Что такое подлежащее и сказуемое в русском языке 3 класс?

9 ответов на вопрос “Что такое подлежащее и сказуемое в русском языке 3 класс?”

  1. AMEPuKOC Ответить

    Если подлежащее выражается собирательным существительным (молодежь, студенчество), то сказуемое ставится в единственном числе: «Песню дружбы запевает молодежь».
    Простое глагольное сказуемое, как правило, выражается глаголом во всех его формах, включая форму будущего времени глаголов несовершенного вида. К примеру: «Моя сестра поет в хоре»; «Письмо пришло вовремя»; «Мы будем настаивать на своем»; «Пожалуйста, съел бы ты немного супа».
    Во всех этих предложениях глаголы: «поет», «пришло», «будем настаивать», «съел бы» – являются простым глагольным сказуемым.

    Составное сказуемого

    В составном именном сказуемом именная часть может быть выражена существительным, прилагательным, числительным и местоимением, а также кратким и полным причастием.
    Составное именное сказуемое состоит из 2 частей – связки и именной части. В роли связки выступают глаголы, которые сами по себе не могут передать всей полноты сообщения. Они указывают только на грамматические значения (время, лицо, число, род).
    а) глагол быть в роли связки в составном именном сказуемом утратил свое лексическое значение и несет только грамматическую информацию. Например: «Он был спортсменом». Здесь в сказуемом «был спортсменом» связка «был» указывает на (прош. вр., ед. ч., м. р.). А в предложении «Ваша дочь будет знаменитой» (буд. вр., 3-е л., ед.ч.).
    б) глаголы «стать», «становиться», «казаться», «являться», «считаться», «представляться» не полностью утратили свое лексическое значение, однако без именной части употребляться не могут. К примеру, в предложении «Дети стали взрослыми» составное именное сказуемое – «стали взрослыми». Здесь связка «стали» без именной части «взрослыми» не употребляется.
    в) глаголы «прийти», «вернуться», «стоять», «сидеть» имеют полное лексическое значение, в некоторых контекстах могут играть роль связки, так как основной смысл переносится на именную часть. Например, в предложении «Он пришел поздно» глагол «пришел» является простым глагольным сказуемым. А в предложении «Он пришел усталым» – составное именное сказуемое «пришел усталым». В этом предложении основное лексическое значение сообщаемого о подлежащем выражается именной частью.
    Следующий вид сказуемого – составное глагольное сказуемое. Оно также состоит из 2 частей: связка и инфинитив. Связка в этом виде сказуемого тоже не содержит всей полноты информации о подлежащем, так как называет:
    а) фазы действия (начало, продолжение, конец). К примеру: «Дети перестали рассказывать истории и принялись играть». В этом предложении 2 составных глагольных сказуемых: «перестали рассказывать», «принялись играть».
    б) способность, готовность к действию, эмоциональное состояние. «Наука может увлечь человека, который старается постичь мир». Недостаточно для построения предложения сказать: «Наука может…». Необходим инфинитив, чтобы выразить основное лексическое значение сказуемого. Инфинитив (неопределенная форма глагола) «увлечь» передает основной смысл составного глагольного сказуемого.
    Сложное сказуемое представляет собой сочетание компонентов составного именного и составного глагольного сказуемого. Например, в предложении «Она умеет казаться скромной, если надо» сложное сказуемое «умеет казаться скромной». Здесь только в совокупности все части сложного сказуемого дают нужную информацию о подлежащем.

  2. Het_Shot Ответить

    Что нужно знать

    Для того чтобы понять этот раздел, вам не нужно знать почти ничего; умение определять грамматическую основу — один из фундаментальных навыков, с которого начинается изучение раздела #синтаксис и пунктуация
    Все же желательно иметь представление о следующих понятиях: имя существительное, падежи, местоимение, глагол.

    Что вы узнаете

    Что такое подлежащее и чем оно может быть выражено
    Что такое сказуемое и чем оно может быть выражено
    Что такое грамматическая основа
    Любителям чистого знания: любая работа с предложением начинается с нахождения грамматической основы. Поэтому вам сюда.
    Тем, кто просто хочет правильно расставлять запятые: для того чтобы выделить части сложного предложения и правильно расставить запятые между ними, надо уметь определять грамматическую основу. Поэтому вам сюда.
    Сдающим ЕГЭ и ОГЭ: для того чтобы справиться с заданиями по синтаксису и пунктуации, необходимо уметь определять подлежащее и сказуемое, в том числе и в очень нетривиальных случаях. Поэтому тем, кто сдает экзамены, тоже сюда.
    В общем, кем бы вы ни были, умение определять грамматическую основу предложения будет вам полезно.

    Подлежащее

    Что такое подлежащее?

    Подлежащее — это главный член предложения, обозначающий предмет, действие или признак которого выражается сказуемым, и отвечающий на вопросы «кто?», «что?».
    При разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой.
    Чаще всего подлежащее выражено существительным или личным местоимением в именительном падеже (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они).
    Кот вскочил на подоконник. В этом предложении подлежащее — кот.
    Он вскочил на подоконник. В этом предложении подлежащее — он.
    Однако подлежащее может быть выражено и другими частями речи. В роли подлежащего может выступать:
    1) любая часть речи, употребленная в значении существительного
    Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.
    Уснувший не заметил, что поезд уехал в депо.
    Навстречу ему шли трое.

    2) неопределенная форма глагола
    Наблюдать за птицами — любимое занятие нашего кота.
    3) местоимения других разрядов (не только личные, но и относительно-вопросительные, определительные, указательные) в именительном падеже
    Кто накормит кота?
    Нельзя не любить кота, который живет в нашем доме.

  3. Garan Ответить

    Министерство образования и науки Республики Марий Эл
    ГБОУ РМЭ «Школа – интернат среднего (полного) общего образования с углублённым изучением
    отдельных предметов г.Козьмодемьянска»
    Грамматическая основа предложения.
    Подлежащее и сказуемое
    Урок русского языка в 3 классе
    Образовательная система «Школа 2100»
    Подготовила и провела:
    учитель начальных классов
    Любимова Наталья Николаевна
    г.Козьмодемьянск
    12 апреля 2013г
    Технологическая карта урока
    Ф.И.О. учителя: Любимова Наталья Николаевна
    Предмет: русский язык
    Класс: 3
    Дата: 12.04.2013г.
    Тема урока
    Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.
    Цель:
    Формирование умения находить в простом предложении грамматическую основу.
    Задачи урока
    Образовательные: формировать представление о понятиях «грамматическая основа предложения», «подлежащее», «сказуемое»; учить находить грамматическую основу предложения.
    Развивающая: развивать умение составлять предложения; совершенствовать умения самоанализа работы.
    Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку; чувство гордости за то, что мы являемся носителями этого языка.
    Планируемый результат обучения
    Познавательные УУД: сформировать умение находить в простом предложении грамматическую основу.
    Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение.
    Личностные УУД: формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
    Основная мысль урока
    Умение составлять и правильно оформлять предложения сделает детей грамотными и образованными.
    Основные понятия
    Грамматическая основа предложения, подлежащее, сказуемое.
    Межпредметные связи
    Окружающий мир, литературное чтение, информатика.
    Форма проведения
    урок с применением активных методов обучения
    Ресурсы:
    Основные:
    . Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Русский язык. Учебник для 3 класса, 2 часть. – М.: Баласс, 2011г;
    Дополнительные:
    компьютер, проектор, маркерная доска; презентация к уроку;
    Список литературы:
    Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3-ий класс. Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2007г
    http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/53aeea06-a2ec-4add-9b4b-b5360c8967df/63072/
    http://samarapedsovet.ru/load/nachalnye_klassy/russkij_jazyk_i_literatura/urok_russkogo_jazyka_v_3_klasse_quot_grammaticheskaja_osnova_predlozhenija_quot/46-1-0-57
    Этапы
    урока
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    Планируемые результаты
    предметные
    метапредметные
    Оргмомент
    «Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь».(М. Горький)
    -Как вы понимаете эти слова?
    -А вы хотите стать сильнее в знаниях? А для чего это нам нужно?
    -Тогда подарите друг другу улыбку и пожелайте стать сильнее в знаниях!
    -Прежде чем начать изучение новой темы, мне хочется, чтобы вы записали свои ожидания от урока на листочках к нашему дереву, а свои опасения от урока на снежинках. А в конце урока вы скажете: совпали ли ваши ожидания с уроком, а опасения вы можете снять с доски.
    Дети объясняют значение этой фразы.
    Да, хотим.
    Дети записывают свои ожидания на листочках и приклеивают на доску.
    Умение оформлять свои мысли письменно.
    Личностные УУД.
    Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
    Коммуникативные УУД
    Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
    Словарная работа
    -Итак, прозвенел давно звонок, начинаем наш урок. На партах у вас листы самоанализа урока, которые мы будем заполнять в течение урока.
    -Прочитайте слова, записанные на доске и запишите в тетрадь пропущенные гласные:
    *лмаз, в*сна, д*лг*жданная, п*лёт, н*ступила, ж*лтый, м*чта, тв*рить, д*льфин.
    -Кто ни разу не ошибся? Молодцы!
    -В карте отметьте как вы работали.
    Дети записывают пропущенные буквы: а, е, о,о,о,а,ё,е,о.
    Дети поднимают руки
    Умение подбирать проверочные слова к безударным гласным
    Умение писать словарные слова без ошибок.
    Регулятивные УУД
    Осуществлять личностную рефлексию
    -Используя эти все слова, составьте предложение по нашей картине.
    -Докажите, что это предложение.
    -Дайте характеристику предложения: по цели высказывания; по интонации.
    Когда мы составили предложение, то эти слова стали не просто словами определённой части речи, а членами предложения.
    -Прочитайте предложение без первого слова?
    -Прочитайте предложение без второго слова?
    -Прочитайте предложение без третьего слова?
    -Без каких слов нельзя обойтись?
    -Какую роль они будут играть в предложении?
    -О чём говорится в этом предложении? Это подлежащее. Подчеркиваем одной чертой. Какой частью речи является подлежащее? Что говорится о весне? Это сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами. Называем подлежащее и сказуемое вместе – это грамматическая основа предложения.
    -Что мы сейчас с вами сделали?
    Наступила долгожданная весна.
    Дети составляют предложение и записывают его на доску.
    Предложение имеет законченную мысль. Слова в предложении связаны друг с другом. Предложение пишем с заглавной буквы, в конце ставим точку.
    Предложение по цели высказывания: повествовательное; по интонации: невосклицательное.
    Долгожданная весна.
    Наступила весна.
    Наступила долгожданная.
    Наступила весна.
    Главную роль.
    О весне. Подлежащее.
    Весна (что сделала?)
    Весна наступила.
    Разобрали предложение по членам предложения.
    Умение правильно оформлять предложение на письме, доказывать, что это предложение.
    Умение давать характеристику предложению.
    Познавательные УУД.
    На основе анализа объектов делать выводы.
    -Для этой картины, которую нам нарисовала Катя Цендякова мы подобрали стихи.
    -Скажите, рад ли автор стихотворение, автор картины приходу весны?
    -Давайте мы с вами составим предложение о том, что и мы тоже радуемся приходу тепла, весны.
    -Найдите грамматическую основу предложения.
    -Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Сказуемое?
    -Молодцы! Сейчас отметьте в своих картах, как вы выполняли это задание.
    А.Плещеев.
    Уж, тает снег, бегут ручьи,
    В окно повеяло весною…
    Засвищут скоро соловьи,
    И лес оденется листвою!
    Чиста небесная лазурь,
    Теплей и ярче солнце стало,
    Пора метелей злых и бурь,
    Опять надолго миновала…
    Да, рад.
    Мы радуемся приходу тепла.
    Дети находят грамматическую основу предложения.
    Подлежащее может быть выражено именем существительным, местоимением. Сказуемое м.б. выражено глаголом.
    Умение выразительно читать стихи.
    Умение находить грамматическую основу предложения.
    Умение правильно определять части речи.
    Познавательные УУД.
    Выявлять особенности объектов.
    Регулятивные УУД
    Осуществлять личностную рефлексию.
    Составление кластера.
    -Мы сейчас с вами выполнили небольшую практическую работу, а чтобы информация лучше отложилась в памяти, составим кластер. Листочки, на которых будем заполнять кластер желтого цвета. Работать будете вдвоём.
    -Если затрудняетесь, то откройте учебники на с146.
    -Давайте проверим, что получилось у вас и что же должно быть.
    – Расскажите всё о подлежащем.
    – Расскажите всё о сказуемом.
    -А теперь скажите, у кого из вас работа совпала с образцом. Молодцы! Отметьте в своих карточках.
    -Что оказалось более трудным?
    Дети заполняют кластер.
    Дети рассказывают о подлежащем.
    Дети рассказывают о сказуемом.
    Дети, проанализировав свою работу, отмечают, как они работали.
    Дети отвечают.
    Умение формулировать правило опираясь на проведённую работу.
    Познавательные УУД
    Представлять информацию в виде схемы.
    Коммуникативные УУД
    Умение работать в паре.
    Регулятивные УУД
    Осуществлять личностную рефлексию
    Физкультминутка. Упражнения для глаз.
    А сейчас работаем по вариантам. Я вам раздаю листочки, на которых две группы слов. Ваша задача соотнести слова из двух групп. Первый ученик сделал, передаёт второму, второй третьему. Работаем в одной карточке.
    Солнце                 бегут
    Ветерок                сияет
    Птицы                  дует
    Ручейки               щебечут
    Дети                    светит
    Солнышко          резвятся
    Капель                распускается
    Листочки           падает
    Познавательные УУД
    Обобщать и классифицировать по признакам.
    -Давайте прочитаем, что же у вас получилось. Можно сказать, что вы составили предложения? Докажите.
    -Почему не будут предложениями: Цветы бегут?
    Листочки распускается?
    – Сейчас, из моих словосочетаний выберите те, которые можно назвать предложением. Запишите их себе в тетрадь, правильно оформите предложение на письме.
    Весёлая капель, ручеёк бежит, громко кричат, солнце светит, звенит в поле.
    -Выделите грамматическую основу.
    Проверьте написанное. Проанализируйте свою работу.
    Дети зачитывают предложения.
    Мы составляли предложения. Есть смысл, слова связаны между собой.
    Это грамматическая основа предложения.
    Слова не связаны по смыслу.
    Дети выбирают предложения и записывают их себе в тетрадь.
    Ручеёк бежит.
    Светит солнце.
    Дети проверяют свою работу по слайду.
    Оценивают себя в картах самооценки.
    Умение правильно соотносить слова.
    Регулятивные УУД
    Осуществлять личностную рефлексию.
    Закрепление изученного
    -Мы с вами много говорим о грамматической основе предложения. Предлагаю сейчас составить алгоритм её нахождения. Работаем на компьютерах. Выберите на рабочем столе слово алгоритм, откройте этот документ.
    -Прочитайте полученный алгоритм.
    -Составьте предложение по нашей картине, чтобы подлежащее отвечало на вопрос кто?
    -Выделите в предложении грамматическую основу.
    -Проанализируйте свою работу.
    Дети составляют алгоритм.
    -Прочитай предложение
    -О ком или о чём говорится в предложении?
    -Задай вопрос (кто? или что?). Найди подлежащее
    -Подчеркни одной чертой. Какой часть речи выражено?
    -Найди, что говорится о подлежащем.
    -Задай вопросы (что делает? что сделает?). Найди сказуемое.
    -Подчеркни двумя чертами. Какой частью речи выражено?
    Прочитай грамматическую основу.
    Птицы звонко щебечут на деревьях.
    Умение читать и анализировать логическую цепочку предложений.
    Познавательные УУД
    Представлять информацию в виде схемы.
    Коммуникативные УУД
    Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
    Тестирование
    -Сейчас откройте компьютеры и выполните тест по данной теме, компьютер сразу поставит вам отметку по новой теме.
    Дети на компьютере выполняют тест.
    Умение работать на компьютере.
    Рефлексия
    -О чём же мы говорили на уроке?
    -Почему подлежащее и сказуемое являются грамматической основой предложения?
    А теперь скажите что с вашими опасениями, их можно убрать? Давайте их уберём.
    -А ожидания от урока совпали?
    -Покажите мне свои карты самооценки. Стали ли вы сильнее в своих знаниях?
    -Я рада, что там много зелёного и синего цвета. Это цвет наступающей весны. Так хочется, чтобы она наконец-то наступила и подарила нам теплые деньки. А чтобы это произошли ещё быстрее.
    -Д/З Запишите ещё несколько предложений о весне. Спасибо за урок!
    Эти слова составляют предложение, выражают законченную мысль.
    Да
    Да.
    Да.
    Коммуникативные УУД
    Регулятивные УУД
    Осуществлять личностную рефлексию.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *