Что такое путь из варяг в греки?

19 ответов на вопрос “Что такое путь из варяг в греки?”

  1. krasko Ответить

    Итак, летописец сообщил, что по Волхову можно попасть в «великое озеро Нево», а устье того же озера впадает в море Варяжское, и «по тому морю можно плыть до Рима». Варяжское море — это Балтийское море. Чтобы доплыть по нему до Рима, фактически нужно обогнуть всю Европу и, пройдя многочисленные проливы, войти в Средиземное море. А летописец отмечает, что от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду и оттуда в Понтское море, то есть в Черное море, в которое впадает Днепр. Так и замыкается круг. Если мы посмотрим на карту, то увидим, что описанный в летописи маршрут (если не обращать внимания на слова о том, что из Варяжского моря попасть в Рим) — это в действительности целая система рек, входящая в бассейны Днепра, Западной Двины и Волхова, которая формирует Балтийско-Днепровский путь, соединяя Балтийское море с Черным.
    Но, кроме этого, есть еще и другая система рек, которая соединяет Балтийское море с Каспийским. Из ильменского бассейна реки Мста и Пола выходили на Верхнюю Волгу, откуда путь лежал далее вниз по Волге до Каспийского моря через хазарские пределы — это так называемый Балтийско-Волжский путь. Нетрудно заметить, что оба пути имеют общий северный отрезок, связанный с Волховом. Таким образом, перед попавшими на озеро Ильмень скандинавами стоял выбор: плыть на юг, в Царьград, или на восток за арабским серебром. В связи с этим замечу, что известный по скандинавским источникам Восточный путь, или Аустрвег (то есть все пути, которыми скандинавы достигали юго-восточного берега Балтийского моря или двигались на Русь), в какой-то период включал в себя и Балтийско-Днепровский вариант, который мы традиционно рассматриваем как путь из варяг в греки.

    Природные условия

    Многие исследователи пытались понять, как в действительности могли проходить пути через огромное пространство Восточной Европы, по каким речкам было бы удобней пробираться с севера на юг или с юга на север, они внимательно изучали географические карты, анализировали соотношение речных систем. Кроме того, были рассмотрены сообщения письменных источников разного времени: торговые грамоты XII–XIV веков, саги, записки путешественников XVI–XVII веков и др. Комплексное изучение разного вида источников, в том числе археологических и нумизматических, позволяет ответить на некоторые вопросы об условиях, способах и времени использования пути из варяг в греки, протяженность которого только по территории Восточной Европы составляла около 2000 километров (а от побережья Средней Швеции до Константинополя — более 4000 километров).
    Совершенно очевидно, что пройти от озера Нево до устья Днепра или наоборот было не так просто, и не только потому, что в целом ряде случаев на каких-то участках ладьи должны были двигаться против течения, что тяжело. В большинстве случаев северная территория, по которой проходил намеченный специалистами путь, в IX–X веках была малозаселенной или вовсе пустынна. Одним из серьезных препятствий были речные пороги, где быстрое течение и камни грозили потопить ладьи торговцев-воинов. Например, двигаясь от Ладоги вверх по Волхову, надо было преодолеть Волховские и Пчевские пороги, которые сильно затрудняли передвижение по воде в общей сложности на протяжении почти 20 километров. Всего же, по мнению некоторых авторов, общая протяженность преодолеваемых порогов на этой магистрали могла доходить до 200 километров.
    Озеро Ильмень тоже очень бурное, по нему надо уметь пройти даже сейчас. Продолжая из Ильменя путь на юг по реке Ловать, опять надо идти против течения, причем до какого-то определенного места, ближе к верховьям реки. С Ловати попасть на Днепр можно, только используя сеть небольших речек, которые впадают в Западную Двину с левой стороны, с юга — они своими верховьями связаны с правыми притоками Днепра. Такими реками могли быть Жереспея и Каспля, в бассейне которых обнаружены известные редкие находки — скандинавские украшения и восточные монеты. При этом надо учитывать, что в среднем течении Каспли вплоть до начала XIX века известен значительный порожистый участок.
    Днепр в верхней части течет с востока на юго-запад, и плыть по нему можно было относительно спокойно до того места, где он резко поворачивает на юг — это примерно в районе Орши, вблизи этого места располагаются Кобеляцкие пороги. А в низовьях Днепра, в районе, затопленном Днепровским водохранилищем, было еще девять серьезных порогов, описанных византийским императором Константином Багрянородным в середине X века. Достаточно выразительны славянские и скандинавские имена этих порогов, приведенные императором: Не спи, Сверкающий, Бушующий, Ненасытный и прочие. Для нас важно сообщение Константина Багрянородного о том, что в Константинополь приплывают моноксилы, собранные по весне в Киеве из разных земель: из Новгорода, Смоленска, Любеча, Вышгорода, Чернигова — и здесь в значительной мере переоснащенные. Судя по описанию трудностей, которые испытывали русы при прохождении Днепровских порогов, какой-то ремонт ладьи могли потребовать и после преодоления других порогов, например, на Волхове или Каспле. В связи с этим интересны наблюдения археологов о появлении цепочки небольших поселений по берегам Волхова в районе упомянутых мной порогов, а также находки корабельных досок с заклепками, использованных при сооружении одной из построек в слоях Старой Ладоги X века.

  2. vasiliigraff Ответить


    Он начинался на Скандинавском полуострове в одном из крупных торговых городов — Сигтуне или Бирке. Также он мог начинаться на острове Готланд или на южном берегу Балтийского моря — в Щецине, Старигарде, Винете или Ральсвике.
    Далее он проходил по Балтийскому (Варяжскому) морю и выходил через Финский залив.
    После этого корабли следовали по реке Неве в Ладожское озеро.
    Проплывали реку Волхов в озеро Ильмень, следовали по рекам Ловать и Днепр.
    Через Черное море корабли добирались до Константинополя (Царьграда), нынешнего Стамбула.
    Таким же образом плыли в обратную сторону.

    Географические особенности

    Проследить дорогу «из варяг в греки» по карте довольно просто, там же можно заметить, что она соединяла Северную Европу с Южной. Длина маршрута составляла более 2 тысяч километров. Путешественники должны были обладать крепкими и надежными судами, которые позволили бы легко пройти такое расстояние. Обычно ладьи имели значительные размеры (от 16 м в длину и 2 м в ширину), на них были установлены паруса и несколько пар весел (не менее 8—10).
    Чаще всего путешественники шли по рекам весной и летом, осенью отправлялись немногие, так как приближающаяся зима сковывала дорогу льдом. Нередко путешественникам приходилось останавливаться в городах для перезимовки. Другие особенности пути:


    Направляясь в сторону Византии, корабли должны были плыть по рекам Волхов и Ловать против течения. В обратную сторону приходилось двигаться против течения всего Днепра.
    Между Ловатью и Днепром (точнее, между Ловатью — Двиной, Двиной и Днепром) нет водного прохода, то есть путешественникам нужно было тянуть корабли на себе несколько километров.
    Некоторые историки считают, что путешественники плыли не на одном корабле, а пересаживались с тяжелых морских на более легкие и подвижные речные. Последние составляли в длину не более 10—12 метров и опускались только на полметра в воду. Чаще всего пересаживались дважды. После прохождения Балтийского моря меняли морские суда на речные. Второй раз пересаживались в Черном море: в основном использовали византийские торговые суда средиземноморского типа.
    Многие реки были трудны для судоходства из-за большого количества порогов, а озера Ладожское и Ильмень сотрясали штормы.
    Несмотря на все трудности, водная дорога намного безопаснее и дешевле сухопутной: не нужно было кормить лошадей и менять их, для себя путешественники также ловили рыбу. Кроме того, на берегу многих купцов подстерегали разбойники, от которых было проще оторваться по рекам.

    Историческое значение

    Историки до сих пор не могут точно установить, кто первым открыл этот путь. Существуют две точки зрения:

    Освоение шло с севера, а первым его открыл конунг (верховный правитель) Ивар Приобретатель (Широкие Объятья) в VII веке. Описания в скандинавских источниках говорят о том, что открытие совершил Эйрик Путешественник. Это косвенно подтверждается начавшимися набегами скандинавов на южный берег Черного моря и Крым.
    Монах Нестор, автор «Повести временных лет», дал подробное определение и описание пути, но в обратную сторону — от греков к варягам. Он же упоминает о том, что этим путем с юга прошел апостол Андрей, проповедуя Евангелие. Однако это событие могло произойти только в I веке н. э., что делает рассказ Нестора несколько неправдоподобным.
    Сегодня большинство историков придерживается первой версии. В IX веке викинги-скандинавы совершали набеги в Европу, наверняка часть пути они прошли реками, постепенно открывая дорогу до Византии. Но воинственные северные жители принесли не только разрушения. На их землях тогда уже правили князья с дружиной, существовала хорошо продуманная религия, в то время как славянские племена только формировали племенные союзы. Неудивительно, что этим путем в Древнюю Русь пришел Рюрик — первый правитель, призванный русичами.
    Некоторое время Варяжский путь использовался для военных целей и грабежей, постепенно викингов вытеснили купцы со всех прилегающих земель. Впрочем, первыми купцами стали сами викинги, привозившие в Византию славянских рабов. В XI веке вдоль всего пути постепенно выстроились деревни и крепости, поселились люди, занимавшиеся обслуживанием кораблей и путешественников.

    Привозные товары

    С развитием торгового дела уменьшился и сам путь. Теперь купцам не нужно было проплывать всю дорогу от Балтики до Черного моря — достаточно было довезти товар до крупных перевалочных пунктов — Киева и Новгорода. Торговали разными товарами:

    Из Скандинавии направляли солдат и рабов, сырец-железо, амбру, вещи из китовой кожи, моржовую кость. Также привозили награбленные товары: французские вина, драгоценности и серебряные предметы, тонкие ткани.
    Из Прибалтики шел янтарь.
    Северная Русь (Новгород) поставляла пушнину (меха), лен и кожу, смолу, мед и воск, леса, кованую утварь и керамику.
    Южная Русь (Киев) торговала хлебом, серебром, ремесленными изделиями.
    Константинополь продавал посуду, ткани, вина, книги, иконы, стеклянные и ювелирные изделия, пряности.
    Каждая сторона поставляла собственное оружие и изделия своих ремесленников и художников.
    Стоит отметить, что с развитием торговли роль набегов не уменьшилась: даже после воцарения Рюрика славяне продолжили ходить в Константинополь за добычей.

    Наибольшее значение путь пережил в X—XI вв. еках при князьях Святославе Игоревиче и Владимире Святославовиче. С XII столетия его роль начала снижаться. Этому способствовали раздробленность русского государства, упадок Византии и последующий перенос центра торговли в Венецию, захват ордынцами Нижнего и Среднего Поднепровья.
    Морская дорога «из варяг в греки» существовала около 250 лет, но ее значение для развития Руси огромно. Сперва этот путь использовали варяги в набегах, затем по нему стали активно переправляться купцы, благодаря чему на территории русских земель появились и развились крупные торговые города — Киев и Новгород. Эти же путем прошел первый русский князь Рюрик.

  3. Freeon387 Ответить

    Смотреть что такое “Путь из варяг в греки” в других словарях:

    ПУТЬ “ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ” — древний водный путь из Балтийского в Черное море, по которому в 9 12 вв. шла торговля Руси и стран Северной Европы с Византией. Шел от Балтийского моря по реке Нева, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке Ловать; волоком до реки Запа … Современная энциклопедия
    ПУТЬ “ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ” — древний водный торговый путь из Балтийского в Черное м., по которому в 9 12 вв. шла торговля Руси и Сев. Европы с Византией. От Балтийского м. по р. Нева, Ладожскому оз., р. Волхов, оз. Ильмень, р. Ловать, волоком до р. Зап. Двина, волоком до р.… … Большой Энциклопедический словарь
    ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ — древний водный торговый путь из Балтийского в Чёрное м., по которому в 9 12 вв. шла торговля Руси и стран Северной Европы с Византией. Проложен от Балтийского м. по р. Нева, Ладожскому оз., р. Волхов, оз. Ильмень, р. Ловать, волоком до р. Западн … Русская история
    ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ — ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ, древний водный торговый путь из Балтийского в Черное море, по которому в 9 12 вв. шла торговля Руси и Северной Европы с Византией. От Балтийского моря по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхову, озеру Ильмень, реке Ловать … Энциклопедический словарь
    Путь “из варяг в греки” — ПУТЬ “ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ”, древний водный путь из Балтийского в Черное море, по которому в 9 12 вв. шла торговля Руси и стран Северной Европы с Византией. Шел от Балтийского моря по реке Нева, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
    Путь из варяг в греки — На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь «из варяг в греки» по Днепру (фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «из варяг в гре … Википедия
    Путь из Варяг в Греки — На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь из варяг в греки по Днепру(фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «Из варяг в греки»  водный (морской и речной) путь из Скандинавии через … Википедия
    ПУТЬ ИЗ “ВАРЯГ В ГРЕКИ” — назв. водного торг. пути Киевской Руси, связавшего Сев. Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Термин встречается в Повести временных лет . Путь возник в кон. 9 нач. 10 вв. Наибольшее значение имел в 10 1 й трети 11 вв. Юж. его часть … Советская историческая энциклопедия
    ПУТЬ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ» — название водного торгового пути Киевской Руси, связавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Термин встречается в «Повести временных лет». Путь возник в к. IX н. X вв. Наибольшее значение имел в X 1 й трети XI вв. Южную… … Русская история
    Путь «Из варяг в греки» — древний водный торговый путь из Балтийского в Чёрное море, по которому в IX XII вв. шла торговля Руси и стран Северной Европы с Византией. От Балтийского моря по р. Нева, Ладожскому озеру, р. Волхов, озеру Ильмень, р. Ловать, волоком до… … Энциклопедический словарь

  4. bgstrat Ответить

    Смотреть что такое “ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ” в других словарях:

    Путь из варяг в греки — (Путь «из варяг в греки»,)         название водного торгового пути в Киевской Руси (См. Киевская Русь), связывавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Он шёл из Варяжского (Балтийского) моря по р. Неве в Ладожское озеро … Большая советская энциклопедия
    ПУТЬ “ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ” — древний водный путь из Балтийского в Черное море, по которому в 9 12 вв. шла торговля Руси и стран Северной Европы с Византией. Шел от Балтийского моря по реке Нева, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке Ловать; волоком до реки Запа … Современная энциклопедия
    ПУТЬ “ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ” — древний водный торговый путь из Балтийского в Черное м., по которому в 9 12 вв. шла торговля Руси и Сев. Европы с Византией. От Балтийского м. по р. Нева, Ладожскому оз., р. Волхов, оз. Ильмень, р. Ловать, волоком до р. Зап. Двина, волоком до р.… … Большой Энциклопедический словарь
    ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ — ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ, древний водный торговый путь из Балтийского в Черное море, по которому в 9 12 вв. шла торговля Руси и Северной Европы с Византией. От Балтийского моря по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхову, озеру Ильмень, реке Ловать … Энциклопедический словарь
    Путь “из варяг в греки” — ПУТЬ “ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ”, древний водный путь из Балтийского в Черное море, по которому в 9 12 вв. шла торговля Руси и стран Северной Европы с Византией. Шел от Балтийского моря по реке Нева, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
    Путь из варяг в греки — На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь «из варяг в греки» по Днепру (фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «из варяг в гре … Википедия
    Путь из Варяг в Греки — На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь из варяг в греки по Днепру(фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «Из варяг в греки»  водный (морской и речной) путь из Скандинавии через … Википедия
    ПУТЬ ИЗ “ВАРЯГ В ГРЕКИ” — назв. водного торг. пути Киевской Руси, связавшего Сев. Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Термин встречается в Повести временных лет . Путь возник в кон. 9 нач. 10 вв. Наибольшее значение имел в 10 1 й трети 11 вв. Юж. его часть … Советская историческая энциклопедия
    ПУТЬ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ» — название водного торгового пути Киевской Руси, связавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Термин встречается в «Повести временных лет». Путь возник в к. IX н. X вв. Наибольшее значение имел в X 1 й трети XI вв. Южную… … Русская история
    Путь «Из варяг в греки» — древний водный торговый путь из Балтийского в Чёрное море, по которому в IX XII вв. шла торговля Руси и стран Северной Европы с Византией. От Балтийского моря по р. Нева, Ладожскому озеру, р. Волхов, озеру Ильмень, р. Ловать, волоком до… … Энциклопедический словарь

  5. arche1105 Ответить

    Путь «из варяг в греки» — условное название водного пути, который пролегал по рекам и вел из Балтийского моря в Черное, к берегам Византии. Это был один из ключевых маршрутов Древней Руси, важный для ее торговых и культурных связей.
    Одно из самых известных древнерусских свидетельств о пути «из варяг в греки» содержится в Повести временных лет монаха Нестора: «Тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Неро, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река». Несмотря на такое подробное изложение маршрута и данные исторических дисциплин, определить точную географию пути современная наука не может.
    Историки продолжают спорить, кто же первым проложил этот маршрут. Сам Нестор описал его изначально, скорее, как путь «из греков в варяги», сделав акцент на движении с юга на север. Некоторые участки пути подразумевали плавание против течения рек, что до сих пор вызывает сомнения у исследователей. Тем не менее путь, вероятнее всего, был инициирован жителями северных земель. В течение IX столетия почти все регионы Европы затронула экспансия скандинавов, так называемое движение викингов. Проникнув на север Восточно-Европейской равнины, викинги встретились со славянами, а один из их именитых конунгов — Рюрик — стал во главе ильменских словен. Кроме того, одной из теорий происхождения самого термина «Русь» является «северная» концепция. Согласно ей, словом, образованным от скандинавского глагола «грести» в финском варианте ruotsi, называли себя дружины викингов, проходивших на гребных судах по рекам.
    Что касается конкретных имен, если верить средневековым скандинавским сагам, слава первооткрывателя пути «из варяг в греки» принадлежит датскому конунгу Эйрику Путешественнику. Сага гласит, что вождь искал Одаинсак — мифические сады бессмертия, которые, по преданию, находились где-то на Востоке. В их поисках Эйрик Путешественник преодолел множество преград и оказался на территориях будущих Руси и Византии. События этой саги подтвердила и археология: ученые обнаружили в местах следования конунга скандинавские предметы быта, характерные для Средневековья.
    Альтернативная точка зрения на этот вопрос принадлежит шведским ученым. Они утверждают, что путь «из варяг в греки» был известен раньше событий саги почти на 100 лет. Ученые приписывают открытие пути Ивару Видфамме — еще одному древнескандинавскому конунгу, побывавшему в Константинополе. Однако эта версия не подтверждается материальными находками.
    В целом путь «из варяг в греки» стал магистральным как для формирования древнерусского государства, так и для торгового и культурного обмена между северными и южными странами. Он пережил свой расцвет при древнерусских князьях Святославе и Владимире Святом в X–XI веках, а окончательно лишился своего значения после захвата Нижнего и Среднего Поднепровья во время монгольского нашествия.

  6. alexgorjchew Ответить

    В отечественной истории вопрос торгового пути из варяг в греки рассматривается поверхностно. В результате многим известно, что этот путь был, но никаких деталей о нем неизвестно. Понять это легко, поскольку в школьных учебниках этому вопросу уделяется всего несколько абзацев, где говорится, что этот путь создал фундамент для образования государства Руси. Причем этот аргумент используется как в норманнской, так и в антинорманнской теории.
    В исторических документах есть 2 источника, в которых прямо говорится о наличии торгового пути с севера на юг Европы:
    Книга «Об управлении империей», глава 9 «О росах, отправляющихся с моносилами в Константинополь». Это книга византийского императора Константина 4.
    Повесть временных лет. Историческая достоверность этого источника ненадежна, тем не менее рекомендую почитать отрывок из этой книги, где в данном торговом пути появляется еще 1 пункт назначения – Рим.

    Получается, что Повесть временных лет не может использоваться в качестве источника. В этом документе говорится, что торговый путь шел не с севера на юг. Он шёл из Варяжского (Балтийского) моря к Риму, оттуда в Царьград и только потом к Днепру и вновь к Варяжскому морю. Поэтому обратимся к книге «Об управлении империей», которая считается более достоверной и именно по ней в основном и изучают ПВГ. Этот исторический источник очень объемный, но тезисно его основные положения касательно торгового пути:
    Плавание происходило в июне.
    Торговый маршрут был регулярным.
    В качестве плавательных средств использовались лодки однодревки.

    Маршрут пути и его особенности

    Маршрут пути из варяг в греки включает в себя озера, реки и моря. Его изучения важно для понимания существования этого торгового пути. Ведь протяженность его очень велика и он соединяет большие территории. И это все в 9 веке.
    Маршрут пути:
    Балтийское (варяжское) море
    Через реку Неву в Ладожское озеро
    Через реку Волхов в озеро Ильмень
    Река Ловать
    Река Днепр
    Через Черное море на Царьград/Константинополь/Стамбул

    Географически действительно происходит соединение Северной и Южной Европы. Но есть важный момент – путь по Волхову и Ловати осуществляется против течения. А если рассматривать обратный путь (из Черного моря в Балтийское), то весь путь по Днепру идет против течения. Напрашивается вывод, что уже в 9 веке славяне должны были обладать кораблями, которые могли преодолевать большие расстояния против течения.
    Внимательное рассмотрение Пути позволяет заметить, что соединения рек Ловать и Днепр нет. Путь между реками преодолевался сухопутно (волоком), а ведь это большое расстояние. Более того, таких волоков было 2: первый из Ловати в Двину, а второй из Двины в Днепр. Есть еще две нестыковки, касающиеся Днепра:
    Это одна из крупнейших рек Европы, и на ней множество порогов. Сквозное судоходство по Днепру началось только в 1932 году, после строительства Днепрогэс, в результате чего образовалось Днепропетровское водохранилище и пороги выровнялись.
    В устье реки нет порта. У любой реки, по которой осуществлялось судоходство имелся порт в устье реки. Такой порт есть на Дону, у Двины, на Волге и других реках. На Днепре порта нет.

    На чем плавали из варяг в греки

  7. Dyuss Ответить


    Самый опасный и продолжительный торговый маршрут Европы, дорога святого Андрея — «варяжский» или путь из варяг в греки, как его называли на Руси. Он существовал и активно использовался в IX – XII веках. Это был речной торговый маршрут, соединивший бассейн Балтийского моря с Черным морем был проложен для торговли Северной Европы с неприлично разбогатевшей Византией.
    Рассмотрим кратко основную историческую версию этого понятия , его значение для Древней Руси, почему он так называется ,а также другие вопросы, которые непременно возникнут при сдаче экзамена.

    Дорога апостола Андрея

    Название «путь из варяг в греки» появилось с легкой руки летописца Нестора. Он же привел первое письменное описание этого маршрута. В его хронике , в не датированной части это звучало как, «путь из варяг в греки и из грек в…».
    По свидетельству летописца, апостол Андрей, проповедуя святое Евангелие проплыл по воде от Черного моря по Днепру, речке Ловати, Ильмень-озеру, Волхов-реке, через Ладожское озеро и Неву к Балтийскому Морю. Нестор пишет и о том, что часть дороги от верховьев Днепра до Ловати лодку пришлось тащить по суше волоком. Это событие могло произойти в только в I веке нашей эры, что немного снижает достоверность этого повествования.

    Волоком к Днепру

    Если читать летопись, то все кажется простым в этом торговом пути. Но, когда начинаешь, прокладывать маршрут на карте, приходит осознание, насколько тяжелы и опасны были эти путешествия. Ведь только, расстояние от устья Невы и до Константинополя составляет почти 3500 километров, из которых, относительно пригодных для плавания, на небольших парусных лодках не больше половины.
    Начиная, с устья широкой и полноводной Невы путешественников подстерегали опасности. Это и огромное Ладожское озеро с его морскими штормами и ураганными ветрами, пороги на реке Волхов, общей протяженностью почти 19 километров. Чтобы пройти Волховские пороги, надо было разгрузить судно и высадить людей, а потом тянуть его против течения, по бурной речке. И всё это по местам безлюдным, лесистым и болотистым.

    Карта-схема пути
    Потом озеро Ильмень, с его быстрым и непредсказуемым течением и мелкая, узкая речка Ловать, по которой надо плыть с особой осторожностью. После этого начинался сухопутный участок пути. Десятки километров, до верховьев Днепра, большие и тяжелые лодки тащили по суше (по волоку) при помощи бревен или деревянных катков. Относительно спокойное плавание было по Днепру, где до низовьев можно было передохнуть от тягот путешествия.
    Но в низовьях подстерегали, знаменитые днепровские пороги, которые удостоились описания самим византийским императором Константином Багрянородным, как бушующие и ненасытные. Всего порогов было девять и чтобы их пройти без потерь, нужно было не только выгрузить весь груз и тянуть лодку веревками, но и беречься от степных кочевников, которые, постоянно, в этих местах устраивали засады на проплывающих. Для безопасности ладьи собирались в караваны от 5 и более единиц.
    После прохождения самого опасного участка, обычно проходил ремонт судов, переоборудование их для морского прибрежного плавания. И вдоль берега Черного моря караваны судов наконец попадали в Константинополь.
    Такое плавание занимало обычно 3-4 месяца, причем многие участки маршрута были проходимы только весной, при половодье или осенью, в период дождей. Часто, плывущим, в Византию и обратно, приходилось делать длительные остановки, поджидая высокого уровня воды. Поэтому плавание, вполне могло затянуться и на год.
    Думаю, вы также понимаете, почему путь так назывался. Потому что по нему в основном торговали варяги с греками.

    От рабов до икон

    С VII века, еще до принятия Христианства на у славян, по низовьям Днепра начинают плавать воинственные викинги, совершающие грабительские набеги на богатые города южного побережья Черного моря. Вплоть до начала XI века у водного маршрута, проложенного поперек Европы, было в основном военное значение. Дружины викингов, а позже и варяжские отряды русских князей по «пути из варяг в греки» плыли для грабежа Византии и подвластных ей племен.

    Варяги
    Торговым, его тоже сделали викинги. И первоначально, основным товаром, поставляемым в Константинополь стали славянские рабы, столь ценимые на невольничьих рынках Византийской Империи. В обратную сторону шло серебро в монетах, так как в Северной Европе еще не было чеканки собственной монеты, а скандинавские вожди нуждались в собственной казне.
    В начале XI века, когда дорога по рекам, в Византию была уже хорошо изучена, а вдоль маршрута появились многочисленные поселения, жители которых привлекались для обслуживания проплывающих кораблей, направление от Ладоги в Константинополь, становится основной транспортной и торговой артерией, которая соединила моря: Балтийское (Варяжское) и Черное. Правящая элита и купцы Древнерусского государства нуждаются в товарах, поставляемых из Византии и Малой Азии.
    Это в основном, предметы роскоши, ювелирные украшения, виноградные вина, пряности, дорогие ткани. От Новгорода до Киева снаряжаются купеческие корабли, которые везут для продажи на черноморских рынках: лес, лён, мёд, невыделанные кожи, смолу, керамику. Торговцы Северной Европы, активно пользуются речным маршрутом, чтобы сбыть богатым византийцам, награбленное викингами, во время походов. Везут в Константинополь и в другие крупные города, ценимый в империи янтарь с Прибалтики, качественное шведское железо и оружие, моржовую кость, меха.
    Благодаря развитию торговли, стали развиваться и территории, по которым проплывали караваны с товарами. Возникали поселения,строились пристани, укрепления, небольшие верфи. Началось освоение территорий нижнего Приднепровья, где в устье была возведена крепость Олешье, которая стала опорным пунктом в торговле с Южной Европой и Малой Азией. Со стороны Византии этим путем в Древнерусское государство прибывали первые священники, иконы, книги.
    Первые послы тоже прибывали на Русь по Днепру. Академик Лихачев в своих трудах, высказывал теорию, что речной путь из «варяг в греки» в X-XII веке был основным европейским транспортным коридором с севера на юг, с очень большим оборотом и его значение для всей европейской торговли было уникальным. Благодаря транзитному положению в это время очень разбогатели древнерусские города Великий Новгород, Киев, Чернигов, Смоленск. Славянские мастера научились строить более совершенные суда, называемые ладьями. На карте-схеме Древней Руси легко проследить ,что государство расширялось по маршруту варяжского пути.
    В течении почти 250 лет речной коридор от Балтики до Византии успешно использовался — развивал торговые, религиозные, культурные связи между Северной и Южной Европой. Но в первой половине XIII века движение по нему прекратилось. На это есть несколько причин: нашествие кочевников в среднее и нижнее Приднепровье, начинающийся затяжной кризис Византийской Империи и новые торговые пути с севера на юг, проложенные через другие реки.

    Запомни главное

    «из варяг в греки» – это основной торговый, транспортный и культурный коридор, который связывал Русь со всей Северной Европу с Византией в X — XII веках.
    маршрут проходил из Балтийского Моря до Черного, по рекам, в том числе самый протяженный участок, по Днепру.
    Название пути дал летописец Нестор в своей «Повести Временных Лет»
    Хотя, «путь из варяг в греки» активно просуществовал, чуть более 250 лет, но за это время дал колоссальное развитие Древнерусскому Государству.
    Стоит сказать, что на наших курсах подготовки мы разбираем углубленно все эти темы. Именно поэтому наши ребята получают не меньше 90 баллов за одну дисциплину на реальном егэ. Узнай больше о наших курсах подготовки здесь.

  8. Ruiz_Av Ответить

    ПУТЬ ИЗ “ВАРЯГ В ГРЕКИ”

    назв. водного торг. пути Киевской Руси, связавшего Сев. Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Термин встречается в “Повести временных лет”. Путь возник в кон. 9 – нач. 10 вв. Наибольшее значение имел в 10 – 1-й трети 11 вв. Юж. его часть хорошо знали византийцы. По сведениям Константина Багрянородного (10 в.), кривичи и др. подвластные Киеву племена весной свозили в Смоленск, Любеч, Чернигов и др. города большие (на 30-40 чел.) долбленые ладьи – “однодревки”, к-рые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по Днепру. Пройдя 7 порогов (крупнейший Ненасытецкий обходили волоком), а также скалистое и узкое место “Крарийскую переправу” (где часто устраивали засаду печенеги), купцы останавливались на о. Хортица, затем, оснастив ладьи морскими парусами в днепровском лимане, плыли вдоль зап. берега Черного м. до Царьграда. Сев. часть пути, по сообщению “Повести временных лет”, через волок, соединявший Днепр и Ловать, шла по Ловати, Ильменскому оз., Волхову, Ладожскому оз., Неве в Варяжское (Балт.) м. Однако, судя по расположению кладов араб., визант. и зап.-европ. монет, гл. путь шел от Днепра на р. Усяж-Бук к Лукомлю и Полоцку и от Днепра на р. Касплю к Витебску и далее по Зап. Двине в Прибалтику. Отсутствие кладов между Витебском и Вел. Луками свидетельствует, что путь из Днепра на Ловать имел в основном внутр. значение. П. из “в. в г.” был связан с др. водными путями Руси: Припятско-Бужским, уходившим в Зап. Европу, и Волжским, выводившим в араб. Халифат. С Ю. по пути возили: из Византии – вино, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги, из Киева – хлеб, различные ремесл. и художеств. изделия, серебро в монетах и т. д.; с Волыни – шиферные пряслица и др. С С. по пути возили: из Скандинавии – нек-рые виды оружия и художеств. ремесла, из Сев. Руси – лес, мех, мед, воск, из Прибалт. стран – янтарь. Во 2-й пол. 11-12 вв. усилились связи с Зап. Европой и П. из “в. в г.” уступил место Припятско-Бужскому, Зап.-Двинскому и др.
    Лит.: Брим В. A., Путь из Варяг в Греки, “ИАН СССР. Серия 7. Отделение обществ. наук”, 1931, No 2; Бернштейн-Коган С. В., Путь из Варяг в Греки, “ВГ”, сб. 20, М., 1950; Алексеев Л. В., Полоцкая земля (Очерки истории Сев. Белоруссии). IX-XIII вв., М., 1966.
    Л. В. Алексеев. Москва.

  9. sanych2009 Ответить

    «ИЗ ВАРЯ́Г В ГРЕ́КИ», за­кре­пив­шее­ся в ис­то­рио­гра­фии ле­то­пис­ное на­зва­ние трёх ев­роп. вод­ных пу­тей, со­еди­няв­ших Бал­тий­ское и Сре­ди­зем­ное мо­ря: 1) мор­ско­го пу­ти че­рез Се­вер­ное м. и Бис­кай­ский зал.; 2) реч­но­го Бал­тий­ско-Волж­ско­го пу­ти – от Фин­ско­го зал. Бал­тий­ско­го м. че­рез «озе­ро Не­во» (р. Не­ва и Ла­дож­ское оз.), р. Вол­хов, оз. Иль­мень, р. Мста и др., р. Вол­га до Кас­пий­ско­го м.; 3) реч­но­го Бал­тий­ско-Днеп­ров­ско­го пу­ти – от Фин­ско­го зал. Бал­тий­ско­го м. че­рез «озе­ро Не­во», р. Вол­хов, оз. Иль­мень, р. Ло­вать в Зап. Дви­ну и её при­то­ки (позд­нее также от Риж­ско­го зал. Бал­тий­ско­го м. в Зап. Дви­ну и её при­то­ки), от­ту­да в Днепр к Чёр­но­му («Рус­ско­му») м. и да­лее до ви­зант. пор­тов. Бал­тий­ско-Днеп­ров­ский путь имел от­ветв­ле­ния: от Днеп­ра че­рез ре­ки Уг­ра, Ока до Вол­ги; от Днеп­ра че­рез ре­ки При­пять, Бе­ре­зи­на, Не­ман до Бал­тий­ско­го м.; от Днеп­ра че­рез ре­ки При­пять, Буг и Вис­ла до Бал­тий­ско­го м.; от Днеп­ра че­рез ре­ки При­пять, Случь или Го­рынь в ре­ки Збруч или Се­рет, за­тем Днестр до Чёр­но­го мо­ря.
    В «По­вес­ти вре­мен­ных лет» все три пу­ти объ­е­ди­не­ны в еди­ный вод­ный путь во­круг Ев­ро­пы. Он упо­ми­на­ет­ся в эт­но­гео­гра­фич. вве­де­нии; фраг­мен­те, спе­ци­аль­но по­свя­щён­ном пу­ти «Из в. в г.»; рас­ска­зе о пу­те­ше­ст­вии ап. Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го. Часть Бал­тий­ско-Днеп­ров­ско­го пу­ти от Верх­не­го По­днеп­ро­вья до Ви­зан­тии опи­са­на Кон­стан­ти­ном VII Баг­ря­но­род­ным в трак­та­те «Об управ­ле­нии им­пе­ри­ей» (сер. 10 в.).
    Мор. путь из Бал­тий­ско­го м. в Сре­ди­зем­ное м. во­круг Зап. Ев­ро­пы был про­ло­жен по­этап­но, в хо­де гра­би­тель­ских на­бе­гов ви­кин­гов на Анг­лию, Фран­цию и Ис­па­нию на про­тя­же­нии 9 в., но уже в 10 в. он стал ис­поль­зо­вать­ся для тор­го­вых це­лей и пре­вра­тил­ся в од­ну из осн. ком­му­ни­ка­ций Сев., Зап. и Юж. Ев­ро­пы.
    Ос­вое­ние Бал­тий­ско-Волж­ско­го и Бал­тий­ско-Днеп­ров­ско­го пу­тей про­ис­хо­ди­ло на про­тя­же­нии 8–10 вв. (хо­тя ниж­нее те­че­ние р. Днепр бы­ло из­вест­но уже в ан­тич­но­сти). Оно со­про­во­ж­да­лось воз­ник­но­ве­ни­ем в уз­ло­вых пунк­тах тор­го­во-ре­месленных по­се­ле­ний, в них яв­но от­ме­ча­ет­ся при­сут­ст­вие ва­ря­гов. К древ­ней­шим по­се­ле­ни­ям со зна­чит. кон­цен­тра­ци­ей сканд. древ­но­стей от­но­сят­ся Ла­до­га (см. в ст. Ста­рая Ла­до­га), Рю­ри­ко­во го­ро­ди­ще, Ти­ми­рё­во (см. в ст. Ти­ми­рёв­ское по­се­ле­ние и мо­гиль­ник). На мес­те пе­ре­хо­да из Днеп­ра в Зап. Дви­ну воз­ник­ло Гнёз­до­во, став­шее в 10 в. круп­ней­шим тор­го­во-ре­мес­лен­ным и во­ен.-адм. цен­тром. В уз­ло­вых пунк­тах пу­ти от­ме­че­ны то­по­ни­мы Во­лок, Пер­во­лок, Пе­ре­ход­цы.
    С кон. 9 в. на сев. часть Бал­тий­ско-Волж­ско­го (до впа­де­ния р. Ка­ма в р. Вол­га) и прак­ти­че­ски на весь Бал­тий­ско-Днеп­ров­ский путь рас­про­стра­нял­ся кон­троль ки­ев­ских кня­зей. Ис­клю­че­нием яв­лял­ся уча­сток юж­нее при­то­ков Днеп­ра (пра­во­го – р. Рось и ле­во­го – р. Вор­ск­ла): он про­хо­дил по тер­ри­то­рии ко­чев­ни­ков (пе­че­не­гов, за­тем по­лов­цев), ре­гу­ляр­но на­па­дав­ших на су­да во вре­мя их раз­груз­ки для прео­до­ле­ния Днеп­ров­ских по­ро­гов (во вре­мя та­ко­го на­бе­га по­гиб кн. Свя­то­слав Иго­ре­вич). Для без­о­пас­но­сти ко­раб­ли со­би­ра­лись в ка­ра­ва­ны. В 11–12 вв. ки­ев­ские кня­зья не­ред­ко вы­сы­ла­ли ох­ра­ну к Днеп­ров­ским по­ро­гам.
    Бал­тий­ско-Днеп­ров­ский путь сыг­рал важ­ней­шую роль в раз­ви­тии вост. сла­вян, ста­нов­ле­нии Др.-рус. гос-ва, его по­ли­тич. и эко­но­мич. жиз­ни, с кон. 9 в. он свя­зы­вал два осн. цен­тра – Нов­го­род и Ки­ев и стя­ги­вал во­круг се­бя зем­ли за­воё­вы­вае­мых ки­ев­ски­ми князь­я­ми вост.-слав. пле­мен­ных об­ра­зо­ва­ний. Его эко­но­мич. зна­че­ние не­ук­лон­но воз­рас­та­ло по ме­ре рос­та внутр. тор­гов­ли в рус. кня­же­ст­вах и зем­лях. В 12 в. в Смо­лен­ском кн-ве и, воз­мож­но, зна­чи­тель­но рань­ше в Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­ке воз­ник­ли во­ло­ко­вые служ­бы для про­ве­де­ния су­дов по опас­ным для на­ви­га­ции мес­там и пе­ре­груз­ки то­ва­ров; в до­го­во­рах Смо­лен­ска с Ри­гой и Гот­ским бе­ре­гом 1229 и Нов­го­ро­да с нем. го­ро­да­ми и Гот­лан­дом 1269 оп­ре­де­ля­лись ока­зы­вае­мые куп­цам ус­лу­ги и их стои­мость.
    В кон. 12 – 13 вв. в ре­зуль­та­те ус­лож­не­ния об­ста­нов­ки в степ­ной зо­не (ак­ти­ви­за­ция по­лов­цев, а за­тем при­ход мон­го­ло-та­тар) и из­ме­не­ния тор­го­вой конъ­юнк­ту­ры на Чёр­ном и Сре­ди­зем­ном мо­рях (в ре­зуль­та­те об­ра­зо­ва­ния го­су­дарств кре­сто­нос­цев на Ближ­нем Вос­то­ке и во­зоб­нов­ле­ния тор­гов­ли с Ле­ван­том, мо­но­по­ли­зи­ро­ван­ной Ве­не­ци­ей и Ге­ну­ей) зна­че­ние Бал­тий­ско-Днеп­ров­ско­го и Бал­тий­ско-Волж­ско­го пу­тей ос­ла­бе­ло.

  10. lexin177 Ответить

    Смотреть что такое “ПУТЬ “ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ”” в других словарях:

    Путь из варяг в греки — (Путь «из варяг в греки»,)         название водного торгового пути в Киевской Руси (См. Киевская Русь), связывавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Он шёл из Варяжского (Балтийского) моря по р. Неве в Ладожское озеро … Большая советская энциклопедия
    ПУТЬ “ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ” — древний водный торговый путь из Балтийского в Черное м., по которому в 9 12 вв. шла торговля Руси и Сев. Европы с Византией. От Балтийского м. по р. Нева, Ладожскому оз., р. Волхов, оз. Ильмень, р. Ловать, волоком до р. Зап. Двина, волоком до р.… … Большой Энциклопедический словарь
    ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ — древний водный торговый путь из Балтийского в Чёрное м., по которому в 9 12 вв. шла торговля Руси и стран Северной Европы с Византией. Проложен от Балтийского м. по р. Нева, Ладожскому оз., р. Волхов, оз. Ильмень, р. Ловать, волоком до р. Западн … Русская история
    ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ — ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ, древний водный торговый путь из Балтийского в Черное море, по которому в 9 12 вв. шла торговля Руси и Северной Европы с Византией. От Балтийского моря по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхову, озеру Ильмень, реке Ловать … Энциклопедический словарь
    Путь “из варяг в греки” — ПУТЬ “ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ”, древний водный путь из Балтийского в Черное море, по которому в 9 12 вв. шла торговля Руси и стран Северной Европы с Византией. Шел от Балтийского моря по реке Нева, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
    Путь из варяг в греки — На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь «из варяг в греки» по Днепру (фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «из варяг в гре … Википедия
    Путь из Варяг в Греки — На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь из варяг в греки по Днепру(фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «Из варяг в греки»  водный (морской и речной) путь из Скандинавии через … Википедия
    ПУТЬ ИЗ “ВАРЯГ В ГРЕКИ” — назв. водного торг. пути Киевской Руси, связавшего Сев. Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Термин встречается в Повести временных лет . Путь возник в кон. 9 нач. 10 вв. Наибольшее значение имел в 10 1 й трети 11 вв. Юж. его часть … Советская историческая энциклопедия
    ПУТЬ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ» — название водного торгового пути Киевской Руси, связавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Термин встречается в «Повести временных лет». Путь возник в к. IX н. X вв. Наибольшее значение имел в X 1 й трети XI вв. Южную… … Русская история
    Путь «Из варяг в греки» — древний водный торговый путь из Балтийского в Чёрное море, по которому в IX XII вв. шла торговля Руси и стран Северной Европы с Византией. От Балтийского моря по р. Нева, Ладожскому озеру, р. Волхов, озеру Ильмень, р. Ловать, волоком до… … Энциклопедический словарь

  11. Gruzin799.Sergey Ответить

    Касплю к Витебску и далее по Зап. Двине в Прибалтику. Отсутствие кладов между Витебском и Вел. Луками свидетельствует, что путь из Днепра на Ловать имел в основном внутр. значение. П. из “в. в г.” был связан с др. водными путями Руси: Припятско-Бужским, уходившим в Зап. Европу, и Волжским, выводившим в араб. Халифат. С Ю.
    по пути возили: из Византии – вино, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги, из Киева – хлеб, различные ремесл. и художеств. изделия, серебро в монетах и т. д.; с Волыни – шиферные пряслица и др. С С. по пути возили: из Скандинавии – нек-рые виды оружия и художеств. ремесла, из Сев.
    Руси – лес, мех, мед, воск, из Прибалт. стран – янтарь. Во 2-й пол. 11-12 вв. усилились связи с Зап. Европой и П. из “в. в г.” уступил место Припятско-Бужскому, Зап.-Двинскому и др. Лит.: Брим В. A., Путь из Варяг в Греки, “ИАН СССР. Серия 7. Отделение обществ. наук”, 1931, No 2; Бернштейн-Коган С. В., Путь из Варяг в Греки, “ВГ”, сб. 20, М.
    , 1950; Алексеев Л. В., Полоцкая земля (Очерки истории Сев. Белоруссии). IX-XIII вв., М., 1966. Л. В. Алексеев. Москва.
    Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. – М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.
    Источник: http://interpretive.ru/termin/put-iz-varjag-v-greki.html

    Что такое «Из варяг в греки»


    Карта пути из варяг в греки
    Из варяг в греки — переносн. от и до, с начала до конца, далеко и сложно.
    Ист., геогр. — путь, маршрут международной торговли от Балтийского моря в Черное.

    Сильвестр — игумен Михайловского Выдубецкого монастыря, а затем епископ Переяславский, пополнивший летопись Нестора, то есть сам вошедший в историю летописцем, упоминал сей путь как «из Грек в Варяги»:
    «Бе путь по Дънепру и вьрх Дънепра волок до Ловати и по Ловати вънити в Илмерь езеро великое, из негоже езера потечеть Вълхов в вътечеть в езеро великое Нево и того езера вънидеть устие в море Варяжьское.
    И по тому морю ити доже и до Рима…»

    А вот наоборот, из Варяг в Греки, Сильвестром рассказано, что путь лежал морским объездом Европы, когда купцы сначала попадали в Рим, а потом только в Византию.
    Впрочем, вряд ли киевские торговые люди, везшие товары на Север, потом, чтобы вернуться, шли на кораблях вокруг Европы. Был и обратный путь из Новгорода: так называемая

    Волховско-Днепровская магистраль

    Восточная оконечность Финского залива
    Нева («устье озера Нево»)
    Юго-западная часть Ладожского озера
    Река Волхов,
    Озеро Ильмень,
    Река Ловать
    (переход из Балтийского бассейна в Черноморский)
    Речка Усвяч,
    Речка Каспля,
    Речка Лучеса,
    Верхнее течение Западной Двины
    Системе волоков на Днепр в районе Смоленска
    Днепр, до Киева
    Ну а там, от Киева было «рукой подать» в Черное море.
    «Ладьи сходились к Киеву, Витичеву и, по всей вероятности, к Родню на устье Роси. Затем они с трудом и опасностью проходили пороги, непрерывно осаждаемые печенегами. Миновав пороги, русы на острове Хортице приносили жертвы своим языческим богам.
    Выплыв из Днепра на морской простор, русские корабли прибывали к островку Березань, имя которого сохранилось в сказках: остров Буян. «Пристав к этому острову, они отдыхают там два-три дня и опять снабжают
    свои однодревки недостающими принадлежностями: парусами, мачтами и реями, которые привозят с собой».
    «Оттуда они уходят к реке Днестру и, благополучно достигнув его, снова отдыхают…(затем они)приходят к Селине, так называемому рукаву реки Дуная… и, вступив на Болгарскую землю, входят в устье Дуная. От Конопа — в Константию на реке Варне (?).
    От Варны к реке Дичине — все, эти места находятся в Болгарии — от Дичины достигают области Месемврии». Далее вдоль болгарского побережья — в Константинополь.
    (Рыбаков Б.А. «Мир истории»)

    Альтернативная история

    Волок
    Описанный путь сложен, так имеет два волока: между Ловатью и Западной Двиной и между Западной Двиной и Днепром — и возможно он связывал только русские города Киев и Новгород.
    Ученые же отыскали на географической карте два иных пути «Из варяг в Киев» с одним волоком

    Балтийское море-Западная Двина через города Рига, Полоцк и Смоленск.
    -волок в Верхнее Поднепровье (река Друть)-вниз по Днепру в Чёрное море.
    Балтика-Висла-Буг-Припять-Днепр (также с одним волоком), проходящий через города Хельм, Плоцк, Брест, Пинск и Туров, сразу выходящий в район Киева
    Путь «Из варяг в греки» был востребован и наиболее использовался в Х — ХI веках, а потом уступил по важности связям Киевской Руси со странами Западной Европы
    Источник: http://ChtoOznachaet.ru/iz-varyag-v-greki.html

    Путь из варяг в греки


    Путь из варяг в греки — древний водный торговый путь из Балтийского в Черное м., по которому в 9-12 вв. шла торговля Руси и стран Северной Европы с Византией. Проложен от Балтийского м. по р.
    Нева, Ладожскому оз., р. Волхов, оз. Ильмень, р. Ловать, волоком до р. Западная Двина, волоком до р. Днепр и далее в Черное м. На этом пути находились крупнейшие города: Новгород Великий, Смоленск, Киев и др.
    Территория коми была расположена на великом речном пути, связывающую Северную Европу с Северной Азией, известную с глубокой древности.

  12. slavam0345 Ответить

    Ошибочно думать, что любой, ставший на путь из варяг в греки, проходил его целиком. В письменных источниках скандинавские купцы не упоминаются вовсе. В набеги на византийские берега варяги чаще ходили морем (чему есть доказательства).
    Резоннее предположить, что маршрут использовался логическими частями. Следовательно, товар мог добраться из Скандинавии в Византию, но привозил его уже русский купец или византиец, приобретший нужное в Киеве (перекупщики появились не вчера). То же верно и в обратном направлении. В военном деле наблюдаем то же самое. Олег Вещий пользовался путем из варяг в греки в военных целях; но первый раз (в 882 году) он шел из Новгорода в Киев, а второй (в 907 году) – из Киева в Византию, проходя, мягко скажем, не весь маршрут. Игорь Старый поступал точно так же. Гаральд Смелый (в будущем зять Ярослава Мудрого) проходил из Норвегии в Киев. Русские послы из Киева ездили в Скандинавию; тем же путем Гаральд вез свою жену Елизавету Ярославну. Доказательством этого положения может стать факт, что более других от существования пути выиграли «промежуточные станции» маршрута: варяги и греки ковали процветание Киева и Новгорода.
    Что до товаров, то они могли быть разными. Обычно из Византии шли хорошие ремесленные изделия (ткани, посуда, оружие, украшения), из Скандинавии – наемные солдаты и рабы, а с Руси – хлеб.
    В XII веке ситуация изменилась. Византия переживала не самые лучшие времена, Русь вошла в период раздробленности, зато на Западе укрепились другие государства – Англия, Франция. И торговые потоки переместились туда.

  13. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *