Что такое конспект и как его делать?

14 ответов на вопрос “Что такое конспект и как его делать?”

  1. AlAlex72 Ответить

    Таня Вакулина
    Консультация для учащихся «Как правильно составлять конспект»
    Одним из приемов рационального обучения является конспектирование учебного материала.
    Это умение неразрывно связано с умением пользоваться книгой. Потребность в конспекте может возникнуть в случаях, когда за ограниченное время требуется передать большой объем информации, переработать множество разрозненных источников, из живой речи вычленить самое главное и существенное.
    Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи. Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, – это не конспект.
    В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации. Поэтому то, что в начале кажется второстепенным, может со временем оказаться ценным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и трудно запоминается.
    Типы конспектов:
    1. Плановый.
    2. Текстуальный.
    3. Свободный.
    4. Тематический.
    Краткая характеристика типов конспектов:
    1. Плановый конспект: являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного, этот конспект – один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.
    2. Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время.Недостаток: не активизирует резко внимание и память.
    3. Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.
    4. Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос темы. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.
    Как составить конспект:
    прочитайте текст учебника;
    определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т. д. ;
    выделите взаимосвязи;
    основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в виде кодированной информации после наименования темы в тетради;
    прочтите еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей;
    сформулируйте не менее трех вопросов разного уровня сложности, запишите вопросы в тетрадь;
    каждому вопросу определите значок степени сложности и найдите возможный ответ;
    внимательно прочитайте материал;
    определите основные смысловые части учебной информации по плану общей схемы;
    определите центральную часть О. К., т. е. его “ассоциативный узел” в виде систематического класса и его особенностей;
    Определите цель составления конспекта.
    Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
    Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.
    Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
    В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
    Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
    Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы “ступеньками” подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
    Используйте реферативный способ изложения (например: “Автор считает. “, “раскрывает. “).
    Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
    Познакомьтесь с правилами конспектирования:
    1. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.
    2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
    3. Составить план – основу конспекта.
    4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
    5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
    6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.
    7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
    8. Соблюдать правила цитирования – цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
    9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта,то: красным цветом – подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным – подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т. д. ; зеленым – делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т. д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.
    10. Учитесь классифицировать знания, т. е. распределять их по группам, параграфам, главам и т. д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать.
    Конспект, план-конспект – это способ работы с текстом. Цель – зафиксировать и переработать какой-либо текст. Конспект – это выписки из текста источника. Но это не полное переписывание чужого текста. Это переработка информации за счет ее свертывания.
    Конспект – это краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план тезисы, выписки, цитаты. Конспект, в отличие от тезисов воспроизводят не только мысли оригинала, но и связь между ними. В конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.
    Существуют разнообразные виды и способы конспектирования:
    текстуальный конспект – представляет собой последовательную запись текста книги или лекции. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации. При написании конспекта: – сначала прочитывается текст-источник, – в нём выделяются основные положения; – подбираются примеры; – идёт перекомпоновка материала; – затем оформляется текст конспекта; – Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике; План-конспект – это более детальная проработка источника; – составляется подробный, сложный план, в котором освещаются не только основные вопросы источника, но и частные; – к каждому пункту или подпункту плана подбираются и выписываются цитаты.
    Конспекты могут быть плановыми,т. е. пишутся на основе составленного плана статьи, книги. Каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта. Удобно в этом случае воспользоваться вопросным планом. В левой части страницы вы ставите проблемы, затронутые в книге в виде вопросов, а в правой части страницы даете на них ответы.
    Конспект-схема
    Удобно пользоваться схематичной записью прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.
    Наиболее распространенными являются схемы типа “генеалогическое дерево” и “паучок”. В схеме “генеалогическое дерево” выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности “сверху – вниз” – от общего понятия к его частным составляющим.
    В схеме “паучок” записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет “тело паучка”. Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют “ножки паука”. Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой “ножке” ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.
    Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении. Действия при составлении конспекта– схемы могут быть такими:
    1. Подберите факты для составления схемы.
    2. Выделите среди них основные, обще понятия.
    3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
    4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.
    5. Дайте название выделенным группам.
    6. Заполните схему данными.
    Опорный конспект
    Это творческий вид работы был введён в учебную деятельность школьников Шаталовым В. Ф. известным педагогом-новатором и получил название “опорный сигнал”. В опорном сигнале содержание информации “кодируется” с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п. Такая запись учебного материала позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.
    При любом виде конспектирования важно помнить о том,что:
    Записи полезно делить,для этого используются: 1. Подзаголовки. 2. Абзацные отступы. 3. Пробельные строки. Такой текст удобно читать.
    При конспектированиинужно пользоваться оформительскими средствами:
    1. Делать в тексте конспекта подчёркивания
    2. На полях тетради отчёркивания “например, вертикальные”
    3. Заключать основные понятия, законы,правила и т. п. в рамки.
    4. Пользоваться при записи различными цветами.
    5. Писать разными шрифтами.
    6. Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление.
    В этом случае вы быстро сможете найти необходимую вам информацию.
    Итак,
    конспект
    представляет собой дословные выписки из текста источника. При этом конспект – это не полное переписывание чужого текста. Обычно при написании конспекта сначала прочитывается текст-источник, в нём выделяются основные положения, подбираются примеры, идёт перекомпоновка материала, а уже затем оформляется текст конспекта. Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике.

  2. nik735 Ответить

    Конспект по литературе пишется в основном по какому-то выбранному произведению (хотя изредка требуется и записывание самых важных моментов урока). Прежде чем приступать к конспектированию, стоит прочесть тематический материал, выделить в нём основные моменты, написать подробный план и только тогда можно заниматься собственно работой. Написание по тексту должно быть кратким без ненужных мелочей и уточнений. Главное — выделение главных героев повествования, место и время действия, основные сюжетные линии и события. А вот имена второстепенных героев, каждую локацию и разговор упоминать не стоит — это будет совершенно бесполезная работа.

    Особенности написания конспекта по ФГОСу

    Написание конспекта — это обязательное условие учебного процесса на основе новых государственных стандартов отечественного образования. Согласно им, ученик должен уметь не только прочитать материал, но и тщательно его обработать, обобщить и записать всё самое главное. Особенно конспектирование актуально по истории и биологии. Краткое содержание урока по этим предметам обязательно нужно дополнить информацией, записанной по параграфу в соответствующем учебнике. Приветствуются также и уточнения из других источников (не забудьте сделать пометки где вы нашли ту или иную информацию).
    При составлении конспекта по физике, в него обязательно стоит включить все основные термины, правила и примеры соответствующих задач. На полях обязательно делайте пометки о разделе изучаемого предмета — это сделает поиск нужного материала намного легче.
    Несмотря на кажущуюся разницу, схожие правила написания имеет и конспект по английскому языку. Тут очень важно разделять разные направления предмета. Писать вместе лексику и грамматику не стоит — это впоследствии может значительно усложнить вам жизнь.

    Особенности написания конспекта в школе и в ВУЗе

    Как говорилось ранее, конспект в университете — это, наверное, главный способ запоминания и систематизации информации. А вот конспектирование в школе — это скорее подготовка к нормальному учебному процессу в универе, чем жизненно важное и необходимое условие (на самом деле она начинается намного раньше — из пересказов сказок в детском саду).
    Первые конспекты дети начинают писать в 5 классе. На этом этапе это очень короткое плановое конспектирование, когда содержание одного параграфа вмещается всего в пару строчек. В 6 классе записи становятся лишь чуть объемней — сказывается и возраст учащихся и добавление новых предметов, которые также следует конспектировать.

    А вот самыми сложными по праву считаются 9 — 10 классы, в которых количество предметов достигает своего апогея. А это значит, что писать нужно много и правильное ведение записей — это скорее жизненно важная необходимость, чем прихоть педагогов (да и на ЕГЭ конспекты очень даже могут пригодиться). Для успешной сдачи экзаменов и тестирования просто необходимо вести подробные и понятные записи начиная уже с 7 класса. Позднее при подготовке вам будет достаточно просто немного освежить их в памяти.

    Почему необходимо научится писать конспекты и как это лучше всего сделать

    Как говорилось ранее, писать обобщённые записи уроков просто необходимо. Для этого следует быстро определять для себя всё самое главное и кратко это конспектировать. Проще всего это делать по книге — прочитав её, вы точно запомните все главные моменты, которые и стоит записать. Это обязательно должны быть герои и события. Немаловажным будет место и время разворачивающихся в повествовании событий. Это и будет опорный конспект, который обязательно пригодится вам в недалёком будущем. Если лень читать произведение полностью, то не стоит доверять записям из интернета — содержащаяся там информация зачастую неполная или имеет существенные искажения. Тут уж стоит определиться — я хочу хорошо учиться или я хочу гулять. Третьего варианта просто не дано. Именно поэтому ответ на вопрос, нужно ли писать конспект, однозначен — это просто необходимо для того, чтобы нормально и эффективно учиться.

  3. Danlem Ответить

    Данный вид работы – всегда индивидуальное занятие, результат которого получится разным даже у людей, находящихся в одной аудитории и не отвлекающихся на второстепенное. В первую очередь это зависит от преобладающего способа восприятия информации человеком.
    Двух одинаковых конспектов, как и людей, не бывает. Именно поэтому чаще всего сложно понимать чужие записи, так как другой основывается на свою базу, киноленту видений и выстраивает определенную цепочку ассоциаций, которая может быть неясной для постороннего. Поэтому не стоит стараться угодить всем и сразу, главное знать, как составить конспект так, чтобы вы потом сами смогли разобраться в своих записях.
    Советы о том, как писать конспект по параграфу:
    Полностью сосредоточиться на предмете изучения.
    Составить четкий план своей работы.
    Выделять только важную информацию.
    Ввести свой собственный «словарь» сокращений и условных знаков.
    Прорабатывать свои записи цветом для наглядности.
    Оформлять материал в таблицы/схемы.
    Уделять внимание разборчивости своего почерка.
    Правила составления конспекта Внимание! Все эти советы подходят как для того, чтобы у вас состоялось успешное конспектирование, так и для написания лекций, так что могут считаться универсальными.

    Как оформить конспект?

    Здесь студенту предоставляется полная свобода, главное, что нужно четко осознавать, это то, что красивые конспекты и полезные – не одно и то же. Прорабатывая записи цветом, необходимо сконцентрироваться на степени важности определенной информации, которая сразу должна бросаться в глаза. Лучше создать единую систему, в которой у каждого цвета будет определенная функция:
    даты,
    имена,
    географические принадлежности,
    имена собственные.
    Список может продолжаться и варьироваться в зависимости от учебной дисциплины. Как оформить конспект, каждый решает сам. Главное, чтобы информация легко воспринималась.
    Оформление конспекта
    Это интересно! Готовим реферат — как правильно писать и как он должен выглядеть

    Конспект по литературе

    Конспектирование литературной критической статьи укладывается в целом в уже описанные выше правила, но если идет речь о художественном произведении, специфика несколько видоизменяется. Когда имеют в виду конспект по литературе, речь идет о написании краткого содержания текста.
    Если произведение небольшое по объему (например, рассказ), то тогда будет просто довольно композиционной передачи последовательности событий. Во всех остальных случаях следует отталкиваться от деления на части/главы/явления/действия (в зависимости от жанровой принадлежности текста).
    Опираться на те краткие содержания, которые уже существуют на просторах Интернета, нежелательно. К сожалению, там чересчур велика вероятность того, что может быть пропущена какая-то действительно важная для раскрытия персонажа или события информация. В этом плане свой собственный конспект статьи или произведения спасет вас от каверзных вопросов преподавателей.
    Выделение цитат
    Ещё один важный момент – цитирование. Иногда краткий авторский афоризм может быть намного точнее и красноречивее, чем объяснение, взятое из литературоведческой статьи. К тому же, имея перед глазами цитату, человек, знакомый с текстом, всегда сможет дальше развить эту мысль.
    Это интересно! Что такое бакалавриат и магистратура – в чем разница

    Тезисы и конспекты

  4. Ленин-50000 Ответить

    Между заголовками и пунктами надо оставлять достаточно свободного пространства, чтобы при необходимости можно было легко сделать пометки, добавить свежую информацию.
    В идеале названия рубрик и разделов должны формулироваться так, чтобы пробежавшись по ним взглядом, можно было не только получить полное представление о вопросе, который раскрывается в конспекте-плане, но и найти на него ответ.
    Пример:
    Причины Первой мировой войны
    Отношения ведущих государств Европы и России в конце 19 – начале 20 века.
    Формирование военно-политических блоков:
    Антанта.
    Тройственный союз.
    Экспансионистские планы Германской империи.
    Предпосылки к усилению националистической пропаганды:
    Объединение Германии.
    Победа над Францией в 1871 г.
    «Прыжок пантеры» и попытка колониальной экспансии.
    Планы экспансии в отношении европейских соседей и России.
    План фон Шлиффена.
    Повод к войне.
    Убийство в Сараево.
    Ультиматум Австро-Венгрии.

    Пример плана-конспекта

    В качестве образца составления плана-конспекта можно использовать заготовки для работы со статьей по истории на тему «Возникновение письменности». Вначале после проработки материала получается костяк:
    Важность письменности для человечества.
    Государства, в которых впервые появилось письмо.
    Развитие в средние века.
    Значение для науки.
    Письменность в современном обществе.
    Выводы.
    В процессе работы полученные пункты становятся подзаголовками и обрастают материалом, раскрывающим их суть. Например:
    Важность…
    Формирование потребности в письменной передаче сведений.
    Причины, обусловившие возникновение письменности…
    Наскальные рисунки.
    Первые попытки зафиксировать сообщения предприняли…
    Пиктограммы.
    Предметное письмо (слова-рисунки).
    Кипу.
    Государства…
    Шумер.
    Египет.
    Китай.
    И так – до полного заполнения подзаголовков соответствующей информацией.
    Освоение техники составления плана-конспекта позволяет отточить мастерство и эффективность самостоятельной работы с текстом, уменьшить потери времени и сил на подготовку к занятиям.

  5. kosovkosik Ответить

    Конспект представляет собой выделение важной информации из основного текста и её краткое изложение. Он может основываться на устном выступлении или письменном источнике.
    Главная задача хорошего конспекта — польза. С его помощью мы не только сохраняем важную информацию, но и организовываем её для дальнейшего изучения, запоминания и осмысления.
    Несколько правил полезного конспекта:
    записываются только основные мысли, без подробностей и деталей;
    есть иерархия: заголовки, подзаголовки, списки;
    простая навигация: выделены вступление, ключевые слова, выводы;
    конспект написан своими словами.
    Далее мы перечислим пять методов ведения конспектов, которые полностью или частично включают перечисленные выше правила.

    Метод предложений

    Лучше всего данный метод подходит для максимально подробных и быстрых записей.
    Как делать записи?
    Начало каждой новой темы необходимо вынести на отдельную строку и выделить другим цветом или более жирным шрифтом.
    Выберите главные мысли из лекции или книги и запишите каждую с новой строки. Предложения можно пронумеровать для простого поиска по тексту.
    Нумерация нужна для того, чтобы быстро сослаться на часть конспекта без переписывания, просто указав номер предложения.
    Пример использования метода предложений
    Преимущества метода:
    Подходит для конспектирования лекций и учебников.
    Способствует активному слушанию, так как записывать необходимо только самое важное.
    Недостатки метода:
    Легко может превратиться в переписывание слово в слово.

    Метод Корнелла

    Данная система была разработана для учеников старших классов и университетов. Метод можно использовать как для записей на занятиях, так и при конспектировании учебника. Он подходит для гуманитарных и точных дисциплин.
    Как делать записи
    Для конспектирования стоит выбрать тетрадь в линейку и заранее создать шаблон для записей.
    Порядок действий:
    В левом верхнем углу запишите тему лекции или название главы.
    Снизу отсчитайте 5-7 строк и отделите их горизонтальной линией. Этот раздел предназначен для краткого пересказа.
    Оставшееся поле разделите вертикальной чертой на две части: левое поле — ⅓ страницы или 5-7 см, правое — ⅔.
    Большое правое поле предназначено для краткого конспекта лекции или главы учебника. Не записывайте всё слово в слово, выделяйте главные термины, идеи, примеры и используйте сокращения.
    В маленьком левом поле записываем ключевые слова и вопросы к материалу, которые учитель может задать на семинаре или экзамене. Заполнить эту колонку стоит сразу после лекции.
    Нижнее поле используется для обобщения информации из правого столбца: в него можно добавить ключевые определения «Мы изучили понятие *** , которое заключается в ***», формулы, даты. Постарайтесь заполнить его в день лекции или сразу после прочтения учебника. Это поле необходимо для запоминания материала и проверки того, насколько хорошо вы всё поняли. Если вы затрудняетесь объяснить что‑то своими словами или записать формулу — ещё раз вернитесь к ним.
    Пример использования метода Корнелла
    Как использовать при подготовке к экзаменам?
    При самопроверке пользуйтесь вопросами из левой колонки. Если не можете ответить на них, стоит повторить материал полностью или частично.
    Преимущества метода:
    Подходит для конспектирования лекций и учебников.
    Способствует осмыслению большого потока информации.
    Помогает выделить важное в материале.
    Помогает сделать выводы из написанного или услышанного.
    Упрощает навигацию по конспекту.
    Удобен для подготовки и проверки перед экзаменом.
    Недостатки метода:
    Нужно заранее подготовить шаблон для конспекта.
    Необходимо время для дополнительных записей сразу после лекции.

    Ментальные карты

    Это инструмент для визуальной записи информации, который позволяет делать конспекты, готовиться к экзаменам, создавать планы сочинений, эссе, рефератов, курсовых или дипломных работ.
    Ментальная карта складывается из основных частей:
    отправной точки — для учёбы это может быть тема или термин;
    ключевых слов — смежные темы, аспекты, вопросы, которые отходят сначала от центральной темы, а затем от других ключевых слов;
    ветвей — отходят от ключевых слов и связывают их с другими, чем дальше от центра, тем тоньше становятся ветви.
    Как создать ментальную карту?
    В центре или верхней части листа словом или картинкой обозначьте тему.
    Выделите понятия, которые включает основная тема. Протяните ветви от центра листа к ним. Запишите новые понятия — темы первого уровня — на конце каждой ветви.
    Начните развивать темы первого уровня. Протяните от них новые, более тонкие ветви, на окончании которых расположите короткие описания, тезисы, связанные с предыдущим уровнем.
    Для вдохновения посмотрите пример ментальной карты для запоминания систем человеческого тела.
    Карты можно рисовать вручную или использовать специализированные сайты: например, MindMeister.
    Преимущества метода:
    Подходит не только для учебных записей, но и для рабочих (часто используется как инструмент мозгового штурма).
    Позволяет легко визуализировать сложные темы.
    Помогает понять, как разные части одной темы связаны друг с другом.
    Недостатки метода:
    В учёбе не всегда можно использовать отдельно, часто как часть основного конспекта.
    Не подходит для быстрого конспектирования на лекции, так как занимает большое количество времени.

    И2ВЧП (SQ3R)

    Этот метод подойдёт только для конспектирования с учебника. Он состоит из пяти стадий: исследования, вопросов, чтения, вспоминания, проверки — из первых букв которых и складывается название. Разберём стадии подробнее.
    Исследование
    Изучите структуру текста: заголовки, подзаголовки, выделенные термины, цифры, формулы, таблицы. Эти действия не должны занять более пяти минут. Оценив таким образом текст, вы сможете решить, нужно ли вам вообще читать эту информацию.
    Вопросы
    Сформулируйте вопросы к тексту. Например, преобразуйте заголовки и подзаголовки в вопросы или возьмите их из экзаменационных билетов, попытайтесь быстро, не вчитываясь, найти ответы на них в тексте. Этот шаг должен занять не более пяти минут.
    Чтение
    Начните читать текст, при этом не забывайте искать ответы на вопросы из предыдущей ступени. Так вы начнёте не просто читать текст, но активно работать над ним.
    Вспоминание
    Сформулируйте и запишите основные идеи текста, ответьте на вопросы из второго шага своими словами. Изложите прочитанное так, будто вы пытаетесь объяснить кому‑то тему. Если не можете вспомнить ответ на какой‑то из вопросов, найдите его в тексте и перечитайте нужный отрывок. Это не займёт много времени, так как вы предварительно хорошенько изучили структуру текста.
    Проверка
    Перечитайте свой текст. Сравните его с источником. При необходимости исправьте ошибки.
    Преимущества метода:
    Хорошо подходит для подготовки к экзаменам.
    Позволяет запомнить и понять текст.
    Помогает быстро находить и исправлять свои ошибки.
    Недостатки метода:
    Не помогает организовать записи.
    Не подходит для записи лекций.

    Скетчноутинг

    Данный метод предполагает использование рисунков и символов наравне с текстом. Им можно пользоваться на лекциях, при чтении книг, на мозговых штурмах и деловых встречах. На самом деле мы все знакомы с этим методом по урокам биологии.
    Метод позволяет переводить основные идеи в образы и формировать между ними наглядные взаимосвязи. Он включает рисунки, но это не должно пугать вас, так как достаточно и схематичных изображений.
    Например, вам необходимо понять, как происходит взаимодействие клиента и веб‑сервера. Можно описать порядок действий словами:
    Клиент обращается к DNS‑серверу, ищет реальный адрес сайта.
    Клиент посылает HTTP запрос к веб‑серверу.
    Сообщение и образ веб‑сайта передаются по интернет‑соединению с использованием протокола TCP/IP.
    Если запрос клиента корректен, сервер небольшими частями отправляет файлы сайта в браузер.
    Браузер собирает эти части в полноценный сайт и показывает его вам.
    А можно простой схемой:

    Примерами скетчей вы можете вдохновиться на Pinterest.
    Преимущества метода:
    Простая навигация по материалу.
    Можно быстро повторить материал.
    Понимание происходит через образы.
    Подходит для подготовки к экзаменам.
    Недостатки метода:
    Занимает некоторое время, не всегда подойдёт для лекции.
    Необходимо сначала продумать структуру изображения, а только потом нарисовать.
    Перечисленные методы ведения конспектов подойдут не всем, рекомендуем попробовать каждый и определить, какой удобнее и эффективнее для вас. Не ограничивайтесь одним методом: комбинируйте их в зависимости от ситуации и ваших потребностей.
    Как вы записываете важную информацию?

  6. AndreyLAG Ответить

    Чтобы понять, что такое конспект, пойдем от обратного. От самой главной ошибки, которую порой допускают даже старшекурсники. Многие путают понятия «стенография» и «конспект».
    Стенография – это дословная фиксация речи выступающего. Даже если вы сокращаете отдельные слова или используете символы, чтобы ускорить запись, вы стенографируете. Такой способ сохранения информации имеет право на жизнь. Но он же обладает и массой недостатков:
    Вы устаете. Вторая лекция за день – и вы уже не можете писать так быстро и красиво, как на первой. Пятая – и пальцы почти кровоточат.
    Вы не запоминаете материал. Вы пишете машинально, думая лишь о том, как успеть за лектором. Следовательно, не концентрируетесь на самой информации и получаете результат в виде пяти-десяти страниц текста, который еще придется прочитать и выучить.
    Вам сложно читать «конспекты» в последующем. Даже идеальный почерк испортит скоропись. Что говорить о непонятных сокращениях? После такого «конспектирования» вы вынуждены тратить время на то, чтобы разобрать, что вы там понаписали.
    Конечно, вы можете возразить: а как же двигательная память? Ведь то, что мы записываем, как-то фиксируется в сознании?
    Да, фиксируется. Вот только часто не совсем то, что нужно. Вы записываете лекцию дословно и можете запомнить второстепенные детали. И маркер, которым вы хотите выделить главное, вам не поможет.
    По идее, студент уже должен уметь конспектировать. Его не обязаны учить в вузе. На практике многие с первого курса привыкают к стенографии и просто просиживают штаны на лекциях. Ей-богу, проще прогулять и списать у ответственного соседа.

    Итак, что такое конспект?

    В переводе с латинского (conspectus) это слово означает «очерк, обзор». По сути, конспект – это фиксация ключевой информации, расширенного плана лекции, статьи, книги. Конспектирование подразумевает переработку услышанной или прочитанной информации. Совершенно необязательно записывать за лектором дословно – в конспекте важно отразить суть. Как вы это сделаете – просто сократив фразу преподавателя или изложив ее по-своему, совершенно неважно.
    Конспектированием НЕ является:
    — сокращение отдельных или всех слов;
    — записанный слово в слово текст, в котором вы впоследствии выделили главное разноцветными маркерами;
    — разрозненные фразы, записанные невпопад, без соблюдения какой-либо логики.

    Главные особенности конспекта:

    Логичность
    Краткость
    Понятность
    Важно, чтобы вы сами понимали свой конспект. Поймут ли другие – не ваше дело.
    Конспектируя правильно, вы не просто экономите силы, но и вдумываетесь в лекцию. Ваш мозг обрабатывает информацию, а значит, вы запоминаете. При подготовке к экзамену конспект будет лишь опорой – взглянув на него, вы вспомните, о чем была лекция. Конспект не нужно зубрить.

    Как же составить конспект?

    Привыкнуть к конспектированию сложно с первой же лекции, а пропускать важную информацию не всем хочется. Поэтому для начала потренируйтесь на книгах или статьях. Подойдут и видеолекции. Важно успевать слушать лектора, обдумывать информацию и фиксировать главное. Этот навык нарабатывается на практике. Нам же остается рассказать о формах и способах конспектирования.
    Существует много видов конспектов. Плановый, графический, текстуальный, формализованный, схематический, конспект по Корнельскому методу и т.д. Одни из них подходят для гуманитарных дисциплин, другие – для технических и естественно-научных.
    Способ 1. Схематический конспект
    Относительно прост. Подходит тем, кто только учится конспектировать. Незаменим там, где лектор говорит «по бумажке», то есть, по сути, диктует, а не рассказывает о предмете. Суть – в рациональной записи под диктовку. В этом он близок к стенографии, но вы можете убирать всю «воду», которая проскальзывает в речи.
    Вместо «таким образом», «следовательно», «зависит от», «взаимосвязаны» и т.п. слов можно использовать графические знаки (например, стрелки). Можно использовать понятные вам сокращения, выделять главное, сокращать длинные фразы. Главное выделяется после, либо во время лекции – зависит от скорости речи лектора.
    Это хороший вариант для гуманитарных наук. Подходит для тренировки скоростной фиксации лекций. Его стоит освоить – в будущем вы сможете использовать элементы схематического конспекта.
    Способ 2. Конспект по Корнельскому методу
    Это уже сложнее. Разделите лист на три части. Большую часть страницы займут две колонки равной ширины, внизу должно остаться еще одно поле (шириной около 7 см).
    В правую колонку записываем основные мысли из лекции, а также факты и примеры, дополняющие эти мысли. Важно сохранить логическую связь.
    Левую колонку заполняем сразу после лекции. Сюда записываем слова и короткие фразы, иллюстрирующие каждую мысль. Словом, все то, что вы не успели записать во время лекции, но что осталось в памяти.
    Нижнее поле отводим под главную мысль занятия. Определяем, что именно является наиболее важным на лекции, какова цель лектора.
    Корнельский метод подходит именно для запоминания лекции. Уложив двухчасовое занятие на одной странице, вы сможете зафиксировать в памяти его содержание. «Зубрить» такой конспект не придется – достаточно просто просмотреть его перед экзаменом.
    Способ 3. Графический конспект
    Удобен при изучении технических наук. В основе – графики, схемы, таблицы, рисунки того или иного типа. Если лекцию подкрепляют презентации, можно перенести изображение в тетрадь.
    Стенографировать слова лектора не нужно, но пояснения должны быть.
    Графический конспект можно использовать и при изучении гуманитарных наук, но это в разы сложнее и подходит не всем.
    Другие способы конспектирования существуют, но они не всегда подходят для фиксации лекций.
    Двигательная, слуховая, зрительная память – это, конечно, прекрасно. Но на лекции важно не просто запомнить материал, а понять то, о чем говорит преподаватель. Никто и никогда не стал успешным с помощью зубрежки. Эти методы конспектирования помогут вам понять материал и сэкономить свои силы, тетради и ручки.

  7. Lynx82 Ответить


    Конспект ученицы «Домашней школы Фоксфорда» Елены ЯнышинойВ середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

    Когда полезен

    Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

    Предметы

    История.
    Обществознание.
    Литература.
    Русский язык.
    Биология.
    Химия.
    География.

    Как использовать

    Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальных линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
    Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
    Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
    В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

    ‍Скачайте шаблон и пользуйтесь на урокахМногие ученики домашней онлайн-школы «Фоксфорд» пользуются именно таким методом конспектирования и отмечают его эффективность. В интервью семиклассница Елена Янышина отметила, что конспектирование по методу Корнелла особенно полезно в гуманитарных предметах.

    Метод боксов


    Конспект, созданный по этому методу, будет выглядеть примерно такЭтот метод схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

    Когда полезен

    При изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей.
    Для сопоставления нескольких понятий.

    Предметы

    История.
    Обществознание.
    Литература.
    Русский язык.
    Английский язык.

    Как использовать

    Возьмите удобный вам формат листа бумаги. Начертите несколько одинаковых квадратных или прямоугольных «боксов». Лучше распределить их на странице хаотично, чтобы не воспринимать всё как единую таблицу.
    Если знаете тему, заранее впишите в «боксы» заголовки и подзаголовки. Это поможет быстро структурировать информацию внутри блоков.
    Записывайте в «боксы» важную информацию по каждой ключевой мысли или понятию.

    Метод нумерации

    Суть заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

    Когда полезен

    Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

    Предметы

    История.
    Обществознание.
    Литература.
    Русский язык.
    Английский язык.
    Химия.
    Биология.
    География.
    Геометрия.
    Физика.

    Как использовать

    Возьмите тетрадь и ручки двух цветов.
    Во время урока пишите тезисно — желательно, чтобы фразы умещались в одну строку.
    Присваивайте номер каждой строке. Используйте ручку цвета, отличного от того, каким пишете основной текст.
    Если в новом тезисе есть отсылка к написанному ранее, поставьте в конце предложения соответствующую пометку. Например, «см. № 3».

    Метод таблиц


    Конспект ученицы «Домашней школы Фоксфорда» Варвары ОнохинойТаблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

    Когда полезен

    При рассмотрении тем с одинаковыми критериями.
    При конспектировании большого количества фактов.
    Чтобы свести несколько элементов в одну систему.
    Чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

    Предметы

    История.
    Обществознание.
    Литература.
    Русский язык.
    Английский язык.
    Биология.
    География.

    Как использовать

    Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
    Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
    Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.
    Ученица «Домашней школы Фоксфорда» Варвара Онохина любит, когда в тетради всё аккуратно и красиво. Она часто делает таблицы по материалам урока. Они помогают лучше запоминать. Причём во время онлайн-занятий ей интересно общаться в чате, а конспекты она делает, пересматривая записи. Удобно, когда преподавателя можно «поставить на паузу» и всё подробно записать.

    Метод индексов

    Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий.
    Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

    В конспектах могут быть свои «эмодзи»

    Когда полезен

    Когда нужно записывать быстро и при этом структурировать информацию.

    Предметы

    История.
    Обществознание.
    Литература.
    Русский язык.
    Английский язык.
    Химия.
    Биология.
    География.
    Геометрия.
    Физика.
    Информатика.

    Как использовать

    Составьте список значков, которые вы будете использовать. Например: квадрат — выучить наизусть; круг — прочитать в учебнике; знак вопроса — уточнить у преподавателя и так далее.
    Запишите принятые условные обозначения на форзаце тетради, даже если хорошо их запомнили.
    Потренируйтесь пользоваться индексами на записях занятий, чтобы не запутаться в «прямом эфире»

    Метод ментальных карт


    Ментальная карта по историиКарта мыслей на первый взгляд кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее. Ведь во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и тем самым запоминаете.

    Когда полезен

    Для разбора больших сложных тем.
    Для анализа литературных произведений.
    При написании эссе.
    В подготовке докладов.

    Предметы

    История.
    Обществознание.
    Литература.
    Русский язык.
    Английский язык.
    Биология.
    География.

    Как использовать

    В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
    Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.
    Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите!
    Учащиеся «Домашней школы Фоксфорда» часто сталкиваются с составлением ментальных карт на уроках по эмоциональному интеллекту и иностранным языкам. Заведующая кафедрой английского языка Ольга Зуева считает, что интеллект-карты отлично развивают логику и стратегию, и подходят для всех типов восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики). А благодаря современным технологиям, в карте мыслей можно визуализировать материал, наполнять его аудио- или видеосодержанием, и плюс всё эти элементы можно передвигать.

  8. AlexPiter74 Ответить

    Необычный способ ведения записей Билла Гейтса подметил молодой предприниматель Роб Ховард и описал его в своём блоге. Создатель Microsoft пользуется обычной бумагой и ручкой и делит лист на четыре равные части. Каждый из получившихся квадратов отведён под определённую информацию: Робу удалось подсмотреть, что в одном из нижних Билл записывает вопросы.

    Когда полезен

    Пригодится на деловых встречах, лекциях без чёткого плана, проходящих в форме свободного обсуждения.

    Как использовать

    На одну тему выделите чистый лист бумаги и разделите его на четыре части. Каждой дайте название, в зависимости от того, чем вы будете их наполнять. Например:
    основные мысли;
    заметки и важные подробности;
    примеры;
    вопросы, возникающие в ходе беседы.

    2 . Метод Корнелла

    Возможно, именно этот метод Билл Гейтс модифицировал под себя. Способ предполагает чёткое разделение основных мыслей и заметок во время записей. По итогу вы должны сформулировать резюме внизу листа.

    Когда полезен

    Отличает метод Корнелла то, что с его помощью удобно обрабатывать большие объёмы информации — продолжительные и информативные лекции.

    Как использовать

    Сверху оставьте место для обозначения темы. Остальную часть листа разделите на две колонки — узкую и широкую. Внизу оставьте место — около четверти страницы.
    Как делать конспекты: Метод Корнелла
    Левая узкая часть понадобится для записи ключевых мыслей. Чем их будет меньше, тем лучше. И тем удобнее вам будет потом ориентироваться в конспекте. Причём лучше заполнять её уже после лекции, чтобы точно выделить только нужное.
    В правой части вы записываете всю важную информацию, подробности и заметки. Внизу — резюме лекции: делаете выводы и формулируете вопросы по теме.

    3. Метод боксов

    Этот метод тоже схож с предыдущими, но его суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Таким образом визуально воспринимать информацию легче и удобнее: вы фокусируетесь только на выделенном аспекте темы. В итоге факты не путаются между собой, и вспомнить написанное проще.

    Когда полезен

    Способ подходит, когда на лекции вы рассматриваете несколько понятий, учите иностранные слова, даты, биографии исторических личностей. На работе удобен при обсуждении нескольких задач в рамках одного проекта.

    Как использовать

    Информацию по каждой ключевой мысли или понятию заключайте в «боксы» — квадраты или прямоугольники. Распределяйте их на странице хаотично, чтобы не воспринимать всё как единую таблицу и не объединять понятия между собой. Внутри них информацию максимально структурируйте.
    Например, вам нужно коротко запомнить ключевые моменты из жизни известных личностей X века. Нарисуйте отдельные квадраты для князя Игоря, княгини Ольги, Святослава и других. В каждом из них отдельными пунктами отметьте важные даты и факты. В итоге конспект будет выглядеть примерно так:
    Как делать конспекты: Метод боксов

    4. Метод колонок

    Будет удобен, если тема лекции одна и каждый её пункт нужно рассмотреть по одинаковым критериям. Для этого рисуем таблицу — такие обычно делают на уроках истории. В левой колонке пишем даты, а в остальных поочерёдно указываем, что произошло, где, какие итоги у этого и так далее.

    Когда полезен

    Эффективен, если вам нужно законспектировать много фактов, свести несколько элементов в одну понятную систему и разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

    Как использовать

    Определите заранее, какие колонки вам понадобятся. Старайтесь, чтобы их было 4–6 и в них действительно содержалось самое важное. Например, вы готовитесь к совещанию по рабочему проекту. Названия колонок могут быть такими:
    кто;
    чем будет заниматься;
    с кем в команде;
    когда должен закончить;
    каких результатов мы ждём.

    5. Метод предложений

    Суть этого способа проста: каждая записанная вами мысль нумеруется. Это делается для того, чтобы вам было легко ориентироваться в тексте и не приходилось мельчить на полях в поисках места, куда дописать информацию.

    Когда полезен

    Идеально подходит, если вам предстоит законспектировать длинную лекцию, а преподаватель привык перескакивать с одной мысли на другую.

    Как использовать

    Во время лекции пишите тезисно — желательно, чтобы фразы умещались в одну строку. Нумеруйте каждую из них. А если нужно вернуться к написанному в третьем предложении, просто в конце новой мысли укажите: «см. № 3».

    6. Метод Марии Поповой

    Мария Попова — создательница блога BrainPickings. Она рассказывает, что каждую неделю ей приходится читать около 15 книг, чтобы писать по три статьи в свой блог ежедневно. Было бы странно, если бы она конспектировала всё, что читает. Поэтому Мария составила собственную систему заметок, в которой отмечает только страницы книг.

    Когда полезен

    Метод поможет, если вы читаете много трудов по предмету. В конспекте можно собрать нужные материалы или вычленить основную мысль из очень объёмной книги.

    Как использовать

    Всё, что вам нужно записать, — это главную тему конспекта и ключевые моменты. К ним вы добавляете те страницы из книг, где нашли основную мысль.
    Например, вы делаете разбор нескольких книг о пластичности мозга. Ваш конспект будет выглядеть примерно так:
    что такое пластичность мозга — Норман Дойдж, с. 12, 56;
    можно ли её развить — Норман Дойдж, с. 17;
    как это сделать — Джо Диспенза, с. 26, 45.
    Цитаты отмечайте прямо в книге — текстовыделителями, карандашами или стикерами. Так вам не придётся тратить время на подробный конспект, а в момент написания работы по материалу нужно будет просто следовать пунктам списка.

    7. Метод индексов

    Этот способ предполагает, что важные мысли вы маркируете в тексте определёнными значками. Они помогут продолжить работу с конспектом после: структурировать информацию, предпринять какие-то действия, сформулировать вопросы.

    Когда полезен

    Пригодится, если у вас нет времени или возможности обработать материал сразу по ходу письма. К примеру, когда после встречи нужно поставить задачи, распределить приоритеты и роли.

    Как использовать

    Составьте список значков, которые вы будете использовать. Маркируйте мысли подобным образом:
    квадрат — собственные задачи;
    круг — задачи, которые нужно делегировать;
    звёздочка — особо важные моменты;
    знак вопроса — что нужно уточнить.

    8. Метод потока

    Этот способ записи предложил программист и предприниматель Скот Янг. Он советует записывать не слова лектора, а собственные мысли. Только так, считает Скот, можно по-настоящему научиться чему-либо.

    Когда полезен

    Метод помогает в тех случаях, когда вам не нужно точно или дословно воспроизводить материал. Используя его, вы лучше разберётесь в теме, так как будете сразу самостоятельно перерабатывать полученную информацию. Плюс, сможете формулировать вопросы по ходу лекции и задать их сразу же.

    Как использовать

    Записывайте только ключевые моменты лекции. Если попадается ещё что-то важное — передавайте своими словами. А в остальном дайте полную свободу потоку мыслей: фиксируйте свои идеи, вопросы, комментарии и выводы.

    9. Метод ментальных карт

    Карта мыслей на первый взгляд кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного построчного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее Effectiveness of Mind Mapping Technique in Information Retrieval Among Medical College Students in Puducherry-A Pilot Study .

    Когда полезен

    Метод удобен, когда вам нужно переработать очень большой объём информации, найти новые идеи, составить план или как-то проанализировать своё текущее состояние. Если надоело тупо зубрить учебники, способ вам тоже понравится — чего только стоит рисование веток, стикеров и других обозначений.

    Как использовать

    В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
    Например, перед вами стоит задача создать сайт компании. Нужно составить план. В центре листа пишите: «Создать сайт». Теперь ответьте на вопрос, какие моменты нужно проработать? И отвечайте, рисуя ветки: «Цель», «Цена», «Создание», «Наполнение», «Продвижение». Это будет первый уровень карты.
    Идём дальше, на второй уровень — от «Цели» ведите «Продажи», «Привлечение партнёров», «Рекрутирование». Далее переходите к цене. Сюда будет входить стоимость домена, хостинга, услуг дизайнеров, разработки, копирайтеров и команды по продвижению. По такой же логике раскройте остальные пункты. В итоге у вас получится подробный список, что нужно учесть, чтобы приступить к выполнению задачи.
    Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

  9. Moskali Ответить


    Умение быстро и правильно писать конспекты очень важно, ведь его можно считать одним из самых важных навыков для достижения успеха в учебе и даже в работе. Но, к сожалению, в школах и институтах нас практически не учат искусству конспектирования, поэтому осваивать его приходится самостоятельно. Сегодня мы расскажем вам о важных правилах составления конспектов, а также познакомим с несколькими интересными способами конспектирования, которые используют многие успешные люди.

    Для чего нужны конспекты

    Прежде чем говорить о том, как конспектировать правильно, напомним, что конспект является сжатым содержанием какой-либо темы, оформленным в письменном виде. С помощью конспекта можно быстро освежить и закрепить в памяти важную информацию.
    Первые конспекты мы начинаем составлять еще в школе (кстати, у нас есть статья «Как составить конспект по истории»). Затем конспектируем лекции в институте. И если мы делаем это грамотно, то даже небольшая тетрадка может стать достойной заменой толстому учебнику и поможет подготовиться к зачету или экзамену.
    Уже во взрослой жизни, когда начинаем работать, мы тоже часто сталкиваемся с необходимостью конспектирования. Может потребоваться конспектирование научного текста, книги, семинара, текста выступающего на совещании или чего-то еще.
    Все это говорит о том, что нельзя недооценивать пользу навыка конспектирования. Он способствует более быстрой и легкой фиксации информации, а также последующему ее восстановлению и закреплению в памяти. Отсюда существенная экономия времени и сил, интеллектуальных ресурсов и психической энергии.
    Умея правильно делать конспекты, вы сможете серьезно повысить свои шансы на успех в учебе и достижение целей в профессиональной, творческой и даже личной жизни. В доказательство этому приведем несколько тезисов о пользе конспектов.
    Конспекты:
    могут заменить учебники и книги;
    часто избавляют от необходимости посещать библиотеку;
    служат прекрасной шпаргалкой для подготовки к экзаменам (и на экзаменах);
    содержат лишь важную информацию по теме (нет никакой «воды»);
    повторяют ценные мысли преподавателя или лектора;
    экономят львиную долю пространства (как на бумажном носителе, так и в рюкзаке или сумке);
    обеспечивают базовый уровень знаний по конкретной теме;
    являются незаменимым помощником на практических занятиях и в работе;
    развивают скорость письма и тренируют память;
    характеризуют человека как ответственного учащегося или исполнителя.
    При этом к ним можно обратиться даже по прошествии нескольких лет, когда потребуется вернуться к какой-то информации. Некоторые люди даже хранят конспекты не как источник ценных сведений, а как память.
    Кстати, если вы считаете, что вести конспекты традиционным способом (с помощью ручки и бумаги) стало неактуально, и для этого гораздо удобнее использовать компьютер, рекомендуем посмотреть это небольшое видео на данную тему.

    Базовые правила конспектирования

    Для начала скажем о самом простом. Во-первых, любой конспект должен быть ориентирован только на главные мысли, отражая при этом суть темы. Во-вторых, если вы решили писать конспект от руки, то у вас обязательно должны быть при себе тетрадь и комплект разноцветных ручек (не будет лишним запастись и разноцветными маркерами).
    В-третьих, конспектирование всегда начинается с даты и названия (если в тетради присутствует какой-то более ранний материал, от него необходимо отступать несколько строк, чтобы массивы данных не сливались). В-четвертых, самое важное и существенное желательно выделять цветом (к примеру, писать ручкой другого цвета или выделять маркером).
    Теперь укажем на несколько других правил конспектирования:
    Лектор или преподаватель всегда говорит много, но не всегда конкретно по теме. По этой причине вы должны учиться определять в речи человека наиболее существенные моменты, которые и нужно заносить в свой конспект.
    Никогда не пишите все в одну строку. Используйте цитатную технику написания. Это значит, что каждую новую идею нужно фиксировать с новой строки. При этом между всеми строками желательно делать пропуск в одну строку. Это значительно упрощает восприятие и позволяет дополнять записи.
    То, что лектор или преподаватель изображает на доске, нужно фиксировать и у себя в тетради, ведь если он это делает, значит, это особенно важно. Записывать же это можно либо графически, либо тезисно.
    Не пренебрегайте аббревиатурами и сокращениями (о них мы еще скажем). Цифры всегда пишите знаками. Это многократно сжимает объем материала, но смысл никак не теряется, и вы легко сможете понять, о чем идет речь.
    Включайте в конспект не только текст, сокращения, цифры и знаки препинания, но и таблицы, схемы, диаграммы, формулы, графики и рисунки. Эти графические подсказки экономят время на фиксацию информации, а также легко запоминаются. К тому же они выгодно выделяются среди текстовых блоков.
    Если же вы понимаете, что информация преподносится намного быстрее, чем вам удается записывать, можете использовать несколько хитростей, чтобы ускорить составление конспекта:
    Используйте графический конспект. При таком конспектировании материал не записывается, а изображается графически – только с помощью схем, формул, последовательностей стрелок и других графических элементов.
    Используйте диктофон. Перед началом лекции просто поставьте диктофон на запись. Одновременно можно конспектировать, оставляя пространство для того, что зафиксировать не успеваете. Придя домой, включите запись, и внесите в конспект то, что упустили.
    Используйте конспект-план. Следите за тем, в какой последовательности лектор преподносит информацию, и составляйте план, указывая основные разделы темы. Затем вы сможете зафиксировать самое важное, обратившись к сторонним источникам, в том числе и к Интернету.
    Увеличивайте скорость письма. Навык письма требует тренировки, но результат стоит усилий. Быстрее писать можно, не только развивая моторику рук, но и используя больше сокращений, аббревиатур, картинок.
    Со временем вы выработаете свою собственную уникальную манеру конспектирования, с помощью которой записывать самое важное будет легко и просто. Но помните, что главное в этом деле – следовать базовым правилам конспектирования и стремиться к простоте.
    Теперь же, учитывая то, что конспектирование по большей части все-таки связано именно с записью лекций, мы хотим отдельно поговорить на эту тему. Но, по большому счету, использовать представленную ниже информацию можно для конспектирования чего угодно вообще.

    Как грамотно конспектировать лекции

    Навык быстрого конспектирования важен для школьников и студентов, а также для людей самых разных профессий: от секретарей и менеджеров до журналистов и стенографистов, в общем, для всех тех, кому приходится фиксировать большие объемы информации.
    Одним из важнейших условий успешного конспектирования всегда было и остается устойчивое внимание, поэтому вам обязательно нужно развивать умение концентрироваться, сосредотачиваться и не отвлекаться.
    Также важно отметить, что запись лекции никогда не должна происходить «на автомате». Отключение внимания и простая запись под диктовку, во-первых, бессмысленны, а во-вторых, могут привести к деградации мыслительного процесса. Составляя конспект, вы должны осмысливать информацию, чтобы точно отражать в своих записях суть.
    Как мы и сказали, конспектирование предполагает отбрасывание всего ненужного и второстепенного. Важно не сохранить целостность, а уловить смысл и записать то, что его несет. Поэтому любые связующие текст слова и фразы нужно опускать, ведь при необходимости вы всегда сможете организовать данные самостоятельно.
    Что же касается самих лекций, то нужно понимать, что не все они будут конспектироваться одинаково, потому как:
    лекция может читаться по учебнику;
    лекция может даваться в форме повествования с обозначением ключевых элементов под запись;
    лекция может быть изначально рассчитана на конспектирование.
    Исходя из этого, сначала вы должны понять, в какой форме будет проводиться лекция (можно даже поинтересоваться у лектора), и определить, по какой схеме работать. Лучше всего, когда преподаватель сам указывает на то, что нужно записывать. Но чаще всего приходится осмысливать и перерабатывать поступающий материал. И именно в этом случае ваше внимание должно быть сосредоточено на информации максимально.
    Составить хороший конспект вам помогут следующие советы (не забывайте учитывать то, о чем мы говорили выше):
    Записывайте лекцию по смысловым блокам. Блоки должны соответствовать пунктам плана лекции. Чтобы структурировать информацию было легче, можете нумеровать блоки, использовать подпункты, делать отступы слева и красные строки и включать маркированные списки.
    Сокращайте ключевые слова до заглавной буквы и используйте эти сокращения в тексте. Установить сокращения можно уже в подзаголовках, например, фразу «Вторая мировая война» можно сократить до «ВМВ», «когнитивный диссонанс» можно сократить до «КД» и т.д. Если какие-то буквы совпадают, отделить одни от других можно с помощью специальных обозначений, к примеру, обведя букву в кружок или квадрат и т.п.
    Стержневые понятия по одной дисциплине так же обозначайте с помощью специальных сокращений. Если, например, речь о литературе, во всех конспектах используйте букву «Л», если по биологии – букву «Б» и т.п. Чтобы подстраховаться, на последней странице тетради запишите все используемые сокращения.
    Когда сталкиваетесь с распространенными длинными словами, оперируйте общепринятыми сокращениями, например:
    функция – ф-я;
    формула – ф-ла;
    государство – гос-во;
    руководство – рук-во;
    древнерусский язык – др. р. яз.;
    литература – лит-ра и т.д.
    Пометки и комментарии можно обозначать специальными значками, например:
    ! – важно;
    !! – очень важно;
    ? – не точно или под вопросом;
    Rm – запомнить;
    R – проверить;
    P – пример;
    U – посмотреть в учебнике;
    I – посмотреть в Интернете и т.п.
    Вы можете придумать и свою систему обозначений. Здесь нет никаких рамок или условий, все зависит от вашей фантазии.
    Применяйте стенографические знаки, обозначающие конкретные окончания, например:
    / означает «-ический» (мат/ — математический, биолог/ — биологический и т.д.);
    ~ означает «-ание» или «-ение» (повед~ — поведение, повествов~ — повествование и т.д.);
    Ђ означает «-ность» (ушербЂ – ущербность, влиятельЂ – влиятельность и т.д.)
    Если приходится обозначать отдельные понятия, всегда отделяйте их от основного массива информации, а также подчеркивайте или выделяйте маркером, чтобы этот элемент конспекта выделялся визуально. Можно также придать конкретному цвету конкретное значение, к примеру, красный – главная мысль, желтый – определение, зеленый – вывод и т.п.
    Очень удобно использовать в конспекте обозначения из математики, такие как:
    + – плюс;
    — – минус;
    – меньше и больше;
    ± – неточность;
    ≠ – не равно;
    ≈ – примерно;
    ⇒ – следовательно;
    ⇔ – верно только тогда, когда…;
    ∧ – и;
    ∨ – или;
    ∃ – существует;
    ∈ – принадлежит;
    ∉– не принадлежит;
    ∀ – для всех;
    ∪ – объединяет;
    ⋂ – пересекается;
    ⊂ – включает в себя;
    ∞ – бесконечно;
    ∑ – сумма;
    || – параллельно;
    ¬ – не;
    ↑, ↓ – возрастает и убывает и т.д.
    Во всех частях конспекта, где есть возможность применить аббревиатуру или какой-то знак, делайте это.
    Если не успеваете что-то записывать, смело пропускайте гласные буквы в словах. Это нисколько не помешает пониманию. К примеру, «противоядие» можно написать в виде «пртвд», «совокупность» можно написать в виде «свкпнст» и т.п.
    Нередко сократить длинные слова русского языка помогают аналогичные слова английского (или любого другого) языка. Например, «короткий» можно написать как «short», математика – как «math», корпорация – как «corp.» и т.п.
    Когда нужно записать периодизацию или классификацию, воздержитесь от текста и используйте рисунки, диаграммы или схемы. Вот пример неудачной записи:

    А вот пример удачной:

    Для упрощения составления и восприятия конспекта можно прибегнуть к пространственной записи. Выглядеть она может так:

    В принципе, этих советов уже достаточно, чтобы делать свои конспекты максимально компактными, но в то же время информативными. И, как мы и сказали, применять их можно для конспектирования не только лекций, но и любой другой информации. Однако мы все же хотим дать несколько дополнительных рекомендаций на тему того, как конспектировать статью или художественное произведение:
    При конспектировании научных статей самое важное состоит в умении выделять главное и второстепенное. Но нюанс здесь в том, что не допускается изменение текста первоисточника. Вы должны сохранять авторскую пунктуацию и записывать цитаты без изменений. Конспект научной статьи должен быть предельно точным, чтобы его можно было использовать в дальнейшей работе. Примечания тут обозначаются специальными знаками, такими как Sic! (означает, что было написано именно так, даже если очевидна ошибка) или NB – Nota Bene (означает, что на это нужно обратить внимание или запомнить).
    При конспектировании словарных статей основная задача состоит в выписывании значений определенных понятий. Несмотря на то, что многие выписывают их в полном объеме, никак не сокращая и не изменяя, это не совсем правильно. Достаточно записать лишь самое важное о термине, а грамматические характеристики и примеры употребления вполне можно опустить.
    При конспектировании художественного произведения очень важно не запутаться, ведь очень часто приходится работать с объемными трудами или параллельно изучать несколько произведений. Для этого рекомендуется использовать схематические конспекты, больше известные как ментальные карты или карты памяти. Составляя такие конспекты, нужно использовать стрелки, кружки и прочие графические элементы, способные проиллюстрировать развитие сюжетных линий. Такой вариант не только удобен, но и развивает образное мышление и позволяет запоминать больше информации.
    Мы вовсе не просто так заговорили о ментальных картах, т.к. в последнем блоке статьи хотим рассказать вам о нескольких необычных методах конспектирования, которыми сегодня пользуется огромное количество людей по всему миру. Причем среди них можно встретить не только школьников и студентов, но и уже состоявшихся и очень успешных людей. А сами методы конспектирования помогают им в работе и способствуют достижению больших успехов в любой области жизнедеятельности.

    Эффективные методы конспектирования

    Разу уж мы уже завели речь о картах памяти, то и начать этот блок будет логично именно с них.

    Метод ментальных карт

    Метод ментальных карт, известный также как майнд-мэппинг, считается одним из самых популярных для составления конспектов по сложным темам. Он был разработан английским психологом и телеведущим Тони Бьюзеном в 70-х годах ХХ века. (Сегодня, кстати, метод активно применяется при проведении брейнсторминга).
    Вы берете чистый лист бумаги и размещаете посредине центральное понятие. Уже от него вы разбрасываете в разные стороны ветви или стрелки, ведущие к ключевым идеям, связанным с главной темой. Лучше всего записывать одно слово, опираясь на которое, с помощью ассоциаций вы будете извлекать из памяти касающуюся его информацию.
    Для применения этого метода вам понадобятся разноцветные ручки или маркеры, т.к. ориентироваться в материале гораздо легче, выделяя определенные слова своими цветами. Но это лишь основы. Более подробно о методе ментальных карт вы можете почитать в наших статьях «Ментальные карты» и «Как использовать ментальные карты».

    Метод Билла Гейтса

    Метод конспектирования Билла Гейтса, как и следует полагать, был разработан самим Биллом Гейтсом – американским предпринимателем, филантропом и общественным деятелем. Во время переговоров он всегда делает пометки в блокноте или тетради, структурируя получаемую информацию.
    В общих чертах метод выглядит так: вы делите лист бумаги на несколько квадратов, например, на четыре. В каждый квадрат вы в тезисной форме записываете информацию по конкретной теме. К примеру, в одном квадрате у вас могут быть даты, в другом – имена, в третьем – места или события, в четвертом – возникающие у вас вопросы и т.п.
    По мнению некоторых людей, метод Билла Гейтса является несколько видоизмененным вариантом метода Корнелла. И с ним вам тоже обязательно нужно познакомиться.

    Метод Корнелла

    Метод Корнелла (или Корнелльский метод) разработал в середине ХХ столетия Вальтер Паук – профессор Корнелльского университета. Суть в следующем: вам нужно взять лист А4 и разметить его определенным образом.
    Проведите две горизонтальные линии: одну сверху листа – для дат и заголовков, и одну снизу – для резюме по конспекту (под линией должно оставаться место для 5-6 предложений).
    Посередине листа проведите длинную вертикальную линию, чтобы она делила лист на две колонки: колонка слева должна быть небольшой, а справа – большой (лучше, чтобы ее ширина была чуть более 6 см).
    В процессе конспектирования статьи, книги или лекции ведите основные записи в правой колонке. Оставляйте между предложениями немного пустого места, чтобы можно было что-то дописать позже.
    По окончании конспектирования заполните левую колонку. В ней нужно отметить наиболее важные идеи, даты, имена, места и т.п. Сюда же можно вносить возникшие у вас вопросы. Затем, не теряя времени, заполните место под нижней горизонтальной чертой – запишите туда в нескольких предложениях основную суть всего конспекта.
    Не будет лишним заметить, что метод Корнелла приобрел большую популярность в США, а в ряде учебных заведений его даже хотят сделать обязательным к освоению учащимися, ведь он не просто помогает быстро и грамотно записать информацию, но и мотивирует к перечитыванию записей, их дополнению и переработке.

    Метод течения

    Метод течения подходит тем, кто не хочет писать вслед за лектором, словно стенографист. Разработал его канадский писатель и журналист Скотт Янг. Главная идея метода заключается в том, что лекцию нужно воспринимать не как пассивный, а как активный процесс, т.к. лишь в этом случае от него можно получить максимальную пользу.
    В процессе конспектирования вы должны размышлять и развивать свои идеи, записывая только ключевые моменты, а остальное комментируя собственными словами. Естественно, в этом случае ваши записи будут отличаться от слов лектора, поэтому применять метод лучше, если дисциплина допускает последующее формулирование мыслей по-своему.
    Если же приходится конспектировать массу каких-либо точных данных, а метод вам все равно нравится, возьмите для подстраховки на лекцию диктофон, чтобы потом, переслушав, дополнить конспект тем, что упустили.

    Метод предложений

    И, наконец, один из самых простых методов конспектирования – метод предложений. Он напоминает классический метод стенографирования, когда слушатель стремится зафиксировать абсолютно все, что слышит от лектора.
    Однако отличие состоит в том, что вы записываете каждое предложение с новой строки, при этом нумеруя его. Благодаря нумерации вы сможете легко сослаться в одном предложении на другое, просто сделав соответствующую пометку, к примеру, «см. №17».
    Думаем, что теперь в вашем арсенале появится несколько полезных инструментов ведения записей, и надеемся, что ваша учеба или работа станет немного легче, а результаты будут лучше. Но в заключении все же предлагаем еще одно небольшое видео с несколькими эффективными советами по конспектированию.
    Желаем вам удачи и успехов!

  10. Piilon Ответить

    Конспект – это краткая запись учебно-научного материала, помогающая выделить главное с целью дальнейшего воспроизведения информации.
    Понятие «конспект» пришло к нам из Древнего Рима. Ему столько же лет, сколько первым латинским школам. Будущие медики, историки, философы и юристы учились записывать сведения, полученные от наставников, коротко и ёмко.
    Само слово «conspectus» переводится как «обзор», сведение к минимуму. Иногда для того, чтобы получить ценные знания, обучающимся приходилось отправляться в другой город или государство.
    Чтобы не обременять себя тяжёлыми книгами, полученную от «продвинутых» собеседников информацию приходилось сокращать. Эту драгоценную выжимку было удобно везти с собой как в маленьком свитке, так и в небольшой тетради, не занимающей много места.

    Виды конспектов

    Современные конспекты традиционно делятся на 4 вида:
    план-конспект;
    текстуальный;
    тематический;
    свободный.

    Конспект урока (на примере)

    План-конспект урока оптимален на занятии по литературе или при записи содержания прочитанной книги. Он хорошо структурирует материал, помогает увидеть общий замысел, проследить логику. Каждый пункт плана соотносится с конкретной частью целого, помогая распределить содержимое конспекта на тематические блоки.
    Недостаток такого вида записи – недолговечность. Если название раздела сводится к сокращению «Встр. перс.», вряд ли через месяц вы догадаетесь, что речь идёт о «Встрече персонажей». Поэтому рекомендуется дополнять пункты плана вопросно-ответными формулами.
    Приведём пример плана-конспекта романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
    В какой среде выросли главные герои романа?
    Облик Онегина определил светский Петербург. Герой вырос в мире условностей. «Молодой повеса» стремился к лёгкому поверхностному успеху, высоко ставил внешний блеск и ни к чему не относился серьёзно. Татьяну сформировал узкий семейный круг, жизнь в деревне. Молодая Ларина вела уединённую жизнь, любила природу, много читала.
    Как относятся персонажи к дружбе и любви?
    Онегин не привык к глубоким чувствам. Пылкие романтики кажутся ему наивными. Случайная дружба с Ленским не выдерживает испытания и рушится из-за пустячной ссоры. Искренняя любовь Татьяны не радует, а пугает его.
    У Татьяны нет друзей. Даже сестра, с которой они неразлучны, не понимает её. Застенчивая и чистая, она бережёт лучшие силы души для своего избранника. Любовь к Онегину переворачивает её жизнь.
    Для чего автор сталкивает столь разные характеры, испытывая героев любовью?
    Онегин символизирует европейскую светскую культуру, которой живёт российское высшее общество ХIХ века, и её характерные черты: дух индивидуализма, тяготение к внешней успешности, моду на пресыщенность и скуку, утончённый эгоизм.
    Татьяна – это душа России с её исконной верой, верностью народным традициям и нравственной чистотой. Поверхностное и глубинное, светское и духовное не всегда сосуществуют гармонично. Любовная история Татьяны и Евгения подтверждает это.

    Какие еще бывают конспекты

  11. Haldamir Ответить

    Как составлять конспект:
    1. Определите цель составления конспекта.
    2. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделать библиографическое описание документа.
    3. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
    4. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
    5. Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.
    6. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и примеры.
    7. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения.
    8. Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы “ступеньками” подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
    9. Используйте реферативный способ изложения (например: “Автор считает…”, “раскрывает…”).
    10. Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
    Оформление конспекта:
    1. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
    2. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
    3. Соблюдать правила цитирования – цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
    4. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом – подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным – подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым – делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.
    Основные ошибки при составлении конспекта:
    1. Слово в слово повторяет тезисы, отсутствует связность при пересказе.
    2. Конспект не связан с планом.
    3. Многословие (много вводных слов) или чрезмерная краткость, незаконченность основных смысловых положений текста.
    4. При передаче содержания текста потеряна авторская особенность текста, его структура.
    Описание— это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
    Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.
    Примеры описания в научном и художественном стиле.
    1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
    2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

  12. belii917 Ответить

    Конспект – это краткий вариант изложения прочитанного материала или прослушанной лекции. Он является выжимкой главной информации, которую необходимо запомнить. Все части конспекта должны быть взаимосвязанными между собой, чтобы при повторном прочтении можно было восстановить логическую цепь событий.
    Конспект может в дальнейшем послужить хорошую службу не только ее составителю, но и другому читателю. Ведь логически взаимосвязанная, при этом краткая запись поможет восстановить в памяти или дать новую информацию читателю.
    Существует несколько разновидностей конспектов. План-конспект – это несколько пунктов лекции, составленные в виде плана. По мере ознакомления с материалом в полной мере, данный план расширяется и увеличивается, что в конце становится конспектом.
    Текстуальный конспект предполагает выписывание цельных кусков информации, при этом логично описывающие весь текст. Данная разновидность подходит для студентов гуманитарных факультетов, которым важны цитаты или выдержки из документов.
    Тематический конспект предполагает сжатие материала с использованием различных источников. То есть, конечный вариант будет представлять собой сжатые мысли по одной теме, но с несколькими экспертными мнениями.
    Конспект нужно составлять, выделяя главные мысли во всем тексте. Не нужно выписывать водные предложения, а уделить внимание основным мыслям. Также нужно выделять термины, основные цитаты и заголовки в тексте, что поможет при повторении.

Добавить комментарий для Danlem Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *