Что такое рассказ в литературе определение для детей 4 класс?

6 ответов на вопрос “Что такое рассказ в литературе определение для детей 4 класс?”

  1. Drelann Ответить

    Смотреть что такое “рассказ” в других словарях:

    Рассказ — РАССКАЗ. Термин «Р.» в его жанровом значении обычно применяется ко всякому небольшому повествовательному прозаич. литературному произведению с реалистической окраской, содержащему развернутое и законченное повествование о каком либо отдельном… … Литературная энциклопедия
    Рассказ —     РАССКАЗ. В русской литературе обозначение более или менее определенного повествовательного жанра подзаголовком «рассказ» утверждается сравнительно поздно. Н. Гоголь, и Пушкин предпочитают название «повесть», там где мы могли бы сказать… … Словарь литературных терминов
    рассказ — См. анекдот, книга, сказка по рассказам… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. рассказ анекдот, книга, сказка; повествование, описание, история, эпопея, повесть, очерк; притча … Словарь синонимов
    РАССКАЗ — [аск], рассказа, муж. 1. Действие по гл. рассказать рассказывать (редк.). «Началось чаепитие, разговоры, рассказы губернских новостей.» Лесков. 2. Словесное описание, изложение каких нибудь событий. Рассказ очевидца. «Печален будет мой рассказ.»… … Толковый словарь Ушакова
    рассказ — а, м. rasscasse f. Скорпена. Мак. 1908. Добыл я у знакомого рыбака с полведра красной рыбы, по местному рассказ называется, морские пучеглазые ерши, в придачу взял морского жирного угря, да пяток живых лангуст. С. Черный Настоящий буйабес. // Ч.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
    РАССКАЗ — РАССКАЗ, малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с 18 в. и очерка.… … Современная энциклопедия
    РАССКАЗ — малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с 18 в. и очерка. Иногда… … Большой Энциклопедический словарь
    РАССКАЗ — РАССКАЗ, а, муж. 1. Малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера. Сборник рассказов. 2. Словесное изложение каких н. событий. Р. очевидца. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
    Рассказ — малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы. Большой толковый словарь по… … Энциклопедия культурологии
    РАССКАЗ — номер раз. Жарг. мол. Шутл. О неправдоподобном сообщении. Смирнов 2002, 184. Остаться на рассказах. Новг. Ирон. Не добиться желаемого. НОС 7, 29. Рассказывать рассказы. Кар. Лгать, рассказывать небылицы. СРГК 5, 467 … Большой словарь русских поговорок
    РАССКАЗ — РАССКАЗ. 1. Вид монологической речи, словесное изложение каких л. событий, повествование о виденном, слышанном или пережитом говорящим. Ср. лекция, доклад, речь, выступление. 2. Один из словесных методов обучения (общедидактическое понятие),… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  2. Клястиц Ответить

    КРАТКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
    Составила
    учитель начальных классов
    МБОУ «Майнский
    многопрофильный лицей»
    Дёмина Ольга Владимировна
    Литературные жанры
    Автобиография — это литературно — прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография — попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.
    Рассказ — небольшое произведение, повествующее о каком — либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность  изображаемых событий, малое число действующих лиц.
    Признаки рассказа:
    повествовательность;
    небольшой объём;
    небольшое число героев;
    описание одного эпизода.
    Стихотворение –  это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким — либо событием и имеющие стихотворную форму, т. е. деление на строки, ритм и рифму.
    Признаки стихотворения:
    небольшие размеры произведения;
    изображения переживания или чувства;
    стихотворная форма.
    Басня — это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басен чаще всего являются животные и растения.
    Признаки басни:
    небольшие размеры;
    иносказательность;
    высмеивание недостатков;
    поучительность.
    Былина — это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для былин характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом.
    Признаки былин:
    сказание о богатырях и исторических событиях;
    сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом;
    неторопливое повествование.
    Баллада — это стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряжённым сюжетом.
    Дразнилка — это короткие рифмованные фразы, содержащие обидные указания на недостатки внешности, поведения,характера человека. Дразнилки потому так и называются, что имеют цель поддразнить.
    Признаки дразнилки:
    короткие рифмованные фразы;
    цель — поддразнить;
    обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера человека.
    Драма — это произведение, предназначенное для постановки на сцене.
    Загадка — это краткое, часто стихотворное произведение, в котором  загадывающий сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлении, при этом подчёркивая их важные признаки.
    Признаки загадки:
    известный  загадывающему предмет или явление не названы, специально скрыты;
    названы важные признаки скрытого предмета или явления.
    Поговорка — это краткое образное изречение, не имеющее формы законченного суждения: «воду в ступе толочь», «чужими руками жар загребать», «после дождичка в четверг», «свалился, как снег на голову».
    Признаки поговорки:
    краткость;
    образность;
    незаконченность предложения.
    Пословица — это краткое, меткое,глубокое и точное по мысли изречение, всегда имеющее форму законченного суждения ( т.е.пословица в отличие от поговорки является законченным предложением): «Жизнь прожить не поле перейти»; «Цыплят по осени считают»; «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
    Признаки пословицы:
    краткость;
    меткость и точность мысли;
    законченность предложения.
    Прибаутка — это забавное сочетание слов, повествующее о каком — либо очень коротком эпизоде, как правило, в форме диалога.
    Признаки прибаутки:
    очень короткий эпизод;
    форма диалога;
    забавное сочетание слов.
    Пример прибаутки:
    Я медведя поймал!
    Так веди сюда!
    Не идёт!
    Так сам иди!
    Да он меня не пускает!
    Сказка — это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.
    Признаки сказки:
    наличие законченного сюжета;
    занимательность;
    необычность;
    наличие вымысла;
    воспитательная направленность.
    Виды сказок:
    1.Сказки о животных.(Их героями являются в основном животные, сочетающие в себе черты как человека, так и животных. Это малоэпизодные произведения, с обилием глаголов и широким использованием диалогической речи.)
    2.Бытовые сказки. (Их героями являются в основном цари, попы, купцы, черти. Для них характерна житейская тематика. В рамках обычных человеческих отношений происходят необыкновенные происшествия. В бытовых сказках нет чудес, волшебных помощников.)
    3.Волшебные сказки.(Для них характерно наличие чудес, какой — либо волшебной силы, волшебных персонажей и предметов. Они многоэпизодны. Охватывают довольно продолжительный период из жизни героя. В волшебных сказках есть свои постоянные герои: Баба — Яга, падчерица, царевич, дурак и т.д.)
    Считалка — это небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель — определить водящих в игре.
    Признаки считалки:
    краткость;
    стихотворная форма;
    цель — упорядочить игру.
    Пример считалки:
    Вышел месяц из тумана,
    Вынул ножик из кармана.
    Буду резать, буду бить,
    Всё равно тебе водить!
    Повесть — это один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.
    Роман — это  литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания
    Миф — это представления людей, живших в глубокой древности, о мире и правилах поведения в нём. Мифы передавались от поколения к поколению в виде обрядов, ритуалов и священных преданий. Мифы — это не рассказы и не сказки, а древний взгляд на мир и способ жизни в нём. Удивительно похожи мифы разных народов. Какими бы разными мы ни были, у нас одни корни.
    Легенда — это произведение, созданное нородной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.
    Летопись — это памятники исторической прозы Древней
    Руси, один из основных жанров древнерусской литературы.
    Отзыв — это оценочное устное или письменное высказывание о прочитанном произведении, о чьей — то работе, о фильмах и т.д.
    План отзыва о прочитанной книге:
    1.Автор и название произведения. Литературный жанр
    ( сказка, повесть, роман, стихотворение и т. д.) Что ты знаешь об этом авторе? Какие  его произведения читал?
    О чём говорится в книге?
    Герои произведения.
    Какие эпизоды произведения произвели на вас
    наиболее сильное впечатление?
    Как читается книга (увлекательно, скучно, трудно и т. д.)
    Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила вас задуматься?
    Если в книге есть предисловие или история написания этой книги, то обязательно скажи об этом.
    Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу.
    Притча — это небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.
    Эпиграмма — это короткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое — либо лицо или общественное явление.
    Элегия — это стихотворение средней длины, обычно печального содержания, проникнутое грустью.
    Ода — это торжественное стихотворение, посвящённое  какому — то историческому событию или герою.
    Поэма — это один из видов лиро — эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.
    Литературные термины
    Автор – это писатель, создавший одно или ряд произведений.
    Аллегория — это иносказание, изображение какой — нибудь отвлечённой идеи в конкретном, отчётливо представляемом образе. Например, в басне «Стрекоза и муравей» Стрекоза – это аллегория легкомыслия, а Муравей — предусмотрительности.
    Аллитерация — это повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность (например: «В сто сорок солнц закат пылал…» В. Маяковский).
    Амфибрахий — это трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге.
    Анапест — это трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге.
    Аннотация — это краткое изложение книги, рукописи, статьи.
    Антитеза — это художественное противопоставление характеров, образов, понятий и проч., создающее эффект резкого контраста.
    Архаизмы — это слова и обороты, которые употреблялись в прошлом для обозначения каких — либо предметов, явлений или понятий, но вытеснены другими словами и оборотами, которые используются в современной речи.
    Афоризм — это обобщённая глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заострённой форме. Афоризм сродни, но в отличие от неё принадлежит определённому лиц пословице у (писателю, учёному и т. д.)
    Беллетристика — это в широком смысле слова — художественная литература, в более узком — художественная проза, в отличие от поэзии, драматургии.
    Бестселлер — книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующийся читательским спросом.
    Библия — это собрание древних текстов религиозного содержания, считающихся священными для иудеев и христиан.
    Белый стих — это стихотворное произведение без рифмы.
    Гипербола — это художественное преувеличение, усиление качеств или результатов поступков.
    Гротеск — это предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.
    Дактиль — трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.
    Деталь — это выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.
    Диалог — это разговор двух или более лиц.
    Жанр — это вих художественного произведения, напрмер басня, лирическое стихотворение, повесть.
    Завязка — это начальный момент развития событий, изображённых в художественном произведении.
    Звукопись в стихосложении — это система звуковых повторов, подобранных с расчётом на усиление звуковой выразительности речи.
    Идея — это основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание произведения. Идея может быть сформулирована автором в тексте в виде ясного вывода (например, мораль в басне), а может логически вытекать из всего произведения.
    Инверсия — это необычный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность.
    Интервью — это предназначенная для печати беседа (журналист и писатель, учёный и студент, …).
    Интерпретация- это истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.
    Интонация — это выразительное средство звучащей речи. Интонация даёт возможность передать отношение говорящего  к тому, что он говорит.
    Ирония — это скрытая насмешка.
    Композиция — это расположение, т. е. построение  произведения.
    Конфликтная ситуация — в литературе — создание с помощью художественных средств такого положения в художественном мире произведения, которое требует от персонажей активных действий, ставит их перед необходимостью вступить в борьбу с противоборствующими силами.
    Кульминация — это высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.
    Лирика — это род литературных произведений, изображающих духовный мир человека, его чувства, настроения, переживания.
    Метафора — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Метафора позволяет в краткой форме создать ёмкий образ. (И золотеющая осень листвою плачет на песок… С. Есенин).
    Монолог — это развёрнутое высказывание одного действующего лица или автора произведения.
    Олицетворение — это наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Ещё чаще неодушевлённым предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям. (Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами…А. Фет).
    Параллелизм — это расположение рядом сходных элементов речи, тем, образов для создания единого поэтического образа; например: Едут по полю добры молодцы, летят по небу ясны соколы.
    Повтор — это повторение одной фразы, слова или словосочетания на протяжении некоторого отрезка текста; используется для ритмичности, а также для выделения особо значимых мыслей, чувств, образов.
    Пролог — это элемент композиции, который предшествует завязке.
    Развитие действия — это ряд эпизодов литературного произведения между завязкой и кульминацией, в которых происходит движение основного конфликта, его обострение или смягчение.
    Развязка — это заключительный момент в развитии действия художественного произведения.
    Сравнение — это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность. Часто сравнение присоединяется союзами как, словно, будто, точно, и другими. (Передо мною белый гриб стоял, как вежливый ребёнок… Л. Тимофеев). Сравнение должно быть основано на реальном сходстве предметов, явлений.
    Сюжет — это цепь событий, которые развиваются в произведении.
    Тема — это круг проблем, жизненных явлений, на которых сосредоточил своё внимание автор литературного произведения.
    Фрагмент — это отрывок, часть произведения.
    Эпиграф — это краткое изречение, которое помещается перед произведением, выражая его главную мысль или отношение автора к событиям.
    Эпизод — это относительно самостоятельная единица действия произведения, отрывок (фрагмент), в котором говорится о законченном событии, происшествии.
    Эпитет — это образное определение предмета или действия, выраженное преимущественно прилагательным.
    Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, называются эпитетами.
    Эпитеты чаще всего употребляются в художественном стиле. Они помогают автору нарисовать, а читателю представить какую — либо картину. Эпитеты обычно используются как цветопись для передачи чувств, настроения. Цветовые эпитеты розовый, голубой, синий, золотой и пр. обозначают  радостные, светлые чувства. (Заметался пожар голубой… С.Есенин). Эпитеты чёрный, серый и подобные передают мрачные, тягостные переживания. (Вечер чёрные брови насупил…С. Есенин).
    Эпитет помогает автору сделать предмет непохожим на другие, выделить его.

  3. Alsathis Ответить

    Кнопки социальных сетей
    Последние публикации на сайте

    Познавательная направленность как основа развития личности учителя
    Те личностные качества, которые присутствуют у учителя и характеризуют его профессиональную ориентацию, есть п…


    Педагогический долг, такт, справедливость и их роль в деятельности учителя
    Педагогический долг и ответственность ориентируют профессиональную деятельность преподавателя.
    Именно педагог…


    Личность учителя и педагогическое призвание
    Главную роль в структуре личности учителя играет профессионально-педагогическая направленность. Это фундамент,…

    Случайные статьи на сайте

    Поиски нового литературного героя в 1860-1870-х гг.
    В литературной критике и журналистике 70-х гг. шла сложная борьба идейно-эстетических течений. Рядом с революц…


    Двойники Печорина и их характеристика в таблице
    В своем романе «Герой нашего времени» Лермонтов задался целью написать «портрет, составленны…

  4. past hell Ответить


    Рассказ – это небольшой повествовательный эпический жанр с установкой на единство художественного события.
    Рассказ обычно посвящается конкретной судьбе, в нём говорится об отдельном событии из жизни человека, он содержит определённый эпизод. Этим он отличается от повести, которая, как правило, имеет более развёрнутую форму с описанием нескольких эпизодов. В рассказе Антона Павловича Чехова «Спать хочется» мы наблюдаем историю о девочке, которую бессонные ночи довели до преступления: она душит мешающего уснуть маленького ребёнка. О том, что ранее происходило с этой девочкой, читатель узнает из её сна, о том, что с ней будет происходить после того, как преступление совершено, вообще неизвестно. Все предшествующие события подготовляют читателя к центральному – убийству младенца. По объёму этот рассказ совсем невелик.
    Но рассказ характеризуется не минимальным количеством страниц (существуют небольшие по объёму повести и достаточно длинные рассказы), а установкой автора на предельную краткость. Например, рассказ Чехова «Ионыч» по содержанию похож даже не на повесть, а на роман (прослеживается почти вся жизнь героя). Однако все эпизоды в нём изложены очень кратко, автор здесь хотел показать духовную деградацию доктора Старцева.
    Повествование в рассказе, как правило, ведётся от одного лица. Это может быть как автор, так и рассказчик или герой. Но в рассказе значительно чаще, чем в «крупных» жанрах, перо будто бы передаётся герою, рассказывающему свою историю.
    Рассказ и новелла
    Соотношение терминов «рассказ» и «новелла» не имеют однозначной трактовки в литературоведении. В большинстве языков данные понятия идентичны, то есть являются синонимами. Представитель школы формализма по имени Б. М. Эйхенбаум предлагал разделять эти понятия, обосновывая своё мнение тем, что новелла сюжетна, а рассказ – более психологичен и рефлексивен, ближе к бессюжетному очерку.
    Вместе со статьёй «Что такое рассказ?» читают:
    Что такое литота?
    Что такое песня в литературе?
    Что такое проза в литературе?
    Что такое фольклор в литературе?
    Что такое эпос?

  5. bigmom Ответить

    После того как реализм укрепил свои позиции и вторгся во все литературные жанры, новелла, какой она была изначально, перестала существовать. Основные принципы реализма – описательность и психологизм – были абсолютно чужды новелле. Именно поэтому жанр начинает трансформироваться. Так, в 19-м веке он становится рассказом. С этого момента вопрос, что такое рассказ, становится корректным, так как именно в этот период появляется сам литературоведческий термин.
    В России появляются очерки и заметки о новом жанре. Так, Н. В. Гоголь в одной из работ по словесности называет рассказом вид повести, где описывается обычный случай из жизни, который может произойти с каждым человеком.

    Только в 1940 году рассказ был выделен как особый литературный жанр, отличающийся от краткой повести, имеющей несколько сюжетных линий, и физиологического очерка, который всегда публицистичен и направлен на описание.

    Жанровые особенности

    Как правило, рассказ повествует о каком-то моменте или событии в жизни человека. Но главным в определении жанра является не объем произведения и не количество сюжетных линий, а направленность самого автора на краткость.

    Например, рассказ «Ионыч» (А. П. Чехов) по своему содержанию (описание всей жизни героя) близок к роману. Однако краткость, с которой автор излагает события, позволяет назвать произведение рассказом. К тому же цель Чехова одна – изображение духовной деградации человека. В связи с этим словосочетание «краткий рассказ» избыточно, так как жанровая специфика рассказа требует от него предельной краткости.
    Характерной чертой рассказа является внимание к деталям. Из-за краткости повествования любой предмет, которому автор уделил особое внимание, становится ключевым для понимания смысла произведения. Подчас даже герой рассказа может иметь меньшее значение, чем, казалось бы, незначительная деталь. Так, в рассказе «Хорь и Калиныч» И. С. Тургенева подарки, которые друзья преподнесли друг другу, раскрывают характеры персонажей: хозяйственный Калиныч дарит добротные сапоги, а поэтичный Хорь – пучок земляники.
    Из-за малого объема рассказ всегда стилистически един. Поэтому его основной чертой является повествование от одного лица (или автор, или герой, или рассказчик).

    Вывод

    Таким образом, жанр рассказа вбирает в себя черты всех прошедших культурных эпох. На сегодняшний день он продолжает эволюционировать и приобретает все новые и новые черты. Развиваются и разновидности рассказа: психологический, бытовой, фантастический, сатирический.

  6. Turist Ответить

    Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.
    Рассказ же, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода. В этом его отличие от повести, как более развернутой формы, где описывается обычно несколько эпизодов, отрезок жизни героя. В рассказе Чехова «Спать хочется» говорится о девочке, которая бессонными ночами доведена до преступления: она душит мешающего ей уснуть грудного ребенка. О том, что было с этой девочкой раньше, читатель узнает только из ее сна, о том, что с ней будет после того, как преступление совершено, вообще неизвестно. Все персонажи, кроме девочки Варьки, очерчены очень бегло. Все описываемые события подготовляют центральное – убийство младенца. Рассказ невелик по объему.
    Но дело не в количестве страниц (есть небольшие по объему повести и относительно длинные рассказы), и даже не в количестве фабульных событий, а в установке автора на предельную краткость. Так, рассказ Чехова «Ионыч» по содержанию близок даже не к повести, а к роману (прослежена почти вся жизнь героя). Но все эпизоды изложены предельно кратко, авторская цель одна – показать духовную деградацию доктора Старцева. По словам Джека Лондона, «рассказ – это… единство настроения, ситуации, действия».
    Малый объем рассказа определяет и его стилистическое единство. Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных» жанрах, перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою историю. Зачастую перед нами – сказ: рассказ некоего выдуманного лица, обладающего собственной, ярко выраженной речевой манерой (рассказы Лескова, в 20 в. – Ремизова, Зощенко, Бажова и др.).

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *