Что такое мажор и минор в музыке?

12 ответов на вопрос “Что такое мажор и минор в музыке?”

  1. Zulkicage Ответить

    Мажор (от латинского major – «больший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на большой терции; характеризуется преимущественно бодрой, радостной окрашенностью звука.
    Минор (от латинского minor – «меньший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на малой терции; обычно звучит грустно, уныло.

    Сравнение

    Эстетический контраст между минором и мажором – один из важнейших в музыке. Минор противоположен мажору. Согласно европейской музыкальной традиции звуки разделяются с помощью тонов и полутонов. Из-за физических особенностей звуков и физиологического строения человеческого уха даже такая малость, как полутон, благодаря которому большая терция отличается от малой, создает огромный контраст в восприятии звучания. В большинстве случаев мажорные аккорды ощущаются слушателями как радостные, в то время как минорные воспринимаются грустными. Помните, как звучит мажорный «Свадебный марш» Мендельсона? Вы думаете, что все марши обычно бодрые и энергичные? Это не всегда так: например, «Похоронный марш» Шопена написан в миноре, а потому при прослушивании создает ощущение трагическое, скорбное. Мажор обладает ярко выраженной «положительной», а минор – ярко выраженной «отрицательной» окраской, которые обычно определяются человеком как «радость» и «печаль». Причем, что удивительно, эмоциональная окрашенность аккордов практически не зависит от изменения в тембре или громкости составляющих их звучаний. К тому же бывает и так, что мажор оказывается способен выразить трагические, лирические чувства, а минор – светлые, радостные (например, многие американские блюзы написаны в мажоре, а русская разухабистая «Цыганочка» – в миноре).

    Также (по аналогии) в русском языке мажором называют бодрое, веселое, приподнятое состояние духа, а минором – унылое, печальное, скорбное, подавленное.

    Выводы TheDifference.ru

    В музыке мажорный аккорд строится на большой терции, а минорный – на малой.
    И в минорной, и в мажорной гаммах различается порядок интервалов (тонов и полутонов).
    Считается, что мажор имеет так называемую светлую, а минор – темную, сумрачную окраску звучания. Лучше всего этот звуковой контраст воспринимается на слух.
    Мажор вызывает положительные эмоции, то есть радость, минор – отрицательные, такие как печаль, уныние, скорбь.
    Мажором также называется бодрое, веселое, приподнятое настроение, в то время как минором нередко именуют подавленное, грустное, унылое состояние.

  2. ZombiRaher Ответить

    Контраст между мажором и минором – один из наиболее важных в музыке. Мажор противоположен минору. Согласно европейской традиции звуки разделяются при помощи тонов и полутонов. Вследствие физических особенностей звуков, а также физиологического строения человеческого уха даже полутон создает значительный контраст в восприятии звучания.
    Чаще всего мажорные аккорды слушатели ощущают как радостные, а минорные – как грустные. Например, вспомните, как звучит знаменитое мажорное произведение – «Свадебный марш» Мендельсона. Однако далеко не все марши обычно энергичные и бодрые. К примеру, «Похоронный марш» Шопена создан в миноре, поэтому при прослушивании появляется скорбное, трагическое ощущение.
    Минор обладает ярко выраженной «негативной» окраской, а мажор – «позитивной». Такая особенность звучания музыки обычно характеризуются человеком как «печаль» или «радость». Причем, что особенно интересно, эмоциональная окрашенность аккордов никак не зависит от изменения в громкости или тембре составляющих их звучаний.
    Тем не менее бывает и так, что мажор может выразить лирические, трагические чувства, а минор – радостные и светлые. К примеру, многие американские блюзы созданы в мажоре, а вот русская зажигательная «Цыганочка» – как ни странно, в миноре.
    По аналогии, в русском языке минором называют печальное, унылое, подавленное, скорбное настроение, а мажором – приподнятое, веселое, бодрое состояние духа.

    Разница между минором и мажором

    Таким образом, отличие минора от мажора заключается в следующем:
    – в музыке минорный аккорд строится на малой терции, а мажорный – на большой;
    – и в мажорной, и в минорной гаммах отличается порядок интервалов (как тонов, так и полутонов);
    – обычно минор имеет сумрачную и темную, а мажор – светлую окраску звучания;
    – минор вызывает отрицательные эмоции, такие как скорбь, уныние, печаль, а мажор – положительные (радость);
    – также минором зачастую называют унылое, грустное, подавленное состояние, а мажором – приподнятое, веселое, бодрое настроение.

  3. Doubar Ответить

    С незапамятных времён люди знают о том, что разные мелодии создают разные настроения. В западной классической музыке, пережившей цензуру веков, ярко выделяются два основных настроения:
    — мажорный лад — веселье, бодрость, весна, яркие краски, энтузиазм;
    -минорный лад — меланхолия, задумчивость, осень, вечерние тона, пассивность.
    Секрет музыкального настроения кроется в наборе звуков музыкального лада. Можно сказать, что разные компании звуков по-разному «ладят» друг с другом.
    Любая мелодия «опирается» на свою гамму — неповторимую, в своём настроении «ладящую» между собой компанию звуков. Самый устойчивый звук любой мелодии — первая ступень гаммы (тоника в европейской терминологии, а в индийской гамме СА-РЕ-ГА-МА-ПА-ДхА-НИ — обязательно нота СА).
    Компания нот для мажорного настроения, отсчитывая от первой ступени, подбирается по формуле: «2 тона — полутон — 3 тона — полутон».
    Минорная компания, считая с первой ступени: «тон — полутон — два тона — полутон — два тона».
    Чтобы наиболее наглядно увидеть разницу между мажорной и минорной компаниями нот, используем лесенки. Полная музыкальная октава содержит 12 нот — 7 чистых и 5 повышенных или пониженных. В мажорной компании, если за тонику брать ноту ДО — все чистые ноты, 7 из 12. В минорной же компании тоже 7 нот, но 3 из них — пониженные. Таким образом, глядя на лесенки ладов, мы видим, что и у мажорной, и у минорной гамм-компаний в лесенках убраны по 5 — разных ступенек. Это исключение лишних в каждой компании нот и даёт формулы последовательности интервалов (ТОН-полутон) мажорного и минорного ладов. Итак, мажор: ТТпТТТп; минор: ТпТТпТТ.
    В жизни, как мы знаем, есть не только белый и чёрный цвета. Цветов — множество. Музыкальных настроений — тоже. В классической музыке Индии существуют не только мажорный и минорный лады. Если в европейской музыкальной классике доминируют два лада — «весёлый» и «грустный», то в североиндийской традиции Хиндустани таких ладов 10 — и каждый обладает своим настроением. На севере полуострова Индостан слову «лад» соответствует термин «тхат». И конечно же каждому тхату свойственна своя компания нот.
    На рисунке мы можем увидеть лесенки всех десяти тхатов классической музыки северной Индии. Кстати, тхат Билавал соответствует мажорному ладу, тхат Асавари — минорному, остальные 8 выходят за рамки европейской классики. Надо ли говорить о том, что оттенков настроений в индийской классической музыке гораздо больше, чем в европейской? Это совсем не значит, что музыка Востока «лучше». Просто европейская музыка — именно в рамках двух ладов — получила более глубокое развитие. Например, ансамблевые и оркестровые формы исполнения музыкальных произведений в Индии до XX века практически отсутствовали. К тому же, в народной музыке Запада присутствовали в прошлом не только минорный и мажорный лады, но это уже другая тема.
    Справедливости ради стоит сказать, что система 10 тхатов является упрощённым вариантом возможного музыкального разнообразия. Так, в южноиндийском стиле Карнатика используется 72 мела (от «мел», возможно, произошло слово «мелодия»). Для того, чтобы не заблудиться в таком разнообразии музыкальных настроений, сохранившихся на юге Индостана и на Шри Ланке, там используют мелакарту, включающую 72 основные раги классической южноиндийской музыки. Интересна и нотная запись стиля Карнатика, в которой используется по 3 ноты РЕ, ГА, ДхА и НИ.
    Добавим, что первая классификация индийских раг (музыкальных произведений) появилась много веков назад и была основана на настроениях, преобладающих в различные времена года. Временам года, как мы знаем, посвящали свою музыку такие композиторы, как Вивальди, Чайковский, Гендель и другие.

  4. Karmen Ответить

    Таисия Посашкова
    Мастер-класс на тему: «Мажор и минор в музыке»
    Обучение детей распознаванию музыкальных ладов.
    Мастер- класс на тему: «Мажор и минор в музыке
    Образовательная область «Музыка»
    Задачи:
    1. Привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, учить различать средства музыкальной выразительности: темп, тембр, динамику, регистр, гармонию.
    2. Развивать способность детей передавать характер музыкального произведения в движении.
    Интегрируемые области: «Коммуникация», «Социализация», «Познание»
    Задачи:
    Учить детей передавать эмоциональную окраску песен путем выразительных средств исполнения: грустную, лирическую – ласково, напевно, в умеренном темпе; веселую, задорную – легким звуком в оживленном темпе. («Социализация»)
    Развитие свободного общения в коллективе. («Коммуникация»)
    Учить детей читать модель (мнемотаблицу). («Познание»)
    Отработатывать навыки использования мнемотаблицы в разных видах музыкальной деятельности. («Познание»)
    Вид детской деятельности:
    Коммуникативная
    Оборудование: магнитофон, воздушные шары, элементы пиктограммы.
    Словарная работа.
    Пассивный словарь: регистр.
    Активный словарь: мажор, минор, композитор, певец, припев.
    Ход:
    Под музыку «Ливенской польки» р. н. м. обр. Ломовой дети входят в зал.
    Музыкальное приветствие
    Музыкальный руководитель поет музыкальное приветствие, дети отвечают «Здравствуйте!» по ступеням мажорного трезвучия.
    Музыкальный руководитель: Ребята, я очень рада видеть вас на музыкальном занятии! Мы даже поздоровались с вами веселой, мажорной мелодией. А чтобы создать вам еще более приподнятое настроение, я предлагаю поиграть
    игра «Смени пару»
    Дети играют в коррекционную игру «Смени пару» авт. И. Каплунова и И. Новоскольцева (программа «Ладушки», в основе которой лежит развитие коммуникативной сферы ребенка. После игры дети занимают свои места.
    Музыкальный руководитель: Ребята, когда мы с вами поздоровались, какое было у нас настроение? (ответы детей) А какое настроение у вас стало после игры? (дети отвечают). А если бы я поздоровалась с вами вот так? (исполняет приветствие в миноре) (ответы детей) Ребята, вы заметили, что мелодия передала совсем другое настроение – печальное, грустное.
    Музыка обладает волшебным свойством – она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания – нежность, волнение, жалость, скорбь, ликование.
    Минор и мажор.
    М. В. Сидорова.
    Тихо музыка звучит,
    Будто ручеёк журчит,
    Чуть печальна и грустна,
    Словно шёпот ветерка.
    Нежно, плавно звуки льются,
    Не кричат и не смеются,
    В них не слышится задор.
    Эта музыка – минор.
    В плавном танце мы пойдём
    И покружимся вдвоём.
    Если всё нам удаётся,
    Даже музыка смеётся,
    Звонко, весело играет,
    Поплясать нас приглашает.
    Выходите танцевать,
    Хлопать, бегать и скакать.
    Радостно мажор звучит,
    Он хохочет, не ворчит.
    Мы с вами часто слушали музыку, различающуюся по настроению. Сейчас мы послушаем мелодию, а вы сами вспомните название.
    Слушание: Д. Кабалевский «Клоуны»
    (Ответы детей) беседа о характере пьесы
    Музыкальный руководитель: В этой пьесе композитор – музыкальный волшебник – Д. Кабалевский нам рассказал о двух клоунах – веселом и грустном. У веселого клоуна все получается легко, а грустному – не везет, все он делает наоборот, неуклюже.
    Сколько здесь частей? (Три.) (Составление мнемотаблицы. Приложение 1)
    Третья честь звучит так же, как первая. Два клоуна работают вместе. Средствами музыкальной выразительности композитор передает образы веселых клоунов, которые находятся все время в движении. Мелодия повторяется несколько раз с различной силой звучания: умеренно, тихо, громко.
    Какое у них настроение?
    Давайте порадуем клоунов своей веселой песней и сначала мы разбудим наши горлышки и распоемся. “Достаем” наши очаровательные улыбки и поем! (идет эмоциональное настраивание детей на пение).
    Распевка «Снег»
    Музыкальный руководитель:
    Ребята на дворе уже декабрь, только вот зима к нам не торопится,а нам так хочется снега, играть в снежки, кататься на санках. Давайте споём песню о зиме, чтобы она пришла к нам скорее.
    Исполняется песня «Зимушка»
    слова и музыка Г. Вихаревой
    Муз. политра №5.2008 стр. 25
    1. Приходи к нам, Зимушка, 2. Елочку-красавицу
    В белом сарафане, В гости мы позвали
    Приноси нам, Зимушка, И снежком серебряным
    И коньки, и сани. Елку забросали.
    Припев: Ой, снег кружится, 3. Приходи к нам, Зимушка!
    Всё белым-бело. Мы тебя дождались.
    Дворик наш любимый Мы еще не выросли,
    Снегом замело. Мы не наигрались!
    Музыкальный руководитель:
    А сейчас послушайте новую песню и подумайте, какое в ней настроение мажорное или минорное.
    Песня – хоровод «В гости к ёлке мы пришли»
    Слова и музыка Т. В Бокач
    1. По дорожке весело
    Наши ножки шли.
    И к нарядной ёлочке
    В гости мы пришли.
    Припев:
    Ой-ёй-ёй! Ай-яй-яй!
    Ёлочка большая!
    Ой-ёй-ёй! Ай-яй-яй!
    Красота какая!
    2. Под зелёной ёлочкой
    Все плясать хотят.
    Ёлка машет ветками:
    “Чур, не отставать!”
    3. Мы тебя погладим все,
    Только не колись.
    Огоньками яркими
    Ёлочка зажгись!
    Музыкальный руководитель:
    Ребята у меня для вас есть картинки – подсказки, чтобы вам легче было запомнить слова песни.
    Разучивание песни с помощью мнемотаблицы (приложение2)
    Музыкальный руководитель:
    Вы не замёрзли? Давайте с вами согреемся
    Ой, мороз!
    Музыка и слова Г. Вихаревой
    Муз. политра №5/08 стр. 31
    1. Ой, мороз, мороз, мороз!
    Снегом ветки все занес
    А мы не боимся,
    А мы веселимся!
    2. Ой, мороз, мороз, мороз!
    Он хватает нас за нос,
    А мы не боимся,
    А мы веселимся!
    3. Ой, мороз, мороз, мороз!
    Щиплет щеки он до слез,
    А мы не боимся,
    А мы веселимся!
    4. Лыжи с палками возьмем
    И кататься в лес пойдем.
    А мы не боимся,
    А мы веселимся!
    Музыкальный руководитель: А сейчас вставайте парами.
    Танец с Хлопками
    Музыка Д. Львова – Компанейца
    Музыкальный руководитель: Ребята сейчас я предлагаю вам поиграть со снежком – колобком.
    Коммуникативная игра «Снежок – колобок»
    Музыка и слова М. Картушиной
    После игры заключиткльная беседа, подведение итога занятия.
    Музыкальный руководитель: Ребята, вы сегодня радовали меня своими знаниями, желанием понимать и чувствовать музыку. Я тоже хочу вас порадовать. В подарок вам я принесла клоунов, посмотрите, какие они красивые, в разных колпаках. Я предлагаю вам их оживить, чтобы они стали настоящими вашими друзьями.
    Дети «оживляют» клоунов, используя заранее подготовленные «глаза», «ротик», стараясь передать «настроение» .
    Все клоуны получились разные, каким бывает и наше с вами настроение. Забирайте с собой своих новых друзей и отправляйтесь в группу.
    Музыкальный руководитель и дети прощаются попевкой «До свидания», дети под музыку выходят из зала.
    альных ладов

  5. TREG Ответить

    Сегодня будет важная тема, разберём, что такое лад и как строятся два основных лада: мажорный и минорный. Это будет основой для понимания тональностей, которые будут в следующий раз.
    Лад — это система взаимосвязей звуков на основе тяготения одних звуков в другие. Те звуки мелодии, к которым тянутся другие, называются устойчивыми, а те, которые тянутся, — неустойчивыми. Как это понять? Посмотрим, например, на такую мелодию
    Последняя нота до здесь самая устойчивая, дальше мелодию можно не продолжать. Эта нота называется тоникой. Можно закончить мелодию на ми в последнем такте или на соль в четвёртом — это относительно устойчивые звуки. А если вы оборвёте её на другой ноте, например, на ля, фа или ре, то появится ощущение незаконченности. Кажется, что должна быть ещё одна нота, соль, ми или до.
    Тоника и относительно устойчивые звуки лада образуют тоническое трезвучие. Если это трезвучие получилось мажорное, то и лад мажорный, а если минорное — то лад минорный. Сыграем эту же мелодию на терцию ниже и устойчивыми будут другие звуки: ля, до и ми.

    Звуки лада, расположенные по порядку, образуют гамму. Гамма до-мажор выглядит так:

    Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами. “Формула” этой гаммы такая: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. По этой же формуле можно построить гамму от другой ноты, например, от ре:

    Здесь перед нотами фа и до появляются диезы, чтобы интервалы соответствовали формуле.
    Ступени гаммы имеют свои названия: I — это тоника, V — доминанта, IV — субдоминанта. II и VII ступени — это вводные звуки, II — нисходящий, VII — восходящий. III и VI ступени называются медиантами. На ступенях гаммы можно построить трезвучия. Трезвучия тоники, субдоминанты и доминанты называются главными, а остальные — побочными.

    Формула минорной гаммы: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон, выглядит она вот так:

    Тяготение звуков в гамме такое: II ступень тяготеет к I или III, IV — к III или V, VI — к V и VII — к I. То есть неустойчивые звуки тяготеют к соседним устойчивым.
    То, что мы сейчас разобрали,  – это натуральный вид гаммы. Кроме натурального есть ещё гармонический и мелодический виды.
    Гармонический вид придаёт гамме некий восточный колорит за счёт появляющегося интервала увеличенной секунды. В гармоническом мажоре для этого понижается шестая ступень, а в миноре повышается седьмая ступень. Вот  так выглядят гармонический до-мажор и до-минор.

    Обратите внимание, что перед си в миноре пишется бекар. Это означает, в натуральном миноре здесь был бы си-бемоль, но мы его повышаем и получаем не просто си, а си-бекар. В следующий раз мы будем разбирать тональности, и все основные знаки гаммы уйдут к ключу. А бекар будет встречным знаком и более наглядным.
    Ещё есть мелодический вид гаммы. Мелодический вид приближает мажор к минору, а минор к мажору. Для этого в мажоре понижаются шестая и седьмая ступени, а в миноре повышаются шестая и седьмая. Так запишутся мелодические виды до-мажора и до-минора.

    Как видим, в мелодическом мажоре верхние четыре ноты, или верхний тетрахорд, совпадают с верхними четырьмя нотами натурального минора. Аналогично верхний тетрахорд мелодического минора звучит как верхний тетрахорд натурального мажора.
    Часто мелодическую гамму минора играют так: вверх как мелодическую, вниз как натуральную. Так логичнее, потому что когда движемся вверх, повышать легче, а когда движемся вниз, то проще не повышать.

    Попробуйте спеть эту гамму и увидите, что это действительно так ?? Вообще, если вы не занимались раньше сольфеджио, то попробуйте петь гаммы в удобном для себя диапазоне, это очень полезно.
    Задания
    Постройте все виды мажора и минора от ноты соль, все виды мажора от ноты си и все виды минора от фа-диез. Попробуйте спеть эти гаммы вместе с инструментом.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *