Что такое план текста и как его составить?

12 ответов на вопрос “Что такое план текста и как его составить?”

  1. ~C~A~T~A~H~A~ Ответить

    Как составить план текста?
    Прочитай текст целиком.
    Раздели текст на смысловые части.
    Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.
    Таким образом поработай над другими частями.
    Запиши заголовки к каждой части (план).
    Проверь себя:
    — отражает ли заголовок главное в части текста;
    — не повторяются ли заголовки;
    — не пропущено ли что-либо важное.
    Как составить план текста?
    Прочитай текст целиком.
    Раздели текст на смысловые части.
    Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.
    Таким образом поработай над другими частями.
    Запиши заголовки к каждой части (план).
    Проверь себя:
    — отражает ли заголовок главное в части текста;
    — не повторяются ли заголовки;
    — не пропущено ли что-либо важное.
    Как составить план текста?
    Прочитай текст целиком.
    Раздели текст на смысловые части.
    Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.
    Таким образом поработай над другими частями.
    Запиши заголовки к каждой части (план).
    Проверь себя:
    — отражает ли заголовок главное в части текста;
    — не повторяются ли заголовки;
    — не пропущено ли что-либо важное.
    Как составить план текста?
    Прочитай текст целиком.
    Раздели текст на смысловые части.
    Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.
    Таким образом поработай над другими частями.
    Запиши заголовки к каждой части (план).
    Проверь себя:
    — отражает ли заголовок главное в части текста;
    — не повторяются ли заголовки;
    — не пропущено ли что-либо важное.

  2. Dagelv Ответить

    Чтобы текст был полезным, логичным, легко воспринимался читателями, нужно составить план. Он должен отображать всю суть текста, быть кратким и структурированным. Без плана составить гармоничный и последовательный текст гораздо труднее: именно план помогает привести в порядок мысли и сделать повествование логичным. Даже писатели часто составляют план своих художественных произведений, а для профессиональной, научной или бизнес-тематики план просто необходим – неважно, пишете вы текст для собственного сайта/аккаунта, или зарабатываете копирайтингом. Разберем на примерах, как составлять эффективные планы текстов.

    Какими бывают планы текстов

    Разновидностей планов текста достаточно много. Все они применяются для разных жанров и стилей текста. В этой статье рассмотрим и разберем на примерах тезисные, опорно-схематические и вопросные планы.

    План, составленный с помощью тезисов

    Благодаря тезисному плану можно кратко и структурировано изложить всю суть вашего текста, его главные мысли и идеи. Для этого применяются тезисы. Для эффективного восприятия текста его стоит условно разделить на блоки, на каждый из которых отводится примерно 1000 текстовых символов. Каждый из таких блоков относится к соответствующему пункту тезисного плана. Например, если статья или научный доклад состоит из 12000 символов, то необходимо 12 пунктов. Ниже рассмотрим пример такой структуры.
    Пример:
    Что такое лендинг-пейдж, чем он отличается от обычного сайта, зачем его создавать и как он поможет в бизнесе (с его помощью можно эффективно собирать заявки на продукт или услугу).
    Основные критерии лендинга: дизайн, продающая структура текста, наличие всех необходимых элементов.
    Для каких ниш бизнеса использование лендинга будет продуктивным.
    Полный список рекомендаций, которым должен соответствовать грамотно созданный лендинг-пейдж.

    Опорная схема

    Такой вид плана отлично подходит для выступлений устного формата. Его суть состоит в том, что «опорами» в нем являются основные слова и словосочетания, по которым можно понять смысл текста. План- опорная схема применяется для небольших текстов, с указанием различных фактов, цифровых показателей, которые фигурируют в статье (например, новостной).
    Пример:
    Лендинг-пейдж: понятие, особенности
    Оформление, продающая структура текста.
    Конверсия и посещаемость лендинг-пейдж.
    20 основных пунктов, которым должен соответствовать лендинг.

    Вопросный план

    Структура такого плана строится на вопросах, которые располагаются в логической последовательности один за другим. Он идеально подходит для описания бизнес-идей, руководств, обучающих материалов.
    Пример:
    Что такое таргетированная реклама и кто такие таргетологи?
    Какие задачи ставятся перед таргетологом?
    Чем отличаются таргетологи от маркетологов?
    С чего начать, чтобы стать таргетологом?
    Сколько зарабатывают таргетологи?

    С чего начать и как сделать правильный план текста?

    По своему предназначению и задачам, которые должен решать текст, их можно разделить на определенные типы. Каждый из них структурирован по схеме, которая может сильно отличаться друг от друга. Например, научные доклады и новостные статьи имеет неодинаковую структуру, так как предназначены для решения совершенно разных задач.

    Прежде, чем приступать к написанию какого-то текста, важно осознавать, каким его ожидают видеть читатели. Если его структура отличается от текстов той же стилистики и жанра, он не будет восприниматься так, как этого ожидает автор. Чтобы такого эффекта не возникало, нужно всегда придерживаться принятой структуры для выбранного жанра и стиля.

    Почему так важно выбрать оптимальную структуру?

    Чтобы понимать важность грамотно подобранной структуры плана текста, рассмотрим примеры для разных текстов:
    Доклад. Такой текст должен быть аргументированным, логичным и последовательным. Его не читают на бегу или за чашкой кофе перед работой. Тут нужно последовательное раскрытие мысли и темы, а главная идея и решение всегда находится в конце доклада.
    Новостная статья. Тексты такого стиля читаются быстро и не очень сосредоточенно. Поэтому, в такой структуре нужна последовательность, где о самом важном сообщается вначале, менее важное – в середине, и несущественные данные – в конце текста.
    Такие кардинальные различия определяются задачами, которые ставятся перед самим текстом. Научные материалы изучаются не за один день. Для этого необходим вдумчивый и подробный анализ материала, главная идея которого раскрывается постепенно. Это позволяет читателю успеть усвоить информацию, оценить важность идеи и прийти к логическому заключению в конце. Задача новостей совершенно другая. Здесь важно быстро и кратко донести основную новость, не перегружая мозг читателя лишними данными. Если не учитывать это, то в итоге вы получите неэффективный текст, который не будут читать.

    Пошаговая инструкция, как составлять план текста


    Вот как составить план текста:
    Определиться с главной задачей текста
    Выбрать тот материал, который поможет решить поставленную задачу
    Структурировать материал с помощью плана с пунктами.
    Разберем, какой материал необходимо использовать и какого объема он должен быть. Тут лучше всего отталкиваться от того, какой объем текста захочет прочесть ваш читатель. Если перед ним огромный текст описания товара, а он зашел на сайт кратко ознакомиться с информацией, то вряд ли он захочет его покупать.
    В маркетинге при создании рекламных объявлений используют принцип: чем дороже продукт, тем больше текста и наоборот. Это связано с тем, что дорогие покупки не делают необдуманно и на эмоциях. Но недорогую продукцию часто покупают под влиянием эмоций. Поэтому здесь необязательно применять длинный текст с доводами. Вполне достаточно короткого варианта с цепляющей картинкой и призывом к действию.

    Составляем пример плана текста по инструкции

    Для примера составим план текста поста в социальных сетях для профиля туристического агентства. Посты не имеют какой-то четкой структуры: жестких рамок, которые нужно соблюдать, здесь нет.
    Составляем план познавательного поста с интересными фактами о странах Юго-Восточной Азии.
    Задача, которую нужно решить здесь является вовлеченность и интерес подписчиков – комментарии, желание поделиться постом на своей страницы или переслать пост своим друзьям.
    Каким должен быть текст, чтобы справиться с этим? Интересные, познавательные и небанальные факты. Оптимальное количество 5-10 штук. Этого достаточно, чтобы не заинтересовать и не утомить читателей.
    Находим тот материал, который нам доступен. Например, это 25 различных фактов. Из них отбираем 10 самых интересных и структурируем их в виде плана с краткой информацией. К примеру, это будет опорная схема:
    Топ самых красивых стран Юго-Восточной Азии для зимовки.
    5 городов Таиланда, которые обязательно стоит посетить.
    Лучшие пляжи Бали.
    ….
    После этого определяем, что из выбранных пунктов будет наиболее интересным. Их размещаем в начале поста и еще один интересный факт ставим в конец. На этом этапе план полностью завершен.

    Рекомендации, которые помогут составить эффективный план


    Прежде, чем завершить работу над планом, посмотрите, соответствует ли он этим критерии:
    Логическая структура. Он должен быть последовательным и легким для понимания
    Краткое изложение. Нет необходимости размещать весь текст в пунктах, поделив его на логические части.
    Полнота. Весь материал, который есть в тексте, должен отображаться в плане.
    Нет повторов. Информация в плане и сами пункты не должны повторятся.
    Четкость и лаконичность. Не нужно делать план, который вмещает большое количество пунктов. Оптимальный вариант от 5 до 7 штук. Этого достаточно, чтобы раскрыть тему. Проверьте: возможно, какие-то пункты можно соединить вместе, без потери ценности текста.
    Основная мысль. Убедитесь, что информация в пункте не избыточная и ещё есть, о чем рассказать. Убедитесь также, что из текста понятна его основная мысль, и он решает поставленные задачи.

    Заключение

    Составить грамотный и эффективный план несложно, если использовать правильный подход и алгоритм. Какой бы вид плана вы не выбрали для текстов, он сделает ваш текст намного лучше. Пользуйтесь материалами этой статьи при создании плана и пишите интересные увлекательные тексты.

  3. Уистер Ответить

    Простой план
    Состоит из перечня основных пунктов, в которых отражено то, что говорящий скажет, а пишущий напишет. Такой план может быть тематическим, в этом случае все пункты плана представлены назывными предложениями.
    Сложный план
    Представляет собой более совершенную систему, которая  достаточно полно отражает работу автора над текстом и дает читателю ясное преставление о логике и композиции работы. В сложном плане практически каждый пункт имеет подпункты, в которых тема раскрывается более детально.
    Составление сложного плана требует от автора отличного знания материала. Причем объем материала, переработанного им, всегда превышает объем того, что войдет в текст работы или выступления.
    Тезисный план
    План может быть тезисным, то есть каждый его пункт представлен двусоставным предложением и передает основную мысль этой части текста.
     План устного выступления может быть и простым, но это возможно только в том случае, когда автор досконально знает тему. В устном выступлении такой порядок организации речи, как и само выступление,  ограничен временем.   Десятиминутное выступление требует  использования   простого плана, полуторачасовое — сложного. В набросках десятиминутного выступления  не может быть более трех причин или более трех следствий — иначе речь трудно воспринимается слушателями.

    План текста — порядок составления

    Работа над ним предполагает следующие этапы:
    осмысление темы;
    наброски основных (тезисных) тем в определенном порядке следования;
    составление простого плана (перечень тем );
    составление сложного плана (усложнение плана, деление пунктов на подпункты);
    редактирование плана в процессе работы (перестановка пунктов, расширение или сокращение, уточнение формулировок);
    окончательное оформление.

    Ошибки при составлении плана

    При его составлении обычно допускают следующие ошибки:
    несоответствие плана теме;
    пункты требуют более детальной проработки (каждый из них должен быть раскрыт в подпунктах);
    пункты взаимоисключают друг  друга;

    пункты не пропорциональны (один из пунктов плана раскрыт широко, а другой — нет,  хотя он также требует конкретизации);
    нарушена логика (последовательность) в порядке следования пунктов плана;
    отсутствуют такие части плана, как вступление и заключение.
    Наша презентация по этой теме:
    Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой  (см. «Наша библиотека»)

  4. Анатолий Вайс Ответить

    План текста
    Прочитай текст.
    Раздели текст на смысловые части (одна часть от другой отличается новым содержанием).
    Перечитай первую часть, выдели в ней главное. Подбери к ней заголовок.
    Таким образом, поработай над другими частями.
    Запиши заголовки к каждой части (план).
    Проверь себя:
    прочитай план;
    просмотри текст;
    убедись в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).
    Виды плана
    Вопросный
    Назывной
    Тезисный
    План – опорная схема
    Комбинированный
    Как правильно составить каждый из них?
    Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».
    Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.
    Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.
    Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).
    Вопросный план
    План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.
    При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли», и т.п. ).
    Например:
    Кого поймали в море?
    О чем плакала пойманная черепаха?
    Почему черепаха плакала на самом деле?
    Тезисный план
    План записывают в виде тезисов*.
    *Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.
    Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.
    Например:
    В море поймали черепаху.
    Пойманная черепаха все время плачет.
    Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.
    Назывной план
    План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных.
    Например:
    Пойманная черепаха.
    Черепашьи слезы.
    Настоящая причина слёз черепахи.
    План – опорная схема
    Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.
    Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.
    Например:
    Черепаха
    Слёзы.
    Соль из воды.
    Комбинированный
    Такой план может сочетать в себе разные виды планов.
    Например:
    Кого поймали в море?
    Пойманная черепаха все время плачет.
    Настоящая причина слёз черепахи.

  5. Drelagar Ответить

    Шаг №1: заголовок

    Если не получается подобрать заголовок сразу же — не переживайте, это нормально.
    Достаточно иметь представление о том, каким он будет. При составлении плана нужно задуматься о проблеме, которую решает текст, а также определиться с форматом заголовка исходя из целевой аудитории.
    Будет ли он провокационным, кликбейтным? А может, вы зададите вопрос, на который ответите в тексте? Приведем несколько эффективных рецептов:
    пообещайте читателю, что он получит выгоду;
    подчеркните детали, указывающие на ценность и актуальность текста;
    поймите, к кому вы обращаетесь;
    вызывайте любопытство при помощи метафор, аллитераций, противоречий и неожиданных выражений;
    сокращайте: заголовок из 2-4 слов привлекает больше внимания.
    Комбинированный подход наиболее эффективен. Это значит, что при использовании сразу нескольких советов вы сможете создать действительно «огненный» заголовок, по которому пользователь кликнет.
    Ещё один вариант — прочитать статью Как писать продающие заголовки 4U и научиться создавать заголовки для продающих статей.
    Дальше дело за вступлением.

    Шаг №2: лид-абзац

    Задача копирайтера при написании вступления — озвучить проблему, которую читатель сможет решить, если прочитает текст. Следуя простой формуле, вы напишите цепляющее введение.
    Первые три пункта — основные, а четвертый вводится по желанию:
    1. Захватить внимание. Начните с чего-то неожиданного. Можно поднять проблему или конфликт, который задевает читателя.
    2. Прочитайте полученное предложение и задайте себе вопрос: почему это интересно?
    3. Завоевать доверие. Если вы взялись решать проблему, то читатель должен вам доверять. Почему он это делает?
    4. Обозначение пользы. Что текст даст читателю? Он решит проблему, которую вы подняли?
    5. Обозначение структуры. Читатель не должен удивляться тому, что всплывают какие-то новые темы.
    Если вы каждый раз не знаете, с чего начать текст, и написание лид-абзаца вызывает у вас сложности, прочитайте нашу статью Как написать вступление: 10 фишек цепляющего лид-абзаца. В ней мы подробно рассмотрели секреты и фишки, которые помогут придумать сильное введение статьи.

    Шаг №3: подзаголовки и ключевые мысли

    Весь текст должен быть разделен на подзаголовки, которые отражают какую-то ключевую мысль. Пример:

    1. Вступление.
    2. Зачем составлять план статьи.
    3. Каким может быть план.
    4. Как составить план текста: пошаговая инструкция.
    5. Чек-лист для проверки плана статьи.
    6. Заключение.

    Шаг №4: подпункты

    Если подзаголовок получается слишком большим или включает в себя много подтем, то нужно выделить каждую из них. Пример:

    3. Виды планов:
    3.1. Тезисный.
    3.2. Вопросный.
    3.3. План — опорная схема.
    3.4. Простой и сложный.
    Выделите подпункты везде, где текст позволяет это сделать. Тяжело в планировании, легко в написании. Уже на этом этапе пора задуматься о выводах, которые вы сделаете.
    Для этого нужно понимать, какие варианты решения проблемы получит читатель, как будет выглядеть структура и оформление мыслей, будете ли вы использовать таблицы и диаграммы.

    Шаг №5: заключение

    Заключение получится хорошим, если вы:
    сделаете выводы из всех основных разделов;
    коротко «пробежитесь» по всем этапам решения проблемы;
    обозначите пользу, которую получит читатель.

    Чек-лист для проверки эффективности плана статьи

    Когда план готов, убедитесь, что он составлен в соответствии со всеми правилами:
    Логичность. Структура четкая и понятная, сразу ясно, о чем пойдет речь.
    Отсутствие повторений. В двух разных пунктах плана не должно говориться об одном и том же. Если из текста можно удалить слово, предложение или даже пункт без потери смысла, делайте это.
    Полнота. План должен включать в себя всю информацию, которую текст должен донести до читателя.
    Отсутствие лишних пунктов. Бывает так, что по какой-то подтеме нечего писать, кроме короткой формулировки. Если в вашем плане есть такие пункты, то объедините их с другими.
    Краткость. Не нужно делать из плана что-то похожее на готовый текст. Написанием вы займетесь позже, а задача плана — не дать запутаться вам, а после и вашим читателям.
    Лаконичность. В плане должно быть не более 5–7 пунктов. Совсем маленькие пункты можно объединять.

    Заключение

    План — это фундамент, позволяющий собрать все мысли. Старайтесь практиковаться как можно чаще: планируйте свои тексты, анализируйте работы других авторов. Помните, что одни из самых важных черт копирайтера — упорство и опыт.
    Если боитесь, что получится плохо, помните: текст с плохим планом лучше, чем без плана.

    Зарегистрируйтесь на eTXT, возьмите первый заказ в работу, создайте простой и наглядный план статьи, а затем напишите текст, который понравится любому заказчику!

  6. Douzragore Ответить

    Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.
    Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема.
    Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему… и т. д., но не Есть ли…, Пришел ли… и т. п.).
    Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).
    Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.
    Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).
    План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

    Что такое развернутый и сжатый план научного текста?

    План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.
    Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.
    Введение — это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.
    Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем — новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.
    Заключение (выводы) — это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.
    План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *