Что такое синтаксический разбор предложения 4 класс?

13 ответов на вопрос “Что такое синтаксический разбор предложения 4 класс?”

  1. FOXmen Ответить

    Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
    По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
    По наличию грамматических основ: простое или сложное.
    Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
    Если простое:
    5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).
    6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.
    7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.
    8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
    9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. Если сложное:
    5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.
    6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.
    7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).
    8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.
    9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
    10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

    Пример синтаксического разбора простого предложения


    Устный разбор:
    Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.
    Письменный:
    Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.

    Пример разбора сложного предложения


    Устный разбор:
    Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
    Письменный:
    Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.
    1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.
    2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

    Пример схемы (предложение, после него схема)

    Другой вариант синтаксического разбора

    Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

    В словосочетаниях:

    Выделяем из предложения нужное словосочетание.
    Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
    И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

    В простом предложении:

    Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
    Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
    Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    Распространённое или нераспространённое
    Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
    Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
    Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
    Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
    https://uchim.org/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor – uchim.org

    Сказуемое

    Отмечаем, чем является сказуемое – простым глагольным или составным (именным или глагольным).
    Указать, чем выражено сказуемое:
    простое – какой формой глагола;
    составное глагольное – из чего оно состоит;
    составное именное – какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

    В предложении, имеющем однородные члены.

    Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

    В предложениях с обособленными членами:

    Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

    В предложениях с обособленными членами речи:

    Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

    В сложносочиненном предложении:

    Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.
    Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

    В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

    Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.
    Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.
    Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

    В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

    Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

    В сложном бессоюзном предложении:

    Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.
    Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.
    Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

    В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

    Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.
    По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.
    Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

  2. 0*Solnce*0 Ответить

    П А М Я Т К А
    Разбор предложения по членам.
    Алгоритм:
    1) Найди подлежащее, подчеркни одной чертой, подпиши часть речи;
    2) Найди сказуемое, подчеркни двумя чертами, подпиши часть речи;
    3) Подпиши над оставшимися словами части речи;
    4) Дай характеристику предложению: (выпиши нужное)
    повествовательное, побудительное, вопросительное (по цели высказывания)
    восклицательное, невосклицательное (по интонации)
    простое, сложное (по наличию грамматических основ)
    распространённое, нераспространённое (по наличию главных и второстепенных членов)
    5) Выпишииз предложения все словосочетания:
    Задай вопросы от подлежащего к второстепенным членам предложения, запиши полученные словосочетания. Главное слово выдели крестиком.
    Задай вопросы от сказуемого к второстепенным членам предложения, запиши полученные словосочетания.Главное слово выдели крестиком.
    Задай вопросы от второстепенных членов предложения к другим второстепенным членам предложения, запиши полученные словосочетания.Главное слово выдели крестиком.
    П О М Н И:
    Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания. Это нераспространённое предложение.
    О Б Р А З Е Ц (записи  в тетради):
    Прил.       сущ.             глаг.         сущ.      прил.           сущ.
    Осенние листья устилают землю пёстрым ковром.4
    (повеств.,  невоскл., простое, распр.)
    Листья (какие?) осенние.
    Устилают (что?) землю.
    Устилают  (чем?)  ковром
    Ковром  (каким?)  пёстрым.

  3. Zuluktilar Ответить

    План разбора предложения.
    Определи вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
    Определи вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное).
    Подчеркни грамматическую основу предложения – подлежащее и сказуемое (простое предложение; предложение осложнено однородными членами; сложное предложение).
    Определи вид предложения по наличию в нём второстепенных членов (распространённое, нераспространённое)  и подчеркни их.
    Укажи, какой частью речи выражен каждый член предложения.
    Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения.
    Подлежащее  – главный член предложения, обозначающий предмет речи, то есть то, о чём или о ком говорится в данном предложении. Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и подчёркивается одной чертой.
    Сказуемое – главный член предложения, обозначающий то, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? И ДР. и подчёркивается двумя чертами.
    Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, называются второстепенными.
    Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы  КАКОЙ?  ЧЕЙ? Определение подчёркивается волнистой линией. Чаще всего оно выражено именем прилагательным.
    Дополнение – второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнение отвечает  на вопросы КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ? и подчёркивается пунктирной линией.
    Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий место, время, причину, цель, способ действия предмета. Обстоятельство отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА?  ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? И ДР. и подчёркивается пунктиром с точкой.

  4. Tami Ответить

    Урок по русскому языку в 4 классе по теме
    «Синтаксический разбор предложения»
    Урок комплексного применения знаний и способов деятельности
    Цель: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности.
    1. Организационный момент.
    Подготовка рабочего места. Запись числа в тетради.
    -Добрый день, ребята. Сегодня я, Гузелия Махмутовна, проведу у вас урок русского языка. Наш урок мне хотелось бы начать  пожеланием.
    – Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои рабочие места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
    2. Минутка чистописания.
    -Определим букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в слове, которое является лМишним в данной группе и
    обозначает мягкий согласный, который находится в суффиксе этого слова: пейзаж  январь  рисовать  мороз
    (Лишнее слово рисовать, т.к. обозначает действие; мягкий согласный в суффиксе т,)
    Определим порядок следования элементов в ряду: т/тт//ттт///
    -Напишем эту цепочку букв в указанной последовательности, продолжим
    закономерность до конца строки.
    3.Актуализация знаний, целеполагание. Работа с интерактивной доской.
    – Внимательно прочитайте слова (….). Что о них можно сказать? (слова различных частей речи).
    – Какие части речи вы знаете? (..)
    – Распределите  слова  по частям речи.  Кто попробует? (работа на интерактивной доске; задавать вопрос к каждому слову)
    существит.
    прилагательное
    глагол
    наречие
    союз
    предлог
    сугробы
    ранняя
    запели
    ярко
    и
    на
    проталинки
    любимый
    наступила
    весело
    улицы
    весеннее
    город
    – Что можно составить из данных слов? (предложения, текст).
    – Правильно!
    – Какую работу можно провести с предложением? Как называется такой разбор? (синтаксический разбор предложения).
    – Сформулируйте тему урока.  (Синтаксический разбор предложения).
    Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний и предложений, и взаимодействие в них различных частей речи.
    Для успешной работы предлагаю вам сформулировать учебные задачи:
    Вспомнить виды предложений.
    Построить алгоритм разбора предложения.
    Выполнить синтаксический разбор предложений по алгоритму.
    – Молодцы! Можем эти задачи считать планом урока.
    – Каждый возьмите со стола личную карточку,  подпишите её.
    4. Организация усвоения способов деятельности
    – Первая учебная задача: вспомнить виды предложений. Посмотрите внимательно на экран и дополните:
    1. Предложения по цели высказывания бывают  …
    (повествовательное – о чем-либо рассказывает (повествует), побудительные – побуждает к выполнению действия, вопросительные – задаётся вопрос);
    2. Предложения по интонации бывают……… (восклицательные и невосклицательные);
    3. Предложения по наличию грамматических основ бывают………. (простые – содержат 1 грамматическую основу и сложные – содержит 2 и более грамматических основ);
    4. Предложения по наличию второстепенных членов бывают ………. (распространённые – предложение с второстепенными членами и нераспространённые – предложения, содержащие только грамматическую основу).
    – Эти пункты относятся к характеристике предложения. Что ещё можем определить в предложении? (разобрать по членам предложения и по частям речи, составить схему).
    – Посмотрите внимательно на слайд и выберите ответ:
    1. Члены предложения бывают………
    (дополнение  главные  звук  буква   второстепенные  вопросительные);
    Главные члены предложения – это………..
    (прилагательное   подлежащее    наречие   фонема   сказуемое);
    Второстепенные члены предложения – это ……….– Этот материал вы в начальной школе не изучаете, но может  кто-нибудь знает и поможет нам?
    (глагол    определение      синтаксис     дополнение        союз      обстоятельство).
    Молодцы!
    (Слайд с учебными задачами)
    Первую учебную задачу выполнили (задача меняет цвет), отметьте в личной карточке выполнение задачи и оцените свою работу на данном этапе.
    Следующий пункт плана…. (дети продолжают).
    – Возьмите конверт №1, и из предложенных карточек в паре с соседом составьте алгоритм синтаксического разбора:
    1. Определение грамматической основы предложения.
    2. Указание частей речи.
    3. Составление схемы предложения.
    4. Характеристика (по цели высказывания, по интонации, по наличию грамматических основ, по наличию второстепенных членов предложения).
    – Прочитайте полученный алгоритм. (Если поменяли 1 и 2 пункты, то ошибки нет)
    — Сверьте полученный план с образцом (на доске).
    – Готовый алгоритм разбора предложения лежит на партах на … карточке. На него можете опираться при разборе предложения.
    (Слайд с учебными задачами)
    Вторую  учебную задачу выполнили (задача меняет цвет), отметьте в личной карточке выполнение задачи и оцените свою работу на данном этапе.
    А теперь немного отдохнем. (Физ.минутка)
    Следующая задача – тренироваться в выполнении синтаксического разбора по алгоритму.
    Чего для этого не хватает? (Предложения).
    В начале урока вы составляли предложения на тему «Весна в Воркуте». Вам предлагаю готовые предложения о Воркуте.
    Слайд с предложениями:
    Вот и наступила долгожданная весна в нашем любимом городе.
    Скоро теплый ветер растопит остатки снежного ковра, и тундра наденет весенний наряд.
    Запишите в личную карточку первое предложение. Работаем по алгоритму.
    – 1й пункт …. (назовите ….)
    – 2й пункт …
    – Из предложенных схем выберите подходящую. (Работа с интерактивной доской)
    ? [  ?   = ].
    ? [ =   ?   ,   ?   и   ?   ].
    ? [ =   ?  ].
    ? [  ?   = ], и [  ?   = ].
    – 4й пункт … Прочитайте составленную характеристику.
    – Запишите второе предложение и выполните синтаксический разбор самостоятельно.
    (Ученик разбирает предложение и выполняет самоанализ и самооценивание.)
    Скоро теплый ветер растопит остатки снежного ковра, и тундра наденет  весенний наряд и (Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространенное).
    – А теперь поменяйтесь карточками и сделайте взаимопроверку, если есть неточности, то исправьте аккуратно простым карандашом. Те, кто закончил, верните карточку соседу и сверьте синтаксический разбор с экраном. У кого предложение разобрано правильно? Кто допустил ошибку? Какую?
    – Посмотрите внимательно на экран, вам предлагаются  готовые схемы  предложений, составьте  предложение к любой из схем и записать в личной карточке.  (Проверка).
    Третью  учебную задачу выполнили (задача меняет цвет), отметьте в личной карточке выполнение задачи и оцените свою работу на данном этапе.
    5. Рефлексия
    Вспомните, как вы работали на протяжении всего урока, и поставьте  итоговую оценку за весь урок:
    – всё понял на уроке, трудностей не было;
    – имел трудности на уроке;
                                                        – было сложно, не понял тему урока.
    6. Итог урока. Оценивание детей.
    – У кого сегодня всё получилось на уроке, и кому было легко, поднимите руки.
    – У кого были сложности во время урока? Кому было сложно?
    – Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке.
    В нижней части карточки написано домашнее задание, связанное с темой урока. Есть какие-нибудь вопросы по выполнению домашнего задания?
    – На каждой парте лежат по 3 фрагмента пазла с синтаксическим разбором предложения. Ваша задача в паре определить, какое предложение разобрано правильно и выйти с данным пазлом к доске.
    – Переверните выбранные части и соберите изображение.
    – У вас получилось первое весеннее цветущее растение Воркуты – мать-и-мачеха. А это значит, что вы успешно справились с темой урока. Спасибо за урок!!! (Слайд с цветком на экране).

  5. {*_*} + xtc = {^_^} Ответить

    Урок русского языка  в 4 классе
    по разделу: «Синтаксис» (изучение нового, 1урок)
    Тема: Синтаксический разбор простого предложения.
    Цели: научить синтаксическому разбору предложения.
    Задачи: – создание условий для формирования навыка выполнять синтаксический разбор простого предложения;
    – способствовать развитию умения находить грамматическую основу предложения;
    – воспитание самостоятельности, повышение степени мотивации.
    Тип урока:  изучение нового.
    Оборудование: карточки со словами, карточки с заданиями, памятка.
    Ход урока.
    1.Мотивационно-целевой этап.
    Змоционально- психологический настрой.
    -Отгадайте загадку.
    Она приходит с ласкою
    И со своею сказкою,
    Волшебной палочкой взмахнёт –
    В лесу подснежник расцветёт.
    -Какое настроение вызывает у вас это время года?
    Я желаю, чтобы у вас такое же радостное настроение было на уроке.
    2.Минутка чистописания.
    В в весна
    3.Словарная работа.
    – Напишите по памяти словарные слова на букву в.
    Вагон, верблюд, вместе, ворона, воробей, вокруг.
    -Проверка(карточки при проверке вывешиваются на доске).
    -Составить  предложение с любым из этих слов.
    Весна вступает в свои права.
    -Докажите, что это предложение. Найдите главные члены предложения.
    -Как вы думаете, какая тема нашего урока?
    Синтаксический разбор  простого предложения.
    2.Оперционный этап.
    Проверка теоретических знаний.
    -Что нужно, знать .чтобы правильно научиться выполнять синтаксический разбор простого предложении.(правила, теорию).
    Выполним тест.(Работа самостоятельно по тесту). Самопроверка по ключу).
    Проверочный тест по теме «Простое предложение»
    1.Предложение – это
    А) группа слов
    Б) группа слов, связанных по смыслу
    2.Основу предложения составляют:
    А) подлежащее и второстепенные члены предложения
    Б) подлежащее и сказуемое
    В) сказуемое и второстепенные члены предложении
    3.Второстепенный член предложения , который отвечает на вопросы как? каким образом?  где? куда? откуда? называется
    А )определением
    Б) обстоятельством
    В) дополнением
    4.Предложения по цели высказывания бывают:
    А) повествовательные, побудительные, вопросительные
    Б) восклицательное, невосклицательное
    5.Предложения по интонации бывают:
    А) повествовательные, побудительные, вопросительные
    Б) восклицательные, невосклицательные
    6.По наличию второстепенных членов предложения бывают:
    А) распространённые и нераспространённые
    Б) распространённые
    В) нераспространённые
    Ключ
    1 – б
    2- б
    3 – б
    4 – а
    5 – б
    6 – а
    – Кто выполнил без ошибок?
    – Где были затруднения?
    -Поработаем над практическим материалом, используя опорные слова, которые лежат на партах.  Восстановите  и дополните порядок синтаксического разбора. В этом вам поможет нумерация слов.
    -Проговорите в парах  порядок синтаксического разбора
    -Чья пар готова рассказать всему классу порядок синтаксического разбора предложения?
    2.Практическая работа.
    -работа по учебнику с.211 упр.724
    У доски с комментированием -1,2,3 предложение.
    Таёжный лес пронизан золотыми лучами. Пленник на вопросы не отвечал.
    Осенний ветер безжалостно срывал остатки листьев. Садовые дорожки покрыты пёстрыми листьями.
    Физминутка.
    3.Самостоятельная работа  по карточкам.
    1 уровень.
    1.Спиши.Разбери по членам предложения.
    Скоро появятся голубые подснежники.
    2 уровень.
    1.Восстановите текст.
    Пришла  _____   весна. Потекли ______.   На ветках_______ душистые почки.  Появилась первая __________.
    3 уровень.
    «Найди ошибки»
    Снежный барс прыгает ловко.
    В аквариуме плавают маленькие рыбки.
    __________________________________________________________________-Кто выполнил задание 1 и 2 уровня?
    -Проверка.
    В оценочном листе отмечаете как вы справились с заданием.
    4.Итог урока
    -Над какой темой урока мы работали?
    Назовите порядок синтаксического разбора предложения.
    Оценивание.

  6. Kafym Ответить

    Грамматическая основа одна: кричат грачи, значит, предложение простое.
    По цели высказывания предложение повествовательное.
    По интонации предложение невосклицательное.
    Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено существительным, сказуемое — простое глагольное); распространённое: согласованные определения сонные, далёких, обстоятельство места на деревьях; предложение полное.

    На перемене учитель попросил меня принести в класс географическую карту.

    2. Простое предложение, осложнённое однородными членами


    Грамматическая основа одна: искусство создаёт, формирует — предложение простое.
    По цели высказывания предложение повествовательное.
    По интонации предложение невосклицательное.
    Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено существительным, сказуемые — простые); распространённое (согласованные определения хороших, человеческую, прямые дополнения людей, душу); предложение полное; осложнено однородными сказуемыми.
    Однородные сказуемые разделяются запятой.

    3. Простое предложение, осложнённое обособленными оборотами


    Грамматическая основа одна: глаз охватывал, значит, предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.
    Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено существительным, сказуемое — простое глагольное); распространённое (согласованное определение кругообразную, обособленное определение, выраженное причастным оборотом замыкавшую небо и море (зависит от дополнения черту), обстоятельство образа действия свободно, обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом не встречая препятствий (зависит от сказуемого охватывал)).
    Обособленные члены выделяются запятыми.

    Выйдя из дома, Маша направилась в продуктовый магазин.

    4. Простое предложение, осложнённое не членами предложения


    Грамматическая основа одна: погода стояла великолепная, значит, предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.
    Строение предложения: двусоставное (подлежащее — простое, сказуемое — составное именное); распространённое (обстоятельство времени всё время). Предложение осложнено вводным словосочетанием на моё счастье, которое не является членом предложения и выражает положительную эмоциональную оценку.
    Вводное словосочетание выделяется запятой.

    5. Предложение с прямой речью

    «Что же ты стоишь!» — закричал я сердито.

    Предложение с прямой речью.
    Слова автора — закричал я сердито, прямая речь — «Что же ты стоишь!»

    Грамматическая основа одна: ты стоишь — предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение восклицательное.
    Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено местоимением, сказуемое — простое глагольное), нераспространённое.

    Грамматическая основа одна: закричал я — предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.
    Строение предложения: двусоставное (подлежащее выражено местоимением, сказуемое простое глагольное), распространённое (второстепенный член — обстоятельство сердито).
    Конспект урока «Образцы синтаксического анализа простого предложения».
    Следующая тема: «Синтаксический анализ сложного предложения».

  7. БОГОМОЛ Ответить

    В соответствии с правилами русского языка разобрать текст можно с помощью четырёх видов анализа: морфологического, по составу, фонетического и синтаксического. Последний представляет собой разбор синтаксических единиц, в процессе которого в первую очередь выделяют грамматическую основу. При этом анализ проводится согласно определённому алгоритму действий:

    Соответствующими линиями подчёркиваются члены предложения.
    Осуществляется их характеристика.
    Рисуется схематическое изображение конструкции.
    Далее необходимо разобраться с главными членами предложения, составляющими грамматическую основу. Обычно это подлежащее, обозначающее объект либо предмет, а также сказуемое, указывающее на выполненное первым действие. В качестве подлежащего могут выступать местоимения и существительные, а сказуемое представлено глаголом, кратким прилагательным либо существительным.
    Кроме этого, чтобы связать основные слова в правильное логическое высказывание, используются второстепенные члены предложения, необходимые для раскрытия целостной картины описываемых событий. К ним относятся определение (местоимение, числительное, прилагательное), дополнение (существительное или местоимение) и обстоятельство (существительное с предлогом и наречие).
    На основе перечисленных данных делается общий анализ предложения. Он заключается в подробном разборе связанных в законченную мысль лексем.

    Синтаксические единицы

    Для составления описания синтаксической конструкции необходимо знать критерии лексем. При анализе предложения определяют несколько характеристик в таком порядке:

    Вид высказывания. Фраза имеет некую эмоционально-экспрессивную окраску, в соответствии с которой является восклицательной или невосклицательной. Также она различается по цели высказывания и может быть побудительной, вопросительной или повествовательной.
    Грамматическая основа. Последовательное описание каждого члена предложения и средств их выражения, а также структуры синтаксической единицы.
    Тип конструкции: простая или сложная. Первая изучается по полноте (с указанием отсутствующего компонента в неполном предложении), распространённости, наличию осложняющих элементов (однородных членов, обращений, местоимений, вводных слов или выражений) и составу (одно- или двусоставная). В односоставных дополнительно устанавливают тип, который бывает личным, безличным, назывным или неопределённо-личным. В сложном предложении выясняют, является ли оно сложносочинённым (ССП), сложноподчинённым (СПП) или бессоюзным (БСП).
    Наличие пунктуационных знаков.
    Для удобства можно сделать памятку в виде таблицы, где записать общую схему анализа. Это значительно облегчит проработку фраз и позволит довести полученные навыки до автоматизма.
    Синтаксический разбор сложного предложения выполняется с расходованием большего количества времени и усилий, поскольку для его анализа потребуется сначала вычленить простые части, а потом уже оценивать каждую из них в отдельности. К тому же в этом случае добавляются дополнительные параметры для исследования.
    Если ученику не удаётся быстро освоить правила, стоит воспользоваться размещёнными в интернете программами, которые позволят сделать бесплатно синтаксический разбор предложений онлайн. Чтобы разобрать в онлайн-режиме конструкцию, достаточно будет просто вставить её в соответствующую строку и нажать «Анализировать».

    Составление схемы

    На уроках для получения хорошей оценки не всегда оказывается достаточным сделать простой разбор предложения. Каждому школьнику необходимо научиться придерживаться плана составления схем описываемых единиц:

    Подчеркнуть подлежащее одной сплошной линией, а сказуемое — двумя параллельными.
    Выделить второстепенные члены в соответствии с общепринятыми правилами (например, прилагательное — волнистой линией, определение — пунктиром, обстоятельство — точкой-пунктиром).
    Обозначить, если есть, в конструкции причастный и деепричастный обороты вертикальными чертами, подчеркнуть члены предложения волнистой линией или пунктиром-точкой соответственно.
    Заключить в овал имеющиеся в сложноподчинённых конструкциях союзы и союзные слова, входящие в придаточное предложение. В схеме сложносочинённых фраз эти части речи не обозначаются, а выносятся за рамки основы.
    Выполняя упражнение, однородные члены обводят в круг, а обращения, не являющиеся членами синтаксической единицы, отмечают буквой О, отделённой вертикальными линиями. То же самое делают с вводными словами. При составлении схем конструкций, содержащих прямую речь, её отделяют от слов автора с учётом используемых знаков препинания.

    Разбор простого предложения

    Синтаксический анализ этого типа конструкций лучше всего изучать на основе примеров. Как образец можно взять фразу «Над Москвой розовеют дали». Анализ проводится в несколько этапов:

  8. ^твоЯ самая кайФовая дурЬ^ Ответить

    ПАМЯТКА
    Синтаксический разбор предложения
    1.Внимательно, выразительно прочитайте предложение;
    2.Определите и запишите в скобках после предложения: какое оно:
    По цели  высказывания (Повеств.; побудит.; вопросит.);
    По эмоциональной окраске (Восклиц.; невосклиц.),
    По числу грамматических основ (простое; сложное): докажите, подчеркните грамматическую основу, указав часть речи каждого главного члена предложения;
    4. Определите и запишите если предложение простое, какое оно по наличию второстепенных членов предложения (Распр.; нераспр.); Докажите это, графически (стрелочкой) обозначив второстепенные члены предложения. (Помните: –     вопросы сначала задаются от подлежащего, потом – от сказуемого, затем –  от второстепенных членов предложения;
    Пример:  После теплых дождей в лесу выросли большие грибы. (4)
    ( Повеств., невосклиц., простое,  распростр.)
    В предложении говорится о грибах. (Что?) грибы – это подлежащее. Подчеркиваем одной чертой. Подлежащее выражено именем существительным.
    Грибы (что сделали?) пошли – это сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами. Сказуемое выражено глаголом.
    Задаем вопрос от подлежащего.
    Грибы (какие?) большие – это вт. член, определение
    Задаем вопрос от сказуемого.
    Выросли (где?) в лесу – это вт. член., обстоятельство
    Выросли (когда?) после дождей – это вт. член.,обстоятельство
    Задаем вопрос от второстепенного члена.
    После дождей (каких?) теплых – это вт. член, определение

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для FOXmen Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *