Что такое местоимение в русском языке 3 класс?

9 ответов на вопрос “Что такое местоимение в русском языке 3 класс?”

  1. alex-by Ответить

    Характеристики урока (занятия)
    Уровень образования:  начальное общее образование
    Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)
    Класс(ы):  3 класс
    Предмет(ы):  Русский язык
    Тема: Местоимение.
    Цель урока:
    1.        Создать условия для работы над понятием «Местоимение»
    2.       Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений; формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.
    Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
    Краткое описание:
    Технология:
    Развитие критического мышления
    Приемы:
    Обращение к личному опыту учащихся;
    Прогнозирование;
    Составление исследовательской карточки.
    2мая 2012 год.
    3 класс
    Предмет: русский язык
    Учитель: Марина Ивановна Шрайбер.
    Тема урока:Местоимение
    Обучающие цели:
    Создать условия для работы над понятием «Местоимение».
    Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений.
    Формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.
    Развивающая цель:
    Развитие внимания, памяти, культуры общения.
    Цели воспитательные:
    Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.
    Ожидаемые результаты: к концу урока дети должны понять, чем местоимение отличается от других частей речи, какие бывают местоимения, как местоимения помогают тексту избежать повторения слов.
    Задачи:
    1.        создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
    2.        создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;
    3.        формировать культуру общения на уроке, работы в группах постоянного состава.
    Оборудование:
    учебник С.В. Иванова “Русский язык” 3 класс, 2 часть;
    карточки для исследовательской  работы;
    сравнительная таблица имени существительного и местоимения;
    загадки на карточках;
    компьютер;
    проектор.
    ПЛАН УРОКА
    1. Организационный момент.
    Сегодня каждый из вас переступил порог своей школы. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то может быть немного грустное. Давайте все вместе прочитаем стихотворение и поднимем себе и другу настроение!
    Здравствуй мир! Это я,
    А вокруг страна моя.
    Солнце в небесах горит
    И у ног земля лежит.
    Здравствуй же, родная школа,
    Здравствуй, дом мой  самый лучший,
    Здравствуй, край, родной могучий!
    Здравствуй же, страна моя!
    Здравствуй мир! Проснулся Я!
    – Молодцы ребята. А теперь улыбнитесь друг другу и, заряженные хорошим настроением, приступим к работе.
    Сегодня на уроке вы будете оценивать себя вместе со мной.
    Баллы 1-5

    Вид деятельности
    оценка
    что не получилось
    1.
    Работа с предложениями в группе
    2.
    Составление исследовательской карточки
    3.
    Чистописание
    4.
    Словарная работа
    5.
    Работа по учебнику.
    6.
    Устные ответы на вопросы
    7.
    Оценка учителя
    8.
    Средняя оценка
    2.Чистописание.
    Потренируемся в написании древних иероглифов, а писать мы будем под   девизом: «Правильно пишу, красиво, чисто, аккуратно, грамотно».
    яяМккЕппСллТууОввИддМххЕррНггИааЕ (доска)
    -Вычеркните повторяющиеся буквы, что вы прочитали?
    МЕСТОИМЕНИЕ
    3.Стадия вызова
    Как вы думаете, о чём  мы будем говорить на уроке?  Ваши предположения, что такое местоимение?
    Краткие сведения о местоимении:
    Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему это действительно загадка.
    Думаю что, исследовав данную тему, мы узнаем ответ.
    4. Стадия осмысления. Новый материал.
    – Начнем наше исследование.
    Докажем или опровергнем ваши утверждения. Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой.
    Исследовательская карточка
    Местоимение  –
    Употребляется вместо
    Местоимения отвечают на вопросы
    Не называют предмет, а
    Личные местоимения
    Задание №1 (у каждой группы свое)
    Прочитайте предложения. О ком идет речь в них? Какие из этих птиц  живут у нас с вами? Как мы должны относиться к нашим меньшим друзьям? (бережно)
    – Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения в парах?
    – Посоветуйтесь друг с другом и решите, что можно изменить в каждой паре предложений и запишите их.
    1 группа – В нашем крае живет птичка – снегирь.
    Снегирь – очень маленький.
    2 группа ряд – Над озером кружит ласточка.
    Ласточка любит лакомиться насекомыми.
    3 группа – С берегов рек в небо поднялись журавли.
    Журавли  летят и громко курлычут.
    – Проверка. Почему вы так решили?
    (слайд)
    – Назовите, какие части речи встретились в ваших предложениях?
    – Закончите фразы: Наши предложения состоят из …слов.
    Каждое слово – это часть… речи.
    Местоимение – слово, значит, оно является… частью речи.
    – Какой напрашивается вывод?
    Исследовательская карточка
    Местоимение  – это часть речи
    Употребляется вместо
    Местоимения отвечают на вопросы
    Не называют предмет, а
    Личные местоимения
    Запишем в исследовательскую карточку.
    Задание №2
    Текст на слайде и на карточках.
    ”Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. ”
    Вопрос: Кто же это “он”?
    Ответ: Куст, мальчик, конь.
    Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?
    Ответ: Слово “он” не называет предмета
    Далее следует продолжение текста:
    “Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: “Какой замечательный лен!”.
    Далее учитель напоминает, что слово “местоимение” заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова “антонимиа”, которое сложено из “анти” (вместо) и “онима” (имя). В старославянском языке слово “местоимение” образовано из слияния сочетаний слов “вместо” + “имени” с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное “в” отпало и получилось МЕСТОИМЕНИЕ.
    Какой вывод?  Стр. 141 правило
    Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
    Исследовательская карточка
    Местоимение  – это часть речи
    Употребляется вместо
    Местоимения отвечают на вопросы
    Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
    Личные местоимения
    ФИЗМИНУТКА
    – Хлопнуть в ладоши, если услышите местоимения.
    Если я сорву цветок,
    Если ты сорвёшь цветок,
    Если он, и я, и ты –
    Если мы сорвём цветы,
    То окажутся пусты
    И деревья, и кусты.
    И не будет красоты,
    И не будет доброты,
    Если только я и ты –
    Если мы сорвём цветы.  /Т.Собакина/
    Главная мысль стихотворения? (беречь природу)
    Задание № 3
    Стр. 141 упр.2 в учебнике.
    (выполняют в группах) И разбирают  правило к упражнению.
    После того, как мы разобрали упражнение и правило, мы можем добавить в карточку что-нибудь?
    Исследовательская карточка
    Местоимение  – это часть речи
    Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они; и прилагательного – тот, этот, эта, такой, твой, мой, наш, ваш, его, ее, их, свой, сам, самый, весь, всякий, каждый.
    Местоимения отвечают на вопросы
    Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
    Личные местоимения
    А на какие вопросы будут отвечать местоимения заменяющие существительные и прилагательные?
    Запишем в исследовательскую карточку.
    Исследовательская карточка
    Местоимение  – это часть речи
    Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они; и прилагательного – тот, этот, эта, такой, твой, мой, наш, ваш, его, ее, их, свой, сам, самый, весь, всякий, каждый.
    Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи?
    Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
    Личные местоимения
    Задание № 4.
    Заполни таблицу.
    лицо
    Ед. число
    Мн. число
    1 лицо
    2 лицо
    3 лицо
    Ответьте на мои вопросы.
    -Что вы любите делать?
    – Какое слово вы употребили, назвав себя?  Запишите это слово в таблицу.
    лицо
    Ед. число
    Мн. число
    1 лицо
    я
    2 лицо
    3 лицо
    – Что мы изготовили на уроках труда?
    – Какое слово в предложении указывает на нас? Запишите.
    лицо
    Ед. число
    Мн. число
    1 лицо
    я
    мы
    2 лицо
    3 лицо
    – Составьте и запишите вопрос, адресуя его своему однокласснику.
    -Какое слово указывает на лицо, к которому вы обратились.
    лицо
    Ед. число
    Мн. число
    1 лицо
    я
    мы
    2 лицо
    ты
    3 лицо
    – А если бы вы обратились ко мне с вопросом, то, какое слово использовали?
    лицо
    Ед. число
    Мн. число
    1 лицо
    я
    мы
    2 лицо
    ты
    вы
    3 лицо
    – Когда мы используем слово вы?
    Прочитайте те слова, которые мы записали.
    Продолжим.
    Задание №5. Словарная работа.
    Моя загадка-стихотворение  –
    Про местоимения…
    Утром –
    Так заведено –
    Разомкнешь ресницы,
    И к тебе идет ОНО
    Розовой жар-птицей…
    А стемнеет – ОН придет.
    Тоненький, смущенный,
    Он на цыпочках войдет долькою лимонной.
    Срок прошел – плывет ОНА
    В пелене тумана,
    Круглолица и грустна,
    Будто Несмеяна…
    – Кто же ОН, ОНО, ОНА? (Месяц, солнце и луна)
    – Скажите, которая из этих отгадок является словарным словом?
    В тетрадях в три столбика выпишите словарные слова, которые можно заменить местоимение он, она, они, чья группа больше (1 минута.)
    С какими местоимениями мы сейчас работали?
    Добавьте в карточку личные местоимения.
    лицо
    Ед. число
    Мн. число
    1 лицо
    я
    мы
    2 лицо
    ты
    вы
    3 лицо
    он, она, оно
    они
    Прочитайте местоимения, которые мы нашли.  Эти местоимения называют  личными.
    Все собравшиеся здесь местоимения употребляются вместо существительных и указывают на лицо. Местоимение Я- на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят, ОН – на того, кто не участвует в разговоре, Мы Вы Они – соответственно о нескольких лицах.
    – Если о лицах, тогда и назвали их личными.
    Какие личные местоимения мы узнали?
    Запишем в исследовательскую карточку
    Исследовательская карточка
    Местоимение  – это часть речи
    Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они; и прилагательного – тот, этот, эта, такой, твой, мой, наш, ваш, его, ее, их, свой, сам, самый, весь, всякий, каждый.
    Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи?
    Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
    Личные местоимения – я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.
    Задание № 6. Ситуация.
    Ребята, недавно я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение – “Я, всё своё ношу с собой”.
    -Как вы понимаете это выражение?
    -Почему именно его взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров?
    (Древнегреческий мудрец Биант (6 век до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи. на что Биант ответил: “Всё своё ношу с собой”. В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а свой интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум , не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.
    -Обозначьте части речи в этом предложении.
    (Из пяти слов четыре местоимения, а какой глубокий смысл) записать в тетрадь пословицу.
    Стадия рефлексии
    – Предлагаю обобщить наше исследование.
    – Что узнали о местоимении?
    – В чем загадка местоимения как части речи?
    Выставите себе средний балл в оценочных листах.
    – Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне, были настоящими исследователями. Поэтому достойны звания «Знаток местоименных наук». Вы себя оценивали, а проверив тетради, я вас оценю. Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ.
    Домашнее задание (на выбор):
    – Из словаря выписать от 5 до 10 слов и приписать к ним местоимения, их заменяющие.
    – Составить текст-описание (4-5 предложений) про 9 мая, используя местоимения.
    – учебник стр. 142 упр.4
    Дополнительный материал.
    ПРИЛОЖЕНИЯ
    КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
    КАРТОЧКА 1
    1. Что называется местоимением? Приведи примеры.
    2. Прочитай. Выпиши местоимения.
    Я живу в Москве. Учусь в третьем классе. Наш класс дружный. У меня есть друзья. Они всегда помогают мне в трудную минуту. Я горжусь своими друзьями.
    КАРТОЧКА 2
    Чем местоимение отличается от имени существительного?
    Спиши. Подчеркни местоимения.
    Мы с приятелем вдвоём замечательно живём. Мы такие с ним друзья, куда он, туда и я.

  2. Nerton73 Ответить

    Местоимение – часть речи, которая указывает на лицо, предмет или признак, но не называет их. Местоимения делятся на:
    Личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
    Возвратное: себя.
    Притяжательные: мой, наш, твой, ваш, свой.
    Вопросительно-относительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
    Указательные: этот, тот, такой, таков, столько.
    Определительные: сам, самый, весь (вся, всё, все), всякий, каждый, любой, иной.
    Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, никоторый, некого, нечего.
    Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кто-то, что-то, сколько-нибудь, какой-либо, кое-что и др.
    1. Личные местоимения – местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в речи: это местоимения-существительные. Постоянным морфологическим признаком для всех личных местоимений является лицо (я, мы – первое лицо; ты, вы – 2-е лицо; он (она, оно, они) – 3-е лицо). Постоянным морфологическим признаком личных местоимений 1-го и 2-го лица является число (я, ты – единственное число; мы, вы – множественное число). Все личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и всё слово (я – меня, ты – тебя, он – его); местоимение 3-го лица изменяется по числам и родам (в единственном числе) – он, она, оно, они.
    2. Возвратное местоимение – местоимение которое обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо. Это местоимение-существительное. Возвратное местоимение не имеет рода, лица, числа и формы именительного падежа; возвратное местоимение изменяется по падежам (себя, себе, собою).
    3. Притяжательные местоимения – указывают на признак предмета по его принадлежности: это местоимения-прилагательные.
    Притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (мой, моя, моё, мои, моего и т.д.). При указании на принадлежность третьему лицу используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений – его, её, их.
    4. Вопросительные местоимения – употребляются в вопросительных предложениях. Кто? что? – местоимения-существительные. Они не имеют рода, лица, числа; изменяются по падежам (кто, кого, что, чего и т.д.). Какой? чей? который? – местоимения-прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (какой, какая, какое, какие, какого и т.д.). Сколько? – местоимение-числительное; изменяется по падежам (сколько, скольких, скольким и пр.). Где? когда? куда? откуда? зачем? и другие – местоименные наречия; неизменяемые слова.
    5. Относительные местоимения совпадают с вопросительными – кто, что, какой, чей, который, где, когда, сколько, куда, откуда, зачем и другие, но употребляются не в роли вопросительных слов, а в роли союзных слов в придаточных предложениях (Я знаю, сколько усилий он потратил на выполнение этого задания; Я знаю, кто виноват в нашем провале; Я знаю, где спрятаны деньги.). Морфологические и синтаксические характеристики относительных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений.
    6. Указательные местоимения – это средства указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого). Тот, этот, сей, такой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (тот, та, то, те; такой, такая, такое, такие и пр.). Столько – местоимение-числительное; изменяется по падежам (столько, стольких, стольким и пр.). Там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и другие – местоименные наречия; неизменяемые слова.
    7. Определительные местоимения – служат средством уточнения того предмета, признака, о котором идёт речь. Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (всякий, всякая, всякое, всякие, всякого и т.д.). Всюду, везде, всегда – местоименные наречия; неизменяемые слова.
    8. Отрицательные местоимения – указывают на отсутствие предметов, признаков, количества. Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, ни-: кто → никто, сколько → нисколько, где → негде, когда → никогда. Морфологические и синтаксические характеристики отрицательных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых отрицательные местоимения образованы.
    9. Неопределённые местоимения – указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество. Неопределённые местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и постфиксов -то, -либо, -нибудь: кто → некто, кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кто-то; сколько → несколько, сколько-то, сколько-нибудь; где → кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь. Морфологические и синтаксические характеристики неопределённых местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых неопределённые местоимения образованы.
    Для улучшения русского или подготовки к экзаменам, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!
    Желаем Вам успехов!
    Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

  3. ForSrter14 Ответить

    Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая используется вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики и указывает на них, их отношение к иным предметам, явлениям и пр.
    В русском языке местоимения можно разделить на личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, указательные, определительные, отрицательные, неопределённые.
    Разряды местоимений в таблице:
    Личные
    я, ты, он, она, оно, мы, вы, они Возвратное
    себя Притяжательные
    мой, твой, свой, ваш, наш, его, её, их Вопросительные
    кто, что, какой, чей, где, который, откуда, сколько, каковой, каков, зачем Относительные
    кто, что, какой, который, чей, сколько, каковой, каков, зачем, когда Указательные
    тот, этот, столько, такой, таков, сей Определительные всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой, весь Отрицательные
    никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего, незачем Неопределенные
    некто, весь, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-нибудь, какой-либо и пр.

    Разряды местоимений по значению и грамматическим особенностям

    1. Личные местоимения: я, ты, мы, вы, он (она, оно, они) – местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в речи:
    это местоимения-существительные;
    постоянным морфологическим признаком для всех личных местоимений является лицо (я, мы – первое лицо; ты, вы – 2-е лицо; он (она, оно, они) – 3-е лицо);
    постоянным морфологическим признаком личных местоимений 1-го и 2-го лица является число (я, ты – единственное число; мы, вы – множественное число);
    все личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и всё слово (я – меня, ты – тебя, он – его);
    местоимение 3-го лица он изменяется по числам и родам (в единственном числе) – он, она, оно, они.
    2. Возвратное местоимение себя – местоимение которое обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо:
    это местоимение-существительное;
    возвратное местоимение не имеет рода, лица, числа и формы именительного падежа;
    возвратное местоимение изменяется по падежам (себя, себе, собою).
    3. Притяжательные местоимения: мой, твой, наш, ваш, свой – указывают на признак предмета по его принадлежности:
    это местоимения-прилагательные;
    притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (мой, моя, моё, мои, моего и т.д.).
    При указании на принадлежность третьему лицу используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений – его, её, их.
    4. Вопросительные местоимения: кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? и другие – употребляются в вопросительных предложениях:
    https://uchim.org/russkij-yazyk/razryady-mestoimenij – uchim.org
    кто? что? – местоимения-существительные; не имеют рода, лица, числа; изменяются по падежам (кто, кого, что, чего и т.д.);
    какой? чей? который? – местоимения-прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (какой, какая, какое, какие, какого и т.д.);
    сколько? – местоимение-числительное; изменяется по падежам (сколько, скольких, скольким и пр.);
    где? когда? куда? откуда? зачем? и другие – местоименные наречия; неизменяемые слова.
    5. Относительные местоимения совпадают с вопросительными – кто, что, какой, чей, который, сколько, где, когда, куда, откуда, зачем и другие, но употребляются не в роли вопросительных слов, а в роли союзных слов в придаточных предложениях:

  4. Alexmvf Ответить

    Местоимение как часть речи. Личные местоимения.
    Цели: познакомить с особенностями местоимения как части речи; учить распознавать местоимения среди других частей речи; познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо и число.
    Ход урока
    I. Орг момент
    1 марта.
    Классная работа.
    Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.
    Учите русский годы к ряду
    С душой, с усердием, с умом!
    Вас ждет великая награда-
    И та награда в нем самом!
    – Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)
    – Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)
    – Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотными.
    II. Актуализация знаний
    Словарь: коньки, аллея, ворона, билеты, агрономы, яблони, коллективы.
    III. Самоопределение к деятельности
    – Что объединяет эти слова? Назовите общие признаки. (имена сущ, нариц, И. п)
    – Что обозначает имя существительное? (предмет)
    – На какие вопросы отвечает? (кто? что?  и другие)
    – Назовите постоянные и непостоянные грамматические признаки  имен существительных.
    Существительное
    Предмет
    Кто? Что?
    Постоянные  признаки               Непостоянные  признаки
    Одушевленное – неодушевленное                      Число
    Собственное – нарицательное                           Падеж
    Род
    Склонение
    В предложении: подлежащее, второстепенный член предложения  ———–
    – Внимательно прочитайте имена существительные  в словаре. Слова,  какой части в них спрятались?
    – Запишите их в тетрадь.
    Он, я, она, ты, оно, мы, они, вы.
    – Какую часть речи записали?
    – Определите тему нашего урока (Личные местоимения •)
    – Предположите, чему мы сегодня будем учиться, какие задачи ставим перед собой?
    (- Задачи урока: вспомнить, что такое местоимение, каковы особенности личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения, повторить грамматические признаки личных местоимений)
    – Как вы думаете, почему местоимения так называются?
    сейчас я прочитаю вам сказку, которая называется «Достойная замена».
    «В далёкие времена в одном царстве – государстве  жили добрые и весёлые люди. Они трудились не  покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:
    – Пусть эти счастливчики забудут свои имена!
    И в царстве наступил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей. Они не знали.
    Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди попросили его помочь вернуть им имена.
    – Хорошо, я помогу вам, а пока я даю вам слова вместо названий и имён. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому – либо, говорите ты,  а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком – то или о чём – то, говорите он, она оно, а если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.
    Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался. Колдунья согласилась, но загадала мудрецу хитрые загадки. Он их разгадал.
    Всё встало на свои мета. Но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что  они оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имён и названий предметов, то их так и назвали «вместоимени», т.е. «вместо имён», но затем буква «в» затерялась,  и слова стали называться местоимениями.
    – Почему местоимения так называются?
    ! Название из старославянского
    -Какие местоимения вы услышали в сказке? (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)
    – В русском языке 69 местоимений.
    – Сегодня мы повторяем личные местоимения. Посчитайте  в тетради сколько их (8) .
    IV. Работа по теме урока
    – Как вы думаете почему местоимения называются личными? (они указывают на лицо или лица. Личное – значит принадлежащее кому – то лично)
    – В сказке вместо какой части речи использовались местоимения? (сущ)
    – Чем местоимение отличается от существительного? (Сущ обозначает предмет, мест указывает на предмет, но не называет его)
    – На какие вопросы отвечают местоимения?
    – Давайте подумаем, если местоимения могут заменять имена существительные, они могут иметь такие же грамматические признаки . Давайте вспомним какие.
    На доске таблица
    Карточка № 2
    – У вас в тетради записаны местоимения. На какие две группы можно разделить местоимения? (я, ты, он, она, оно    –    мы, вы, они)
    – На какие три группы можно  разделить личные местоимения? (я, мы  –  ты, вы   – он, она, оно, они)
    Вывод:  Местоимения бывают ед и мн числа и имеют лицо
    Заполнение таблицы
    Ед ч
    Мн ч
    1 лицо
    2 лицо
    3 лицо
    – Откройте учебники на стр 54№ 112. Сравните, правильно ли вы заполнили таблицу?
    – Расскажите по таблице «Личные местоимения» о грамматических признаках ? (Личные местоимения имеют категорию лица и числа)
    – Какие личные местоимения и в каком числе  изменяются по родам? (личные местоимения 3 л в ед ч изменяются по родам)
    – Какие личные местоимения указывают на того или на тех, кто говорит? (я, мы)
    – Какие личные местоимения указывают на того или на тех, к кому обращена речь? (ты, вы)
    – Какие личные местоимения указывают на того или на тех, о ком говорят? (он, она, оно, они)
    – Когда в разговорной речи вы употребляете личное местоимение «Вы», а когда «ты».? (Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям принято употреблять в речи личное местоимение «Вы»)
    V. Физкультминутка
    – Я и мы,
    Ты и вы,
    Он, она, оно, они –
    Все слова отличные,
    Важные и личные.
    Это, без сомнения,
    Всё местоимения.
    – Чем может нам помочь это стихотворение?
    VI Закрепление
    Карточка № 2
    – Отредактировать текст
    Прочитайте этот текст. Найдите речевые ошибки.
    Ночью выпал снег. Снег покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. Вьюга  подняла в воздух легкие снежинки. Снежинки  закружились в хороводе.
    – Какие слова помогут избежать повторов? (Мест). Местоимения помогают избежать речевых ошибок.
    – Исправьте текст. На что указывают местоимения.
    – Назовите главные члены в 1 и 2 предложениях. Какой частью речи выражено подлежащее.
    – Какую роль выполняют в речи (помогают избежать повторов)
    – Каким членом предложения может быть личное местоимение? (подлежащим в И.п)
    – Подчеркнуть основу предложения
    С 54 № 113
    Прочитайте стихотворение В. Лифшица «Петя и слова».
    Выпишите из предложения местоимения и укажите их грамматические признаки. (Он (3 л., ед. ч., м. р., вы (2 л., мн. ч., мы (1 л., мн. ч., ты (2 л., ед. ч.)
    С 54 № 114
    Прочитайте. В скобках даны грамматические признаки местоимений. Назовите по ним местоимения.
    Запишите предложения, вставляя пропущенные местоимения в соответствии с указанными грамматическими признаками. (Бабушка, ты тоже маленькой была. Вы со мной знакомы близко. Я – приветливая киска. Перемыли мы посуду, навели порядок всюду. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она.)
    VII. Рефлексия
    Игра «Четвертый лишний»
    Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему
    я, они, на, ты (предлог)
    но, оно, она, они (союз)
    я, Яна, ты, вы (сущ)
    он, она, они, оно (мн ч)
    он, она, они, мы (1 лицо)
    Выпишите из первой строчки местоимения, указав лицо и число. (Я – 1л, ед.ч., они – 3 л., мн.ч., ты – 2 л., ед.ч). (Устно?)
    VII. Подведение итогов урока
    – Что нового вы узнали на уроке?
    Домашнее задание
    Карточка № 2
    Карточка № 3
    – Я и мы,
    Ты и вы,
    Он, она, оно, они –
    Все слова отличные,
    Важные и личные.
    Это, без сомнения,
    Всё местоимения.
    Карточка № 4
    Прочитайте текст. Найдите ошибки.
    Ночью выпал снег. Снег покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. Вьюга  подняла в воздух легкие снежинки. Снежинки  закружились в хороводе.
    __________________________________________________________________________
    Карточка № 2
    Карточка № 3
    – Я и мы,
    Ты и вы,
    Он, она, оно, они –
    Все слова отличные,
    Важные и личные.
    Это, без сомнения,
    Всё местоимения.
    Карточка № 4
    Прочитайте текст. Найдите ошибки.
    Ночью выпал снег. Снег покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. Вьюга  подняла в воздух легкие снежинки. Снежинки  закружились в хороводе.
    Карточка № 1
    «Достойная замена»
    «В далёкие времена в одном царстве – государстве  жили добрые и весёлые люди. Они трудились не  покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:
    – Пусть эти счастливчики забудут свои имена!
    И в царстве наступил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей. Они не знали.
    Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди попросили его помочь вернуть им имена.
    – Хорошо, я помогу вам, а пока я даю вам слова вместо названий и имён. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому – либо, говорите ты,  а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком – то или о чём – то, говорите он, она оно, а если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.
    Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался. Колдунья согласилась, но загадала мудрецу хитрые загадки. Он их разгадал.
    Всё встало на свои мета. Но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что  они оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имён и названий предметов, то их так и назвали «вместоимени», т.е. «вместо имён», но затем буква «в» затерялась,  и слова стали называться местоимениями.
    __________________________________________________________________________
    Карточка № 1
    «Достойная замена»
    «В далёкие времена в одном царстве – государстве  жили добрые и весёлые люди. Они трудились не  покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:
    – Пусть эти счастливчики забудут свои имена!
    И в царстве наступил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей. Они не знали.
    Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди попросили его помочь вернуть им имена.
    – Хорошо, я помогу вам, а пока я даю вам слова вместо названий и имён. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому – либо, говорите ты,  а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком – то или о чём – то, говорите он, она оно, а если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.
    Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался. Колдунья согласилась, но загадала мудрецу хитрые загадки. Он их разгадал.
    Всё встало на свои мета. Но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что  они оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имён и названий предметов, то их так и назвали «вместоимени», т.е. «вместо имён», но затем буква «в» затерялась,  и слова стали называться местоимениями.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *