Что такое наднациональные единицы различного масштаба приведите примеры?

5 ответов на вопрос “Что такое наднациональные единицы различного масштаба приведите примеры?”

  1. dsibir Ответить

    Дифференциация труда по особым родам деятельности практически неограниченна. Территориальное разделение труда существует как внутри государств, так и между ними.
    Международное разделение труда можно определить как высшую ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, которое опирается на устойчивую, экономически выгодную специализацию производства в отдельных странах тех или иных видах продукции, и взаимный обмен результатами производства между ними в определенных количественных соотношениях.
    МРТ играет важную роль в расширенном воспроизводстве в странах мира, обеспечивает взаимосвязь производства, формирует международные пропорции в отраслевом и территориально-страновом аспектах. МРТ занимает особое место в интернационализации производства и расширении обмена.
    Существует совокупность факторов, которая объективно способствует международному разделению труда:
    1) различия в распределении природных богатств – основная причина МТР;
    2) различия в почвенно-климатических условиях;
    3) географическое положение страны;
    4) различия в размерах трудовых ресурсов;
    5) исторические традиции производства.
    Научно-техническая революция и экономические факторы МТР на современном этапе развития человечества позволяют решить проблему негативного влияния природных условий. Теперь главных фактором МТР является научно-технический прогресс: совершенные машины, оборудование, приборы, развитие науки.
    Помимо МРТ, существует также понятие всемирного разделения труда (ВРТ). В сущности, под термином ВРТ подразумевается международное разделение труда в масштабе всего цивилизованного мира, тогда как МРТ можно рассматривать и на региональном уровне. Всемирное разделение труда – это объективная основа производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между странами мира. В настоящее время взаимодействие государств всей планеты в экономическом, а иногда и в политическом плане, определяется именно степенью и направленностью их участия в ВРТ. Фактически, всемирное разделение труда является основой всемирного хозяйства.
    Участие ВРТ для любого государства является неизбежным, т.к. оно позволяет получать доход засчет различия между национальной и интернациональной стоимостью производства. Закон стоимости – движущая сила всемирного разделения труда в условиях товарного производства, т.к. товары образуют интернациональную стоимость и обмениваются в пропорциях, подчиняющихся законам всемирного рынка, в том числе и закону стоимости. Побудительным мотивом участия во всемирном разделении труда является также и использование его возможностей в решении глобальных проблем человечества совместным усилиями всех стран мира: охрана окружающей среды, решение продовольственной проблемы, освоение космоса и т.д.
    Всемирное разделение труда усложняет комплексную систему мирохозяйственных связей, где торговля, хотя и занимает сейчас ведущее место, постепенно теряет свое значение. Внешнеэкономическая сфера всемирного хозяйства обладает сложной структурой и включает в себя :
    1. международную торговлю;
    2. международную специализацию и кооперирование производства;
    3. научно – техническое сотрудничества;
    4. совместно строительство предприятий и их последующую эксплуатацию на международных условиях;
    5. международные хозяйствнные организации, различного рода услуги и другое.
    Под воздействием мировых производственных сил рождается «дополнительная» сила, которая как бы является даровой и оперирует одновременно материально-вещественными и личностными факторами общественного производства. Результаты деятельности каждого звена мировой производственной системы активнее используются с ростом участников кооперации, что ведет возрастанию экономической мощности всей системы.
    При всей своей сложности и противоречивости, современной мир в экономическом отношении представляет собой достаточно эффективно функционирующую систему, объединяемую международным обобществленным производством, достигшим относительно высокого уровня развития.
    Международное разделение труда – это, своего рода, интегратор, который образовался из отдельных элементов во всемирную экономическую систему. Международное разделение труда, являясь функцией развития производительных сил и производственных отношений, создало объективные предпосылки для растущей взаимосвязи и взаимозависимости хозяйств различных стран, расширило пределы интернацианализации до общемировых.
    По прогнозам экспертов, всемирное разделение труда в перспективе будет неуклонно углубляться. В перспективе производство развитых стран будет ориентироваться на внешних потребителей, а внутренний спрос – на импорт.
    Модели специализации национальных хозяйств – участников МРТ
    Для характеристики участия стран в международном разделении труда принята классификации отраслей общественного производства, в зависимости от соотношения применяемых ресурсов. Сочетание этих отраслей в той или иной стране характеризует специализацию национального хозяйства. В целом, выделяют следующие отрасли специализации: наукоемкие отрасли; капиталоемкие отрасли; трудоемкие отрасли; ресурсоемкие отрасли.
    Наукоемкие отрасли – это наиболее современные отрасли промышленности, выпускающие продукцию на основе последних достижений науки и техники. Эти отрасли отличаются крупными затратами на научных исследования, передовым в научном плане производственным аппаратом, значительным кадровым потенциалом.
    Для классификации отраслей промышленности по степени наукоемкости используются количественные критерии, совокупность которых и численные значения в различных странах неодинаковы.
    По методологии Организации экономического сотрудничества и развития, к наукоемким относятся отрасли, где уровень расходов на НИОКР составляет более 4% оборота.
    К примеру, бюро статистики труда США относит к наукоемкому сектору те подотрасли, где доля затрат на НИОКР в стоимости продаж и доля ученых в численности занятых соотведственно 3,1 и 6,3%. К наукоемким относятся 92 из 977 подотраслей народного хозяйства США. Выделяют также подотрасли с повышенной наукоемкостью, где указанные показатели как минимум в 2 раза выше средних. К числу таких высокотехнологических отраслей относят производство медпрепаратов, ЭВМ и оборудования, радиоэлектронных компонентов, лабораторного оборудования, авиационную и ракетнокосмическую промышленность.
    Позиции развитых стран в глобальном разделении труда определяются наличием у них высокоразвитого, научно-инвестиционного и информационно- индустриальных комплексов, и их контролем над большей частью глобальной инфраструктуры международных экономических отношений.
    Развитые страны играют роль главных постановщиков машин и оборудования, технологий, услуг, импортеров сырья и топлива, металлов, продукции текстильной и легкой промышленности, бытовой техники, комплектующих изделий.
    В последние годы в развитых капиталистических странах резко сократилось, а в некоторых случаях и вообще прекратилось производство многих товаров. Это относится в первую очередь к традиционным товарам, т.е. тем, которые производится сравнительно давно.
    В большинстве развивающихся государств в колониальную эпоху сформровалось монокультурное хозяйство, т.е. вся экономика страны была ориентирована на выпуск и вывоз одного – двух товаров. Развивающиеся страны, как правило, играют роль поставщика сырья, в том числе обработанного ( каучук, фанера, цемент, деревообрабатыв. ), продукции трудоемких и материалоемких отраслей : легкой и текстильной промышленности ( одежда, обувь, часы и т.п. ); комплектующих изделий; поставщика дешевой рабочей силы, сферы приложения капитала. В этих странах размещаются производства, использующие природные и трудовые ресурсы.
    В последние десятилетия возрастает участие таких стран и в производстве промышленной продукции.
    Одной из важнейших черт современного этапа развития системы МРТ является появление так называемых «новых индустриальных стран» (в Юго-Восточной Азии, Северной Африке, на ближнем Востоке )
    Для новых индустриальных стран характерна не только трудоемкая, но и капиталоемкая и даже техноемкая специализация ( например, в металлургии и электронике ). Южная Корея, Тайвань и другие страны уже оказывают экспортное давление на Японию. В металлургической промышленности южно-корейские предприятия более эффективны, чем устаревшие сталелитейные заводы в Японии.
    Новые индустриальные государства превратились в потавщиков изделий из текстиля, а также электронных приборов, которые они производят в качестве филиалов транснациональных монополий США, Японии и стран Западной Европы.
    К числу исторических тенденций, особенно характерных для современной эпохи, относится тенденция к глобализации. Она может быть определена как «ряд процессов, которые составляют единый мир». Общества становятся взаимозависимыми во всех аспектах – политическом, экономическом, культурном, и масштаб этих взаимозависимостей становится действительно глобальным. «Ни одна страна не является самодостаточным островом». Человечество больше не рассматривается как «статистическая совокупность», философская или идеологическая категория; оно приобретает социологическую сущность, превращается в социальную целостность, охватывающую всех людей, живущих на земле. Сегодня можно говорить о глобальной структуре политических, экономических и культурных отношений, простирающихся за любые традиционные границы и связывающих отдельные общества в единую систему. О таком понимании человечества не могло быть и речи даже в сравнительно недавнем прошлом. По словам Питера Уорслея, «до сих пор человеческое общество вообще никогда не существовало». Данное онтологическое изменение находит отражение в эпистемологическом статусе социологии. Сегодня вполне правомерно «вернуться к недавно введенному в нашу дисциплину положению о том, что первичными единицами анализа являются нация, общество и культура» (363; 369). Большинство социологов разделяют мнение Норберта Элиаса, согласно которому социология возможна лишь как социология мирового сообщества.
    Глубина изменений будет понятней, если сравнить два контрастных, полярных случая: один из исторического прошлого, а другой из исторического настоящего. В прошлом общество представляло собой чрезвычайно пеструю, разнородную мозаику, составленную из изолированных социальных единиц, начиная от орд, племен, царств, империй и кончая еще относительно недавно наиболее широко распространенной формой – национальным государством. Каждое из этих множественных или единичных политических образований имело независимую, самоподдерживающуюся и самодостаточную экономику, собственную культуру, сохранявшую свою уникальную идентичность, которая нс пересекалась и была несоизмерима с остальными.
    Современное общество являет собой совершенно иную картину. В политической сфере имеют место наднациональные единицы различного масштаба: политические и военные блоки (например, НАТО), имперские сферы влияния (например, бывшего социалистического лагеря), коалиции правящих групп (например, «Большая семерка»), континентальные или региональные объединения (например, Европейское сообщество), всемирные международные организации (в первую очередь ООН и ее специализированные подразделения). Можно заметить также контуры всемирного правительства, когда ряд важных функций выполняется наднациональными учреждениями (например, Европейский парламент, Международный трибунал или Интерпол), и признаки растущей политической однородности. Процессы демократизации в Латинской Америке, южной Европе и посткоммунистических странах свидетельствуют о том, что парламентская демократия становится поистине «универсальной, доминирующей политической формой на земном шаре» (139). Общества становятся взаимозависимыми во всех аспектах – политическом, экономическом, культурном, и масштаб этих взаимозависимостей действительно глобальный. Человечество превращается в социальную целостность, охватывающую всех людей, живущих на Земле. Сегодня можно говорить о глобальной структуре политических, экономических и культурных отношений, связывающих отдельные общества в единую систему. В политической сфере имеют место наднациональные единицы различного масштаба: политические и военные блоки (например, НАТО), коалиции правящих групп («Большая восьмерка»), континентальные или региональные объединения (например, Европейский союз), всемирные международные организации (ООН и её специализированные подразделения). Можно заметить также контуры мирового правительства, когда ряд важных функций выполняется наднациональными организациями (например, Европейский парламент, Интерпол). Процессы демократизации свидетельствуют о том, что парламентская демократия становится доминирующей политической формой на Земле.
    В экономической сфере усиливается значение наднациональной координации и интеграции (ОПЕК, ОЭСР, ЕЭС), региональных и мировых экономических соглашений. Наблюдается глобальное разделение труда, увеличивается роль многонациональных и транснациональных корпораций. Это новые могущественные силы в мировой экономике. Мировой рынок становится единым экономическим механизмом, о чем свидетельствует молниеносность, с которой финансовые рынки реагируют на события в отдельных странах.
    Вопросы для самопроверки:
    1. Какой автор использует понятие “гражданское общество” в прямой постановке и как бы отождествляет с государством?
    2. Что является политическим фундаментом гражданского общества?
    3. Назовите наднациональные единицы различного масштаба, охарактеризуйте их?

  2. LynLey Ответить

    я позволяет успешно решать задачи воспитания;
    в) самодеятельное объединение, способствующее развитию, удовлетворению разносторонних интересов и потребностей школьников в повышении духовной культуры, формирует умение самостоятельно мыслить, отстаивать свои чувства и взгляды.
    2. Выделить основной подход, положенный в систему работы кружков и клубов:
    а) организация содержательного отдыха школьников;
    б) предоставление возможности каждому ребенку реализовать себя, проявить и развить свой талант;
    в) профессиональная ориентация школьников.
    3. Организаторы кружков организовывают и проводят и часа…
    а) в классных комнатах по классам;
    б) в своем клубном коллективе;
    в) в музеях, библиотеках, внешкольных заведениях, приглашают родителей, всех желающих.
    4. Готовясь к организации и проведению клубной часа, вы предпочли бы…
    а) подготовленному, отработанному мероприятию;
    б) свободному общению детей друг с другом, организатором и теми взрослыми, которые принимают участие;
    в) экспромта.
    5.Методы работы в кружках – это…
    а) основные требования к деятельности руководителя кружка;
    б) способы воздействия на ребенка с целью реализации учебного процесса в кружке;
    в) форма организации учебного и воспитательного процесса в кружке.
    6. основными методами устного изложения являются…
    а) рассказ, рассказ-описание, инструктаж, беседа;
    б) демонстрация, иллюстрация, исследование;
    в) лекция, конференция.
    7. инструктаж делится на…
    а) вводный, текущий, заключительный;
    б) упреждающий, оперативный;
    в) групповой, индивидуальный;
    8. вводный инструктаж проводится…
    а) на каждом занятии относительно способов выполнения практических работ;
    б) в начале работы кружка;
    в) выборочно на отдельных занятиях кружка.
    9. инструктаж по технике безопасности проводится…
    а) на занятиях кружков технического творчества;
    б) в начале занятий кружков;
    в) на каждом занятии кружка.10. Организаторы кружков организовывают и проводят и часа…
    а) в классных комнатах по классам;
    б) в своем клубном коллективе;
    в) в музеях, библиотеках, внешкольных заведениях, приглашают родителей, всех желающих.
    11. Готовясь к организации и проведению клубной часа, вы предпочли бы…
    а) подготовленному, отработанному мероприятию;
    б) свободному общению детей друг с другом, организатором и теми взрослыми, которые принимают участие;
    в) экспромта.
    12.Разрабатывая программу «Забота о здоровье» в спортивно-оздоровительном клубе, вы предпочли бы…
    а) соревнованию, где критерием успеха является скорость движений;
    б) первенства в городских, районных, областных соревнованиях;
    в) развития ловкости, скорости движений, пропаганде здорового образа жизни.

  3. zver1k Ответить

    их политических действий;
    4) политической культурой.
    2. К признакам политической культуры демократического типа относят:
    1) экстремизм;
    2) толерантность;
    3) радикализм;
    4. национализм
    3. Политическую культуру характеризует:
    1) политическая власть;
    2) политическая система;
    3) политическая сфера;
    4) политическое поведение
    4. Верны ли суждения о политических знаниях?
    А. Политические знания – это знания о политике, политической системе, о различных политических идеологиях.
    Б. Политические знания могут включать как научные, так и житейские представления.
    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения не верны
    5. Политическую культуру характеризуют:
    1) политические изменения;
    2) политическое сознание;
    3) политические интересы;
    4) политические системы
    6. Высшей ценностью демократической политической культуры являются (-ется):
    1) человек, его права и свободы;
    2) государство, его интересы;
    3) абсентеизм;
    4) единая общеобязательная идеология
    7. Деятельность, цель которой обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, называется:
    1) политическим участием;
    2) популизмом;
    3) абсентеизмом;
    4) политическая активность
    8. Верны ли суждения о политическом участии?
    А. Политическое участие может быть постоянным, периодическим, разовым.
    Б. Политическое участие может быть опосредованным и непосредственным.
    1) верно только А; 3) верны оба суждения;
    2) верно только Б 4) оба суждения верны
    9. Свобода слова не означает:
    1) право свободно выражать свое мнение;
    2) право свободно искать, получать, распространять информацию;
    3) отсутствие цензуры;
    4) право на выступления в пользу национальной, расовой, религиозной ненависти
    10. Не является законным ограничением политических свобод запрещение:
    1) пропаганды войны;
    2) критиковать политику правительства;
    3) создания организаций, имеющих целью нарушение целостности Российской Федерации;
    4) выступлений в пользу расовой и религиозной ненависти.

  4. Labyda Ответить

    их политических действий;
    4) политической культурой.
    2. К признакам политической культуры демократического типа относят:
    1) экстремизм;
    2) толерантность;
    3) радикализм;
    4. национализм
    3. Политическую культуру характеризует:
    1) политическая власть;
    2) политическая система;
    3) политическая сфера;
    4) политическое поведение
    4. Верны ли суждения о политических знаниях?
    А. Политические знания – это знания о политике, политической системе, о различных политических идеологиях.
    Б. Политические знания могут включать как научные, так и житейские представления.
    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения не верны
    5. Политическую культуру характеризуют:
    1) политические изменения;
    2) политическое сознание;
    3) политические интересы;
    4) политические системы
    6. Высшей ценностью демократической политической культуры являются (-ется):
    1) человек, его права и свободы;
    2) государство, его интересы;
    3) абсентеизм;
    4) единая общеобязательная идеология
    7. Деятельность, цель которой обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, называется:
    1) политическим участием;
    2) популизмом;
    3) абсентеизмом;
    4) политическая активность
    8. Верны ли суждения о политическом участии?
    А. Политическое участие может быть постоянным, периодическим, разовым.
    Б. Политическое участие может быть опосредованным и непосредственным.
    1) верно только А; 3) верны оба суждения;
    2) верно только Б 4) оба суждения верны
    9. Свобода слова не означает:
    1) право свободно выражать свое мнение;
    2) право свободно искать, получать, распространять информацию;
    3) отсутствие цензуры;
    4) право на выступления в пользу национальной, расовой, религиозной ненависти
    10. Не является законным ограничением политических свобод запрещение:
    1) пропаганды войны;
    2) критиковать политику правительства;
    3) создания организаций, имеющих целью нарушение целостности Российской Федерации;
    4) выступлений в пользу расовой и религиозной ненависти.

  5. wwsa Ответить

    с тестом по обществознанию
    1. Разделение общества на социальные группы, занимающие разное положение в обществе:
    1)социальная структура 2)социальная стратификация
    3)социальная дифференциация 4)социальная мобильность
    2. Верны ли утверждения?
    А. Группы людей, объединённые природными признаками, называются биосоциальными.
    Б. Социальная стратификация позволяет представить деление общества на социальные слои по одному или нескольким признакам.
    1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
    3. Завершите предложения:
    1) Группы общества, которые занимают промежуточное, переходное положение в обществе, называются ….
    2) Положение человека в обществе называется … ….
    3) Статус человека в обществе, данный ему от рождения, называется ….
    4. Понижение офицера в воинском звании – это
    1)восходящая вертикальная мобильность 2)нисходящая вертикальная мобильность
    3)горизонтальная мобильность 4)восходящая горизонтальная мобильность
    5. Переход из одного гражданства в другое без изменения социального статуса – это
    1)восходящая вертикальная мобильность 2)нисходящая вертикальная мобильность
    3)горизонтальная мобильность 4)восходящая горизонтальная мобильность
    6. Совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия:
    1)социальная связь 2)социальные взаимодействия 3)социальный контакт 4)интеракция
    7. Приведите пример социального конфликта.
    8. Соотнеси примеры и виды социальных норм:
    А. Обряд венчания 1)правовая норма
    Б. Заключение международного договора 2)моральная норма
    В. Быть справедливым 3)религиозная норма
    9. Верны ли утверждения?
    А. Социальный контроль включает в себя только санкции наказания.
    Б. Девиантное поведение человека в обществе может быть только негативным.
    1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
    10. Приведи пример неформальной негативной санкции.
    11. Семья, включающая в себя супругов и их детей – это семья
    1)расширенная 2)партнёрская 3)патриархальная 4)нуклеарная
    12. Приведи пример функции первичного социального контроля семьи.
    13. Кто относится к группам социального риска?
    14. Соотнесите примеры и общественные группы
    А. Скифы 1)класс
    Б. Наёмные рабочие 2)этнос
    В. Крестьяне 3)малая группа
    Г. Члены клуба любителей кошек
    Д. Предприниматели
    15. Все примеры, за исключением одного, относятся к понятию «семья».
    Укажи лишний пример.
    Брак, горем, нуклерная, родство, признак, многопоколенная, партнёрская
    16. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «молодёжная субкультура»? Привлекая знания из обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о молодёжной субкультуре.

Добавить комментарий для zver1k Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *