Что такое народное собрание в древнем риме?

12 ответов на вопрос “Что такое народное собрание в древнем риме?”

  1. Yggfym Ответить

    В собрании магистрат озвучивал положения законопроекта. После этого он спрашивал, принимает ли его собрание. Оно после рассмотрения и обсуждения проекта принимало его со словами: «UTI ROGAS», то есть «Как ты просишь!» либо отклоняло со словами «ANTIQUO», то есть «Пусть будет по-прежнему!». На начальном этапе голосование имело устный вид, а впоследствии при помощи начертания двух букв на табличках. Затем решение собрания передавалось на рассмотрение сената, который и давал ему свой авторитет.
    Если закон принимался, то его текст вырезался на медной или каменной доске и выставлялся для всеобщего обозрения на площади. В тексте присутствовало указание на имя автора закона, а в его конце указывалась санкция, то есть последствия возможного нарушения.
    Роль народных собраний Древнего Рима
    До середины третьего века до нашей эры Рим представлял собой аристократическую республику, в котором важнейшую роль играл сенат. Однако по мере усиления влияния новой знати (всадников) происходит некоторая демократизация государственного строя, которая выражается в изменении соотношения сил между сенатом и народным собранием. Отмечается тенденция к расширению компетенции и роли народного собрания путем сокращения правомочий сената.
    В течение 241-222 гг. до нашей эры народное собрание проходит процесс реформирования. В рамках изменения Конституция Сервия Туллия претерпевает изменениям в том, что число центурий со 193 увеличивается до 373, то есть на каждый разряд приходится по 70 центурий плюс определенное количество (23) добавочных центурий. Таким образом, первый разряд лишается своего большинства.
    Рим с колониями и союзниками подразделялся на 35 округов или территориальных триб. Они были обязаны предоставлять определенное количество центурий в войско. С этого момента численный перевес в центуриатных комициях приобрели средние имущественные классы. Подобные события происходили на фоне противоборства между нобилитетом и так называемым «всадничеством».
    К нобилям относили земельную аристократию (сенаторское сословие), а к всадникам – денежную аристократию, разбогатевшую на эксплуатации провинций, которые занимались откупами, ростовщичеством и внешней торговлей.

  2. Anarazius Ответить

    Второй вид Народных собраний представляли Трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб (административная единица), участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. В начале их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафов. Плебейские собрания кроме того избирали плебейского трибуна (должностное лицо, защищавшее интересы плебеев), а с III века до н.э. они получили право издавать законы, чтобы привело к росту их значения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4-мя городскими трибами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях.
    Куриатные собрания после реформ римского царя Сервия Туллия (VI век до н.э.) потеряли былое значение, лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями и в конце концов были заменены Собранием 30 представителей курии – ликторов.
    Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли, как и прервать собрания, так и перенести на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения, голосование по ним было открытым. И только в конце республиканского периода было введено тайное голосование. Важнейшую роль играло то обстоятельство, что решение Центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первое столетие существования республики подлежали утверждению Сенатом, но затем в III веке до н.э. это правило было отменено, Сенат получил право предварительно рассматривать вопросы, выносимые на собрание. Таким образом, Сенат фактически направлял деятельность собрания.
    Сенат. Важную роль в государственном механизме Рима играл Сенат. Переход к республике усилил влияние Сената как единственно постоянного органа власти, который выражал патрициев.[8] Сенаторы (в начале их было 300, по числу патрицианских родов; а в I веке до н.э. числу сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица – цензоры, распределявшие граждан по центуриам и трибам, раз в 5 лет составляли списки сенаторов из представителей знатных семей, уже занимавших государственные должности. Это делало Сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства граждан.[9]
    Первоначально Сенат имел право утверждать или отклонять решения комиций (собраний). Но уже с IV века до н.э. Сенат стал высказывать несогласие с законопроектом, вынесенным на утверждение комиции предварительно. Мнение Сената в данном случае не было формальностью, поскольку за Сенатом стояли и магистраты, и соответствующие комиции. Исполнительной властью Сенат не обладал и поэтому он обращался к помощи магистратур. Формально Сенат был совещательным органом и его постановления назывались сенатус-консульты, но полномочия Сената были обширными. А именно, он контролировал законодательную деятельность центуриатных (а позже и плебейских) собраний, утверждая их решения а в последствии предварительно рассматривал и возможно отвергал законопроекты. Таким же образом контролировалось избрание должностных лиц (в начале – утверждением избранных, а впоследствии – кандидатур). Большую роль играла то обстоятельство, что в распоряжении Сената находилась казна государства. Он также устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. Кроме того в полномочия Сената входили: постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важнее значение имели внешнеполитические полномочия Сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал Сенат. Он дозволял набор в армию и распределял легионы между командующими. Также при возникновении экстраординальных обстоятельств (война, мощное восстание рабов и т.п.) Сенат мог принять решение об установлении диктатуры.
    Вершина власти Сената была в 300-135 гг. до н.э., когда без него не принималось ни одного значительного решения в области внешней и внутренней политики. Падение роли Сената началось в эпоху гражданских войн (II-I века до н.э.), когда государственные дела осуществляли такие исторические личности как Марий, Сулла и Цезарь.[10]
    Сенат полностью теряет былое значение, начиная с периода принципата, и его роль практически сошла на нет в период домината.

  3. Shalilv Ответить

    Но в действительности роль куриатных комиссий неуклонно падает и к III вв. до н.э., население утрачивает к ним всякий интерес, так что в этих собраниях уже во II вв. до н.э. участвуют только 30 ликторов, представлявших по закону 30 курий.
    В этот период главенство переходит к комициям по центуриям. Именно здесь происходят выборы важнейших должностных лиц – магистратов и обсуждения законов, всей политики. Кроме того, в составе этих собраний происходят существенные изменения. Ранее центуриатные комиции считались собранием римского войска, но вследствие разделения политической и военной организации общества, в республиканский период, эти собрания становятся организацией сугубо политической.
    В то же время развивалась и социально-экономическая составляющая Римского государства; появились слои населения, которые не могли быть учтены в прежней (Сервериановской) организацией общества – неземлевладельцы (aerarii). К середине жизни Республики таких элементов стало достаточно много, их не могли более игнорировать и ко II в. до н.э. они были распределены по трибам и классам. В результате, трибы перестали играть роль земледельческих округов, что вызвало незамедлительную реакцию, так что этих людей стали записывать только в четыре городские трибы, чтобы не допустить дальнейшую демократизацию собраний граждан.
    Были проведены и другие реформы, повлиявшие на политическую организацию римского общества. Сущность их сводится к нескольким основным пунктам: Во-первых, был повышен имущественный ценз классов в связи с увеличившимися богатствами и уменьшившейся ценностью денег: для первого класса – 100 тыс. новых ассов, для второго – 75 тыс., для третьего – 50, для четвертого 25 и для пятого 12,5 тыс. ассов.
    Во-вторых, исчезла привилегия всадников в подаче голосов первыми, каждый раз центурия, начинавшая голосование первой избиралась по жребию, но только из центурий первого класса, и наконец, в-третьих, количество центурий привели в соответствие с числом триб, с тех пор, их стало 35, и более не увеличивалось до конца существования Римского государства, несмотря на постоянное расширение территории и увеличение населения; вновь присоединяемые территории включались уже в состав тех или других из существующих триб.
    Третьей формой народных собраний были трибутные собрания, причем различались два вида таких собраний: патрицианско-плебейские и исключительно плебейские (concilia plebis tributa). Решения этих комиций назывались плебисцитом, патрицианско-плебейские выдавались за постановления от имени всего римского народа.
    Закон Гортензия (286 г. до н.э.) установил, что решения плебейских трибутных собраний должны иметь силу закона для всего народа, в то же время, известны и более ранние законы, утверждавшие то же самое. Скорее всего, здесь идет речь о расширении и дополнении уже существовавших правил и норм.
    Таковы были основные исторически сложившиеся формы народных собраний в римском обществе. Не существовало специальных законов, разделявших между этими формами определенных функций, в то же время, согласно различным источникам, распределение компетенций зависело от конкретных исторических условий и случайных прецедентов. Очевидно, однако, что высшие магистраты (консулы, цензоры, преторы) избирались на центуриатных собраниях, квесторы и курульные эдилы – в трибутных комициях, а трибуны и плебейские эдилы, соответственно на плебейских собраниях (concilia plebis tributa). Законопроекты вносились и обсуждались в тех собраниях, где избирались соответствующие магистраты, имевшие права законодательной инициативы, консулы и преторы – в центуриатных комициях, плебейские трибуны – в плебейских комициях (concilia plebis tributa).
    Наиболее серьезные преступления, соответственно, подлежали суду в центуриатных комициях, менее значимые, как правило, не влекущие за собой смертную казнь, а только штраф, – в трибутных комициях.
    В республиканский период народные собрания в Риме были основными органами законодательной и судебной власти, а также имели избирательные функции. Исторически в Риме сложились три типа народных собраний: contio, concilia, comitia, причем все три носили явно политический характер. В период Республики выделились практические различия в них. Если contio представляло собой обычную сходку народа, где люди неформально обменивались своим мнением или заслушивали важную информацию, то concilia было собранием только части римского народа, к примеру, плебейской (concilia plebis), а comitia, уже абсолютно правомочное, причем обязательное для всех граждан, в своих решениях, собрание всего народа.
    Общим для всех формальных народных собраний были права и полномочия председательствующего на собрании магистрата. Только он имел право собирать народ на собрание, открывать его и ставить на голосование те или иные вопросы, которые на комициях уже не обсуждались, а только подлежали голосованию Ковалев С.И. История Рима / Под. ред. Э.Д. Фролова. Л., 1965. С. 148.. Только магистрату было предоставлено право подсчитывать и объявлять результаты голосования, либо объявлять их недействительными. Также он имел исключительное право закрывать собрание и распускать его.
    Магистрат объявлял день народного собрания особым постановлением, народ собирался первоначально на Марсовом поле, бывшем местом военных смотров. Впоследствии место собрания становится все более произвольным (при большом увеличении населения Республики до 300 тыс. чел. к концу II в. до н.э.) и невозможности собираться всем в одном месте.
    Согласно исторической традиции подсчет голосов по отдельным вопросам в центуриатных комициях происходил сначала в каждой центурии, затем суммировались результаты. Соответственно, реальное мнение народа выяснить таким способом не представлялось возможным, и решение принималось таким, отнюдь не демократическим образом.

  4. Хейли Маршалл Ответить

    Основными элементами древнейшего государственного устройства Рима являются царь, сенат и народное собрание.
    О том, что периоду республики предшествовал в Риме период царей, кроме римской традиции, свидетельствуют такие переживания среди позднейших учреждений республики, как interregnum, rex sacrificulus, regifugium и т. д.
    Царь (rex) является верховным владыкой государства; в его руках сосредоточиваются все функции государственной власти. Он является и верховным полководцем народа, и блюстителем внутреннего порядка, и предстателем за народ перед богами. В качестве полководца, он распоряжается военными силами народа, назначает командиров и т.д. В качестве блюстителя внутреннего порядка, он имеет право суда и наказания над всеми гражданами (jus coercitionis) вплоть до права жизни и смерти. В качестве верховного жреца, он заведывает совершением общенародных жертвоприношений и т. д.
    Рим не является, однако, монархией династической. Возможно, что в эпоху доисторическую и Рим знал царскую власть, переходившую по наследству в каком-нибудь роде [Bernhoft[1] находит следы такой наследственности], но во всяком случае уже с самого начала исторической эпохи о такой наследственности речи быть не может. Некоторые из современных ученых думают, что царь—на подобие того как впоследствии диктатор и rex sacrorum—назначался предшественником (Bonfante, Мауr). Вероятнее, однако, господствующее мнение, которое считает царскую власть выборной. После смерти царя, в момент междуцарствия (interregnum) верховная власть в государстве переходит к сенату. Сенат выбирает из своей среды 10 человек (interreges), которые по очереди (по 5 дней каждый) управляют государством до тех пор, пока не будет намечен кандидат в цари. Намеченного кандидата очередной interrex предлагает народному собранию, которое и облекает его властью (lex curiata de imperio). Для приобретения права сноситься с богами вновь избранному царю необходимо еще особое посвящение—inauguratio.
    При отправлении своей власти царь может назначать себе помощников; но образовалось ли уже в царский период что-либо вроде постоянных магистратур, трудно сказать. Несомненно существовали командиры отдельных войсковых частей (tribuni militum, tribunus celerum); возможно, что на время своего отсутствия царь оставлял в городе кого-либо в качестве своего заместителя (praefectus urbi), но постоянные судьи для уголовных дел (duoviri perduellionis и quaestores parricidii), по всей вероятности, относятся уже к эпохе республики.
    Рядом с царем стоит сенат (senatus), состоявший в древнейшее время из всех родовых старейшин, которые являлись, таким образом, как представители родов, членами сената ex officio. Ha это указывает уже упоминавшееся ранее совпадение числа сенаторов с числом родов по римскому преданию, а также наименование сенаторов «patres». Позже, однако, с постепенным падением значения родов и с усилением царской власти, этот принцип родового представительства отпадает и сенат составляется назначением царя.
    Роль сената по отношению к царю является чисто совещательной: сенат обсуждает по предложению царя те или другие вопросы, и его заключения (senatusconsultа) имеют принципиально значение советов, для царя юридически не обязательных, но имеющих, конечно, огромную фактическую силу.
    По отношению к народу сенат играет роль опекуна роль сказывается уже в описанном выше interregnum, Ho и сверх того, всякий новый закон, принятый в народном собрании, нуждается еще для своей действительности в утверждении сената (т. н. auctoritas patrum, которую Моммзен справедливо сближает с auctoritas tutoris)[2].
    Третьим элементом государственного устройства является народное собрание, т. е. собрание всех взрослых (способных носить оружие) полноправных граждан (т. е. патрициев). В основу организации этих народных собраний положено описанное выше деление на курии, почему и самое собрание называется comitia curiata или (по способу своего созыва, через глашатаев) comitia calata. Народное собрание созывается по инициативе царя, который и вносит туда свои предложения. Предложения эти в собрании не дебатируются, а лишь просто принимаются или отвергаются открытою устною подачей голосов (простым «да» или «нет»). Большинство голосов в данной курии давало голос курии, а большинство голосов этих последних давало решение народного собрания. Предметы ведомства народных собраний едва ли могут быть определены с достаточной ясностью. А priori можно предположить, что в санкции народных собраний нуждались все новые законы, затрагивавшие более или менее существенно правовой строй общества. В народном собрании, далее, происходит принятие кого-либо в состав патрициев (cooptatio in patriciis), a также некоторые важнейшие акты частноправовой жизни—усыновление (arrogatio) и завещание {testamentum). Наконец, вероятно, в собраниях же решались и важнейшие вопросы текущей внутренней и внешней политики—напр., вопрос об объявлении войны, о заключении мира и т. п.
    Но, вообще, передать или не передать тот или иной вопрос на решение народного собрания зависело всецело от воли царя, ибо и самое народное собрание без его воли состояться не могло.
    Патриархальный характер древне-римского государственного строя устраняет мысль о каких бы то ни было юридических (конституционных) правах народных собраний по отношению к царю. Фактически, конечно, царь во всех важнейших случаях должен был искать опоры в народе, но юридически его личная воля, его верховная власть (ітреriит) ничем не была связана. Вместо того, чтобы вносить свои предложения в comitia, царь мог и самостоятельно повелеть (imperare) то, что находил нужным, и такое начальственное предписание было для граждан так же обязательно, как и закон,—с тем разве только различием, что закон, принятый в народном собрании (lех), есть jussus populi, обязательный навсегда (до отмены в таком же порядке); меж тем как личное предписание царя имеет силу лишь до тех пор, пока этот царь находится у власти, и, следовательно, со смертью его ео ipso перестает быть обязательным.
    Ввиду наличности всех трех описанных элементов, общий характер римского государственного устройства этого периода представляется спорным. Ввиду того, что рядом с царем стоят сенат и народное собрание, государственное устройство может показаться монархией конституционной; с другой стороны, ввиду отсутствия каких-либо юридических ограничений царской власти, оно может быть понято, как монархия абсолютная; наконец, принимая во внимание выборный характер царской власти и сравнительную полноту полномочий позднейших республиканских магистратов, в особенности диктаторов и консулов, можно и древнейший Рим счесть за республику, только с диктатором пожизненным. Равным образом, спорен и внутренний характер этого устройства: одни выдвигают в царской власти на первый план элемент военный (напр., De Sanctis), другие—элемент религиозный, теократический (напр., Фюстель-де-Куланж) и т. д.
    Все эти споры находят себе объяснение в том, что в государственном устройстве этого периода заключены еще все эти элементы вместе и что к не сложившемуся еще строю нельзя прилагать наших нынешних теоретических категорий. И если уж желательно дать этому строю какое-либо общее определение, то наиболее верным будет «патриархальный». Царь является патриархальным владыкой своего народа и стоит к последнему в таком же отношении, как paterfamilias к своей семье. Как в руках paterfamilias сосредоточивались все функции семейной власти, так в руках царя сосредоточивалось начальство над народом во всех сторонах его существования; как paterfamilias не ограничен ничем, кроме религии и общественного мнения, так не ограничен и царь в своем управлении народом[3].

  5. foreva_yong Ответить

    Учреждение
    государственной власти в республиканском Риме

    После изгнания последнего рекса (Тарквиний) в пятьсот
    девятом году до нашей эры в Риме был установлен республиканский строй. В
    республиканский период организация власти была простой и отвечала некоторое
    время условиям, которые сложились в Риме ко времени формирования государства. В
    следующие пять веков были заметно увеличены размеры самого государства, однако
    эти геополитические изменения никак не отразились на структуре высших правящих
    государственных органов, которые находились в Риме и осуществляли
    централизованное управление всеми землями. Всё это существенно снижало
    эффективность управления. Кроме того, по мнению историков, именно по этим
    причинам и пол позже республиканский строй.
    В Римской республике сочетались демократические и
    аристократические черты, которые обеспечивали привилегированное положение
    богатой рабовладельческой верхушки. Всё это отразилось во взаимоотношениях и
    полномочиях высших государственных органов. Таковыми в тот период являлись
    магистратуры, сенат, а также народные собрания. Последние из перечисленных
    являлись народными органами римской власти, однако они по факту совершенно не
    управляли государством. Магистраты и сенат были органами реальной
    управленческой власти нобилитета.

    Народные собрания в Древнем Риме

    Различали три вида народных собраний:
    Куриатные – вводили формально в должности лиц, которые
    были избраны другими собраниями. Со временем они были заменены на собрания
    тридцати представителей курии.
    Трибутные – избиравшие низших должностных лиц и
    рассматривающих жалобы на приговоры о штрафных взысканиях.
    Центуриатные – им отводилась главная роль. Они
    отвечали за принятие законов, а также избрание высших должностных лиц. Кроме
    того, этими собраниями заключалось объявление военных действий и приговоров
    смертной казни.
    Важнейшая роль отводилась сенату. Формально он был
    совещательным органом, однако компетенция его была довольно обширной. Одной из
    важных его функций был контроль законодательной деятельности центуриатных
    собраний.
    Власть магистратов делилась на общую и высшую. Высшая, она
    же военная, заключала мир, имела право созывать сенат и народные собрания, а
    также издавать приказы и имела право суда.
    Общая имела право налагать штрафы за невыполнение ею
    отданных распоряжений. Всю систему магистратур возглавляли два консула.

  6. Clemente Ответить


    Сенат. Неограниченная власть царя была стеснена тем, что самых важных дел, кроме военных и судебных, он не мог решать без совета старейшин или сената (senatus), так же как и отец семейства, при всей неограниченности своей власти, в случаях какого-нибудь важного решения, должен был выслушать мнение семейного совета из ближайших родственников. Сенат не был простим собранием доверенных лиц царя, но постоянным политическим учреждением, состоявшим первоначально из пожизненных старейших представителей (patres) от каждого из составлявших государство патрицианских родов. Вследствие этого, число сенаторских мест было постоянное и соответствовало числу родов, так что присоединение к Риму новых общин, также состоявших из родов, было немедленно соединено с умножением сенаторских мест. Но мало-помалу, по мере слития всех народов в единую римскую общину, выбор сенаторов перешел фактически в свободное распоряжение царя. Эти вновь назначенные сенаторы имели особое название приписанных (conscripti). По преданию, при Ромуле сенат состоял из 100 членов, впоследствии число их возросло до 300. Сенат не мог собираться сам собой, без приглашения царя; точно также сенаторы могли подавать голос только тогда, когда царь обращался к ним с вопросом. Решение сената не было обязательно для царя.
    Народное собрание. В тех случаях, когда царь замышлял войну или какое-либо изменение в существующих законах, он должен был спрашивать согласия народного собрания, в котором участвовали все коренные граждане Рима или патриции (patricii). Но граждане собирались только тогда, когда царь приглашал их. В народном собрании имел право говорить только царь, или тот, кому он давал на это право; дело народа было просто отвечать на вопрос утвердительно или отрицательно, во не обсуждать его. Таким образом, участие народа в управлении было чисто пассивное. Но народу принадлежало одно важное право в сфере суда. Собственно суд, производившийся на основании обычая, принадлежал царю и тем лицам, которым поручал он следствие над преступниками и составление приговора. Право помилования осужденных на смерть преступников принадлежало не царю, и народу. Царь мог только дать или не дать осужденному право просить помилования (provocatio).

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *