Что такое синтаксический разбор предложения 5 класс примеры?

10 ответов на вопрос “Что такое синтаксический разбор предложения 5 класс примеры?”

  1. ПРОСТО Русик Ответить


    Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.
    Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.
    В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.
    Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на  элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.
    В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные. В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы “Школа 2100”, “Школа России” и “Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие. Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами “прокладывают” преемственные связи между начальной и средней школой.
    В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).

    Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.

  2. Meztigor Ответить

    Синтаксис – наука о строении предложения и словосочетания
    Пункуация – свод правил о постановке знаков препинания
    Знаков препинания 10: точка, запятая, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, точка с запятой, двоеточие, тире, кавычки, скобки.
    Они делятся на знаки завершения предложения, разделительные и выделительные.
    Предложение ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ бывает:
    повествовательное (содержит сообщение)
    вопросительное (содержит вопрос)
    побудительное (содержит просьбу, приказ, совет, мольбу)
    Предложение ПО ИНТОНАЦИИ бывает:
    невосклицательное
    восклицательное (произносится с особыми чувствами, эмоциями: восторгом, гневом, страхом и т.д.)
    По КОЛИЧЕСТВУ ОСНОВ предложение бывает
    простое – содержит одну грамматическую основу
    сложное – состоит из двух или более простых предложений
    ПО НАЛИЧИЮ ГЛАВНЫХ ЧЛЕНОВ В ОСНОВЕ:
    двусоставное – такое, в основе которого есть оба главных члена: и подлежащее, и сказуемое
    односоставное – такое, в основе которого только один главный член: или подлежащее, или сказуемое
    ПО НАЛИЧИЮ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ предложения бывают:
    распространённые (кроме главных членов, есть хотя бы один второстепенный член)
    нераспространённые (нет ни одного второстепенного члена, только главные)
    Предложение может быть осложнено ОБРАЩЕНИЕМ, ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ и т.д.
    ПЛАН СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
    вид предложения по цели высказывания
    по интонации
    по количеству грамматических основ – ПРОСТОЕ
    по наличию главных членов в основе
    по наличию второстепенных членов
    осложнения (если есть)

  3. INOVUSESEQ Ответить

    Не всем школьникам легко дается полный синтаксический разбор предложения. Мы подскажем вам правильную последовательность действий, которая поможет легче справиться с таким заданием.
    Этап 1: Внимательно прочтите предложение и определите цель высказывания.
    По цели высказывания предложения разделяются на:
    повествовательные – «Красота спасет мир» (Ф. Достоевский);
    вопросительные – «Русь, куда ж несешься ты?» (Н. Гоголь);
    побудительные – «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А. Пушкин); «Завет писателям: не нужно выдумывать интриги и сюжеты. Пользуйтесь сюжетами, которые предоставляет сама жизнь» (Ф. Достоевский).
    Повествовательные предложения содержат сообщение о чем-либо и характеризуются спокойной повествовательной интонацией. Содержание и структура таких предложений может быть очень разнообразной.
    Цель вопросительных предложений – получить от собеседника ответ на поставленный в предложении вопрос. В некоторых случаях, когда вопрос носит риторический характер (т.е. не требует ответа), цель такого предложения иная – патетическое высказывание какой-либо мысли, идеи, выражение отношения говорящего к чему-либо и т.п.
    Цель высказывания побудительного предложения – мотивировать адресата сообщения совершить какое-либо действие. Побуждение может выражать прямой приказ, совет, просьбу, предостережение, призыв к действию и т.п. Различия между некоторыми из этих вариантов зачастую выражаются не структурой самого предложения, а интонацией говорящего.
    Этап 2: Определите интонацию и эмоциональную окраску предложения.
    На этой стадии синтаксического разбора предложения посмотрите, какой знак препинания стоит в конце предложения. По этому параметру предложения разделяются на:
    восклицательные – «Ну что за шейка! Что за глазки!» (И. Крылов);
    невосклицательные – «Мысль летит, а слова идут шагом» (А. Грин).
    Этап 3: Найдите в предложении грамматические основы.
    Количество грамматических основ в предложении определяет, каким является это предложение:
    простое предложение – «Вино превращает человека в скотину и зверя, доводит его до исступления» (Ф. Достоевский);
    сложное предложение – «Мне кажется, что люди не понимают, сколько убожества и несчастий в их жизни возникает из-за лени» (Ч. Айтматов).
    В дальнейшем синтаксический разбор сложного предложения и синтаксический разбор простого предложения идут разными путями.
    Для начала рассмотрим синтаксический разбор простого предложения с примерами.
    Этап 4 для простого предложения: Найдите главные члены и дайте характеристику предложению.
    Простое предложение в зависимости от наличия полного набора главных членов предложения или отсутствия какого-либо из них может быть:
    односоставным – «Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный — невозможно» (А. Пушкин), отсутствует подлежащее; «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера» (Б. Пастернак), отсутствует сказуемое;
    двусоставным – «Очень плохим признаком становится потеря способности понимать юмор, аллегории, шутки» (Ф. Достоевский).
    Укажите, какой главный член присутствует в односоставном предложении. В зависимости от этого, односоставные предложения бывают именными (наличествует подлежащее: назывными) и глагольными (наличествует сказуемое: определённо-личными, неопределённо-личными, обобщенно-личными, безличными).
    Этап 5 для простого предложения: Посмотрите, есть ли в предложении второстепенные члены.
    По наличию/отсутствию дополнений, определений и обстоятельств, простое предложение может быть:
    распространенным – «Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице»(И. Бунин);
    нераспространенным – «Припадок кончен. Грусть в опале» (С. Есенин).
    Этап 6 для простого предложения: Определите, полное предложение или неполное.
    Полным или неполным является предложение – зависит от того, входят ли в его структуру все члены предложения, которые нужны для законченного, имеющего смысл высказывания. В неполных отсутствует какой-либо из главных или второстепенных членов. А смысл высказывания определяется контекстом или предыдущими предложениями.
    полное предложение – «Слова у Пришвина цветут, сверкают» (К. Паустовский);
    неполное предложение – «Как тебя зовут? – Меня Аночкой» (К. Федин).
    При синтаксическом разборе предложения для неполного укажите, какие члены предложения пропущены.
    Этап 7 для простого предложения: Определите, осложнено предложение или не осложнено.
    Простое предложение может быть осложнено либо не осложнено вводными словами и обращениями, однородными либо обособленными членами предложения, прямой речью. Примеры простых осложненных предложений:
    «Остап Бендер, как стратег, был великолепен» (И. Ильф, Е. Петров);
    «Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец, мужеством в бою» (К. Симонов).
    Этап 8 для простого предложения: Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.
    Сперва обозначают подлежащее и сказуемое, потом второстепенные в составе подлежащего и второстепенные в составе сказуемого.
    Этап 9 для простого предложения: Составьте схему предложения.
    При этом укажите грамматическую основу, если предложение осложнено – укажите осложнение.
    Посмотрите на образец синтаксического разбора предложения:

    Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распространенное, полное, осложненно однородными сказуемыми, обособленным определением (причастный оборот), обособленным обстоятельством (деепричастный оборот).
    Письменный разбор: повест., невоскл., прост., двусост., г/о швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распр., осложн. однородн. сказ., обособл. опред. (причастн. оборот), обособл. обст-вом (деепричастн. оборот). Теперь рассмотрим синтаксический разбор сложного предложения с примерами.
    Этап 4 для сложного предложения: Определите, как связь существует между частями сложного предложения.
    В зависимости от наличия или отсутствия союзов, связь может быть:
    союзной – «Тот, кто стремится к самосовершенствованию, никогда не поверит, что это самосовершенствование имеет предел» (Л. Толстой);
    бессоюзной – «В момент, когда луна, такая огромная и чистая поднялась над гребнем той темной горы, звезды, которые были на небе, разом открыли глаза» (Ч. Айтматов).
    Этап 5 для сложного предложения: Выясните, что связывает части сложного предложения вместе:
    интонация;
    сочинительные союзы;
    подчинительные союзы.
    Этап 6 для сложного предложения: На основании связи между частями предложения и средств, которыми эта связь выражена, классифицируйте предложение.
    Классификация сложных предложений:
    сложносочиненное предложение (ССП) – «Странное влияние имел на меня отец, и странные были наши отношения » (И. Тургенев);
    сложноподчиненное предложение (СПП) – «Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу» (И. Гончаров);
    сложное бессоюзное предложение (БСП) – «Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь» (А. Пушкин);
    предложение с разными видами связи – «Люди разделяются на две категории: те, что сначала думают, а потом говорят и, соответственно, делают, и те, которые сначала действуют, а потом уже думают» (Л. Толстой).
    Связь между частями бессоюзного сложного предложения может выражаться разными знаками препинания: запятой, двоеточием, тире, точкой с запятой.
    Этап 7 для сложного предложения: Охарактеризуйте связи частей предложения.
    Определите:
    к чему относится придаточная часть;
    посредством чего придаточная часть присоединяется к главной;
    на какой вопрос отвечает.
    Этап 8 для сложного предложения: Если придаточных частей несколько, опишите отношения между ними:
    последовательное – «Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка» (К. Паустовский);
    параллельное – «Надо точно учитывать среду, в которой развивается поэтическое произведение, чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно» (В. Маяковский);
    однородное – «Трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна» (А. Чехов)
    Этап 9 для сложного предложения: Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.
    Этап 10 для сложного предложения: Теперь разберите каждую часть сложного предложения, как простое, см. схему выше.
    Этап 11 для сложного предложения: Составьте схему предложения.
    При этом укажите средство связи, тип придаточной части. Посмотрите на образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения:

    Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное; в составе две предикативные части, придаточная часть относится к подлежащему то, присоединяется к главной части при помощи подчинительного союза что, отвечает на вопрос какое?; придаточная определительная. Первая часть: двусоставная, грамматическая основа: здание и то не произвели впечатления, распространенная, полная, осложнена однородными подлежащими. Вторая часть: двусоставная, грамматическая основа: я учился, распространенная, полная, неосложненная.
    Письменный разбор: повеств., невоскл., СПП; 2 предикативн. части, ср-во связи подч. союз что; придаточн. определительная. 1 ч.: двусост., г/о здание и то не произвели впечатления, распр., полн., осложн. однородн. подлеж-ми. 2 ч.: двусост., г/о я учился, распр., полн., неосложн.

    Синтаксический разбор сложносочиненных, бессоюзных и предложений с разными видами связи происходит аналогичным образом.
    Заключение
    Схема синтаксического разбора предложения, предложенная нами, поможет правильно охарактеризовать предложение по всем значимым параметрам. Пользуйтесь этим поэтапным руководством регулярно в школе и дома, чтобы лучше запомнить последовательность рассуждений при анализе предложений.
    Примеры синтаксического разбора предложений простой и сложной структуры помогут верно охарактеризовать предложения в устной и письменной форме. С нашей инструкцией сложное задание станет понятнее и проще, поможет усвоить материал и закрепить его на практике.
    Напишите комментарий, пригодилась ли вам эта схема. И если она оказалась полезной, не забудьте рассказать о ней друзьям и одноклассникам.
    © blog.tutoronline.ru,
    при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

  4. Bubandis Ответить

    Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
    Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).
    Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.
    Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).
    Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).
    Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.
    Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).
    Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).
    Записать характеристику предложения.
    Составить схему предложения.

    Примеры




    План разбора сложного предложения

    Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
    Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).
    Найти грамматические основы, подчеркнуть их и обозначить способы выражения, указать, что предложение сложное.
    Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.
    Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.
    Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).
    Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое (см.план разбора простого предложения).
    Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
    Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

    Примеры


    Нравится

  5. Yggnaya Ответить

    Школьники, проучившись одиннадцать классов, иногда не знают, что такое синтаксический разбор предложения. Они говорят об анализе, как о разборе по составу. Это неверно, так как разбирают только отдельно взятые лексемы по составу. Что касается связки слов, выражающих законченную мысль, то в начальной школе процесс именуется, как разбор предложения по членам. При этом в средней и старшей школе он приобретает более глубокий смысл. Исходя из этого, необходимо раз и навсегда запомнить, что разбор предложения по составу на занятиях по русскому языку не выполняется.
    На этом процесс не заканчивается. Далее следует разобраться с тем, какие главные члены предложения составляют грамматическую основу.
    Ответ здесь очевиден – всем известные подлежащее, указывающее на предмет или объект, и сказуемое – на действия, выполняемые первым. Чтобы речь была понятнее, а высказывание полным, главные члены дополняются второстепенными, которые имеют набор особенностей.
    Второстепенные члены предложения позволяют раскрыть целостную картину происходящих событий. Их цель – пояснить, описать действия основных предшественников.
    На следующем этапе придётся разобрать предложение по частям речи. Здесь имеется в виду, чем выражены его члены. Каждый имеет несколько вариантов, необходимо выбрать правильный, задав вопрос:
    подл. – сущ., мест.;
    сказ. – гл., кр. прил., сущ.;
    опред. – прил., мест., числ.;
    доп. – сущ., мест.;
    обст. – наречие, сущ. с предлогом.
    С учетом вышеуказанного вырисовывается более или менее ясное представление о том, что такое синтаксический разбор предложения. Одним словом, это сложный анализ связанных лексем, выражающих законченную мысль.

    Характеристика синтаксических единиц

    Надо знать критерии, которыми обладает лексема, чтобы осуществить подробное описание. Характеристика предложения в тексте предполагает определённый алгоритм.
    Определяем вид:
    по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
    по эмоциональной-экспрессивной окраске (по интонации) – восклицательное или невосклицательное.
    Находим грамматическую основу.
    Рассказываем последовательно о каждом члене предложения, средствах их выражения.
    Описываем структуру синтаксической единицы. Для простого предложения:
    по составу: односоставное (опред.-лич., неопред.-лич., обобщённо-личное, безличное, назывное) или двусоставное;
    по распространённости: распространённое или нераспространённое;
    по полноте: полное или неполное.
    чем осложнено: однородными членами, междометиями, обращением, вводными конструкциями.
    Определяем к какому типу относится сложное предложение:
    сложносочинённые предложения (ССП) – на них указывают простые части, связанные сочинительным союзом;
    сложноподчинённые предложения (СПП) – устанавливаем главное, а также придаточное слово, опираясь на вопрос и особенность построения (к чему относится, чем прикрепляется придаточное), определяем вид последнего;
    бессоюзное сложное предложение (БСП) – устанавливаем, из какого числа простых частей состоит синтаксическая единица, определив значение каждого (одновременность, последовательность, противопоставление и др.).
    Приводим аргументацию, по какой причине поставили именно эти пунктуационные знаки.
    Если задание предполагает составление схемы, то делаем это.
    Выполнить синтаксический разбор сложного предложения труднее.
    Здесь больше параметров для анализа.
    После того, как сложное предложение из примеров разобрано на простые части, приступаем к анализу каждой из них в отдельности.
    Следуя алгоритму, проблем с выполнением задания под цифрой 4 у школьника, не возникнет.

    Как составить схему

    Не всегда достаточно правильно выполнить синтаксический разбор простого предложения, чтобы получить оценку отлично. Ученик также должен уметь составлять схемы описываемых единиц.
    Выделите подлежащее, подчеркнув одной линией, а сказуемое – двумя чертами.
    Найдите второстепенные члены, подчеркнув их согласно общепринятых правил.
    Предложения с деепричастным оборотом или причастным выделяется следующим образом и указываются в итоговой схеме. Деепричастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами, а подчёркивается точка/пунктир. Причастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами, а подчёркивается волнистой линией.
    В схему сложносочинённого предложения союз не входит, его выносят за рамки основы. А вот сложноподчинённые предложения включают его в придаточную часть. Союзы и союзные слова заключаются в овал.

  6. Kalabar Ответить

    Синтаксический разбор предложения:
    1. По цели высказывания:
    – повествовательное (Шёл сильный дождь [.])
    – восклицательное (И каких только не бывает чудес на сеете[!])
    – вопросительное (ты сегодня идёшь в школу [?])
    2. По эмоциональной окраске:
    – невосклицательное;
    – восклицательное.
    3. По количеству грамматических основ (подлежащее (П) и сказуемое (С):
    – простое>одна грамматическая основа (Был (С) солнечный день (П));
    – сложное >две и более грамматических основ (Травка (П) зеленеет (С), солнышко (П) блестит(С)).
    4. Определить средства связи простых предложений в сложном:
    – союзное (Солнце зашло за горизонт [И] на небе появились звёзды.
    – бессоюзное (Птицы звонко пели, кузнечики свиристели).
    5. Наличие второстепенных членов:
    – распространённое: есть дополнения, обстоятельства и/или определения (Во дворе (обстоятельство) играли дети).
    – нераспространённое: только главные члены (подлежащее и сказуемое: Взошло (С) солнце (П)).
    6. Составить схему предложения (подлежащее –, сказуемое =, причастный оборот (|~~~|), деепричастный оборот (|_._._|), однородные члены (О):
    – Простое предложение: [ … ].
    Наступило (С) жаркое лето (П). > [ = — ].
    – Сложное предложение:
    1) Сложносочиненное: Наступила (=) осень (–) и птицы (–) улетели (=) на юг. > [ = — ] и [– = ].
    2) Сложноподчинённое предложение:
    […] > главное предложение
    (…) > придаточное предложение.
    Мама (П) ещё не знала (С), что я (П) разбил (С) её любимую чашку. >
    [ — =], (что — = ).
    РАЗБЕРЁМ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
    Загорелся (С,=) восток (П,–), задрожали
    (С,=) первые (определение,~) лучи (П,–) солнца (дополнение, _ _ -), засверкали (С,=) росистые (определение, ~) травы
    (П,–).
    Повествовательное, невосклицательное, бессоюзное, сложносочиненное:
    1-ое предложение: двусоставное, нераспространенное;
    2-ое предложение: двусоставное, распространённое;
    3-ее предложение: двусоставное, распространенное.
    Схема: [ = –], [= –], [ = –].

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *