Что такое культура расскажите о происхождении этого понятия?

5 ответов на вопрос “Что такое культура расскажите о происхождении этого понятия?”

  1. Mahuginn Ответить


    Найди значение выражения: (7c?10d)?(7c+10d)?49c^2,
    если c=2 и d=0,01

    27Тепловой эффект реакции водорода с кислородом с образованием воды составляет 572 кДж. Определите, какое количество теплоты выделится, если для реакции взять 100 граммов водорода при условии, что кислород в избытке.
    28Тепловой эффект реакции гидроксида натрия и серной кислоты составляет 113,6 кДж. Определите, какое количество теплоты выделится, если для реакции взять 600 граммов гидроксида натрия при условии, что серная кислота в избытке.
    29Тепловой эффект реакции нейтрализации гидроксида натрия и серной кислоты составляет 131 кДж. Какое количество теплоты выделилось, если в ходе реакции получилось 72 г воды? Ответ дайте в кДж.

    Какой объем в байтах занимает предложение Наша планета – Земля!

    выпишите соответствующие данному типу климата
    ПОМОГИ ПОЖАЛУЙСТА ПОЖАЛУЙСТА ПОЖАЛУЙСТА ПОЖАЛУЙСТА ПОЖАЛУЙСТА ПОЖАЛУЙСТА

    два угла вписанного в окружность четырехугольника равны 65 и 80 градусов .найдите два других угла четырехугольника

    log_(5) (3x+1)>log_(5) (x-2) Решите пожалуйста

    Внутренние углы треугольника ABC пропорциональны числам 3,5,7.
    1. Найдите углы треугольника ABC.
    2. Найдите внешние углы треугольника ABC.

    Как васютка узнал что в озере есть рыба

    дополните следующие предложения своими примерами 1.Имена существительные могут обозначать предметы :учебник,,.,,,…,,,..,.,,,,2Имена существмтельное могуть обозначать признак но как предмет :находчивать .,,,,…,,….,..,3Именя существительное могут обозначать дейтвие но как предмет:бег..,…..,

    (-5 ЦЕЛЫХ 2/3·-2 ЦЕЛЫХ 2/17)-(0,12·-8 ЦЕЛЫХ 2/3)

  2. milana Ответить

    Найди значение выражения: (7c?10d)?(7c+10d)?49c^2,
    если c=2 и d=0,01
    27Тепловой эффект реакции водорода с кислородом с образованием воды составляет 572 кДж. Определите, какое количество теплоты выделится, если для реакции взять 100 граммов водорода при условии, что кислород в избытке.
    28Тепловой эффект реакции гидроксида натрия и серной кислоты составляет 113,6 кДж. Определите, какое количество теплоты выделится, если для реакции взять 600 граммов гидроксида натрия при условии, что серная кислота в избытке.
    29Тепловой эффект реакции нейтрализации гидроксида натрия и серной кислоты составляет 131 кДж. Какое количество теплоты выделилось, если в ходе реакции получилось 72 г воды? Ответ дайте в кДж.
    Какой объем в байтах занимает предложение Наша планета – Земля!
    выпишите соответствующие данному типу климата
    ПОМОГИ ПОЖАЛУЙСТА ПОЖАЛУЙСТА ПОЖАЛУЙСТА ПОЖАЛУЙСТА ПОЖАЛУЙСТА ПОЖАЛУЙСТА
    два угла вписанного в окружность четырехугольника равны 65 и 80 градусов .найдите два других угла четырехугольника
    log_(5) (3x+1)>log_(5) (x-2) Решите пожалуйста
    Внутренние углы треугольника ABC пропорциональны числам 3,5,7.
    1. Найдите углы треугольника ABC.
    2. Найдите внешние углы треугольника ABC.
    Как васютка узнал что в озере есть рыба
    дополните следующие предложения своими примерами 1.Имена существительные могут обозначать предметы :учебник,,.,,,…,,,..,.,,,,2Имена существмтельное могуть обозначать признак но как предмет :находчивать .,,,,…,,….,..,3Именя существительное могут обозначать дейтвие но как предмет:бег..,…..,
    (-5 ЦЕЛЫХ 2/3·-2 ЦЕЛЫХ 2/17)-(0,12·-8 ЦЕЛЫХ 2/3)

  3. Гронхэм Ответить

    СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
    ФАКУЛЬТЕТ
    “Управление процессами перевозок”
    КАФЕДРА «Философия»
    (название кафедры)
    Происхождение и формирование понятия “культура”
    (тема реферата)
    Реферат
    По дисциплине «Культурология»
    (название дисциплины)
    Выполнил(а) студент(ка) (номер группы)
    Ф.И.О.
    Рыжков В.Е
    Научный руководитель:
    Ф.И.О.
    Быстрова А.Н
    НОВОСИБИРСК
    2012
    Введение
    Культура является неотъемлемым компонентом полноценного развития общества. Посредством культуры формируются не только отдельно взятые личности, но и взаимоотношения между ними в различных сферах жизнедеятельности. Культура закладывает основы определенного мировоззрения людей, менталитета народов и наций.
    Культура ? понятие многогранное, она может быть материальной и духовной, но в итоге все стороны ее проявление направлены на создание целостного образа конкретного человека, общества, цивилизации в целом.
    Культура ? это основа позволяющая людям интерпретировать свой опыт и направлять свои действия, в то время как общество представляет собой сети социальных отношений, возникающих между людьми.
    Так как культура – это неотъемлемая часть человеческой жизни, то социология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных ценностей.
    Существование и использование культуры основано на способности, которой обладает только человек. Эту способность понимали по-разному, например как способность к рациональному или абстрактному мышлению, но открытие рационального поведения среди животных показало недостаточность этого понимания.
    Происхождение понятия “культура”
    Человек живет не только в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для каждого, другие доступны лишь узкому кругу посвященных.
    Но есть и такие понятия, которые за своей кажущейся простотой скрывают вселенную человеческих страстей интеллектуального сверх напряжения в поисках ответа на вопрос: что такое человек и в чем смысл его бытия? Одно из таких понятий культура.
    Однако, прежде чем раскрыть научное содержание понятия культура, необходимо совершить экскурс в историю становления культурных концепций, чтобы должным образом оценить всю глубину того мировоззренческого сдвига о культуре в науке.
    В традиционном понимании слово «культура» первоначально означало возделывание, переработку почвы.
    Впоследствии этот термин был перенесен римлянами на человека и стал означать его воспитание и образование, т.е. «возделывание» человека. Культуру в этом смысле стали противопоставлять понятию некультурности, дикости, варварства.
    Современная наука рассматривает культуру как жизнетворчество, как творчески созидательную деятельность по преобразованию природы и общества, результатами которого являются постоянное пополнение материальных и духовных ценностей, совершенствование всех сущностных человеческих сил.
    Культура как явление социального бытия человек и человечества привлекает многих исследователей пытающихся по-разному, в зависимости от идеологических установок и конкретных знаний, осуществить анализ той или иной области культуры и дать свою отличную от других исследователей интерпретацию культурных процессов.
    Однако, большинство специалистов, исследующих процессы культуры и творчества, считают, что культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, и все акты деятельности людей.
    Культура ? это формы общения и отношения людей в повседневной жизни.
    Культура предполагает определенный, характерный для данного общества уровень знаний, а значит, процесс овладения знаниями, навыками, нормами общества.
    В обыденном понятии культура выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творческого процесса и свободы. Именно культура отличает человека от первобытного существа.
    Понятие «культура» означает универсальное отношение человека к миру, через которое человек сознает мир и самого себя.
    Каждая культура ? это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе.
    Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение каких-либо других культур обогащает нас не только новыми знаниями, но и новым творческим опытом.
    Как реализуется универсальное отношение человека к миру?
    Как оно закрепляется в человеческом опыте и передается от поколения к поколению?
    Отвечая на эти вопросы мы охарактеризовываем культуру.
    Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека.
    Смысл ? это содержание человеческого бытия, взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и самим собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что откроем в мире и в самих себе.
    Смыл надо отличать от значения, т.е. предметно выраженного образа или понятия. Даже если смысл выражается в понятии или образе, сам по себе он вовсе необязательно является предметным. Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально. Но и те и другие смыслы могут стать общезначимыми, объединяя многих людей и выступая основой их мыслей и чувств.
    Именно такие смыслы образуют культуры2.
    Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. Культура есть универсальный способ освоения мира.
    Таким образом, весь мир превращается в носителя человеческих смыслов, в мир культуры.
    Отсюда можно дать определение культуры.
    Культура ? это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего.
    Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество.
    Сущность культуры
    Выявить сущность, значит объяснить само значение термина. И как уже говорилось выше, понятие культура первоначально означало возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Камень, отшлифованный морским прибоем, так и остается компонентом природы, и тот же камень, обработанный дикарем, – искусственный объект, выполняющий определенную функцию, принятую в данном сообществе ? орудийную или магическую.3 Таким образом, в этом изначальном содержании термина выражена особенность культуры ? заложенное в ней человеческое начало, и акцентировано внимание на единство культуры, человека и его деятельности.
    Культура отражает жизненные события. От ее состояния и развития зависит интеллектуальный потенциал не только отдельной личности, но и всего народа, даже всего человечества. Всякая культура это культура духа, т.к. имеет духовную основу ? она является продуктом творческой работы духа над природными стихиями.
    Если рассматривать культуру в широком плане, то она включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком.
    Структурная целостность культуры проявляется в том, что культуры соотносятся иерархическим образом.
    Важно отметить, что целостность культуры определяется как фундамент ? на целостность природы.
    Однако целостность культуры, с которой человек сталкивается в повседневной жизни ? это целостность материальной и духовной культуры.
    Виды и структура культуры
    Структура культуры представлена в двух основных частях: культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в состоянии покоя, вторая – в движении. К культурной статике относится внутреннее строение культуры – совокупность оазисных элементов или черт и формы культуры – конфигурации, характерные сочетания таких элементов.
    Материальные и духовные ценности, созданные творческим трудом человека, называют артефактами. Традиционно выделяют такие области материальной культуры, которые связаны с практической деятельностью людей, производством и воспроизводством их социальной жизни, а так же производством и воспроизводством самого человека.
    Первая и большая часть материальной культуры: орудия труда, все средства производства, жилище, технические средства, т.е. все то, что, получило название искусственной среды или среды обитания человека.
    Эту часть материальной культуры обозначают термином производственно-техническая культура или материально-техническая основа жизни общества. Особой частью производственно-технической культуры являются производственные технологии и специальные формы общения людей в процессе производства, трудовой и творческий потенциал участников трудовой деятельности.
    Вторая, не менее значимая часть материальной культуры связана с функционированием множества общественных институтов, организаций и учреждений, обеспечивающих нормальный ход общественной жизни во всех ее сферах и, в первую очередь, в социально-политической.
    Третьей областью материальной культуры справедливо считают производство и воспроизводство самого человека. Эта область материальной культуры исследует ни столько методико-биологические проблемы воспроизводства человека, сколько анализирует проблемы взаимоотношений поколений.4
    Нематериальную или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Которые так же являются результатом деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом. Нематериальные объекты существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением. Составной частью духовной культуры любого общества является, и мир ценного знания, который позволяет человеку ориентироваться в мире вообще и, что особенно важно, в том обществе, где он живет и действует.
    Ценности культуры имеют для человека большой личностный смысл и значение, они являются тем базисом, на который человек строит свои отношения с другими людьми, со всем обществом и даже с самим собой.
    Особое место в духовной культуре всегда занимали знания, которые по мере развития человечества все больше и больше отождествляли с наукой.
    Заключение
    Таким образом, проведя исследование на данную тему, у меня сложилось понимание того, что культура это исторически сложившаяся система, которая формировала свою структуру на протяжении всего существования человечества. Культура обладает своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, образом мысли и жизни. Взаимодействие различных видов и форм культуры является основой происходящего на наших глазах процесса формирования общечеловеческой цивилизации. В этом смысле культура предстает как социальное явление и выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений. Субъектом культуры выступает человечество, которое в полной мере выступает ее создателем. Предметами форм культуры являются плоды творческой активности народа, шедевры гениев, талантов.
    Культурология имеет множество родственных наук, таких как этнография (изучает материальную и духовную культуру отдельных народов), социология (изучает закономерности развития и функционирования общества как целостной системы), морфология культуры (изучает культурные формы), психология (наука о психической жизни людей), история, все они имеют важное значение, но наиболее весомое значение в этом списке занимает культурология, так как она занимается изучением различных явлении происходящих в культуре.
    Список литературы
    Рамин К. А. Мировая культура. М., АСТ, 2007. С. 128.
    Краев А. М. Роль культуры в обществе. М., Мысль, 2003. С. 101.
    Хлебникова Н. В. Культура как фактор развития общества. Спб., Питер-Пресс, 2007. С. 122.
    2 Рамин К. А. Мировая культура. М., АСТ, 2007. С. 128.
    3 Краев А. М. Роль культуры в обществе. М., Мысль, 2003. С. 101.
    4 Хлебникова Н. В. Культура как фактор развития общества. Спб., Питер-Пресс, 2007. С. 122.

  4. Darkhunter Ответить

    Содержание
    стр.
    Введение_________________________________________________________3
    1. Происхождение и значение термина «культура»______________________4
    2. Структура культуры______________________________________________8
    Заключение ______________________________________________________17
    Введение
    Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании. В последствии все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура».
    Возможность построения обобщающей модели культуры привлекает внимание представителей разных наук: философии, психологии, истории, археологии, этнографии, в том числе и социологии. Такой интерес обусловлен многогранностью культурных явлений, и их функциональным значением, а также возможностью собственной интерпретации данного феномена. Несмотря на это только в середине ХХ в. начинается реализация все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры.
    Культура, являясь, прежде всего социальной категорией имеет соответственно свои особенности, и несет в себе некоторые социальные функции.
    1. Происхождение и значение термина «культура»
    Понятие «культура» (происходит от латинского culture – взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием) родилось в Древнем Риме как противоположное значение понятию «натура» – природа. Следовательно, изначально термин «культура» применяли относительно человеческой деятельности, направленной на преобразование «естественного», «природного», а именно возделывание и обработка земли, уход за животными, занятие сельским хозяйством.
    Со временем слово «культура» стало вбирать в себя все более широкий круг предметов, явлений, действий, общим свойством которых было их человекотворное происхождение. Соответственно и сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец самого себя, попадал в сферу культуры, и она обрела смысл «образование», «воспитание», т.е. взращивание, возделывание, уход за человеком, в ходе которого нечто дополняется и исправляется в природе человека.
    Лингвисты отмечают, что до XVII века термин «культура» не имел самостоятельного употребления. Он употреблялся в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение того, с чем сочетался: «culture juries» – выработка правил поведения, «culture lingual» – совершенствование языка и т.д.
    Более четкое содержание термину «культура» впервые придал немецкий мыслитель С. Пуфендорф. Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность «человеку естественному», необразованному.
    В XVIII веке продолжая античную традицию, идеологи просвещения с помощью термина «культура» выражали идею культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», человеческого начала в человеке» в противоположность природному, стихийному, животному. Таким образом, в эпоху просвещения культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Здесь культура приобретает значение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинство человека и способствует его развитию. Следовательно, не всякий результат деятельности человеческого рода заслуживает того, чтобы называться достоянием культуры. Но, с другой стороны, культура рассматривалась и как имеющийся в действительности, реально существующий и исторически меняющийся образ жизни людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. С этой точки зрения явлениями культуры следовало признавать не только позитивные достижения человечества, но и отрицательные проявления человеческой активности (религиозные распри, войны, преступность и т.д.).
    В дальнейшем закрепилась расширительная трактовка культуры: культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. Она включает в себя не только результат духовной деятельности человека, но и изменение окружающей природы, создание искусственной среды обитания, технику, формы общественных отношений, социальные институты и т.д. В узком смысле культура – это уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы поведения, которые освещены традицией, обязательны для представителей данного этноса и различных его социальных групп. Культура здесь выступает как форма трансляции социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Причем эта регулирующая социальный опыт роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и познавательные каноны, представление о прекрасном и безобразном, добре и зле, отношении к природе и обществу, сущему и должному и т.п.
    Еще в одном смысле понятие культуры раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается как универсальное отношение человека к миру. В таком понимании культура обозначает отношение человека к окружающей его действительности, через которое человек создает мир и самого себя. Таким образом, каждая культура становится способом творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.
    В наше время слово «культура» является одним из наиболее употребляемых и в обыденном языке, и во множестве научных определений, что говорит как и о многозначности термина, так и о многообразия самого феномена культуры. В 60-е годы нашего века насчитывалось 237 толкований «культуры», на сегодняшний день существует около 400 различных научных определений данного феномена.
    С содержательной точки зрения под культурой понимается совокупность биологически ненаследуемых, искусственно созданных людьми материальных объектов, идей образов, технологий их изготовления и оперирования ими, устойчивых связей между людьми и способов из регулирования на основе оценочных критериев, имеющихся в обществе. Для каждого общества все эти составляющие в их конкретно исторической форме образуют его социокультурный комплекс, или культуру данного общества.
    В обыденной жизни термин культура употребляется либо для обозначения оптимального функционирования социальных институтов («культура быта», «культура труда», «политическая культура» и т.д.), либо ассоциируется с вежливостью и образованностью («культура поведения», «культура мышления», культура чувств» и т.п.). В публицистических штампах («наука и культура», «культура и экономика», «новости культурной жизни») область культуры ограничивается сферой искусства и нравственностью. Таким образом, обыденным сознанием культура воспринимается как сумма ценностей, некий исторически сложившийся эталон совершенства, к которому должно стремиться общество.
    Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о том, что культура включает в себя не только созданное человеком и характеризующее его жизнь в определенных исторических условиях, но и средства, способы и результаты человеческой деятельности, изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле, в своей душе, в физическом и духовном облике. Такое расширительное содержание понятия культуры делает ее объектом изучения целого комплекса наук об обществе: философии, политологии, религии, истории, социологии и т.п.
    2. Структура культуры
    Культура служит средством удовлетворения тех или иных человеческих потребностей.
    Потребность – это недостаток, нужда в чем-либо необходимом. Но лучше сказать, что потребность – это сама необходимость в чем либо, т.е. внутренне обусловленное состояние человека или просто чувство, которое он осознает как необходимость удовлетворения.
    Различают исходные, или первичные, потребности человека, которые связаны с его биологией и психикой, и вторичные, которые образованы в нем жизнью в обществе или культурой. Потребность в каких-либо вещах или в действиях делает их значимыми для человека, пробуждает в нем интерес и деятельность, направленную на их удовлетворение, которая может быть творческой, а может быть и пустыми хлопотами.
    То, что имеет какое-то значение для человека и пробуждает интерес, преобразуется в ценности. Мир ценностей и их производство является важным структурным элементом культуры. Следовательно, образуется следующая цепочка понятий: потребности – интересы – ценности – культура.
    Каждое понятие содержит в себе предшествующее, а устойчивость и тесную связь всех звеньев в цепочке обеспечивает традиция как способ существования культуры. Роль традиции в том, что она создает непрерывность культуры и преемственность потребностей, интересов и т.д. Так традиция выступает как потребность в самой культуре. Ее можно представить как «генетику культуры».
    Однако традиции иногда могут восприниматься как пережитки, то есть как препятствия дальнейшему развитию культуры. Они могут исчезать, а затем вновь возрождаться. Традиции могут быть позитивными, когда что-то воспринимается, но могут быть и негативными, когда что-то отвергается, поскольку это «не в традиции», как говорят, для данного общества или группы людей.
    Время производит отбор традиций, но вечные из них, как, например, почтительное отношение к родителям, к женщине, являются всегда современными.
    Не смотря на то, понятие культура имеет множество значений, любая культура вбирает в себя элементы как материальных, так и духовных ценностей, создаваемых человеком. При таком подходе культура предстает как единое образование, состоящее из двух частей: материальной культуры и духовной культуры.
    Материальная культура – одна из частей целостной человеческой культуры, воплощенная в форму вещи духовность человека, результаты творческой деятельности, в которых природный объект и его материал воплощены в предметы, свойства и качества и которые обеспечивают существование человека. В материальную культуру входят разнообразные средства производства – энергетические и сырьевые ресурсы, орудия труда, технология производства и инфраструктура среды обитания человека, средства коммуникации и транспорта, здания и сооружения бытового, служебного и развлекательного назначения, разнообразные средства потребления, материально-предметные отношения в сфере технологий и экономики.
    Духовная культура – одна из частей целостной человеческой культуры, совокупный духовный опыт человечества, интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности. Духовная культура существует в различных формах. Это обычаи, нормы, образцы поведения, ценности, идеалы, идеи, знания, сложившиеся в конкретных исторических социальных условиях. В развитой культуре эти компоненты превращаются в относительно самостоятельные сферы деятельности и обретают статус самостоятельных социальных институтов: нравственности, религии, искусства, политики, философии, науки и т.д.
    Важная роль в духовной культуре общества принадлежит искусству. Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно реализацией культурного исторического опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить реальную жизнь.
    Художественный образ – это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в тоже время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом.
    Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.
    Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи. Следовательно, искусство имеет три измерения: прошлое, настоящее и будущее. В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые создает искусство. Это ретроценности, которые ориентированы в прошлое, реалистические ценности, которые «точно» ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардные ценности, ориентированные на будущее.
    Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря объективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что, в конечном счете, воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.
    Однако стержневой основой духовной культуры выступает религия. В религии как форме духовно-практического освоения мира осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношения человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
    Главное почти во всякой религии – это вера в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируются все ценности религии. Культура, как правило, модифицирует становление религии, но, утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии. Э. Дюркгейм подчеркивал, что религия оперирует в основном коллективными представлениями, и поэтому сплочение и связь – главные ее регулятивы. Ценности религии принимаются сообществом единоверцев, поэтому религия действует, прежде всего, через мотивы консолидации, за счет единообразной оценки окружающей действительности, жизненных целей, сущности человека. Основу религии составляет та или иная культовая система, т.е. система обрядовых действий, связанная с определенными представлениями о сверхъестественном и возможностью общения с ним. В ходе исторического развития в обществе происходит институционализация культовых систем, обретение ими формы той или иной организации. Наиболее развитой формой религиозных организаций является церковь – объединение верующих и служителей культа на основе определенного вероучения и под руководством высшего духовенства. В цивилизованном обществе церковь выступает как относительно самостоятельная социальная организация, духовная власть, выполняющая ряд важных социальных функций, среди которых на первом плане – формирование у своих членов определенных целей, ценностей и идеалов. Религия, устанавливая градацию ценностей, придает им святость и безусловность, это ведет к тому, что религия упорядочивает ценности по «вертикали» – от земных и обыденных до божественных и небесных.
    Требование постоянного морального совершенства человека в русле предлагаемых религией ценностей создает поле напряжения смыслов и значений, попадая в которое человек регламентирует свой выбор в границах греха и справедливости. Религиозное сознании, в отличие от других мировоззренческих систем, включает в систему «мир-человек» дополнительное опосредующее образование – сакральный мир, соотнося с этим миром свои представления о бытии в целом и целях человеческого бытия. Это порождает тенденцию к консервации ценностей и культурных традиций, что может вести к социальной стабилизации, но за счет сдерживания светских ценностей. Светские ценности более условны, они легче подвергаются преобразованиям и интерпретации в духе времени. Общая тенденция проявляется здесь в том, что в развитии культуры постепенно усиливаются процессы секуляризации, т.е. освобождения культуры из-под влияния религии. Эти процессы в первую очередь связаны с усиливающейся потребностью людей в создании собственной картины мира, через его постижение и осмысление. Так проявляется еще один структурный элемент культуры – философия, которая стремится выразить мудрость в формах мысли (отсюда и название, которое буквально переводится как «любовь к мудрости»).
    Философия возникла как духовное преодоление мифа, и религии в том числе, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но, будучи одновременно выражением мудрости, философия обращается к предельным смысловым основам бытия, видит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении. Таким образом, философия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру. Поскольку мир, взятый в смысловом измерении, есть мир культуры, то философия выступает как осмысление, или, говоря словами Гегеля, теоретическая душа культуры. Многообразие культур и возможность разных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к многообразию спорящих между собой философских учений.
    Духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверяется специально разработанными средствами и способами. Это один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура претерпевает глубокие изменения под влиянием науки. Наука существует как особый способ производства объективных знаний. Объективность не включает в себя оценочного отношения к объекту познания, таким образом, наука лишает объект какого-либо ценностного значения для наблюдателя. Самый важный результат научного прогресса – возникновение цивилизации, как системы рационализированных и технитизированных форм бытия человека. Наука расширяет пространство для технократических атрибутов, обогащает сознание человека технократическими смыслами и значениями – это все элементы цивилизации. Можно утверждать, что в истории человечества наука действует как цивилизующая сила, а культура – как одухотворяющая сила. Наука создает по определению В. Вернадского ноосферу – сферу разума, рационального обитания. Рациональность не всегда укладывается в требования нравственности. По этой причине современная культура не является гармоничной и сбалансированной. Противоречие между рациональностью и нравственностью не разрешились и по сей день, поэтому, в определенном смысле, цивилизация и культура несовместимы. Технитизированные формы бытия человека противостоят внутренним началам (ценностям и идеалам) духовной сущности человека. Однако наука, порождая цивилизацию, связывается с культурой в целостное образование и уже современная история человечества без науки не представима. Наука превратилась в фундаментальный фактор выживания человечества, она экспериментирует с его возможностями, создает новые возможности, реконструирует средства жизнедеятельности человека, а через это изменяет и самого человека. Творческие возможности науки огромны, и они все более глубоко преобразовывают культуру. Можно утверждать, что наука обладает некоторой культурогенной ролью, она придает культуре рационалистические формы и атрибуты. Идеалы объективности и рациональности в такой культуре приобретают все более важную роль. Поэтому можно говорить о том, что ценность научного знания пропорциональна его полезности. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. «Знание – сила!» – утверждал Ф.Бэкон. Но для каких целей, и с каким смыслом употребляется эта сила? На этот вопрос должна отвечать культура. Высшая ценность для науки – истина, в то время как высшая ценность для культуры – человек.
    Таким образом, только при синтезе культуры и науки возможно построение гуманистической цивилизации.
    Подводя итог, можно говорить о том, что культура – это сложная многоуровневая система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира, которые проявляются:
    в противоречии между социализацией и индивидуализацией личности: с одной стороны, человек неизбежно социализируется, усваивая нормы общества, а с другой, – стремится сохранить индивидуальность своей личности;
    в противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую она представляет человеку. Норма и свобода – два полюса, два борющихся начала;
    в противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ней.
    Это и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития.
    На формирование и развитие культуры конкретного общества или отдельных его групп влияют самые разные факторы. Так каждая культура вбирает в себя социальные или демографические особенности жизни, зависит от природных и климатических условий, а также от уровня развития общества в целом. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка, формируется мировоззрение и ментальность, свойственная лишь конкретным носителям культуры.
    В глобальном понимании культура включает в себя все достижения человечества в мировых масштабах. Этот синтез лучших достижений всех национальных культур различных социальных групп и народов, населяющих нашу планету, называется мировая культура. Мировая культура имеет достаточно сложную структуру, которую следует рассматривать, по крайней мере, на нескольких уровнях:
    мировая культура как целое;
    мировая культура как совокупность сменяющих друг друга культурных эпох;
    культурная эпоха как объединение развивающихся одновременно региональных культур;
    культура конкретных народов и стран на каком-то конкретном отрезке времени;
    конкретная культура конкретного общества в его историческом развитии этническая и национальная культура.
    Однако, несмотря на включенность в историю мировой культуры каждого отдельно взятого общества, ему присущи свои особые характеристики, отличительные черты, придающие ему уникальность и выраженные, как уже отмечалось в ценностях, традициях, достижениях и т.д. Совокупность ценностей, верований, достижений, традиций, которыми руководствуется большинство членов конкретного общества, называется господствующей, или доминирующей культурой.
    Заключение
    Таким образом, следует отметить, что культура реально существует как исторически сложившаяся система, имеющая свою структуру, обладающая своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни.
    Субъектом культуры выступает человечество, нация, социальная группа и человек. Предметные формы бытия культуры – это плоды творческой активности народа, шедевры гениев, талантов. Но сами по себе предметные и знаково-символические формы культуры имеют лишь относительно самостоятельный характер: они мертвы вне человека и его творческой деятельности.
    Некогда культуры отличались большей замкнутостью. В ходе своего многопланового развития они становятся все более открытыми для всевозможных влияний: происходит процесс взаимодействия компонентов культур и жизнь вырабатывает все более гибкие механизмы этого взаимодействия, что способствует общему подъему культуры на более высокий уровень.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *