Что такое физиологическая адаптация как она возникает и что лежит в основе?

7 ответов на вопрос “Что такое физиологическая адаптация как она возникает и что лежит в основе?”

  1. vanishing smile Ответить

    Смотреть что такое “Адаптация физиологическая” в других словарях:

    АДАПТАЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ — Изменение функции организма, органа или системы в процессе адаптации … Термины и определения, используемые в селекции, генетике и воспроизводстве сельскохозяйственных животных
    Адаптация физиологическая — Приспособление к условиям внешней среды путем формирования функциональных механизмов и резервов, адекватных условиям обитания и осуществлению необходимой деятельности. В основе А. ф. лежат процессы совершенствования регуляторных механизмов… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
    Адаптация физиологическая — – процесс приспособления функций ор ганизма к изменившимся условиям внешней среды; различают А. болевую, органов и систем, когда снижается  порог раздражения, ослаблена  реакция на  действие физических,  химических,  биоло гических факторов … Словарь терминов по физиологии сельскохозяйственных животных
    АДАПТАЦИЯ — (от позднелат. adaptatio ? приспособление) эволюционная, приспособление организмов к меняющимся условиям внешней среды посредством приобретения свойств, обеспечивающих их выживание и размножение в этих условиях. Механизм возникновения А.… … Ветеринарный энциклопедический словарь
    Адаптация — (позднелат. adaptatio прилаживание, приспособление, от лат. adapto приспособляю)         процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды. Вместе с тем любая А. есть и результат, т. е.… … Большая советская энциклопедия
    Адаптация фенотипическая а физиологическая — Адаптация фенотипическая, а. физиологическая * адаптацыя фенатыпічная, а. фізіялагічная * phenotypic adaptation or physiologic a. любой обратимый процесс приспособления к среде на уровне особи, популяции, вида и биоценоза. Физиологическая… … Генетика. Энциклопедический словарь
    АДАПТАЦИЯ — [лат. adaptatio прилаживание, приноровление] 1) приспособление организма к условиям среды; 2) переработка текста с целью его упрощения (напр., художественного прозаического произведения на иностранном языке для тех, кто недостаточно хорошо… … Словарь иностранных слов русского языка
    физиологическая адаптация — Форма приспособления (обычно микроорганизмов) к непродолжительным отклонениям (циклическим или случайным) условий внешней среды от некой средней величины; генетических изменений при Ф.а. не происходит. [Арефьев В.А., Лисовенко Л.А. Англо русский… … Справочник технического переводчика
    Физиологическая адаптация — * фізіялагічная адаптацыя * physiological adaptation приспособление особи (морфологическое, функциональное и др.) к непродолжительным циклическим или случайным отклонениям условий внешней среды от некой средней для данной экологической ниши… … Генетика. Энциклопедический словарь
    ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОПТИКА — раздел оптики, в к ром изучают процессы зрения с объединённых позиций физики, физиологии и психологии. В задачи Ф. о. входят исследование оптич. системы глаза, строения и работы сетчатки, проводящих нервных путей, механизмов движения глаз,… … Физическая энциклопедия

  2. Zulkigrel Ответить

    Другие растения переживают экстремальные периоды в виде семян и спор, которые после выпадения дождя могут прорастать; новые растения иногда за четыре недели успевают вырасти, зацвести и дать семена, которые будут пребывать в состоянии покоя до следующего дождливого периода.
    Собранную воду суккуленты запасают в особой ткани, состоящей из тонкостенных клеток, содержащих крупные вакуоли. После нескольких хороших ливней суккуленты впитывают столько воды, что вес их увеличивается в десятки раз.
    Ещё одним способом сохранить ткани от высыхания служит плотная кожица, покрытая восковым налётом.
    Миоглобин — белок мышц позвоночных животных и человека, запасающий в мышцах кислород. Особенно богаты миоглобином мышцы морских животных, способных длительно находиться под водой.
    Органы химического чувства насекомых предназначены для облегчения поиска пищи, ориентации на местности, определения приближения врага или партнёра для размножения.
    Сегодня известно более сотни химических веществ, выделяемых насекомыми. Восприятие этих веществ и их «расшифровка» вызывают у получателей определённую форму поведения или активирует физиологический процесс.
    У самца тутового шелкопряда на антеннах расположено около 32 тысяч обонятельных рецепторов. Они улавливают запах ароматической железы самки на расстоянии 3 км. Самец павлиноглазки способен улавливать запах самки своего вида на расстоянии 12 км. Жуки-могильщики, занимающиеся очисткой земли от падали, способны почувствовать запах за сотни метров.
    Особой термолокацией обладают некоторые змеи — ямкоголовые, питоны и африканские гадюки. Выше ноздрей у них имеются особые органы термического чувства — термолокаторы. Они представляют собой прикрытые прозрачной плёнкой ямки. При закрытом канале излучаемое жертвой тепло (поток инфракрасных лучей), нагревая полость ямки, позволяет определить направление источника излучения, т. е. лоцировать добычу в темноте (например, грызуна в его норе). Полагают, что эти терморецепторы способны регистрировать изменения температуры в тысячные доли градусов.
    Летучие мыши — ночные животные. Они испускают высокочастотные звуки во время охоты, которые отражаются от препятствий, и возвращаясь, предоставляют им информацию об окружающей обстановке.
    Таким образом, летучие мыши определяют движение жертвы, дистанцию до неё, обнаруживают предметы, преграждающие им путь, и пр. Во время полёта летучие мыши испускают ультразвук, используя сложные сочетания импульсов. Частота звуков колеблется в пределах 30 — 150 кГц, сам звук длится несколько миллисекунд.
    Ухаживая за самкой, каждый самец поёт свою собственную песню. Сложные голосовые сообщения используются и для опознавания друг друга, обозначения социального статуса, определения территориальных границ, при воспитании потомства и при противодействии особям, вторгшимся на чужую территорию.
    Птица-секретарь — птица из отряда соколообразных с длинными чёрными перьями на голове. Длина птицы-секретаря от 125 до 150 см, вес почти 4 кг, размах крыльев около 200 см. В отличие от других хищных птиц, охотящихся в воздухе, секретари большую часть времени проводят на земле, где могут относительно быстро передвигаться.
    Главной пищей птиц-секретарей являются змеи. Интересен их способ охоты: секретари бегут по земле, громкими ударами крыльев заставляя выдать себя притаившуюся добычу. После этого они настигают её зигзагообразными движениями. Змеи таким образом теряют ориентацию. Сильный удар клювом по позвоночнику убивает жертву. Если же змея защищается, то секретарь умело уходит от укусов и вновь нападает. Птица-секретарь издавна славится как умелый истребитель змей. Во время борьбы со змеёй птица-секретарь расправляет одно крыло и использует его как щит.
    –>

  3. Gavinrariel Ответить

    Выделяют физиологическую, психическую и социальную адаптацию, а иногда к этому добавляют психофизиологическую и социально-психологическую адаптацию[2].
    Более того, существуют определенные физиологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трех уровнях[2].

    Физиологическая адаптация

    – совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды – гомеостаза[2].
    В результате физиологической адаптации повышается устойчивость организма к холоду, теплу, недостатку кислорода, изменениям барометрического давления и др. факторам. Изучение физиологической адаптации имеет большое значение для понимания процессов саморегуляции организма, его взаимодействия с окружающей средой[2].
    Большой практический интерес получили исследования физиологической адаптации в связи с полётами человека в космос.
    Реакции, которыми организм отвечает на раздражения значительной интенсивности, имеют общие неспецифические черты и называется адаптационным синдромом[2].
    Процесс физиологической адаптации к необычным, экстремальным (крайним) условиям проходит несколько стадий или фаз:
    -вначале преобладают явления декомпенсации (нарушения функций);
    -затем неполного приспособления – активный поиск организмом устойчивых состояний, соответствующих новым условиям среды;
    -и, наконец, фаза относительно устойчивого приспособления[2].
    Пример. адаптация человек организм приспособление
    Это хорошо прослеживается, например, при физиологической адаптации к высоте. Изменения условий в этом случае комплексны, но наибольшую роль играет недостаточность парциального давления кислорода – явление гипоксии в связи с общим понижением барометрического давления. При подъёме на высоту наблюдаются головокружения, нарушения зрительного и слухового восприятия, одышка и др. явления, характерные для высотной болезни. Постепенно в результате физиологической адаптации явления декомпенсации стихают и возникает приспособленность к этим необычным условиям: увеличивается количество эритроцитов (у человека с 4-5 до 8 млн. в 1 мм), растет способность гемоглобина связывать кислород, усиливается лёгочная вентиляция, нормализуются сердечная деятельность, состояние нервной системы и т. д[2].
    Сдвиги, происходящие в организме в процессе физиологической адаптации касаются всех уровней организма – от субклеточно-молекулярного до целостного организма[2].
    Значительную роль в физиологической адаптации играет тренировка как к воздействию каждого данного фактора, так и к изменению среды вообще. Так, тренировка к высотным условиям, к действиям ускорений и т. п. помогает космонавтам переносить перегрузки в космическом полёте; тренированные спортсмены лучше справляются с новыми трудными условиями, в том числе с вынужденной неподвижностью и др[2].
    Огромное значение в физиологической адаптации имеют реактивность организма, его исходное функциональное состояние (возраст, тренированность и пр.), в зависимости от них изменяются и ответные реакции организма на различные воздействия. В процессе физиологической адаптации проявляется пластичность нервной системы, позволяющая организму восстанавливать контакт и равновесие с изменившимися условиями среды[2].
    Под влиянием повторных и относительно длительных экстремальных воздействий, совместимых с нормальной жизнедеятельностью, возникает адаптивная перестройка функций, которая раздвигает границы существования организма. Однако колебания условий среды, в которых может происходить физиологическая адаптация, имеют определённые пределы, характерные для каждого вида, а также для каждого данного организма[2].
    Механизмы, раскрывающие процесс физиологической адаптации, позволяют в определенной мере понять и явления приспособления организмов в ходе эволюции[2].
    Адаптация (позднелат. adaptatio – прилаживание, приспособление, от лат. adapto – приспособляю), процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды. Вместе с тем любая адаптация есть и результат, т. е. конкретный исторический этап приспособительного процесса – адаптациогенеза, протекающего в определённых местообитаниях отвечающих им комплексах видов животных и растений. Наличие в живой природе явлений адаптации было известно биологам минувших веков. В восемнадцатом веке усилиями биологов было развито представление, согласно которому явление адаптации знаменует собой наличие в живой природе некоей изначальной целесообразности, понимаемой как имманентное свойство живых форм (Телеология). Это означало отказ от материалистического, причинного, детерминистского объяснения явления адаптации[2].
    Учение об изначальной целесообразности было опровергнуто лишь во 2-й половине 19 в. эволюционной теорией Дарвина. Ч. Дарвин установил (1859), что эволюция живых форм (в первую очередь видов) осуществляется через эволюцию их приспособлений к среде. С этого времени в биологии утвердилось положение, согласно которому адаптация не есть нечто внутренне присущее и заранее данное организмам, но всегда возникает и развивается под воздействием трёх основных факторов органической эволюции – изменчивости, наследственности и естественного отбора (а равно и искусственного, т. е. производимого человеком). К понятию адаптации в эволюционноисторическом аспекте примыкают ненаследственные адаптивные реакции организма на изменение условий существования – физиологическая адаптация, аккомодация[2].
    Адаптивность обеспечивает выживание любого организма, повышает коэффициент его размножения и снижает коэффициент смертности[2].
    Большое биологическое значение имеет физиологическая адаптация анализаторов (называют иногда адаптацией рецепторов или органов чувств) к действию специфических раздражителей, например зрительного анализатора – к свету или темноте, слухового – к звуку, кожного анализатора – к механическим и температурным раздражителям, вестибулярного аппарата – к вращательному движению. Физиологическая адаптация анализаторов связана с изменением чувствительности периферически воспринимающих образований – рецепторов и с процессами, происходящими в центральной нервной системе[2].
    Примеры.
    Так, световая адаптация, вызываемая пребыванием на ярком свету, ведёт к понижению чувствительности глаза к свету, темновая адаптация, наоборот, – к её повышению. В темноте чувствительность глаза к свету повышается в течение часа во много тысяч раз, что связано как с восстановлением зрительных пигментов, так и с изменениями в нервных элементах и нервных клетках коры головного мозга[2].
    Физиологическая адаптация в слуховом анализаторе выражается в повышении порога раздражения под влиянием звука большой силы. Явление постепенного изменения чувствительности, т. е. физиологической адаптации, наблюдается и при воздействиях на кожу холодом, теплом и др. Большое значение в этом процессе имеет и скорость нарастания интенсивности раздражителя (физиологическая аккомодация)[2].
    В заключении рассмотрения вопроса о особенностях и механизмах физиологической адаптации необходимо отметить чрезвычайно важную особенность этих процессов[2].
    Одной из наиболее общих характеристик живого, на каком бы уровне его ни рассматривать (от организма в целом до субклеточных структур), современные патологи считают «принцип неравновесности» (Адо А.Д., 1985). Он заключается в том, что организм человека постоянно поддерживает состояние, препятствующее уравниванию биологических и других процессов жизнедеятельности с окружающей средой. Прекращение жизни наступает тогда, когда прекращается «неравновесное состояние» и наступает полное равновесие с окружающей неживой природой[2].
    По аналогии с этой общебиологической закономерностью можно провести параллель между активностью психически здорового человека и широтой диапазона функциональных возможностей барьера его психической адаптации. По мере сужения широты этого диапазона снижаются психическая активность человека, а следовательно, и его «неравновесность» и жизненные возможности[2].
    Адаптация – одно из центральных понятий биологии, но так же широко применяется как теоретическое понятие и в ряде психологических концепций, которые, подобно гештальтпсихологии или теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Жаном Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания[2].

  4. Gasius Ответить

    Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к детям, воспитателям т. е. к новым условиям пребывания ..
    Готовиться к переменам желательно за несколько месяцев до начала посещения садика.
    Особенно тяжело вливаются в коллектив детского сада застенчивые, пугливые дети. Если ваш ребенок сторонится незнакомых людей, на детской площадке боится отпустить вас, подойти к другим детям, даже самая хорошая воспитательница не спасет его от дезадаптации, ведь для таких детишек стресс от посещения детского садика будет во много раз усиливаться раз от раза. Постарайтесь расширить круг общения ребенка — чаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как ведут себя дети на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими. Учите ребенка общаться! Если вы пришли на детскую площадку, покажите малышу, как можно попросить игрушку, предложить поменяться, пригласить другого ребенка в игру или спросить разрешения поиграть вместе.
    Учите ребенка знакомиться — сначала вы будете спрашивать детей, как их зовут, и представлять им своего стеснительного кроху, но рано или поздно он начнет брать с вас пример. Попробуйте на прогулках организовать игры для детишек — пусть это будет даже самая обычная игра в мяч — главное, чтобы малыш увидел, что играть вместе с другими детьми может быть очень весело. Запишитесь, если у вас есть такая возможность, в детский клуб или центр развития. Узнайте, есть ли в вашем садике группа кратковременного пребывания. Обычно в такие группы набирают детей до 2 лет, и они приходят туда 2-3 раза в неделю на 2-3 часа вместе с мамой. Идеальный вариант — если в такой группе с ребенком будет заниматься воспитатель, который в дальнейшем будет вести ясельную группу.
    Познакомитесь с режимом дня того детского садика, в который вы планируете ходить, и постепенно начинайте приучать к нему своего малыша. Этот режим примерно одинаков для всех детских садов и может отличаться где-то на полчаса. Обычно в 8.30 в садиках дети завтракают, с 9 до 10 утра с ними проводятся занятия, затем примерно до 11.30 дети гуляют, около 12 часов обед, в 12.30&-13.00 — сон до 15.00-15.30. После пробуждения детей ждет полдник, затем они опять выходят на прогулку (в теплое время года) или играют в группе. Ужин начинается около 5 часов. Учите малыша играть! К сожалению, современные дети все меньше умеют заниматься этой естественной для них деятельностью. Они не умеют играть самостоятельно, строить игровой сюжет, и вся их игровая деятельность сводится к простым манипуляциям с игрушками (постучать, покидать, поломать) . Ребенку, умеющему занять себя игрой проще влиться в коллектив детского сада, найти себе друзей. Вовлекайте ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры (куклы, домики, больница и т. д.) , они учат ребенка общению, развивают эмоции, знакомят с окружающим миром.
    Играйте с ребенком в “детский сад”, рассказывайте ему о детском садике. О том, что если мама и папа работают, то они отводят своих деток в детский сад, туда, где много других ребят, где есть интересные игрушки, веселые занятия. Расскажите, что в садике дети едят и спят, там у каждого есть кроватка, шкафчик, полотенце. Пусть ваши игрушки станут “детками”, которых привели в садик, а ваш малыш как заботливая воспитательница будет кормить их обедом и укладывать спать. Если вы будете регулярно говорить о садике и играть в него — больше вероятность того, что кроха начнет ходить туда с радостью, и конечно он уже будет знать, что это за место и чем там занимаются.
    Попросите у заведующей садиком, в который вы записались, разрешения прийти поиграть на площадку во время прогулки (лучше во второй половине дня, когда за детьми начинают приходить родители) . Пусть малыш посмотрит, как дети гуляют, как с ними занимается воспитатель.
    Читайте и рассказывайте ребенку стихи, сказки и приучайте его внимательно слушать. Пусть даже сначала кроху будет хватать лишь на пару минут.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *