Что такое боевые колесницы в древнем египте?

15 ответов на вопрос “Что такое боевые колесницы в древнем египте?”

  1. Mezishicage Ответить

    Со временем колесницы совершенствовались, появлялись новые их виды. Вскоре появились боевые и грузовые колесницы. По мнению некоторых историков, кроме колесниц существовали собственно и повозки, но они были изобретены не только в Месопотамии, но и на Кавказе. Но при этом необходимо отметить, что и конструкция, и названия деталей и частей были идентичными, что дает право предполагать, что центр их создания был единым.
    Что касается технологии постройки колесниц, то она постоянно развивалась. И если первые колесницы, которые появились в Месопотамии, были очень громоздкими и тяжелыми платформами, на которых размещались лучники или метатели дротиков, то в Египте, к примеру, уже использовались легкие повозки, обладающие большой маневренностью, которые использовались не только для стрелков, но и сами по себе были серьезным оружием.
    В Древнем мире строительству колесниц уделяли большое значение. Об этом свидетельствует, к примеру, тот факт, что для их изготовления в Египте использовали такие породы дерева, как береза, вяз, сосна, ясень. Но такие деревья не растут в данной местности, а доставить их по тем временам считалось не простой задачей.
    К тому же, в отдельных местностях колесницы делали на заказ. Так, археологи обнаружили большое количество колесниц на острове Крит (около 500 колесниц). Но если внимательно изучить рельеф острова, то становится понятно, что использовать такое средство передвижения в условиях гористой местности невозможно. Поэтому, согласно предположению немецкого ученого Г.Бокиша, повозки с Крита экспортировали в другие государства.
    Необходимо подчеркнуть и то, что изобретение колесниц произвело настоящий фурор в военном деле. По сути, они стали основой большого количества армий, решая при этом исход не только отдельных битв и сражений. От них зависели судьбы целых государств.
    Были известны колесницы нескольких видов: с двумя колесами с одной или двумя лошадьми в упряжке, с двумя или четырьмя колесами и четверкой лошадей в упряжке. Колесницы древних греков отличались тем, что кузов их был расположен на невысоких колесах. В передней части располагались перила для закрепления вожжей. Задняя часть повозок была открыта. Это давало возможность воинам заскакивать и соскакивать на ходу. Такая колесница называлась троянской. Существовала еще сложная колесница, которую называли персидской. Она отличалась значительно большими размерами, с каждой стороны были приделаны перила, к осям крепились ножи, а к дышлу – копья.

    Наибольшее распространение использование колесниц получило в Египте и Хеттском царстве, которые находились в состоянии постоянной войны друг с другом, поэтому вынуждены были постоянно совершенствовать свою военную мощь. И вот, наконец, наступил решающий момент в их противостоянии. По одним данным, решающее сражение произошло в 1296 году, по другим – в 1312 году до нашей эры.
    К этому времени в распоряжении обоих государств были мощные армии, а также усовершенствованные виды боевых колесниц. Именно они сыграли решающую роль в исходе битвы. Битва при Кадеше стала первой битвой, ход которой возможно проследить до мельчайших подробностей благодаря записям летописца Рамсеса II, а также увидеть, какая роль была отведена колесницам.
    Силы в обеих армиях были примерно одинаковыми – по 20 тысяч воинов и порядка две с половиной тысячи колесниц у каждой стороны. Они объединялись в отряды по 10, 30 и 50 колесниц. Совершенствование повозок заключалось в том, что в колесах использовалось уже по 8 спиц, а длина оси, которая выступала по краям колес, была значительно увеличена, и представляла собой длинные острые ножи, которые были грозным оружием, особенно применительно к пехоте противника. Подобные ножи крепились и спереди колесницы. Правил колесницей возница, возле него – воин из знатного рода.
    Между колесницами египтян и хеттов существовали определенные различия, египетские повозки были более маневренными, в то время как хеттские – более мощными.
    И сейчас совершенно не важно, кто одержал победу в той битве, ученые склоняются к мысли, что она закончилась «в ничью», поскольку в дальнейшем правители двух государств заключили договор о ненападении и оказании помощи в случае необходимости. Главное – это то, какую роль сыграли боевые колесницы, и как дальше происходило их совершенствование. Уже через некоторое время их везли не две, а четыре, шесть лошадей. Кроме того, они превратились в серпоносные.
    Серпоносные колесницы, по свидетельствам историков, появились примерно в 479-401 годах до нашей эры. Основная их задача, в отличие от простых боевых колесниц, заключалась в том, чтобы оказывать психологическое воздействие на пехоту противника в ходе лобовой атаки на поражение. Понятно, что новый вид повозок требовал создания нового вида войск, в которых бойцы были бы бесстрашными, не боялись идти на прямое столкновение с врагом даже при отсутствии поддержки своих войск.
    Впервые серпоносные квадриги были использованы в битве при Кунаксе, которая произошла между претендентами на престол Ахаменидской империи царем Артаксерксом II и его братом Киром Младшим. Именно исходя из описаний этого сражения, можно представить себе, как выглядела данная колесница. У нее были большие колеса, которые вращались вокруг оси, длина которой была рассчитана на 4 лошади. К каждой оси крепились серпы длиной порядка 90 сантиметров. Кроме того, к низу оси крепилось еще два вертикальных серпа.
    В дальнейшем серпоносные квадриги использовались уже в битве при Даскелиоке между персами и греками в 395 году до нашей эры, а также в битве при Гавгамелах между Александром Македонским и Дарием III.
    Но при этом необходимо отметить, что такие колесницы были недостаточно универсальны в битвах, поскольку требовали ровной поверхности. И, по сути, они больше играли роль психологического оружия, поскольку реальные потери от использования серпоносных квадриг были незначительными.
    Поэтому и не удивительно, что со временем боевые колесницы все реже стали использовать в битвах, а позже они и вовсе исчезли из боевых построений.
    Использованы материалы:
    http://x-files.org.ua/articles.php?article_id=2687
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EB%E5%F1%ED%E8%F6%E0

  2. Perinin Ответить

    Однако основное египетское войско под руководством самого фараона находилось за несколько километров от лагеря. Эта армия двинулась в ответную атаку. У египтян также были колесницы, которые сеяли ужас среди пехоты. У хеттов не было копейщиков, чтобы противостоять этому типу войска. Тем не менее, в их армии пехота имела железные доспехи. Этот металл был военной и государственной тайной. Египтяне не умели выплавлять его. По сути это было последнее сражение бронзового века.
    Битва так и не выявила победителей. Количество колесниц с обеих сторон было приблизительно равным, что привело к паритету. В итоге египтяне и хетты договорились подписать мирный договор. При этом каждая страна приписала победу себе. Тем не менее именно здесь было остановлено египетское вторжение на Ближний Восток. Этому во многом способствовали боевые колесницы хеттов.

    Освоение верховой езды и упадок колесниц

    В конце второго тысячелетия до нашей эры начался упадок колесниц. Он был связан с тем, что человек освоил верховую езду на лошадях. Первоначально это никак не отменяло двуколки. Однако экономически содержать кавалерию было гораздо дешевле, чем повозки. Поэтому со временем боевые колесницы стали исчезать из армий из-за своей неэффективности. Дороговизна была вызвана необходимостью создания различного снаряжения.
    Как устроена боевая колесница? Для нее в первую очередь нужны запряжки. Именно они и были слишком дорогими для повсеместного использования. Особенно сильным удар оказался в среде кочевников. В то же время показателен пример Древнего Китая. Во время сражений в долине Хуанхэ на шесть тысяч пехотинцев приходилось только около двухсот запряжек.

    Социально-экономические причины отказа от колесниц

    Использование повозок все еще было обоснованным с военной точки зрения. Однако нокаутирующий удар по ним пришелся после того, как исчезла социальная прослойка людей, которые воспитывались для того чтобы стать владельцами колесниц.
    В нее входила знать. Во многих обществах колесница имела еще и сакральный смысл как признак власти и могущества. Поэтому неудивительно, что римские императоры после важных побед триумфаторами въезжали в столицу на двуколке. С появлением новых видов металла, а также других типов войск, колесница сошла на нет. Ее успешно заменила кавалерия.

    Утяжеленные запряжки в Ассирии

    Многие народы создавали собственные модификации этого типа войск. Например, ассирийцы начали применять новые ударные запряжки. В таких повозках было по 4 лошади и столько же воинов. Один из них обязательно имел при себе щит, чтобы защищать соседей по экипажу от атак копьеносцев. Такое «утяжеление» со временем стало характерным для других государств.

    Колесницы в Китае

    Что такое боевая колесница для китайцев? Восточная цивилизация начала применять ее в оборонительных целях (а не наступательных, как это было принято в других обществах). Для этого отряд из 5-7 колесниц выстраивался в форме башни, которую окружала плотная пехота. В случае атаки противника такие оборонительные редуты обстреливали приближающихся врагов. Также на востоке проявилась еще одна особенность. Вместо луков здесь использовались рогатки.
    Тем не менее легкие коляски по-прежнему использовались в летучих атаках на вражеский строй. Если тяжелые колесницы были эффективны в обороне, то мобильные и быстрые небольшие двуколки стремительно надвигались на соперника.
    Применение повозок в Китае было связано еще и соседством степняков. Именно от них ханьцы получили первых лошадей, которые, кстати, долго приспосабливались к новым условиям жизни. Владельцы повозок были военной элитой китайских княжеств. У каждого небольшого местного государства было около 200-300 колесниц в действующей армии.
    Со временем повозки постепенно увеличивались в размерах. Становился больше и их экипаж. Параллельно с этим количество сопровождающих пехотинцев уменьшилось (с 80 человек до 10). Это означало то, что сражения между армиями превращались в огромные столкновения колесниц. В таких битвах роль пехоты становилась все незначительнее. Подобное соотношение сходно с ситуацией, когда в средневековой Европе основу войска стали составлять отряды вооруженных рыцарей.

    Степняки

    Для степняков колесницы стали преимуществом, которое позволило многочисленным диким народам устраивать оглушительные набеги на обширные территории. От Средиземноморья до Тихого океана нашествия приводили к упадку оседлых культур. Колесницы позволяли степнякам получать преимущество на поле боя.
    Они имели самых выносливых и сильных лошадей во всем мире. Животные, питавшиеся качественным фуражом и степными травами, становились грозной силой, в том числе и в упряжке колесниц.
    Особенно сильный удар пришелся на китайцев, живших в долинах Двуречья. Несколько тысячелетий продолжалась борьба между землевладельцами и кочевниками. В ней наличие колесниц было одним из важных козырей.
    Удар жителей степей пришелся даже по Древнему Египту. Однако людям этой великой цивилизации повезло больше, чем китайцам. Они были дальше от степных регионов. Кроме того, им удалось эффективно перенять у кочевников саму технологию колесниц.

    Тактика пехоты

    За несколько столетий войн с колесницами пехоте удалось выработать несколько приемов против этого типа противника. Одной из самых распространенных была тактика, при которой повозку пропускали в тыл, где она захлебывалась и становилась легкой добычей для сухопутных воинов.
    Римлянам в эпоху Юлия Цезаря удалось свести на нет преимущество колесниц с косами. Пехота начала действовать в рассыпном строю, при котором такие орудия становились бесполезными. Из-за этого римляне выигрывали войны с Селевкидами, в армии которых повозки занимали значительное место.

    В Греции и Риме

    В Греции боевые колесницы древности просуществовали особенно долго вплоть до Персидских войн в IV веке до н. э. Использование подобных фаланг было необходимо для увеличения маневренности армии. Кроме того, в античной Греции колесницы сохранились в спортивных соревнованиях. На Олимпийских играх гонки на колясках встречались публикой с особенным нетерпением.
    Что такое боевая колесница для Древнего Рима? Отношение к ней в этом обществе было схожим с греческим. Это было связано с тем, что римляне никогда не уничтожали порядки покоренных народов. Наоборот, они часто перенимали все самое лучшее в культуре и достижениях соседей.
    Поэтому неудивительно, что так у римлян появилась своя боевая колесница. Определение ее роли в войне зависело от конкретного случая. Особенно много колясок было применено в Пунических войнах против Карфагена.
    Римляне отстраивали ипподромы для гонок на колесницах. Циркус Максимус мог вместить до 150 тысяч зрителей. Юлий Цезарь перестроил его и расширил. Это, в свою очередь, означает, что римляне продолжали пользоваться боевыми колесницами вплоть до нашей эры. Интересно, что в ходе технической эволюции европейцы начали использовать старые коляски в качестве лафетов для передвижных баллист.
    Что такое боевая колесница? Это еще и символ античности. К тому времени, когда Римская империя окружила Средиземное море, колесницы начали исчезать из легионов. Они были неэффективны против многочисленных северных варваров. Взамен старым повозкам приходила привычная для средневековья кавалерия.

    Колесницы с косами

    В числе многочисленных модификаций особенно примечательными являлись боевые колесницы с железными косами. Первыми они появились у ассирийцев. Эти жители Ближнего Востока решили усовершенствовать старые колесницы. К колесам присоединили длинные ножи. Они ранили многочисленную вражескую пехоту, которая окружала повозки во время яростных сражений. Устрашающие косы отпугивали воинов, которые сторонились их и в панике убегали.
    Позже появились и другие технические решения. Как выглядели боевые колесницы такого типа? К дышлу таких повозок также добавляли косы, что позволяло им таранить кавалерию противника в лобовом столкновении.
    Подобные колесницы были популярны в Персии. В них запрягалось 4 лошади. Экипаж состоял из 3 человек. Один из них был возничим. Двое других были воинами, которые разили неприятеля.
    Косы помогали разрушать порядок в построении пехоты. Если строй не рассеивался полностью, то в нем хотя бы появлялись заметные бреши. В них устремлялись дружественные солдаты, которые не давали врагу сомкнуть поверженные ряды. Что означает боевая колесница в такой ситуации? Она была гарантом успеха при лобовом столкновении армий.
    В отличие от обычной кавалерии, повозки с косами позволяли буквально прорезать ряды врага. На этом фоне обычные конные воины были слабы против плотных греческих фаланг. Кроме того, самая древняя кавалерия не имела удобных седел, шпор и других полезных вещей, которая появилась только в Средневековье. Поэтому, вплоть до нашей эры, колесницы успешно конкурировали с всадниками на лошадях, несмотря на сравнительную дороговизну.

  3. Conjuath Ответить

    Во время сражений боевые колесницы играли ту же роль, что в будущем была у танков. Они должны были вносить беспорядок в ряды противника. Именно с помощью повозок прорывались густые шеренги врага. На колесницах были копейщики, метатели дротиков или лучники. Они уничтожали живую силу врага.
    Как и конница, колесницы шокировали и пугали неподготовленную к такому противостоянию пехоту. Часто пешие ополченцы в ужасе разбегались от повозок, не дожидаясь приближения смерти.
    Боевые колесницы – это еще и заметный показатель социального расслоения общества. Ими владели только привилегированные жители страны. Чтобы дослужиться до места на двуколке, нужно было приложить немало усилий. Кроме того, боевые колесницы – это хороший стимул развития коневодства в отдельно взятом государстве.

    Колесницы на Ближнем Востоке

    Исследователи сходятся во мнении, что наибольшей эффективности двуколки достигли на Ближнем Востоке. Они попали сюда из-за проникновения в регион племен индийской и иранской языковой группы.
    В III тысячелетии до нашей эры появились сирийские и месопотамские колесницы. Их отличала типовая прямоугольная форма с вытянутой платформой. Их ширина составляла около половины длины. Отсюда они попали в Древний Египет, где были особенно популярны.

    Битва при Мегиддо

    В этой связи важно упомянуть битву при Мегиддо. Это было первое документально подтвержденное сражение в человеческой истории. Оно имело место в 1468 году до нашей эры. Противниками оказались египетский фараон Тутмос III и ханаанские цари. Что такое боевая колесница для той эпохи? Это элитное подразделение войск. Сам фараон возглавлял колонну двуколок. Он стрелял из лука по сирийцам и палестинцам, которые в итоге потерпели сокрушительное поражение.
    Стрелки были важной составляющей египетской дружины. При Тутмосе они получили самые эффективные луки, которые на тот момент мог произвести человек. Они отличались высокой точностью и мобильностью. Их удар не выдерживала ни одна легкая броня. Древние боевые колесницы позволяли лучниками возвышаться над пехотой и выискивать необходимые цели.

    Битва при Кадеше

    Это был золотой век повозок. Самое массовое использование колесниц было зафиксировано в битве при Кадеше. В ней схлестнулись силы египетского фараона Рамсеса II и хеттского царя Муваталли II. Сражение произошло в XIII веке до нашей эры.
    В битве обе стороны в сумме использовали около 7 тысяч колесниц. Она началась с того, что хетты внезапно атаковали египетский лагерь, который остался практически беззащитным из-за маневров противника. Уже в этом нападении были использованы сотни колесницы. Хеттам удалось победить на этом начальном этапе.
    Однако основное египетское войско под руководством самого фараона находилось за несколько километров от лагеря. Эта армия двинулась в ответную атаку. У египтян также были колесницы, которые сеяли ужас среди пехоты. У хеттов не было копейщиков, чтобы противостоять этому типу войска. Тем не менее, в их армии пехота имела железные доспехи. Этот металл был военной и государственной тайной. Египтяне не умели выплавлять его. По сути это было последнее сражение бронзового века.
    Битва так и не выявила победителей. Количество колесниц с обеих сторон было приблизительно равным, что привело к паритету. В итоге египтяне и хетты договорились подписать мирный договор. При этом каждая страна приписала победу себе. Тем не менее именно здесь было остановлено египетское вторжение на Ближний Восток. Этому во многом способствовали боевые колесницы хеттов.

    Освоение верховой езды и упадок колесниц

    В конце второго тысячелетия до нашей эры начался упадок колесниц. Он был связан с тем, что человек освоил верховую езду на лошадях. Первоначально это никак не отменяло двуколки. Однако экономически содержать кавалерию было гораздо дешевле, чем повозки. Поэтому со временем боевые колесницы стали исчезать из армий из-за своей неэффективности. Дороговизна была вызвана необходимостью создания различного снаряжения.
    Как устроена боевая колесница? Для нее в первую очередь нужны запряжки. Именно они и были слишком дорогими для повсеместного использования. Особенно сильным удар оказался в среде кочевников. В то же время показателен пример Древнего Китая. Во время сражений в долине Хуанхэ на шесть тысяч пехотинцев приходилось только около двухсот запряжек.

    Социально-экономические причины отказа от колесниц

    Использование повозок все еще было обоснованным с военной точки зрения. Однако нокаутирующий удар по ним пришелся после того, как исчезла социальная прослойка людей, которые воспитывались для того чтобы стать владельцами колесниц.
    В нее входила знать. Во многих обществах колесница имела еще и сакральный смысл как признак власти и могущества. Поэтому неудивительно, что римские императоры после важных побед триумфаторами въезжали в столицу на двуколке. С появлением новых видов металла, а также других типов войск, колесница сошла на нет. Ее успешно заменила кавалерия.

    Утяжеленные запряжки в Ассирии

    Многие народы создавали собственные модификации этого типа войск. Например, ассирийцы начали применять новые ударные запряжки. В таких повозках было по 4 лошади и столько же воинов. Один из них обязательно имел при себе щит, чтобы защищать соседей по экипажу от атак копьеносцев. Такое «утяжеление» со временем стало характерным для других государств.

    Колесницы в Китае

    Что такое боевая колесница для китайцев? Восточная цивилизация начала применять ее в оборонительных целях (а не наступательных, как это было принято в других обществах). Для этого отряд из 5-7 колесниц выстраивался в форме башни, которую окружала плотная пехота. В случае атаки противника такие оборонительные редуты обстреливали приближающихся врагов. Также на востоке проявилась еще одна особенность. Вместо луков здесь использовались рогатки.
    Тем не менее легкие коляски по-прежнему использовались в летучих атаках на вражеский строй. Если тяжелые колесницы были эффективны в обороне, то мобильные и быстрые небольшие двуколки стремительно надвигались на соперника.
    Применение повозок в Китае было связано еще и соседством степняков. Именно от них ханьцы получили первых лошадей, которые, кстати, долго приспосабливались к новым условиям жизни. Владельцы повозок были военной элитой китайских княжеств. У каждого небольшого местного государства было около 200-300 колесниц в действующей армии.
    Со временем повозки постепенно увеличивались в размерах. Становился больше и их экипаж. Параллельно с этим количество сопровождающих пехотинцев уменьшилось (с 80 человек до 10). Это означало то, что сражения между армиями превращались в огромные столкновения колесниц. В таких битвах роль пехоты становилась все незначительнее. Подобное соотношение сходно с ситуацией, когда в средневековой Европе основу войска стали составлять отряды вооруженных рыцарей.

    Степняки

    Для степняков колесницы стали преимуществом, которое позволило многочисленным диким народам устраивать оглушительные набеги на обширные территории. От Средиземноморья до Тихого океана нашествия приводили к упадку оседлых культур. Колесницы позволяли степнякам получать преимущество на поле боя.
    Они имели самых выносливых и сильных лошадей во всем мире. Животные, питавшиеся качественным фуражом и степными травами, становились грозной силой, в том числе и в упряжке колесниц.
    Особенно сильный удар пришелся на китайцев, живших в долинах Двуречья. Несколько тысячелетий продолжалась борьба между землевладельцами и кочевниками. В ней наличие колесниц было одним из важных козырей.
    Удар жителей степей пришелся даже по Древнему Египту. Однако людям этой великой цивилизации повезло больше, чем китайцам. Они были дальше от степных регионов. Кроме того, им удалось эффективно перенять у кочевников саму технологию колесниц.

    Тактика пехоты

    За несколько столетий войн с колесницами пехоте удалось выработать несколько приемов против этого типа противника. Одной из самых распространенных была тактика, при которой повозку пропускали в тыл, где она захлебывалась и становилась легкой добычей для сухопутных воинов.
    Римлянам в эпоху Юлия Цезаря удалось свести на нет преимущество колесниц с косами. Пехота начала действовать в рассыпном строю, при котором такие орудия становились бесполезными. Из-за этого римляне выигрывали войны с Селевкидами, в армии которых повозки занимали значительное место.

    В Греции и Риме

    В Греции боевые колесницы древности просуществовали особенно долго вплоть до Персидских войн в IV веке до н. э. Использование подобных фаланг было необходимо для увеличения маневренности армии. Кроме того, в античной Греции колесницы сохранились в спортивных соревнованиях. На Олимпийских играх гонки на колясках встречались публикой с особенным нетерпением.
    Что такое боевая колесница для Древнего Рима? Отношение к ней в этом обществе было схожим с греческим. Это было связано с тем, что римляне никогда не уничтожали порядки покоренных народов. Наоборот, они часто перенимали все самое лучшее в культуре и достижениях соседей.
    Поэтому неудивительно, что так у римлян появилась своя боевая колесница. Определение ее роли в войне зависело от конкретного случая. Особенно много колясок было применено в Пунических войнах против Карфагена.
    Римляне отстраивали ипподромы для гонок на колесницах. Циркус Максимус мог вместить до 150 тысяч зрителей. Юлий Цезарь перестроил его и расширил. Это, в свою очередь, означает, что римляне продолжали пользоваться боевыми колесницами вплоть до нашей эры. Интересно, что в ходе технической эволюции европейцы начали использовать старые коляски в качестве лафетов для передвижных баллист.
    Что такое боевая колесница? Это еще и символ античности. К тому времени, когда Римская империя окружила Средиземное море, колесницы начали исчезать из легионов. Они были неэффективны против многочисленных северных варваров. Взамен старым повозкам приходила привычная для средневековья кавалерия.

    Колесницы с косами

    В числе многочисленных модификаций особенно примечательными являлись боевые колесницы с железными косами. Первыми они появились у ассирийцев. Эти жители Ближнего Востока решили усовершенствовать старые колесницы. К колесам присоединили длинные ножи. Они ранили многочисленную вражескую пехоту, которая окружала повозки во время яростных сражений. Устрашающие косы отпугивали воинов, которые сторонились их и в панике убегали.
    Позже появились и другие технические решения. Как выглядели боевые колесницы такого типа? К дышлу таких повозок также добавляли косы, что позволяло им таранить кавалерию противника в лобовом столкновении.
    Подобные колесницы были популярны в Персии. В них запрягалось 4 лошади. Экипаж состоял из 3 человек. Один из них был возничим. Двое других были воинами, которые разили неприятеля.
    Косы помогали разрушать порядок в построении пехоты. Если строй не рассеивался полностью, то в нем хотя бы появлялись заметные бреши. В них устремлялись дружественные солдаты, которые не давали врагу сомкнуть поверженные ряды. Что означает боевая колесница в такой ситуации? Она была гарантом успеха при лобовом столкновении армий.
    В отличие от обычной кавалерии, повозки с косами позволяли буквально прорезать ряды врага. На этом фоне обычные конные воины были слабы против плотных греческих фаланг. Кроме того, самая древняя кавалерия не имела удобных седел, шпор и других полезных вещей, которая появилась только в Средневековье. Поэтому, вплоть до нашей эры, колесницы успешно конкурировали с всадниками на лошадях, несмотря на сравнительную дороговизну.

  4. GetWild Ответить

    Боевые слоны
    Если верить древним индийским эпосам и ведам, то слонов стали использовать в военных целях еще в пятом тысячелетии до н.э. Впрочем, ученые других стран сильно сомневаются в этом, и по их мнению, боевые слоны появились лишь в начале первого тысячелетия до н.э. Однако, несмотря на такую значительную разницу в датах, в описании боев с их участием ученые полностью соглашаются с древними индийскими источниками.
    В Древней Индии «танки древности» чаще всего применялись против конницы. Происходило это по одной простой причине – лошади, едва завидев гигантское и незнакомое им животное, становились неуправляемыми и уже не подчинялись приказам человека. На каждом из боевых слонов, как правило, размещалось три человека: наездник, стрелок с луком (или метатель отравленных дротиков) и копейщик. В то время, как стрелок раз за разом поражал врага выстрелами из лука, копейщик не давал пехотинцам подойти вплотную к брюху и ногам животного.
    К слову, сам слон тоже принимал самое активное участие в бою. Помимо того, что одними своими размерами он подавлял моральный дух противника, он топтал пехотинцев ногами, душил хоботом и пронзал бивнями. Не редко на бивни надевались специальные железные наконечники, которые заметно их удлиняли и делали еще более острыми, а следовательно и более опасными.
    Одним из самых ярких примеров использования боевых слонов на поле боя является битва между войском сирийского царя Антиоха и кельтским племенем галатов. Противник заметно превосходил армию Антиоха в численности, галаты были гораздо лучше вооружены, и сирийский царь уже собирался отступать, как один из советников предложил использовать против галатов индийских боевых слонов, имевшихся в наличии. Антиох согласился.

    Едва увидев приближающихся слонов, конница галатов в панике разбежалась по полю боя. Пехотинцы, находясь в настоящем ступоре, естественно, не смогли ничего противопоставить «древним танкам» и были буквально растоптаны в считанные минуты. Те из галатов, которым все же удалось спастись от участи быть растоптанным, стали легкой целью для стрелков, находящихся на слонах. Сам Антиох, несмотря на такую триумфальную победу, предпочитал не вспоминать эту битву, говоря буквально следующее: “Можно ли гордиться победой, если в этом заслуга одних зверей”.
    Справедливости ради стоит упомянуть и о слабостях боевых слонов. Во-первых, для того, чтобы иметь большое количество этих животных, необходимо было позаботиться и об их питании, а его слонам, само собой, требовалось очень много. Не менее плохим их качеством можно считать и их чувствительность к громким звукам. Пусть это звучит несколько странно, но гигантские животные, с легкостью затаптывающие как пехоту, так и конницу, боялись звуков горна, барабанов и т.д. Именно этот их недостаток и использовал великий Цезарь во время своего похода в Африку в битве близ города Талс. Испуганные и оглушенные громкими звуками боевые слоны бросились в бегство в свой лагерь, куда вслед за ними и направились войска Цезаря.
    Боевые колесницы
    Не менее интересна история и еще одних «древних танков» – боевых колесниц. «Экипаж» каждой колесницы состоял из возницы и одного-двух воинов с луками. Предприимчивые персы значительно усовершенствовали колесницы, прикрепив к осям обоих колес острые как бритва серпы – это решение превратило их в настоящую грозу для конницы противника. Колесницы одновременно хорошо применялись как в качестве маневренной поддержки для пехоты, так были полезны и при фронтальных атаках на строй противника.

    Именно боевые колесницы были главной ударной силой в армиях Древнего Египта и Хеттского государства, причем их наличие решало не только исход отдельно взятых боев, но и судьбу целых государств. Так, доподлинно известно, что в битве при Кадеше (1296 год до н.э.) в армиях Рамзеса II и хеттского царя Муваталлиса насчитывалось не менее чем по две тысячи боевых колесниц у каждой из сторон. Войска Рамзеса II уже в самом начале битвы оказались в окружении в тяжелейшей ситуации, и лишь наличие быстрых и маневренных колесниц позволило египтянам избежать поражения.
    Однако, как и в случае с боевыми слонами, вскоре было найдено противоядие и от колесниц. Изобретенные македонцами сариссы (пяти-семиметровые копья) сделали бесполезными фронтальные атаки боевых колесниц. Как нельзя лучше это подтверждает победа македонцев над персами при Гавгамелах. Персы очень рассчитывали на свои «боевые машины», но вскоре убедились, что их время уже прошло.
    Так что, как мы видим, несмотря на то, что изначально боевые колесницы и слоны были практически непобедимы, то вскоре против них была найдена нужная тактика, полностью исключающая целесообразность их применения. При этом, помня о славных временах, многие римские полководцы использовали колесницы во время различных торжеств, а в Индии и по сей день можно увидеть боевых слонов на военных парадах, идущих впереди танков и других современных видов бронетехники.

  5. AXILLES ADAMSON Ответить

    Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
    Эпоха боевых колесниц
    В конце III тысячелетия до нашей эры где-то на территории Великой степи
    было сделано изобретение, кардинально изменившее течение мировой
    истории, перекроившее этническую карту Евразии и приведшее к самым
    большим потрясениям, когда-либо обрушивающимся на человечество в целом.
    Речь идет, конечно же, о появлении боевых колесниц.
    Колесо и повозка стали известны людям уже давно, по крайней мере, за
    много веков до того. Некоторые исследователи, в частности историк
    Владимир Сафронов, полагает, что изобрели их также индоевропейцы,
    ссылаясь при этом на то обстоятельство, что в языке народов этой семьи
    нет заимствований извне лексики, связанной с движением, транспортом,
    вращением и колесом [183]. Другие ученые считают, что для этого открытия
    наши предки были недостаточно развиты и склоняются к версии о том, что
    древнейшие средства передвижения появились вначале в государствах
    междуречья Тигра и Евфрата. Как все обстояло на самом деле, сейчас уже
    установить невозможно. Но в любом случае между тем тихоходным
    транспортом, что был известен с начала III тысячелетия, и боевыми
    колесницами существовала дистанция, не меньшая, чем от паровоза братьев
    Черепановых до космического корабля многоразового использования «Шаттл».
    Тяжелые, сплошь деревянные, небольшие по размеру колеса повозки должны
    были превратиться в огромные, легкие, с множеством спиц, сложные
    устройства, несущие эти «танки бронзового века» через пески пустынь и
    болотистую почву побережий. Необходим был эффективный поворотный
    механизм, который позволил бы стремительному двухколесному экипажу почти
    мгновенно в ходе боя изменять направление движения, дабы это оружие
    действительно стало грозным. И, наконец, потребовалась специальная
    методика тренинга лошадей, чтобы эти умные животные научились понимать
    колесничего с полуслова и полужеста, слились с ним в единое целое. Таким
    образом, придумать это новое слово в военной науке было под силу лишь
    племенам традиционных коневодов, обладающим к тому же развитым
    бронзолитейным делом и столярным ремеслом. Единственным на нашей планете
    народом, который отвечал всем этим требованиям, были наши предки —
    индоевропейцы.
    Скорее всего, сверхмощное оружие появилось вначале у кочевых
    арийских племен, но уже вскоре оно широко распространилось по всей
    индоевропейской степи, стало достоянием как бывших ямников, так и
    «боевых топоров». Началась эпоха великих завоеваний, о которой мы,
    потомки этих этносов, таков уж парадокс Истории, долго совсем ничего не
    знали.
    В 1786 году британский колониальный судья Уильям Джонс, по прозвищу
    «гармоничная личность», изучая на досуге речь туземцев — индусов,
    неожиданно обнаружил ее родство с английским языком. Его доклад об этом в
    Королевском научном обществе Калькутты произвел подлинный фурор в
    тогдашнем ученом мире. Никто не предполагал, что между «белыми»
    европейцами и «черными» аборигенами могло быть нечто общее. Так впервые
    стало известно об арийском завоевании Индии. Начались поиски других
    свидетельств, говорящих о проникновении индоевропейцев на Юг, в полосу
    великих цивилизаций древности. «Знатные воины на запряженных лошадьми
    колесницах, — по меткому замечанию историка Вадима Масона, — стали
    считаться активнейшей силой политических событий в Передней Азии II
    тысячелетия до нашей эры, и в именах многих правителей этого времени
    стремились найти индо-иранскую этимологию» [135].

    Боевая колесница. Реконструкция
    Не обошлось без крайностей. Как мы помним, «белым» пришельцам стали
    приписывать практически все достижения древних цивилизаций. А самих
    арийцев произвели в прямые предки современной немецкой нации. Напротив, в
    нашей стране, особенно после Великой Отечественной войны, по вполне
    понятным причинам, тема арийских нашествий была если не под запретом, то
    весьма непопулярна.
    Меж тем трудно отрицать тот очевидный факт, что с началом II
    тысячелетия до нашей эры, с момента распространения колесниц, кочевой
    мир Евразии как бы воссоединился с полосой древних цивилизаций, мощные
    миграционные волны, зарождающиеся на территории Великой степи,
    обрушиваются на Малую Азию, Междуречье, Иранское нагорье, Индию и даже
    Китай. Но в свою очередь некие тенденции, технологии и людские потоки из
    южной зоны проникают назад, глубоко в Степь. Движения были, таким
    образом, не в одну сторону, но подобны гигантскому, медленно
    останавливающемуся маятнику, раскачивающемуся по линии Север — Юг, а
    иногда и по более сложным траекториям.
    Возможно, первой ласточкой проникновения индоевропейского населения в
    Переднюю Азию стало создание в начале второго тысячелетия до Рождества
    Христова на землях Восточной Анатолии (современная Турция) государства
    хеттов. Вплоть до конца XIX века человечество знало об этом народе не
    более того, что написано в Библии, где их называли «хеттеяне». Как
    известно, любовью к жене Урии Хеттеянина воспылал царь Давид,
    приказавший бесчестно погубить в бою этого мужественного воина и
    прославленного военачальника. Цари «хеттейские» в Писании по могуществу
    приравнивались к правителям Египта. Ничего другого о них не было
    известно [21].
    Но в 1887 году в египетском городе Эль-Омарне был найден архив
    фараонов Эхнатона и отца его — Аменхотепа III. Среди памятников
    дипломатической переписки XIV века до нашей эры обнаружилось письмо от
    царя страны Хатти по имени Сиппилулиума, который поздравлял Эхнатона с
    восшествием на престол. Позже узнали, что страна Хатти известна была
    также ассирийцам, очень опасавшимся ее армии. Наконец, в 1906 году
    немецкой научной экспедицией в Турции, на холме Богазкей в ходе раскопок
    был открыт целый архив этой самой загадочной державы Хатти, а точнее —
    Хеттского царства. Как оказалось, под холмом лежала столица данного
    древнего государства — город Хаттуса.
    Выяснилось, что эта цивилизация была создана народом, явившимся
    откуда-то с Севера и покорившим местные племена хаттов, последние
    говорили на языках, родственных западно-кавказским (адыго-абхазским).
    Сами северяне называли себя «нессийцами», по имени своей первой столицы,
    города Нессы (в другой транскрипции — Куссар и куссарийцы). В самое
    короткое время держава пришельцев становится ведущей силой на Ближнем
    Востоке. В XVIII веке до нашей эры они объединяют под своей властью все
    Анатолийское плато, в XVI захватывают Вавилон и свергают правившую там
    аморитскую династию, в XIII столетии в ходе «битвы тысяч колесниц» у
    стен сирийского города Кадеша громят египтян фараона Рамсеса II, положив
    предел захватнической политике в Азии североафриканцев. И только в
    начале XII столетия до Рождества Христова царство хеттов гибнет под
    натиском так называемых «народов моря», новой миграционной волны,
    пришедшей откуда-то с Севера Средиземноморья.
    Хетты были первым народом планеты, научившимся плавить железо и
    изготавливать из него оружие и предметы утвари. Этот прочный металл
    стоил тогда дороже золота, недаром в гробницах фараонов, среди груды
    блестящих драгоценностей и самоцветов на самом почетном месте находят
    штучные экземпляры кинжалов из стали.
    Хеттские тексты были расшифрованы в годы первой мировой войны
    чешским лингвистом Берджихом Грозным. Он же сделал сенсационное открытие
    о принадлежности данной речи к индоевропейской языковой семье. Много
    позже ученые определили, что из всех родственников самые тесные
    лексические связи объединяли древних хеттов с кельтами, италийцами и
    жителями Западного Китая — тохарами. Другими словами, первичные
    лингвоносители — нессийцы или куссары явно принадлежали к языковому
    ареалу «А» и, следовательно, кругу культур «боевых топоров».

    Львинные ворота Хаттусы – столицы хеттского царства. Фото с автором
    Догадаться о последнем обстоятельстве можно было, изучая одни только
    особенности организации Хеттского царства. В отличие от прочих держав
    Древнего Востока, где существовала строгая централизованность,
    действовал всесильный и разветвленный чиновничий аппарат, власть монарха
    являлась поистине деспотической, его воля была непреклонна, а сам он,
    как правило, обожествлялся, признавался земным воплощением отца богов,
    хетты создали первую в мире, если можно так выразиться, «феодальную»
    империю. Их правители не наследовали власть, а избирались на народных
    собраниях из числа представителей царского рода.
    Знать была сильна и могущественна. Страна делилась на уделы,
    принадлежащие наследникам аристократических фамилий, уделы, в свою
    очередь, — на более мелкие владения. Причем, вполне с соблюдением
    средневекового европейского принципа «вассал моего вассала — не мой
    вассал». Иначе говоря, собрать армию свободных знатных воинов хеттские
    цари могли лишь, когда предстоял поход за добычей в чужие земли или с
    целью отражения внешней угрозы. Вся история этого царства наполнена
    смутами и дворцовыми переворотами. Впрочем, подобного хватало и в
    прошлом стран с деспотическими режимами [136, 137].
    Возможно, что предки хеттов проникли в Малую Азию, двигаясь по
    восточному побережью Черного моря. Именно им некоторые археологи
    приписывают создание знаменитых северокавказских дольменов. Эти древние
    могильники внешне напоминают гигантские скворечники, сложенные из ровных
    каменных плит, или сказочные домики, которые великаны мастерили для
    своих друзей-карликов. Впрочем, гигантские сооружения из камня
    характерны для большинства индоевропейских народов зоны «А», равно как
    их возможных предков — воронковидных кубков.

    Дольмены Северного Кавказа. Вид в наши дни
    Практически одновременно с проникновением хеттов в этот же регион,
    но с другой, европейской стороны, точнее — на балканское побережье
    Эгейского моря — устремляются еще одни белокурые варвары — ахейцы,
    первая волна будущих эллинов. Это они разрушат Трою и заложат основы той
    цивилизации, которая до сих пор восхищает мир своими достижениями.
    Великий Гомер называл своих соплеменников «данайцами». Если вспомнить,
    что у ираноязычных народов слово «дон» значило просто «река», то не
    исключено, что предки греков именовали себя «речниками». Откуда они
    пришли, ученые знают лишь весьма приблизительно — в качестве их
    возможной прародины предполагают Подунавье или Северное Причерноморье.
    Ахейская миграционная волна в этот регион была далеко не последней —
    в XII столетии до нашей эры сюда придут дорийцы. Эти пришельцы, как и
    их предшественники, построят на Пелопоннесе, в Малой Азии и островах
    Эгеиды множество независимых городов-государств, враждующих меж собой и
    объединяющихся только в случае внешней опасности.
    К Юго-Востоку от хеттов, в верховьях Тигра и Евфрата лежала другая
    держава — Митанни. Ее населяли племена хурритов, чьи потомки
    впоследствии создадут государство Урарту. Они говорили на неких языках
    восточнокавказской лингвосемьи и, безусловно, не являлись
    индоевропейцами. Антропологически эти народы были близки нынешним
    грузинам и армянам. Однако настоящую сенсацию в мире науки произвело то
    обстоятельство, что в перечне богов, упоминаемых митаннийскими
    правителями XIV века до нашей эры, оказались явные «арийцы» — Индра,
    Варуна, Митра и Насатья. А в трактате о коневодстве примерно того же
    времени, составленном жителем этой страны по имени Киккули, обнаружилось
    множество индоиранских терминов и числительных, связанных с тренингом
    лошадей. Пикантность ситуации состояла еще и в том, что митаннийцы
    одними из первых на Востоке познакомились с боевыми колесницами — хетты и
    ассирийцы заимствовали их у них. Теперь же выходило, что этот
    самостоятельный очаг изобретения грозного оружия, на бытность которого в
    Передней Азии уповали некоторые ученые, мог вовсе не существовать.
    Проникновение неустановленных индоевропейских племен на земли Северной
    Месопотамии, будущей Митанни, имело место, похоже, еще в предыдущую
    эпоху и, возможно, даже в III тысячелетии. По крайней мере, по мнению
    известного востоковеда Игоря Дьяконова: «Арийские имена собственные и
    глоссы, идущие из Митанни XV— XIV веков, указывают на наличие некого
    индоиранского этнического компонента, однако, он тогда был, видимо,
    мертв» [78]. Это означает, что народ, научивший жителей верхнего
    Междуречья строить колесницы и передавший им свой опыт обращения с
    лошадьми, давно уже покинул те места.
    Что касается египтян, то до начала II тысячелетия эти «передовые»
    покорители Нила, похоже, не только не знали о существовании колесниц, но
    и вообще не имели какого-либо эффективного наземного транспорта,
    предпочитая возить грузы на кораблях по великой реке. И только в XVII
    веке до Рождества Христова к ним из Азии врываются племена гиксосов.
    Данный этноним дошел до нас в греческой транскрипции, сами египтяне
    называли чужаков «хека хасут», что в переводе означало «властители
    пустынных нагорий». Судя по тому, что своих покойников пришельцы
    хоронили вместе с лошадьми, а вся «колесничная» лексика у египтян
    оказывается также индоиранской, это могли быть арийцы или смешанные
    арийско-хурритские народы. Покорив африканцев, северяне основали
    династию Великих гиксосов. Вооруженные громоздкими щитами, примитивными
    деревянными луками, топорами и копьями многочисленные строители пирамид
    ничего не могли поделать против кучки агрессоров, разъезжавших на боевых
    колесницах, с более совершенными составными, деревянно-роговыми луками в
    руках. Захватчики-гиксосы построили свою столицу в восточной части
    дельты Нила — город Аварис и в течение ста лет повелевали
    североафриканцами. Лишь век спустя, взяв на вооружение транспорт и
    боевые навыки врагов-индоевропейцев, египтяне под руководством правителя
    Фив, будущего фараона Яхмоса I, сбросили иноземное иго и изгнали
    непрошеных гостей.

    Египетская боевая колесница
    В середине второго тысячелетия некие кочевые племена вторгаются
    также на территорию Иранского нагорья. Это были будущие древние мидийцы и
    персы, чьи потомки составят правящий слой Великой персидской державы,
    вплоть до захвата ее Александром Македонским. Как и прочие арии, данные
    этносы принадлежали к североевропейскому антропологическому типу, но,
    оказавшись среди южноевропеоидов, впоследствии превратились в
    современных темноволосых и смуглых персов и азербайджанцев. Кстати,
    название государства — «Иран», в оригинале «Аиран», в переводе значит
    всего лишь «страна ариев». О том, откуда пришли захватчики,
    свидетельствует начальный смысл терминов, определяющих у древних персов
    стороны света. «Юг» — это всегда то, что впереди, «север» — позади.
    Как полагают ученые, этносы, покорившие Иран, были лишь одной из
    волн, возможно, наиболее поздней, арийского нашествия на Средний Восток.
    Приход персов и мидийцев заставил их родственников — индоариев, во
    главе со своими вождями, покинуть эти места и, преодолев многочисленные
    горные перевалы и бескрайние пустыни, отправиться в тропическую Индию.
    Будущие классические арии двигались на своих верных колесницах с
    территории Иранского нагорья и Афганистана. На санскрите
    (древнеиндийском наречии) «пурва—восток» поначалу значило «передний», а
    «пашчима—запад» — «задний» [80, 137]. Желая избежать смешения с местными
    дравидскими народами, творцы Вед и Махабхараты создали на Севере
    полуострова Индостан кастовое общество, где «белые» индоевропейцы стали
    жрецами-брахманами и воинами-кшатриями, превратив местное население в
    низшие, подчиненные им варны. Впрочем, природу обмануть невозможно,
    время успешно растворило арийский субстрат в море темнокожего населения
    Индии. Хотя и поныне среди представителей высших каст здесь изредка
    встречаются те, кто антропологически близок к своим северным предкам.
    Но, в основном, от индоариев остался лишь язык — санскрит, а также их
    бессмертная культура.
    Как видим, с начала II тысячелетия, а может и раньше,
    индоевропейские народы ведут одно грандиозное наступление на Юг по всему
    фронту: от Балкан до тропической Азии. Это было их время — эпоха боевых
    колесниц.
    < <Назад Вперёд>>

  6. Bogra Ответить

    ЗАКАТ ЭПОХИ КОЛЕСНИЦ
    В Греции XII–VI вв. до н. э. колесница служила боевым транспортом. Богатый воин ехал на ней до места боя, не тратя силы и везя запас оружия. Возница управлял лошадьми и подавал воину оружие в бою. Но к V в. до н.э. колесницы покинули поле боя в Элладе. В горах и ущельях Греции, неудобных для выпаса коней, сказывался главный недостаток колесниц – дороговизна. В колесницы запрягали до четырех коней, то есть вместо одной колесницы можно было иметь четырех всадников и не тратиться на повозку. Появление хорошо обученной тяжелой пехоты сводило на нет преимущества колесниц. За щитами фаланга (строй тяжелых пехотинцев – гоплитов) могла выдержать обстрел. По команде воины расступались, пропуская колесницы, их захватывала легкая пехота. Возничих и коней убивали дротиками и камнями из пращей, лошадей пугали, те несли колесницы назад, на строй своей армии. Так великий полководец Александр Македонский разбил персидских колесничников при Гавгамеллах.
    ПРИВЕТ ИЗ ПРОШЛОГО
    На многие века колесница перестала играть роль в военных действиях. Но в 1920-е гг., во время Гражданской войны в России, она сказала свое веское слово. Партизаны Повстанческой армии батьки Махно устанавливали пулеметы на четырехколесные повозки — тачанки. Так пулемет быстро перемещали туда, где нужна была поддержка огнем.

  7. Bladedragon Ответить

    Фиванский миф об истреблении людей
    Согласно популярному фиванскому мифу об истреблении людей, Ра сначала создал Первый мир, отличный от нашего, и, заселив его созданными им людьми, мирно им правил. Когда он состарился, тело его стало дряблым, а волосы – цвета лазури, силы стали покидать бога и его ум притупился. Тогда люди замыслили против Ра заговор. Они собрали большое войско и двинулись штурмовать дворец бога. Однако Ра, обладавший божественной проницательностью, раскрыл заговор и вознамерился наказать бунтовщиков (по другой версии, ему сказал о заговоре Тот)…
    – Сын мой Ра, – ответил мудрый старик Нун. – Сын мой Ра, бог более великий, чем создавшие его и сотворившие его! Крепок твой трон, и велик страх от тебя, – да направится твоё Око (Ра) против оскорбивших тебя!
    Воистину! – согласились остальные боги. – Нет другого Ока, которое могло бы быть перед ним и воспрепятствовать ему, когда оно сходит в образе Хатхор.
    – Ваш совет хорош, – подумав, промолвил Ра и посмотрел на людей своим Глазом-Солнцем, направляя в их стан испепеляющие лучи урея. Но люди были готовы к этому и успели укрыться за высокой горой, в пустыне, – поэтому лучи не причинили им никакого вреда, испепелив землю в стороне от войска. Мятежники продолжали наступать, рассыпавшись на небольшие группы и прячась за скалами и камнями. Ра не смог прожечь скалы, хотя напрягал свое Око до тех пор, пока оно не заслезилось.
    Тогда бог Солнца велел своему Оку в образе Хатхор отправиться в пустыню и жестоко наказать дерзких, непокорных людей.
    Хатхор-Око приняла обличье женщины-львицы и получила имя Сехмет. Полная ярости, она набросилась на людей и принялась безжалостно их уничтожать одного за другим, орошая пустыню кровью и разбрасывая вокруг себя куски мяса…
    Ра ужаснулся, увидя, какую бойню учинила Хатхор. Гнев его на людей окончательно прошёл…
    Гелиопольский миф о Гебе, пытавшемся завладеть Глазом Ра (Оком Уаджет)
    Через двадцать семь дней после начала царствования Геб решил обойти свои владения. Он отправился на восток и встретил там людей, которые рассказали ему о доблести Шу, о том, как Шу сражался с Апопом и о том, как он поместил себе на лоб Глаз или Око Ра.
    – Это Око, – сказали люди, – обладает великой силой и называется Око Уаджет. Если поместить его на лоб, оно своими ослепительными лучами будет убивать врагов.
    Едва Геб услышал это, он решил во что бы то ни стало заполучить Око. Бог отправился на его поиски и через несколько дней встретил Око у подножия горы. Геб бросился к нему и хотел его схватить, но Око внезапно превратилось в кобру-урей и выпустило яд. Бога земли охватило пламя…
    Эти и другие египетские мифы, на мой взгляд, являются хорошим подтверждением того, что Глаз Ра (Око Ра, Око Уаджет) относился к смертоносному оружию богов и несущей его небесной колеснице, пилотами которых являлись богини – апсары. Так, в мифе об истреблении людей Ра, пытаясь наказать мятежников, направил в них испепелящие лучи своего урея. Они сожгли землю в стороне от войска. Однако, люди, которые были готовы к такому ходу событий, успели укрыться за высокой горой и смертоносные лучи не причинили им никакого вреда. Как Ра ни старался, он не мог прожечь скалы. Однако, как только Хатхор-Око или урей полетела на место событий, она произвела там страшное опустошение всего за один вечер. Потому что люди больше не могли укрываться от нее, летящей в боевой колеснице.
    По всей вероятности, эта колесница (или, скорее, колесницы) несла ядерное, химическое или какое-то другое аналогичное им по воздействию оружие. Подтверждением этому является приготовление свитой Ра семи тысяч сосудов “пива с толчёным красным порошком диди”, который они разлили по всем полям, на которых произвела опустошение Хатхор. Возможно, это было сделано для того, чтобы нейтрализовать остаточную радиацию, химическое заражение или ликвидировать какие-то другие последствия, вызванные применением оружия богов.
    В мифе о сотворении Земли Атум направил свое Око в океан на поиски пропавших детей и через некоторое время оно нашло их. Мне трудно объяснить это иначе, чем отправкой Атумом на поиски детей летательного аппарата. Тем более, что за время долгого отсутствия Ока Атум сделал себе другое.
    В еще одном сказании о Горе Бендехском он представлен в виде крылатого солнечного диска, взмывшего в небеса и мгновенно уничтожившего своих врагов. В дальнейшем Гор патрулировал на этом диске небо на носу Ладье Вечности, а вместе с ним были два солнечных Око – Нехбет и Уаджет (по другим данным, Хатхор и Маат или Тефнут), которые бесжалостно испепеляли врагов Ра.
    Наконец, миф о Гебе, пытавшемся завладеть Глазом Ра или Оком Уаджет, которое выпустило в него “яд”, так, что бога Земли охватило пламя, также позволяет отождествить Глаз Ра с оружием богов или летающей колесницей.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для VideoAnswer Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *