Что такое основа предложения 3 класс правило?

11 ответов на вопрос “Что такое основа предложения 3 класс правило?”

  1. Gazel Ответить

    Сказуемое.
    В русском языке выделяют три  типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.
    Различай!
    Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.
    Также посмотрите видео-презентацию.
    Подсказка.
    1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:
    Я буду принимать участие в выставке.
    В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.
    Ловушка!
    Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:
    Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото.
    Такая ошибка связана с двумя факторами.
    Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.
    Помни!
    Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н-, а глагол  -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.
    Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.
    В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото.
    Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть. Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем:  Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.
    Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.
    Помни!
    Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.
    Мне необходимо сойти на этой остановке.
    Ловушка!
    Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться, так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.
    Она показалась мне смешной. Неверно!
    Если вы выделяете только слова показалась, то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).
    Верно: Она показалась мне смешной
    Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).
    Верно: Учитель был строгим.
    Ловушка!
    В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?
    1)           Предложения могут быть составлены по разным моделям:
    подлежащее + сказуемое;
    только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения);
    подлежащее + однородные сказуемые;
    однородные подлежащие + сказуемое.
    В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.
    Помни!
    В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.
    https://5-ege.ru/grammaticheskaya-osnova/
    2)  В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.
    3)  Подлежащее может  быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).
    4)  Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.
    Различай!
    Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие.
    Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.
    В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:
    Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.
    Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.
    5)  Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.
    [И по его щекам поползли вниз блестящие капельки], (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).
    Разбор задания.
    1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?
    (1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного?  (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3)  Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования  обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.
    1) восприятие является (предложение 2)
    2) приобрел способность (предложение 4)
    3) они не представляются слепком (предложение 4)
    4) который позволяет видеть (предложение 6)
    Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».
    Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.
    Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!
    Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.
    Таким образом, прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.
    2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?
    (1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).
    1) книги нужны были, они терялись
    2) им нужны были, они терялись
    3)  книги нужны были, приходя сюда, они терялись
    4)  книги нужны были, они терялись в океане
    Правильным является Вариант 1, так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство  в океане.
    3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?
    (1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…
    1)  она издохнет (предложение 2)
    2)  что хочется (предложение 3)
    3)  что хорошо и должно делать (предложение 4)
    4)  научает способность (предложение 4)
    Это задание повышенной сложности.
    Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.
    Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.
    Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.
    Верным является Вариант 4.
    Рекомендуем:
    Синтаксический анализ предложения: ССП, СПП, БСП
    Запятая перед союзом и
    Однородные члены предложения, примеры
    Двусоставные и односоставные предложения
    Сложные предложения с примерами

  2. ЗИНРТУСФ Ответить

    В большинстве случаев подлежащее выражается в качестве местоимения или существительного, употребленного в именительном падеже. Однако оно также может являться:
    Причастием, прилагательным или числительным в именительном падеже, которое выступает как существительное. Например, трое идут и ни о чем не думают.
    Конструкцией из числительного и существительного, находящегося в родительном падеже. Например, несколько мальчишек перелезли через забор и воровали яблоки. Грамматической основой предложения тут будет “несколько мальчишек перелезли”.
    Если сказуемое выражено во множественном числе, то подлежащее может выражаться конструкцией, состоящей из существительного (или местоимения) с другим существительным (или местоимением) в творительном падеже. Например, я и Ваня гуляли ночью в лесу.
    Также подлежащее может являться инфинитивом, выражающим действие, не протекающее во времени. Например, прожить по-дворянски.
    Еще одним из составляющих грамматической основы предложения является сказуемое. Оно бывает трех основных видов:
    Простое глагольное сказуемое – если оно состоит из одного слова и является глаголом или состоит из нескольких слов, но является фразеологизмом или формой будущего времени. Например, она будет принимать участие в соревнованиях.
    Составное именное сказуемое – если оно состоит из одного слова и не является глаголом или состоит из нескольких слов, но в состав сказуемого не входит инфинитив. Например, все на этом берегу было вымыто сильным течением. Грамматическа основа предожения: “все было вымыто”.
    Составное глагольное сказуемое – содержит более одного слова и содержит инфинитив, не являясь при этом фразеологизмом. Например, я очень хочу петь на сцене.

  3. Shaktigor Ответить

    Коллективная работа в классе:
    В каждом предложении подчеркни главные члены.
    1. Опадают жёлтые листья. 2. В лесу росла стройная ель.3. Девочка читает интересную книгу.4. В лесу мама нашла красивый гриб.5. Ярко светит солнышко. 6. Малыши лепили снеговика.7. Собака громко лает. 8. Люда рисовала красками. 9. По дороге быстро мчится машина.   10. Собака погналась за зайцем. 11. Олег красиво пишет в тетради.
    …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
    Дома:   Фамилия, имя ученика_________________________________________
    В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое (грамматическую основу предложения):
    1. В берлоге спит медведь. 2. Ученик решает трудную задачу. 3. Брат купил коньки. 4. Цветёт душистая сирень. 5. Лампы ярко освещают цирк. 6. Сильный ветер качает деревья. 7. Ученики рисуют. 8. Бабушка поставила посуду на стол. 9. Завтра школьники поедут на экскурсию. 10. Под елью вырос белый гриб.
    ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
    Коллективная работа в классе:
    В каждом предложении подчеркни главные члены.
    1. Пришла поздняя осень. 2. Дует сильный ветер. 3. Целый день идёт дождик.
    4. Белка тащит в дупло орехи. 5. Птицы улетели в тёплые края.6. Сороки скачут около жилища людей.7. Мальчики мастерят красивые кораблики.8. По небу плывут лёгкие облака. 9. Света поёт.
    ………………………………………………………………………………..
    Дома:   Фамилия, имя ученика_________________________________________
    Озаглавь. Спиши, обозначая границы предложений.В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.
    Опадают жёлтые листья с деревьев вянет трава солнце прячется за серые тучи часто моросит мелкий дождь в саду ещё цветут пёстрые астры.
    Фамилия, имя ученика___________________________________________________________________________
    Самостоятельная работа
    1 вариант
    В каждом предложении подчеркни главные члены.
    1. Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей.  2. Беленькая кошка умывается лапкой. 3. Во дворе весело и дружно играют ребята. 4. В небе появилась разноцветная радуга. 5. Хитрая лисица ловко заметает следы пушистым хвостом. 6. Проворная белка на зиму запасает в дупле орешки. 7. Лёд трещал от холода. 8. В Африке живут злые крокодилы.  9. Птицы летят в тёплые края. 10.Дети кормили ёжика молоком.
    ……………………………………………………………………………………………
    Фамилия, имя ученика___________________________________________________________________________
    Самостоятельная работа
    2 вариант
    В каждом предложении подчеркни главные члены.
    1. Мрачная туча закрыла небо. 2. В воздухе красиво кружатся разноцветные листья. 3. В болоте квакают неугомонные лягушки. 4. На солнце сверкают капли росы. 5. Неожиданно начался сильный дождь. 6. Деревья оделись в праздничный наряд. 7. Часто дует холодный ветер. 8. Осенью за садом ребята нашли журавля. 9. Солнце светит прямо в окно. 10. Весной в зоопарке появились новые жители.

  4. Ironcrusher Ответить

    Грамматическая основа предложения характеризуется главными членами предложения: подлежащим и сказуемым
    Главные члены предложения
    1) Подлежащее-главный член предложения, обозначающий предмет речи, то, о чём или о ком говориться в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы: кто? что?
    В роли подлежащего употребляется имя существительное, местоимение, сочетание слов или любая другая часть речи в значении имени существительного, а также синтаксически несвободные словосочетания и собственные наименования.
    А также подлежащее может выражаться фразеологизмом
    и неопределённой формой глагола (инфинитив)
    Пример: Солнце своего света никому не жалеет (здесь подлежащее-выражено существительным в именительном падеже) .
    Умный говорит за себя своими делами (здесь подлежащее выражено прилагательным и так далее)
    2) Сказуемое – главный член предложения, характеризующий подлежащее. Сказуемое обозначает действие, признак или состояние предмета реччи и отвечает на вопросы что делает предмет? т каков предмет? что такое предмет? что происходит с предметом?
    Пример: Выхожу (выхожу-сказуемое, выраженное глаголом 1 -го лица) один Я на дорогу
    Народ Наш очень талантлив (сказуемое-талантлив-выражено прилагательным)
    Сказуемое делится на:
    1) Простое глагольное сказуемое-которое выражает и грамматическое и лексическое значение, и выражается спрягаемой формой глагола
    2) Составное глагольное сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемое, и неопределённой формы глагола, выражающей его лексическое значение.
    Пример: Мы начали трясти берёзу (начали трясти-составное глагольное сказуемое, состоящее из вспомогательного глагола-начали и неопределённой формы глагола -трясти)
    3) И из составного именного сказуемого, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени существительного, имени прилагательного и других) выражающей его лексическое значение
    Пример: Вода у берегов была чистая (была чистая-составное именное сказуемое, состоящее из глагола-связки была и именной части-чистая)
    Наиболее употребительным в составном именном сказуемом является глагол-связка быть, выражающий только грамматическое значение времени и наклонения: Всегда был, есть и буду человекопоклонником

  5. Bloodbrand Ответить

    Грамматическая основа предложения. Понятие о главных членах
    предложения

    Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и
    сказуемого.

    В грамматической основе выражаются грамматические значения
    предложения. Они связаны со значениями наклонений и времени глагола-сказуемого.
    Войска движутся к фронту.
    (Действие происходит на самом деле и имеет место в настоящем
    времени).
    Вчера он заходил к нам.
    (Действие происходило на самом деле, но в прошедшем времени).
    Поговорил бы ты с матерью, Иван!
    (Действие не реализовано в реальности, но желаемо для
    говорящего).
    Подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения,
    потому что все второстепенные члены в предложении напрямую или косвенно
    распространяют их.
    Покажем зависимость второстепенных членов от главных на
    следующей схеме:
    Изумленный Варенуха молча подал ему срочную телеграмму.

    Подлежащее как член предложения. Формы выражения подлежащего
    Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает
    предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?
    Подлежащее в русском языке может быть выражено по-разному,
    иногда «непривычными» формами. Правильно определять подлежащее поможет
    следующая таблица.
    Основные способы выражения подлежащего.
    Часть речи в позиции подлежащего
    Примеры
    Существительное в и. п.
    Язык отражает душу народа.
    Местоимение в и. п.
    Он вышел.
    Кто там был?
    Это правильно.
    Это мой брат (при вопросах: кто это?)
    Дом, который едва стоял, принадлежал леснику. (Здесь обратите внимание на подлежащее в придаточном предложении.)
    Искры, что летели из костра, казались белыми. (Здесь обратите внимание на подлежащее в придаточном предложении.)
    Кто-то пришел.
    Все уснули.
    Неопределенная форма глагола
    Быть честным – это еще полдела.
    Понимать – значит сочувствовать.
    Курить – здоровью вредить.
    Сочетание слов (одно из которых — в и. п.)
    Мы с ним часто там бывали.
    Два облака плывут по небу.
    Сочетание слов без и. п.
    Прошло около часа.
    Сказуемое как член предложения. Типы сказуемого
    Сказуемое — это главный член предложения, который связан с
    подлежащим особой связью и имеет значение, выраженное в вопросах что делает
    предмет речи? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др.
    Сказуемое в русском языке бывает простым и составным. Простое
    (простое глагольное) сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо
    наклонения.
    Составные сказуемые выражаются несколькими словами, одно из них
    служит для связи с подлежащим, а на другие падает смысловая нагрузка. Иначе
    говоря, в составных сказуемых лексическое и грамматическое значения выражаются
    в разных словах.
    (Глагол был
    служит для связи с подлежащим, на слово полковник падает смысловая
    нагрузка сказуемого.)
    (Глагол начали
    служит для связи с подлежащим, на слово работать падает смысловая
    нагрузка сказуемого.)
    Среди составных сказуемых различаются составное глагольное и
    составное именное сказуемые.
    Подробнее о типах сказуемых. Простое глагольное сказуемое
    Простое глагольное сказуемое выражается одним глаголом в форме
    какого-либо наклонения.
    Оно может выражаться следующими формами глагола:
    — формой настоящего и прошедшего времени глагола.


    — формой будущего времени глагола.

    — формами условного и повелительного наклонения глагола.


    Подчеркнем, что в случае Вас будут ждать завтра простое
    глагольное сказуемое выражено составной формой будущего времени глагола ждать.
    Составное глагольное сказуемое
    Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов —
    вспомогательного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего
    грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей
    его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку.
    (Здесь принялся —
    это вспомогательный глагол, а грызть — неопределенная форма глагола, несущего смысловую
    нагрузку.)
    (Здесь не хочу —
    это вспомогательный глагол, а обидеть — неопределенная форма глагола, несущего
    смысловую нагрузку.)
    В роли вспомогательного глагола могут выступать сочетания
    некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан и т. п.) и
    служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений (в настоящем
    времени эта связка опускается).

    (здесь связка
    быть опущена).
    Итак, представим строение составного глагольного сказуемого
    формулой:
    СОСТ. ГЛАГ. СКАЗ. = ВСПОМОГАТ. ГЛАГ. + НЕОПРЕД. ФОРМА
    Составное именное сказуемое
    Составное именное сказуемое состоит из двух компонентов:
    связочного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего
    грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его основное
    лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку.
    (Здесь связочный
    глагол станет, а именная часть выражена прилагательным вязкий.)
    (Здесь связочный
    глагол будет, а именная часть сказуемого выражена существительным гандболист.)
    Представим строение составного именного сказуемого формулой:
    СОСТ. ИМЕН. СКАЗ. = СВЯЗ. ГЛАГ. + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ
    Именная часть составного именного сказуемого выражается
    следующими частями речи: существительным, прилагательным (полным и кратким,
    разными формами степеней сравнения), причастием (полным и кратким),
    числительным, местоимением, наречием, cловом категории состояния, глаголом в
    неопределенной форме.
    В русском языке можно выделить не менее четырех основных типов
    односоставных предложений.
    Основные типы двусоставных предложений
    Форма выражения подлежащего и сказуемого
    Примеры
    Подлежащее выражено именем существительным либо местоимением в именительном падеже, сказуемое — определенной формой глагола.
    Подлежащее выражено именем существительным либо местоимением в именительном падеже, сказуемое — существительным в именительном падеже. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка и падеж в сказуемом меняется на творительный.
    Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое — также неопределенной формой глагола. Между подлежащим и сказуемым возможны частицы это, значит.

    Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое — наречием.
    Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое — существительным в именительном падеже либо словосочетанием на его основе. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка и падеж в сказуемом меняется на творительный.
    Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка.
    Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — прилагательным либо причастием (полным или кратким) в именительном падеже. В прошедшем и будущем времени в сказуемом появляется глагол-связка.
    Зная основные типы двусоставных предложений, легче
    находить в них грамматические основы.
    Основные типы односоставных предложений
    Тип
    Типовые форма и значение
    Примеры
    Номинативные (назывные) предложения
    https://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=9 bugaga.net.ru
    Это предложения, где главный член выражен именем существительным или местоимением-существительным в форме именительного падежа. Этот главный член считают подлежащим и указывают, что в номинативном предложении нет сказуемого.
    Номинативные предложения сообщают обычно о том, что какое-нибудь явление или предмет существуют (имеются) в настоящем.
    Большая площадь в городе.
    Вот скамейка.
    Определенно-личные предложения
    Сказуемое выражено глаголом в форме 1 или 2 лица. Окончание глагола в этих случаях ясно указывает на лицо и число местоимения (я, мы, ты, вы). Употреблять эти местоимения в роли подлежащего нет необходимости.


    Неопределенно-личные предложения
    Сказуемое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме множественного числа (в прошедшем времени). В таких предложениях важно само действие, а деятель либо неизвестен, либо не важен для говорящего, поэтому подлежащее в них отсутствует.


    Безличные предложения
    Это предложения, при которых нет и не может быть подлежащего, поскольку обозначают они действия и состояния, которые мыслятся происходящими «сами собой», без участия активного деятеля.
    По форме эти предложения делятся на два вида: с глагольным сказуемым и со сказуемым — словом категории состояния.
    Глагольное сказуемое бывает выражено глаголом в форме 3 лица единственного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме среднего рода единственного числа (в прошедшем времени). В этой роли выступают обычно безличные глаголы либо глаголы в безличном употреблении. Глагольное сказуемое может также выражаться неопределенной формой глагола.
    Чтобы не замерзнуть, она захватила кофту.

    Сказуемое — слово категории состояния образует в безличном предложении составное сказуемое.
    Кроме того, сказуемым в безличном предложении может являться слово нет.



    Хозяев нет дома.
    Второстепенные члены предложения: определение, дополнение,
    обстоятельство
    Все члены предложения, кроме главных, называют второстепенными.
    Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую
    основу, но распространяют (поясняют) ее. Они могут пояснять и другие
    второстепенные члены.
    Продемонстрируем сказанное схемой:
    Авторитетные критики высоко ценили его полотна.

    Второстепенные члены предложения: авторитетные; высоко;
    полотна; его.
    По своему значению и роли в предложении второстепенные члены
    подразделяют на определение, дополнение и обстоятельство. Эти синтаксические роли опознаются по
    вопросам.
    Критики (какие?) авторитетные
    — определение.
    Ценили (в какой степени?) высоко
    — обстоятельство.
    Ценили (что?) полотна —
    дополнение.
    Полотна (чьи?) его —
    определение.
    Дополнение как член предложения. Типы дополнений
    Дополнение — это второстепенный член предложения, который
    отвечает на вопросы косвенных падежей (т.е. всех, кроме именительного) и
    обозначает предмет. Дополнение обычно распространяет сказуемое, хотя может
    распространять и другие члены предложения.
    С удовольствием читаю (что?) журналы. (Здесь дополнение журналы
    распространяет сказуемое.)
    Чтение (чего?) журналов — увлекательное занятие. (Здесь
    дополнение журналов распространяет подлежащее.)
    Дополнения чаще всего выражаются именами существительными (либо
    словами в функции существительных) и местоимениями, но могут быть представлены
    также неопределенной формой глагола и цельными по смыслу словосочетаниями.
    Брился он в походе (чем?) штыком. (Здесь дополнение штыком
    выражено существительным.)
    Это понятно только ценителям (чего?) прекрасного. (Здесь
    дополнение прекрасного выражено прилагательным в роли существительного.)
    А вас я попрошу (о чем?) остаться. (Здесь дополнение остаться
    выражено неопределенной формой глагола.)
    Он прочел (что?) много книг. (Здесь дополнение много книг
    выражено цельным по смыслу сочетанием.)
    Дополнения бывают прямые и косвенные.
    Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают
    предмет, на который непосредственно направлено действие. Прямые дополнения
    выражаются винительным падежом без предлога.
    Не знаю, когда теперь увижу родных (в. п.).
    В этих печах раньше плавили сталь (в. п.).
    Все остальные дополнения называются косвенными.
    Сыграйте-ка на рояле (п. п.).
    Я положил хлеб на стол (в. п. с предлогом).
    Мне запретили волноваться (выражено неопределенной формой
    глагола).
    Комментарии преподавателя по изучаемому материалу
    Возможные трудности
    Добрые советы
    На что следует обратить внимание при определении подлежащего?
    Подлежащее бывает выражено местоимениями в форме именительного падежа и словами различных частей речи в значении существительного:
    Кто-то шёл по дороге (подлежащим является местоимение кто-то).
    Окружающие молчали (причастие окружающие употреблено в значении существительного и является подлежащим).
    Не забудьте проверить, относятся ли предполагаемые подлежащее и сказуемое к одной части сложного предложения:
    Тот, кто по-настоящему верит в успех, обязательно его добьётся.
    Основа первого предложения – тот добьётся, во второй части подлежащим является местоимение кто, а сказуемое выражено глаголом верит.
    Бывает ли подлежащее выражено несколькими словами?
    Помните, что подлежащее может быть выражено неделимым сочетанием слов (множество народа, четыре человека, с полсотни собак, дед с матерью и др.)
    Не забывайте учитывать, что согласованное с существительным в именительном падеже слово обычно не входит в состав подлежащего: южный (определение) склон (подлежащее);
    белый (определение) цветок (подлежащее).
    Всё сочетание является подлежащим, если это географическое название (Южная Америка), название учреждения (Белый дом), фразеологизм (филькина грамота), термин (парниковый эффект), сочетание прилагательного, числительного или местоимения с существительным в родительном падеже (известнейший из художников, некоторые из медалистов, пятеро из нас).
    Как отличить прямое дополнение от подлежащего?
    Используйте вопросы именительного (кто? что?) и винительного (кого? что?) падежей. Обратите внимание на смысл предложения, например:
    Город (кого?что?) украшает (кто?что?)сад.
    Подлежащим в данном предложении является существительное сад.
    Может ли простое глагольное сказуемое быть выражено несколькими словами?
    Простое глагольное сказуемое может быть выражено сложной формой будущего времени глагола (Завтра снова будут петь птицы.). Фразеологизмы, обладая единым смыслом, также могут являться в предложении простыми глагольными сказуемыми. В этом случае возможна замена устойчивого сочетания на глагол: впал в сомнение – засомневался, задел за живое – обидел, принимает участие – участвует). Подобные примеры следует отличать от сочетаний глаголов-сказуемых с дополнениями, которые нельзя заменить словом-синонимом: рассмотрел книгу, прочёл в энциклопедии, спрятался за дверью.
    Как установить границы составного сказуемого?
    Помните о том, что составное глагольное сказуемое выражается вспомогательным словом (глаголом или кратким прилагательным) и инфинитивом: начал работать, любит гулять, готов помочь. При вспомогательном слове-прилагательном употребляется глагол-связка быть. В настоящем времени связка является нулевой: был готов победить, готов победить.
    Проанализируйте составные именные сказуемые. Учтите, что они состоят из глагола-связки и именной части (прилагательного, существительного, причастия, числительного, местоимения, наречия или неделимого сочетания). Обратите внимание на смысл предложения. Действительно ли глаголы быть, делаться, являться, стать, становиться, считаться, казаться, называться, представляться являются связками?
    Метель была страшная (глагол-связка была). На дворе была метель (глагол- сказуемое была).
    Школьникам кажется, что учебный год длится целую вечность (глагол- сказуемое кажется). Дворец казался островом печальным (глагол-связка казался).

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *