Что такое колыбельная песня определение 5 класс?

8 ответов на вопрос “Что такое колыбельная песня определение 5 класс?”

  1. Shanrad Ответить

    В пионерлагерях детских лагерях общелагерная колыбельная является старейшим по происхождению песенным сигналом. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.

    В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание.
    В данном жанре сохранились элементы заговора – оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.
    Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
    С чего начинается любое воспитание? Конечно же, с матери! И первое что слышит и ощущает ребёнок, только что появившись на свет, это ласковый голос мамы, и её тёплые руки. А когда приходит пора спать, мама баюкает и напевает колыбельные.
    Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом он начинает их петь своим детям. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений.
    Наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро затихает, успокаивается и засыпает. Для того, чтобы малыш быстрее засыпал, была придумана специальная кроватка для укачивания – колыбелька (зыбка), а песни, под которые малыш засыпал, назвали колыбельными. Название колыбели происходит от глагола «колыбать» (колыхать, качать).
    Колыбель – зыбку (ящик, изготовленный из луба) подвешивали к гибкому шесту на потолке, снизу прикреплялась веревка, которая позволяла взрослым качать эту колыбель с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы.
    Устройство колыбели для новорожденного традиционно на Руси обыгрывалось множеством таинств и мистических обрядов. Прежде, чем впервые положить в новую колыбельку младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота. Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов, поэтому коту доверяют баюкать ребеночка. Теперь понятно, почему народные колыбельные песни наполнены образами кота.
    Баю-баюшки-баю,
    Баю, Сашеньку, баю!
    Приди котик ночевать,
    Мою детоньку качать.
    Уж как я тебе, коту,
    За работу заплачу:
    Дам кусок пирога
    И кувшин молока.
    Главные мотивы колыбельных песен – пожелание сна, здоровья, хорошей жизни, заговоры-обереги. Наши предки считали, что колыбельная обладает особой магией. Неспроста в колыбельку укладывали различные ритуальные вещи, выполняющие охранительную функцию: коготь медведя, ломоть хлеба, железный предмет, зерна ячменя, ржи.
    Структура колыбельной песни формировалась на протяжении многих веков. Что-то уходило, что-то оставалось. Для новорожденного малыша текст колыбельной был не главным. Ведь малыш в раннем детстве еще был не в состоянии понять слова, он воспринимает только звуки, интонации. Поэтому в колыбельной важным является ровный ритм, однообразная, спокойная напевность. К тому же в текст таких песен должны входить слова с большим количеством шипящих и свистщих звуков, как бы усыпляющих малыша. Например: “Шла наша Дрема, зашла наша Дрема…” или “Шиш вы, куры, не шумите, мою детку не будите…”
    Колыбельные песни состоят практически из существительных и глаголов, так ребенок реально может воспринимать предмет и его движение.
    Колыбель при раскачивании совершает плавные и ритмичные движения по направлениям «вверх – вниз», «вправо – влево», «назад – вперед». Подобно ритму раскачивающейся колыбели происходит и звуковое «раскачивание» во время исполнения колыбельной песни. Голос совершает движение то вверх, то вниз: «кач-кач-кач», «баю-баю-бай», «люли-люли-люли» и т.п. Колыбельные песни исполнялись одновременно с раскачиванием люльки – в такт друг другу. Кроме этого размеренность колыбельных песен совпадает частотой пульса и дыханием, оказывая на ребенка успокаивающее и усыпляющее действие.
    Для колыбельной песни характерен не только покачивающий ритм, но и монотонная мелодия. Все колыбельные песни создавались на повторяющемся мотиве, на который пели «лю-ли», «люшеньки-люли». Поэтому колыбельку до сих пор называют «люлькой», а ребенка – «лялей», «лялечкой», детей «лелеют». Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады – Лели. Славянская Леля – это Богиня Весны, первых ростков, цветов. Древние славяне считали, что именно Леля заботится о будущем урожае, о материнстве и о малышах.
    колыбельная песня фольклор
    Ай, люли-люленьки.
    Прилетели гуленьки,
    Сели гули на кровать.
    Сели гули на кровать,
    Стали гули ворковать,
    Стал наш Юра засыпать.
    Птицы в древнеславянском мировоззрении – это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше.
    Еще в колыбельных песнях популярны слова «баю-баюшки-баю», которые возникли от устаревшего глагола «баять», т.е. «говорить», «рассказывать». Отсюда же произошло слова «баян» – «сказитель», «рассказчик» и «байка» – «сказка». О чем же рассказывалось в колыбельных песнях?
    В колыбельных песнях часто упоминается кот, который приятно мурлычет, воркующие голуби – гули. А в старинных колыбельных есть еще образы как бы живых существ: Сон, Дрема, Угомон. В каждой из них обращение по имени к ребёнку и обязательно в уменьшительно-ласкательной форме – Машенька, Васенька, Сашенька. Колыбельная песенка все время старается создать образ покоя и тишины.
    А бабай, бабай, бабай,
    Ты, собачка, не лай,
    И гудочек не гуди,
    Нашу Маню не буди…
    Часто, напевая колыбельную, мать рассказывала ребёнку о прошедшем дне, о случившихся событиях, о том, каким вырастет ребенок, и чем будет заниматься.
    Вырастешь большой,
    Недосуг будет спать,
    Надо работу работать,
    Пахать, боронить,
    В лес по ягоды бродить,
    По коровушку ходить.
    А когда уж совсем устанет, рассердится, она и попугать может: «Баю-баюшки-баю, колотушек надаю, колотушек двадцать пять, будет лучше Ваня спать».
    Технике исполнения колыбельных песен учили с детства. “Байкать” девочки начинали своих младших братьев и сестер с 5 лет. Таких нянь называли “байкалы”, “байкальшицы”, “баюкалки”.
    Древние придавали большое значение колыбельным песням, ведь для них это было не просто пение, а некое таинство, волшебство, через которое поддерживается связь малыша со всем окружающим миром. Предки считали, что малышу одиноко и неуютно в мире взрослых, а колыбельная была показателем, что все в порядке, мамочка рядом и очень любит его. С этой же целью в колыбельной очень много ласковых слов, через них взрослые выражают свою нежность к малышу: дорогулечка, золотая золотиночка, жумчужная жумчужиночка, деточка-крохотулечка.
    Колыбельные песни пелись многие столетия всем детям вне зависимости от знатности, богатства. У каждого народа есть свои колыбельные песни со своими «секретами»: своя философия и свой взгляд на жизнь. У Сибирских народов через колыбельные передавались нравственные идеалы от одного поколения к другому. Согласно древним традициям татар, казахов, для каждого малыша создавалась своя колыбельная песня и всю жизнь служила ему оберегом, защищающего малыша от сглаза, проблем, бед, болезней. У ненецкого народа создавались песни как для мальчиков, так и для девочек со своим смыслом и особым руководством к действию. В колыбельной для девочки говорилось «будешь мне помощницей», а песня для мальчика содержала программу на будущее «ты хозяин и оленевод». Однако основное содержание народных колыбельных песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем.
    Таким образом, народные колыбельные песни – это величайшее завоевание народной педагогики, наполненные народной мудростью, пробуждающие в ребенке чувство родной земли, родного языка и материнской любви.
    КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
    Спи, дитя мое, усни!
    Сладкий сон к себе мани:
    В няньки я тебе взяла:
    Ветер, солнце и орла.
    Улетел орел домой;
    Солнце скрылось под водой;
    Ветер, после трех ночей,
    Мчится к матери своей.
    Ветра спрашивает мать:
    «Где изволил пропадать?
    Али звезды воевал?
    Али волны всё гонял?»
    «Не гонял я волн морских,
    Звезд не трогал золотых;
    Я дитя оберегал,
    Колыбелочку качал!»
    КОЛЫБЕЛЬНАЯ
    Дремлют стрелки на часах,
    Сны по крышам ходят.
    Гаснут лампочки в домах,
    Вечер спать уходит.
    Хочет вечер отдохнуть,
    Подремать немножко.
    Ну и нам пора уснуть,
    Ночь глядит в окошко.
    Шелестят по мостовой
    Тихо-тихо шины.
    В гаражи к себе домой
    Едут спать машины.
    За витриной прилегли
    Мягкие игрушки,
    А к малышке забрели
    Сказки под подушки.
    Баю-бай, баю-бай
    Спи, малышка, засыпай…
    СПЯТ УСТАЛЫЕ ИГРУШКИ
    Спят усталые игрушки, книжки спят,
    Одеяла и подушки ждут ребят.
    Даже сказка спать ложится,
    Чтобы ночью нам присниться.
    Ты ей пожелай: “Баю-бай!”
    Обязательно по дому в этот час
    Тихо-тихо ходит Дрема возле нас.
    За окошком все темнее,
    Утро ночи мудренее,
    Глазки закрывай! Баю-бай!
    В сказке можно покачаться на луне
    И по радуге промчаться на коне.
    Со слоненком подружиться
    И поймать перо жар-птицы
    Глазки закрывай! Баю-бай!
    Баю-бай, должны все люди ночью спать.
    Баю-баю, завтра будет день опять.
    За день мы устали очень,
    Скажем всем: “Спокойной ночи!”
    Глазки закрывай! Баю-бай!
    БАЮ, БАЮШКИ, БАЮ
    Баю, баюшки, баю,
    Не ложися на краю.
    Придёт серенький волчок
    И ухватит за бочок.
    Унесёт во лесок,
    Под ракитовый кусток.
    К нам, волчок, не ходи,
    Мою детку не буди.
    СПИ, МОЯ РАДОСТЬ, УСНИ!
    Спи, моя радость, усни!
    В доме погасли огни;
    Пчелки затихли в саду,
    Рыбки уснули в пруду.
    Месяц на небе блестит,
    Месяц в окошко глядит…
    Глазки скорее сомкни,
    Спи, моя радость, усни!
    Усни, усни!
    В доме все стихло давно,
    В погребе, в кухне темно,
    Дверь ни одна не скрипит,
    Мышка за печкою спит.
    Кто-то вздохнул за стеной…
    Что нам за дело, родной?
    Глазки скорее сомкни,
    Спи, моя радость, усни!
    Усни, усни!
    Сладко мой птенчик живет:
    Нет ни тревог, ни забот,
    Вдоволь игрушек, сластей,
    Вдоволь веселых затей.
    Все-то добыть поспешишь,
    Только б не плакал малыш!
    Пусть бы так было все дни!
    Спи, моя радость, усни!
    Усни, усни!
    Литература
    1. Ветухов А., Народные колыбельные песни, «Этнографическое обозрение», 1892, № 1–4;
    2. Шейн П.В., Великорусе в своих песнях-обрядах и т. д., т. I, СПБ., 1898;
    3. Карский Е.Ф., Белоруссы, т. III, вып. I, М., 1916:
    4. Капицын О.И., Детский фольклор, Л., 1928;
    5. Элиаш Н.М., До вивчання колискових пісень, «Бюллетень Етнографічноi комісi ВУАН», 1930, № 14;
    6. Гагенторн Н., Колыбельная песня как отражение быта русской деревни, «Художественный фольклор», 1930, № VI–VII.
    Настя Реброва
    Источник

  2. Прорыв Ответить

    Смотреть что такое “КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ” в других словарях:

    Колыбельная песня — У этого термина существуют и другие значения, см. Колыбельная (значения). Ф. Рисс. Колыбельная песня. Ранее 1886 … Википедия
    колыбельная песня — 1) песня, исполняемая при убаюкивании ребёнка. Один из древнейших жанров фольклора всех народов. 2) Вокальная или инструментальная лирическая пьеса миниатюра (франц. berceuse), эпизод в крупном сочинении (опере, балете, сюите), где жанр народной… … Энциклопедический словарь
    колыбельная песня — КОЛЫБЕ?ЛЬНАЯ ПЕ?СНЯ песня, напеваемая при укачивании ребенка, особый лирический жанр, популярный в народной поэзии: Баюшки, баю?, баю?! Живет барин на краю. Он ни скуден, ни богат, Много у него ребят; Все по лавочкам сидят, Кашу маслену едят.… … Поэтический словарь
    Колыбельная песня — жанр детского фольклора бытового назначения. Колыбельные песни пелись матерью у колыбели засыпающего ребенка в возрасте до пяти лет. В русской народной культуре колыбельные носят мифологический характер, в них много мифических персонажей – Дрема … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
    Колыбельная песня —         (франц. berceuse, нем. Wiegenlied, Schlummerlied, англ. lullaby) песня, служащая для убаюкивания ребёнка, распространённый жанр народной песенности многих народов. Для К. п. характерны спокойное, замедленное движение, повторы попевок и… … Музыкальная энциклопедия
    “Казачья колыбельная песня” — «КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ», стих. Л. (1838). Существует неск. преданий о его возникновении. Наиболее распространенная версия написано на Тереке в станице Червленой под впечатлением пения казачки, убаюкивающей ребенка; по мнению И. Андроникова, в … Лермонтовская энциклопедия
    Колыбельная — (роман) Колыбельная (фильм) Колыбельная (песня) … Википедия
    Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова — Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова … Википедия
    Колыбельная (значения) — Колыбельная: В Викисловаре есть статья «колыбельная» Колыбельная песня мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. Колыбельная (роман) Колыбельная (фильм) название нескольких фильмов. «Колыбельные мира … Википедия
    Колыбельная — ж. Колыбельная песня. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  3. Ginex Ответить


    Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях. В пионерлагерях детских лагерях общелагерная колыбельная является старейшим по происхождению песенным сигналом. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.

    В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание.
    В данном жанре сохранились элементы заговора – оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.
    Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
    С чего начинается любое воспитание? Конечно же, с матери! И первое что слышит и ощущает ребёнок, только что появившись на свет, это ласковый голос мамы, и её тёплые руки. А когда приходит пора спать, мама баюкает и напевает колыбельные.
    Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом он начинает их петь своим детям. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений.
    Наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро затихает, успокаивается и засыпает. Для того, чтобы малыш быстрее засыпал, была придумана специальная кроватка для укачивания – колыбелька (зыбка), а песни, под которые малыш засыпал, назвали колыбельными. Название колыбели происходит от глагола «колыбать» (колыхать, качать).
    Колыбель – зыбку (ящик, изготовленный из луба) подвешивали к гибкому шесту на потолке, снизу прикреплялась веревка, которая позволяла взрослым качать эту колыбель с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы.
    Устройство колыбели для новорожденного традиционно на Руси обыгрывалось множеством таинств и мистических обрядов. Прежде, чем впервые положить в новую колыбельку младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота. Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов, поэтому коту доверяют баюкать ребеночка. Теперь понятно, почему народные колыбельные песни наполнены образами кота.
    Баю-баюшки-баю,
    Баю, Сашеньку, баю!
    Приди котик ночевать,
    Мою детоньку качать.
    Уж как я тебе, коту,
    За работу заплачу:
    Дам кусок пирога
    И кувшин молока.
    Главные мотивы колыбельных песен – пожелание сна, здоровья, хорошей жизни, заговоры-обереги. Наши предки считали, что колыбельная обладает особой магией. Неспроста в колыбельку укладывали различные ритуальные вещи, выполняющие охранительную функцию: коготь медведя, ломоть хлеба, железный предмет, зерна ячменя, ржи.
    Структура колыбельной песни формировалась на протяжении многих веков. Что-то уходило, что-то оставалось. Для новорожденного малыша текст колыбельной был не главным. Ведь малыш в раннем детстве еще был не в состоянии понять слова, он воспринимает только звуки, интонации. Поэтому в колыбельной важным является ровный ритм, однообразная, спокойная напевность. К тому же в текст таких песен должны входить слова с большим количеством шипящих и свистщих звуков, как бы усыпляющих малыша. Например: “Шла наша Дрема, зашла наша Дрема…” или “Шиш вы, куры, не шумите, мою детку не будите…”
    Колыбельные песни состоят практически из существительных и глаголов, так ребенок реально может воспринимать предмет и его движение.
    Колыбель при раскачивании совершает плавные и ритмичные движения по направлениям «вверх – вниз», «вправо – влево», «назад – вперед». Подобно ритму раскачивающейся колыбели происходит и звуковое «раскачивание» во время исполнения колыбельной песни. Голос совершает движение то вверх, то вниз: «кач-кач-кач», «баю-баю-бай», «люли-люли-люли» и т.п. Колыбельные песни исполнялись одновременно с раскачиванием люльки – в такт друг другу. Кроме этого размеренность колыбельных песен совпадает частотой пульса и дыханием, оказывая на ребенка успокаивающее и усыпляющее действие.
    Для колыбельной песни характерен не только покачивающий ритм, но и монотонная мелодия. Все колыбельные песни создавались на повторяющемся мотиве, на который пели «лю-ли», «люшеньки-люли». Поэтому колыбельку до сих пор называют «люлькой», а ребенка – «лялей», «лялечкой», детей «лелеют». Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады – Лели. Славянская Леля – это Богиня Весны, первых ростков, цветов. Древние славяне считали, что именно Леля заботится о будущем урожае, о материнстве и о малышах.
    колыбельная песня фольклор
    Ай, люли-люленьки.
    Прилетели гуленьки,
    Сели гули на кровать.
    Сели гули на кровать,
    Стали гули ворковать,
    Стал наш Юра засыпать.
    Птицы в древнеславянском мировоззрении – это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше.
    Еще в колыбельных песнях популярны слова «баю-баюшки-баю», которые возникли от устаревшего глагола «баять», т.е. «говорить», «рассказывать». Отсюда же произошло слова «баян» – «сказитель», «рассказчик» и «байка» – «сказка». О чем же рассказывалось в колыбельных песнях?
    В колыбельных песнях часто упоминается кот, который приятно мурлычет, воркующие голуби – гули. А в старинных колыбельных есть еще образы как бы живых существ: Сон, Дрема, Угомон. В каждой из них обращение по имени к ребёнку и обязательно в уменьшительно-ласкательной форме – Машенька, Васенька, Сашенька. Колыбельная песенка все время старается создать образ покоя и тишины.
    А бабай, бабай, бабай,
    Ты, собачка, не лай,
    И гудочек не гуди,
    Нашу Маню не буди…
    Часто, напевая колыбельную, мать рассказывала ребёнку о прошедшем дне, о случившихся событиях, о том, каким вырастет ребенок, и чем будет заниматься.
    Вырастешь большой,
    Недосуг будет спать,
    Надо работу работать,
    Пахать, боронить,
    В лес по ягоды бродить,
    По коровушку ходить.
    А когда уж совсем устанет, рассердится, она и попугать может: «Баю-баюшки-баю, колотушек надаю, колотушек двадцать пять, будет лучше Ваня спать».
    Технике исполнения колыбельных песен учили с детства. “Байкать” девочки начинали своих младших братьев и сестер с 5 лет. Таких нянь называли “байкалы”, “байкальшицы”, “баюкалки”.
    Древние придавали большое значение колыбельным песням, ведь для них это было не просто пение, а некое таинство, волшебство, через которое поддерживается связь малыша со всем окружающим миром. Предки считали, что малышу одиноко и неуютно в мире взрослых, а колыбельная была показателем, что все в порядке, мамочка рядом и очень любит его. С этой же целью в колыбельной очень много ласковых слов, через них взрослые выражают свою нежность к малышу: дорогулечка, золотая золотиночка, жумчужная жумчужиночка, деточка-крохотулечка.
    Колыбельные песни пелись многие столетия всем детям вне зависимости от знатности, богатства. У каждого народа есть свои колыбельные песни со своими «секретами»: своя философия и свой взгляд на жизнь. У Сибирских народов через колыбельные передавались нравственные идеалы от одного поколения к другому. Согласно древним традициям татар, казахов, для каждого малыша создавалась своя колыбельная песня и всю жизнь служила ему оберегом, защищающего малыша от сглаза, проблем, бед, болезней. У ненецкого народа создавались песни как для мальчиков, так и для девочек со своим смыслом и особым руководством к действию. В колыбельной для девочки говорилось «будешь мне помощницей», а песня для мальчика содержала программу на будущее «ты хозяин и оленевод». Однако основное содержание народных колыбельных песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем.
    Таким образом, народные колыбельные песни – это величайшее завоевание народной педагогики, наполненные народной мудростью, пробуждающие в ребенке чувство родной земли, родного языка и материнской любви.
    КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
    Спи, дитя мое, усни!
    Сладкий сон к себе мани:
    В няньки я тебе взяла:
    Ветер, солнце и орла.
    Улетел орел домой;
    Солнце скрылось под водой;
    Ветер, после трех ночей,
    Мчится к матери своей.
    Ветра спрашивает мать:
    «Где изволил пропадать?
    Али звезды воевал?
    Али волны всё гонял?»
    «Не гонял я волн морских,
    Звезд не трогал золотых;
    Я дитя оберегал,
    Колыбелочку качал!»
    КОЛЫБЕЛЬНАЯ
    Дремлют стрелки на часах,
    Сны по крышам ходят.
    Гаснут лампочки в домах,
    Вечер спать уходит.
    Хочет вечер отдохнуть,
    Подремать немножко.
    Ну и нам пора уснуть,
    Ночь глядит в окошко.
    Шелестят по мостовой
    Тихо-тихо шины.
    В гаражи к себе домой
    Едут спать машины.
    За витриной прилегли
    Мягкие игрушки,
    А к малышке забрели
    Сказки под подушки.
    Баю-бай, баю-бай
    Спи, малышка, засыпай…
    СПЯТ УСТАЛЫЕ ИГРУШКИ
    Спят усталые игрушки, книжки спят,
    Одеяла и подушки ждут ребят.
    Даже сказка спать ложится,
    Чтобы ночью нам присниться.
    Ты ей пожелай: “Баю-бай!”
    Обязательно по дому в этот час
    Тихо-тихо ходит Дрема возле нас.
    За окошком все темнее,
    Утро ночи мудренее,
    Глазки закрывай! Баю-бай!
    В сказке можно покачаться на луне
    И по радуге промчаться на коне.
    Со слоненком подружиться
    И поймать перо жар-птицы
    Глазки закрывай! Баю-бай!
    Баю-бай, должны все люди ночью спать.
    Баю-баю, завтра будет день опять.
    За день мы устали очень,
    Скажем всем: “Спокойной ночи!”
    Глазки закрывай! Баю-бай!
    БАЮ, БАЮШКИ, БАЮ
    Баю, баюшки, баю,
    Не ложися на краю.
    Придёт серенький волчок
    И ухватит за бочок.
    Унесёт во лесок,
    Под ракитовый кусток.
    К нам, волчок, не ходи,
    Мою детку не буди.
    СПИ, МОЯ РАДОСТЬ, УСНИ!
    Спи, моя радость, усни!
    В доме погасли огни;
    Пчелки затихли в саду,
    Рыбки уснули в пруду.
    Месяц на небе блестит,
    Месяц в окошко глядит…
    Глазки скорее сомкни,
    Спи, моя радость, усни!
    Усни, усни!
    В доме все стихло давно,
    В погребе, в кухне темно,
    Дверь ни одна не скрипит,
    Мышка за печкою спит.
    Кто-то вздохнул за стеной…
    Что нам за дело, родной?
    Глазки скорее сомкни,
    Спи, моя радость, усни!
    Усни, усни!
    Сладко мой птенчик живет:
    Нет ни тревог, ни забот,
    Вдоволь игрушек, сластей,
    Вдоволь веселых затей.
    Все-то добыть поспешишь,
    Только б не плакал малыш!
    Пусть бы так было все дни!
    Спи, моя радость, усни!
    Усни, усни!
    Литература
    1. Ветухов А., Народные колыбельные песни, «Этнографическое обозрение», 1892, № 1–4;
    2. Шейн П.В., Великорусе в своих песнях-обрядах и т. д., т. I, СПБ., 1898;
    3. Карский Е.Ф., Белоруссы, т. III, вып. I, М., 1916:
    4. Капицын О.И., Детский фольклор, Л., 1928;
    5. Элиаш Н.М., До вивчання колискових пісень, «Бюллетень Етнографічноi комісi ВУАН», 1930, № 14;
    6. Гагенторн Н., Колыбельная песня как отражение быта русской деревни, «Художественный фольклор», 1930, № VI–VII.

    Похожие статьи:

    Праздники > В глухой пермской глубинке состоялся этнофестиваль
    Музыка > Сергей Калугин – Nigredo (1994)
    Музыка > Октай (Тува) – Старообрядческий духовный стих
    Музыка > Русский духовный стих
    Музыка > Музыкальный эпос русского севера

  4. РэЙк_БеЗ_ФэЙк Ответить

    Смотреть что такое “Колыбельные песни” в других словарях:

    Колыбельные песни — см. Песни колыбельные … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
    Колыбельные песни — жанр песен. фольклора; осн. их функция успокоить ребенка, вызвать сон. Отсюда характерная ритмич. орг ция, музык. специфика, композиц. и сюжетная открытость текстов, многократная их повторяемость при исполнении. Значит. часть мотивов К. П.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
    Колыбельные мира — Тип мультфильма перекладки / 2D анимация, цветной Режиссёр Елизавета Скворцова и др. Автор сценария Елизавета Скворцова и др … Википедия
    Песни — бурлацкие, застольные, колыбельные, народные, подблюдные, солдатские, военные: см. Лирика и Русская песня … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
    Советские песни — песни, популярные в СССР. Большинство из них было написано в советские времена, но были популярны и ассоциировались с определением «советские» некоторые песни, написанные до революции. Обычно под советскими песнями понимают песни, которые… … Википедия
    Колыбельная песня — У этого термина существуют и другие значения, см. Колыбельная (значения). Ф. Рисс. Колыбельная песня. Ранее 1886 … Википедия
    ФОЛЬКЛОР ДЕТСКИЙ — область нар. культуры, своеобразный инструмент социализации ребенка Генетически связанный с фольклором взрослых, Ф д вместе с ним прошел длительную историю развития, глубоко обусловленную бытом, образом жизни, пед. взглядами народа, уровнем и… … Российская педагогическая энциклопедия
    Персидская литература — ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ФЕОДАЛИЗМА. Собственно П. л. называется лит pa, существующая с IX в. нашей эры до наших дней, написанная на персидском (иногда точнее определяемом как новоперсидский) языке. В широком смысле однако иногда говорят о П. л., имея в… … Литературная энциклопедия
    ФОЛЬКЛОР —         (в культурологическом аспекте)         в “широком” смысле (вся народная традиционная крестьянская духовная и отчасти материальная культура) и “узком” (устная крестьянская словесная худож. традиция).         Фольклор это совокупность… … Энциклопедия культурологии
    Фольклор детский —     область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. История происхождения и развития Ф.д. не вполне изучена, но мн. исследования показывают его связь с календарной и семейной обрядовой культурой, в которую ребёнок… … Педагогический терминологический словарь

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *