Что такое большой цирк в древнем риме?

20 ответов на вопрос “Что такое большой цирк в древнем риме?”

  1. южный ветер Ответить

    Название Circo Massimo – Большой цирк – произошло от латинского Circus Maximus. Одно из значений слова Circus – ристалище, место для конных соревнований. В долине между холмами веками происходили скачки – историки предполагают, что это могло быть сезонное празднование в честь Нептуна Конного.

    Первые соревнования были устроены в Риме в 500 году до нашей эры, при царе Тарквинии Приске (лат. Lucius Tarquinius Priscus). Колесницы, запряженные четверками лошадей – квадригами – мчались со старта по прямой. Добравшись до конца долины, они разворачивались и во весь опор скакали обратно, стараясь прийти на финиш первыми.
    Во II веке до н.э. правила изменились в связи со строительством в Риме примерно в 146 году до н.э. водопровода. Его проложили по дну долины, выкопав тоннель высотой 4,5 и шириной 2, 5 метра. Вдоль всего ристалища протянулся холм, который не стали разравнивать, а пустили квадриги по кругу. Так полностью оправдалось второе значение латинского Circus –круг, а затем появилось итальянское слово Circo (чирко) – цирк. Цирк и в самом деле был «массимо» – большой, размером с целую долину, шириной 150 метров и длиной более шестисот.

    Описание

    Описания цирка в разные периоды развития отличаются. Вначале зрители, желающие посмотреть на конные соревнования, размещались прямо на склонах холма. Постепенно появились первые постройки: скамьи для самых уважаемых и богатых горожан, деревянный старт и стойла для коней.
    В период своего расцвета, который пришелся на правление первых римских императоров, Большой цирк представлял из себя одно из самых внушительных сооружений в Риме. Гай Юлий Цезарь в I веке до н.э. перестроил его, расширив и удлинив арену и выкопав вокруг нее канал.
    Теперь благодаря новым размерам (118 м в ширину и 621 в длину!) она одновременно вмещала 12 квадриг.
    ????ПОДПИШИТЕСЬ НА МОЙ ИНСТАГРАМ????
    Вокруг стадиона возвели ограду, построили деревянные трибуны для патрициев и ярусы для публики попроще. Сидячих мест насчитывалось 150 тысяч, в последующие века их число увеличилось более чем в два раза. Как минимум столько же болельщиков переживали за исход состязаний стоя.
    На одном конце арены располагались три башни, центральная с воротами для въезда внутрь, к двум другим полукругом были пристроены стойла для лошадей — карцеры. Через ворота с противоположной стороны покидали цирк победители.
    Вдоль арены, по центру, шла узкая платформа, украшенная двумя древнеегипетскими обелисками. Оба обелиска уцелели и украшают в Риме Народную площадь (Piazza del Popolo) и площадь перед Латеранским дворцом (Palazzo del Laterano).
    С обеих сторон платформу завершали закругления со столбами в виде конусов – метами. От одной из мет начинался бег колесниц, чтобы закончиться на противоположном конце арены через семь кругов. Круги приходилось считать, для этого на платформе были установлены две подставки, каждая на семь шаров. Со временем рядом появились небольшие фонтаны в виде дельфинов – морских коней покровителя ристалищ Нептуна.

    Закат

    После Цезаря Circo Massimo привлекал к себе жителей Древнего Рима еще полтысячелетия. Казалось, закат его славы еще не скоро. Многие императоры, правившие в Риме, вносили свою лепту в украшение цирка.

    Так, после пожара, случившегося в Риме в 31 г. до н.э., император Август восстановил цирк и придал ему окончательную форму. Ее основой стали каменные трибуны в виде ступеней для привилегированных зрителей – сенаторов и всадников. Два верхних яруса остались деревянными, снаружи появились аркады с магазинчиками и трактирами. Украшение продолжалось и после Августа: при Клавдии карцеры-стойла стали мраморными, а меты – золотыми, при Нероне во имя расширения арены закопали канал.
    В последний раз скачки прошли в Большом цирке в 549 году, во время правления императора Тотилы. После этого началась эпоха разрушения.
    Камень с древних построек римляне разбирали на строительство новых зданий, остатки заносило грунтом. Археологи, проводившие раскопки в XIX веке перед строительством на этом месте газового завода, обнаружили нижние ряды цирка на глубине 6 метров.
    Сегодня в Риме на месте Большого цирка раскинулась обширная поляна овальной формы. Оставшиеся руины – части дорожки, мраморных карцеров и каменных трибун – потрясают своими размерами наших современников.
    Здесь расположена очень важная для города зона отдыха. Часто ее используют для проведения массовых торжеств, парадов военной техники, концертов и празднования дня рождения Рима.
    Так, 22 июня 2014 года в рамках мирового турне здесь прошел единственный в Италии концерт легендарной группы Rolling Stones, собравший 65 000 рок-фанатов.

    Как добраться

    Добраться до Массимо пешком за 5 минут можно от Римского Форума (Foro Romano) и Колизея (Colosseo), а с холма Палатина прямо к цирку ведет лестница Кака (Scalae Caci). Она хранит память о десятом подвиге Геракла. Говорят, именно здесь изрыгающий пламя трехглавый пастух Как, сын Гефеста и Медузы, спрятал двух лучших коров Гериона, украденных им у Геракла, спящего на берегу Тибра. Здесь же Геракл вступил с Каком в единоборство и вернул украденное.
    Если усталость берет свое, самое удобное – воспользоваться метрополитеном и доехать до станции Circo Massimo (линия В). Сюда также подвезут:
    автобусы № 60, 81, 75, 160 и 175;
    трамвай № 3.

    Легенда о сабинянках


    Историки предполагают, что события легенды о сабинянках, ставшей излюбленным сюжетом мировой культуры, развернулись именно здесь, в долине Большого цирка.
    Во времена Ромула весь Рим умещался на Палатине и был настолько силен, что мог подчинить себе всех вокруг. Но в городе воинов не было женщин, некому было продолжать род. Обратились к соседям за помощью, но получили отказ, и тогда хитрый Ромул пригласил их отпраздновать в большой долине у подножия Палатина праздник Нептуна, бога лошадей. Среди прочих пришли и сабиняне, взяв с собой жен и детей. В разгар праздника римские юноши кинулись похищать сабинских женщин – сабинянок.

    Их мужья и братья не стерпели оскорбления и вскоре осадили Рим, но те же женщины, из-за которых все началось, смогли помирить мужчин. Так было положено начало объединению разрозненных укрепленных поселений на семи холмах в древний и вечный город.
    ?????? ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ ??????
    ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

  2. DROPEX Ответить

    БОЛЬШОЙ ЦИРК (Cir­cus Ma­xi­mus) — пер­вый и самый боль­шой цирк в Риме, кото­рый посте­пен­но стро­ил­ся в долине Мур­ции (Val­lis Mur­cia, q. v.), меж­ду Пала­тин­ским и Авен­тин­ским хол­ма­ми. Эта доли­на изу­ми­тель­но хоро­шо под­хо­ди­ла для таких целей, так как её дли­на состав­ля­ла 600 м, а шири­на — 150 м. Здесь про­во­ди­лись пер­вые игры, упо­мя­ну­тые в источ­ни­ках (Ovid. Ars Amat. I. 103—108; ср. Trist. II. 283; Fast. II. 391—392; IV. 391, 680) — кон­ные скач­ки в честь Кон­са (Con­sus, q. v.), учреж­де­ние кото­рых при­пи­сы­ва­лось Рому­лу; имен­но на них состо­я­лось похи­ще­ние саби­ня­нок (Varr. LL. VI. 20; Plut. Rom. 14). Соглас­но пре­да­нию, цари Тарк­ви­нии нача­ли стро­ить цирк и отве­ли осо­бые места, или курии (cu­riae), сена­ту и всад­ни­кам, где те мог­ли поста­вить дере­вян­ные плат­фор­мы на опо­рах (fo­ri) и смот­реть с них на игры; по одним сведе­ни­ям, это сде­лал Тарк­ви­ний Древ­ний (Liv. I. 35. 8; Dio­nys. III. 68. 1), по дру­гим — Тарк­ви­ний Гор­дый (Liv. I. 56. 2; Dio­nys. IV. 44. 1; De vir. ill. 81; ср. Chron. 145), но пер­вое опре­де­лён­ное упо­ми­на­ние об этих работах содер­жит­ся у Ливия и отно­сит­ся к 329 г. до н. э. (VIII. 20. 1: car­ce­res eo an­no in cir­co pri­mum sta­tu­ti[1]), и отсюда ясно, что до это­го момен­та там не было ника­ких посто­ян­ных соору­же­ний. Эти заго­род­ки (car­ce­res), веро­ят­но, были дере­вян­ны­ми, ибо спу­стя сто лет они были покра­ше­ны (Enn. ap. Cic. de div. I. 108: om­nes avi­di spec­tant ad car­ce­ris oras quam mox emit­tat pic­tis e fau­ci­bus cur­rus[2]). Сле­дую­щее упо­ми­на­ние о зри­тель­ских местах (fo­ri pub­li­ci) см.: Liv. XXIX. 37 (204 г. до н. э.); CIL I2. 809 (I в. до н. э.).
    Веро­ят­но, сле­дую­щей после заго­ро­док посто­ян­ной часть цир­ка ста­ла спи?на (см. ниже), и имен­но на ней сто­я­ли те ста­туи, о кото­рых име­ют­ся упо­ми­на­ния: ста­туя Пол­лен­ции (Liv. XXXIX. 7. 8 (189 г. до н. э.): ma­lus in cir­co insta­bi­lis in sig­num Pol­len­tiae pro­ci­dit at­que id deie­cit[3]), и дру­гие (Liv. XL. 2. 1: sig­na alia in cir­co ma­xi­mo cum co­lum­nis qui­bus su­persta­bant ever­tit[4]). Воз­мож­но так­же, что арка Стер­ти­ния (см. For­nix Ster­ti­nii) с позо­ло­чен­ны­ми ста­ту­я­ми, воз­двиг­ну­тая в 196 г. до н. э. (Liv. XXXIII. 27. 4), сто­я­ла на линии спи?ны, но храм Ювен­ты (Iuven­tas, q. v.), постро­ен­ный в 191 г. до н. э. (Liv. XXXVI. 36. 5), нахо­дил­ся сбо­ку. Суще­ст­во­ва­ние посто­ян­ной спи?ны пред­по­ла­га­ет, что ручей, про­те­кав­ший через цирк, был убран под зем­лю. Этот ручей тёк из доли­ны меж­ду Цели­ем и Эскви­ли­ном, через (боло­ти­стую?) низи­ну, кото­рую Нерон позд­нее пре­вра­тил в пруд (stag­num) Золо­то­го дома (do­mus Aurea), а затем пере­се­кал доли­ну меж­ду Цели­ем и Пала­ти­ном. Ручей пре­вра­ти­ли в кло­аку и выве­ли в Тибр, при­мер­но на 100 м ниже Боль­шой кло­аки, где его устье до сих пор вид­но (Lan­cia­ni R. For­ma Ur­bis Ro­mae. Mi­la­no, 1893—1901. P. 30, 35; ср. нашу илл. 5). У Кипер­та — Хюль­зе­на (Kie­pert H., Hul­sen Ch. For­mae Ur­bis Ro­mae An­ti­quae. Ed. 2. Ber­lin, 1912. IV) оно оши­боч­но свя­зы­ва­ет­ся со сред­не­ве­ко­вой «Мари­е­вой кана­вой» (Mar­ra­na Ma­ria­na, см.: Aqua Iulia).
    В 174 г. до н. э. цен­зо­ры Квинт Фуль­вий Флакк и Авл Посту­мий Аль­бин с.115 вели в цир­ке круп­ные работы, но из-за фраг­мен­тар­но­го состо­я­ния тек­ста Ливия (XLI. 27. 6) не уда­ёт­ся выяс­нить ника­ких подроб­но­стей, за исклю­че­ни­ем того, что они реста­ври­ро­ва­ли заго­род­ки и уста­но­ви­ли ova — набо­ры из семи боль­ших дере­вян­ных яиц, с помо­щью кото­рых отсчи­ты­ва­лись кру­ги в забе­ге для удоб­ства зри­те­лей; это при­спо­соб­ле­ние оста­лось здесь навсе­гда (Varr. RR. I. 2. 11; Cas­siod. Var. III. 51. 10). В 55 г. до н. э. по слу­чаю посвя­ще­ния хра­ма Вене­ры Победи­тель­ни­цы Пом­пей устро­ил в цир­ке сра­же­ние два­дца­ти сло­нов и они сло­ма­ли желез­ное ограж­де­ние, с помо­щью кото­ро­го он пытал­ся защи­тить зри­те­лей (Plin. NH. VIII. 20, 21). Более надёж­ную защи­ту обес­пе­чил ров (euri­pus), соору­жён­ный Цеза­рем в 46 г. до н. э. меж­ду аре­ной и зри­тель­ски­ми места­ми (Plin. loc. cit.; Suet. Caes. 39: cir­cen­si­bus spa­tio cir­ci ab ut­ra­que par­te pro­duc­to et in gy­rum euri­po ad­di­to… ve­na­tio­nes edi­tae… quin­ge­nis pe­di­ti­bus ele­phan­tis vi­ce­nis tri­ce­nis equi­ti­bus hinc et in­de com­mis­sis. nam quo la­xius di­mi­ca­re­tur, sub­la­tae me­tae in­que earum lo­cum bi­na castra exad­ver­sum con­sti­tu­ta erant[5]). Этот пас­саж, види­мо, озна­ча­ет, что Цезарь удли­нил цирк и вре­мен­но уда­лил меты, но не даёт осно­ва­ний для выво­да (Jor­dan H. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. I, Tl. 3 (Ch. Hul­sen). Ber­lin, 1906. P. 123), что ранее в цир­ке не суще­ст­во­ва­ло посто­ян­ной части спи?ны. В 33 г. до н. э. Агрип­па поме­стил на спи?не семь дель­фи­нов, веро­ят­но, брон­зо­вых, кото­рые вме­сте с яйца­ми слу­жи­ли для отсчё­та кру­гов в забе­ге (Cass. Dio XLIX. 43. 2).
    Невоз­мож­но ска­зать, насколь­ко обшир­ным и посто­ян­ным соору­же­ни­ем стал цирк к эпо­хе Авгу­ста. В 31 г. до н. э. зна­чи­тель­ная его часть была раз­ру­ше­на пожа­ром (Cass. Dio L. 10. 3). Сам Август сооб­ща­ет толь­ко о стро­и­тель­стве или рекон­струк­ции сво­его рода ложи на пала­тин­ской сто­роне цир­ка, откуда импе­ра­тор­ская семья мог­ла смот­реть игры (pul­vi­nar ad cir­cum ma­xi­mum; Mon. Anc. IV. 4), но Кас­си­о­дор при­пи­сы­ва­ет ему гораздо более обшир­ные работы (Var. III. 51. 4: mun­di do­mi­nus ad po­ten­tiam suam opus ex­tol­lens mi­ran­dam etiam Ro­ma­nis fab­ri­cam in val­lem Mur­ciam te­ten­dit Augus­tus[6]). Пли­ний, с дру­гой сто­ро­ны, очень чёт­ко назы­ва­ет суще­ст­ву­ю­щий цирк работой дик­та­то­ра Цеза­ря (NH. XXXVI. 102: nec ut cir­cum ma­xi­mum a Cae­sa­re dic­ta­to­re exstruc­tum lon­gi­tu­di­ne sta­dio­rum tri­um la­ti­tu­di­ne uni­us sed cum aedi­fi­ciis iuge­rum qua­ter­num ad se­dem CCL in­ter mag­na ope­ra di­ca­mus[7]). Во вся­ком слу­чае, опре­де­лён­ные сведе­ния об этом соору­же­нии (постро­ил ли его Цезарь или Август) начи­на­ют­ся с прав­ле­ния Авгу­ста, и после­дую­щие пере­строй­ки, веро­ят­но, не ока­за­ли суще­ст­вен­но­го воздей­ст­вия на его общий план. Август не толь­ко соорудил пуль­ви­нар, но и уста­но­вил на спи?не обе­лиск из Гелио­по­ля (Plin. NH. XXXVI. 71; Am­mian. XVII. 4. 12), кото­рый сего­дня сто­ит на пьяц­ца дель Попо­ло (см. Obe­lis­cus Augus­ti).
    Соглас­но опи­са­нию Дио­ни­сия Гали­кар­насско­го (III. 68), состав­лен­но­му в 7 г. до н. э., цирк был одним из пре­крас­ней­ших памят­ни­ков Рима, дли­ной три с поло­ви­ной ста­дия (621 м) и шири­ной четы­ре пле­тра (118 м), аре­на кото­ро­го, за исклю­че­ни­ем заго­ро­док, была окру­же­на кана­лом (euri­pus) шири­ной десять футов (3 м) и глу­би­ной десять футов (3 м). Зри­тель­ские ряды дели­лись на три сек­ции: с.116 ниж­ний этаж был постро­ен из кам­ня, два верх­них — из дере­ва. Корот­кая сто­ро­на, рас­по­ло­жен­ная напро­тив заго­ро­док, име­ла фор­му полу­ме­ся­ца, и общая вме­сти­мость цир­ка состав­ля­ла 150 тыс. чело­век. Car­ce­res, или заго­род­ки для колес­ниц, не име­ли кры­ши, выхо­ды из них пре­граж­дал канат, кото­рый затем сни­мал­ся одно­вре­мен­но перед все­ми заго­род­ка­ми. Сна­ру­жи зда­ния нахо­ди­лась одно­этаж­ная арка­да, где раз­ме­ща­лись лав­ки (?????­??­???), а над ними ????­????, воз­мож­но, что-то вро­де арок (Mau A. Sul sig­ni­fi­ca­to del­la pa­ro­la per­gu­la nell’ar­chi­tet­tu­ra an­ti­ca // MDAI(R). Bd. 2. 1887. S. 220). Через эту колон­на­ду мож­но было вой­ти в ниж­ние сек­ции зри­тель­ских рядов и на сту­пе­ни, веду­щие к верх­ним сек­ци­ям, при­чём лест­ни­цы для спус­ка и для подъ­ёма чере­до­ва­лись друг с дру­гом.
    Поме­ще­ния внеш­ней арка­ды, упо­мя­ну­тые Дио­ни­си­ем, зани­ма­ли в основ­ном тём­ные лич­но­сти: содер­жа­те­ли хар­че­вен (Cic. pro Mil. 65), аст­ро­ло­ги (Cic. de div. I. 132; Iuv. 6. 588; Hor. Sat. I. 6. 113—114) и про­сти­тут­ки (Iuv. 3. 65; Priap. 27: Anth. Lat. I. 190; Hist. Aug. Elag. 26; Cyp­rian. de spect. 5). Август и после­дую­щие импе­ра­то­ры смот­ре­ли на игры из импе­ра­тор­ских рези­ден­ций на Пала­тине или из домов сво­их дру­зей, а так­же из пуль­ви­на­ра (Suet. Aug. 45; Claud. 4; ср. CIL VI. 9822, и, воз­мож­но, Fest. 364). Из строк Овидия мож­но сде­лать вывод, что цирк был обли­цо­ван мра­мо­ром внут­ри, а воз­мож­но, и сна­ру­жи (Ars Am. I. 103—104: tunc ne­que mar­mo­reo pen­de­bant ve­la theat­ro nec fue­rant li­qui­do pul­pi­ta rub­ra cro­co[8]; ср. Calp. Ecl. 7. 69 (эпо­ха Неро­на)). Сооб­ща­ет­ся, что Август отвёл осо­бые места сена­то­рам и всад­ни­кам (Cass. Dio LV. 22. 4), но, види­мо, это не были спе­ци­аль­ные сек­ции, ибо сена­то­рам сек­цию пре­до­ста­вил Клав­дий (Cass. Dio LX. 7. 3—4; Suet. Claud. 21), а всад­ни­кам — Нерон (Suet. Ne­ro 11; Tac. Ann. XV. 32; Plin. HN. VIII. 21; ср. Calp. Ecl. 7. 26—29).
    В 36 г. н. э. сго­ре­ла часть цир­ка на сто­роне Авен­ти­на (Tac. Ann. VI. 45; Cass. Dio LVIII. 26. 5). Во фраг­мен­тар­ной хро­ни­ке из Остии она назва­на «часть цир­ка меж­ду Мсти­те­ля­ми» (pars cir­ci in­ter ul­to­res, Pa­ri­be­ni R. Fram­men­to di an­na­li tro­va­to a Os­tia // BCAR. 1916. P. 211—212), где под мсти­те­ля­ми, веро­ят­но, име­ют­ся в виду некие боги-мсти­те­ли (di ul­to­res), свя­ти­ли­ща кото­рых нахо­ди­лись в этой части цир­ка2. Ско­рее все­го, его сра­зу же отре­мон­ти­ро­ва­ли, ибо Кали­гу­ла про­вёл цир­ко­вые игры — види­мо, весь­ма зре­лищ­ные (Suet. Cal. 18: mi­nio et chry­so­col­la con­stra­to cir­co[9]; ср. Plin. NH. XXXVI. 162: in­ve­ne­re et ali­um usum in ra­men­tis squa­ma­que cir­cum ma­xi­mum lu­dis cir­cen­si­bus ster­nen­di ut sit in com­men­da­tio­ne can­dor[10]).
    Клав­дий постро­ил мра­мор­ные заго­род­ки вме­сто преж­них туфо­вых и позо­ло­чен­ные пово­рот­ные стол­бы, веро­ят­но, брон­зо­вые, вме­сто преж­них дере­вян­ных мет (Suet. Claud. 21). Нерон засы­пал канал, чтобы осво­бо­дить место для допол­ни­тель­ных мест для всад­ни­ков (Plin. NH. VIII. 21) и защи­тил зри­те­лей от диких зве­рей непре­рыв­ным круг­лым дере­вян­ным бру­сом, покры­тым сло­но­вой костью: он вра­щал­ся и не давал зве­рям опо­ры (Calp. Ecl. 7. 49—53). Несколь­ко позд­нее назва­ние euri­pus полу­чи­ли бас­сей­ны с водой, рас­по­ло­жен­ные на спи?не или на линии спи?ны, а затем и сама спи?на. В эти бас­сей­ны сте­ка­ли струи воды изо ртов дель­фи­нов (Tert. de spect. 8: del­phi­nes Nep­tu­no с.117 vo­munt[11]; Cas­siod. Var. III. 51. 8: euri­pus ma­ris vit­rei red­dit ima­gi­nem un­de il­luc del­phi­ni aequo­rei aquas influunt[12]; ср. моза­и­ки из Бар­се­ло­ны и Лио­на, Da­rem­berg Ch., Sag­lio E. Dic­tion­nai­re des an­ti­qui­tes gre­ques et ro­mains. T. 1. Pa­ris, 1887. Fig. 1520, 1523; о том, что «эври­пом» назы­ва­ли всю спи?ну см.: Tert. loc. cit. ea (i. e. Mag­na ma­ter) prae­si­det euri­po[13]; adv. Her­mog. 31: sta­tua su­per euri­pum[14]; Anth. Lat. 3. 5—6; Sid. Apoll. Carm. 23. 360; Pol­lack E. Euri­pus // RE. Bd. 6. 1907. Sp. 1284; Ly­dus, Mens. I. 12).
    В 64 г. н. э. вели­кий пожар при Нероне начал­ся в лав­ках (ta­ber­nae) на Пала­тин­ской сто­роне цир­ка (Tac. Ann. XV. 38) и, види­мо, раз­ру­шил по мень­шей мере зна­чи­тель­ную часть этой сто­ро­ны. Веро­ят­но, в этом пожа­ре, как и в дру­гих, сго­ре­ла толь­ко верх­няя дере­вян­ная над­строй­ка. Нерон, оче­вид­но, отстро­ил цирк, ибо он исполь­зо­вал­ся в 68 г. н. э., когда импе­ра­тор вер­нул­ся из Гре­ции и про­шёл через цирк в три­ум­фаль­ной про­цес­сии (Suet. Ne­ro 25; Cass. Dio LXII. 20. 4, 21. 1). В прав­ле­ние Вес­па­си­а­на Пли­ний (NH. XXXVI. 102) сооб­ща­ет, что цирк име­ет три ста­дия в дли­ну, один — в шири­ну, зани­ма­ет четы­ре юге­ра зем­ли и вме­ща­ет 250 тыс. чело­век. Он назы­ва­ет цирк, Эми­ли­е­ву бази­ли­ку и храм Мира тре­мя самы­ми пре­крас­ны­ми зда­ни­я­ми на зем­ле. Одна­ко текст пас­са­жа испор­чен, и циф­ры вызы­ва­ют сомне­ние (см. ниже). В прав­ле­ние Доми­ци­а­на обе длин­ные сто­ро­ны сно­ва были повреж­де­ны огнём (Suet. Dom. 5: nau­machia e cui­us pos­tea la­pi­de ma­xi­mus cir­cus deus­tis ut­ris­que la­te­ri­bus extruc­tus est[15]), но неяс­но, насколь­ко силь­но. Рестав­ра­цию осу­ще­ст­вил Тра­ян, исполь­зо­вав кам­ни из нав­ма­хии Доми­ци­а­на; он суще­ст­вен­но повы­сил вме­сти­мость цир­ка, уве­ли­чив дли­ну зри­тель­ских мест (ca­vea) на два ста­дия (Pau­san. V. 12. 6; Cass. Dio LXVIII. 7. 2). Пас­саж из «Пане­ги­ри­ка» Пли­ния (51), види­мо, пред­по­ла­га­ет, что Тра­ян разо­брал сво­его рода част­ную ложу (cu­bi­cu­lum) из кото­рой Доми­ци­ан смот­рел на игры, оста­ва­ясь невиди­мым для наро­да; сам же Тра­ян сидел на откры­том месте, на гла­зах у зри­те­лей. Веро­ят­но, рас­ши­ре­на была Пала­тин­ская сто­ро­на цир­ка, где при­строй­ка дли­ной два ста­дия мог­ла быть воз­веде­на на север­ной сто­роне ули­цы, про­хо­див­шей вдоль север­ной части цир­ка, и соеди­не­на с осталь­ны­ми зри­тель­ски­ми места­ми (ca­vea) посред­ст­вом арок. Совер­шен­но неяс­но, отно­сит­ся ли сле­дую­щее утвер­жде­ние Пли­ния — po­pu­lo cui lo­co­rum quin­que mi­lia adie­cis­ti[16] — к этим допол­ни­тель­ным местам (ср. похо­жее утвер­жде­ние в CIL VI. 955; Mom­msen T. Ro­mi­sches Staatsrecht. Bd. 3. Leip­zig, 1887. S. 446). Имен­но при Тра­яне цирк, види­мо, достиг наи­боль­ше­го раз­ме­ра и вели­ко­ле­пия.
    В прав­ле­ние Анто­ни­на Пия про­изо­шло обру­ше­ние цир­ка (rui­na cir­ci, Hist. Aug. Pius 9), несо­мнен­но, эта же ката­стро­фа упо­ми­на­ет­ся в Chron. 146: cir­cen­si­bus Apol­li­na­ri­bus par­tec­to­rum co­lum­na ruit et oppres­sit ho­mi­nes MCXII[17]. Неиз­вест­но, что такое par­tec­ta[18], но сооб­ща­ет­ся, что такой же инци­дент про­изо­шёл в прав­ле­ние Дио­кле­ти­а­на (ib. 148: par­tec­to­rum po­dius ruit et oppres­sit ho­mi­nes XIII[19]). Сооб­ща­ет­ся, что Кара­кал­ла рас­ши­рил «две­ри цир­ка» (ianua cir­ci, ib. 147), — веро­ят­но, неко­то­рые арки ниж­ней арка­ды. Кон­стан­тин вели­ко­леп­но реста­ври­ро­вал цирк (Aur. Vict. Caes. 40. 27: a quo etiam post cir­cus ma­xi­mus ex­cul­tus mi­ri­fi­ce[20]; Na­zar. Pa­neg. 35: cir­co ip­so ma­xi­mo sub­li­mis por­ti­cus et ru­ti­lan­tes auro co­lum­nae tan­tum inu­si­ta­ti or­na­tus с.118 de­de­re[21]) и решил поста­вить туда обе­лиск из Гелио­по­ля, хотя выпол­нил это реше­ние Кон­стан­ций в 357 г. (Amm. Marc. XVII. 4. 12—16). Обе­лиск был уста­нов­лен на спи?не и стал самым высо­ким в Риме (сего­дня он сто­ит на пьяц­ца дель Лате­ра­но; см. Obe­lis­cus Con­stan­tii). После Кон­стан­ция в лите­ра­тур­ных источ­ни­ках часто встре­ча­ют­ся упо­ми­на­ния о цир­ке и цир­ко­вых играх (напр., Amm. Marc. XXVIII. 4. 29; Sym­mach. pas­sim), он они не содер­жат почти ника­ких сведе­ний о самом зда­нии, за исклю­че­ни­ем лишь отрыв­ка из пись­ма Тео­до­ри­ха, сохра­нив­ше­го­ся у Кас­си­о­до­ра (Va­ria III. 51). Поми­мо уже при­ведён­ной цита­ты из это­го пись­ма, мы узна­ём из него, что спи?на была укра­ше­на релье­фа­ми с изо­бра­же­ни­я­ми рим­ских пол­ко­вод­цев в три­ум­фаль­ной про­цес­сии над тела­ми их плен­ных; эта сце­на обна­ру­жи­ва­ет­ся в дипти­хе кон­су­ла Лам­па­дия, кото­рый дати­ру­ет­ся V—VI вв. (Da­rem­berg Ch., Sag­lio E. Op. cit. Fig. 1532).
    Допол­ни­тель­ные сведе­ния о цир­ке дают фраг­мен­ты Мра­мор­но­го пла­на (38—40, 124, 153, 370; BCAR. Vol. 27. 1899. Tav. 1. № 7; ср. Jor­dan H. Op. cit. S. 135 Anm. 6, Ill. iii (Ch. Hul­sen); так­же Hul­sen Ch. La rappre­sen­ta­zio­ne deg­li edi­fi­ci pa­la­ti­ni nel­la For­ma Ur­bis Ro­mae dei tem­pi se­ve­ria­ni // Dis­ser­ta­zio­ni dell’ Ac­ca­de­mia Pon­ti­fi­cia. Ser. 2, Vol. 11. 1914. P. 107—110), релье­фы на сар­ко­фа­гах, моне­ты, моза­и­ки и про­из­веде­ния искус­ства малых форм (спис­ки и опи­са­ния см.: Hub­ner E. Mu­sai­co di Bar­cel­lo­na raf­fi­gu­ran­te giuo­chi cir­cen­si // An­na­li dell’Insti­tu­to di cor­ris­pon­den­za ar­cheo­lo­gi­ca. Vol. 35. 1863. P. 137—149; Zan­ge­meis­ter K. Ri­lie­vo di Fo­lig­no rappre­sen­tan­te giuo­chi cir­cen­si // Ibid. Vol. 42. 1870. P. 232—261; Fried­lan­der L. Uber eini­ge ro­mi­sche Me­dail­lons // Phi­lo­lo­gi­sche und his­to­ri­sche Ab­hand­lun­gen der Ko­nig­li­chen Aka­de­mie der Wis­sen­schaf­ten in Ber­lin. 1873. S. 67—71; Hul­sen Ch. Cir­cus // RE. Bd. 3. 1899. Sp. 2579—2580; Jor­dan H. Op. cit. S. 138—139 (Ch. Hul­sen); Da­rem­berg Ch., Sag­lio E. Op. cit. Fig. 1515—1534). В ходе совре­мен­ных рас­ко­пок обна­ру­жи­лось срав­ни­тель­но немно­го остат­ков это­го соору­же­ния, в основ­ном — неко­то­рые части фун­да­мен­та в восточ­ном кон­це и на длин­ных сто­ро­нах, осо­бен­но на север­ной. Най­де­ны так­же остат­ки мощё­ных улиц, шед­ших вокруг зда­ния, так что мы можем весь­ма точ­но уста­но­вить точ­ное место­по­ло­же­ние, ори­ен­та­цию и раз­ме­ры цир­ка в его финаль­ной фор­ме (NSA. 1876. P. 101, 138—139, 184; 1877. P. 8, 110, 204; 1888. P. 191, 226—227; Hul­sen Ch. To­po­gra­phi­scher Jah­res­be­richt // MDAI(R). Bd. 7. 1892. S. 295; Hul­sen Ch. Vier­ter Jah­res­be­richt uber To­po­gra­phie der Stadt // MDAI(R). Bd. 8. 1893. S. 289; Gat­ti G. Tro­va­men­ti ris­guar­dan­ti la to­pog­ra­fia e la epig­ra­fia ur­ba­na // BCAR. Vol. 16. 1888. P. 171; Bi­got P. Recher­che des li­mi­tes du Grand Cir­que // BCAR. Vol. 36. 1908. P. 241—253; Bi­got P. Cir­cus Ma­xi­mus // MEF­RA. T. 28. 1908. P. 229—231; Pi­ga­niol A. Les ori­gi­nes du Fo­rum Boa­rium // MEF­RA. T. 29. 1909. P. 132—135; Pot­tier E. Rap­port de M. L. Bi­got sur ses fouil­les au Cir­cus Ma­xi­mus de Ro­me // CRAI. 1908, № 5. P. 327—328). Руи­ны под цер­ко­вью Сант-Ана­ста­сия (Jor­dan H. Op. cit. S. 134 Anm. 616 (Ch. Hul­sen); Lug­li G. La Zo­na Ar­cheo­lo­gi­ca di Ro­ma. Ro­ma, 1925. P. 269—274) не явля­ют­ся частью само­го цир­ка, но при­над­ле­жат к зда­ни­ям в ниж­ней части скло­на Пала­ти­на. К цир­ку отно­сят­ся толь­ко ком­на­ты с ароч­ны­ми пере­кры­ти­я­ми спра­ва от церк­ви.
    Дли­на аре­ны состав­ля­ла 568 м, а шири­на воз­рас­та­ла от 75 м воз­ле заго­ро­док до 84 м в нача­ле спи?ны и 87 м в её восточ­ном кон­це. Дли­на спи?ны состав­ля­ла 344 м, а общая дли­на цир­ка — 600 м. Шири­на самих зри­тель­ских рядов (ca­vea) состав­ля­ла 27 м, но она была суще­ст­вен­но уве­ли­че­на за счёт при­стро­ек, воз­ведён­ных над ули­ца­ми с север­ной и южной сто­ро­ны. Таким обра­зом, мак­си­маль­ная вели­чи­на на пала­тин­ской сто­роне состав­ля­ла око­ло 80 м, а мак­си­маль­ная шири­на цир­ка — око­ло 200 м (Bi­got P. Cir­cus Ma­xi­mus… P. 229—231; Bi­got P. Recher­che des li­mi­tes… P. 248—249).
    Внеш­няя часть цир­ка состо­я­ла из трёх эта­жей с арка­ми и пиляст­ра­ми, подоб­но Коли­зею, но вся была обли­цо­ва­на мра­мо­ром. Зри­тель­ские ряды разде­ля­лись на три поло­сы, или зоны, раз­гра­ни­чен­ные коридо­ра­ми. Верх­няя и, воз­мож­но, сред­няя зоны были дере­вян­ны­ми. Устрой­ство вхо­дов и лест­ниц тоже, веро­ят­но, напо­ми­на­ло Коли­зей. В запад­ном кон­це нахо­ди­лись заго­род­ки для колес­ниц (car­ce­res; Varr. LL. V. 153), рас­по­ло­жен­ные вдоль изо­гну­той линии, чтобы каж­дую заго­род­ку отде­ля­ло оди­на­ко­вое с.119 рас­сто­я­ние от линии стар­та («белая линия», al­ba li­nea, Cas­siod. Var. III. 5. 7), про­чер­чен­ной через аре­ну и обо­зна­чав­шей старт и финиш. Две­на­дцать заго­ро­док (ib. 4) закры­ва­лись барье­ра­ми в виде брусьев: они лежа­ли на малень­ких гер­мах (her­mu­lae), кото­рые одно­вре­мен­но пада­ли в момент стар­та. Веро­ят­но, имен­но поэто­му дан­ный конец зда­ния назы­вал­ся Две­на­дцать ворот (Duo­de­cim por­tae, Ob­seq. 70; Not. Reg. XI). Над середи­ной заго­ро­док рас­по­ла­га­лась ложа маги­ст­ра­та, руко­во­див­ше­го игра­ми, откуда он плат­ком (map­pa) пода­вал сиг­нал к стар­ту (Cas­siod. Var. loc. cit.; Suet. Ne­ro 22). По обе­им сто­ро­нам от заго­ро­док нахо­ди­лись баш­ни и зуб­ча­тые сте­ны, напо­ми­наю­щие укреп­лён­ный город — эта часть цир­ка ино­гда назы­ва­лась кре­по­стью (op­pi­dum, Varr. cit.; Fest. 184). Восточ­ный конец цир­ка был изо­гну­тым и в его цен­тре име­лись ворота, через кото­рые обыч­но вхо­ди­ла про­цес­сия в нача­ле игр. В 81 г. н. э. эти ворота были заме­не­ны трой­ной аркой, кото­рую сенат воз­двиг в честь Тита и взя­тия им Иеру­са­ли­ма (CIL VI. 944). Она изо­бра­же­на на Мра­мор­ном плане (fr. 38). Аре­ну окру­жал поди­ум, то есть при­под­ня­тая плат­фор­ма. На ней сто­я­ли крес­ла выс­ших долж­ност­ных лиц, и отсюда начи­нал­ся подъ­ём зри­тель­ских мест. На спи?не нахо­ди­лись два обе­лис­ка, яйца и дель­фи­ны (см. выше), а с каж­до­го кон­ца — пово­рот­ные стол­бы, три кону­са из позо­ло­чен­ной брон­зы (Cas­siod. Var. III. 51. 7). В восточ­ном кон­це спи?ны нахо­дил­ся алтарь Кон­са (q. v.); на релье­фах, по-види­мо­му, изо­бра­же­ны и дру­гие свя­ти­ли­ща. Тер­тул­ли­ан (de spect. 8) при­во­дит пере­чень раз­лич­ных божеств, культ кото­рых отправ­лял­ся в цир­ке: Кастор и Пол­лукс, Сол, Вели­кая Мать, Неп­тун, Вене­ра Мур­ция (qq. v.) и неко­то­рые вто­ро­сте­пен­ные боги. Их свя­ти­ли­ща нахо­ди­лись либо на спи?не, либо сре­ди зри­тель­ских мест (Jor­dan H. Op. cit. S. 140 (Ch. Hul­sen)).
    Вопрос о вме­сти­мо­сти цир­ка вызы­ва­ет боль­шие спо­ры. Сомне­нию под­вер­га­лись и утвер­жде­ние Дио­ни­сия Гали­кар­насско­го (III. 68), что при Авгу­сте зда­ние вме­ща­ло 150 тыс. зри­те­лей, и утвер­жде­ние Пли­ния Стар­ше­го (XXXVI. 102), что в его вре­мя оно вме­ща­ло 250 тыс. чело­век; а свиде­тель­ство «Ноти­ции» о том, что в IV в. в цир­ке было 385 тыс. «мест» (lo­ca), было истол­ко­ва­но в том смыс­ле, что это общая дли­на зри­тель­ских рядов в футах, что соот­вет­ст­ву­ет вме­сти­мо­сти при­мер­но в 200 тыс. зри­те­лей. Это пред­став­ля­ет­ся прав­до­по­доб­ным, одна­ко нет сомне­ний в том, что вме­сти­мость зда­ния силь­но уве­ли­чи­лась со вре­мён Авгу­ста, поэто­му циф­ра, ука­зан­ная Дио­ни­си­ем, долж­на быть слиш­ком вели­ка. Оцен­ки финаль­ной вме­сти­мо­сти цир­ка раз­нят­ся от мак­си­му­ма в 385 тыс. чело­век до мини­му­ма в 140 тыс., но ника­ко­го согла­сия достиг­ну­то не было (Hul­sen Ch. Il pos­to deg­li Ar­va­li nel Co­los­seo e la ca­pa­ci­ta dei teat­ri di Ro­ma an­ti­ca // BCAR. Vol. 22. 1894. P. 321—324; Rich­ter O. To­po­gra­phie der Stadt Rom. Aufl. 2. Mun­chen, 1901. P. 178; Jor­dan H. Op. cit. S. 137 (Ch. Hul­sen); Hul­sen Ch. Cir­cus… Sp. 2578).
    В эпо­ху Рес­пуб­ли­ки в цир­ке про­во­ди­лись не толь­ко скач­ки, но и гла­ди­а­тор­ские бои и зве­ри­ные трав­ли; но после стро­и­тель­ства амфи­те­ат­ра Ста­ти­лия Тав­ра и осо­бен­но после соору­же­ния Коли­зея эти послед­ние зре­ли­ща были в основ­ном (хотя и не пол­но­стью) пере­не­се­ны из цир­ка туда. Послед­ние извест­ные нам игры состо­я­лись при Тоти­ле в 550 г. н. э. (Pro­cop. b. Goth. III. 37), и в этом же веке нача­лось раз­ру­ше­ние цир­ка. Фор­ма цир­ка была вполне узна­ва­е­ма ещё в XVI в. (To­po­gra­phi­cal Stu­dy in Ro­me in 1581; a se­ries of views by Etien­ne Du Pe­rac / Ed. by T. Ashby for the Rox­burghe Club. Lon­don, 1916. P. 107—112). В насто­я­щее вре­мя с.119 до сих пор вид­на малая часть зри­тель­ских мест в закруг­лён­ном кон­це на севе­ро-восточ­ной сто­роне; в 1873—1874 гг. неко­то­рые остат­ки были най­де­ны даль­ше к севе­ро-запа­ду, когда соору­жал­ся дре­наж вдоль виа деи Чер­ки (Mo­ra // Mes­sag­ge­ro, 25.03.1924). Назва­ние «На сту­пень­ках» (de gra­del­lis), кото­рое носи­ли церк­ви Сан-Гре­го­рио и Сан­та-Мария (Hul­sen Ch. Le Chie­se di Ro­ma. Fi­ren­ze, 1927. P. 258, 336 ff.), отно­сит­ся не к цир­ку, но, веро­ят­но, к лест­ни­це, кото­рая спус­ка­лась к мель­ни­цам на Тиб­ре. В целом см.: Jor­dan H. Op. cit. S. 120—144 (Ch. Hul­sen); Hul­sen Ch. Cir­cus… Sp. 2572—2581; Gil­bert O. Ge­schich­te und To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Abt. 2. Leip­zig, 1885. S. 454—456; Abt. 3. Leip­zig, 1890. S. 313—319; Da­rem­berg Ch., Sag­lio E. Op. cit. T. 2. P. 1187—1201; Lug­li G. Op. cit. P. 265—269.

  3. Thunderflame Ответить

    В античном Риме ипподром использовался по прямому назначению, на арене Большого цирка проводились состязания на колесницах и другие массовые мероприятия. Это было знаменитое место для конных соревнований – конных ристаний (ludi Romani). В соревнованиях на ипподроме могло одновременно принимать участие 12 колесниц. Считается, что состязания на колесницах были впервые проведены здесь ещё царем Тарквинием Приском, а это ни много ни мало, а в 500 годах до нашей эры.
    Вдоль арены, на разной высоте были размещены сидения для нескольких тысяч зрителей, среди которых были места и для почетных гостей. Все места для зрителей подразделялись на несколько рангов, те, что ближе к арене предназначались для знати, те же что поодаль – для всех остальных желающих посмотреть на скачки. На внешних трибунах находились торговые лавки.

    Большой цирк в настоящее время

    В настоящее время Большой цирк в Риме, описанием которого можно было бы занять не одну страницу, превратился в руины. Это место используется как парковая зона. Руины и прогулочный парк, это всё, что осталось от некогда знаменитого и грандиозного сооружения, античного римского ипподрома.

    Но даже сегодня, эти остатки потрясают своей грандиозностью и величием. В те далекие времена, в рассвет своего существования, Circus Maximus в Риме представлял собой удлиненное сооружение, овальной формы, это видно и сейчас. Центральную и основную часть данного сооружения занимала арена, на которой и происходили конные состязания. С одной стороны арены были установлены три башни с воротами для въезда участников состязаний. Здесь же располагались стойла для лошадей. На противоположной стороне находились другие ворота, предназначенные для торжественного выезда победителей.
    Только представьте себе те античные времена, грандиозное сооружение, огромный стадион, зрительские мечта забиты под завязку, на арене украшенные расписные колесницы, а гости ликуют и аплодируют. Но это всё осталось в далеком прошлом, сегодня мы можем видеть только часть руин сооружения и неглубокую яму посередине.

    Сейчас по бывшей древнеримской арене прогуливаются туристы, в тени деревьев отдыхают местные жители, а молодежь использует ипподром для уличных футбольных состязаний. Время от времени на бывшей арене Большого цирка проводят концерты и общественные мероприятия.

    Как добраться до Большого цирка в Риме

    Большой цирк расположен в Риме, в районе улицы Via del Circo Massimo, 00186 Roma Италия.
    Добраться до римского ипподрома можно пешком, всего за 5 минут от Римского Форума (Foro Romano) и Колизея (Colosseo).
    Можно воспользоваться метрополитеном и доехать до станции Circo Massimo (линия В), это будет удобнее всего. Также можно доехать на автобусах № 60, 81, 75, 160 и 175 или трамвае № 3.

  4. Rageskin Ответить

    Квадратный колизей – загадочный символ нового Рима
    Марсово поле в Риме и его достопримечательности
    Где оставить автомобиль в Риме – обзор типов парковок
    Римское гетто – еврейский квартал в вечном городе
    Лучшие ночные клубы в Риме
    Лучшие аутлеты Рима
    Туристические автобусы в Риме
    Сколько чаевых принято оставлять в Италии?
    Обзор способов добраться из Рима в Венецию
    Особенности сиесты в Италии

  5. Mightworker Ответить

    Римляне-солдаты большую часть своей жизни проводили в набегах на соседние государства. Это не могло не наложить определенный отпечаток на их характер. Даже вернувшись домой, они требуют пролития крови и сражений. Именно это и происходило в стенах цирка.
    Так, в нем могли сражаться люди друг с другом, люди с животными, хотя, скорее наоборот, так как часто дикие звери были в несколько раз сильнее и побеждали в один присест. Иногда на импровизированной арене выступали только животные, яростно пытавшиеся выжить в смертельной схватке. Но начиналось все со скоростных соревнований по езде на колесницах.
    В двухколесные деревянные повозки запрягали четверку лошадей с наездниками, одетыми в разные цвета. Они должны были проехать семь раз, описывая круги. Побеждал тот, кто приезжал до намеченной линии быстрее всех. Обычно возниц было четыре, но делать заезды они могли по желанию зрителей и магистрата с утра и до вечера.
    Кажется, будто ничего сложного в этом нет. На самом деле, управлять двумя парами взмыленных лошадей, которые так и норовят сбросить седока на каждом повороте, было очень опасно. Вдобавок ко всему, в центре цирковой арены была установлена каменная ость высотой до 1,5 метров, повторяющая форму самого цирка. На ее плоской вершине был установлен ряд статуй богов, в том числе Виктории (богини победы), Фортуны (богини удачи) и своеобразное счетное табло. А по углам стояли столбы, с которыми можно было легко столкнуться, неправильно рассчитав вход в поворот, и разбиться. Поэтому наездники на колесницах всегда выбирали между тем, чтобы срезать поворот, но подвергнуть себя риску смерти или потратить несколько секунд, но безопасно объехать препятствие.
    Не стоит говорить, что на соревнованиях не обходилось без летальных случаев. Зрители тоже не скрывали своих эмоций. Сверху они изливали на участников потоки криков, хвалебных слов, брани, свистели неудачникам.

  6. Bladedragon Ответить


    Большой цирк (лат. Circus Maximus) — в древнем Риме самый обширный ипподром. Располагался в долине между холмами Авентином и Палатином. В соревнованиях на ипподроме могло одновременно принимать участие 12 колесниц.
    Согласно легенде, именно на этом месте произошло похищение сабинянок (Похищение сабинянок или сабинская война — эпизод, относящийся к легендарному периоду римской истории), а также похищение скота Геркулеса.

    Создание

    Считается, что состязания на колесницах были впервые проведены здесь ещё царём Тарквинием Приском (ок. 500 до н.э.). Долина между Палатином и Авентином, длиною в 600 и шириною около 150 м, издревле, благодаря своему положению у самой древней части города и чрезвычайно удобной конфигурации местности, служила местом конных ристаний, связанных с древнейшими играми Рима (так. назыв. лат. ludi Romani). До 329 г. до н. э. приспособлениях для скачек в этом месте не упоминались; очевидно, кроме арены и временных мест для почётных зрителей, на месте цирка не было никаких построек. Весьма возможно, что долина обрабатывалась и давала урожаи, как показывают древнейшие святилища сельских богов — (алтарь Конса, святилище триады Seia, Segetia, Tutilina), сохранившиеся и после формирования цирка.
    Весьма вероятно, что игры давались только после конца жатвы (в 366 г. до н. э. ludi Romani фиксированы были на сентябрь). Только в 329 г. выстроен был старт — лат. carceres — из дерева с пестрой окраской. Постоянной spina не было, меты были деревянные. Упоминания о постановке статуй, о постройке ворот, о возобновлении carceres и мет, о постановке аппарата с яйцами для счета туров (лат. missus), о приобретении клеток для зверей и т. п. появляются после пунических войн. При Цезаре расширена площадь цирка и вырыт канал (лат. euripus) вокруг арены.

    В те времена состязания колесниц проходили по прямой — доехав до конца арены колесницы разворачивались и мчались в обратную сторону. Позже, с развитием канализационной системы Рима, под ареной был проложен большой тоннель (примерно 4,5 метров в высоту и 2,5 метра в ширину), в результате чего со временем на арене образовался “хребет”. Выравнивание земли на арене перед каждым соревнованием стоили существенных трудозатрат, и поэтому соревнования уже не могли проводиться по старой схеме. Правила соревнований были изменены, и колесницы стали ездить не по прямой, а по кольцу, огибая “хребет” арены. Новый способ проведения конных соревнований быстро прижился, и с тех пор конные скачки стали проводиться на кольцевых ипподромах.

    Описание большого Римского цирка

    Юлий Цезарь расширил Большой цирк до 600 метров в длину, так что на нём могло разместиться 250 тысяч зрителей (ещё столько же могли наблюдать за соревнованиями стоя). В середине короткой и полукруглой стороны описанного ограждения арены находились ворота, через которые выезжали из Цирка победители на скачках (лат. porta triumphalis). На противоположном конце арены стояли три башни (лат. oppida); в средней были проделаны также ворота, служившие для въезда колесниц внутрь Цирка (лат. porta pompae); между нею и боковыми башнями был устроен, справа и слева, расположенный по дуге круга ряд стойл (лат. carceres) для колесниц и лошадей. По середине арены тянулась длинная и узкая платформа (лат. spina) с полукружиями на обоих концах и стоявшими на них конусообразными столбами (лат. metae). Эта платформа была украшена сперва одним, а потом двумя обелисками; оба они уцелели и сохранились до наших дней; первый, вывезенный из Египта и водруженный Августом, высится теперь на Пьяцца дель Пополо; второй, ещё больший, поставленный Константином Великим, перенесён в 1588 г. на площадь перед Латеранским дворцом. Кроме обелисков, на платформе в двух местах было помещено на небольших постаментах (без сомнения, в честь покровителя ристалищ Нептуна Eqnestris) по семи изваяний дельфинов, изрыгавших воду в небольшие бассейны, и отдельно от этих фигур, на особых подставках, по семи шаров (лат. ova).

    Упадок и разрушение

    Ещё в VI веке Теодорих поддерживал цирк; последние игры дал Тотила в 549 году. Наиболее массивное цирковое сооружение — арка Тита — стояло до XII в., но уже в XVI в. от цирка оставалось не более, чем осталось к XIX веку, когда долину цирка застроили зданиями газовой фабрики. В Средневековье каменные сооружения цирка были разобраны на постройку новых зданий. Тем не менее территория цирка никогда полностью не застраивалась, и до сих пор здесь проводятся общественные мероприятия (напр., рок-концерты).

  7. bvgonya Ответить

    Время и жители Рима беспощадно обошлись с Большим Цирком (Circo Massimo): от самого большого стадиона древнего мира остались лишь руины и огромная прямоугольная площадка. А ведь когда-то здесь проводились чрезвычайно зрелищные мероприятия, на которые сходились посмотреть десятки тысяч римлян.
    Добро пожаловать на увлекательные экскурсии по Риму!

    Сегодня Большой Цирк – это огромное зеленое поле, которое горожане используют для пробежек, пикников, а римские власти – для концертов и общественных праздников. Изредка на нем проводят концерты и устраивают представления. Однако если вооружиться историческими данными об этом месте и подключить фантазию, взору предстанет совсем другая картина: многотысячная толпа вместе с сидящим в отдельной ложе императором неистово ревёт, колесницы на сумасшедших скоростях мчатся по овалу арены, наездники что есть сил гонят лошадей к финишу, стараясь при этом не погибнуть в этой безумной гонке. Гонки на колесницах, которые здесь проводились во времена Древнего Рима, были смертельно опасным видом спорта: тех наездников, кто вываливался во время заезда из колесницы, переезжали несущиеся сзади соперники. Очень правдоподобно эти состязания показаны в х/ф «Бен-Гур» 1959 года.


    Режиссеру этого фильма для съемок сцены с колесницами (которая, кстати, до появления компьютерной графики считалась самой зрелищной в истории Голливуда) потребовалось участие 15 000 статистов. В реальности же зрителей на трибунах было намного больше: на протяжении своей тысячелетней истории вместительность арены менялась, но она никогда не была меньше 50 000 человек. К концу своего существования, Большой Цирк вмещал, по разным оценкам, от 150 000 до 250 000 зрителей. Для сравнения: Колизей рассчитан на 50 000 человек, а наиболее вместительный из футбольных стадионов Европы – на 100 000.
    История Большого Цирка
    Большой Цирк никогда не был цирком в нынешнем понимании этого слова: с самого начала он был площадкой для проведения спортивных состязаний, чаще всего – для скачек и гонок на колесницах. Ровная площадка между Авентином и Палантином идеально подходила для организации соревнований. По легенде, первым мероприятием, проведенным на этом месте, были спортивные игры, устроенные Ромулом: основатель Рима пригласил на них жителей соседних регионов, с тем, чтобы в самый разгар состязания отбить у гостей их жен. Целью похищения было исправление демографического кризиса – женщин в городе было гораздо меньше мужчин.

    Регулярные игры стали проходить в Большом Цирке примерно с V века до н.э. Первоначально вокруг арены были установлены только деревянные скамьи для знати, остальная публика просто сидела на склонах холмов. Каждый следующий правитель Рима старался благоустроить арену, поэтому на ней стали появляться все более удобные сидячие места, трибуны разрастались. К началу нашей эры для императора в цирке была построена комфортабельная ложа под навесом, а для простолюдинов – многоярусные деревянные постройки. Строили их обычно как попало, не заботясь о надежности конструкции – доподлинно известно, что во время одного из обрушений трибун погибло 1100 зрителей.
    Скачки проводились на арене Большого Цирка до 550 года нашей эры. За десять столетий его существования центральная площадка и пространство вокруг нее много раз менялись: вначале это было вытянутое поле, один край которого был прямоугольным, другой – округлым. Всадники стартовали у одного края площадки, мчались во весь опор к противоположному, округлому, разворачивались там и возвращались к точке старта. Затем трассу превратили в кольцо, колесницы ездили по ней против часовой стрелки, по кругу. На месте для старта построили триумфальную арку, а во внутренней части овальной трассы устроили возвышенность, на которой располагались статуи и по три столба по краям – меты – вокруг них разворачивались колесницы.

    Для чего был нужен Большой Цирк в Риме
    К моменту, когда Большой Цирк обрел свой окончательный вид, он представлял собой стадион шириной 120-150 м, длиной – 600-650 м. Во время гонок на старт выходило одновременно до 12 колесниц. Практически каждый заезд сопровождался серьезными травмами или смертью наездников: колесницы часто сталкивались друг с другом на большой скорости и переворачивались. Однако публике такое зрелище было по душе, поэтому гонки устраивали регулярно. Проходили на арене цирка и другие состязания: легкоатлетические игры, например, а иногда – гладиаторские бои. Но главным предназначением арены были всё же гонки на колесницах.

    По сложившейся традиции, каждый император Древнего Рима во время своего правления старался построить на память о себе что-то грандиозное. Большой Цирк тоже был площадкой для реализации амбициозных замыслов. Сильнее всех отличился Август: он велел облицевать камнем периметр арены, построить капитальные трибуны, а пространство внутри гоночной трассы превратить в пьедестал для установки на нем статуй внушительных размеров. Больше всего публику поразил 85-метровый египетский обелиск, который Август распорядился установить в центре поля.
    Императоры Нерон, Траян и Константин тоже украшали стадион, но всё, ими построенное, раз за разом гибло в пожарах. Когда в VI веке проведение соревнований прекратилось, горожане стали растаскивать постройки Большого Цирка на строительные материалы, так что до наших дней сохранились лишь руины их фундаментов. Больше всего повезло обелиску из Египта: пусть и в неполном его размере, подарок Августа Риму сегодня можно увидеть на площади Пьяцца дель Пополо.
    Как добраться до Большого Цирка
    Это легко: рядом расположена станция метро, названная в его честь – Circo Massimo. Визит в Большой Цирк можно совместить с посещением известной достопримечательности – Уст Истины, а в 15 минутах ходьбы от него находятся Колизей, Римский Форум и Капитолий.
    Заказать экскурсию в Риме

  8. ---/@T@R--- Ответить


    В Риме сосредоточено множество исторических достопримечательностей, которые дошли до наших дней из глубины времён. Это античные памятники: Императорский Форум, Дом Весталок, Палатин, Циркус Максимус, Пантеон и, конечно же, легендарный Колизей. И хотя от многих из них остались только руины, они не утратили своего величия.
    Средние века были не менее щедры, оставив множество сооружений, связанных с возникновением и развитием христианства: Катакомбы, где прятались от гонений первые христиане, капелла Санта-Санкторум с лестницей, по которой Иисус поднялся к Понтию Пилату на суд, базилика Св. Петра, и находящаяся здесь скульптура Моисея, созданная самим Микеланджело.
    Знакомство с эпохой Возрождения и барочным Римом, безусловно, должно начинаться с великолепных площадей и фонтанов: Пьяцца Навона, Испанская лестница, Фонтан Треви и фонтан Тритон – без этих шедевров уже невозможно представить себе Вечный Город. Они стали его символами и неотъемлемой частью.

    Циркус Максимус — самый грандиозный ипподром Древнего Рима

    Одно из самых удивительных сооружений, оставшихся от древнеримской цивилизации — ипподром Циркус Максимус (Circus Maximus). По данным историков, инициатором его создания был Тарквиний Приск – царь, правивший Древним Римом в 6 веке до нашей эры. Он избрал для строительства долину Мурция, теперь лучше известную, как ложбина между холмами Палатин и Авентин. Эта местность тесно связана с рядом легенд. Одна из них рассказывает о похищении сабинянок, другая посвящена эпизодам из жизни Геракла.
    После окончания строительства Большой Цирк в Риме занял огромную территорию. Древнеримская знать получила возможность лицезреть соревнования, в которых одновременно принимали участие более 10 колесниц. Изначально все конструктивные элементы цирка были деревянными. По этой причине здесь не раз вспыхивали пожары. После очередного разрушения, ипподром римский восстанавливал Юлий Цезарь. Он подошёл к решению задачи со свойственным ему размахом. Результаты его работы можно видеть и в наши дни.
    Состязания на ипподроме происходили 50 раз в год на протяжении многих столетий. Помимо конных соревнований здесь организовывались масштабные представления, битвы с дикими животными. Последнее мероприятие, состоявшееся на арене ипподрома, датируется 549 годом. В последующие годы средневековья, каменные сооружения ипподрома частично разобрали, использовав этот материал для других нужд.
    Циркус Максимус в Риме стал местом зарождения многих традиций. Например, если соревнования колесниц изначально проходили только по прямой линии, то канализационный туннель, проведённый под ареной и деформировавший её, привёл к вынужденному изменению прямолинейного «маршрута», сделав его кольцевым.

    Циркус Максимус в наши дни

    На всём протяжении своего активного существования, ипподром Древнего Рима беспрестанно совершенствовался. Самые значительные преобразования он пережил в период, близкий к 46 году до нашей эры. В том числе была значительно увеличена площадь арены – её длина достигла 600 метров. Все трибуны стали каменными и смогли вмещать около 300 тысяч зрителей.
    В свои лучшие времена Circus Maximus в Риме представлял собой удлинённое соо

  9. Whitebrew Ответить

    рим театр цирк гладиатор
    В Риме, крупнейшем городе древности, насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти что одинаково, но самым обширным и самым древним из них являлся Большой цирк. Цирк этот находился в долине, образуемой двумя холмами,– Палатином и Авентином.
    С древнейших времен и до падения империи здесь, в долине, ежегодно проводилось большинство игр, заключавшихся в конных бегах на колесницах. По преданию, такие бега были установлены одним из основателей Рима, Ромулом, и устраивались они сперва один раз в год — после жатвы хлебов и сбора плодов. В те времена зрители располагались прямо на траве, покрывавшей склоны холмов.
    В дальнейшем, примерно за 600 лет до нашей эры, в этой долине был построен первый деревянный цирк. С течением веков он все более расширялся, украшался мрамором и бронзой.
    У древних римлян цирк был местом конских скачек и состязаний в скорости езды на колесницах, а впоследствии и некоторых других зрелищ (единоборства гладиаторов (включая венаторов — дресировщиков, формально тоже считавшихся гладиаторами, несмотря на то, что они не сражались).
    Главным зрелищем, собиравшим народ в цирке, были скачки на колесницах (кроме них упоминаются и бега, и бои атлетов, и бои зверей, и упражнения на верховых лошадях). Первоначально эти бега были составной частью религиозно-политических торжеств, сопровождавших возвращение войска из похода, что сказывается, в виде пережитка, на той pompa, которою вводились состязания колесниц. Pompa эта носила характер триумфа, с религиозной подкладкой. Она торжественно шла с Капитолия по форуму и скотному рынку и входила в южные ворота цирка. Во главе шёл или ехал магистрат, дававший игры, в триумфальной одежде держа в руке скипетр; сзади него стоял или шёл венчавший его золотым дубовым венцом общественный раб. Впереди гремела музыка, магистрата окружали его дети, друзья и клиенты. За ним везли и несли статуи богов, впоследствии — и обожествленных императоров, начиная с Юлия Цезаря. После этого вводного акта, очень длинного и очень педантичного, начинались игры.
    Доспехи гладиаторов, красивые с виду, оставляли незащищенными большие участки тела: сражавшиеся были обязаны развлекать зрителей своими ранами, кровью, наконец, смертью, что повышало интерес публики к борьбе. Сама же борьба должна была вестись со знанием дела, смело и увлекательно: это давало бойцам некоторую возможность сохранить жизнь даже в случае поражения. Когда раненый гладиатор поднимал вверх руку с вытянутым указательным пальцем, это означало, что он просил у публики помилования. В ответ зрители махали платками или также поднимали пальцы, «отпуская» тем самым отважного, но потерявшего способность сражаться бойца; если же зрители опускали пальцы вниз, это значило, что побежденный в течение «игры» проявлял излишнюю любовь к жизни и что победителю приказывается нанести последний, смертельный удар. Разумеется, что гладиаторы были хорошо обучены искусству фехтования и рукопашного боя.
    Одним из излюбленных зрителями гладиаторских боев была так называемая ловля рыбы — схватка между мирмиллоном и ретиарием. Первый из них, вооруженный мечом и со щитом, носил на шлеме изображение рыбы второй в качестве оружия использовал остро заточенный трезубец и был снабжен металлической сетью. Цель «игры» заключалась в том, что ретиарий должен был опутать сетью противника, свалить его наземь и в случае пожелания зрителей прикончить «рыбу» трезубцем; в задачу же мирмиллона входило уйти невредимым от «рыболова» и при первом же удобном моменте поразить его мечом.
    В дополнение к таким «зрелищам» в Колизее устраивались звериные травли. С помощью специальных механизмов из подвалов амфитеатра поднимались на арену декоративные горы и леса вместе со всяким зверьем. Хлопая бичами и пуская в морды зажженные стрелы, служители приводили животных в ярость. Носорога заставляли биться со слоном, пантеру с быком, медведя — с кабаном. Только за время игр при открытии Колизея было затравлено подобным образом около 5 тысяч животных.
    При общем восхищении кровавыми зрелищами лишь двое общественных деятелей Рима выразили свое негодование. Один из них, знаменитый оратор Цицерон, говорил, что не может быть никакого удовольствия, «когда слабый человек растерзывается огромным сильным зверем или когда прекрасное животное пронзается охотничьим копьем». Ци­церону вторил философ Сенека, гневно указывавший, что «человек священен для человека, а его убивают на забаву и потеху». Но при всем этом оба они — и Цицерон и Сенека — считали, что воинственный дух должен являться неотъемлемой принадлежностью римского народа.
    Так, в том же Колизее показывались дрессированные звери: львы ловили зайцев и отпускали их невредимыми, слоны танцевали и, по римскому обычаю, возлежали за столами с едой; в Большом цирке проводились состязания гимнастов, бег взапуски, кулачные бои, бросание диска. Зрелища эти не вызывали восторгов у экспансивной римской публики и постепенно сошли вовсе на нет, как не удовлетворявшие принципам все той же пресловутой политики.

  10. PROGRESS Ответить

    Загрузить
    чертежи объекта
    одним архивом, в крупном размере


    Название:
    Circus Maximus (la)
    Местонахождение:
    Рим
    (Италия)
    Создание:
    Великий цирк вырос вокруг традиционного места проведения скачек (долина между Палатинским  и Авентинским холмами) еще со времен первых римских царей
    В 329 г. до н.э. были устроены первые деревянные элементы
    После великого пожара 64 года цирк был восстановлен Нероном.  До нашего времени не сохранился
    Длина – 600 м, вместимость – 250 тыс. зрителей и столько же стоя, использовался для проведения скачем, мог разместить до 12 колесниц.  На этом объекте почти за 10 веков существования древнего Рима выкристаллизовалась функциональная схема современных ипподромов.

    Описание из книги «Спартак» Рафаэлло Джованьоли

    Цирк, построенный в 138 году от основания Рима первым из царей, Тарквинием Древним, после взятия Апиол был расширен и разукрашен последним из царей, Тарквинием Гордым; он стал называться Большим с 533 года римской эры, когда цензор Квинт Фламиний выстроил другой цирк, названный его именем.
    Большой цирк, воздвигнутый в Мурсийской долине между Палатинским и Авентинским холмами, к началу описываемых событий еще не достиг того великолепия и тех обширных размеров, какие придали ему Юлий Цезарь, а затем Октавиан Август. Все же это было грандиозное и внушительное здание, имевшее в длину две тысячи сто восемьдесят и в ширину девятьсот девяносто восемь римских футов; в нем могло поместиться свыше ста двадцати тысяч зрителей.
    Цирк этот имел почти овальную форму. Западная часть его была срезана по прямой линии, а восточная замыкалась полукругом. В западной части был расположен оппидум — сооружение с тринадцатью арками, под средней находился главный вход — так называемые Парадные ворота; через них перед началом ристалищ на арену входила процессия, несшая изображения богов. Под остальными двенадцатью арками расположены были конюшни, или «камеры», в которых ставили колесницы и лошадей, когда в цирке происходили бега, а в дни кровопролитных состязаний, любимого зрелища римлян, там находились гладиаторы и дикие звери. От оппидума амфитеатром шли многочисленные ряды ступенек, служивших скамьями для зрителей; ступеньки пересекались лестницами: зрители всходили по ним чтобы занять свои места. К этим лестницам примыкали другие, по которым народ направлялся к многочисленным выходам из цирка.
    Вверху ряды оканчивались аркадами, предназначенными для женщин, которые пожелали бы воспользоваться этим портиком.
    Против Парадных ворот устроены были Триумфальные ворота, через которые входили победители, а с правой стороны оппидума были расположены Ворота смерти; через эти мрачные ворота служащие цирка при помощи длинных багров убирали с арены изуродованные и окровавленные тела убитых или умирающих гладиаторов.
    На площадке оппидума находились скамьи для консулов, высших должностных лиц, для весталок и сенаторов, тогда как остальные места ни для кого особо не предназначались и не распределялись.
    По арене между оппидумом и Триумфальными воротами тянулась низкая стена длиной приблизительно в пятьсот футов, именовавшаяся хребтом; она служила для определения дистанции во время бегов. На обоих ее концах было несколько столбиков, называемых метами. На середине «хребта» возвышался обелиск солнца, а по обеим его сторонам расположены были колонны, жертвенники и статуи, среди которых стояли статуи Цереры и Венеры Мурсийской.
    Внутри цирка по всей его окружности шел парапет высотой в восемнадцать футов, он назывался подиумом. Вдоль него пролегал ров, наполненный водой и огороженный железной решеткой. Все это предназначалось для охраны зрителей от возможного нападения диких зверей, которые рычали и свирепствовали на арене.
    Загрузить
    чертежи объекта
    одним архивом, в крупном размере

    Параметры объекта:

    500 г. до н.э. – 500 г. н.э.
    Италия Общественное здание Рим Римская империя Спортивное сооружение Стадион фото Цирк

    Источники:

    П.П. Гнедич
    “Всеобщая история искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура”. Современная версия
    Москва “Эксмо”, 2009 г.
    Рафаэлло Джованьоли
    “Спартак”.
    Перевод с итальянского А. Ясной под ред. В. Узина. Днепропетровск: Промiнь, 1985

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *