Что такое анализ стихотворения и как его делать?

17 ответов на вопрос “Что такое анализ стихотворения и как его делать?”

  1. Miranaya Ответить

    Пример анализа стихотворения по плану

    1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».
    2. История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.
    Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.
    Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.
    3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.
    4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.
    Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.
    Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево.
    Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.
    5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.
    Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.
    Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.
    6. Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.
    Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

  2. ПАТИMEЙKEР Ответить

    Самое сложное задание ЕГЭ по литературе – это анализ стихотворения. Во-первых, само стихотворение может быть незнакомым, как и поэт, его написавший. Во-вторых, может быть неправильно понят (или совсем не понят) вопрос задания для анализа. Да вообще мало кто понимает лирику: язык сломаешь из-за инверсий или этих ямбов-хореев! Однако анализировать лирику надо: это добрая треть всех заданий ЕГЭ, да и без экзамена человек, связывающий свою жизнь с литературой, должен уметь это делать. Должен… Заставляют… А вы попробуйте научиться получать удовольствие от этого на первый взгляд скучного и утомительного занятия – анализа стихотворений!
    Как этому научиться? Рассказывает преподаватель TutorOnline Василий Михайлович.

    Шаг первый – с чего начать?

    Лиха беда – начало… Действительно, как подступиться к стихотворению? Для многих стихи – это бессмысленный зарифмованный набор слов. Ну, во-первых, не всегда “зарифмованный”.  Уж точно не бессмысленный!
    Начните со стихотворений, в которых есть сюжет. То, за что критики упрекали Николая Алексеевича Некрасова. Вот с него и начните! “Тройка”, “В дороге”, “Железная дорога” – везде есть события. Как, в какой последовательности они изложены? Как автор относится к героям? Почему вы так решили? Что указывает на его отношение?
    Привлеките литературоведческий материал. Попробуйте определить размер (у Некрасова он часто трехсложный!), обратите внимание на рифмовку и строфическое деление (если есть). В стихах средства художественной выразительности сконцентрированы в нескольких строках. Слов мало, поэтому каждое важно и несет огромную смысловую (идейную) и изобразительную (художественную) нагрузку. Поищите эпитеты, метафоры, сравнения. Может быть, они сосредоточены в каком-то определенном месте? В начале, в конце, в середине? Почему так?
    Обратите внимание на лексику и синтаксис. Встречаются ли какие-то необычные обороты? Какая-нибудь фраза не совсем понятна? Не оставляйте “белых пятен”! Надо понять все!

    “Есть ли у вас план?”

    Герой великолепной мультэкранизации романа Жюля Верна “Вокруг света за восемьдесят дней” любил сам себе задавать такой вопрос. Да, перед началом любого дела нужно составить план его выполнения.
    Существуют разные схемы анализа произведений литературы. Есть и схемы анализа стихотворений. Правда, с оговоркой: начинать можно и нужно с любого пункта. Что-то должно зацепить вас особенно. Ищите это “что-то”. Как? Поговорим чуть позже.
    Итак, план. Обязательных пунктов нет, потому что бывают разные ситуации во время анализа. Стихотворение или его автор могут оказаться абсолютно неизвестными. На экзамене, например. Всякое бывает. Надо как-то спасаться.
    Хорошо, если вы что-то знаете об авторе, об истории создания стихотворения. Это может здорово помочь. Стихи очень часто биографичны. Кроме того, поэты выражают мысли и чувства своего поколения. Не все, конечно, и не всегда. Но порой историко-биографические факты могут пригодиться.
    Как мы уже сказали, бывают ситуации, когда нам вроде бы не на что опереться. Нет! Такого не бывает! Помните, как говорил И.С.Тургенев в своем самом известном стихотворении в прозе: “…ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык”? Его самое известное стихотворение “В дороге” ниже попробуем проанализировать. А как язык нам поможет? Своим богатством, конечно: стилевыми особенностями, выбором синонимов, антонимов, фонетическими особенностями (звукопись), повторами.

    Как уже говорилось выше, обратите внимание на сюжеткомпозицию тоже). Если есть какие-то события, то им должно быть уделено особое внимание. Как о них рассказывается? Подробно или отрывисто, фрагментарно? Все ли сказано? Или, может, что-то важное опущено? Восстановимо ли это важное? Почему о чем-то не сказано прямо?
    Какие образы созданы поэтом? Какие из них главные? Какие второстепенные? Что вы можете сказать о лирическом герое после прочтения стихотворения?
    Еще раз вдумайтесь в смысл прочитанного. Как средства художественной выразительности помогают поэту выделить наиболее важное? Если все-таки поэт вам хотя бы немного знаком, вспомните основные (ключевые) особенности его творчества. Как они отражены в данном стихотворении?
    Тема, проблема и идея, жанр и ритм, форма и содержание – все важно. Но что-то, конечно, особенно.

    “Где же у него кнопка?”

    Вор-философ Урри из телефильма “Приключения Электроника” по мотивам произведений Е.Велтистова постоянно спрашивает это у себя. Нам воры, конечно, не пример (мы сочинения сами пишем!), но вопрос правильный.
    Итак, мы уже говорили, что надо найти в стихотворении то, за что можно зацепиться. Где же искать зацепку? Всегда ли она на виду?
    Ищите в самом начале. И в конце. Как правило, в том, как начато и закончено стихотворение, и заключено главное.
    Вспомните пушкинский “Анчар”. Начало: “В пустыне чахлой и скупой…” Конец: “…соседям в чуждые пределы”. Поэт начинает с описания пустынного мира. Мира без людей. Зло вне людей. Опасное, но только тому, кто его потревожит. А вот в финале оно уже в мире, населенном людьми. Зло уже в мире людей. И не само туда попало, а принесено человеком. По воле человека. То есть за зло в мире отвечает человек, а не какой-то анчар из пустыни. Причем не один человек, а минимум двое: пославший и принесший. Готов анализ? Нет, это только ключ к нему.
    Или возьмем упомянутое выше стихотворение Тургенева: “Утро туманное, утро седое…”. Так оно начинается. А дальше повторы: “вспомнишь”, “вспомнишь”, “вспомнишь”. Три раза, как заклинание. Вспомнишь, “глядя задумчиво в небо широкое”. Вспомнишь “лица”, события, историю любви – от первой до последней встречи. Одной любви. И задумаешься. О своей жизни, о вечном. И кажется, что ты видишь седого, как утро из его стихотворения, поэта, смотрящего в небо сквозь окно мчащегося поезда. Под “ропот колес”… А потом прочитаешь дату написания – 1843 год – и первая строчка зазвучит по-другому. Потому что Тургеневу в 1843 году было всего лишь 25 лет! Откуда же эта седина в восприятии мира? Зацепило?
    Умение находить подобные “зацепки” надо в себе вырабатывать. Постепенно вы научитесь анализировать абсолютно любое стихотворение. В том числе и отвечая на конкретный вопрос. Как в 15-м или 16-м задании ЕГЭ по литературе. У целевого анализа есть свои особенности, о которых мы поговорим в следующий раз. Впрочем, вы можете не ждать следующего раза, а записаться на занятия к репетиторам школы Tutoronline. До встречи!
    © blog.tutoronline.ru,
    при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

  3. Yozil Ответить

    Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения – переживание, чувство.
    Определить “принадлежность” чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);
    – определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая – косвенная);
    – определить организацию (композицию) лирического произведения;
    – определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное – скупое);
    – определить лексический рисунок (просторечие, книжно-литературная лексика…);
    – определить ритмику (однородная – неоднородная; ритмическое движение);
    – определить звуковой рисунок;
    – определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику).
    План анализа стихотворения:
    1. Автор и название стихотворения.
    2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
    Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)
    3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, – то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста.
    Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
    Тема стихотворения:
    – пейзаж;
    – общественно-политическая;
    – любовная/интимная;
    – философская.
    Сюжет:
    – есть сюжет: образы событий (…каких именно…);
    – без сюжета: образы чувств (…).
    4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
    Какую лексику использует автор:
    – бытовую, повседневную
    – литературную, книжную
    – публицистическую
    – архаизмы, устаревшие слова
    5. Композиция лирического произведения.
    Необходимо:
    – определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
    – выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
    – определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
    – определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
    – выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный “рисунок”).
    Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
    Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
    Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
    Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
    Композиция: размер, рифма, ритм.
    Размер:
    акцентный стих;
    _ _’ _ амфибрахий;
    _ _ _’ анапест;
    верлибр (свободный или белый стих);
    ‘_ _ _ дактиль;
    дольник;
    ‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный;
    _ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
    Рифма:
    аабб – парная;
    абаб – перекрёстная;
    абба – кольцевая.
    анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
    переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
    6. Поэтическая лексика.
    Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
    – выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
    – определить своеобразие и активность использования тропов.
    Тропы – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
    – аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
    – гипербола – художественное преувеличение;
    – ирония – скрытая насмешка;
    – литота – художественное преуменьшение;
    – метафора – скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова “как”, “словно” – отсутствуют;
    – олицетворение – например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
    – паралеллизм;
    – сравнение;
    – эпитет – художественное определение.
    7. Стилистические фигуры:
    Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
    – антитеза/противопоставление;
    – градация – например: светлый – бледный – едва заметный;
    – инверсия – необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
    – повторы/рефрен;
    – риторический вопрос, обращение – повышают внимание читателя и не требуют ответа;
    – умолчание – незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
    8. Поэтическая фонетика:
    Использование звукоподражаний, звукозаписи – звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой “рисунок” речи.
    – аллитерация – повторение одинаковых согласных;
    – анафора – единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
    – ассонанс – повторение гласных;
    – эпифора – противоположна анафоре – повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
    9. Образ лирического героя, авторское “Я”.
    – сам автор,
    – рассказ от лица персонажа,
    – автор играет какую-то роль.
    10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
    11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

  4. Snatcher Ответить

    После того как вы поняли, что говорит автор, обратитесь к тому, как он это говорит. Здесь речь пойдет о его приемах, слоге и экспрессии. Все это иначе никак не выявить, кроме как делать анализ стихотворения правильно. Обратите внимание на общую композицию, рифмовку, наличие лексических повторов. Далее приступайте к более детальному рассмотрению: ищите средства эмоциональной выразительности, тропы и прочие приемы. При этом обращайте внимание на то, как они соотносятся с микротемами и сверхзадачей самого произведения. Проще говоря, анализ состоит из двух этапов: выявления цели, которой хочет достичь автор, и выявления средств, которыми он для этого пользуется. И здесь одинаково важно все: от главной мысли до скромного эпитета. Поскольку, определив направление анализа, нужно понимать, что все детали стихотворения должны ему соответствовать.

    Трудности исследования

    Многие люди, столкнувшись с тем, что объективно оценить авторскую позицию зачастую оказывается намного сложнее, чем это выглядит на первый взгляд, склоняются к субъективному анализу. Он сводится к описанию личных впечатлений и мыслей по поводу стихотворения. Такие анализы правильнее было бы назвать рецензиями. Но ничего плохого в них нет, напротив, в некоторых сферах (к примеру, в публицистике) подобные описания даже упрощают задачу аналитика и работают ему на пользу. А вот ученикам школ не приходится выбирать, как делать анализ произведения, – только с общепринятой точки зрения.
    Подведем итоги
    Анализ любого художественного произведения – неотъемлемая часть коммуникаций между автором и людьми. Ведь многие не понимают значение того или иного стихотворения, поэтому критикам приходится его толковать, раскладывая все по полочкам. Но так как их мнения зачастую расходятся, анализ произведения становится способом понять скорее влияние автора на различных людей, чем его самого. Но несмотря на это (или благодаря этому), разбор поэтических произведений еще долгое время будет актуальным способом их оценки.

  5. Fed boa Ответить

    Вопрос о том, как делать анализ стихотворения, как правило, появляется у школьников. Особенно у тех, кому нужно сдавать ЕГЭ по литературе. Однако без анализа поэтического текста нельзя обойтись и обычному любителю поэзии, так как некоторые стихотворения без предварительного анализа понять практически невозможно.

    Сложности анализа

    Несмотря на то, что в школе и в институте предлагаются чёткие алгоритмы анализа стихотворений, жёсткой схемы анализа не существует. Это обусловлено тем, что стихотворный текст – живой и тускнеет, когда к нему подходят унифицировано, стараясь вогнать в заранее установленные рамки.
    Стихотворение анализировать сложнее, чем прозу, потому что разрушить гармонию стиха проще простого. Тогда тонкая ткань смысла, который выражает самое сокровенное, может легко порваться.
    Для восприятия лирических произведений характерна субъективность, поэтому анализ стихотворения – это настоящее искусство понимания поэта.
    Кроме этого, уникальность каждого отдельного стихотворения значительно усложняет анализ. Ведь для одного произведения важен размер стиха, для другого – лирический сюжет. Разными могут быть и задачи поэта, который может выразить внутреннее состояние лирического героя, создать музыку стиха или выразить в форме образов философскую мысль.
    Любая схема анализа поэтического текста условна. Поэтому свободный комментарий или исследовательский текст может начинаться с любого направления анализа. Всё зависит от логики рассуждений, которую диктует сам художественный текст.

    Схема анализа

    История и биография

    Зачастую, чтобы понять стихотворение необходимо знать время его создания, историю публикации, некоторые факты биографии автора, связанные с лирическим сюжетом или имеющим какое-либо отношение к истории написания стихотворения.

    Стихотворение в творчестве поэта

    Определяя место стихотворения в творчестве поэта, нужно
    сначала отнести произведение к какому-либо из периодов творчества поэта;
    осмыслить контекст;
    выявить характерные или нетипичные черты стихотворения для конкретного поэтического этапа.

    Основная тема

    Основой любого художественного произведения является тема. Для того чтобы было проще определить тематику стихотворения и выделить его ведущую тему, разработана тематическая классификация лирических произведений. Выделяют следующие темы лирики:
    любовная (интимная),
    пейзажная,
    лирика дружбы,
    патриотическая и гражданская,
    медитативная или философская,
    тема поэзии и поэта.
    Это условная классификация, но она помогает начать анализ стихотворения и служит его отправной точкой.
    Чаще всего в стихотворении можно определить ведущую тему, определяя которую нужно соотнести тематическую классификацию с “вечными” темами рока, смерти, красоты, любви и так далее. Но любой поэтический текст представляет сложное переплетение мотивов и тем.
    Мотив при этом отличается от темы своей словесной закреплённостью в тексте и устойчивостью формально-содержательного компонента. Так, для лирики Лермонтова характерен мотив изгнанничества, присутствующий в таких стихотворениях, как “Тучи”, “Нет, я не Байрон, я другой…”.
    С помощью мотива проще понять подтекст стихотворения. Традиционными для поэзии являются мотивы встречи, одиночества, пути, тоски, разочарования, бегства, борьбы, возмездия и так далее.
    Чтобы определить ведущий мотив, необходимо выделить лейтмотив произведения, под которым понимается преобладающее настроение, основная идея и эмоция всего произведения или творчества поэта, а также образ или оборот художественной речи, который постоянно повторяется и характеризует героя, ситуацию или переживание.

    Сюжет лирического произведения

    Сюжет неразрывно связан с событием. Импульсом лирического переживания или особого эмоционального состояния героя могут стать случайная встреча, созерцание природы, воспоминание, сюжетная сценка или мысль. Если в стихотворении есть развёрнутый сюжет, то произведение следует относить к лиро-эпическому жанру. В лирическом произведении сюжет может быть ослаблен.
    Сложнее всего подобрать такие слова, которые смогли бы передать события, которые стали основой сюжета. При этом очень легко соблюсти точность и пересказать сюжет стихотворения, но суть стихотворения будет уничтожена.

    Проблематика стихотворения

    Для определения проблематики стихотворения нужно задать вопросы к тексту или подтексту произведения. Принципиальных отличий от проблематики других литературных родов в стихотворных произведениях нет. Поэты задают такие же социальные и этические вопросы и по-своему отвечают на “вечные проблемы”. Чаще всего проблема вводится в подтекст произведения. Реже проблема формулируется в стихотворении напрямую. Анализ проблематики зависит от умения формулировать и видеть проблему, которая организует поэтическую мысль.

    Композиция стихотворения

    Стихотворение можно разделить на смысловые части. Благодаря этому можно проследить за тем, как развивается тема, заметить, как меняется настроение, ощутить композиционную стройность стихотворения и его гармонию, выделить поэтическую мысль. Иногда разделить текст на смысловые части невозможно, так как это не позволяет сделать миниатюрность или содержательная цельность стихотворения.

    Лирический герой

    Литературоведы до сих пор спорят о границах и содержании понятия “лирический герой”, но без него трудно постичь образ поэта. Если драматический или эпический герой проявляет свой характер через поступки и взаимодействие с другими героями, то лирический герой проявляет себя через эмоциональные переживания.
    Анализируя стихотворение, нужно учесть сложность соотнесённости автора и лирического героя. Между ними могут быть разные отношения. Лирический герой может оказаться “двойником” автора, тогда говорят о том, что лирическое “я” раскрывает авторское сознание.
    Когда мир проходит сквозь призму выдуманного “я”, то говорят о лирическом субъекте, а не о лирическом герое. Этот субъект порождает авторская фантазия, чтобы раскрыть чужое сознание.
    Не всегда в стихотворении можно обнаружить лирического героя. Когда задачей поэта становится постановка философской проблемы, а не изображение внутренних переживаний человека, то говорить об образе лирического героя становится трудно.

    Основное настроение и его изменение

    В стихотворении конкретика может переплетаться с символикой и аллегорией. Тем не менее основой является эмоциональная составляющая, связанная с переживаниями героя.
    При восприятии поэтического текста необходимо подключиться к настроению произведения, уметь чувствовать изменения душевных состояний героя и давать объяснение мотивам. Чувства лирических героев стихотворных произведений чаще всего предстают в динамике.
    Но не во всех стихотворениях можно проследить перемены настроения, так как эмоции и чувства могут быть устойчивы и статичны.

    Жанр стихотворения

    Жанровая система лирики начала разрушаться в XIX веке. Причинами этого явления стали:
    подвижность границ между разными жанрами,
    творческая воля поэта,
    неопределённость признаков жанров.
    Большинство стихотворений довольно сложно отнести к тому или иному жанру. Однако жанровое деление в лирике сохранилось, но имеет условный характер. Анализируя жанровую форму стихотворения, можно лучше понять содержание, заметить совмещение жанров или новаторские перемены традиционного жанра.
    В процессе развития литературы некоторые жанры забывались. Такая судьба постигла мадригал (стихотворение о любви, которое построено на комплиментах возлюбленной) и дифирамб (гимн богу Дионису). Эти жанры в период Нового времени использовались лишь как подражания.
    Главным жанром лирики остаётся лирическое стихотворение, представляющее собой небольшое произведение в стихах. Универсальным на сегодняшний день является понятие “стихотворение”. Им обозначаются лирические произведения всех жанров. Но поэты в некоторых случаях конкретизируют жанр написанного стихотворения. Так, Пушкин стихотворение “Безумных лет угасшее веселье…” называет элегией.
    Элегии древних греков писались строго определённым размером и были разнообразны по тематике. Римляне сузили этот жанр и изображали лишь любовные переживания. В новое время жанр элегии связывался с размышлениями о судьбе, созерцанием природы, любовными переживаниями, сопровождаемыми меланхолией, печалью и сожалением.
    Элегия чаще всего писалась ямбом. Для этого жанра существовал определённый поэтический словарь. Со временем элегия утратила эти признаки, но сохранила в качестве основных жанровых признаков тональность и тематику.
    Есть и такие жанры, которые обладают чёткими жанровыми признаками. За это их называют твёрдыми стихотворными формами. Таков, например, сонет, который состоит из 14 стихов, имеет строгую строфическую композицию и специфическую систему рифм.
    По такой схеме вполне можно сделать анализ стихотворения. Конечно, можно углубиться и проанализировать поэтическую речь, синтаксис, фонетику. Главное, не забывать о цели, с которой анализируется поэтическое произведение. А она должна заключаться не в том, чтобы получить положительную оценку на экзамене, а в том, чтобы раскрыть все красоты стихотворения, глубже понять его смысл, окунуться в его контекст и обнаружить массу удивительного.

  6. Maladal Ответить

    Когда вы делаете анализ стиха впервые, план необходимых действий может ввести в ступор. Однако, паниковать не стоит. Внимательно прочитав произведение, сложностей в его анализе не должно возникнуть.
    Уединитесь в тихой, спокойной комнате. Очень важно, чтобы вам никто не мешал и ничто не отвлекало от произведения.
    Прочитайте его раз. Затем прочтите снова. Если вам встретятся незнакомые слова или словосочетания, найдите их значение в словаре.
    Хорошей идеей станет запасание ручкой и блокнотом. Если перед вами копия стиха, можно выделять незнакомые и впечатляющие моменты с помощью маркера.
    Прочитав произведение несколько раз, спросите сами себя: “О чем оно?”, “Кто главный герой стихотворения, какой он – позитивный или негативный, чем обусловлены его действия?”. Поразмышляйте, что автор хотел донести к читателю, создавая этот стих.
    Сделайте несколько заметок о наиболее ярких героях и ситуациях, об эмоциях, пронзающих каждую строку.
    Прочитайте произведение еще раз, только уже вслух. Не забывайте при чтении о всех стоящих знаках пунктуации, делайте паузу там, где нужно, а не в конце каждого рядка.
    Попробуйте определить ритм стиха.
    Обратите внимание на последние буквы каждой строки: совпадают ли они. Если да, то в каком порядке: по парам, через одну или через несколько.

  7. Yozshule Ответить

    План анализа стихотворения
    1. Автор и название стихотворения.
    2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.
    3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)
    А)  Тема стихотворения:
    – пейзаж;
    – общественно-политическая;
    – любовная/интимная;
    – философская.
    Б) Идея
    В) Настроение
    Г)  Сюжет:
    – есть сюжет: образы событий (…каких именно…);
    – без сюжета: образы чувств (…).
    4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения
    1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.
    2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.
    3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:
    А) Ритм стиха, стихотворный размер:
    Ямб 2,4,6,8,10
    Хорей 1,3,5,7,9
    Дактиль 1,4,7,10
    Амфибрахий 2,5,8,11
    Анапест 3,6,9,12
    Б) Рифма:
    аабб – парная;
    абаб – перекрёстная;
    абба – кольцевая.
    анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
    переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
    Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.
    В) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.
    И крутится в моём мозгу:
    Мазурка, море, смерть, Марина
    5) Композиция лирического произведения.
    Необходимо:
    – определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
    – выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
    – определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
    – определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
    – выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный “рисунок”).
    Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
    Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
    Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
    Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
    6. Поэтическая лексика.
    Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
    – выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
    – определить своеобразие и активность использования тропов.
    Тропы – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
    – аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
    – гипербола – художественное преувеличение;
    – ирония – скрытая насмешка;
    – литота – художественное преуменьшение;
    – метафора – скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова “как”, “словно” – отсутствуют;
    – олицетворение – например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
    – параллелизм;
    – сравнение;
    – эпитет – художественное определение.
    7. Стилистические фигуры:
    Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
    – антитеза/противопоставление;
    – градация – например: светлый – бледный – едва заметный;
    – инверсия – необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
    – повторы/рефрен;
    – риторический вопрос, обращение – повышают внимание читателя и не требуют ответа;
    – умолчание – незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
    8. Поэтическая фонетика:
    Использование звукоподражаний, звукозаписи – звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой “рисунок” речи.
    – аллитерация – повторение одинаковых согласных;
    – анафора – единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
    – ассонанс – повторение гласных;
    – эпифора – противоположна анафоре – повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
    9. Образ лирического героя, авторское “Я”.
    – сам автор,
    – рассказ от лица персонажа,
    – автор играет какую-то роль.
    10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
    11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.
    Помните, анализ стихотворения пишется как сочинение, никаких пунктов плана не ставим, это законченный текст  с обязательным цитированием! В кавычки берем слово, словосочетание, 1 строку, более одной строки, оформленные как стихотворение, идет без кавычек, например:
    Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека:
    И скучно, и грустно, и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды…
    Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека: «И скучно, и грустно, и некому руку подать/ В минуту душевной невзгоды»

  8. Broadkiller Ответить

    План анализа стихотворения
    Тема стихотворения:
    пейзаж;
    общественно-политическая;
    любовная/интимная;
    философская.
    Сюжет:
    есть сюжет: образы событий (…каких именно…) ;
    без сюжета: образы чувств (…).
    Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
    Композиция: размер, рифма, ритм.
    Размер:
    _ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге) ;
    ‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный;
    ‘_ _ _ дактиль;
    _ _’ _ амфибрахий;
    _ _ _’ анапест.
    Рифма:
    аабб – парная;
    абаб – перекрестная;
    абба – кольцевая.
    Тропы – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
    эпитет – художественное определение;
    сравнение;
    аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
    ирония – скрытая насмешка;
    гипербола – художественное преувеличение;
    литота – художественное преуменьшение;
    олицетворение – например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
    метафора – скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова “как”, “словно” – отсутствуют;
    паралеллизм.
    Стилистические фигуры:
    повторы/рефрен;
    риторический вопрос, обращение – повышают внимание читателя и не требуют ответа;
    антитеза/противопоставление;
    градация – например: светлый – бледный – едва заметный;
    инверсия – необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
    умолчание – незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
    Поэтическая фонетика:
    аллитерация – повторение одинаковых согласных;
    ассонанс – повторение гласных;
    анафора – едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
    эпифора – противоположна анафоре – повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
    Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
    Образ лирического героя, авторское “Я”.
    Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т. д.
    Жанр: эпиграмма (сатирический портрет) , эпитафия (посмертное) , элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви) , ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д

  9. Doomsmith Ответить

    Зная, что собой представляет анализ стихотворения, писать его несложно. Примерный план анализа состоит из следующих пунктов:
    История создания. Время написания стихотворения важно для понимания исторической ситуации в стране, мировоззрения автора в этот период.
    Тема, идея, сюжет. Есть темы традиционные такие, как тема родины, природы, философская, любовная, общественно-политическая лирика. Если сложно определить, то достаточно указать, о чем говорится в произведении. Здесь же указывают подтемы, главные мотивы. Это могут быть мотивы одиночества, тоски, безнадежности, восторга. Событие, с которым связано стихотворение, лежит в основе изображения.
    Композиция. На какие части можно условно разделить стихотворение? Характеризуют деление на строфы. Определяют размер:
    двусложный: хорей, ямб, спондей;
    трехсложный: дактиль, амфибрахий, анапест.
    Лирический герой. Автор или персонаж, от лица которого ведется монолог.
    Поэтическая лексика. Анализу подвергаются художественно-выразительные средства: тропы, синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы и другие слова, способствующие созданию образов и выражению идеи.
    Стилистические фигуры. Антитеза, градация, параллелизм применяются для усиления выразительности.
    Фонетика. Звукопись организует поэтическую речь, благодаря чему она получает экспрессивную окраску.
    Жанр: элегия, ода, баллада, сонет и другие.
    Характеристика стихотворения может быть закончена рассказом о собственных впечатлениях.

  10. OZEDE Ответить

    Синонимы (слова, имеющие сходный смысл). Пример: образец — пример, конструкция — структура, тональность — настроенность и т. д.
    Антонимы (слова, которые можно противопоставить друг другу, являются одной и той же частью речи). Например: прогрессивный — регрессивный, абстрактный — конкретный, мир — война, анализировать — синтезировать.
    Омонимы (слова, пишущиеся одинаково, но имеющие различный смысл). Пример: дипломат — это чемодан и дипломат — это должностное лицо внешнеполитического ведомства государства.
    Профессионализмы (слова, наиболее часто распространённые у представителей той или иной профессии). Например: метеорология, азимут, атмосфера, гигрометр — слова, хорошо понятные для метеорологов.
    Устаревшие слова (в современном языке заменённые другим словом). Пример: черевички — женские башмаки на каблучках с острым носом. В современном языке не употребляется.
    Можно указать на глаголы, используемые в тексте либо на затрагивание времени: прошлое, настоящее, будущее.

    Поэтическая рифма

    Определить рифму, используемую в стихотворении. От того, куда падает ударение, происходит подразделение на следующие виды:
    Мужская (ударение приходится на последний слог): С утра на полдень едет он, Дорога далека. Свет белый с четырёх сторон, А сверху — облака.
    Женская (ударение падает на предпоследний слог): Весь мир уничтожен — Ни света, ни мрака — Обрывками кожи До первого знака.
    Гипердактилическая (четырёхсложная рифма): Холод, тело тайно сковывающий, Холод, душу очаровывающий. От луны лучи протягиваются, К сердцу иглами притрагиваются .
    Дактилическая (трёхсложная): К малышу сегодня в садике Приходили вновь солдатики.
    Определить рифму на точность звучания. Рифма может быть:

    Составная (два или более слова);
    Усечённая: Свищет вполголоса арии, Блеском и шумом пьяна, — Здесь на ночном тротуаре, Вольная птица она! Детски балуется с локоном, Вьющимся дерзко к глазам, То вдруг наклонится к окнам, Смотрит на радужный хлам;
    Бедная (рифмующиеся слова — в наибольшей степени распространённые, преимущественно однородной части речи, подобрать рифму к которым не составит труда): Твоих лучей небесной силою Вся жизнь моя озарена. Умру ли я, ты над могилою Гори, гори, моя звезда!
    Богатая (характерно почти полное совпадение в рифмуемых словах): По станице тополи Гнутся на ветру. По станице топали Кони поутру;
    Ассонансная (созвучие гласных звуков): Мне хочется домой, в огромность Квартиры, наводящей грусть. Войду, сниму пальто, опомнюсь, Огнями улиц озарюсь;
    Йотированная (в рифмующем слове будет присутствовать «й»): Мы растём, развёртывая плечи, Завоёвываем воздух, радио, кино; Но — сквозь новый облик человечий Просквозит внезапно век иной;
    Следом необходимо определить стихотворный размер:
    Хорей (двухсложный стихотворный размер).
    Ямб (слог долгий и короткий).
    Дактиль (трёхсложный размер стиха).
    Амфибрахий (трёхсложный стихотворный размер, ударение падает, преимущественно на второй слог).
    Анапест (трёхсложный размер стиха, третий слог ударный, остальные — безударные).

    Тропы и фигуры

    Тропы — фразы и слова, используемые в образном и переносном значении. К тропам могут относиться эпитет (определение предмета, придающее художественную окраску) или аллегория (скрытый смысл), сарказм (ирония в высшей степени, чаще всего высмеивание и принижение кого-либо) или ирония (добрая или горькая насмешка), олицетворение (присвоение неодушевлённым предметам признаков одушевлённых) или перифраз (замена одного слова описательным словосочетанием) и т. д.

    Фигуры — обороты, применяемые автором для создания выразительности. Здесь можно отметить всяческие повторы как слов, так и союзов. Преднамеренное нарушение построения предложения. Отметить использование в тексте риторических вопросов или риторических восклицаний.

    Вывод, собственное отношение к произведению

    В выводе важно дать собственную характеристику анализируемому произведению. Можно соглашаться с автором или опровергать его мнение.
    В школьной программе обучения в разных классах предъявляются различные требования к написанию комплексного анализа стихотворения, но в первую очередь личное эмоциональное восприятие и интерпретация. Почувствовать себя критиком будет захватывающе, находясь на обучении в любом классе. На каждом этапе своей жизни нужно уметь и учиться отстаивать собственное мнение.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *