к Туимскому провалу», но мы уже знали, что нужно проехать посёлок, свернуть к развалинам обогатительной фабрики, и дальше по дороге. Машину мы оставили внизу, отказались от предложения побродить по старым полуразвалившимся, частью полузатопленным штольням — местные ребята снабжают туристов резиновыми сапогами и выводят прямо к кромке воды озера, расположенного внутри горы. Вершина горы, вернее, то, что от неё осталось, огорожена, за вход взымается плата, построена смотровая площадка, продаются пирожки-булочки-соки, разные поделки и образцы минералов, а за небольшую плату можно договориться с ребятами, и они сбросят вниз в воду с противоположной стороны Провала камень. Звук, словно из пушки выстрелили.


    На обратном пути мы, не доехав до Шира, свернули в сторону посёлка Беренжак и поехали искать «Ширинские столбы» или «Парк каменных фигур» — через 30 километров от поворота, в районе селенья Усть-Тугунжуль, справа в лиственничном лесу расположены необычные камни, принесённые сюда ещё древним ледником. Ветры и вода выточили из них причудливые фигуры.



    Мы увлеклись поиском необычных фигур, и забыли о том, что собирались проехать дальше к реке. Так что не увидели то ущелье, по которому проложил свой путь в этом месте Белый Июс.
    На стоянку отправились в пос. Жемчужный, расположенный в 11 километрах от Шира. Искать место на базе отдыха не стали, а поставили палатки в кемпинге, на берегу пресного озера Иткуль.

    На следующий день нам предстоял самый длинный перегон. В районе пос. Троицкое выехали на трассу и поехали в сторону Абакана. Не доезжая до Усть-Абакана перед поворотом на Сорск сделали остановку на горе Узунхыр (расположена слева по ходу движения). Это место ждёт своих археологов, а пока над землёй еле возвышаются камни, выстроенные в круги, квадраты, прямоугольники.

    Есть предположение, что здесь построили свой город-храм представители афанасьевской культуры ещё в III тысячелетии до нашей эры.
    Следующий наш поворот — на Сорск (вправо, если ехать в Абакан). Мы ориентировались на название «раскопки у села Московское», поэтому указатель «Барсучий Лог» проехали, не останавливаясь, а зря. В селе Московское зашли в сельсовет, расспросили дорогу, вернулись к развилке у въезда в село и свернули на просёлочную дорогу, покрытую красноватой глиной. Дорога вела нас между холмами, мимо пасущихся лошадей, овец и коров.


    Около домиков, построенных в степи, остановились уточнить направление. Нам подтвердили, что движемся мы правильно и посоветовали не задерживаться, кивнув на черную тучу: «Если не успеете до дождя, дорогу размоет, обратно не выберетесь». Пришлось торопиться, поэтому к курганам, расположенным недалеко от дороги подъезжать не стали, фотографировали на ходу.
    Курган в Барсучьем Логу был раскопан в 2004-2005 году и относится к тагарской культуре (около V века до н.э.). А ограда кургана сложена из камней, позаимствованных из построек более ранних эпох. У каждого времени свои вандалы.



    Несмотря на приближающуюся тучу, мы долго бродили, рассматривая петроглифы, выбитые на камнях, и только когда уже в воздухе запахло дождём, поспешили обратно на асфальт. Мы благополучно вернулись на дорогу, снова проехали Московское и за указателем 33 километр на первом знаке перекрёстка повернули налево. По грунтовой дороге пересекли балку, от развалин фермы повернули налево и вдалеке увидели два Менгира — Салбыкские ворота- камни, олицетворяющие Ворота между землёй и космосом.
    Вот они, далеко на горизонте.



    Возле них — жертвенное место с ленточками, мелочью, конфетами и печеньем.
    Вернувшись к повороту у разрушенной фермы, мы поехали дальше, в направлении к уже действующей ферме, рядом с которой вдоль дороги паслись стада гусей.

    Здесь случилась первая неприятность — наш спутник «Ford» пробил колесо, и пока мужская часть команды занималась ремонтом, женская часть готовила обед, посматривая на знакомую тучу, от которой мы убежали в Барсучьем Логу.

    Снова запахло дождём, казалось, мы уже слышали шум капель, но вдруг туча остановилась и двинулась в другую сторону.


    Ехать после обеда всегда веселее. Дорога шла по Долине царей, где на площади в несколько десятков километров расположено более 50 больших курганов. Мы двигались к Салбыкскому кургану. К моменту раскопок в 1954 году это был земляной холм высотой 11 метров и диаметром 120 м. Курган построен из каменных плит весом от 20 до 60 тонн в IV веке до н.э. Грандиозное зрелище!



    От Салбыкского кургана мы продолжили движение по просёлочной дороге и минут через 10 выехали на трассу рядом с одиноким домиком с надписью «Молоко, творог», написанной прямо на воротах. Этот домик служит ориентиром для тех, кто ищет дорогу с трассы прямо к кургану.
    Последнее место, которое мы планировали увидеть в этот день и где хотели поставить лагерь — гора Куня с крепостью и петроглифами. Но, увы, мы ошиблись поворотом, поехали куда-то не туда, за дачи, между картофельных полей, долго петляли по просёлкам, а когда забрались на гору, дорога закончилась у обрыва, а внизу, далеко на горизонте на берегу Красноярского водохранилища, увидели нашу потерянную гору. Но было уже поздно, мы не стали спускаться и устроили лагерь в седловине между двумя вершинами. Лёгкий ветерок отгонял комаров, и только змеи шуршали в траве, но мы благоразумно не отходили далеко от лагеря.



    Утром на общем совете было решено отказаться от поиска дороги к горе, а двигаться в сторону Абакана, искать шиномонтажную мастерскую. На въезде в город сразу на кольце заехали в первую же, где нам и отремонтировали колесо. Абакан — очень симпатичный, зелёный город. Жаль, только, краеведческий музей закрыли на ремонт.

    Но на первом этаже у приятной продавщицы, одетой в национальный костюм, мы накупили различных сувениров и, самое главное, книг по истории Хакасии.
    Немного покатавшись по городу, мы двинулись дальше на юг. Уже почти подъехали к пос. Ханкуль, как обнаружили, что колесо у «Форда» опять спущено. Пришлось снова останавливаться, доставать запасное. В Ханкуле хотели попробовать минеральную воду «свежей», в своём натуральном виде, но к источнику нас не пустили, посоветовали набрать воды из колодца «Ну точно такая же», что мы и сделали.
    Потом, когда оказалось, что обыкновенная, не минеральная вода закончилась, мы попробовали приготовить на «Ханкульской» обед. Ну, суп с тушенкой ещё ничего, а вот чай пить не смогли. Но это потом, а пока нужно было снова искать шиномонтажку. Это оказалось непросто, и отремонтировать колесо удалось только в районе Аскиза. Пока «Ford» занимался ремонтом, вторую машину отправили готовить обед. Чтобы не уезжать далеко, мы поднялись на перевал, заехали за сопку и остановились на поляне, по которой бродили красивые, очень рогатые козлы.


    Мы уже закончили обед и предавались лености и дрёме, когда случились два события.
    1. У белохвостого орлана (мы не орнитологи, но, кажется, это был он), уже давно кружившего над нами не выдержали нервы и он камнем бросился на кусочек тушенки, отложенный в сторону. При этом едва не задел крыльями за голову одного из водителей.
    2. Самые любопытные из команды поднялись на небольшой холм и увидели, что наша поляна находится на одном уровне с окнами пятиэтажных домов, расположенных внизу, метрах в 200 от нас. А сразу рядом с домами проходит железнодорожная ветка, по которой маневрировал паровоз. Так что лагерь мы поставили почти в черте посёлка.


    Останавливаться на ночёвку в этом месте мы не стали, и поехали дальше, в музей-заповедник Казановка. И тут нас накрыл дождь. Туча незаметно выскочила откуда-то из-за гор и обрушилась со всей силой. Дождь в дороге во второй половине дня действует на нас несколько угнетающе, а тут ещё новое приключение. Дождь закончился. Мы уже подъехали к деревне Казановка, за которой был поворот на просёлочную дорогу, ведущую к музею, как у дороги перед мостом увидели человека, машущего нам рукой, а впереди что-то, лежащее на земле. «Авария!» — подумали мы и нажали на тормоза. Мужчина наклонился к окну машины: «Слушай, — дохнул он перегаром, — отвези мою бабу в деревню». И тут из лужи поднялись два тела и с грацией зомби направились в нашу сторону. Как потом сказали наши спутники, увидев ЭТО, они нажали на кнопку замка машины. Мы, не отрывая глаз от приближающихся тел, хором ответили: «Извини, в музей поворачиваем» и дали газу.
    Сразу за мостом, следуя указателю, повернули направо. Дорога шла за огородами, после дождя была мокрая и скользкая. Мы остановились около юртового комплекса «Кюг», но никто к нам не вышел и мы поехали дальше.

    Дорога стала хуже и невысокому «Карибу» иногда было сложно форсировать глубокие лужи. Но мы всё же забрались на последнюю горку и увидели впереди большую поляну в окружении гор. Мы побродили по поляне, рассматривая могильные камни и одиноко стоящие менгиры.


    Подниматься в горы в поисках наскальных рисунков не стали, а повернули обратно, в сторону Аскиза. Что-то говорило нам, что пора поворачивать на север, домой.
    Последней точкой нашего маршрута была Саяно-Шушенская ГЭС. От Аскиза мы проехали километров пять дальше, на юг и в районе улуса Апчинаев повернули налево, на дорогу, ведущую в Саяногорск. Решили ехать, пока не увидим место, где бы захотелось остановиться на ночь. Так, примеряя красивые места и надеясь найти ещё лучше, доехали до села Сабинка. В районе остановки перед селом свернули к Чёрному озеру. В Хакасии несколько Чёрных озёр, к этому вела грунтовая дорога. К сожалению, её давно не подправляли и довольно большие промоины приходилось объезжать прямо по руслу ручейков. Мы отъехали подальше, где было поменьше машин, поставили палатки и сразу спать.


    Утро было солнечным. Мы искупались (озеро горько-солёное), позавтракали, погуляли по берегу, насобирали множество мелких камешков, похожих на сердолик. До Саяногорска оставалось меньше двадцати километров. Доехали до Енисея, остановились посмотреть Майнскую ГЭС, потом вдоль берега поехали в Черёмушки, к Саяно-Шушенской ГЭС, конечной точке нашего путешествия.

    Всё, пора домой. По Майнской ГЭС мы переправились на правый берег Енисея, в Красноярский край.

    Напротив Майны находится деревня Сизая, в которой родился Иван Ярыгин — двукратный олимпийский чемпион по вольной борьбе. В память о своей матери спортсмен построил красивейшую церковь из белого мрамора с голубым куполом. Она настолько красиво смотрелась на форе зелёных гор, голубого Енисея и белых облаков, что не подъехать было невозможно.

    Так по правому берегу мы поехали вниз по течению Енисея в Шушенское. Чтобы пройти на территорию историко-этнографического музея-заповедника нужно было ждать около часа — пропускают только группы и только с экскурсоводом. Но мы люди вольные, поэтому посмотрели через забор и поехали в Минусинск. Минусинский музей был открыт!
    День клонился к вечеру и мы решили, как и вчера, ехать, пока не захочется остановиться на ночь. Но за Курагино дорогу со всех сторон обступили горы, стало темно и прохладно и мы ехали всё дальше и дальше. В районе Артёмовска мимо нас проехали величественные БЕЛАЗы. Наш славный «Ford» рядом с этими гигантами — Моська под ногами у слона. Дорога — пыльная узкая грунтовка с крутыми поворотами шла по удивительно красивым местам — то с обеих сторон к ней подступят высокие горы, то слева или справа далеко внизу блеснёт речка, то где-то высоко над ней по подвесному мосту простучит колёсами поезд. А перевалы какие! Высота больше 1000 метров. Так в начале одиннадцатого мы оказались в Нарве, а ближе к двенадцати впереди заблестел огнями Красноярск. Всё, путешествие закончилось, круг замкнулся.
    Что мы сделаем в следующую поездку:
    поднимемся на гору Бобровая в районе Ивановских озёр, а лучше побродим по горам весь день;
    найдём све (крепость) на горе Тарпиг на берегу Белого Июса в районе Солёноозёрного;
    наконец, пройдём до конца по тропе предков и заглянем во все гроты и пещеры;
    встанем рано-рано и если не встретим рассвет на Сундуках, то хотя бы одиноко побродим в тишине;
    доедем до Чёрного озера и поднимемся на вершину горы Све-Тех, может быть, найдём там крепость Чебаки;
    побываем, наконец-то, в музее в посёлке Шира;
    обязательно заедем искупаться на Иткуль;
    посмотрим Боярскую писаницу, расположенную в районе деревни Копены;
    наконец-то найдём гору Куня и останемся там на ночёвку;
    сходим в музей в Абакане (может, наконец, его откроют);
    обязательно найдём в Абакане музей художника Владимира Капелько — он участвовал в археологических экспедициях, зарисовывал наскальные рисунки, да и просто много и хорошо писал Хакасию;
    будем долго и неторопливо бродить по музею-заповеднику Казановка;
    ну, и ещё много, что можно посмотреть в Хакасии, места там удивительные.
    И под конец несколько фотографий:








    Navigator

  4. Без смысла Ответить


    Рано утром мы с Данилом стартовали из Новосибирска. Впереди была долгая дороги и нам предстояло найти друг к другу подход и притереться характерами.
    2. В первый день долго ехать не хотелось и мы коллегиально приняли решение стать лагерем за Междуреченском на берегу реки Томь. Вечером с противоположного берега раздавались звуки «обожекакоймужчина…» и мы решили органично влиться в праздничный настрой местных жителей. Для этого нам требовалось, что-то большее чем просто чай…

    Я достал литровую бутылочку Jameson и с лицом человека, который уже понял жизнь, пригласил Данила к столу. Даня взглянул на мой напиток, специально припасенный для праздничных случаев, слегка поморщился и произнес фразу, которая не могла меня не заинтересовать — может отложим его на черный день, когда совсем уже будет нечего употребить?! У меня с собой есть чуть более приличный напиток…
    Сказать, что я был заинтригован, это ничего не сказать — я застыл в удивлении. Совершенно буднично, мой первый космический турист извлек из рюкзака Lagavulin 16 Year Old, в этот момент я сразу понял, что мы неприменно сойдемся характером…
    3. Помимо схожих вкусов в напитках, оказалось, что Данил еще придерживается аналогичных взглядов на распорядок дня. В 8 утра он был уже полностью готов, собран и экипирован, чем приятно меня удивил — мы вышли на маршрут

    4. Горная Шория — это удивительно красивое сочетание слов.

    5. Мы едем неторопясь. Первый, относительно приличный, поселок на нашем пути Ортон. Заезжаем в него, с мыслями о холодном пиве продуктовом магазине

    6. Градообразующим предприятием в поселке является колония-поселение. Не знаю почему, но глядя на этот знак как-то стало жутковато. Даня, говорю я, как ты думаешь, вечером уголовники попробуют нас убить и завладеть нашим автомобилем? Это же так удобно! Полный кунг солярки и тушенки и даже маршрут «на Магадан» уже прописан на борту…

    7. Ближе к Вершине Теи дорога пошла очень неплохой.

    8. В поселке расположен железный рудник.

    9.Помимо карьера, поселок знаменит тем, что в декабре 2010 его полностью «заморозили». Был объявлен режим черезвычайной ситуации и под личныйм контролем Шойгу жителей эвакуировали в ближайшие населенные пункты, где тепло подавалось безперебойно

    10. Сделав несколько снимков карьера и записав на видео процесс загрузки БЕЛАЗа мы решили ставить лагерь. Иногда Данилу нравилось выбирать его единолично и это был тот самый случай.

    Я не настроен был вступать в конфронтацию по столь незначительным поводам, как выбор места для ночевки, но все же был удивлен тем, что оно было мягко говоря не хорошо. Адовое количество комаров, трава высотой по грудь, до железной дороги было не больше 10 метров, а еще мы раздавили пяток муравейников, пока пытались «угнездится» и сейчас мураши жаждали мести. Казалось бы ни одного аргумента «за», но Даня был не преклонен — хочу тут и всё…
    Всю ночь по железке ездили составы, а скучающие машинисты проезжая мимо нашего лагеря неприменно давали протяжный гудок. Но я крепко спал и мне снился сон, что я опытный партизан и специалист по спуску жд составов под откос.
    11. Хорошо отдохнув, мы полные сил и бодрости въехали в республику Хакасия.

    12. Река Енисей, красивая и величественная

    13. Стоит нестерпимая жара и прекрасная возможность искупаться у Майнской ГЭС не могла не прельстить нас. Даже в Охотском море вода была теплее…

    14. В Танзыбее сворачиваем на короткий азимут в направлении первой значимой точки — Каменный город. Где-то через час пути мы утыкаемся в завал и пока мы ищем варианты нас догоняют новосибирцы на мелких эндуро — совсем молодые парень с девушкой, проехали по нашему же маршруту на крошечных мопедках, везя с собой полностью все оборудование и необходимый для этого скарб. Заправляются они на каждой заправке, топливо везут в канистрах из под моторного масла.

    15. По результатам совместной разведки выясняем, что им проползти можно, а нам придется слишком много пилиться. Ночевать в лесу с комарами вторую ночь подряд уже не охота и мы решаем вернутся и совершить асфальтовый марш-бросок до точки.

    16. Благо дорога позволяет ехать

    17. Противолавинная галерея Буйбинского перевала. С другой стороны расположена часовня на месте где 28 апреля 2002 года разбился вертолет Александра Лебедя, который в тот момент был губернатором Красноярского края

    18.Солнце клонится к горизонту и мы начинаем гнать в надежде успеть на закатный свет в «каменном городе». Почему-то никто из нас не задался вопросам, что же такое этот каменный город, но мы все равно туда очень торопились.

    Как выяснилось, на «каменный город» торопиться в ночь было не обязательно. Это огромное плато, где можно почти целый день ходить пешком (автомобилем туда не попасть) и мы в итоге заночевав у подножья собрались завтра с утра совершить пешую радиалку для ознакомления с данной достопримечательностью.
    19. Вот так начинается пешеходная тропа в каменный город.

    20. Ровно через 300 метров она была уже вот такой, но отступать было уже некуда.

    21. Радуясь, что на маршрут мы вышли довольно рано и пока еще не слишком жарко мы бодро двинулись в сторону от машины.

    22. Вообще, нужно сказать, что не надо лениться ходить пешком. Не везде можно проехать на своих колесах, но это совершенно не значит, что эти места не заслуживают внимания. Загонять себя в рамки выбранного формата путешествия в корне не правильно, нужно быть ориентированным на цель, а уж каким образом до нее добираться это дело десятое.

    23. Примерно тут мы с Даней потерялись — я отстал, а он убежал куда-то в сторону. Для таких случаев я брал с собой переносные УКВ радиостанции, но так как я не знал, что мы планируем потеряться, то рации так и остались в автомобиле.

    24. Внизу бежит старая дорога. Кстати, ребята на «мопедах» ее в итоге прошли. Сказали, что отрезок с завалами был не такой уж и большой.

    25. Хожу один и фотографирую окрестности, размышляю о том, что мне делать, если Даня так и не найдется. Пытаюсь выдумать алиби на случай его пропажи без вести…

    26. Но в итоге всё обошлось и мы все-таки нашлись

    27. Я с трудом впитываю окружающие красоты, потому как подавлен отсутствием Елены Викторовны. Все мои мысли занимают рассуждения о том, когда я смогу сюда вернуться, чтобы показать ей эти места

    28.

    29.

    30. Красиво невероятно! Очень рекомендую это замечательное место для посещения.

    31. Обязательные ленточки

    32.

    33. Место обжитое и очень туристическое

    34.

    35. Солнце становиться все злее. Вообще, правильный вариант идти сюда с палаткой и провожать и встречать здесь солнце. Самое главное в путешествии это режимный свет. Я уже понял, что планирование маршрута нужно делать исходя не из суточного километража, а сопоставления режимного света и места ночевки

    36. Благодаря сложному рельефу местность облюбована скалолазами

    37. Их остроумные названия маршрутов отмечены и краской и «памятными табличками». Говорят, что 6с+ это непростой маршрут.

    38. Солнце выходит в зенит и мы решаем ретироваться.

    39. Еще вчера, мы заприметили любопытную точку, откуда должен открываться неплохой вид на Ергаки.

    40. Дорога туда идет прямо от часовни и требует от желающих ее покорить недюжинной уверенности и пониженного ряда в РКПП.

    41. Со своей стороны предоставляются уникальные виды на место, куда можно попасть только пешком.

    42. Дальнейшая дорога уходит вниз и мы спускаемся в долину, которая административно уже относиться к Тыве.

    43. Время ставить лагерь, а погода решила нас немного испытать.

    В попытках спрятаться от любопытных глаз тувинцем мы ломились то в лес, то в чащу. В итоге были замечены передовым патрулем группы лесного мониторинга и были вовлечены в процесс принуждения к миру употребления спирта. За душевной беседой мы узнали кучу всего интересного и любопытного, в свою очередь поведав им также не мало разных баек. В итоге, как мне показалось, все остались довольны состоявшейся встречей. В этот я понял, что избегать встречи с аборигенами не стОит!
    44. Даня обрабатывает отснятые фотки в лайтрум и заливает их обратно в фотоаппарат, чтобы все думали, что он и в jpeg великолепно снимает.

    45. Место невероятно красивое, но при ближайшем рассмотрении оказывается сильно засранным. Берега покрыты мусором, а вода непотребно грязная.

    46. Поснимав симпатичных карточек издалека мы устремляемся вперед. Задача минимум получить в погрануправлении ФСБ пропуска в погранзону.

    47.

    48. Впереди нас ждал Кызыл и продолжение дорожных приключений

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *