Что такое конспект и как его писать?

10 ответов на вопрос “Что такое конспект и как его писать?”

  1. IIIoKoJIaD Ответить

    Конспект – это краткая запись учебно-научного материала, помогающая выделить главное с целью дальнейшего воспроизведения информации.
    Понятие «конспект» пришло к нам из Древнего Рима. Ему столько же лет, сколько первым латинским школам. Будущие медики, историки, философы и юристы учились записывать сведения, полученные от наставников, коротко и ёмко.
    Само слово «conspectus» переводится как «обзор», сведение к минимуму. Иногда для того, чтобы получить ценные знания, обучающимся приходилось отправляться в другой город или государство.
    Чтобы не обременять себя тяжёлыми книгами, полученную от «продвинутых» собеседников информацию приходилось сокращать. Эту драгоценную выжимку было удобно везти с собой как в маленьком свитке, так и в небольшой тетради, не занимающей много места.

    Виды конспектов

    Современные конспекты традиционно делятся на 4 вида:
    план-конспект;
    текстуальный;
    тематический;
    свободный.

    Конспект урока (на примере)

    План-конспект урока оптимален на занятии по литературе или при записи содержания прочитанной книги. Он хорошо структурирует материал, помогает увидеть общий замысел, проследить логику. Каждый пункт плана соотносится с конкретной частью целого, помогая распределить содержимое конспекта на тематические блоки.
    Недостаток такого вида записи – недолговечность. Если название раздела сводится к сокращению «Встр. перс.», вряд ли через месяц вы догадаетесь, что речь идёт о «Встрече персонажей». Поэтому рекомендуется дополнять пункты плана вопросно-ответными формулами.
    Приведём пример плана-конспекта романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
    В какой среде выросли главные герои романа?
    Облик Онегина определил светский Петербург. Герой вырос в мире условностей. «Молодой повеса» стремился к лёгкому поверхностному успеху, высоко ставил внешний блеск и ни к чему не относился серьёзно. Татьяну сформировал узкий семейный круг, жизнь в деревне. Молодая Ларина вела уединённую жизнь, любила природу, много читала.
    Как относятся персонажи к дружбе и любви?
    Онегин не привык к глубоким чувствам. Пылкие романтики кажутся ему наивными. Случайная дружба с Ленским не выдерживает испытания и рушится из-за пустячной ссоры. Искренняя любовь Татьяны не радует, а пугает его.
    У Татьяны нет друзей. Даже сестра, с которой они неразлучны, не понимает её. Застенчивая и чистая, она бережёт лучшие силы души для своего избранника. Любовь к Онегину переворачивает её жизнь.
    Для чего автор сталкивает столь разные характеры, испытывая героев любовью?
    Онегин символизирует европейскую светскую культуру, которой живёт российское высшее общество ХIХ века, и её характерные черты: дух индивидуализма, тяготение к внешней успешности, моду на пресыщенность и скуку, утончённый эгоизм.
    Татьяна – это душа России с её исконной верой, верностью народным традициям и нравственной чистотой. Поверхностное и глубинное, светское и духовное не всегда сосуществуют гармонично. Любовная история Татьяны и Евгения подтверждает это.

    Какие еще бывают конспекты

  2. Black_boy Ответить

    Таня Вакулина
    Консультация для учащихся «Как правильно составлять конспект»
    Одним из приемов рационального обучения является конспектирование учебного материала.
    Это умение неразрывно связано с умением пользоваться книгой. Потребность в конспекте может возникнуть в случаях, когда за ограниченное время требуется передать большой объем информации, переработать множество разрозненных источников, из живой речи вычленить самое главное и существенное.
    Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи. Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, – это не конспект.
    В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации. Поэтому то, что в начале кажется второстепенным, может со временем оказаться ценным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и трудно запоминается.
    Типы конспектов:
    1. Плановый.
    2. Текстуальный.
    3. Свободный.
    4. Тематический.
    Краткая характеристика типов конспектов:
    1. Плановый конспект: являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного, этот конспект – один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.
    2. Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.
    3. Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.
    4. Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос темы. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.
    Как составить конспект:
    прочитайте текст учебника;
    определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т. д. ;
    выделите взаимосвязи;
    основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в виде кодированной информации после наименования темы в тетради;
    прочтите еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей;
    сформулируйте не менее трех вопросов разного уровня сложности, запишите вопросы в тетрадь;
    каждому вопросу определите значок степени сложности и найдите возможный ответ;
    внимательно прочитайте материал;
    определите основные смысловые части учебной информации по плану общей схемы;
    определите центральную часть О. К., т. е. его “ассоциативный узел” в виде систематического класса и его особенностей;
    Определите цель составления конспекта.
    Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
    Если составляется план- конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.
    Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
    В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
    Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
    Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы “ступеньками” подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
    Используйте реферативный способ изложения (например: “Автор считает. “, “раскрывает. “).
    Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
    Познакомьтесь с правилами конспектирования:
    1. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.
    2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
    3. Составить план – основу конспекта.
    4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
    5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
    6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.
    7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
    8. Соблюдать правила цитирования – цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
    9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом – подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным – подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т. д. ; зеленым – делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т. д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.
    10. Учитесь классифицировать знания, т. е. распределять их по группам, параграфам, главам и т. д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать.
    Конспект, план-конспект – это способ работы с текстом. Цель – зафиксировать и переработать какой-либо текст. Конспект – это выписки из текста источника. Но это не полное переписывание чужого текста. Это переработка информации за счет ее свертывания.
    Конспект – это краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план тезисы, выписки, цитаты. Конспект, в отличие от тезисов воспроизводят не только мысли оригинала, но и связь между ними. В конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.
    Существуют разнообразные виды и способы конспектирования:
    текстуальный конспект – представляет собой последовательную запись текста книги или лекции. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации. При написании конспекта: – сначала прочитывается текст-источник, – в нём выделяются основные положения; – подбираются примеры; – идёт перекомпоновка материала; – затем оформляется текст конспекта; – Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике; План-конспект – это более детальная проработка источника; – составляется подробный, сложный план, в котором освещаются не только основные вопросы источника, но и частные; – к каждому пункту или подпункту плана подбираются и выписываются цитаты.
    Конспекты могут быть плановыми,т. е. пишутся на основе составленного плана статьи, книги. Каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта. Удобно в этом случае воспользоваться вопросным планом. В левой части страницы вы ставите проблемы, затронутые в книге в виде вопросов, а в правой части страницы даете на них ответы.
    Конспект-схема
    Удобно пользоваться схематичной записью прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.
    Наиболее распространенными являются схемы типа “генеалогическое дерево” и “паучок”. В схеме “генеалогическое дерево” выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности “сверху – вниз” – от общего понятия к его частным составляющим.
    В схеме “паучок” записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет “тело паучка”. Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют “ножки паука”. Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой “ножке” ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.
    Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении. Действия при составлении конспекта – схемы могут быть такими:
    1. Подберите факты для составления схемы.
    2. Выделите среди них основные, обще понятия.
    3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
    4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.
    5. Дайте название выделенным группам.
    6. Заполните схему данными.
    Опорный конспект
    Это творческий вид работы был введён в учебную деятельность школьников Шаталовым В. Ф. известным педагогом-новатором и получил название “опорный сигнал”. В опорном сигнале содержание информации “кодируется” с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п. Такая запись учебного материала позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.
    При любом виде конспектирования важно помнить о том, что:
    Записи полезно делить, для этого используются: 1. Подзаголовки. 2. Абзацные отступы. 3. Пробельные строки. Такой текст удобно читать.
    При конспектировании нужно пользоваться оформительскими средствами:
    1. Делать в тексте конспекта подчёркивания
    2. На полях тетради отчёркивания “например, вертикальные”
    3. Заключать основные понятия, законы,правила и т. п. в рамки.
    4. Пользоваться при записи различными цветами.
    5. Писать разными шрифтами.
    6. Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление.
    В этом случае вы быстро сможете найти необходимую вам информацию.
    Итак,
    конспект
    представляет собой дословные выписки из текста источника. При этом конспект – это не полное переписывание чужого текста. Обычно при написании конспекта сначала прочитывается текст-источник, в нём выделяются основные положения, подбираются примеры, идёт перекомпоновка материала, а уже затем оформляется текст конспекта. Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике.

  3. real man Ответить

    2. Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.
    3. Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.

    4. Тематический конспект
    дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос темы. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.
    Как составить конспект:
    прочитайте текст учебника;
    определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т.д.;
    выделите взаимосвязи;
    основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в виде кодированной информации после наименования темы в тетради;
    прочтите еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей;
    сформулируйте не менее трех вопросов разного уровня сложности, запишите вопросы в тетрадь;
    каждому вопросу определите значок степени сложности и найдите возможный ответ;
    внимательно прочитайте материал;
    определите основные смысловые части учебной информации по плану общей схемы;
    определите центральную часть О.К., т.е. его “ассоциативный узел” в виде систематического класса и его особенностей;
    Определите цель составления конспекта.
    Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
    Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.
    Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
    В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
    Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
    Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы “ступеньками” подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
    Используйте реферативный способ изложения (например: “Автор считает…”, “раскрывает…”).
    Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
    Познакомьтесь с правилами конспектирования:
    1. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.
    2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
    3. Составить план – основу конспекта.
    4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
    5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
    6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.
    7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
    8. Соблюдать правила цитирования – цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
    9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом – подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным – подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым – делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.
    10. Учитесь классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам и т.д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать.

  4. Kirilhala Ответить

    Между заголовками и пунктами надо оставлять достаточно свободного пространства, чтобы при необходимости можно было легко сделать пометки, добавить свежую информацию.
    В идеале названия рубрик и разделов должны формулироваться так, чтобы пробежавшись по ним взглядом, можно было не только получить полное представление о вопросе, который раскрывается в конспекте-плане, но и найти на него ответ.
    Пример:
    Причины Первой мировой войны
    Отношения ведущих государств Европы и России в конце 19 – начале 20 века.
    Формирование военно-политических блоков:
    Антанта.
    Тройственный союз.
    Экспансионистские планы Германской империи.
    Предпосылки к усилению националистической пропаганды:
    Объединение Германии.
    Победа над Францией в 1871 г.
    «Прыжок пантеры» и попытка колониальной экспансии.
    Планы экспансии в отношении европейских соседей и России.
    План фон Шлиффена.
    Повод к войне.
    Убийство в Сараево.
    Ультиматум Австро-Венгрии.

    Пример плана-конспекта

    В качестве образца составления плана-конспекта можно использовать заготовки для работы со статьей по истории на тему «Возникновение письменности». Вначале после проработки материала получается костяк:
    Важность письменности для человечества.
    Государства, в которых впервые появилось письмо.
    Развитие в средние века.
    Значение для науки.
    Письменность в современном обществе.
    Выводы.
    В процессе работы полученные пункты становятся подзаголовками и обрастают материалом, раскрывающим их суть. Например:
    Важность…
    Формирование потребности в письменной передаче сведений.
    Причины, обусловившие возникновение письменности…
    Наскальные рисунки.
    Первые попытки зафиксировать сообщения предприняли…
    Пиктограммы.
    Предметное письмо (слова-рисунки).
    Кипу.
    Государства…
    Шумер.
    Египет.
    Китай.
    И так – до полного заполнения подзаголовков соответствующей информацией.
    Освоение техники составления плана-конспекта позволяет отточить мастерство и эффективность самостоятельной работы с текстом, уменьшить потери времени и сил на подготовку к занятиям.

  5. Не верь Монике Ответить

    Для школьника эта информация может показаться несколько сложной для восприятия с точки зрения терминологии, но по сути, иногда даже не зная, как это правильно называется, мы сами интуитивно выполняли подобные виды работы, иногда даже без поддержки учителя.

    Виды конспектов:

    плановый – самый сжатый и краткосрочный, так как по прошествии даже незначительного срока времени может забыться, как именно тот или иной пункт плана раскрывался в исходном материале; подходит только для непосредственной подготовки к устному ответу;
    текстуальный – наиболее близок к тезисной передачи информации, так как в основном состоит из авторских цитат; подходит для изложения теоретических изысканий по определенной теме;
    графический – сугубо индивидуальная, авторская вещь, которая будет непонятна непосвященному; предпочтителен для конспектирования лекций, когда времени мало, а объем информации большой;
    хронологический – напрямую связан с предметом истории, когда информация подается в виде пересказывания событий, расположенных в хронологическом порядке;
    свободный – не имеет каких-то определенных требований и границ, при желании может совмещать в себе все остальные виды работы.
    Это интересно! Обретаем профессию удаленно: дистанционное высшее образование в государственных вузах
    Как правильно писать конспект — Учись, студент!

  6. FanDopTV Ответить

    Как составлять конспект:
    1. Определите цель составления конспекта.
    2. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделать библиографическое описание документа.
    3. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
    4. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
    5. Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.
    6. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и примеры.
    7. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения.
    8. Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы “ступеньками” подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
    9. Используйте реферативный способ изложения (например: “Автор считает…”, “раскрывает…”).
    10. Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
    Оформление конспекта:
    1. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
    2. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
    3. Соблюдать правила цитирования – цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
    4. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом – подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным – подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым – делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.
    Основные ошибки при составлении конспекта:
    1. Слово в слово повторяет тезисы, отсутствует связность при пересказе.
    2. Конспект не связан с планом.
    3. Многословие (много вводных слов) или чрезмерная краткость, незаконченность основных смысловых положений текста.
    4. При передаче содержания текста потеряна авторская особенность текста, его структура.
    Описание— это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
    Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.
    Примеры описания в научном и художественном стиле.
    1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
    2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *