Что такое склонение имен существительных 3 класс?

10 ответов на вопрос “Что такое склонение имен существительных 3 класс?”

  1. ТёМнЫйРыЦаРь Ответить

    Разделы:
    Начальная школа
    Класс:
    #}
    Цель: Ознакомить учащихся с понятием склонения имени существительного.
    Задачи:
    Образовательные:
    установить отличительные признакиимен существительных 1, 2, 3 склонений
    научить определять склонение имен существительных.
    Развивающие:
    развивать умения изменять существительные по числам, падежам, различать род
    развивать мышление, умение выделять главное, делать умозаключение.
    Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку.
    Оборудование: учебники «Русский язык. 3 класс»; орфографический словарь, карточки для дифференцированной работы; таблица склонений.
    План урока.
    1.
    Организационный момент
    1 мин.
    2.
    Чистописание
    7 мин.
    3.
    Словарная работа
    7 мин.
    4.
    Изучение нового
    15 мин.
    5.
    Закрепление
    15 мин.
    6.
    Диагностика
    5 мин.
    7.
    Домашнее задание
    1 мин.
    8.
    Итог
    1 мин.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

    2. Чистописание

    На доске слова:
    В.. р.. б.. и, т.. трад.., п.. л.. то, учит.. л.., к.. н.. ки, в.. рнут.., к.. рабл..
    Читать слова орфографически (учитель пишет пропущенные буквы)
    – Что общего во всех словах? (
    а) из словаря с непроверяемой безударной гласной;
    б) все слова пишутся с ь знаком.)
    – Найдите лишнее слово (объясните). (вернуть – глагол, остальные – существительные)
    – Что такое имя существительное? (часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет)
    – Назовите грамматические признаки существительного? (имеет род, изменяется по числам и падежам)
    – Как определить род?
    – Как определить число?
    – Как определить падеж?
    – Какие можете назвать различия в данных словах?
    (в нахождении и роли ь знака :
    в середине, после согласных и обозначает их мягкость (пальто, коньки)
    на конце слов после согласных (тетрадь, учитель, корабль))
    – воробьи – пишется разделительный ь знак.
    – В каких случаях пишется мягкий знак у имен существительных? (на конце сущ. ж. р. после шипящих).
    – Цепочку букв для чистописания составьте самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен сущ. во мн. числе и ь знак, который должен находиться после каждой из этих согласных. Какая цепочка у вас получилась?
    вькь кьвь
    Напишите цепочку меняя попарно буквы местами.
    – На какие группы можно разделить слова? (одуш. и неодушевленные имена сущ.; сущ. ед. и мн. числа; в зависимости от ь знака; по родам)
    – Спишите слова, группируя их в зависимости от места и роли ь знака.
    – Проверьте. (за доской)
    тетрадь пальто воробьи учитель коньки корабль
    – Эти слова можно разделить еще по 1 признаку. А как это сделать мы узнаем на уроке.

    3. Словарная работа

    Чтобы узнать слово, с которым мы познакомимся на уроке, вам надо выполнить несколько заданий, связанных с нахождением его букв.
    – 1 буква задуманного слова является глухой согласной в 1 слоге слова комната (к) ;
    – 2 буква – непроверяемая безударная гласная в слове завтрак (а);
    – 3 буква – звонкий согласный, 2 раза встречающийся в слове квартира (р);
    – 4 буква – непроизносимая согласная в слове лестница (т);
    – 5 буква – безударная гласная в слове моря (о);
    – с 6 буквы начинается слово флаг (ф);
    – 7 буква – непроверяемая безударная гласная в слове береза (е) ;
    – с 8 буквы начинается 2 слог в слове молоко (л) ;
    – 9 буква – условный знак, применяемый для обозначения мягкости согласных (ь) ;
    – Какое слово получилось? (картофель)
    Что такое картофель? (продукт питания, растет в земле, в пищу употребляются клубни).
    – Это слово пришло в русский язык из немецкого, в немецкий попало из итальянского, а в итальянский из латинского. Вот какое слово – путешественник. В переводе с латинского языка слово картофель обозначает «земляная шишка». В Россию картофель привез царь Петр 1 из Голландии.
    – Найдите слово в орфографическом словаре, запишите, поставьте ударение. В какой столбик запишем это слово?
    – На правописание каких букв следует обратить внимание? (а, е)
    – Произнесем слово по слогам, орфографически.
    – В своей речи мы употребляем слово «картошка», но принята литературная норма – «картофель».
    – Составьте предложение с этим словом, так чтобы в предложении были однородные члены. (Осенью с огорода мы собрали славный урожай картофеля и свеклы.)
    – Разберите по членам предложения и укажите части речи.
    Ф-ка:
    Я читаю имена сущ., если
    сущ. м. р. – руки вверх;
    сущ. ж. р. – руки в сторону;
    сущ. с. р. – подпрыгнули.
    (Завод, лента, озеро, язык, рука, театр, цирк, школа, метро, ученик, окно)

    4. Изучение нового

    Во время минутки чистописания, в словарной работе, в ф-ке мы использовали имена сущ. Значит на уроке мы будем говорить об этой части речи.
    1) Работа в группах.
    1 группа – изменяет по падежам слова дядя, сова;
    2 группа – изменить по падежам слово слон, животное;
    3 группа – изменить по падежам слово дочь.
    – Что общего во всех столбиках? (падеж, вопрос)
    – Чем отличаются? (окончанием)
    – Почему же тогда разные окончания? (разные слова, род)
    – И в 1 столбике сущ. ж. р. и в 3 столбике сущ. ж. р., а окончания разные.
    1 столбик – ж. р. и м. р. с окончанием -а, -я.
    2 столбик – м. р. с ; с.; с. р. с окончанием -о, -е.
    3 столбик – ж. р. ь с
    Вывод: в зависимости от падежных окончаний имена сущ. можно разделить на 3 большие группы – 3 склонения.
    К 1 склонению относятся имена сущ. ж. р. и м. р. с окончаниями -а, -я.
    Ко 2 склонению – имена сущ. м. р. с и с. р. и с. р. с окончанием -о, -е.
    К 3 склонению – имена сущ. ж. р. с ь .
    – Читаем вывод в учебнике стр. 26.
    – Как определить склонение имени сущ.? (Чтобы определить склонение имени сущ. надо определить род и посмотреть на).
    Ф-ка:
    Встаньте дружно из-за парт
    И скорее стройтесь в ряд!
    Повернитесь вправо, влево.
    Наконец, присядьте смело!
    Поработаем руками,
    Поработаем ногами!
    Улыбнемся: день хороший,
    И похлопаем в ладоши!

    5. Закрепление (работа с учебником)

    – Вернулись к словам, с которыми мы работали в начале урока. По какому признаку еще можно было разделить слова на группы? (по склонениям : воробей, пальто, учитель, коньки, корабль, картофель – 2 склонение; тетрадь – 3 склонение).
    стр. 27 учебника, упр. 2
    – Найдите слова, которые подходят по схеме (ребенок, дедушка).
    стр. 27 учебника (давай подумаем)
    – Найдите лишнее слово в каждой строке и докажите.
    1 строка – часть, шинель – 3 склонения, а остальные – 2 склонения.
    2 строка – шампунь, тюль – 2 склонения, а остальные – 3 склонения.
    Работа в парах.
    а) – записать 2 сущ. м. р. 1 и 2 склонения;
    б) – записать 2 сущ. ж. р. 1 и 3 склонения.
    – Обсудите, какие слова вы запишите.
    – Проверяем.

    6. Диагностика (дифференцированно)

    Низкий уровень:
    Определить род имен существительных.
    а) сахар, кот, мост –
    б) тетя,луна,лошадь –
    Найди лишнее слово:
    диван, стул, дверь, шкаф, стол.
    Определи склонение имен существительных.
    а) лень, рожь, мышь –
    б) озеро, стол, животное –
    Средний уровень :
    Отметь + все имена сущ. м. р.
    а) ладонь
    б) огонь
    в) окунь
    г) ткань
    д) пень
    Отметь + все имена сущ. с. р.
    а) поле
    б) сравнение
    в) скорость
    г) чувство
    д) санаторий
    Отметь + все сущ. 3 склонения.
    а) молодежь
    б) конь
    в) день
    г) огонь
    д) горечь
    4. Отметь + все сущ. 1 сконения.
    а) дядя
    б) страна
    в) семья
    г) зеркало
    д) Степа
    Высокий уровень.
    Отметь + все сущ. м. р.
    а) соболь
    б) метель
    в) уголь
    г) рояль
    д) соль
    Отметь + все сущ. с. р.
    а) гербарий
    б) облако
    в) уравнение
    г) письмо
    д) полет
    Отметь + все сущ. 3 склонения.
    а) зверь
    б) метель
    в) уголь
    г) олень
    д) радость
    Отметь + все сущ. не 1-го склонения.
    а) свекла
    б) дедушка
    в) рог
    г) земля
    д) Коля

    7. Домашнее задание

    Запишите по 5 имен сущ. 1, 2, 3 склонения.

    8. Итог

    О каком новом грамматическом признаке имени сущ. мы сегодня узнали на уроке?
    – Как определить склонение имени сущ.?
    – Что запомнили?
    ЛИТЕРАТУРА.
    «Программа четырехлетней начальной школы». Москва, «Вентана-Граф», 2004 г.
    С. В. Иванов, А. О. Евдокимова. Учебник «Русский язык. 3 класс» Москва, «Вентана-Граф», 2005 г.
    Журнал «Начальная школа» 2004 г. № 1, 5; 2005 г. № 10.
    Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». Москва, «Владос», Гуманитарный издательский центр, 2003 г.
    8.03.2009

  2. maksimovich Ответить

    Разделы:
    Начальная школа
    Класс:
    #}
    1.Проверка готовности к уроку: тетради,
    пеналы (простые карандаши, красный карандаш,
    листочки со стихотворением).
    2.Приветствие гостей.

    3
    . Сегодняшний урок мы начнем с повторения
    пройденного
    . Откройте тетради, отступите две
    линейки, запишите сегодняшнее число. На
    следующей строке запишите: Классная работа.
    Послушайте строки из стихотворения А.С.Пушкина:
    Москва… как много в этом звуке
    Для сердца русского слилось!
    Как вы думаете, почему автор так отозвался о
    нашем городе? Давайте запишем эти строки (это
    наши сегодняшние строки чистописания). Будем
    писать не только правильно, но и очень красиво.
    Найдите в этих строчках сложные места (знакомые
    уже нам с вами орфограммы) и отметьте их.
    (Самостоятельная работа).
    С какими орфограммами мы здесь столкнулись?
    (словарные слова, непроизносимая согласная,
    удвоенные согласные, безударная гласная в корне
    слова).

    4.
    Тема. Попробуйте догадаться, о какой
    части речи сегодня пойдет разговор на уроке:
    Давно живу я в мире этом,
    Даю названия предметам.
    Речь пойдет об имени существительном. Ой, я
    совсем забыла, мне сегодня пришло письмо от
    знакомого из Германии. Мне бы очень хотелось
    поделиться с вами своей радостью. Послушайте
    письмо и подумайте, все ли правильно в письме:

    Москва – красивый город. Я не могу забыть
    Москва. Я помню, как мы гуляли вечером по Москва.
    Мой родной город меньше Москва. Москва можно
    гордиться. Я часто думаю о Москва. Шлю привет из
    Германии, твой Матиас.

    В письме допущены ошибки, мы их услышали. В
    конце сегодняшнего урока мне бы хотелось, чтобы
    вы смогли мне ответить на вопрос: “Что не знал
    Матиас о секретах русского языка?”
    5. Работа над новым материалом. Положите
    перед собой листочки, на которых написано
    стихотворение. Прочитайте его про себя.
    У норы добычи ждет,
    Притаившись, серый кот.
    Мышь осталась без хвоста,
    Вырываясь от кота.
    А теперь и за версту
    Не приблизится к коту.
    Крыса старая – и та,
    Видя грозного кота,
    Убежит в нору под дом,
    Чтоб не встретиться с котом.
    Там сидит и в темноте
    Вспоминает о коте.
    (А.Грачев)

    Этапы работы:

    читаем вслух (о ком это стихотворение) – на
    доске появляется картинка кота;
    находим в стихотворении слово, которое
    изменяется: кот;
    проговариваем все формы этого слова (кот, кота,
    коту, с котом, о коте);
    находим слова, с которыми связано слово кот (эти
    слова подчеркнуты);
    ставим вопросы от этих слов к существительному
    кот и записываем их в тетрадь:

    ждет (кто?) кот
    вырываясь (от кого?) от кота
    не приблизится (к кому?) к коту
    видя (кого?) кота
    не встретиться (с кем?) с котом
    вспоминает (о ком?) о коте

    выделяем ту часть слова, которая изменяется
    (окончание).
    Для чего изменялись окончания? Окончания имен
    существительных изменяются в связи с другими
    словами в предложении.

    Кот, кота, коту, котом, о коте – формы одного и
    того же слова. Такие формы называются падежными.
    В русском языке 6 падежей.
    На доске:

  3. Malaran Ответить

    Ед. число
    Мн. число
    И. п.
    Рысь,
    Мать,
    Новость,
    Гроздь
    Рыси,
    Матери,
    Новости,
    Грози
    Р. п.
    Рыси,
    Матери,
    Новости,
    Грози
    Рысей,
    Матерей,
    Новостей,
    Гроздей
    Д. п.
    Рыси,
    Матери,
    Новости,
    Грози
    Рысям,
    Матерям,
    Новостям,
    Гроздям
    В. п.
    Рысь,
    Мать,
    Новость,
    Гроздь
    Рысей,
    Матерей,
    Новости,
    Грозди
    Т. п.
    Рысью,
    Матерью,
    Новостью,
    Гроздью
    Рысями,
    Матерями,
    Новостями,
    Гроздями
    П. п.
    О рыси,
    О матери,
    О новости,
    О грозди
    О рысях,
    О матерях,
    О новостях,
    О гроздях

  4. tyryshkinaolga12 Ответить

     
    I склонение
    II склонение
    III склонение
    Ед. число
    Мн. число
    Ед. число
    Мн. число
    Ед. число
    Мн. число
    И. п.
    Подруга,
    Армия,
    Мужчина,
    Лакомка
    Подруги,
    Армии,
    Мужчины,
    Лакомки
    Актер,
    Огонь,
    Письмо,
    Блюдце,
    Здание
    Актеры,
    Карандаши
    Письма,
    Блюдца,
    Здания
    Пустошь,
    Мышь,
    Лошадь,
    Новость
    Мыши,
    Лошади,
    Новости
    Р. п.
    Подруги,
    Армии,
    Мужчины,
    Лакомки
    Подруг,
    Армий,
    Мужчин,
    Лакомок
    Актера,
    Огня,
    Письма,
    Блюдца,
    Здания
    Актеров,
    Карандашей,
    Писем,
    Блюдец,
    Зданий
    Пустоши,
    Мыши,
    Лошади,
    Новости
    Мышей,
    Лошадей,
    Новостей
    Д. п.
    Подруге,
    Армии,
    Мужчине,
    Лакомке
    Подругам,
    Армиям,
    Мужчинам,
    Лакомкам
    Актеру,
    Огню,
    Письму,
    Блюдцу,
    Зданию
    Актерам,
    Карандашам,
    Письмам,
    Блюдцам,
    Зданиям
    Пустоши,
    Мыши,
    Лошади,
    Новости 
    Мышам,
    Лошадям,
    Новостям
    В. п.
    Подругу,
    Армию,
    Мужчину,
    Лакомку
    Подруг,
    Армии,
    Мужчин,
    Лакомок
    Актера,
    Огонь,
    Письмо,
    Блюдце,
    Здание
    Актеров,
    Карандаши,
    Письма,
    Блюдца,
    Здания
    Пустошь,
    Мышь,
    Лошадь,
    Новость
    Мышей,
    Лошадей,
    Новости
    Т. п.
    Подругой,
    Армией,
    Мужчиной,
    Лакомкой
    Подругами,
    Армиями,
    Мужчинами,
    Лакомками
    Актером,
    Огнем,
    Письмом,
    Блюдцем,
    Зданием
    Актерами,
    Карандашами,
    Письмами,
    Блюдцами,
    Зданиями
    Пустошью,
    Мышью
    Лошадью,
    Новостью
     
    Мышами,
    Лошадями,
    Новостями
    П. п.
    О подруге,
    Об армии,
    О мужчине,
    О лакомке
    О подругах,
    Об армиях,
    О мужчинах,
    О лакомках
    Об актере,
    Об огне,
    О письме,
    О блюдце,
    О здании
    Об актерах,
    О карандашах,
    О письмах,
    О блюдцах,
    О зданиях
    О пустоши,
    О мыши,
    О лошади,
    О мыши
     
    О мышах,
    О лошадях,
    О новостях

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *