Что такое истина приведите примеры истинных знаний?

11 ответов на вопрос “Что такое истина приведите примеры истинных знаний?”

  1. vikont13reg Ответить

    их политических действий;
    4) политической культурой.
    2. К признакам политической культуры демократического типа относят:
    1) экстремизм;
    2) толерантность;
    3) радикализм;
    4. национализм
    3. Политическую культуру характеризует:
    1) политическая власть;
    2) политическая система;
    3) политическая сфера;
    4) политическое поведение
    4. Верны ли суждения о политических знаниях?
    А. Политические знания – это знания о политике, политической системе, о различных политических идеологиях.
    Б. Политические знания могут включать как научные, так и житейские представления.
    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения не верны
    5. Политическую культуру характеризуют:
    1) политические изменения;
    2) политическое сознание;
    3) политические интересы;
    4) политические системы
    6. Высшей ценностью демократической политической культуры являются (-ется):
    1) человек, его права и свободы;
    2) государство, его интересы;
    3) абсентеизм;
    4) единая общеобязательная идеология
    7. Деятельность, цель которой обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, называется:
    1) политическим участием;
    2) популизмом;
    3) абсентеизмом;
    4) политическая активность
    8. Верны ли суждения о политическом участии?
    А. Политическое участие может быть постоянным, периодическим, разовым.
    Б. Политическое участие может быть опосредованным и непосредственным.
    1) верно только А; 3) верны оба суждения;
    2) верно только Б 4) оба суждения верны
    9. Свобода слова не означает:
    1) право свободно выражать свое мнение;
    2) право свободно искать, получать, распространять информацию;
    3) отсутствие цензуры;
    4) право на выступления в пользу национальной, расовой, религиозной ненависти
    10. Не является законным ограничением политических свобод запрещение:
    1) пропаганды войны;
    2) критиковать политику правительства;
    3) создания организаций, имеющих целью нарушение целостности Российской Федерации;
    4) выступлений в пользу расовой и религиозной ненависти.

  2. Alekssmit60 Ответить

    ующих ситуациях
    1) Максим выхватил сумку у женщины из рук и убежал с ней.
    2) Лида спасла тонущего ребенка из реки
    3) Анатолий не имеет постоянного места жительства
    4) Таня всегда переходит дорогу на зеленый свет
    5) Вася вышел из магазина с покупками, но не заплатил за них
    6) Коля страдает алкогольной зависимостью
    7) Маша занимается благотворительностью и помогает сиротам
    8) Степан всегда вовремя платит налоги.
    2. Определите, о каком виде социальных норм идет речь:
    1) Согласно Уголовному кодексу, кража наказывается лишением свободы до двух лет
    2) На Масленицу обычно сжигают чучело и едят блины
    3) В общественном транспорте необходимо уступать место пожилым людям
    4) В Полицейском колледже необходимо носить установленную форму
    5) Врать своим друзьям нехорошо
    6) Курить в общественных местах запрещено под страхом административного наказания
    7) В православной церкви девушки должны покрывать вои головы платком
    8) На День Победы проводится военный парад, на который могут посмотреть все желающие
    9)«Не судите, и не судимы будете» – учит Библия
    10)В организации «Ромашка» сотрудникам запрещено опаздывать более чем на 10 минут
    3. О каком типе семьи идет речь:
    1) Мужчина является главой своего дома, и женщина полностью подчиняется ему
    2) Семья состоит из двух родителей и одного ребенка, они проживают отдельно
    3) Володя живет со своей бабушкой, родители проживают в другой стране и не занимаются его воспитанием
    4) Родители решают все вопросы с помощью нахождения компромисса, обсуждают семейные решения с детьми и спрашивают их мнения
    5) У Оксаны и Павла пятеро детей и все они живут в одной большой квартире
    6) Матвей и Диана живут в большом доме вместе с двумя детьми и бабушкой с дедушкой
    7) У гражданина Египта три жены
    8) Отец семейства выбрал для своего сына будущую профессию, нашел ему невесту и контролирует его карманные расходы

  3. IzverGHD Ответить

    Самый главный критерий – практика это активная предметная деятельность, направленная на познание и преобразование окружающего мира. Формами практики являются материальное производство (к примеру, труд), социальные действия (к примеру, реформы, революции), научный эксперимент. Истинным считается только практически полезное знание. К примеру, на основе определенных знаний правительство проводит экономические реформы. Если они дадут ожидаемые результаты, значит знания истинны. На основе знаний врач лечит больного, если он исцелился, то знания истинны. Практика как основной критерий истины является частью познания и выполняет функции: 1) практика является источником познания, потому что именно она толкает людей на изучение тех или иных явлений и процессов; 2) практика является основой познания, потому что от начала и до конца пронизывает познавательную деятельность; 3) практика является целью познания, потому что познание мира необходимо для последующего применения знаний в реальной действительности; 4) практика, как уже было сказано, является критерием истины, необходимым для различения истины от заблуждения и лжи.
    Соответствие законам логики. Знание, полученное путем доказывания, не должно быть запутанным и внутренне противоречивым. Также оно должно логически согласовываться с хорошо проверенными и достоверными теориями. Например, если кто-то выдвинет теорию наследственности, которая принципиально не совместима с современной генетикой, можно предполагать, что она не является истинной.
    Соответствие фундаментальным научным законам. Новые знания должны соответствовать Вечным законам. Многие из которых вы изучаете на уроках математики, физики, химии, обществознания и др. Это такие, как Закон всемирного тяготения, Закон сохранения энергии, Периодический закон Менделеева Д.И., Закон спроса и предложения и другие. К примеру, знание о том, что Земля удерживается на орбите вокруг Солнца, соответствует Закону всемирного тяготения И. Ньютона. Другой пример, если цена на ткань из льна повышается, то спрос на эту ткань падает, что соответствует Закону спроса и предложения.
    Соответствие ранее открытым законам. Пример: Первый закон Ньютона (закон инерции) соответствует ранее открытому Г.Галилеем закону, согласно которому тело остаётся в покое либо двигается равномерно и прямолинейно до тех пор, пока на него оказывают воздействие силы, понуждающие тело изменить своё состояние. Но Ньютон в отличие от Галилея рассмотрел движение более глубоко, со всех точек.

  4. Val_555 Ответить

    Понятие и свойства истины
    Относительная и абсолютная истина
    Критерии истины в философии и обществознании
    Отличие истинного от ложного сторонниками разных течений
    Функция практики как критерия истины
    Критерии истины — примеры в таблице

    Понятие и свойства истины

    Истиной принято считать такое знание человека о предмете, явлении или процессе, которое полностью соответствует его реальному содержанию.

    Никакая интуиция, догадки, собственные ничем не обоснованные мысли или эмоции не могут претендовать на то, чтобы считаться истиной.
    Но что бы мы ни пытались изучать и рассматривать, знания человека об этом всегда будут конечными и неполными, поэтому добраться до абсолютной объективности, то есть совершенно полного знания и понимания данного объекта, просто невозможно.
    Из сказанного вытекает главное свойство рассматриваемого понятия, признаваемое практически всеми мыслителями:
    Процессуальность или бесконечность процесса познания. Любые знания об окружающем мире, которые уже накопило человечество и еще накопит, являются конечными и не могут отображать объективную действительность полностью. Еще недавно человечество думало, что все состоит из материи, как мелких песчинок, которые можно увидеть и пощупать, но позже были открыты клетки, молекулы, и глубина познания значительно увеличилась. Еще позже опыты доказали существование ядра и микрочастиц в нем, что внесло очередные коррективы в понимание мира. Теперь наука подходит к тому, чтобы расщепить мироздание на еще более мелкие элементы, по сути частички энергии, и данный процесс вряд ли может дойти до какого-то логического завершения.
    Истина всегда одна и она конкретна. Эта характеристика подразумевает, что правильное суждение всегда является единственно верным при данных условиях, месте и времени, а также других обстоятельствах.
    Также существуют абсолютная и относительная истина. В первом случае имеется ввиду такое познание, которое в будущем уже никак не может быть дополнено и опровергнуто. Во втором – знание пока является неполным и в будущем будет расширено и дополнено.
    Еще одно важное свойство рассматриваемого понятия – объективность, что означает полную независимость от особенностей определенного человека, его предпочтений и эмоций.
    Это основные характеристики, которым должна соответствовать рассматриваемая нами категория.

    Относительная и абсолютная истина

    Данный вопрос стоит рассмотреть несколько глубже, так как он часто вызывает непонимание и путаницу. Что можно считать абсолютной истиной, которая уже никогда не сможет добавить в себя какое-то новое знание?

    К примеру, если мы говорим, что Земля имеет форму шара, и она вращается по орбите, имеющей форму эллипса вокруг Солнца, то это можно считать абсолютной истиной, к пересмотру которой никто уже не собирается возвращаться. Или факт того, что космос является бесконечным.
    Относительная истина – это практически все знания, накопленные человечеством за время его существования. Каковы ее признаки? Некоторая ограниченность в понимании, познании, возможность дальнейшего расширения.
    Укажем кратко один пример: «все состоит из атомов и молекул». Если же копнуть глубже, то мы узнаем, что есть еще кварки, ароматы и прочие понятия ядерной и квантовой физики, которые раньше нельзя было себе и представить.

    Критерии истины в философии и обществознании

    Философы и ученые очень озадачены правильным определением объективности знания, ведь именно перед ними стоит проблема его получения, осмысления и систематизации.

    Обычно взгляды этих людей в данном вопросе схожи, поэтому разделять их отдельно особого смысла нет. Разве что стоит оговориться, что для ученых практиков очень важны не простые размышления обо всем и ни о чем, а такие знания, которые принесут им конкретную пользу и помощь в исследованиях.
    Главные критерии, которые выставляются к истине в философии и естествознании, звучат так:
    она должна соответствовать законам логики;
    не противоречить ранее открытым законам;
    соответствовать фундаментальным понятиям и законам;
    иметь простое и экономичное выражение;
    иметь практичность в применении.
    Если некоторые пункты по отношению к новому значению не оправдываются, к примеру, не работают законы логики, то любой достойный ученый не будет спешить принимать его за чистую правду.

    Отличие истинного от ложного сторонниками разных течений

    Рационалисты

    Представители этого течения считали, что самое главное в процессе постижения – это человеческий разум, поэтому именно он является тем определяющим фактором, который должен решать, что правильно, а что нет. С помощью законов логики рационалисты готовы проверять любые утверждения на прочность и выявлять их слабые места посредством логических умозаключений.

    Сенсуалисты

    Данный спектр ученых считает, что наиболее правильные знания несут человеку его чувства. Именно поэтому считать что-то разумным и правильным можно только на основании того, что так подсказывают философу его органы восприятия.
    Если вы видите перед собой черный цвет, то для сенсуалиста этого зрительного образа достаточно, чтобы утверждаться про истинность суждения, что перед вами именно черный цвет. Другие виды доказательств таких людей мало интересуют, так как они считаются идеалистическими или слишком запутанными.

    Эмпирики

    Люди, которые отдают решающее значение опыту и получению знаний из конкретной деятельности и ее анализа. Для них правильность определенных мыслей и умозаключений определяется таким решающим критерием, как опыт.
    Если событие из раза в раз повторяется и приводит в нашем ощущении и опыте к одним и тем же предсказуемым результатам, то оно может считаться хорошо понятым и осмысленным.

    Скептики

    Данное философское течение под названием скептицизм подразумевает, что человек, разделяющий его, должен подвергать сомнению любые знания, не пытаясь увидеть в них абсолютной и непоколебимой истины. Скептики выражают сомнения по поводу того, что мы вообще можем познать что-то в полноте.

    Агностики

    Еще одно массовое течение философской направленности, представители которого выражают следующую мысль: познать окружающий мир невозможно, так как человек слишком ограничен, а мир слишком огромен.
    Именно поэтому люди никогда не смогут достигнуть вершин познания, не построят универсальный вариант науки или философии, который сможет объяснить явление исчерпывающе.

    Функция практики как критерия истины

    Существует известная фраза: «практика – критерий истины», которая была особенно популярна у марксистов. И часто именно данный термин, практика, вносит решающий вклад в рассматриваемый вопрос.

    Любые полученные знания должны не лежать мертвым грузом, а использоваться для достижения новых горизонтов мысли, трудовой деятельности, устройства общества и т. д.
    Именно оттого, как на практически зарекомендовали себя те или иные знания, можно судить о том, какова их реальная ценность.
    Только практика в конечном счете способна показать, какое направление мысли было правильным и направленным к постижению истины, а какое пошло совершенно не туда и больше не стоит внимания. Именно для подобной проверки существует экспериментальная наука, множество фундаментальных исследований во всем мире.

    Критерии истины — примеры в таблице

    Все основные критерии истины можно образно показать в такой наглядной таблице:
    Критерии
    Субъективные
    Объективные
    Ясность, очевидность, соответствие законам логики
    Соответствие абсолютным знаниям
    Полезность в плане практики и применения
    Практика
    Непротиворечие имеющимся знаниям и опыту, согласованность мысли
    Непротиворечие работающим законам

  5. donkamilo81 Ответить

    Абсолютной истиной называется совершенно полное, точное, (всестороннее, исчерпывающее) знание о каком-либо явлении. Абсолютная истина практически недостижима. Она служит движущей силой познания. Вопрос о возможности достижения абсолютной истины с давних времен был предметом философского спора. Ряд философов отрицательно отвечают на этот вопрос. В доказательство они ссылаются на то, что в процессе познания мы имеем дело лишь с относительными истинами. Каждая из них оказывается со временем не вполне точной и полной. Следовательно, полное, исчерпывающее знание недостижимо. И чем сложнее то или иное явление, тем труднее достичь абсолютной истины, т.е. полного, исчерпывающего знания о нем. И тем не менее, абсолютная истина существует. Ее надо понимать как цель, к которой стремится человеческое познание. Каждая относительная истина — это ступенька, шаг, приближающий нас к этой цели.
    Таким образом, относительная и абсолютная истины — это лишь разные уровни, или формы, объективной истины. Наше знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т.д. Чем выше уровень нашего познания, тем больше мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот может длиться бесконечно, ибо на каждом этапе исторического развития мы открываем новые стороны и свойства окружающего нас мира и создаем о нем все более полные и точные знания. Это — постоянный процесс перехода от одних относительных форм объективной истины к другим. Таким образом, каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот, абсолютная истина — это «предел» бесконечной последовательности относительных истин.
    Противоположность истины представляет заблуждение — несоответствие знания объективной реальности. Источниками заблуждения могут быть низкие познавательные способности индивида, плохое знание предмета познания, отсутствие специальной подготовки и, как следствие, скоропалительные выводы, отсутствие специальных средств познания, а также предубеждения, стереотипы и др. Заблуждения возникают по объективным причинам. Так, до момента создания мощного микроскопа невозможно было провести анализ мельчайших частиц.
    В то же время ошибочные выводы могут стать следствием и субъективных факторов. Так, неверное истолкование процесса, неправильное практическое действие приводят к ошибкам, т.е. к неистинным выводам. Но субъект познания может по какой-либо причине намеренно искажать действительность, делать заведомо неверные выводы. В этом случае имеет место ложь.
    Истина, с одной стороны, и заблуждения, ошибки, ложь — с другой — это те оценки, с помощью которых мы отделяем знания, соответствующие объективной реальности, от знаний, противоречащих ей.
    Но эти критерии не являются единственными. Можно выделить знания полезные и бесполезные. Причем не всегда полезность и истинность совпадают. Например, если человек знает, что избыточная радиация опасна для здоровья, и он оказался в зоне радиоактивного заражения, ему не нужны знания о свойствах радиации, достаточно знания о том, что она несет вред. Истинные знания о поломке прибора не будут нужны, если отсутствуют запасные части.
    Таким образом, достижение истины — процесс сложный, но интересный и необходимый. Стремясь к истине, человечество познает новое, и это способствует его движению по пути социального прогресса.
    Вопросы и задания
    1. Что такое истина? Объясните понятие «объективная истина».
    2. Охарактеризуйте практику как критерий истины.
    3. В чем состоит различие относительной и абсолютной истины?
    4. Что такое заблуждение? Почему оно возникает?
    5. В чем состоит соотношение полезности и истинности знания? При ведите конкретные примеры знаний полезных и бесполезных.
    6. Объясните слова Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже».
    7. «Слово «истина» в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету», — писал французский философ Р.Декарт. Как его слова объясняют сущность истины?
    8. Ж. А. Пункаре писал: «Основные положения геометрии Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны».
    Какой вид истины имеет в виду автор?
    9. Прочитайте следующие высказывания. Сделайте на их основе вывод о соотношении истины и заблуждения.
    А.Смит: «Заблуждения, включающие в себя некоторую долю правды, самые опасные».
    И.В.Гёте: «Нет ничего опасней для новой истины, чем старые заблуждения».
    В.Г.Белинский: «Самая горькая истина лучше самого приятного заблуждения».
    Ф. Шиллер: «От светлых лучей истины не всегда исходит тепло. Блаженны те, кто не заплатил за благо знания своим сердцем».
    Ж. Ж. Руссо: «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине — только один».

  6. Babon1990 Ответить

    ующих ситуациях
    1) Максим выхватил сумку у женщины из рук и убежал с ней.
    2) Лида спасла тонущего ребенка из реки
    3) Анатолий не имеет постоянного места жительства
    4) Таня всегда переходит дорогу на зеленый свет
    5) Вася вышел из магазина с покупками, но не заплатил за них
    6) Коля страдает алкогольной зависимостью
    7) Маша занимается благотворительностью и помогает сиротам
    8) Степан всегда вовремя платит налоги.
    2. Определите, о каком виде социальных норм идет речь:
    1) Согласно Уголовному кодексу, кража наказывается лишением свободы до двух лет
    2) На Масленицу обычно сжигают чучело и едят блины
    3) В общественном транспорте необходимо уступать место пожилым людям
    4) В Полицейском колледже необходимо носить установленную форму
    5) Врать своим друзьям нехорошо
    6) Курить в общественных местах запрещено под страхом административного наказания
    7) В православной церкви девушки должны покрывать вои головы платком
    8) На День Победы проводится военный парад, на который могут посмотреть все желающие
    9)«Не судите, и не судимы будете» – учит Библия
    10)В организации «Ромашка» сотрудникам запрещено опаздывать более чем на 10 минут
    3. О каком типе семьи идет речь:
    1) Мужчина является главой своего дома, и женщина полностью подчиняется ему
    2) Семья состоит из двух родителей и одного ребенка, они проживают отдельно
    3) Володя живет со своей бабушкой, родители проживают в другой стране и не занимаются его воспитанием
    4) Родители решают все вопросы с помощью нахождения компромисса, обсуждают семейные решения с детьми и спрашивают их мнения
    5) У Оксаны и Павла пятеро детей и все они живут в одной большой квартире
    6) Матвей и Диана живут в большом доме вместе с двумя детьми и бабушкой с дедушкой
    7) У гражданина Египта три жены
    8) Отец семейства выбрал для своего сына будущую профессию, нашел ему невесту и контролирует его карманные расходы

  7. Alexey0204 Ответить

    их политических действий;
    4) политической культурой.
    2. К признакам политической культуры демократического типа относят:
    1) экстремизм;
    2) толерантность;
    3) радикализм;
    4. национализм
    3. Политическую культуру характеризует:
    1) политическая власть;
    2) политическая система;
    3) политическая сфера;
    4) политическое поведение
    4. Верны ли суждения о политических знаниях?
    А. Политические знания – это знания о политике, политической системе, о различных политических идеологиях.
    Б. Политические знания могут включать как научные, так и житейские представления.
    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения не верны
    5. Политическую культуру характеризуют:
    1) политические изменения;
    2) политическое сознание;
    3) политические интересы;
    4) политические системы
    6. Высшей ценностью демократической политической культуры являются (-ется):
    1) человек, его права и свободы;
    2) государство, его интересы;
    3) абсентеизм;
    4) единая общеобязательная идеология
    7. Деятельность, цель которой обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, называется:
    1) политическим участием;
    2) популизмом;
    3) абсентеизмом;
    4) политическая активность
    8. Верны ли суждения о политическом участии?
    А. Политическое участие может быть постоянным, периодическим, разовым.
    Б. Политическое участие может быть опосредованным и непосредственным.
    1) верно только А; 3) верны оба суждения;
    2) верно только Б 4) оба суждения верны
    9. Свобода слова не означает:
    1) право свободно выражать свое мнение;
    2) право свободно искать, получать, распространять информацию;
    3) отсутствие цензуры;
    4) право на выступления в пользу национальной, расовой, религиозной ненависти
    10. Не является законным ограничением политических свобод запрещение:
    1) пропаганды войны;
    2) критиковать политику правительства;
    3) создания организаций, имеющих целью нарушение целостности Российской Федерации;
    4) выступлений в пользу расовой и религиозной ненависти.

  8. sviatoi-stas Ответить

    Для субъективного идеализма истина – это соотношение моих ощущений с моими мыслями, т.е. это соотношение также не выходит за рамки сознания. Так, австрийский физик, философ-идеалист Э. Мах (1838–1916) считал, что тела, вещи, мир – это «комплекс ощущений» субъекта. Отсюда задача науки – описание этих ощущений. Это описание может быть простым, экономным или сложным, запутанным. Экономное описание ощущений – просто истина, а максимально экономное – абсолютная истина.
    Французский математик, махист (т.е. разделяющий взгляды Э. Маха) Ж.А. Пуанкаре (1854–1912.) явился автором теории конвенционализма (от лат. conventio – договор, соглашение). Согласно этой концепции научные понятия и теории есть продукт произвольного соглашения между учеными, а не отражение объективного мира. Соглашение это определяется соображениями удобства и простоты. Например, согласились считать звезды раскаленными небесными телами определенного размера и величины. Но могли договориться и иначе, скажем, что это электролампочки. Однако это представляется неудобным, так как возникает ряд трудно разрешимых вопросов. Следовательно, для субъективных идеалистов объективная истина не существует.
    Разновидностью субъективистской трактовки истины является прагматизм. С позиций прагматизма истина есть то, что полезно, выгодно. Но представления людей о полезности часто несовместимы. Отсюда вывод: значит существует не одна истина, их много. Иначе говоря, объективной истины не существует, это чисто произвольное представление.
    Но уже Платон утверждал: «Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе – лжет»[77]. Значит, если истина адекватно отражает объект, ее содержание объективно. И относительно одного объекта не может быть несколько истин. Она одна, ибо предмет один. Можно говорить лишь о множестве мнений, но мнение не синоним истины.
    Помимо проблемы объективного и субъективного в истине, есть еще одна важная проблема: как достигается объективная истина: сразу, целиком, полностью, абсолютно или же постепенно, относительно, приблизительно. Это вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины.
    Соотношение истины абсолютной и относительной будет лучше понятно, если мы вначале обратимся к рассмотрению проблемы конкретности истины. Конкретность истины заключается в том, что она всегда связана с теми условиями места и времени, в которых находится объект исследования. Это значит, что наши знания, будучи верными в одних условиях места и времени, могут оказаться не соответствующими действительности в других условиях (либо частично, либо полностью). Итак, истина конкретна, так как она относится к определенному процессу, явлению действительности, совершающемуся в определенных условиях[78]. Положение о конкретности истины соответствует диалектико-материалистическому представлению о мире, как находящемуся в процессе непрерывного изменения.
    Положение о конкретности истины «подчеркивает» несостоятельность догматизма, как разновидности метафизического способа мышления. В основе догматизма лежит метафизическое представление о том, что все в мире повторяется одинаковым образом. Поэтому утверждение, однажды принятое, считается у догматиков истиной на все времена. Инерция мысли, свойственная догматизму, ведет к застою в науке, к отрицанию творческого характера ее развития. Абстрактное понимание истины в политике ведет к субъективизму, волюнтаризму (авантюризму).
    Понимание конкретности истины позволяет правильно понять диалектику абсолютного и относительного в истине. Понятия абсолютного и относительного в истине отражают степень точности, глубины познания, т.е. отражения действительности в нашем сознании. Абсолютная истина означает, абсолютно точное отражение действительности в нашем сознании. Это полное, исчерпывающее знание о предмете или его свойствах и отношениях, которое в будущем не может быть опровергнуто или изменено. Относительная истина – относительно точное отражение действительности. Это знание неполное, незавершенное, приблизительное, в дальнейшем подлежащее уточнению и углублению.
    Какие истины преобладают в человеческом познании? Истины относительные, так как объективный мир не только бесконечен в пространстве, но и бесконечно развивается и изменяется во времени. Человек познает лишь известную часть объективного мира, доступную его практике. Границы человеческой практики постоянно расширяются и вместе с тем расширяются границы человеческого познания. Поэтому достижение истины – это не мгновенный акт, а процесс бесконечного движения мысли.
    Рассмотрим в качестве примера развитие научных представлений о строении атома. В ходе развития науки эти представления изменялись, уточнялись, дополнялись:
    с древнейших времен (Левкипп, Демокрит, Эпикур и др.) до конца XIX в. атомы представлялись как реально существующие частицы, неделимые, непроницаемые, неизменяемые;
    конец XIX в. – атом – делимая частица, состоящая из положительных и отрицательных электронов (модель Томсона);
    1911–1913 гг. – атом – частица, имеющая ядро, вокруг которого вращаются отрицательно заряженные электроны (модель Резерфорда–Бора);
    современное понимание – атом имеет ядро, представляющее собою систему из протонов и нейтронов; вокруг ядра движутся электроны, отрицательно заряженные частицы, обладающие волновыми и корпускулярными свойствами[79].
    Мы видим, что с каждым новым открытием науки становится все более ясным относительный, приблизительный характер прежних знаний. Оказалось, что в прежних знаниях содержались и прямые заблуждения, например, то, что атом содержит в себе положительные электроны (модель Томсона), что электроны – это частицы с корпускулярными свойствами, которые движутся по законам механики, и др.
    Вместе с тем многие прежние представления не были опровергнуты дальнейшим развитием науки, поскольку оказались верны: то, что атом существует, что он делим, что состоит из ядра и электронов, что ядро представляет систему протонов и нейтронов и т.д. Эти знания можно рассматривать как истины абсолютные, которые не будут опровергнуты в будущем, хотя в целом знания о строении атома и в настоящее время нельзя считать полными, законченными, т.е. абсолютной истиной. Но, оставаясь в целом относительными, с каждым новым открытием науки, эти знания насчитывают все большее число истин абсолютных.
    Существуют ли абсолютные истины? К ним относят, прежде всего, истины факта: например, Волга впадает в Каспийское море, что Наполеон умер 5 мая 1821 г., 12 апреля 1961 г. состоялся первый полет человека в Космос и др.
    Есть ли абсолютные истины среди закономерностей, выводимых наукой? Диалектический материализм отвечает на этот вопрос утвердительно. Законы науки – истины относительные, так как мы можем проверить их действие только в той области Вселенной, которая доступна нашему познанию. Законы классической механики, по которым рассчитываются орбиты искусственных спутников и космических кораблей, могут не действовать за пределами этой области. Однако, если не забывать о конкретности истины, то абсолютная истина содержится в каждом объективно-истинном положении. Например, появление теории относительности, которая учитывает изменение массы при больших скоростях, не поколебало справедливости положений классической механики применительно к малым скоростям. Просто прежние представления оказались частным случаем новой, более точной и общей теории.
    Таким образом, человеческое познание – это непрерывный процесс накопления все более полных и глубоких знаний, процесс превращения истины относительной в истину абсолютную. Каждая новая теория в науке является более полным знанием по сравнению с предшествующей.
    Понятие абсолютной истины может употребляться еще и в другом смысле. А именно: в смысле достижения полного, исчерпывающего знания о мире. С позиций диалектико-материа­листической теории познания на этот вопрос следует ответить отрицательно, ибо мир, во-первых, бесконечен, а во-вторых, он непрерывно развивается[80].
    Следует иметь ввиду, что абсолютный и относительный моменты в истине диалектически взаимосвязаны. Нет отдельно существующей абсолютной или относительной истины. Существует истина объективная, которая и относительна, и абсолютна. В относительной истине всегда есть момент истины абсолютной. А абсолютная истина в процессе познания складывается из истин относительных. Диалектико-материалистическое понимание истины не совместимо как с догматизмом (с абсолютизацией достигнутых научных истин), так и с релятивизмом, т.е. с субъективистским, скептическим их умалением. Процесс познания не свободен от ошибок, заблуждений и даже откровенной лжи. Заблуждение и ложь – ошибочные представления (утверждения) о чем-либо.
    Заблуждение – это представление, кажущееся истинным, но тем не менее не соответствующее действительности. Это непреднамеренная, неумышленная ошибка. Причиной заблуждения может быть недостаточный уровень грамотности, компетентности, несовершенство интеллектуальных способностей, недостаточный познавательный материал, предрасположение, пристрастие и т.д.
    Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину (с целью извлечения какой-либо пользы, выгоды)[81].
    Как может быть доказана объективная истинность наших знаний? Для того, чтобы доказать истинность или ложность достигнутого знания, необходимо иметь критерий истинности. Но где найти такой критерий.
    Идеализм пытается найти такой критерий не выходя из сферы самого сознания. Так, для субъективного идеалиста Д. Беркли мерилом истинности ощущений является «коллективное восприятие». Представители махизма продолжают эту линию. Русский махист А. Богданов (1873–1928) – врач, экономист, философ, предлагал считать критерием истины «мнение большинства». По существу, ничего нового в этом плане не выдвинули представители такого направления, как прагматизм. Для них критерием истинности является полезность, выгода. Так, один из основателей прагматизма У. Джеймс писал: «Истиной прагматизм считает то, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта… Если религиозные идеи выполняют эти условия, если, в частности, окажется, что понятие о боге удовлетворяет им, то на каком основании прагматизм будет отрицать бытие божие?»
    Заблуждались в вопросе о критерии истины и представители метафизического материализма. Рационалисты искали критерий истины в разуме. Так, Б. Спиноза считал, что истина есть мерило самой себя и лжи, т.е. он искал критерий истины тоже не выходя из сферы духовного, что было определенной уступкой идеализму. Аналогичной позиции придерживался и А.И. Герцен (1812–1870): «что разумно, то признано человеком, другого критеризма человек не ищет: оправдание разумом – последняя безапелляционная инстанция».
    Сенсуалисты считали, что критерием истины являются показания наших органов чувств. «Те сомнения, которых не разрешит теория, их разрешит тебе практика», – говорил Л. Фейербах. Но известно, что под практикой Л. Фейербах понимал чувственное созерцание людей. Поскольку органы чувств человека могут давать различные показания, постольку Л. Фейербах апеллирует к «чувственности человеческого рода». Он считает, что проверить показания органов чувств можно обменявшись мнениями. В итоге и у Л. Фейербаха мнение большинства является критерием истины.
    Диалектический материализм единственным объективным критерием истины считает общественно-историческую практику, т.е. осознанную, целенаправленную, материальную деятельность по преобразованию и изменению как природных, так и социальных систем. В «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс писал: «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, – вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, – чисто схоластический вопрос»[82].
    Почему именно практика может быть критерием истинности наших знаний? Потому что именно в ходе практики человек сопоставляет свои знания с тем объективным миром, отражением которого эти знания являются. Если знания не верны, искаженно отражают действительность, то человек, опираясь на эти знания, не сможет грамотно изменять действительность. Для того, чтобы построить паровую машину, люди должны были знать не только свойства того материала, из которого она создается, но и открыть законы взаимосвязи тепловой и механической энергии.
    Знания о свойствах элементарных частиц помогают человеку использовать в практических целях атомную энергию. Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» писал: «Если мы на основании имеющихся у нас определенных представлений будем действовать в определенном отношении и достигнем результатов, которых мы ожидали, то наши представления истинны и кантовской неуловимой „вещи в себе“ приходит «конец». Ф. Энгельс приводит конкретные примеры: открытие ализарина, красящего вещества марены, который раньше добывался из каменно-угольного дегтя, открытия планеты Нептун[83], показывающие, что истинность теоретических положений, в данном случае в области естественных наук, доказывает практика научного эксперимента и наблюдения, а также практика организованного на научной основе производства. Истинность положений общественных наук подтверждается социальной практикой.
    А как обстоит дело с философией как системой знаний о наиболее общем в системе «человек – мир»? И для философии практика является критерием истинности ее теоретических положений, они доказываются данными из всех областей науки, которые, в свою очередь, уже проверены всеми видами человеческой практики.
    Таким образом, практика – это всеобщий объективный критерий истинности человеческих знаний. При этом следует иметь ввиду, что критерием истины является вся практика человечества: и предшествующая теории, и сопутствующая теории, и последующая за теорией, а не как следующий непосредственно за возникшим представлением акт его практической проверки. Проверка теории практикой осуществляется в процессе всего хода практической деятельности людей. Поэтому проверку теории практикой следует рассматривать не как единичный акт, а как процесс.
    Диалектический материализм не отрицает и значения логической проверки истинности знаний. Прежде чем построить дом, человек, как известно, строит его в своей голове. Конструктор или архитектор, создавая проект машины или здания, опирается при этом на знание законов механики, формулы сопромата и т.д. Разумеется, при этом его выводы должны отвечать и законам логики как науки о правильном мышлении. На первый взгляд, при этом теоретические положения как будто бы проверяются не практикой, а теорией. Этот факт часто истолковывается как наличие двух критериев истины – практического и логического. Но это не совсем так.
    Для того, чтобы теоретические выводы были правильны, истинны, нужно, чтобы верны были исходные посылки. Если будет допущена ошибка в расчетах, здание может рухнуть, а машина не будет работать. При этом логических ошибок может и не быть. Однако следует помнить, что логическая правильность рассуждений важна, но еще недостаточна для достижения истинности вывода. Необходимо, чтобы исходные факты, посылки были истинными, т.е. доказанными практикой.
    Следует также помнить о том, что сами законы логики являются обобщением практики, прошли проверку во всей общественной практике человечества. «Практическая деятельность человека миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению разных логических фигур, дабы эти фигуры приняли значение аксиом», – писал В.И. Ленин. Таким образом, логический критерий на самом деле оказывается практическим. Следовательно, существует только один объективный критерий истины – общественная практика людей. В этом смысле практика является абсолютным критерием, так как другого такого объективного критерия нет. Критерий практики абсолютен и потому, что он способен доказывать абсолютную истину.
    Но практика, будучи абсолютным критерием истины, в то же время является и относительным критерием. Относительность критерия практики в том, что этот критерий обладает известной неполнотой. Ибо практика человечества всегда по необходимости ограничена. Почему физика вплоть до конца XIX в. утверждала, что атом неделим? Потому что в ее распоряжении не было никаких практических доказательств обратного.
    Относительность практики как критерия истины и в том, что практика доказывает истинность всей теории как истины относительной. Критерий практики никогда не может, по сути дела, подтвердить или опровергнуть полностью какого бы ни было человеческого знания.
    Практика может подтвердить истинность только тех знаний, которые из нее исходят. А человеческая практика ограничена в каждый данный момент. Практика никогда не сможет ответить на все вопросы, стоящие перед наукой, ибо как только разрешены старые вопросы, перед человечеством встают новые.
    Итак, критерий практики и абсолютен, и относителен, и определенен, и неопределенен. Этот критерий настолько неопределенен, чтобы не позволить знаниям человека превратиться в абсолют, и в то же время настолько определенен, чтобы доказать несостоятельность агностицизма.
    В заключение можно сделать следующие выводы из теории познания диалектического материализма:
    объективный мир существует независимо от человеческого сознания и отражается им;
    в познании людьми объективной реальности решающую роль играет практика;
    процесс познания носит диалектический характер и должен рассматриваться как непрерывное движение от истины относительной к истине абсолютной, как превращение незнания в знание, неполного, незавершенного знания в более полное и более завершенное.

Добавить комментарий для Alekssmit60 Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *