Что такое дебет и кредит в бухгалтерии для чайников?

11 ответов на вопрос “Что такое дебет и кредит в бухгалтерии для чайников?”

  1. Fauk Ответить

    Чтобы увеличить продажи в розничном магазине или создать мини-ферму с нуля, необязательно быть знакомым с бухгалтерскими терминами: некоторые из них частному предпринимателю вовсе не нужны, а операции с другими можно переложить на плечи специалистов. Но всё же обойтись без базовых понятий (вроде сальдо, дебета и кредита) не получится: они давно стали частью коммерческого оборота и вряд ли когда-нибудь будут из него исключены.
    Ознакомившись с определениями дебета и кредита, можно переходить к бухгалтерским проводкам для начинающих и другим более сложным вопросам. Ниже будет простым языком рассказано, что такое дебиторская и кредиторская задолженности, как к ним применимо понятие сальдо и в каких в финансовых отчетах организации они отображаются.

    Дебет — это в бухгалтерии…

    Дебет (ударение падает на первый слог) — это стандартный прием бухгалтерского учета, который применяется для раскрытия сущности происходящих в организации хозяйственных операций.
    Бухгалтерский учет основан на принципе двойной записи, когда любая операция отражается по дебету одного счета и кредиту другого, то есть формируется бухгалтерская проводка. Все счета в российском бухучете делятся на активные, пассивные и активно-пассивные. Обычно счет схематично рисуют в форме таблицы из двух столбцов, где дебет — левый, а кредит — правый. Если говорить об активных и активно-пассивных счетах, то увеличение имущества организации записывается в дебет. Когда речь идет о пассивных счетах, по дебету показываются операции, которые уменьшают активы компании.
    С дебетом часто путают дебиторскую задолженность, однако данные понятия далеко не идентичны. Дебиторская задолженность — это сумма законных притязаний организации в отношении третьих лиц, вне зависимости от их количества и формы организации. Говоря простым языком, должны могут быть как другие компании, так и индивидуальные предприниматели — в итоговой строке суммируются все значения. Таким образом, дебиторская задолженность — это то, что должны компании.
    Лица, являющиеся должниками организации, называются дебиторами; этот термин не используется в первичной документации в бухгалтерии, но широко распространён и совершенно официален.
    Важно: дебиторская задолженность, называемая в бухгалтерском учёте «дебиторкой», есть практически у любого юридического лица, осуществляющего коммерческую деятельность.
    Дебиторская задолженность (для чайников — долг третьих лиц перед компанией) возникает, когда:
    Организация отпускает товар (частично или полной партией), проводит работы или оказывает услуги до поступления оплаты. Так обычно и происходит: сначала заказчик (покупатель, посредник) получает требуемые ресурсы, а после рассчитывается — наличным или безналичным способом на следующий день или через месяц (значения в данном случае не имеет). Условия оплаты определяются договором или дополнительными соглашениями и на суть дебиторки не влияют.
    Предприятие по ошибке или в качестве задатка выплатило большую (чем обычно) сумму своим работникам. Например, неправильно начислило заработную плату или выдало командировочные «авансом» — в этом случае должниками (дебиторами) являются сотрудники.
    Компания осуществила предоплату товаров, работ или услуг. В бухгалтерском учёте такая операция отражается именно в качестве дебиторки — до тех пор, пока задолженность не будет погашена контрагентом в натуральной форме или деньги не будут возвращены плательщику.
    Юридическое лицо заранее выплатило часть государственных налогов или сборов. Простыми словами: оно перевело на счёт государства сумму, большую, чем требовалось, что и является дебиторской задолженностью. Она будет погашена при следующем списании — полностью или частично, в зависимости от остатка на счёте и размера налога.
    Общество с ограниченной ответственностью было учреждено с неполным внесением одним или несколькими учредителями своей части уставного капитала. Вполне логично, что учредители, в полной мере не выполнившие своих обязательств, остаются до окончательной выплаты должниками, а их обязательства входят в дебиторскую задолженность.
    Организация имеет законные притязания в отношении собственных сотрудников — например, при выявлении недостачи. Виновник в этом случае становится должником, а требуемая сумма включается в дебиторку компании.
    Важно: по большей части (до 90% от общего объёма) дебиторская задолженность предприятия — это отпущенные «в долг» товары и оказанные услуги; остальные приведённые выше составляющие складываются в общей сложности в 10% — а некоторые из них при нормальном функционировании организации вовсе отсутствуют.

    Кредит — это в бухгалтерии…

    Кредит (ударение падает на первый слог) — это прием бухгалтерского учета наряду с дебитом, необходимый для систематизации хозяйственных процессов компании. Кредит представляет собой правую половину бухгалтерского счета (или второй столбец в табличке).

  2. Касейрон Ответить

    Чтобы детально разобраться с понятиями, следует сделать небольшой экскурс в основы бухгалтерского учета. Понятия дебета и кредита тесно связаны с активными и пассивными счетами баланса. Поэтому разберемся сначала с этими терминами.
    Бухгалтерский учет ведется на каждом предприятии и необходим для отражения движений по счетам. Последние подразделяются на три вида:
    активные;
    пассивные;
    активно-пассивные.
    На активных счетах учитываются те суммы, которые находятся в распоряжении организации. Они подразделяются по видам. Согласно Плану счетов выделяют несколько кодов: от 01 («Основные средства») до 97 («Расходы будущих периодов»).
    Рассмотрим некоторые нюансы, связанные с активными счетами:
    они имеют только дебетовое сальдо на начало или конец периода;
    по кредиту фиксируются транзакции по расходу активов, а по дебету – по приходу.
    в активной части баланса отображается сальдо. Оно означает наличие актива в денежном эквиваленте.
    чтобы вычислить конечный остаток за период, следует отнять от суммы сальдо начального и дебетовых оборотов кредитовые обороты.
    Пассивные счета объединяют источники возникновения сумм, учтенных по активу. Отметим следующие нюансы, связанные с ними:
    в кредите проводки обозначают рост источников, а в дебете – их уменьшение (напомним, что по активным счетам все происходит наоборот);
    сальдо может быть только кредитовым (в отличие от активных счетов);
    чтобы узнать остатки на конец периода следует вычислить сумму сальдо начального и кредитовых оборотов и из нее вычесть обороты по дебету.

    Счета бывают также активно-пассивными. Если по активному счету отображаются средства организации, а по пассивному – их источники, то счет активно-пассивный может быть указан в двух противоположных балансовых строках. В зависимости от результатов деятельности компании они могут содержать и остатки, которые указываются лишь с одной стороны.

    Для правильной записи следует отдельно анализировать каждую ситуацию. Например, если суммы относят к пассиву, то движение по счету происходит как по пассивному счету, и наоборот. Приведем примеры активно-пассивных счетов:
    расчеты с субъектами, которые могут являться как дебиторами, так и кредиторами;
    нераспределенная прибыль или убыток;
    финансовые результаты деятельности субъекта хозяйствования.
    Помимо рассмотренных выше счетов выделяют также и субсчета. Они являются промежуточными звеньями между счетами аналитическими и синтетическими. Они помогают сгруппировать показатели.

    Двойная запись в бухгалтерском учете

    Это еще один важный термин, который пригодится для понимания сущности дебета и кредита. Этот метод является способом бухгалтерского учета, находящимся в основе формирования информации об учтенных объектах.
    В балансе любой организации одна и та же сумма отражается по дебету одного счета, но и по кредиту другого. В этом случае счета взаимодействуют друг с другом, или корреспондируют. Это называется корреспонденцией счетов.
    Отметим, что любая транзакция отражается на основе первичных документов. Они подтверждают эту операцию. Двойная запись позволяет заинтересованным лицам понять источники возникновения денежных средств и их распределение.
    В итоге в балансе актив всегда должен быть равен пассиву. Это показывает точность бухгалтерских проводок.
    Видео — поясняет что такое двойная запись в бухгалтерском учете:

    Бухгалтерский баланс

    Для лучшего понимания дебета и кредита обратимся к бухгалтерскому балансу организации. Это основополагающая форма отчетности любого предприятия или банка. В нем в денежном эквиваленте отображаются средства компании на конкретную дату. При этом к балансу подготавливают и другие формы отчетности, разъясняющие и поясняющие его данные. В балансе сначала отражаются активные операции, потом – пассивные.

    Существуют строгие стандарты заполнения статей баланса. В качестве источников информации выступают бухгалтерские счета. В каждом из них есть две части: дебет и кредит. У каждого бухгалтерского счета имеется начальный остаток, или сальдо. Впоследствии оно уменьшается или увеличивается. В любой момент можно установить конечное сальдо. Для этого к первоначальному остатку следует приплюсовать сумму увеличения. А из полученного остатка вычесть сумму уменьшения.
    Одним из главных правил бухгалтерского учета является то, что любые сведения должны быть документально подкреплены. Поэтому в баланс информация заносится, основываясь на данных соответствующих отчетов.

  3. Blueray Ответить

    Умение контролировать свои расходы, поступления, грамотно управлять средствами и вести их точный учет – этими свойствами должен обладать не только бухгалтер, но и обычный гражданин. Ведь именно от правильного распределения денежных ресурсов и будет зависеть его дальнейшее благополучие. Приходные и расходные операции многократно производятся каждый день. Информация, что такое дебет и кредит простым языком, позволит свободно ориентироваться в финансовом положении и большого предприятия, и отдельно взятой семьи.

    В обязанности бухгалтера организации входит корректное отражение каждой операции, касающейся поступления или расхода средств. Дебет, кредит, сальдо – главные слова, без которых невозможен бухгалтерский учет. Даже выпуск обычной банковской карты подразумевает необходимость понимания, что такое кредит и в чем суть различий между определенными банковскими операциями, описанными в выписках по счету.

    Общее значение термина

    Чтобы понять, как определить дебет и кредит, необходимо прояснить основные термины бухгалтерии и их фактическое применение. Слово «дебет» представляет собой заимствование из немецкого языка, однако многие полагают первоисточником слово debitum из Древнего Рима, в переводе означающее «долг».
    В современном значении слово «дебет» прежде всего связано с учетом всех мероприятий, имеющих отношение к финансово-имущественному положению предприятия, которое находит свое отражение в бухгалтерском учете. С помощью бухучета руководство предприятия сможет правильно определить прибыль после вычета из доходов расходных статей.
    Понятия кредита и дебета, что это такое простыми словами, помогут в изучении финансового состояния предприятия. Для бухгалтера дебет активных счетов означает приход, а кредит связан с фиксацией расходов. Если речь идет о пассивных счетах, значения данных понятий противоположные. Таким образом, определяя ту или иную учетную операцию, важно отнесение счета к активному или пассивному.
    К дебету относят прибыль от какой-либо деятельности (коммерческой, производственной и т. д.), продаж, реализации услуг и продуктов. Кредит включает в себя отражение расходов на закупку сырья, выплату заработной платы и т. д.

    Современное значение в бухгалтерском учете


    Для бухгалтера главное значение имеет правильная проводка операций. Сведения подлежат отражению в бухгалтерском счете, таблице, состоящей из двух колонок с записями о расходе и приходе средств. Данная таблица представляет собой способ ведения учета, отражающего оборот средств в виде двойных записей.
    Различать и правильно относить к кредиту или дебету поможет изучение метода двойной записи. Дело в том, что дебет в бухгалтерии предполагает отражение каждой операции, имеющей отношение к деятельности организации, в обеих колонках, однако с различным значением.
    Если говорить, что такое дебет и кредит в бухгалтерии глазами простого обывателя, то в данном случае информация заносится двумя колонками: по каждой транзакции две записи в обеих колонках.
    Цель любого бухгалтера – выяснить остаток средств после того, как из прихода вычтут расход. Бухгалтерский учет позволяет вывести разницу суммы всех записей, иными словами, определить сальдо за конкретный период.
    Когда доход больше, чем расход, сальдо отражают в таблице с активным счетом и называют его дебетовым. Если расход выше дохода предприятия, остаток заносят на пассивном счете как кредитовое сальдо.
    Понять ситуацию с денежными операциями предприятия поможет сравнение. Прибыльная организация имеет бухгалтерский счет с превышением дебета на активных счетах. При выведении конечного сальдо с определением итоговой прибыли или убытка за годовой период промежуточное значение (например, при выведении сальдо за квартал) не играет никакой роли. Таким образом, дебет и кредит служат для выведения итогового значения, позволяя дать оценку работе предприятия и уточнить размер чистой прибыли.

    Понятия дебета и кредита на примере банковских услуг


    Упрощенное значение дебета можно увидеть в аналогии с такими видами услуг, как дебетовая карта или счет и кредитная карточка для клиентов банка.

    Дебетовая карточка или счет

    Суть дебетовой карточки – хранение и использование средств держателя. Используется только та сумма, которая есть на счету. Дебетовый пластик служит для поступления зарплаты, иных перечислений, пособий, государственных выплат с дальнейшим распоряжением финансами (безналичным расходом средств и снятием наличности). В то же время, дебетовая карта позволяет получать доход на остаток, который также зачисляется на карточный счет.

    Кредитка

    Основное предназначение кредитной карты – получение дополнительных финансов, в которых нуждается клиент. Кредитование позволяет удовлетворить текущие потребности в средствах с возможностью расхода средств безналичным способом или путем снятия наличности. Однако, как и любой заем, кредитка потребует расходов, связанных с оплатой финансовых услуг и использованием банковских средств.

    Банковская выписка

    Открытие и использование банковского счета также связаны с необходимостью понимания состояния финансов клиента, что отражается в выписке, предоставленной кредитным учреждением. В банковской выписке содержится информация о движении средств – поступлении и списании.
    Получить банковскую выписку с отображением определенной операции можно только на следующий день после совершения транзакции.
    Банковская выписка предприятия представляет собой документ с информацией о номере счета, реквизитами банка, а также таблицей с данными обо всех операциях по конкретному счету (вид операции и сумма). Суммы по дебету и кредиту, которые имеют отношение к конкретному счету, указываются в двух отдельных колонках. Дебетовая колонка отражает произошедшие списания, кредитовая колонка указывает на зачисляемые суммы. Для бухгалтера данная выписка позволяет контролировать движение по счету, а при расхождениях – просить разъяснений у обслуживающего банка.
    Для определения, куда заносится информация по той или иной финансово-имущественной операции, необходим предварительный анализ, какое конкретное значение подразумевает вносимая сумма. Бухгалтер относит рост имущества, дебиторскую задолженность на счет дебета. Когда проводка подразумевает рост финансовых и материальных обязательств со стороны предприятия, рост уставного капитала, данные о суммах заносят в качестве кредита.
    В процессе внесения записей по бухгалтерскому балансу важно четко различать, что дебиторская задолженность обозначает, что предприятию должны деньги, а кредиторская задолженность говорит о наличии расходов на оплату определенных обязательств (выплаты по займам, расчетам с поставщиками и т. д.).
    Определение дебета и кредита помогает подводить промежуточные итоги за любой интересующий период, рассчитывать промежуточное и конечное сальдо.
    При оформлении дебет по счету отображают с левой стороны табличных данных с выводом. Кредит размещен в этой же таблице с правой стороны. Помимо умения правильно разносить суммы по кредиту и дебету, эта таблица требует двойного отображения сведений по счетам: в одном случае сумма фигурирует на дебетовом счете, во втором случае – это запись по кредиту.
    Чтобы понять, что такое «дебет с кредитом», простым гражданам нужно научиться понимать истинное значение той или иной финансовой операции, корректно трактовать ее суть. Однако для большинства людей, далеких от тонкостей бухгалтерского дела, дебет по счету – это приход, поступление, прирост материально-денежных ресурсов.

  4. Kalar Ответить

    Дебет и кредит — это своего рода координаты грамотного бухгалтерского учета. Подобно географии, в которой все карты разделены на широту и долготу, в местах пересечения которых обозначено место нахождения объекта, таким же образом хозяйственная структура компании распределена по бухгалтерским координатам — дебиту и кредиту. Посредством этих созвучных определений формируется так называемая двойная запись: в бухучете она отражена в виде счетных формул.
    Бухгалтерские счета отражаются, как правило, двумя способами — прихода и расхода. Приход, понятное дело, — это поступление денежных средств на счета предприятия, а расход — это списание проводимых сумм со счетов. Для проведения хозяйственных операций используется двойная запись. А чтобы упростить процесс ведения бухгалтерского учета, и были введены понятия дебета и кредита.
    Сложно представить сейчас, как велась бухгалтерия, к примеру, в средние века. Тем не менее, первые упоминания о дебете и кредите встречаются у итальянского преподавателя математики Луки Пачоли, в его книге «Трактат о счетах и записях», изданной в 1494 (!) году. Более пятисот лет назад рассматриваемые понятия «дебет» и «кредит» означали «приход» и «расход».

    Дебет и кредит в бухгалтерском учете. Как в них разобраться?

    Бухгалтеры хорошо знают разницу между кредитом и дебетом, а для тех, кто следит за своей речью, напомним о правильном произношении. Верно говорить — из кредита в дебет, но не верно — из дебета в кредит.
    Для того чтобы понять смысл определения «дебет» и «кредит», необходимо узнать их происхождение. В переводе с латинского языка глагол «кредит» обозначает «я должен», а глагол «дебет» — «он должен».
    Дебет и кредит в бухгалтерском учете. Как в них разобраться? Понять сущность ведения бухгалтером счетов можно посредством дебета и кредита. Как это сделать? Итак, стандартный бухгалтерский счет. Как он выглядит? Как правило, это таблица, разделенная на две колонки. В первой колонке мы видим дебет, то есть слева, во второй колонке, соответственно, отражен кредит, то есть он справа. Еще одно разделение нужно знать. Счета, составленные бухгалтером, имеют свои категории. Их две — активные и пассивные счета. Разберемся в их назначении. Активные счета представляют собой операции, отражающие размещение денежных средств предприятия или банковского учреждения. Пассивные счета, в свою очередь, представляют собой операции, отражающие привлечение денежных средств. Для этих двух видов счетов дебет и кредит означают абсолютно обратные понятия. Дебет, применяемый для ведения активных счетов, обозначает приход денежных вливаний или материальных ценностей.
    В пассивных счетах он (дебет), наоборот, отражает их расход. Движение из кредита в дебет происходит на активных счетах, и, наоборот, из дебета в кредит — на пассивных.
    Увеличение дебета, каким бы оно ни было, в активных счетах свидетельствует об увеличении имущественных ценностей предприятия. А факт увеличения дебета в пассивных счетах отражает уменьшение основных средств предприятия.

    Дебет и кредит в бухгалтерском учете. Как в них разобраться?

    Процесс увеличения кредита в структуре активного счета свидетельствует об уменьшении фактической стоимости имущественных и материальных ценностей компании. Увеличение кредита в структуре пассивного счета, соответственно, ведет к увеличению средств компании.
    Каждая проведенная бухгалтером хозяйственная операция приводит к тому, что один показатель увеличивается, а второй — пропорционально уменьшается. Плюс в одном случае и минус — во втором.
    Благодаря этому отражению операций, осуществляемых бухгалтером, можно контролировать правильность ведения бухгалтерских записей и использование основных средств предприятия.
    Существуют также понятия дебетового остатка и дебетового оборота. В первом случае остаток представляет собой денежную оценку стоимости учтенных основных средств компании на определенный отрезок времени. Во втором случае оборот также представляет собой денежную оценку всех операций, которые привели к увеличению учтенных основных средств компании или к уменьшению источника их формирований.
    Метод двойной записи не нарушает равенства итоговых пассивов и активов и не влияет на конечную структуру баланса. Для того чтобы грамотно завершить учетный цикл операций, двойная запись должна всегда вестись правильно.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *