Что такое кантата в музыке 3 класс?

11 ответов на вопрос “Что такое кантата в музыке 3 класс?”

  1. buran6868 Ответить

    Разбираясь в вопросе о том, что такое кантата в музыке, определение мы давали выше. Но чем она была характерна во время эпохи романтизма? Попробуем разобраться.
    Наступление эры романтизма стало еще более требовательным к смыслу музыкальных произведений. Особенно роль текстов усилилась с возникновением программной музыки. Такие произведения исполнялись только инструментально, без вокальных партий, тем не менее содержание к ним было словесным. Одни авторы предпочитали издавать их в письменном виде, другие, наоборот, предоставляли возможность слушателям самим догадаться, в чем суть.

    Музыка ХХ столетия

    Мы уже знаем, что такое кантата в музыке. Определение кратко звучит так – музыкальное произведение для оркестра и хора. ХХ век для этого жанра стал своего рода борьбой музыки и слов. Поочередно один стиль вытеснял другой, но потом опять менялись местами. Существуют произведения, в которых литература на 95 % преобладает над музыкой. Но есть и такие, где слова не играют большой роли, превознося чистое звучание музыкальных инструментов на пьедестал почета.
    Перечисляя разные произведения, вспоминаешь мимоходом урок музыки. Кантата как отдельный жанр присуща творчеству И. С. Баха, В. А. Моцарта, Г. Ф. Тельмана, Ф. Мендельсона, К. Орфа и многих других композиторов. Данный стиль широко используют и в современном творчестве. За последние десятилетия было создано множество творений в этой области. Примером может послужить российский композитор Г. Свиридов, написавший кантаты «Деревянная Русь», «Курские песни», «Снег идет» и другие. Кроме него, к этому жанру обращались С. Рахманинов, С. Прокофьев, Ю. Шапорин, Э. Денисов и другие отечественные деятели искусства.

  2. dresdenn Ответить

    ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
    Тема урока: Кантата «Александр Невский»
    Класс: 3 класс
    Автор учебника: Е.Д. Критская Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка 3  классы», Москва «Просвещение» 2012г.
    Автор урока: учитель музыки Болдырева Елизавета Викторовна
    Тип урока: урок «открытия» нового знания
    Цель урока: познакомить детей  с понятиями «кант» и «кантата»; создать единый музыкальный образ России на примере кантаты «Александр Невский».
    Задачи урока.
    Образовательные:
    – познакомить с музыкальным и литературным содержанием кантаты «Александр Невский»;
    – научиться определять событие в кантате по музыкальным фрагментам.
    Воспитательные:
    –  привить любовь и интерес к классической музыке нашей страны;
    – создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации  как личности.
    Развивающие:
    – развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять и сравнивать ;
    – развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес.
    Планируемые результаты.
    Предметные:
    Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
    Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
    Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания  народной музыки в различных  видах музыкальной деятельности (пении, слове и т.д.)
    Метапредметные:
    Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов  решения проблем поискового характера;
    Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России;
    Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества
    Личностные:
    Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
    Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного и индивидуального музицирования;
    Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения  к  обычаям и традициям русского народа.
    Формирование универсальных учебных действий:
    1. Личностные УУД
    Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
    2. Регулятивные УУД
    Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
    3. Познавательные УУД
    Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения; музицировать; выполнять танцевальные движения; высказываться о музыке.
    Воспринимать на слух музыкальное произведение.
    Давать образную характеристику прослушанного произведения.
    4. Коммуникативные УУД
    Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.
    5. Информационные УУД
    Формирование: расширение источников информации, необходимой для
    закрепления знаний о взаимодействии музыки с другими видами искусства, полученных на уроках; использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека;
    Технологическая карта урока музыки
    Этап урока
    Сценарий урока
    Универсальные учебные действия
    I.Организационный
    этап
    Звучит музыкальное приветствие:
    Учитель поет – «Здравствуйте ребята!»
    Дети, отвечая поют- «Здравствуйте учитель!»
    Учитель:
    – Ребята, мы сегодня продолжаем окунаться в волшебный мир музыки. Откройте свои учебники на странице 16 и прочитайте тему нашего сегодняшнего урока.
    – Итак, тема нашего урока: Кантата «Александр Невский». Слово Кантата Вам знакомо?
    Предполагаемый ответ обучающихся:
    -Нет.
    Учитель:
    – А посмотрите внимательно на экран (слайд1), здесь вы видите два слова КАНТ и КАНТАТА. Слово «кант» вам говорит о чем нибудь?
    Предполагаемый ответ обучающихся:
    – Кант это торжественная песня; в ней воспевали победу и скорбели о погибших; кант похож на гимн…
    Учитель:
    – Слово кант нам знакомо, а слово кантата нет, но если мы внимательно посмотрим на экран, мы визуально увидим общую черту между двумя этими словами. Кто назовет эту черту?
    Предполагаемый ответ обучающихся:
    – У этих двух слов одинаковый корень.
    Учитель:
    – Если  слова КАНТ и КАНТАТА похожи по звучанию и написанию , как вы думаете, между ними есть что-то общее? (общая музыкальная тема).
    Коммуникативные:
    формирование умения слушать и слышать учителя
    Личностные:
    мотивация к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
    Информационные:
    владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками;
    II.Постановка цели
    и задачи урока
    Учитель:
    – Сегодня мы с вами познакомимся с кантатой «Александр Невский», которую написал замечательный русский композитор Сергей Прокофьев.
    – Скажите мне, пожалуйста, какую цель мы себе поставим на сегодняшнем уроке?
    Предполагаемый ответ обучающихся:
    -Цель- познакомится с кантатой «Александр Невский», узнать значение слова «кантата»)
    Учитель:
    – А какие задачи мы с вами должны выполнить, чтобы достичь цель нашего урока.
    Предполагаемый ответ обучающихся:
    – Задачи: послушать кантату «Александр Невский», увидеть кантату «Александр Невский»,   узнать про что эта музыкальная история, найти определение слова «кант».
    Учитель:
    Цель и задачи сегодняшнего урока мы с вами определили, теперь будем постепенно выполнять задачи, чтобы достичь нашу цель.
    Личностные:
    формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
    Регулятивные:
    самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач.
    III.  Актуализация               знаний
    Учитель:
    – Внимательно прочитайте определение слова кантата в вашем учебнике по музыке и попробуйте сравнить два понятия кант и кантата.
    – Чем отличается кантата от канта?
    Предполагаемый ответ обучающихся:
    – Понятие кантата шире, чем кант; кант этот просто песня, а кантата- это большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких музыкальных частей.
    Учитель:
    – Внимание на экран(слайд2), кого вы там видите?
    Предполагаемый ответ обучающихся:
    – Сергей Сергеевич Прокофьев, это русский композитор.
    Учитель:
    – А какое музыкальное произведение этого композитора мы с вами помним?
    Предполагаемый ответ обучающихся:
    – Симфоническая сказка «Петя и волк».
    Информационные:
    владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками; самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача;
    Регулятивные :
    умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
    IV. Первичное усвоение новых знаний
    Учитель:
    – Наш композитор Сергей Сергеевич Прокофьев сочинил кантату «Александр Невский». Его вдохновил великий полководец нашей русской земли Александр Невский. Внимание на экран (слайд3). Событие кантаты посвящено великому ледовому побоищу, которое произошло на нашей Руси очень давно, сейчас я вам расскажу эту историю:
    «В 1242 году на нашу землю русскую решили напасть враги(слайд4). Это были германцы, шведы, литовцы.  Их количество намного превышало количество нашего русского войска. Но в то время нашей армией управлял великий полководец Александр Невский(слайд5). Он был очень умным и находчивым полководцем и решил победить врага не силой, а умом, то есть хитростью. Он предложил врагу сразиться на льду, на Чукотском озере(слайд6). И вот утром 4 апреля началась великая битва. Наших солдат ,как я уже говорила было меньше чем вражеских солдат ,но тут Александр Невский заметил, что враги и их кони были одеты в тяжёлые железные доспехи, а наши солдаты были на легке (слайд7). И тут он начал заманивать врага на середину озера, а так как был апрель месяц, то лёд уже немного трескался(слайд8). Как вы думаете что было дальше? Правильно, выглянуло наше красно солнышко, которое немного растопило лёд, и враг потонул со своими тяжёлыми доспехами(слайд9). А битву назвали «Ледовое побоище»(слайд10). Вот такая интересная история про храбрость наших солдат и силу нашей Родины.»
    – Ребята, а как вы думаете, почему именно это историческое событие вдохновило нашего композитора к созданию кантаты «Александр Невский»?
    Предполагаемый ответ обучающихся:
    – Очень храбрые солдаты, Александр Невский был очень умным полководцем.
    Регулятивные:
    аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
    Личностные:
    вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на  выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
    V.Первичная проверка понимания
    Учитель:
    – Теперь мы с вами переходим к
    музыкальной части нашей кантаты. Сейчас вы будете прослушивать музыкальные фрагменты кантаты, но не просто слушать, вы должны угадать какая часть исторического события происходит в музыкальном действии.
    Звучит музыкальный фрагмент 1 ( хор «Вставайте люди русские»)
    Учитель:
    – Что происходит в этом музыкальном фрагменте?
    Предполагаемый ответ обучающихся:
    – В песне призывают русских людей на смертный бой за матушку Русь.
    Звучит музыкальный фрагмент 2 (6 часть кантаты «Мертвое поле»)
    Учитель:
    – Какое настроение вызвала у вас эта музыка?
    Предполагаемый ответ обучающихся:
    -Печальное настроение, скорбь, грустно поет женский голос.
    Учитель:
    – Как вы думаете, что произошло в этой музыкальной части?
    Предполагаемый ответ обучающихся:
    – Это время после боя, женщина ходит по полю и оплакивает наших солдат, которые погибли за нашу Родину.
    Звучит музыкальный фрагмент 3 (7 часть «Въезд Александра Невского во Псков»)
    Учитель:
    – Что происходит в заключительной 7 части кантаты?
    Предполагаемый ответ обучающихся:
    – Александр Невский возвращается со своими солдатами домой, все радуются победе над врагом.
    Учитель:
    – В честь Александра Невского была написана икона. Её вы увидите на странице 16 ваших учебников.
    Познавательные:
    Высказываться о музыке.
    Воспринимать на слух музыкальное произведение.
    Давать образную характеристику прослушанного произведения.
    Регулятивные:
    самоконтроль процесса и результатов деятельности.
    VI.Первичное закрепление
    Учитель:
    -А сейчас мы с вами переходим к вокальной части нашего урока. Я предлагаю вам сегодня вспомнить и спеть песни о России, которые мы с вами знаем,  но сначала мы распоемся. (дети встают из-за парт и начинают петь распевки: «Я иду, я пою, я иду всегда пою», «Мамочка моя,  милая моя, я люблю тебя» и т.д.).
    Исполнение песен : «Росиночка Россия», «У моей России длинные косички», «Над Россией солнце светит».
    Познавательные:
    умения эмоционально исполнять музыкальные произведения; музицировать;
    VII.Информация о домашнем задании
    Домашнее задание- выполнить задание в  рабочей тетради по музыке  на стр.8-9.
    Личностные:
    формирование: мотивации к обучению и познанию
    VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
    Учитель:
    -А сейчас подведем итог нашего урока. Скажите мне пожалуйста, мы с вами выполнили цель нашего урока?
    Предполагаемый ответ обучающихся:
    – Да, мы познакомились с кантатой «Александр Невский», узнали понятие слова кантата.
    Учитель:
    -А какие задачи мы с вами сегодня выполнили?
    Предполагаемый ответ обучающихся:
    – Мы послушали кантату «Александр Невский», увидели кантату в картинках, узнали про что эта музыкальная история.
    Учитель:
    На этом наш урок закончен, кому урок понравился встаньте пожалуйста. Спасибо за урок.
    Личностные:
    адекватная самооценка деятельности за урок; готовность открыто выражать свою позицию на уроке, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
    Используемые источники:
    Дашанова Н. Экспериментальные хоровые занятия в общеобразовательной школе.  «Музыка в школе» 2003 №4.
    Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 2000.
    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 2003.
    Сергеева Г.П. Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 3 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
    Сергеева Г.П. Критская Е.Д. Уроки музыки 1-4 классы. М.: Просвещение, 2007.
    Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 2000.
    Учите детей петь. Составители Т.М. Орлова, С.И. Бекина. М.: Просвещение, 2001.

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *