Что такое политика и какова ее роль в жизни общества итоговые вопросы?

1 ответ на вопрос “Что такое политика и какова ее роль в жизни общества итоговые вопросы?”

  1. mgp1971 Ответить

    Понятие власти
    Основа политики – власть. Власть многообразна. Можно выделить несколько её определений:
    в широком смысле – способ влияния на людей;
    в узком смысле – отношения господства и подчинения; комплекс полномочий, дающих право принимать решения, обязательные для подчинённых. 1
    Структура власти
    субъект власти – человек, общность людей, организация, осуществляющая власть;
    приказ субъектавласти, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций в случае неповиновения;
    объект власти – человек, общность людей, организация, над кем осуществляется власть
    подчинение объектавласти приказу;
    общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан подчиниться приказам осуществляющего власть. 2
    Основа власти – социальное неравенство людей, которое предполагает подчинение одних другим. С этим связана опасность злоупотреблений властью её носителями – именно поэтому объём власти должен быть чётко определён и ограничен. Власть появилась практически одновременно с появлением человеческого общества и в той или иной степени будет всегда сопутствовать его развитию. Первоначальная власть – власть отца семьи, общины, вождя племени упорядочивала отношения людей и привносила стабильность. С развитием общества структура власти усложнялась, появлялись новые её виды. Сегодня наиболее развитым и оформленным видом власти является власть государственная. 3
    Источники (или ресурсы) власти – реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления власти. Широко распространена классификация ресурсов власти на экономические, социальные, культурно-информационные и силовые К экономическим ресурсам относят материальные ценности в самом широком смысле, к социальным – систему различных привилегий и льгот, престижные и высокооплачиваемые должности и т. д., к культурно-информационным – знания и информацию, к силовым – институты физического принуждения (армия, полиция и т. п.). Однако эффективность власти во многом зависит и от ее легитимности. Власть признается легитимной, если она не навязывается силой, а принимается массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Термин «легитимность» был введен в научный оборот известным немецким социологом М. Вебером применительно к господству. Сам Вебер выступал против отождествления понятий «власть» и «господство». Последнее, по его мнению, предполагает, что одна из взаимодействующих сторон требует повиновения, а другая добровольно повинуется. В зависимости от мотивов добровольного подчинения Вебер выделял три типа легитимного господства.
    Еще одним показателем эффективности государственной власти принято считать результативность – степень выполнения властью своих функций и удовлетворения ожиданий и запросов населения.
    Традиционное господство обусловлено традициями, обычаями, привычкой. Этот тип легитимности опирается на веру не только в законность, но и в святость издревле существующих порядков. Традиционные нормы имеют обязывающую силу по отношению как к населению, так и к правящей элите.
    Легальное (или рационально-легальное) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, регулирующих отношения власти. При таком типе легитимности законам подчиняются не только управляемые, но управляющие. Проводником основных принципов рационально-легального господства является бюрократия. В наиболее полном виде легальное господство воплощено в правовом государстве.
    Харизматическое господство опирается на авторитет лидера, которому приписываются исключительные черты. Харизма рассматривается как качество и способность, дарованные Богом, природой, судьбой. Харизматический лидер руководствуется в своей деятельности не действующими юридическими нормами, а собственным вдохновением. Неудачи такой власти могут привести к исчезновению веры в необыкновенные качества вождя и разрушению основ харизматического господства. Харизматические лидеры приходят к власти, как правило, в условиях социально-политического кризиса. Поэтому харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. После общественной стабилизации харизматическое господство трансформируется в традиционное или легальное. Традиционный и рационально-легальный типы легитимности более долговременны.
    Описанные выше типы политического господства редко встречаются в чистом виде: в реальной политической практике они переплетаются и взаимно дополняют друг друга. 4
    Власть можно разделить на типы:
    личная власть – влияние на конкретных людей. К примеру, личной властью обладает директор небольшого предприятия – он может влиять только на своих подчинённых, круг которых точно определён;
    публичная власть – власть в отношении потенциально неопределённого (обезличенного) круга лиц. К примеру, власть президента России распространяется не только на всех россиян, а также тех, кто пребывает в Россию и находится на её территории временно или постоянно.
    Важнейшей в обществе является политическая власть – право, способность и возможность влиять на управление обществом, отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.
    Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих её от других видов власти:
    публичность – эта власть распространяется на всё население страны, а также на тех, кто временно пребывает на территории государства;
    легитимность – признание власти народом. В данном случае идёт речь не о поддержке власти народом, а о её признании – можно ведь критиковать действия власти, но признавать её как законную;
    легальность – соответствие власти закону;
    регламентированность – определённость власти и властных полномочий законом, традициями;
    институциональность – выражение власти в официальных, специально созданных органах, политических институтах.
    моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;
    многообразие ресурсов(принудительных, экономических, информационных и других).
    Политическая власть обычно разделяется на:
    государственную – осуществляется государством в форме формальных законов, указов и пр. с санкциями за их неисполнение. Субъект этой власти – государство в лице официальных государственных органов власти;
    общественную(партийную, профсоюзную, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение.
    Таким образом, понятие “политическая власть” шире понятия “государственная власть”.
    Можно выделить основные функции политической (прежде всего государственной) власти:
    формирование политической системы;
    организация политической жизни и политических отношений;
    управление делами общества и государства;
    руководство политическими процессами;
    создание определенного типа правления.
    В демократических государствах власть обычно разделяется на три ветви: законодательную (издаёт законы), исполнительную (обеспечивает исполнение законов). судебную (контролирует исполнение законов). Авторами теории разделения властей считаются Дж. Локк и Ш. Монтескье. Цель разделения властей – гарантировать невозможность узурпации (присвоения, захвата) власти одним органом или человеком, свести к минимуму возможные ошибки в управлении обществом. Вместе с тем, разделение властей не предполагает абсолютной независимости и неподконтрольности ветвей власти друг другу. Для этого существует т.н. система сдержек и противовесов – система взаимовлияния и взаимоконтроля ветвей власти в государстве. К примеру, в России Президент может в отдельных случаях распустить Государственную Думу. Но и парламент России также может влиять на Президента – отрешить руководителя страны от должности в случае совершения им измены Родине или иного тяжкого преступления и т.п. 5
    Роль политики в жизни общества
    Что представляет собой политика? Для того чтобы уяснить ее сущность, целесообразно обратиться к истории.
    Мысленно представим себе первобытно-общинный строй. Господствуют родоплеменные отношения. Властных структур еще пока нет, и все вопросы решаются на основе религиозных норм, обычаев, традиций или просто родственных связей.
    Однако жизнь не стоит на месте. С появлением частной собственности происходит социальная дифференциация (усложнение) общества, расслоение его на группы людей с различными, а порой и прямо противоположными интересами. Старые регуляторы общественных отношений уже не срабатывают. Появляется потребность в новой социальной силе, которая смогла бы выполнять функции организатора совместной жизни и деятельности, арбитра при решении спорных вопросов в обществе.
    Эту роль взяла на себя «публичная власть», которая по мере развития была преобразована в государство. Общество разделилось на управляющих и управляемых. Социальное положение граждан, их благосостояние и степень реализации своих интересов стали зависеть от близости к органам власти, возможности влиять на них для принятия выгодного решения.
    Понимая это, люди начали группироваться в различные ассоциации (объединения) для проведения своих людей во властные структуры, изыскания других способов влияния на них. Появилась новая сфера общественных отношений, получившая название «политической».
    Все вышеназванное позволяет сделать вывод, что под политикой понимаются отношения в обществе по поводу власти: ее завоевания, удержания и использования.
    Сам термин «политика» появился более двух с половиной тысячелетий назад, ведя свое происхождение от греческого слова politike – искусство управления государством. «Политикой» назывался трактат древнегреческого философа Аристотеля. Он понимал политику как сознательную форму объединения людей ради достижения «общего блага».
    Важное предназначение политики – управление обществом в целом. Без политического руководства жизнь общества превратилась бы в бессистемное, анархическое, конфликтное столкновение разнообразных частных и групповых интересов. Поэтому, в первую очередь, политика призвана обеспечивать целостность и социальную гармонию общества. Ее главное предназначение – урегулирование противоречий в обществе, обеспечение общественной интеграции, согласование личных, групповых и общественных интересов.
    В этой связи политику необходимо понимать как деятельность по управлению обществом, мобилизации его на выполнение общезначимых целей. Главным субъектом политики является государство. Деятельность государства определяется как государственная политика. Государственная политика подразделяется по сферам общественной жизни, по уровням проявления, по объему, по функциям.
    По сферам общественной жизни выделяются следующие виды политики:
    экономическая – регулирование отношений между индивидами и социальными группами в экономической сфере;
    социальная – регулирование отношений между индивидами и социальными группами по поводу их места в обществе;
    национальная – регулирование отношений между нациями, этническими группами;
    культурная – регулирование отношений между индивидами и социальными группами в духовной жизни;
    государственно-административная – регулирование отношений во властно-политической сфере.
    По уровням проявления выделяются следующие виды политики:
    местная – регулирование вопросов и проблем местного значения (на уровне села, города, района);
    региональная – регулирование вопросов и проблем, связанных с развитием целого региона (напр. губернии, штата, субъекта федерации, федерального округа и т.д.);
    общегосударственная – регулирование вопросов, связанных с развитием общества и государства в целом;
    международная – регулирование отношений между государствами и группами государств на международной арене;
    мировая (глобальный уровень) – регулирование вопросов и острых проблем в мировом сообществе, связанных с решением глобальных проблем современности.
    По объему политика подразделяется на:
    стратегическую (долгосрочную) – выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, важнейших, долговременных целей, определение путей и способов их достижения;
    тактическую (краткосрочную) – решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений по проблемам, возникающим в обществе.
    По функциям государственная политика подразделяется на:
    внутреннюю политику – регулирование отношений между индивидами и социальными группами в различных сферах общества внутри одного государства;
    внешнюю – регулирование отношений между государствами, группами государств и другими политическими субъектами на международной арене.
    В пределах каждого из названных направлений можно выделить подвиды политики. Например, в рамках экономической политики различают промышленную, денежную, налоговую, инвестиционную, ценовую, таможенную политику и др. Возможна классификация политики и по другим критериям. 6

  2. getar76 Ответить

    Будучи общественным явлением, политика призвана выполнять ряд социальных функций. Через нее общественные группы выражают и осуществляют свои коренные интересы. Участвуя в политических событиях, общественные движения, партии и другие организации сплачиваются для достижения своих целей, главной из которых является борьба за власть.
    Через политику общество достигает интеграции. Принимая участие в политических акциях, граждане получают возможность приобщиться к разрешению социальных конфликтов. Без политической активности масс любое государство может превратиться в закостенелый организм, не способный к изменениям. Участие в политике для граждан и социальных групп – школа социализации и способ проявить свою гражданскую позицию.
    Фундаментальной основой политики считается потребность общества в самоорганизации и регуляции своей деятельности. Общество, будучи неоднородным по своему составу, делится на множество групп, интересы и мотивы действий которых чаще всего не совпадают. Задача политиков и общественных деятелей как раз и заключается в том, чтобы увязать взаимоисключающие тенденции и найти разумные решения, позволяющие учесть насущные потребности всех слоев общества.

  3. rassolof Ответить

    Поли́тика (греч. Πολιτική — «искусство управления государством» ) — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.
    Политика играет  важную роль в развитии общества: выражая общезначимые интересы групп, индивидов, она обеспечивает интеграцию и целостность общества, разрешает конфликты, согласует потребности различных социальных субъектов.
    Политика существует в различных ипостасях (формах) в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет сложное строение.
    Политика означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает.
    Знать политику должны все люди, тем более те, кто поставил себе целью получить высшее образование и собирается в будущем составить основной костяк руководителей, управленцев, деятелей культуры и искусства, теле- и радиокомментаторов, педагогов и воспитателей. Роль и значение политики особо возрастают в переломные исторические периоды, когда происходит переоценка ценностей и радикальной трансформации подвергаются мировоззренческие установки и сами основы жизнеустройства людей.
    Очевидно, что без соответствующей политической культуры населения, умения и способности граждан к принятию политически взвешенных решений, систематического приобретения ими политических знаний и политического опыта невозможно говорить и об утверждении в обществе демократии, о способности граждан защитить коренные свои права и свободы, об их активном участии в политической жизни страны СПИСЫВАЙ ГЛАВНОЕ

  4. Rurik19 Ответить

    Термин Политика – сложное, многогранное понятие, имеющее множество определений.
    Термин Политика был введен в оборот Аристотелем в IV веке до н. э. и обозначал искусство управления государством. Соответственно сейчас под политикой понимают различный вопросы устройства государства: юридические, экономические, религиозные и прочие вопросы, который влияют на все государство в целом.
    Поскольку мы все граждане одной страны, то политика касается каждого человека и имеет огромную роль в обществе. К сожалению, большинство людей не считает необходимым интересоваться политикой, часто называя ее “грязным” делом. Но это означает одно, что люди просто не интересуются жизнью государства, жизнью общества. Мы живем в одном государстве и мы от него зависим и оно зависит от нас.
    Плохое образование, безработица, плохие дороги, коррупция, низкий уровень медицинских услуг и прочие проблемы государства – это следствие неправильной политики, проводимой властями государства.
    Общество, которое отклоняется от обсуждения политических проблем, автоматические исключает себя из обсуждения этих проблем и от возможности влиять на их решение.
    Без широкого обсуждения этих проблем они никогда не будут решены. Потому что список проблем формируется обществом. Общество формирует некий запрос к власти на решение этих проблем. Если общество не интересуется политикой, не ставит перед властью никаких вопросов, то и проблемы в стране не будут решаться.
    Современное государство строится на демократии, на равенстве всех перед законом, на честных и независимых судах, на независимых СМИ, на реальном разделении власти, на честных свободных выборах и прочих базовых принципах, которые обеспечивают решение все остальных социальных проблем общества (дороги, медицина, образование и т.п.). Но эти принципы могут не соблюдаться властью, нарушаться из-за каких-то своих сугубо частных корыстных интересов. В интересах общества требовать от власти соблюдения принципов, заложенных конституцией и другими базовыми законами государства.
    Это и есть политика.
    Шарль де Монтеламбер сказал: “Если вы не занимаетесь политикой, то политика займется вами”.
    Это означает, что хотим мы того или нет, политику нельзя игнорировать.
    Т.е. если общество не будет интересоваться устройством государства, тем как оно управляется, то государство будет работать не так, как этого хочет общества, а значит будут плохие дороги, казнокрадство, плохое образование, плохая медицина и прочие проблемы.
    Роль политики в любом успешном обществе, в любом современном развитом государстве огромна. Громадные проблемы нашего государства говорят о том, что наше общество устранилось от управления государством, игнорирует политику. И это главная проблема нашего современного общества.
    Подрастающее молодое поколение интересуется политикой еще меньше, чем взрослые, а значит проблем в нашей стране будет только больше.

  5. hell766 Ответить

    1. Политика- деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти. Она играет большую роль в жизни общества, от того какую политику проводит государство, правительство, зависит многое: лучше или хуже будут условия жизни  различных общественных групп, их благосостояние, увеличится ли степень свободы или её ликвидируют вовсе.
    2. В сферу политики входят: общие интересы и цели обществ; выработанные правила, по которым распределяют между людьми роли и функции.
    3. Признаки власти: господство, руководство, управление, организация, контроль.
    4. Главными особенностями политической власти являются:
    -Способность принимать общегосударственные решения, импонирующие большинству граждан страны;
    -Право принуждать большие массы людей выполнять те или иные её решения.
    5. Для объединения людей с единой политической идеей и достижения общей цели.
    6. Политическая партия – объединенная группа людей, непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. В демократическом обществе партии политического направления существуют для того, чтобы вовлечь активную часть населения в политическую жизнь общества.
    7. Если эти условия: равенство всех слоёв общества одинаковы, все равны перед законом богат или беден и если он будет уверен на 100% в том, что государство это государство опора и крепкая стена своего народа.

  6. tanaec Ответить

    Политика — чрезвычайно сложная сфера человеческих отношений. Одна из ее важнейших задач — управление обществом с учетом интересов различных социальных субъектов. Эти интересы часто исключаю друг друга.
    Категория «политика» получила широкое распространение благодаря одноименной работе древнегреческого философа Аристотеля. Он рассматривал политику как форму общения семей и родов ради счастливой, благой жизни. В настоящее время этим термином часто обозначают различные виды влияния и руководства. Так, говорят о политике президента, партии, фирмы, редакции, учебного заведения, преподавателя, лидера и участников какой-либо группы.
    Политика — определяется как сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях достижения безопасности общества.
    В самом широком смысле политику трактуют не иначе, как деятельность по организации совместной жизни людей в обществе, как необходимое и полезное в этом плане распорядительство. А политические отношения — как систему отношений между людьми, которые возникают и развиваются именно по поводу организации и функционирования государственной власти.
    Наличие и состояние политики зависит от ряда факторов. Эта устойчивые необходимые факторы, или связи, и есть законы политики. К таким связям можно отнести следующие:
    зависимость политики субъекта от интереса к другому субъекту. Политику выстраивает тот, кто испытывает недостаток безопасности: в благах, в том числе в жизни и здоровье, в социальном положении, общении и т. д.; кто обладает большими ресурсами, тот и диктует условия политического (коллективного) существования; т. е. диктует тот, кто меньше заинтересован;
    зависимость устойчивости политических отношений от готовности субъектов жертвовать некоторыми частными (личными) интересами;
    зависимость совместной безопасности сообщества от справедливости распределения социальных позиций субъектов политики.
    Безопасность содержит три основных элемента. Социальная безопасность подразумевает сохранение существования субъекта в определенном статусе. Экономическая безопасность означает наличие доступа к средствам существования. Духовная безопасность предполагает возможность свободного выбора идей, веры, вкусов и т. п., не ущемляющих интересы других людей.

    Политика как общественное явление

    Категории «политика» и «власть» относятся к исходным, базовым категориям политической науки. Нет политики без власти, равно как нет и власти без политики.
    В анализе первой категории, т.е. политики, обычно выделяют два основных подхода, а именно:
    традиционный, когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти;
    социологический, в рамках которого политику трактуют в самом широком смысле, как любой вид социальной деятельности, связанный с самостоятельным руководством людьми, распределением благ и ресурсов, урегулированием конфликтов и т.д.
    В традиционном подходе политика предстает как особая, отличная от других государственно-властная сфера общественной жизни и в ней же реализуется. Отсюда такие специфические дефиниции политики, трактующие ее как:
    сферу борьбы за власть и способ реализации этой власти;
    науку и искусство государственного управления;
    способ производства законных социальных приказов и предписаний и др.
    В социологическом подходе политика как общественная деятельность не обязательно связана с государственной властью, а, следовательно, и не образует особой сферы общественной жизни. Она присутствует везде, и любое явление или действие приобретают политический характер в той мере, в какой они «затрагивают организацию и мобилизацию ресурсов, необходимых для осуществления целей конкретного коллектива, общности и т.д.» Поэтому нередко говорят: «Куда ни кинь — везде политика». Она присутствует даже в семье, когда умная жена так управляет мужем, что последнему кажется, что он в доме хозяин, хотя фактически находится у жены «под каблуком».

    Интерпретация понятия «политика»:
    Курс, на основе которого принимаются решения, меры по выполнению и формированию задач.
    Искусство управления людьми, все виды деятельности по самостоятельному руководству.
    Сфера борьбы за завоевание, удержание и использование государственной власти.
    Искусство управления государством.

    Потребность общества в политике. Необходимость политики

    В качестве своего фундаментального социального основания политика имеет объективную потребность общества в саморегуляции, в поддержании сплоченности и единства.
    Общество по своей структуре асимметрично. Существование различных классов и социальных групп (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неизбежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом. И для того, чтобы эта естественная во все времена и у всех народов борьба не приняла форму войны «всех против всех», требуется особая организация силы, которая взяла бы на себя функцию ее предотвращения и обеспечила бы необходимый минимум общественной урегулированности и порядка. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика, и, прежде всего, в лице такого ее верховного субъекта, как государство. Неслучайно политику очень часто определяют как «искусство жить вместе, искусство единства во множестве».
    Роль политики в обществе:
    выяснение смысла существования данной общности и системы ее приоритетов;
    согласование и сбалансированность интересов всех ее членов, определение общих коллективных устремлений и целей;
    выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности;
    распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработка тех правил, по которым происходит это распределение;
    создание общепринятого (общепонятного) всем языка — вербального (словесного) или символического, способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание всех участников сообщества.
    На вертикальном срезе, как показано на схеме, субъектами политики (т.е. теми, кто «отправляет» политику и участвует в политико-властных отношениях) выступают:

    Поле политики

    «Поле политики», т.е. то пространство, на которое она распространяется, имеет два типа измерения: территориальное и функциональное. Первое очерчено границами страны, второе — сферой действия принимаемых политических решений. При этом в «поле политики» входят практически все области общественной жизнедеятельности: экономика, идеология, культура и т.д. Политика взаимодействует с ними по принципу обратной связи, т.е. исходит из взаимовлияния политики и общественной среды.

    Характер взаимоотношений политики и экономики напрямую зависит от типа государственного строя. Если в тоталитарных системах экономика выступает как концентрированное выражение политики, т.е. она управляема ею и всецело ей подчинена в ущерб экономической целесообразности, то в современных западных странах эти две «ипостаси» выступают как дополняющие и работающие друг на друга общественные системы. И проблема взаимодействия экономики и политики заключается не в выборе между двумя противоположностями: монополизмом (стихией) государства и монополизмом (стихией) рынка. Речь идет о поиске оптимальных моделей, нахождении разумных пропорций между тем и другим, т.е. между государственным регулированием и свободой частного предпринимательства, саморегуляцией рынка. Так называемый экономический антиэтатизм, т.е. полное изгнание государства из экономики, не более чем социальная утопия.
    «Деловая» функция политики по отношению к экономике — это не что иное, как производство и поддержание в обществе определенного минимума социальной стабильности и порядка, при которых только и возможна эффективная хозяйственная деятельность, в том числе и в форме частного предпринимательства. В условиях же хаоса и анархии такая деятельность, по общему правилу, невозможна. Хаос реформировать нельзя. Что же касается общесоциальной «деловой» функции экономики, в том числе и бизнеса, по отношению к обществу и государству, то она может быть выражена предельно лаконичной целевой установкой: «кормить и одевать народ». Но народ не в качестве «иждивенца» и объекта социальной благотворительности, а народ в роли совокупного наемного работника и активного субъекта хозяйственной деятельности, который одновременно аккумулирует в своем лице как основного производителя, так и потребителя материальных и нематериальных благ.
    Следует обратить особое внимание и на то, что политика неразрывно связана с идеологией и вне идеологии и без идеологии существовать не может. Идеология, как система ценностей данного общества, обладающих мобилизационным потенциалом, по отношению к политике выполняет двоякого рода функции: с одной стороны, функцию ориентации; с другой — функцию ее идеологической легитимации, т.е. оправдания действий.
    Первая функция особенно важна на крутых поворотах истории, при смене политического строя и коренной ломке традиционных структур и представлений. Вторая — в качестве средства легитимации государственно-властных решений, т.е. в качестве обоснования и оправдания тех из них, которые непопулярны в народе, носят, что называется, «шокотерапевтический» характер по принципу «иного просто не дано».
    По-особому складываются отношения между политикой и наукой. Политика в силу своей многоликости, субъективности, динамичности и других особенностей неравнозначна науке, т.е. она не сводится к точной реализации разработанных наукой решений, открытых ею законов. Наука не «правит» политикой, а выступает в роли ее беспристрастного, находящегося «по ту сторону добра и зла», советника. Касательно политики основная функция науки сугубо прагматическая — это, прежде всего, ее информационное обеспечение, проведение экспертизы, прогнозирование и моделирование ситуаций и пр.
    Серьезное изучение политики предполагает и выделение такого ключевого вопроса, как соотношение политики и морали.
    На уровне массовых представлений о политике самой распространенной точкой зрения на сей счет выступает утверждение об их несовместимости: там, где начинается политика, — кончается мораль. Если обратиться к истории и дням сегодняшним, то такая точка зрения имеет право на существование, но она, тем не менее, не может быть признана до конца правильной и научной. Никакой всеобщей заданности политики на аморальность не существует. Все зависит от характера того общественного устройства, в котором реализуется политика, а также от «чистоты рук» тех, кто стоит у ее руля. Там, где есть демократия, где любые действия в сфере политики подконтрольны ее механизмам, народу, там мораль и политика вполне уживаются друг с другом. Но совместимость морали и политики — не в строгом соблюдении политикой норм морали, а в разумном, нравственном сочетании добра и зла. Политика — это все же специфическая сфера вынужденных, порой даже очень «крутых» решений, когда императивы морали приходится согласовывать с рациональностью и целесообразностью действий, а собственные желания и пристрастия с диктатом обстоятельств. Политик действует нравственно тогда, когда добро от его поступков существенно превышает зло. Французский просветитель Вольтер в этой связи говорил: «Часто, чтобы сделать большое добро, приходится совершать небольшое зло».

  7. PLOHOIPAREN Ответить

    Итог:
    Политика призвана осуществлять двуединую задачу:
    – управлять политическим поведением населения (классов, этнических групп, наций) во имя сохранения целостности общества;
    – выражать значимые интересы всех групп и слоев в государстве.
    Политика делится на:
    – внутреннюю (экономика, социальные отношения, оборона, здравоохранение, образование, культура)
    – внешнюю (международную) – взаимодействие с др. странами на международной арене.
    Функции политики
    – определение целей и задач общества;
    – выработка программ жизнедеятельности общества в соответствии с интересами граждан;
    – мобилизация ресурсов общества в соответствии с целями, задачами и программами;
    – контроль за распределением ценностей;
    – интеграция общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей.
    Политические средства:Методы политики:
    – избирательные компании; – принуждение
    – забастовки; – убеждение
    – митинги; – поощрение
    – вооруженные действия и т.д. – насилие
    Политическая власть – всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей.
    Политическая власть характеризуется рядом признаков:
    легитимностью в использовании силы в пределах государства;
    верховенством – обязательностью решений для всякой иной власти;
    публичностью – всеобщностью и безличностью, что значит – обращение ко всем гражданам от имени общества с помощью права (закона);
    моноцентричностью – наличием единого центра принятия решений (в отличие, напр. от власти
    экономической);
    многообразием ресурсов:
    а) утилитарными – материальные и др. социальные блага;
    б) принудительными – меры уголовного и административного воздействия;
    в) нормативными – средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека.
    Основными элементами власти являются:
    – субъект,
    – объект
    – ресурсы (средства)
    Субъект власти – личность, орган, организация и т.п. реализующая свою волю и интересы путем подчинения других. Субъект определяет содержание властного отношения через:
    – приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться его воле;
    – наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли;
    – нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.
    Объект власти – личность, орган, организация и т.п. подчиняющаяся воле субъекта. Объект руководствуется мотивами:
    – страх перед наказанием;
    – преклонение перед авторитетом;
    – заинтересованность во власти (совпадение интересов);
    Основные ресурсы власти:
    – Экономические – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления (деньги, продукты питания, полезные ископаемые и др.);
    – Социальные – способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной иерархии (должность, престиж, образование, звание и др.);
    – Культурно-информационные – знания и информация, а также средства их получения: институты науки и образования, СМИ и др.;
    – Силовые – оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди (внутренние войска, милиция, армия и др).
    Осуществлению политической власти способствуют определенные нормы и правила:
    – нормы, определяющие статус главы государства, политической элиты, гос. учреждений;
    – нормы, определяющие порядок формирования политической элиты;
    – нормы, определяющие права и обязанности управляющих и управляемых, их взаимную ответственность.
    Политическая власть существует в каждой организованной общности людей, возникает вместе с образованием самого человеческого общества, существует на протяжении всей его истории. Каждое общество – это управляющаяся и воспроизводящаяся система, требующая координации его частей и элементов. Власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов, посредством экономических, идеологических, правовых механизмов, также с помощью авторитета, традиции, насилия. Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения.
    Власть возникает из естественноисторической потребности в организации, которая способна реализовать интересы всего общества или отдельных социальных общностей. Именно потребность в определенной организации служит причиной властной деятельности.
    Таким образом, власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью и возможностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических, культурных и организационно-правовых механизмов.
    Политическая власть реализуется для достижения определенных целей:
    – согласование социальных процессов, удовлетворение интересов людей, социальных групп в процессе социального производства;
    – поддержание устойчивого функционирования и развития социальной системы;
    – придание социальным отношениям определенной направленности в соответствии с целями общества или господствующих слоев;
    – осуществление принуждения в предусмотренных нормами случаях.
    Политическое руководство обществом осуществляется через государство в двух основных формах:
    1) через руководство административно-управленческим аппаратом государства;
    2) через парламент, борьбу входящих в него партий и движений.
    Таким образом, политическая власть свойственна всякому организованному обществу. Это сложное, динамичное и многоаспектное явление. В реальной жизни она представляет собой, определенным образом, организованную деятельность людей, направленную на согласование различных и противоречивых интересов, путем подчинения их формируемой единой общественной воле.

  8. rashidrashid1980 Ответить

    1.Понятие, источники и виды власти
    Сущность власти заключается в ее способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность. Власть осуществляет упорядочение социальных отношений с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения, поощрения, страха.
    Различают следующие виды власти, политическую, экономическую, социальную, законодательную, исполнительную, судебную, информационную, военную, теневую.
    Одним из основных видов является политическая власть. Это обусловлено тем, что она охватывает, направляет и регулирует жизнь в обществе и государстве, господствует над всеми другими видами власти. Политическая власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия. Поли́тика (греч. Πολιτική — «искусство управления государством») — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.
    Политика играет важную роль в развитии общества: выражая общезначимые интересы групп, индивидов, она обеспечивает интеграцию и целостность общества, разрешает конфликты, согласует потребности различных социальных субъектов.
    Политика существует в различных ипостасях (формах) в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет сложное строение.

  9. demention Ответить

    Правовое государство — это государство, в котором главенствует справедливость и закон. Где жизнь человека — высшая ценность общества, существует документ, закрепляющий основные права и обязанности граждан.
    4. Как осуществляется взаимосвязь гражданского общества и государства? Почему наибольшее развитие гражданское общество получает в правовом государстве?
    Гражданское общество формируется в государстве, в этом то и заключается взаимосвязь. Итак, гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерческих направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, а также других внешних факторов.
    Соответственно, правовое государство – форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.
    Таким образом, гражданское общество может существовать только в правовом государстве, ведь проявлять свою волю граждане могут только в государстве, где верховенствует закон и закреплены права и свободы.
    5. Каковы возможности участия граждан в политической жизни в демократическом государстве? При каких условиях такое участие наиболее эффективно?
    Голосование на выборах
    Участие в референдуме
    Митинги без оружия
    Участие в общественных слушаниях
    Я считаю, что такое участие эффективно в любом случае. Ведь эти формы участия закреплены на законодательном уровне.
    Каждый гражданин должен участвовать в жизни своей страны и строить ее для дальнейшего своего будущего.
    6. Зачем создаются политические партии? Чем они отличаются от других организаций?
    Политические партии обеспечивают граждан участием в политической жизни государства. Политические партии создаются для того, чтобы выражать волю своих подопечных (народа) и внести свою идеологию в общество. Это выражение демократии. Они отличаются от других организаций тем, что регистрируются в соответствии с законодательством и несут политическую функцию.

  10. Labyda Ответить

    1.Понятие, источники и виды власти
    Сущность власти заключается в ее способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность. Власть осуществляет упорядочение социальных отношений с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения, поощрения, страха.
    Различают следующие виды власти, политическую, экономическую, социальную, законодательную, исполнительную, судебную, информационную, военную, теневую.
    Одним из основных видов является политическая власть. Это обусловлено тем, что она охватывает, направляет и регулирует жизнь в обществе и государстве, господствует над всеми другими видами власти. Политическая власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия. Поли́тика (греч. Πολιτική — «искусство управления государством») — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.
    Политика играет важную роль в развитии общества: выражая общезначимые интересы групп, индивидов, она обеспечивает интеграцию и целостность общества, разрешает конфликты, согласует потребности различных социальных субъектов.
    Политика существует в различных ипостасях (формах) в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет сложное строение.

  11. urnik Ответить

    1. Понятие, источники и виды власти
    Сущность власти заключается в ее способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность. Власть осуществляет упорядочение социальных отношений с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения, поощрения, страха.
    Различают следующие виды власти, политическую, экономическую, социальную, законодательную, исполнительную, судебную, информационную, военную, теневую.
    Одним из основных видов является политическая власть. Это обусловлено тем, что она охватывает, направляет и регулирует жизнь в обществе и государстве, господствует над всеми другими видами власти. Политическая власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия. Поли́тика (греч. Πολιτική – “искусство управления государством”) – сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.
    Политика играет важную роль в развитии общества: выражая общезначимые интересы групп, индивидов, она обеспечивает интеграцию и целостность общества, разрешает конфликты, согласует потребности различных социальных субъектов.
    Политика существует в различных ипостасях (формах) в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет сложное строение.

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для getar76 Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *