Что такое ирония в литературе определение 4 класс?

17 ответов на вопрос “Что такое ирония в литературе определение 4 класс?”

  1. Gariel Ответить

    Логично предположить, что этот художественный прием (троп) использовали те писатели и поэты, которые писали иронические произведения.
    Например, Николай Васильевич Гоголь в своих «Мертвых душах» с помощью этого приема очень метко описывал характер персонажей. Вот что он говорит о полицмейстере-взяточнике:
    Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую.
    Еще чаще примеры иронии можно встретить в баснях Ивана Крылова. Все-таки этот литературный жанр сам по себе подразумевает насмешку и издевательство над действующими лицами.

    Наверняка все знают басню «Стрекоза и муравей», в которой муравей высмеивает стрекозу, когда она пришла к нему за помощью:
    Ты все пела? Это — дело!

    Любил высмеять своих персонажей и Александр Сергеевич Пушкин. В «Евгении Онегине» есть такие строчки:
    Старик, имея много дел,
    В иные книги не глядел.
    А дальше в самом что ни на есть ироническом стиле поэт объясняет, что же это за «дела» были такие, которые мешали старику:
    Он в том покое поселился,
    Где деревенский старожил
    Лет сорок с ключницей бранился,
    В окно смотрел да мух давил.
    Более того, в том же «Евгении Онегине» Пушкин весьма иронически отзывается и о высшем свете Петербурга:
    Тут был, однако, цвет столицы,
    И знать, и моды образцы,
    Везде встречаемые лицы,
    Необходимые глупцы.
    Но одним из высочайших мастеров иронии ситуаций (не перевертывания смысла слов, а именно создание ситуаций, когда ожидаешь одного, но происходит противоположное) многие литературоведы признают Михаила Булгакова.

    Практически в каждом его произведении можно увидеть, как автор высмеивает даже не отдельных персонажей, а целые устои, которые сложились в обществе. Вот пример из «Мастера и Маргариты», в конкретно диалог Воланда и Берлиоза перед тем, как последнему отрезало голову:
    Воланд: Бога нет?
    Берлиоз: Нет!
    Воланд: И дьявола тоже нет?
    Берлиоз: Нету никакого дьявола!
    Воланд (смеясь): Вот уж интересно. Что же у вас, чего ни хватишься, ничего нет!
    Последняя фраза Воланда относится не только к конкретной сцене в романе, но и отражает реальное положение в стране в то время. Ведь действительно, в конце 20-х — начале 30-х (а именно тогда писалась «Мастер и Маргарита») в Советском Союзе был жуткий дефицит.
    Но еще большее пренебрежение к текущим порядкам Булгаков показал в «Собачьем сердце». Там, сами персонажи – Шариков или Швондер – это неприкрытая ирония над «новыми хозяевами страны».
    В одной из сцен автор, например, открыто смеется над тем, что у большевиков не принято разделять людей по половому признаку – на мужчин и женщин, а все они называют друг друга «товарищами» и даже одеваются одинаково. И наконец, как не вспомнить замечательный совет профессора Преображенского своему ассистенту доктору Борменталю:
    Если заботитесь о своем пищеварении, не говорите за обедом о большевизме. И Боже вас упаси, не читайте советских газет!

    А дальше следует еще и усиление этой иронии. На ответ доктора «Так ведь других нет», Преображенский отвечает – «Вот никаких и не читайте!».

    Вместо заключения

  2. Mr. Gamer Ответить

    Смотреть что такое “ИРОНИЯ” в других словарях:

    ИРОНИЯ —         (от греч. , букв. притворство), филос. эстетич. категория, характеризующая процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного смысла. И. отмечает, т. о., парадоксы развития, определ. стороны диалектики… … Философская энциклопедия
    Ирония — (греческое eironeia притворство) явно притворное изображение отрицательного явления в положительном виде, чтобы путем доведения до абсурда самой возможности положительной оценки осмеять и дискредитировать данное явление, обратить внимание на тот… … Литературная энциклопедия
    Ирония —  Ирония  ¦ Ironie    Стремление насмехаться над другими или над собой (самоирония). Ирония держит на расстоянии, отдаляет, отталкивает и принижает. Она нацелена не столько на то, чтобы смеяться, сколько на то, чтобы заставить смеяться других.… … Философский словарь Спонвиля
    ирония — и, ж. ironie f., < , ironia, гр. eironeia. Стилистический прием, состоящий в употреблении слова или выражения в противоположном их значении с целью насмешки. Сл. 18. ИрОния, есть насмевание (глумление, глузность), иное словесы, иное разумом… … Исторический словарь галлицизмов русского языка Ирония — ИРОНИЯ, вид тропа, иносказания и шире элемент мироощущения художника, предполагающий насмешливо критич. отношение к действительности. Как средство худож. выразительности (стилистич. прием) и как эстетич. категория И. находится на периферии… … Лермонтовская энциклопедия
    ИРОНИЯ — Свобода начинается с иронии. Виктор Гюго Ирония оружие слабых. Сильные мира сего не имеют прав на нее. Хуго Штейнхаус Ирония это оскорбление, переодетое комплиментом. Эдуард Уиппл Ирония последняя стадия разочарования. Анатоль Франс Ирония, не… … Сводная энциклопедия афоризмов
    ирония — См … Словарь синонимов
    Ирония —     ИРОНИЯ вид насмешки, отличительными чертами которого следует признать: спокойствие и сдержанность, нередко даже оттенок холодного презрения, а, главное, личина вполне серьезного утверждения, под которой таится отрицание достоинства того… … Словарь литературных терминов
    ИРОНИЯ —         (др. греч. eironeia букв. “притворство”, отговорка)         филос. эстетич. категория, характеризующая процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного смысла. И. отмечает, т.о., парадоксы развития, опр.… … Энциклопедия культурологии
    ИРОНИЯ — ИРОНИЯ, иронии, жен. (греч. eironeia) (книжн.). Риторическая фигура, в которой слова употребляются в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки (лит.), напр. слова лисицы ослу: « Откуда, умная, бредешь ты, голова? » Крылов. || Тонкая насмешка … Толковый словарь Ушакова

  3. Doomweaver Ответить

    Определение иронии в литературе можно дать после знакомства с историей возникновения приема. Он получил известность благодаря древним грекам, у которых слово «иронизировать» означало говорить неправду, насмехаться. Ирониками называли людей, которые обманывали с помощью слов. Основателем направления считают философа Сократа. Он иронизировал во время споров с конкурентами, разоблачая их самодовольство и самомнение.

    Ирония для древних мудрецов стала глотком свежего воздуха. Она помогла противостоять самовольству и ограниченности обыденного сознания личности, получила развитие в античных комедиях и литературе. Во времена Средневековья прием использовали в народной смеховой культуре, причем люди смеялись над собой. В эпоху Возрождения иронию использовали в народной и праздничной культуре. Не обходили ее вниманием королевские шуты, которым нравилось обсуждать пороки королей в завуалированной форме.
    В период барокко иронисты научились сопоставлять несопоставимое, что было важно для дальнейшего развития направления. В XIX веке ирония с трудом выдержала натиск научно-технического прогресса. В литературе это выражалось вялостью и неестественностью, что стало следствием разрушения привычных основ и простых человеческих ценностей.
    С момента появления ирония имеет большое психологическое и литературное значение. У Сократа это самодовлеющее отрицание («Я знаю только то, что ничего не знаю»). У римских ораторов — вариант аллегории (иносказания), которую использовали в дальнейшем мастера эпохи Возрождения (Эразм Роттердамский) и Просвещения (Вольтер, Д. Дидро, Дж. Свифт). В наше время ирония в литературе передается через речь персонажей или автора. Она придает произведению ироничную окраску, но тема обсуждения получает не снисходительное одобрение, а неприятие.
    Итак, ирония в литературе — сатирический прием, с помощью которого писатель дает оценку высмеиваемому предмету. Это одна из форм отрицания, отличительным признаком которой выступает двойной смысл. Истина заключается не в высказывании, а в противоположном ему значении. Нередко осмеивается не только сущность объекта, но и его отдельные черты и особенности. В первом случае это имеет уничтожающее значение, а во втором — корректирующее, совершенствующее.

    Способы выражения в тексте

    Выразить иронию в текстах помогают лингвистические и стилистические средства (постоянные эпитеты, архаизмы, сказовые формы повествования). Часто используются морфологические и синтаксические средства. Например, выразить иронию помогают синонимы и паронимы к словам, уменьшительно-ласкательные суффиксы — «голубчик», «работнички».

    Художественные произведения, где представлено межличностное общение автора и публики, дополнены ремарками, кавычками, цитациями, курсивом. Выражать иронию могут и метафоры — выражения, передаваемые в переносном значении на основе сходства с каким-либо соотношением предметов, явлений. Распространены следующие типы выражения иронии:
    аллегория — иносказание, которое передает под маской поверхностного содержания глубокий смысл;
    эзопов язык — вынужденное иносказание, художественная речь, богатая ироничными намеками;
    аллюзия — употребление слова, цитаты или фразы в качестве намека на общеизвестный факт (хорошо там, где мы есть);
    притча — назидательный рассказ в иносказательной форме;
    цитация — смешение признаков косвенной и прямой речи;
    перифраз — непрямое описание объекта путем выделения его определенного качества (ночное солнце — луна, голубая планета — Земля).

    Отличие от сарказма

    Ирония — это тонкая, скрытая насмешка в литературе, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой. Сарказм — тоже насмешка, однако между этими понятиями есть разница. Цель сарказма — обидеть, унизить, причинить человеку боль. Он несет негатив и злость, подчеркивает превосходство над окружающими. С язвительным сарказмом следует быть осторожным при написании текстов или эссе. Лучше использовать легкую иронию и добрый юмор. Они конструктивны и мотивируют на успех.
    Распознать сарказм можно по таким признакам, как язвительность и некоторая доля беспощадности. Людей, которые используют сарказм и иронию в повседневной жизни и переносят свои мысли на бумагу, не так много. Умение тонко высмеивать людские пороки и разные события — признак неординарного ума.
    Примеры из литературных источников:

    ирония — «А может, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?!» («12 Стульев», И. Ильф и Е. Петров);
    ирония — «О! Пролетарий умственного труда! Работник метлы!» («12 Стульев», И. Ильф и Е. Петров);
    сарказм — «Все мы сделаны из одного теста, причем довольно низкого качества» (Марк Твен);
    сарказм — «Капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим» (В.И. Ленин).

    Основные виды и формы

    В зависимости от контекста выделяют такие виды иронии: прикрытая и открытая. Прикрытую характеризует преобладание разума над чувствами. Она осмотрительна, придерживается узкого контекста и понятна немногим читателям. В произведениях с открытой иронией над разумом преобладают чувства. Здесь писатель не скрывает своей оценки, подвергает сомнению возможность исправления недостатков высмеиваемого объекта, иногда использует сарказм.
    В литературе рассматривают следующие формы иронии:
    Прямая. Способ придать отрицательный характер рассматриваемой ситуации.
    Самоирония. Направлена на собственную персону в противоположном аспекте («Где уж, нам, дуракам, чай пить?»).
    Антиирония. В противовес прямой форме представляет объект иронии недооцененным.
    Постирония. Термин, используемый в ситуации, когда искренность может практически не отличаться от иронии
    Сократова ирония. Одна из форм самоиронии, раскрытие первоначального мнения оппонента его же устами. Истина рождается в философском споре с самодовольным человеком. Путаясь с каверзных и вопросах философа, он теряет спесь. Философ при этом получает удовольствие, незлобиво и добродушно посмеивается над собеседником.
    Ироническое мировоззрение. Состояние, при котором не принимаются на веру расхожие утверждения, стереотипы, игнорируются общепринятые ценности.

  4. Weirdy Ответить

    Часто используемые в повседневной жизни ироничные фразы:
    Он слишком “умный”. Ну ты молодец! Всю жизнь об этом мечтал.

    Разница между иронический и ироничный

    Иронический — насмешливый, ехидный, содержащий в себе иронию как стилистический приём (т. е. используется в оборотах терминологического типа).
    Например: ироническая строфа, ироническое употребление слов.
    Ироничный — что-то, что имеет элементы иронии, использующейся с целью насмешки.
    Например: ироничный взгляд, ироничная кличка, ироничный тон письма, ироничный намёк.
    Однако если имеется в виду значение “заключающий в себе насмешку”, то они являются синонимами.
    Например: ироническое/ироничное замечание, ироническая/ироничная улыбка. В словарях их часто ставят как синонимы.

    Разница между сарказмом и иронией

    Оба являются художественными тропами, которые автор использует, чтобы внести скрытый сатирический смысл.
    Сарказм — это злая шутка, которая показывает негативную оценку объекту насмешки, жестокое и язвительное высмеивание.
    Ирония заключается в тонкой, но острой шутке, это литературный инструмент с комическим содержанием, с намерением вызвать смех.
    В сарказме же объект критики осуждается; говорящий нравственно оценивает объект, показывает своё неприятие, а не смешит.
    Ирония в литературе может показать мнение автора о нелепости ситуации, понизить пафосность персонажа и т. д.
    А сарказм автор использует для жёсткой критики, для подчёркивания каких-либо негативных личных человеческих характеристик или ситуаций и таким образом вызывает у читателя осуждение.

    Типы иронии

    На протяжении многих десятилетий разные авторы в разных странах мира пытаются разделить иронию на разные типы и представить их обществу. Здесь мы представляем одну из этих версий.

    Вербальная ирония

    Использованные слова означают нечто отличное от того, что на самом деле говорит человек.
    Пример: “Я жду не дождусь, чтобы прочитать этот отчёт на семьсот страниц”.

    Вербальная ирония также делится на:

    преувеличивание — когда человек что-то преувеличивает;
    преуменьшение — когда человек что-то преуменьшает.

    Драматическая ирония

    Когда зрители знают о чём-то, о чём персонажи в действии не догадываются. Этот тип иронии популярен в искусстве (фильмах, книгах, стихах и пьесах).

    Она проходит в три этапа:

    Установка — зрители узнают о том, о чём персонаж не знает.
    Разработка — использование этой информации для развития любопытства среди аудитории.
    Развязка — события, которые происходят, когда персонаж наконец узнаёт правду.
    Особая категория драматической иронии — трагическая ирония. Пример трагической иронии — когда персонаж заказывает отравленную еду, которая должна убить его (или её), и зрители уже знают, что персонажу суждено умереть от отравления.

    Ситуационная ирония

    Несоответствие между тем, что ожидается, и тем, что происходит на самом деле, т. е. происходит полная противоположность тому, что должно было произойти.
    Примером можно назвать случай, когда кто-то покупает оружие, чтобы защитить себя, но в будущем оно используется ему во вред.

    Ирония в литературе

    Создать иронию в литературе, которую читатель поймёт и оценит, довольно непросто. Автор должен отличаться талантом и своеобразным видением, которое подразумевает присутствие развитого интеллекта, концептуального образа мыслей и языковой чувствительности.
    Например, всеми нами любимый А. С. Пушкин порицает малопривлекательное ему светское общество, с насмешкой именуя его “везде встречаемыми лицами”, “необходимыми глупцами” или “цветом столицы”.
    В басне Ивана Андреевича Крылова “Лисица и Осёл” Лиса обращается к Ослу, при этом на самом деле она считает его глупым:
    “Отколе, умная, бредёшь ты, голова?”.
    А в его басне “Стрекоза и Муравей” Стрекоза слышит от Муравья иронию, так как для него пение — безделье:
    “Ты всё пела? Это — дело”.
    Гоголь тоже любил использовать иронию. Например то, как он описывает с помощью мнимо восторженных фраз своих гнусных и подловатых героев:
    “Итак, два почтеннейших мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собой! И за что? За вздор, за гусака”.
    Ещё один пример из созданий Гоголя — в “Мёртвых душах” он характеризует Чичикова как “самого благопристойного человека, какой когда-либо существовал на свете”.
    Смотрите также значения Эпитет, Анафора, Метафора и Оксюморон.

  5. подростковая_тупость Ответить

    Происходит наро­чи­тое «пере­име­но­ва­ние», кото­рое выра­жа­ет насмеш­ли­вое или вовсе нега­тив­ное отно­ше­ние гово­ря­ще­го к обсуж­да­е­мо­му пред­ме­ту, напри­мер:
    зай­ди­те в мои хоро­мы (при­гла­ше­ние зай­ти в неболь­шую квар­ти­ру);
    вот идет боль­шой чело­век (о мла­ден­це, толь­ко научив­шем­ся ходить);
    люб­лю как соба­ка пал­ку;
    всю жизнь об этом меч­тал!
    толь­ко об этом и думаю!
    кому нуж­на такая кра­со­та.
    Ирония, как троп, часто исполь­зу­ет­ся в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре в виде слов и сло­во­со­че­та­ний с поло­жи­тель­ным зна­че­ни­ем для отри­ца­тель­ной харак­те­ри­сти­ки чело­ве­ка, для созда­ния сати­ри­че­ско­го обра­за. Можно утвер­ждать, что иро­ния — это скры­тое осуж­де­ние под видом похва­лы. Она чаще все­го выяв­ля­ет­ся в кон­тек­сте и харак­те­ри­зу­ет­ся яркой эмо­ци­о­наль­ной окрас­кой.

    Ирония в художественной литературе. Примеры

    Классик рус­ской лите­ра­ту­ры Н.В. Гоголь в поэ­ме «Мёртвые души» с совер­шен­но с серьёз­ным видом повест­ву­ет о полицмейстере-взяточнике:
    Полицмейстер был неко­то­рым обра­зом отец и бла­го­тво­ри­тель в горо­де. Он был сре­ди граж­дан совер­шен­но как род­ной в семье, а в лав­ки и в гости­ный двор наве­ды­вал­ся, как в соб­ствен­ную кла­до­вую.
    Тонкая, замас­ки­ро­ван­ная за внеш­ней учти­во­стью насмеш­ка про­гля­ды­ва­ет в иро­нич­ном опи­са­нии А.С. Пушкиным выс­ше­го све­та Петербурга:
    Тут был, одна­ко, цвет сто­ли­цы,
    И знать, и моды образ­цы,
    Везде встре­ча­е­мые лицы,
    Необходимые глуп­цы.
    Или вот еще яркий при­мер пуш­кин­ской иро­нии:
    Старик, имея мно­го дел,
    В иные кни­ги не гля­дел.
    А далее выяс­ня­ет­ся, какие же это «дела»:
    Он в том покое посе­лил­ся,
    Где дере­вен­ский ста­ро­жил
    Лет сорок с ключ­ни­цей бра­нил­ся,
    В окно смот­рел да мух давил.
    Знаменитый бас­но­пи­сец И.А.Крылов иро­нич­но утвер­жда­ет про­ти­во­по­лож­ное тому, что дума­ют об его пер­со­на­же:
    — Отколе, умная, бре­дешь ты, голо­ва? —
    Лисица, встре­тя­ся с Ослом, его спро­си­ла.
    В извест­ной басне зву­чит тон­кая зата­ен­ная насмеш­ка авто­ра.
    — Ты всё пела? Это — дело, —
    иро­ни­че­ски гово­рит Муравей Стрекозе, счи­тая в дей­стви­тель­но­сти пение без­де­льем.

    Видеоурок «Юмор, сатира, ирония, сарказм»

  6. FLASE Ответить

    Ирония как прием стилистики впервые возникла в античной риторике. У древних греков этот прием означал притворство, желание человека казаться не тем, кто он есть на самом деле. Так, Сократ обладал способностью доказывать свою правоту методом «от противного». Последователи Аристотеля объясняли иронию как способ именования вещей противоположными названиями.
    В классицизме термин «ирония» понимался как один из тропов сатиры. Романтическая эстетика подняла иронию до высот жизненной философии, специфического мировоззрения, придала иронии трагический оттенок. На смену романтическим настроениям в литературу пришло понимание того, что ирония нужна авторам как самый разносторонний и непредвзятый взгляд на мир, как способ целостного изображения художественного образа.

    Толкование термина ирония


    Собрав информацию из разных словарей, можно дать такое подробное определение слова «ирония». Ирония — это:
    утонченная, завуалированная насмешка, спрятанная под внешне серьезным изложением или мнимым одобрением;
    фигура речи, использующая контраст явной и скрытой сути словесного выражения;
    притворное согласие, на деле являющееся отрицанием;
    иносказательный троп, при котором обороту речи придается смысл, противный буквальному значению или же вообще отвергающий это значение;
    это разновидность комизма, при которой смех прячется под вуалью серьезности и скрывает внутри себя ощущение превосходства или скепсиса.

    Виды иронии

    прямая — ее используют для принижения чего-либо, для создания комической ситуации;
    антиирония — наоборот нужна, чтобы объяснить, что кого-то или что-то недооценили, что изображаемый объект в реальности лучше, чем кажется;
    самоирония — ирония по отношению к собственной личности;
    сократовская ирония — тип иронического отношения к себе, при котором человек доходит своим умом до логического заключения, обретает скрытый смысл;
    ироническое восприятие мира — это особый взгляд на мир, который дает возможность не брать на веру распространенные убеждения, не принимать всерьез общепринятые нормы.

  7. Ga Ответить

    где иронически проводимая параллель между Гнедичем и Гомером подчеркивается применением античного ритма — элегического дистиха. В указанных приемах иронической стилизации можно обнаружить уже зачатки пародии. Не только эпизодическое пародирование стиля, но и пародия как лит-ый жанр может целиком выполнять ироническую функцию. Так, ироничен весь замысел «Дон-Кихота». Характерно, что эпохи расцвета И. совпадают с эпохами расцвета пародии — дискредитирование изжившей себя классовой идеологии совпадает с деканонизацией изживших себя форм классового искусства.
    Определяемая в социально-художественной своей целеустремленности тенденцией дискредитировать — разоблачить и изобличить изображаемое явление и осуществляя ее через приведение к абсурду, подчеркивание нелепости, игру противоречиями и несуразностями, И., естественно, находит особенно широкое применение в двух жанрах:
    1. сатире, — жанре, использующем прием иронического дискредитирования как один из самых острых приемов идеологической борьбы, и
    2. комедии, использующей для создания комического положения, для возбуждения смеха заключенную в И. игру противоречиями и несуразностями.
    Комбинирует изобличительные и комические возможности И. в особенности так наз. комедия высокого стиля, иначе сатирическая комедия, а также комедия бытовая.
    Пример полновесного использования комедийных возможностей И. находим в творчестве Аристофана, крупнейшего мастера сатирической, по преимуществу политической, комедии в древнегреческой лит-ре. Так, в комедии-памфлете «Всадник» под видом старика Демоса изображается афинский народ, иронически высмеиваемый с точки зрения консервативной идеологии Аристофана, сочувствовавшего земельной аристократии. В комедии «Облака» иронически изображается увлечение релятивистической философией софистов, в к-рых Аристофан не мог не видеть своих идеологических противников. В XVII в., в произведениях Мольера, И. как прием комедийного творчества, развиваясь по линии сатирической борьбы, приобретает вместе с тем в небывалой до Мольера степени конкретно-бытовой характер. Наиболее острое применение И. дает мольеровский «Тартюф», где ироничны не только отдельные фразы или ситуации, по и самый замысел, связанный с разоблачением лицемера-ханжи, где средством иронического изображения служат и лицемерие мнимого святоши и безнадежная наивность уверовавших в него недалеких буржуа. В наши дни у Б. Шоу мы встречаемся с примером применения И. во всем разнообразии ее комедийных возможностей: и по линии сатирической комедии, и по линии комедии бытовой, и по линии комедии положений.
    Комического эффекта И., разумеется, может достигать не только в комедии, но и в повествовательных и в лирических жанрах.
    И вместе с тем, давая так часто повод к комическому использованию, ироническое изображение, в котором предмет 1. представляется в нелепом виде и 2. дискредитируется, может быть использовано и для достижения прямо противоположного эффекта, точнее — и этим снимается возникшее на первый взгляд противоречие — 1. комический эффект иронии может способствовать повышению серьезности тона, 2. осуществляемое в иронии дискредитирорание может, в конечном счете, создать повышение симпатии к предмету иронизирования. Действительно, в так наз. трагической иронии мы встречаемся с образцом того, как нелепость, несуразность, противоречивость ситуации содействует повышению трагического эффекта: Эдип трагедии Софокла, совершивший двойной грех отцеубийства и кровосмешения и, не зная о своем преступлении, отдающий приказ покарать преступника (т. е. самого себя), мог бы быть смешон в ином контексте, но в том трагическом плане, какой внушается всем произведением, эта нелепая, ироническая ситуация еще повышает жалость и сострадание к трагическому герою. На аналогичном же отраженном, вторичном эффекте И. покоится и лирическая ирония Гейне, особенно своеобразно сказавшаяся в его знаменитых концовках, где неожиданная насмешка поэта над самим собою или над своим чувством создает своеобразное впечатление нервности тона, стыдливости сердца, не смеющего себя обнаружить и прикрывающегося наигранным цинизмом, наигранной трезвостью. Традицию Гейне в этом отношении продолжает в русской литературе А. Блок (особенно в лирических драмах «Балаганчик» и «Незнакомка»).
    Если отдельные проявления иронического творчества встречаются в большей или меньшей степени у всех почти писателей, во все эпохи, то И. как начало, определяющее не только стиль отдельной фразы, отрывка, но и структуру всего произведения, стиль писателя в целом, — И. как начало стилеопределяющее расцветает в эпохи социально-экономических кризисов, является показателем сопровождающего подобные кризисы крушения классовой идеологии.
    Недаром II в. христ. эры представлен в римской лит-ре творчеством Апулея, в греческой — произведениями Лукиана. Эпоха упадка Римской империи, один из глубочайших социально-экономических кризисов, какие когда-либо знало человечество, сопровождалась для тогдашней интеллигенции кризисом, даже крахом миросозерцания, явно выраженной упадочной психоидеологией. Изживший себя античный социально-экономический строй и обусловленное им общественное сознание давали материал для И., объективный повод к ироническому воспроизведению и соответствующие психологические, субъективные предпосылки (поскольку такая эпоха рождала разочарование и недоверие к жизненным ценностям). Так, в «Золотом осле» ирония Апулея направлена на увлечение его современников магией, на шарлатанство жрецов, на болезненную мечтательность и суеверие, на моральное разложение, но в построении этой иронически данной картины современности и сам автор проявил себя как продукт упадочной эпохи, его ирония проявляется в гротескной форме, дает то сочетание действительности и фантастики, к к-рому так любят прибегать художники отмирающих, разлагающихся классов. Та же непрочность, двойственность художественного мировосприятия, те же разочарованность и недоверчивое отношение к жизни сказываются в творчестве греческого софиста Лукиана. Лукиан охотно пользуется гротеском. Характерно, что в повести Лукиана «Лукий или осел» разработана та же тема, что и в «Золотом осле» Апулея.
    И. может рождаться изнутри разлагающейся психоидеологии, И. может быть направлена на психоидеологию изжившего себя класса также извне — со стороны призванного сменить его нарождающегося, крепнущего класса. Не случайно в один из наиболее острых моментов идеологической борьбы между растущим буржуазным гуманизмом и отжившей, но еще цепко хватающейся за жизнь феодальной схоластикой И. определяет собой структуру двух замечательных памфлетов — «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского и «Писем темных людей», — обнаруживая всю силу своей полемической природы. Если иронию Лукиана и Апулея можно назвать иронией саморазложения, то И. гуманистов можно назвать воинствующей. Так же далека от настроений упадочничества ирония Бокаччо, развенчивающего в своем «Декамероне» христианский аскетизм. Иронизируя над аскетизмом и его проповедниками, Бокаччо развенчивал обветшавший идеал феодального общества с точки зрения своего молодого класса, выражал классовые интересы городской республиканской буржуазии.
    Законченный образец воинствующей, боевой И. находим в творчестве Вольтера, остающегося публицистом даже в своих художественных произведениях. Ироническая насмешка Вольтера выражает собой точку зрения нового «просветительного» миросозерцания, психоидеологию высших слоев растущего буржуазного общества, выдвигая взамен ненавистного Вольтеру самодержавного деспотизма идею просвещенной монархии, опирающейся на буржуазную интеллигенцию, а взамен не раз подвергавшегося его саркастическим насмешкам церковного учения — идею деизма. Как И. воинствующая, так и И. саморазложения — проявление классовой психоидеологии.
    Так наз. «романтическая ирония» в понимании самих романтиков (Фр. Шлегель) служит для гения, для свободного духа средством возвыситься над всеми условностями жизни, воспринять относительность всех ценностей, постоянно возвышаться над самим собой и над собственной своей деятельностью, не связывать себя никаким законом, никакой нормой, свободно парить над жизнью, воспринимая ее как объект для своей творческой игры. Так. обр. И. романтиков — одно из проявлений основной романтической концепции мира, к-рая утверждает за реальным бытием лишь неустойчивое равновесие, т. к. центр тяжести перемещается за пределы реального. Однако подобно всей романтической концепции мира в целом и И. романтиков в качестве одного из ее проявлений неизбежно находит свое социологическое объяснение, несмотря на тенденцию, вернее — именно благодаря тенденции, уйти не только от социальной борьбы, но и вообще от реального мира: сама тенденция эта была лишь результатом классовых сдвигов и идеологических крушений, последовавших за Великой французской революцией.
    Однако говорить о связи И. с эпохами идеологического разложения того или иного экономически деградирующего класса, с изживанием или сменой классовой идеологии можно лишь в том случае, когда И. не встречается в виде обособленного приема, не играет подсобной эпизодической роли, а характерна для стиля писателя, художественной структуры произведения.
    Наибольшего развития в качестве стилеобразующего начала, в качестве основного метода художественного воссоздания мира, И. в наши дни достигла в творчестве Анатоля Франса. При не раз отмечаемом сходстве между методами иронического изображения Франса и Вольтера, при несомненных подражаниях Вольтеру и даже прямых, иногда дословных, заимствованиях природа франсовской иронии в социально-идеологических корнях своих совершенно иная, чем природа иронии вольтеровской. В И. Вольтера чувствуется пафос просветителя, в И. Франса этого пафоса нет. И. Франса выражает безысходно-скептическое восприятие действительности, отрицание дискредитировавшей себя буржуазной культуры, но она не может противопоставить иронически развенчиваемой действительности никаких других представлений, других идеологических ценностей, для писателя бесспорных. Так. обр. И. Франса по социально-идеологической природе своей не может быть воинствующей. Боевой характер она принимает только тогда, когда касается проявлений церковного, философского или политического догматизма, т. е. всего того, что враждебно ее скептической природе. Естественно, что И. Франса обнаруживает постоянное тяготение к парадоксу (см.), безответственно сталкивающему две точки зрения, ведущему к дискредитированию их обеих. Недаром и советский читатель воспринимает в А. Франсе лишь подрывную силу его злой и меткой критики, направленной на старое, но не спрашивает у него путей к новому.
    И. как коренной стилеобразующий признак, как основа всего художественного мировосприятия и мировоссоздания может быть и чужда молодым, жизнеспособным социальным группам. Так, в советской лит-ре наиболее яркие образы иронического творчества были даны И. Эренбургом, выразителем явно упадочнической психоидеологии.
    Библиография:
    Бэн, Стилистика и теория устной и письменной речи, перев. Грузинского, изд. К. Т. Солдатенкова, М., 1886; Потебня А., Из записок по теории словесности, Харьков, 1905 (отдел «Тропы и фигуры»); Бергсон Анри, Собр. сочин., т. V, изд. Семенова, П., 1914 (этюд «Смех»); Слонимский Л., Техника комического у Гоголя, Л., 1923; Bohtz A. W., Das Komische, 1844; Piechowski I., De ironia Iliadig, 1856; Schasler, Das Reich der Ironie, 1879; Lipps, Komik und Humor, Hamburg und Lpz., 1898; Kierkegaard S. A., Om begrebet ironi, Vaerker, В. В., 1906; Paulhan, La morale de l’ironie, 1909; Bruggemann F., Die Ironie als entwicklungsgeschichtlicher Moment, 1909; Volkelt, System der asthetik, 1910; Pulver Max, Romantische Ironie und romantische Komodie, 1912; Sander Erich K. H., Ironie als kunstlerisches Element, «Die Literatur», 1925, abr.; Walzel O., Deutsche Romantik; Thomson A. K., Irony, an historical introduction, London, 1926. См. также общие сочинения по эстетике, напр. Фишера («asthetik», 1896) и др. В курсах поэтики ирония обычно рассматривается лишь как стилистическая фигура.

  8. vbulygin Ответить

    Смотреть что такое “ирония” в других словарях:

    ИРОНИЯ —         (от греч. , букв. притворство), филос. эстетич. категория, характеризующая процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного смысла. И. отмечает, т. о., парадоксы развития, определ. стороны диалектики… … Философская энциклопедия
    Ирония — (греческое eironeia притворство) явно притворное изображение отрицательного явления в положительном виде, чтобы путем доведения до абсурда самой возможности положительной оценки осмеять и дискредитировать данное явление, обратить внимание на тот… … Литературная энциклопедия
    ИРОНИЯ — (греч. притворство). Насмешливое выражение, состоящее в приписывании лицу или предмету качеств прямо противоположных тем, какими он обладает; насмешка в виде похвалы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
    Ирония —  Ирония  ¦ Ironie    Стремление насмехаться над другими или над собой (самоирония). Ирония держит на расстоянии, отдаляет, отталкивает и принижает. Она нацелена не столько на то, чтобы смеяться, сколько на то, чтобы заставить смеяться других.… … Философский словарь Спонвиля
    ирония — и, ж. ironie f., < , ironia, гр. eironeia. Стилистический прием, состоящий в употреблении слова или выражения в противоположном их значении с целью насмешки. Сл. 18. ИрОния, есть насмевание (глумление, глузность), иное словесы, иное разумом… … Исторический словарь галлицизмов русского языка Ирония — ИРОНИЯ, вид тропа, иносказания и шире элемент мироощущения художника, предполагающий насмешливо критич. отношение к действительности. Как средство худож. выразительности (стилистич. прием) и как эстетич. категория И. находится на периферии… … Лермонтовская энциклопедия
    ИРОНИЯ — Свобода начинается с иронии. Виктор Гюго Ирония оружие слабых. Сильные мира сего не имеют прав на нее. Хуго Штейнхаус Ирония это оскорбление, переодетое комплиментом. Эдуард Уиппл Ирония последняя стадия разочарования. Анатоль Франс Ирония, не… … Сводная энциклопедия афоризмов
    ирония — См … Словарь синонимов
    Ирония —     ИРОНИЯ вид насмешки, отличительными чертами которого следует признать: спокойствие и сдержанность, нередко даже оттенок холодного презрения, а, главное, личина вполне серьезного утверждения, под которой таится отрицание достоинства того… … Словарь литературных терминов
    ИРОНИЯ —         (др. греч. eironeia букв. “притворство”, отговорка)         филос. эстетич. категория, характеризующая процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного смысла. И. отмечает, т.о., парадоксы развития, опр.… … Энциклопедия культурологии
    ИРОНИЯ — ИРОНИЯ, иронии, жен. (греч. eironeia) (книжн.). Риторическая фигура, в которой слова употребляются в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки (лит.), напр. слова лисицы ослу: « Откуда, умная, бредешь ты, голова? » Крылов. || Тонкая насмешка … Толковый словарь Ушакова

  9. JoJoktilar Ответить

    Смотреть что такое “ИРОНИЯ” в других словарях:

    ИРОНИЯ —         (от греч. , букв. притворство), филос. эстетич. категория, характеризующая процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного смысла. И. отмечает, т. о., парадоксы развития, определ. стороны диалектики… … Философская энциклопедия
    Ирония — (греческое eironeia притворство) явно притворное изображение отрицательного явления в положительном виде, чтобы путем доведения до абсурда самой возможности положительной оценки осмеять и дискредитировать данное явление, обратить внимание на тот… … Литературная энциклопедия
    ИРОНИЯ — (греч. притворство). Насмешливое выражение, состоящее в приписывании лицу или предмету качеств прямо противоположных тем, какими он обладает; насмешка в виде похвалы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
    Ирония —  Ирония  ¦ Ironie    Стремление насмехаться над другими или над собой (самоирония). Ирония держит на расстоянии, отдаляет, отталкивает и принижает. Она нацелена не столько на то, чтобы смеяться, сколько на то, чтобы заставить смеяться других.… … Философский словарь Спонвиля
    ирония — и, ж. ironie f., < , ironia, гр. eironeia. Стилистический прием, состоящий в употреблении слова или выражения в противоположном их значении с целью насмешки. Сл. 18. ИрОния, есть насмевание (глумление, глузность), иное словесы, иное разумом… … Исторический словарь галлицизмов русского языка Ирония — ИРОНИЯ, вид тропа, иносказания и шире элемент мироощущения художника, предполагающий насмешливо критич. отношение к действительности. Как средство худож. выразительности (стилистич. прием) и как эстетич. категория И. находится на периферии… … Лермонтовская энциклопедия
    ИРОНИЯ — Свобода начинается с иронии. Виктор Гюго Ирония оружие слабых. Сильные мира сего не имеют прав на нее. Хуго Штейнхаус Ирония это оскорбление, переодетое комплиментом. Эдуард Уиппл Ирония последняя стадия разочарования. Анатоль Франс Ирония, не… … Сводная энциклопедия афоризмов
    ирония — См … Словарь синонимов
    Ирония —     ИРОНИЯ вид насмешки, отличительными чертами которого следует признать: спокойствие и сдержанность, нередко даже оттенок холодного презрения, а, главное, личина вполне серьезного утверждения, под которой таится отрицание достоинства того… … Словарь литературных терминов
    ИРОНИЯ —         (др. греч. eironeia букв. “притворство”, отговорка)         филос. эстетич. категория, характеризующая процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного смысла. И. отмечает, т.о., парадоксы развития, опр.… … Энциклопедия культурологии

  10. аApostaL Ответить

    Смотреть что такое “ирония” в других словарях:

    ИРОНИЯ —         (от греч. , букв. притворство), филос. эстетич. категория, характеризующая процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного смысла. И. отмечает, т. о., парадоксы развития, определ. стороны диалектики… … Философская энциклопедия
    Ирония — (греческое eironeia притворство) явно притворное изображение отрицательного явления в положительном виде, чтобы путем доведения до абсурда самой возможности положительной оценки осмеять и дискредитировать данное явление, обратить внимание на тот… … Литературная энциклопедия
    ИРОНИЯ — (греч. притворство). Насмешливое выражение, состоящее в приписывании лицу или предмету качеств прямо противоположных тем, какими он обладает; насмешка в виде похвалы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
    Ирония —  Ирония  ¦ Ironie    Стремление насмехаться над другими или над собой (самоирония). Ирония держит на расстоянии, отдаляет, отталкивает и принижает. Она нацелена не столько на то, чтобы смеяться, сколько на то, чтобы заставить смеяться других.… … Философский словарь Спонвиля
    ирония — и, ж. ironie f., < , ironia, гр. eironeia. Стилистический прием, состоящий в употреблении слова или выражения в противоположном их значении с целью насмешки. Сл. 18. ИрОния, есть насмевание (глумление, глузность), иное словесы, иное разумом… … Исторический словарь галлицизмов русского языка Ирония — ИРОНИЯ, вид тропа, иносказания и шире элемент мироощущения художника, предполагающий насмешливо критич. отношение к действительности. Как средство худож. выразительности (стилистич. прием) и как эстетич. категория И. находится на периферии… … Лермонтовская энциклопедия
    ИРОНИЯ — Свобода начинается с иронии. Виктор Гюго Ирония оружие слабых. Сильные мира сего не имеют прав на нее. Хуго Штейнхаус Ирония это оскорбление, переодетое комплиментом. Эдуард Уиппл Ирония последняя стадия разочарования. Анатоль Франс Ирония, не… … Сводная энциклопедия афоризмов
    ирония — См … Словарь синонимов
    Ирония —     ИРОНИЯ вид насмешки, отличительными чертами которого следует признать: спокойствие и сдержанность, нередко даже оттенок холодного презрения, а, главное, личина вполне серьезного утверждения, под которой таится отрицание достоинства того… … Словарь литературных терминов
    ИРОНИЯ —         (др. греч. eironeia букв. “притворство”, отговорка)         филос. эстетич. категория, характеризующая процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного смысла. И. отмечает, т.о., парадоксы развития, опр.… … Энциклопедия культурологии
    ИРОНИЯ — ИРОНИЯ, иронии, жен. (греч. eironeia) (книжн.). Риторическая фигура, в которой слова употребляются в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки (лит.), напр. слова лисицы ослу: « Откуда, умная, бредешь ты, голова? » Крылов. || Тонкая насмешка … Толковый словарь Ушакова

  11. Fodi Ответить

    Смотреть что такое “Ирония” в других словарях:

    ИРОНИЯ —         (от греч. , букв. притворство), филос. эстетич. категория, характеризующая процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного смысла. И. отмечает, т. о., парадоксы развития, определ. стороны диалектики… … Философская энциклопедия
    Ирония — (греческое eironeia притворство) явно притворное изображение отрицательного явления в положительном виде, чтобы путем доведения до абсурда самой возможности положительной оценки осмеять и дискредитировать данное явление, обратить внимание на тот… … Литературная энциклопедия
    ИРОНИЯ — (греч. притворство). Насмешливое выражение, состоящее в приписывании лицу или предмету качеств прямо противоположных тем, какими он обладает; насмешка в виде похвалы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
    Ирония —  Ирония  ¦ Ironie    Стремление насмехаться над другими или над собой (самоирония). Ирония держит на расстоянии, отдаляет, отталкивает и принижает. Она нацелена не столько на то, чтобы смеяться, сколько на то, чтобы заставить смеяться других.… … Философский словарь Спонвиля
    ирония — и, ж. ironie f., < , ironia, гр. eironeia. Стилистический прием, состоящий в употреблении слова или выражения в противоположном их значении с целью насмешки. Сл. 18. ИрОния, есть насмевание (глумление, глузность), иное словесы, иное разумом… … Исторический словарь галлицизмов русского языка Ирония — ИРОНИЯ, вид тропа, иносказания и шире элемент мироощущения художника, предполагающий насмешливо критич. отношение к действительности. Как средство худож. выразительности (стилистич. прием) и как эстетич. категория И. находится на периферии… … Лермонтовская энциклопедия
    ИРОНИЯ — Свобода начинается с иронии. Виктор Гюго Ирония оружие слабых. Сильные мира сего не имеют прав на нее. Хуго Штейнхаус Ирония это оскорбление, переодетое комплиментом. Эдуард Уиппл Ирония последняя стадия разочарования. Анатоль Франс Ирония, не… … Сводная энциклопедия афоризмов
    ирония — См … Словарь синонимов
    Ирония —     ИРОНИЯ вид насмешки, отличительными чертами которого следует признать: спокойствие и сдержанность, нередко даже оттенок холодного презрения, а, главное, личина вполне серьезного утверждения, под которой таится отрицание достоинства того… … Словарь литературных терминов
    ИРОНИЯ —         (др. греч. eironeia букв. “притворство”, отговорка)         филос. эстетич. категория, характеризующая процессы отрицания, расхождения намерения и результата, замысла и объективного смысла. И. отмечает, т.о., парадоксы развития, опр.… … Энциклопедия культурологии
    ИРОНИЯ — ИРОНИЯ, иронии, жен. (греч. eironeia) (книжн.). Риторическая фигура, в которой слова употребляются в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки (лит.), напр. слова лисицы ослу: « Откуда, умная, бредешь ты, голова? » Крылов. || Тонкая насмешка … Толковый словарь Ушакова

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *