Что такое кант в музыке 3 класс определение?

9 ответов на вопрос “Что такое кант в музыке 3 класс определение?”

  1. Lailv Ответить

    Прежде чем рассматривать вопрос “что такое кант в музыке?”, следует рассмотреть хоровое исполнение в целом. Хоровая музыка бывает нескольких типов: народная, культовая, светская, профессиональная. В музыкальном фольклоре хоровое пение существует в виде народной песни. Композиции могут быть как замкнутой структуры (художественно законченные), так и разомкнутой.
    Хоровую музыку различают по определенным признакам. Во-первых, по типу многоголосия: гомофония, гетерофония или полифония. Во-вторых, по исполнительскому составу: без сопровождения (a’capella), с сольным пением или с аккомпанементом (инструментальной музыкой).

    Хоровые композиции могут быть как частью более крупных произведений, так и вполне самостоятельным сочинением. Широкое распространение получили разнообразные виды хоровых обработок, которые применяются по сегодняшний день. Это аранжировка, транскрипция, а также гармонизация.
    Огромное значение для развития хоровой культуры имело искусство Древней Греции, Византии, Индии и Египта. Распад христианства на православие и католичество отразился на культовой и светской эволюции. В средние века появляется тип раннего многоголосия, получивший название органум. Различные монастыри и соборы крупных городов Европы становятся центрами для церковной хоровой музыки. В университетах все чаще звучат студенческие песни и светские мотеты.
    Хоровое пение (многоголосие) получает расцвет в эпоху Возрождения. Утверждаются принципы целостности музыкальной композиции, повсеместно распространяются различные светские формы, появляются новые жанры (мотет, мадригал, месса, магнификат, шансон). Творчество мастеров нидерландской школы сыграло значительную роль в эволюции хоровой музыки. Среди важнейших представителей следует отметить Дюфаи, Депре, Изака, Обрехта, Окегема.

    Основные технические приемы и эстетические принципы мастеров нидерландской школы проявились в творчестве Лассо, Габриели, Палестрины, Монтеверди и других. Ключевым моментом стало возникновение оперы. Это послужило окончательным отделением хоровой музыки от церкви. Под воздействием этого синтетического жанра сформировались кантаты и оратории.

    Что такое кант в музыке?

    Как указывалось выше, это род бытовой многоголосной песни. С середины XVII века по всей России стремительно развивается силлабическая поэзия. В связи с этим появляется и кант как профессиональный жанр. Изначально они писались преимущественно на религиозные тексты и назывались псальмами.

    Ранние канты содержат сложный интонационный строй, в котором тесно переплетаются русские и украинские народные песни, польские мелодии и знаменный распев. Они бывают различного тематического содержания и часто именуются песнями.
    Со временем их интонационный строй значительно обогатился. Органично вплетаются элементы бытующих народных песен и танцевальных форм. Некоторые разновидности кантов прочно входят в устную народную традицию.

    Истоки кантов


    Не все знают значение слова “кант”. В переводе с латинского – “пение”. Их истоки начинаются с музыкальной культуры Польши. С середины XVI века они носили название “кантычек”. Широкое распространение в России, Украине и Беларуси они получили в XVI-XVII веках. Их тематика была достаточно разнообразной. Духовные канты стали очень популярны среди духовенства во второй половине XVII века. Это “покаянные” или “назидательные” песнопения. Они исполнялись в спокойном и неторопливом темпе. Имели мерную ритмику и хоральный склад.

    Партесное пение

    Развивалось параллельно с кантами. Такие песнопения предназначались для четырех, шести, восьми, двенадцати и более голосов. Их количество достигало двадцати четырех и сорока восьми. Самой развитой формой многоголосного пения стали духовные концерты. Они звучали во время праздничного богослужения. Благодаря концертам появилась новая нотация, которая существует и по сей день. Это пятилинейный нотный стан. И если до появления партесного стиля были крюки, то в этот период появляется необходимость точной записи гармонического многоголосия. С этого времени каждая нота обозначает определенную высоту и длительность.

    Партесные произведения создавали многие композиторы. Однако наиболее известны Николай Дилецкий, Василий Титов, Николай Калашников, Дмитрий Березовский и Дмитрий Бортнянский.

    От псальмы к канту

    Псальмы, в отличие от церковных псалмов, были предназначены для домашнего музицирования. Они не выполняли функции молитв, их порядок не был строго регламентирован. Поэтому они быстро вошли в обиход и стали популярны в XVII веке в России, Беларуси и Украине. Образцы данного жанра можно обнаружить в сборнике “Месяцеслов” Симеона Полоцкого. Музыку к текстам написал Василий Титов.

    Псальма – это чрезвычайно важная ступень перехода от церковной музыке к светской. В частности, к жанру лирического канта. Иногда значения этих слов тождественны.
    Характерные черты: трехголосное движение, изложение двух верхних голосов параллельными терциями, опорный бас, гармонический остов. Все это станет основными чертами канта в XVIII веке.
    Форма псальмов двухчастная, отталкивается от смысловой нагрузки поэтического текста. Характер музыки может быть разнообразным – от мольбы и жалобы к восхвалениям и размышлениям.

    Канты в эпоху Петра I

    В этот период времени особое место занимают канты на патриотические темы. Они по праву считаются популярным массовым жанром, звучат на официальных торжествах, посвящаются военным победам и важным событийным моментам государственной жизни. При Петре I воздвигались триумфальные ворота. Это происходило на московских, а позже Санкт-Петербургских улицах по случаю выигранных сражений. Победителей встречали во вратах хоры певчих и торжественные фанфары военных оркестров.

    Панегирические и виватные канты

    Песнопения создавались специально и исполнялись в честь царя и его полководцев. В это время появилось такое название кантов, как “панегирический” и “виватный”. В переводе с греческого panhgurikoz – это хвалебная песнь, чрезмерное восхваление. В переводе с латинского vivat означает “да здравствует”. Пение таких кантов сочеталось с чтением “похвальных слов”, чередовалось со звоном колоколов или пальбой из пушек, а также сопровождалось игрой на медных духовых инструментов. В музыке кант – это одно из важных песнопений, которое часто встречалось в домашнем быту. Они звучали после приветственных и торжественных речей, в качестве здравицы. Панегирические канты входили в пьесы школьных театров Петербурга и Москвы.

    Характерные черты кантов

    Главной чертой музыкальной составляющей кантов является трехголосное изложение с параллельными движениями двух верхних голосов. Самостоятельный бас выполняет функцию гармонической основы. Мелодика насыщена интонациями знаменного распева, а также русской, белорусской, польской и украинской народной песенности. Если рассматривать петровскую эпоху, то в музыке кант – это песнопение, в котором часто использовались фанфарные интонации, напоминающие по своему звучанию военные сигналы. Праздничный и торжественный характер придавали распевы-юбиляции на словах “Виват!”, а также четкий ритм марша. Долгое время преобладал маршево-хоровой жанр. Кант на смену созерцательно-распевным формам принес мелос в движении, четкие и упругие ритмы, силлабический метр.

    Расцвет жанра. Авторы текстов

    Наивысший расцвет кант получает к середине XVIII века. В это время появляются лирические, исторические и шуточные песнопения. Они сохранили свою популярность вплоть до начала XIX века. Лучшие литераторы своего времени были авторами текстов. Среди них: М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, В.К. Тредиаковский.

    Авторство музыки часто закреплялось именно за поэтами. Это было связано с тем, что в рукописных сборниках (по традиции) не указывались имена композиторов. Традиция исполнять канты на известные напевы существовала издавна, практически с момента появления их в музыке. Кант – это и текстовый вариант, сохранившийся в рукописных сборниках. Большая их часть кочевала из одного сборника в другой, а напевы многих кантов имелись в нескольких вариантах.

    Как исполнялись канты?

    Чаще всего они звучали без музыкального сопровождения (аккомпанемента). То есть исполнялись a’capella. Однако все зависело от тематики того или иного произведения. В некоторых случаях бас (или вся фактура) дублировались на различных инструментах.

    Некоторые назидательные и покаянные примеры кантов исполнялись на органе. Панегирические – на духовых инструментах. Пасторальные или любовные сопровождались игрой на гитаре, клавесине, лютне или фортепиано.

    Влияние фольклора

    Шуточные канты являются ярчайшим примером влияния фольклора на этот профессиональный жанр. Большое количество городских народных песен можно обнаружить в рукописных сборниках 60-70-х годов XVIII века. Эти образцы считаются наиболее ранней формой фиксации народного песенного творчества. На основе рукописных сборников в 70-80-х годах были созданы печатные собрания песен. В итоге взаимодействия городской народной песни и канта состоялись существенные трансформации в этих жанрах. В песне четко проявились стилистические черты: структура напева, фактура. Богатство ритма и форм, разнообразие тематики приобрел кант. Значение и влияние фольклора, как видим, неоспоримо.

    Русское православное церковное пение

    С понятием православия тесно связано возможное совершенство. Такое богослужение считается самым лучшим и идеальным на земле. Голос, как звуковой орган человеческой души, избран для прославления Бога. Православное пение – это совокупность церковно-богослужебных песен. Их текст написан просвещенными песнописцами, ими же распет. Мелодия имеет свои особенности. В ней отражаются национальный характер, психология народа, условия проживания и прочие моменты. Около тысячи лет тому назад наши прадеды приняли Святое Православие от Восточной Византийской Церкви. Его текст перевели всем известные святые Кирилл и Мефодий. А мелодию со временем перевела сама православная Русь. Данный перевод длился на протяжении нескольких столетий, так как это был фактически новый мелодический язык. В нем и отразилось русское православное пение. Собственно, и само православие за это время окрепло, выросло и окончательно сформировалось.

    Таким образом, хоровая музыка бывает нескольких типов, и ее различают по определенным признакам. Хоровое многоголосие существовало в средние века, а в эпоху Возрождения получает расцвет. Основные технические приемы и эстетические принципы были заложены мастерами нидерландской школы и их последователями.
    В статье был рассмотрен главный вопрос, поставленный вначале – “что значит кант?” Были выявлены его истоки, характерные черты и виды. Весьма примечательно, что расцвет жанра пришелся на XVIII столетие, которое принято считать веком разума и просвещения.

  2. Dosida Ответить

    КАНТ (от латинского cantus – пение, песня), песенный жанр, распространённый в России, Украине и Белоруссии в середине 17 – 18 веках. Основные признаки жанра – трёхголосие с параллельным движением 2 верхних голосов и басом, создающим гармоническую опору, квадратность группировки тактов. Мелодическая стилистика близка партесному концерту (смотри Партесное пение). Ранее других возникли канты на духовные тексты – псальмы. Канты панегирические и бытовые распространились в царствование Петра I, в рукописных сборниках записывались в пятилинейной нотации, сохранялись в городском быту до конца 18 века. В большинстве кантов слова и музыка анонимны; авторами музыки многих «петровских» кантов были государевы певчие дьяки, среди них – Василий Титов. Панегирические канты (они же – патриотические, приветственные) и их разновидность – виватные, или «виваты» (от латинского vivat – да здравствует), исполнялись в торжественных случаях: во время различных празднеств и придворных приёмов, ими начинались и заканчивались триумфальные шествия по случаю военных побед, заключения мира (например, кант «Радуйся Роско земле» на заключение Ништадтского мира 1721). Пелись хором или группой певцов (например, певчими дьяками), иногда сопровождались игрой на духовых инструментах, а также колокольным звоном, пушечной пальбой, фейерверком. Для этого рода кантов характерны фанфарная мелодика, рулады в верхних голосах на словах «виват», «осанна», «многая лета», имитационные переклички. Согласно Н. Ф. Финдейзену, некоторые виватные канты петровского времени были заимствованы из «тогдашнего польского придворного обихода». Тематика бытовых кантов различна: мореходная («Буря море раздымает»), лирическая, в том числе любовная («На горах Валдайских сидел Аполлон»), шуточная, известны канты о природе («Весна катит, зиму валит») и др. Бытовые канты были излюбленной формой музицирования средних слоёв городского населения до конца 18 века (среди авторов стихов – В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков). Оказали влияние на формирование романса и других жанров городской песенной культуры.

  3. Tygoran Ответить

    КАНТ (от лат. cantus – пе­ние, пес­ня), пе­сен­ный жанр, рас­про­стра­нён­ный в Рос­сии, Ук­раи­не и Бе­ло­рус­сии в сер. 17 – 18 вв. Осн. при­зна­ки жан­ра – трёх­го­ло­сие с па­рал­лель­ным дви­же­ни­ем 2 верх­них го­ло­сов и ба­сом, соз­даю­щим гар­мо­нич. опо­ру, квад­рат­ность груп­пи­ров­ки так­тов. Ме­ло­дич. сти­ли­сти­ка близ­ка пар­тес­но­му кон­цер­ту (см. Пар­тес­ное пе­ние). Ра­нее дру­гих воз­ник­ли К. на ду­хов­ные тек­сты – псаль­мы. К. па­не­ги­ри­че­ские и бы­то­вые рас­про­стра­ни­лись в цар­ст­во­ва­ние Пет­ра I, в ру­ко­пис­ных сб-ках за­пи­сы­ва­лись в пя­ти­ли­ней­ной но­та­ции, со­хра­ня­лись в гор. бы­ту до кон. 18 в. В боль­шин­ст­ве К. сло­ва и му­зы­ка ано­ним­ны; ав­то­ра­ми му­зы­ки мн. «пет­ров­ских» кан­тов бы­ли го­су­да­ре­вы пев­чие дья­ки, сре­ди них – Ва­си­лий Ти­тов. Па­не­ги­ри­че­ские К. (они же – пат­рио­тич., при­вет­ст­вен­ные) и их раз­но­вид­ность – ви­ват­ные, или «ви­ва­ты» (от лат. vivat – да здрав­ст­ву­ет), ис­пол­ня­лись в тор­же­ст­вен­ных слу­ча­ях: во вре­мя разл. празд­неств и при­двор­ных приё­мов, ими на­чи­на­лись и за­кан­чи­ва­лись три­ум­фаль­ные ше­ст­вия по слу­чаю во­ен. по­бед, за­клю­че­ния ми­ра (напр., К. «Ра­дуй­ся Рос­ко зем­ле» на за­клю­че­ние Ни­штадт­ско­го ми­ра 1721). Пе­лись хо­ром или груп­пой пев­цов (напр., пев­чи­ми дья­ка­ми), ино­гда со­про­во­ж­да­лись иг­рой на ду­хо­вых ин­ст­ру­мен­тах, а так­же ко­ло­коль­ным зво­ном, пу­шеч­ной паль­бой, фей­ер­вер­ком. Для это­го ро­да К. ха­рак­тер­ны фан­фар­ная ме­ло­ди­ка, ру­ла­ды в верх­них го­ло­сах на сло­вах «ви­ват», «осан­на», «мно­гая ле­та», ими­та­ци­он­ные пе­ре­клич­ки. Со­глас­но Н. Ф. Фин­дей­зе­ну, не­ко­то­рые ви­ват­ные К. пет­ров­ско­го вре­ме­ни бы­ли за­им­ст­во­ва­ны из «то­гдаш­не­го поль­ско­го при­двор­но­го оби­хо­да». Те­ма­ти­ка бы­то­вых К. раз­лич­на: мо­ре­ход­ная («Бу­ря мо­ре раз­ды­ма­ет»), ли­рич., в т. ч. лю­бов­ная («На го­рах Вал­дай­ских си­дел Апол­лон»), шу­точ­ная, из­вест­ны К. о при­ро­де («Вес­на ка?­тит, зи­му ва?­лит») и др. Бы­то­вые К. бы­ли из­люб­лен­ной фор­мой му­зи­ци­ро­ва­ния сред­них сло­ёв гор. на­се­ле­ния до кон. 18 в. (сре­ди ав­то­ров сти­хов – В. К. Тре­диа­ков­ский, М. В. Ло­мо­но­сов, А. П. Су­ма­ро­ков). Ока­за­ли влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние ро­ман­са и др. жан­ров гор. пе­сен­ной куль­ту­ры.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *