Что такое форма одного и того же слова?

9 ответов на вопрос “Что такое форма одного и того же слова?”

  1. kula4 Ответить


    Форма слова – это слово с измененным окончанием. Например. На столе стоял стакан. Он выпил два стакан-а воды. Стакан-у воды, поданному мне, папа был очень рад. Петя просил стакан воды. В раздражении он бросил в меня пустым стакан-ом. Девочка мечтала о стакан-е воды. После полдника Коля мыл стакан-ы. В столовой не хватило стакон-ов. Мама была рада новым стакан-ам. В витрине магазина Костя видел стакан-ы. Миша ушел в магазин за стакан-ами. Гости совсем забыли о стакан-ах с чаем.
    Одно и тоже слово – стакан – меняет свое окончание в зависимости от ситуации его употребления: от падежа (именительного, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного), в котором оно используется, и от числа (единственного или множественного), то есть склоняется (что характерно для именных частей речи и причастий) или меняет свою форму.
    Другой пример. Мне нужно было бежать. Я бег-у очень быстро. Ты беж-ишь слишком медленно. Катя беж-ит ко мне со всех ног. Мы беж-им по лесной тропинке. Вы беж-ите красиво. Они бег-ут вдалеке.
    В данном примере перед нами предстает глагол бежать, изменяющий свое окончание в зависимости от лица (первого, второго и третьего) и числа (единственного или множественного), в которых он употребляется, то есть спрягается или меняет свою форму.

    Понятие об однокоренных словах

    Однокоренные слова – это слова с одним и тем же корнем, но с разным смысловым наполнением.
    Например. Мне причинили нестерпимую боль. Его бол-езнь прогрессировала. Боль-ной отказался принимать лекарство. Боль-ничная палата была переполнена. Бол-ельщики «Зенита» вновь отличились нехорошим поведением. Врач вколол обез-бол-ивающее. Мыло служит для защиты от бол-езнетворных бактерий.
    Другой пример. Ребятам было весело играть во дворе с Жучкой – бездомной собак-ой, прибившейся сюда в прошлом году. Собак-овод-любитель Семенов вновь раздобыл щенка для своего зверинца. В парке валялся собач-ий ошейник.
    Здесь разные слова с одним и тем же корнем –боль- (в другом примере –собак/собач-), но с разным лексическим значением. Благодаря использованию различных префиксов и постфиксов один и тот же корень может образовывать целые ветви слов. Эти слова и будут однокоренными, то есть такими, у которых один корень-предок.

    Каков главный общий элемент форм слова и однокоренных слов?

  2. ФИРДАВС Ответить

    Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
    Дав урок по этой теме, я столкнулась с трудностями в восприятии учащимися данного материала, что и подтолкнуло меня к написанию этой работы.
    Словарный состав языка непрерывно изменяется: происходит постоянное и интенсивное пополнение его за счёт новых слов. Он обогащался ранее и обогащается в наши дни путём образования новых слов на основе лексического материала, который в языке уже существует.
    В системе языка словообразовательные процессы тесно связаны как с лексикой, для пополнения которой они служат, так и с грамматикой, в соответствии с нормами которой оформляется каждое вновь появляющееся в языке слово.
    Лексическое значение слова – это содержание слова, т.е. устанавливаемая нашим мышлением соотнесённость между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, которые обозначены этим комплексом звуков. Лексическое значение складывается  из вещественного значения, носителем которого является корень слова, и словообразовательного, выражаемого приставками и суффиксами. Например, значение «маленький стул» в слове стульчик складывается из вещественного (предметного) значения, заключённого в корне стул, и словообразовательного значения, выражаемого  уменьшительным суффиксом – чик; ср. аналогично: шкафчик, сарайчик, заборчик.
    Слово имеет грамматическое значение. У существительных, например, можно определить род, падеж и число (из космоса – сущ. род. пад., ед. числа), у глагола – лицо и число (запустят – глаг. 3 лица, множ. числа). Грамматические формы одного и того же слова выражают его отношение к другим словам. Например, при изменении существительного костёр образуются падежные формы единственного и множественного числа (костёр – костра – костру и т. д.); при изменении местоимения я – падежные формы единственного числа (я, меня, мне и т. д.); при изменении спрягаемой глагольной формы настоящего – будущего времени – личные глагольные формы единственного и множественного числа (побеждать – побеждаю, побеждаешь, побеждает и т. д.).
    В лексическое значение каждого из однокоренных слов входит значение корня, например: апельсиновый (цвет) – такой, как у апельсина;  лимонный (запах) – такой, как у лимона;  гористый (край) – обладающий большим количеством того, что названо основой исходного слова  (содержащий большое количество гор);  рыхлить (землю) – действие, имеющее отношение к признаку, названному основой исходного слова (рыхлый).
    К понятию формы слова можно подвести учащихся в процессе повторения ранее изученного материала об изменении имён существительных, прилагательных и глаголов. Для этого может быть использован примерно такой записанный на доске текст.
    Липа цветёт позднее других деревьев. Прекрасный запах её разносится далеко, даже в тихие безветренные дни чувствуешь его за целый квартал. Душистый липовый мёд приносит людям здоровье.
    Сначала учащиеся найдут в тексте имена существительные. Вспомнят, что существительные изменяются по падежам и числам. Письменно просклоняют в единственном числе существительное липа (удобно взять это существительное, потому что при его склонении в единственном числе учащиеся не встретятся с нулевым окончанием, с которым ещё не знакомы).
    Выясняется значение слова липа (лиственное дерево с сердцевидными зубчатыми листьями и душистыми медоносными цветками). Внимание учащихся нужно обратить на то, что лексическое значение имён существительных при изменении остаётся постоянным; изменяется окончание, указывая тем самым, в каком падеже и числе употреблено слово.
    Затем склоняется прилагательное липовый (мёд). Снова обращается внимание на то, что лексическое значение прилагательного липовый при изменении его по падежам, а также родам и числам (липовая аллея, липовое дерево, липовые аллеи) остаётся прежним.
    Предлагается назвать глаголы. Глагол цветёт учащиеся изменяют по лицам; повторяют, что у существительных и прилагательных падежные, а у глаголов личные окончания.
    После этого учащиеся подводятся к понятию формы слова. Существительные и прилагательные при склонении, а глаголы при спряжении не изменяют своего лексического значения. При изменении мы имеем дело не с новыми словами, а с формами одного и того же слова. Формы слова образуются при изменении окончаний.
    Следующая задача учителя – показать, как образуются слова. Обращается внимание учащихся на то, что изменение слов нельзя смешивать с их образованием, и предлагается выписать из текста однокоренные слова  липа, липовый.
    Выясняется, что это не формы одного слова, а разные слова, хотя и однокоренные. При образовании слов от одного корня получаются слова с разным лексическим значением. Например, слово липа обозначает предмет, это существительное, а слово липовый указывает на признак по предмету, к которому (к липе) другой предмет имеет отношение.
    Сопоставляются формы слова липа (липы, липе, липу и т. д.) с однокоренным словом того же корня (липовый). Указывается, что формы слова липа образовались в результате изменения окончания, а однокоренное слово липовый образовано с помощью суффикса      – ов- от основы существительного липа.
    Делается общий вывод:
    а)  формы одного слова образуются изменением окончания; однокоренные слова – прибавлением суффиксов и приставок;
    б) при изменении слов лексическое значение их остаётся прежним, при словообразовании лексическое значение слова изменяется.
    Примерные виды заданий для закрепления изученного.
    Найдите в тексте формы одного и того же слова и однокоренные слова. Докажите правильность ответа.
    В лесу под д..ревьями ещё лежал снег, но зато на открытых местах уже т..мнели проталины. Др..весные почки начали надуваться, и от этого ветки кустов и д..ревьев казались не такими голыми, как зимой, а чуть м..хнатыми.
    (Г. Скребицкий).
    2. Бл..стят коньки,
    Бл..стит каток,
    Пушистый снег искрится.
    Надень коньки
    Свои, дружок,
    Попробуй прокатиться.
    (В. Доникова).
    В первом тексте учащиеся укажут формы существительного дерево и однокоренное слово древесный. Во втором тексте, кроме форм существительного коньки и форм глагола блестеть, есть однокоренные слова каток – прокатиться.
    Для того чтобы учащиеся сознательно усвоили формы слов, полезны задания, когда из многих форм требуется указать нужную.
    Выпишите предложение, в котором существительное лес стоит в форме винительного падежа.
    Выпал снег, и лес словно заснул… Лишь сл..ды на снегу да писк пром..лькнувшей среди голых в..твей синицы г..ворят, что жизнь не совсем покинула опустевший лес.
    (По Н. Плавильщикову).
    Выполняя это упражнение, учащиеся должны определить, в какой форме существительного лес стоит в обоих предложениях. В данном тесте можно также работать над формами слова снег.
    В процессе выполнения упражнений учащиеся должны усвоить, что при образовании форм одного слова мы имеем дело с одной частью речи. Поэтому возможны задания типа:
    Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.
    Являются ли они формами одного слова?
    Между далью и правым г..ризонтом мигнула молния, и так ярко, что осв..тила часть степи и место, где небо граничило с ч..рнотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели большие ч..рные лохмотья.
    (А. Чехов).
    Предлагаются упражнения на отыскание однокоренных слов в тексте.
    Найдите однокоренные слова, объясните их значение. Как они образованы?
    Грибов в нашем лукошке всё прибавлялось. Вскоре мы напали на удивительно грибное место. На поляне, точно толстые, вбитые в землю гвозди с краснеющими шляпками, стояли крепкие подосиновики. Пришлось звать на помощь всех грибников.
    (В. Бонч-Бруевич).
    Ответ учащихся будет приблизительно таким:
    Гриб – растение в виде шляпки, сидящей на ножке.
    Грибное (место) – место, где растут грибы.
    Грибник – человек, который любит собирать грибы.
    Указывается, что прилагательное грибной образовано с помощью суффикса –н-, а существительное грибник – с помощью суффикса –ник.
    Следует обратит внимание учащихся на то, что однокоренные слова могут принадлежать как одной, так и разным частям речи (гриб, грибник – существительные, грибное – прилагательное, белела –глагол, белизна – существительное).
    Работа с однокоренными словами предполагает выделение корня, установление его значения. Поэтому целесообразны задания типа:
    Выпишите однокоренные слова, выделите корень, укажите общее в значении слов.
    1) Б..лела гора над чащей лесной. Своей изв..стковую б..лизной. (С. Щипачёв).              2) Зак..лосилась  рожь. На к..лосьях повисли словно крохотные щепочки: это пылинки тычинок – рожь зацв..ла. (Н. Плавильщиков).
    3) Зап..вали песню зап..валы,
    Подп..вали все до одного,
    И она им сердце согр..вала
    Только жаром сердца своего!
    (А. Прокофьев).
    Затем предлагаются упражнения на разграничение форм одного слова и однокоренных слов.
    Найдите в тексте формы слова и однокоренные слова.
    1. На реке, реке Кубани                         Золотистыми хлебами
    За волной волна бежит                      Степь Кубанская шумит.
    (М. Исаковский).
    2. На з..лёных широких лугах, возле светлой реки, от зари до зари работают в сенокос люди.
    Ярко бл..стят острые косы. Далеко за рекой слышатся весёлые песни к..сцов.
    Мёдом, полевыми цветами густо пахнет в жаркий день сено.
    (По И. Соколову–Микитову).
    3. Первые жёлтые листья на деревьях являются признаком наступающей осени. Если бы лиственные деревья не сбрасывали на зиму листву, они непременно должны были бы погибнуть от недостатка влаги. Большая  листовая поверхность испаряла бы на морозе большое количество влаги, а корни не могли бы восполнить эту убыль. Листопад избавляет растение от излишних веществ, накапливающихся в листьях. Большое количество падающих на землю листьев ежегодно удобряет почву.
    (По А. Кожевникову).
    Тексты данного упражнения позволяют выделить формы разных слов и группы однокоренных слов.
    Внимание учащихся полезно обратить на то, что однокоренные слова могут выполнять стилистическую функцию – служить средством, при помощи которого можно задержать внимание читателя на явлении, названном тем или другим словом. Например: Ты не гляди так гордо на меня, и я бываю гордым с гордецами, гордясь, что сам могу седлать коня, пахать и сеять этими руками.
    (Р. Гамзатов).
    Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 416 г. Петергоф Санкт-Петербурга Звягинцева Н.И.

  3. Dagar Ответить

    Форма слова – это изменение одного и того же слова по определенным признакам. У каждой части речи эти признаки могут отличаться. Например, имена существительные (не все, но подавляющее большинство) можно изменять по числам (рука-руки, дерево-деревья и др.) и по падежам (рука, руки, руке и др.). А вот изменить род существительного уже не получится, это неизменяемая категория для существительного. Теперь возьмем имя прилагательные. Их можно уже менять не только по числам и падежам, но и по роду (красивый, красивая, красивое). При образовании формы слова не меняется лексическое значение слова и сохраняется принадлежность к какой-то части речи. То есть от сушествительного невозможно образовать форму слова так, чтобы получилось, например, прилагательное.
    Однокоренные слова – это разные слова с общим корнем. Например, лес, лесник, лесничий, безлесый – это все однокоренные слова. Однокоренные слова образуются с помощью морфем – чаще всего приставок и суффиксов. Однокоренные слова могут относиться к разным частям речи, их лексические значения тоже отличаются.
    Формы слова нужны для построения предложений и согласования слов друг с другом. Однокоренные слова делают наш язык богаче и ярче. Количество форм одного слова ограничено, невозможно придумать новую форму слова. Но в языке периодически появляются новые слова, когда в них возникает необходимость. Например, слово “подводник” возникло с появлением соответствующей профессии, хотя многие слова с тем же корнем существовали задолго до этого (вода, водный, водяной и др.).
    Формы слова изучает морфология – раздел о словах как о частях речи, а однокоренные слова относятся к разделу языкознания под названием “словообразование”.

  4. Alucard Ответить

    Формы слова — это варианты одного слова. При образовании форм не изменяется  лексическое значение слова и часть речи. Но они отличаются грамматическим значением, которое заключено в окончании, например:
    имя существительное картина (окончание -а женского рода, единственного числа, именительного падежа), картины (-ы — множественное число), картинам (-ам — форма дательного падежа множественного числа); меняется окончание в зависимости от используемого падежа и от числа, то есть существительное склоняется и образуются формы одного и того же слова “картина”;
    глагол думать спрягается, то есть изменяется по лицам и числам: я бегу, ты бежишь, он бежит, мы бежим, вы бежите, они бегут, — при этом меняются его окончание и форма;
    прилагательное быстрый имеет степени сравнения — быстрее, более быстрый, быстрейший, самый быстрый, быстрее всех, которые представляют собой формоизменение одного и того же прилагательного.
    Меняется форма, но морфемный состав слова остаётся прежним.

    Однокоренные слова

    Однокоренные слова  —  это слова с одним и тем же смысловым корнем, но имеющие разные лексические значения. При образовании однокоренных слов с использованием различных приставок, суффиксов и постфиксов от одного и того же корня можно получить целые гнёзда слов. Например, лёд (замёрзшая вода), ледокол (судно для прохождения льдов), ледовый (происходящий на льду), леденеть (превращаться в лёд) — слова с одним и тем же корнем лед-, но с разным лексическим значением. Эти слова и будут однокоренными, имеющими один корень-предок. В ряду однокоренных чаще встречаются слова разных частей речи, но могут принадлежать и к одной.

  5. FYNA Ответить

    Некоторые слова русского языка входят в состав устойчивых сочетаний или идиом. Нарушение их целостности, употребление другого слова вместо привычного будет являться лексической ошибкой: «Чтение научно-популярной литературы обогащает кругозор». В этом предложении идиоматическое выражение «расширять кругозор» заменено другим, что является ошибочным.
    Порой говорящий или пишущий употребляет слова, противоположные по своей оценочной окраске, либо несовместимые по значению: «страшно красивый». Такое сочетание выглядит нелепо и будет считаться лексической ошибкой. Но существует и литературный прием, основанный на сочетании несочетаемых слов – оксюморон, к примеру «живые мертвецы», и следует отличать одно от другого.

    Пропуск слова

    Порой в речи, чаще всего в устной, происходит пропуск слова в предложении, в результате чего смысл фразы искажается: «Ее речи, как и ее матери, была присуща некая напевность и медлительность». В данной фразе пропущено слово «речи» перед существительным «матери», от чего общий смысл фразы становится не слишком понятен.

    Многословность

    Многословность может проявляться в бессмысленном, навязчивом повторении одного и того же слова в каждой последующей фразе: «Я люблю лето. Летом стоит жаркая погода. Летние дни словно созданы для отдыха. Лучшее место для летнего отдыха – берег реки или озера». Ошибки такого рода чаще встречаются в речи людей, имеющих небогатый словарный запас.
    Другой формой многословности является тавтология. Классическим примером такого рода является словосочетание «масло масляное», но встречаются и фразы, распознать тавтологию в которых может только достаточно эрудированный человек. Так словосочетание «прейскурант цен» встречается довольно часто. Тем не менее она ошибочна с лексической точки зрения, т.к. само слово «прейскурант» обозначает «перечень цен», а значит слово «цен» в данной фразе является повтором.

    Ошибочное употребление слов из-за непонимания их значения

    Такая ошибка встречается довольно часто при употреблении заимствованных слов, если люди не знают точного их значения: «Была выявлена целая плеяда мошенников» – неверное употребление слова «плеяда», обозначающая ряд выдающихся личностей.
    Также могут быть неверно употреблены фразеологические обороты, если их значение говорящим не понимается или истолковывается неверно: «Скрипя сердцем, он согласился» – выражение «скрипя сердцем» ошибочно употреблено вместо устойчивого словосочетания «скрепя сердце».
    К этому же типу лексических ошибок можно отнести неверное употребление паронимов – слов, имеющих сходное звучание и написание, но различных по значению: «Александрийский столб» – слово «столб» следует заменить существительным «столп».

    Стилистически неверное употребление слов

    К этому типу ошибок относится употребление в предложении одного стиля отдельных слов, присущих другому, например, просторечных выражений и жаргонизмов в нейтральной литературной речи: «На обложки глянцевых журналов обычно попадают фотографии очень крутых девушек» – жаргонизм «крутых» в данном контексте лучше заменить на нейтральные с точки зрения стилистической окрашенности слова «красивых и знаменитых».
    К этой же группе можно отнести и употребление слов-паразитов, которые нарушают общую структуру предложения: «Я, типа, написал сочинение, но оно, как бы, дома осталось».

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *