Что такое склонение имен существительных 4 класс?

12 ответов на вопрос “Что такое склонение имен существительных 4 класс?”

  1. Laihuginn Ответить

    – По каким признакам мы сгруппировали
    существительные?
    (По роду и окончанию)
    – С помощью рода и окончания существительного
    мы можем определить его склонение.
    Существительные бывают первого, второго и
    третьего склонения.
    – Сделайте вывод, какие существительные
    относятся к первому склонению, ко второму
    склонению, и к третьему склонению.

    Вывод:
    К первому склонению
    относятся существительные женского и мужского
    рода с окончаниями – а, – я в именительном
    падеже.
    Ко второму склонению относятся
    существительные мужского рода с нулевым
    окончанием и среднего рода с окончаниями – о, -е
    в именительном падеже.
    К третьему склонению относятся
    существительные женского рода с мягким знаком на
    конце в именительном падеже.

    8. Работа с правилом.

    – Проверим, правильно ли мы рассуждаем.
    Откройте учебник на странице 88. Прочитайте
    правило.
    (Первичное чтение “про себя”, вторично читает
    ученик)
    – Кто попробует рассказать правило наизусть?

    9. Упражнение в определении склонения имен
    существительных.

    Определите склонение следующих
    существительных: яблоко, ягода, молоко, лошадь,
    товарищ, книга, письмо.

    10. Составление алгоритма действий при
    определении склонения имени существительного.

    – Как определить склонение имени
    существительного в именительном падеже?

    Алгоритм действий при определении склонения
    имени существительного

    Чтобы определить склонение имени
    существительного, нужно:
    Определить род.
    Выделить окончание существительного в
    именительном падеже единственного числа.
    По роду и по окончанию определить склонение.
    Образец рассуждения.

    Тетрадь
    – она, моя – существительное
    женского рода с ь на конце; в именительном
    падеже единственного числа нулевое окончание;
    значит существительное тетрадь третьего
    склонения.

    11. Физминутка.

    – Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать.
    Если это существительное 1скл., вы должны
    присесть, руки вперёд. Если это существительное 2
    скл. – наклон вперёд, руки должны достать
    носочки. Если 3 скл. – подпрыгнуть.
    1.
    Кто ни в жару, ни в стужу
    Не снимает шубу?
    (Баран)
    2.
    Кто на ветке шишки грыз,
    И бросал объедки вниз?
    (Белка)
    3.
    В поле лестница лежит,
    Дом по лестнице бежит.
    (Поезд)
    4.
    Закружу, заверчу,
    В небеса улечу.
    (Вертолёт)
    5.
    Ящик на коленях пляшет –
    То поёт, то горько плачет.
    (Гармонь)
    6.
    Никого не обижает,
    А её все толкают.
    (Дверь)
    7.
    Много рук, а нога одна.
    (Дерево)
    8.
    Колюч, да не ёж.
    (Ёрш)
    9.
    Шесть ног без копыт,
    Летит – жужжит,
    Упадёт – землю роет.
    (Жук)
    10.
    По земле ползёт,
    А к себе не подпускает.
    (Змея)
    11.
    Закутан ребёнок в сто пелёнок.
    (Капуста)
    12.
    Над домами и дорожками
    Висит кусок лепёшки.
    (Луна)

    12. Работа с учебником.

    – Прочитайте задание к упражнению.
    (Первичное чтение “про себя”, вторично читает
    ученик)
    – Какие задания мы должны выполнить?
    (Определить падеж каждого существительного.
    Написать существительные в три столбика по
    склонениям)
    Работа с комментированием.
    Проверка. Прочитайте существительные первого
    склонения. Прочитайте существительные второго
    склонения. Прочитайте существительные третьего
    склонения.

    13. Разноуровневая самостоятельная работа.

    – Теперь проверим, на каком уровне каждый
    ученик усвоил материал. Прочитайте задания на
    карточках. Выберите карточку, с заданием которой
    вы справитесь.

    Уровень 1.

    Спиши существительные. Укажи склонение.

    Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник,
    погода, поляна, помощь.
    Уровень 2.

    Выпиши существительные 3 склонения.

    Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль,
    морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень,
    боль, площадь.
    Уровень 3.

    Подберите и запишите к словам синонимы.
    Определите склонение всех имён существительных.
    Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.
    Проверка.

    14. Итог урока.

    – Вернёмся к решению той проблемы, которая была
    поставлена в начале урока: почему в словах по
    улице, по площади
    разные окончания?
    (Существительное улица первого склонения,
    существительное площадь третьего склонения)
    – С какой целью необходимо научиться узнавать
    склонение существительных?
    (Чтобы правильно писать окончание
    существительного)
    – Это мы изучим на следующих уроках.
    Приложение 1.
    Список используемых ресурсов.
    http://www.it-n.ru “Сеть
    творческих учителей”
    http://www.wikikurgan.orbitel.ru
    http://www.nachalka.com
    festival.1september.ru “Открытый урок” – фестиваль
    педагогических идей
    Я.Ш. Гараева “Поурочные разработки по русскому
    языку” – Москва; “Вако” – 2007 г.
    Т.Г. Рамзаева учебник “Русский язык” 4 класс –
    Москва “Дрофа”
    17.02.2011

  2. Niga_TV Ответить

    4 класс
    Предмет: русский язык.
    Тема:  Что такое склонение? Три склонения имён существительных.
    Тип урока:  изучение нового материала.
    Форма организации: индивидуальная, парная.
    Цель и задачи урока:
    Познакомить учащихся с тремя склонениями имён существительных;
    Формировать умение определять склонение имён существительных по окончанию и роду;
    Развивать речь и обогащать словарный запас, орфографическую зоркость, зрительную и слуховую память;
    Воспитывать интерес к русскому языку
    Оборудование:  раздаточный материал, толковый словарь, учебник «Русский язык 4 класс»,
    Деятельность учителя
    Деятельность ученика
    Самоопределение к деятельности. Орг. момент.
    -Солнце на небе проснулось, нам, ребята улыбнулось. Глазки тихо закрываем, руки к небу поднимаем. Лучик солнышка возьмём и к сердечку поднесём.
    – Вы чувствуете солнечное  тепло? Откройте глазки. Пусть сегодня на уроке благоприятствует тёплая дружеская атмосфера.
    Настрой на урок.
    Актуализация знаний, мотивация.
    – Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
    – Чистописание.
    – Молодцы!
    – Закройте тетради. Мы подготовили руку для дальнейшей работы. А сейчас поиграем в игру « Узнай падеж». Возьмите карточку, лежащую у вас на парте. На карточке записаны вопросы или вспомогательные слова ,или предлоги, а вы должны определить падеж (парная работа).
    – Озвучьте свои ответы.
    Работают в тетради.
    Читают задание и выполняют.
    Называют падеж.
    – Какую часть речи мы можем изменить по падежам?
    – Вспомните и расскажите всё, что вы знаете о ней.
    – Как вы думаете всё ли вы знаете об имени существительном?
    -Имя существительное.
    Нет.
    Постановка учебной задачи.
    -Тогда сегодня откроем ещё одну тайну этой удивительной части речи.
    – А для того чтобы отгадать самое главное слово нашего урока, нужно разгадать ребус.
    л=кл                               2,3,4,2
                 
    – Молодцы!
    -Откройте учебник и прочитайте название раздела.
    – Подберите однокоренные слова к слову склонение.
    – Сформулируйте вопросы, возникающие после прочтения названия раздела.
    – Прочитайте предложение.
    Старая женщина волновалась о сестре и дочери.
    – Найдите однородные члены в этом предложении.
    – Определите их род, число, падеж.
    – Выделите окончания.
    – Какие вопросы возникают?
    -Прочитайте ещё одно предложение.
    Я часто вспоминаю , как мы ходили в поход с моим отцом и дядей.
    – Найдите однородные члены в этом предложении.
    – Определите их род, число, падеж.
    – Выделите окончания.
    – Какие вопросы возникают?
    Физкультминутка
    Склонение.
    -Три склонения имён существительных.
    -Склониться, поклон, склонённый.
    -Что такое склонение?
    -Какие это три склонения, в чём их различие?
    О сестре, дочери
    О сестре (ж.р.,ед.ч.,пр.п.)
    О дочери (ж.р.,ед.ч.,пр.п.).
    – Почему у существительных, стоящих в том же роде ,числе и падеже окончания разные?
    С отцом и дядей
    С отцом (м.р.,ед.ч.,т.п.)
    С дядей (м.р.,ед.ч.,т.п.)
    – Почему у существительных, стоящих в том же роде ,числе и падеже окончания разные?
    Решение учебной задачи.
    – Для того чтобы ответить на поставленные вопросы я предлагаю вам провести наблюдение и вывести один из законов русского языка.
    -Вспомните, какие окончания у существительных м.р.,ср.р.,ж.р. в Им.п.
    – Сделайте вывод.
    -Работа в группах.
    1 группа Измените по падежам сущ. ж.р. страна, земля. Выпишите окончания и сравните их. Сделайте вывод.
    2 группа Измените по падежам сущ.. м.р. Слава и дядя. Выпишите окончания и сравните их. Сделайте вывод.
    3 группа Измените по падежам сущ. ср.р. окно, поле, огонь. Выпишите окончания и сравните их. Сделайте вывод.
    4  группа Измените по падежам сущ.ж.р. печь и степь. Выпишите окончания и сравните их. Сделайте вывод.
    – Сравните падежные окончания сущ.м.р. и ж.р. с окончанием –а,-я в начальной форме.
    – Можно ли их отнести к одной и той же группе  имён существительных.
    -Сколько групп имён существительных, у которых однотипные окончания в одинаковых падежах.
    – Как иначе можно назвать эти группы слов?
    – Сколько склонений в русском языке?
    – Прочитай про себя определение на с.141.
    – Что значит просклонять слово?
    – Просклоняйте слово точка.
    – К какому склонению вы его отнесёте?
    – Назовите , по каким признакам определяем склонение имён существительных?
    – Как вы понимаете слова однотипные?
    – Ответьте на вопросы 2,4 на с.141-142
    -Давайте ещё раз посмотрим на предложения в начале урока.
    – Почему у слов разные окончания, хотя род и падеж один и тот же?
    – Как определить склонение? Что для этого нужно сделать?
    М.р. ?    а      я
    Ж.р. а     я     ?
    Ср.р. о    е
    -Вывод: У имён сущ. Ж.р. и м.р. могут быть одинаковые ? в начальной форме, только по разному распределяются (в м.р.- чаще ?, а в ж.р.- а,я).
    -Представляют свою работу по группам.
    -У сущ.в м.р.и.ж.р. одинаковые падежные окончания.
    -Да.
    -Три группы.
    -К первой группе относятся имена существительные м.р.и.ж.р. с окончаниями –а,-я.
    – Ко второй группе существительные м.р с ? и ср.р. с –о,-е.
    – К третьей группе существительные ж.р. с ? и мягким знаком на конце.
    -Склонения.
    -Три.
    -Изменить по падежам и числам.
    -К 1 склонению
    -По роду и окончанию в начальной форме.
    – Одинаковые, но могут быть выражены разными буквами, передающими и те же звуки, например а/я,у/ю.
    – Они относятся к разным склонениям.
    Поставить слово в начальную форму – И.п.,ед.ч.
    Определить род и окончание.
    Определить склонение.
    5.Первичное закрепление. (Применение на практике).
    – Откройте учебник с. 142
    – Выполним упражнение 159 (с устным объяснение).
    – Капитан – н.ф. капитан, м.р., окончание- ?, следовательно, это существительное 2-го склонения и т.д.
    6.Обобщение усвоенного.
    – Кто сможет записать опорные (ключевые) слова для определения склонения имён существительных?
    Им.п.
    Ед.ч.
    Род
    Окончание
    7.Рефлексия.
    – Ребята выскажите одним предложением, выбирая начало фразы.
    1.сегодня я узнал…
    2.было интересно…
    3.было трудно…
    4.я выполнял задания…
    5.я понял, что…
    6. теперь я могу…
    7. я почувствовал, что…
    8. я приобрел…
    я научился…
    10.у меня получилось …
    11.я смог…
    12.я попробую…
    13.меня удивило…
    14.урок дал мне для жизни…
    15.мне захотелось…
    -Ребята по одному высказывают своё мнение.
    8.Домашнее задание.
    С.12 упр.1 (книга 2)

  3. Morn Ответить

    Ед. число
    Мн. число
    И. п.
    Рысь,
    Мать,
    Новость,
    Гроздь
    Рыси,
    Матери,
    Новости,
    Грози
    Р. п.
    Рыси,
    Матери,
    Новости,
    Грози
    Рысей,
    Матерей,
    Новостей,
    Гроздей
    Д. п.
    Рыси,
    Матери,
    Новости,
    Грози
    Рысям,
    Матерям,
    Новостям,
    Гроздям
    В. п.
    Рысь,
    Мать,
    Новость,
    Гроздь
    Рысей,
    Матерей,
    Новости,
    Грозди
    Т. п.
    Рысью,
    Матерью,
    Новостью,
    Гроздью
    Рысями,
    Матерями,
    Новостями,
    Гроздями
    П. п.
    О рыси,
    О матери,
    О новости,
    О грозди
    О рысях,
    О матерях,
    О новостях,
    О гроздях

  4. Kulagar Ответить

    Русский язык. 4 класс. Образовательная система « Школа 2100»
    Тема урока: Развитие умения определять склонение имён существительных.
    Тип урока. Урок развития умений.
    Цель как деятельность учеников:
    М/п: развитие умений преобразовывать информацию из одного вида в другой, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи.
    6ЛР: развитие умения определять склонение имён существительных со сходными признаками( оканчивающимися на ь с          , группировать слова по склонениям)
    Ход урока.
    I. Оргмомент.
    II. Языковая разминка.
    Запись под диктовку и обозначение орфограмм.
    В лесу пахло кашкой, мятой, липой, сосной, малиной.
    Синтаксический разбор предложения
    Выписать существительные, определить род ,склонение.
    Составить с этими существительными словосочетания сущ. + глаг.
    III. Актуализация изученного.
    Беседа-опрос в форме игры « Правильно-неправильно».
    – Учитель предлагает оценить каждое высказывание. Если оно правильное, дети ставят «+», если неправильное  – ставят «-»
    а) Склонение – это изменение имён существительных по падежам в ед. и мн . числе.
    б) В русском языке 5 падежей.
    в) В русском языке 3 склонения: женское, мужское, среднее.
    г) Склонение – это постоянный  признак существительного.
    д) Одно и то же имя существительное может относиться к разным склонениям.
    Взаимопроверка.
    Сравнительная характеристика признаков слонений.
    Задания выводятся на экран с помощью мультимедийного проектора.
    Работа в группах.
    Переставьте буквы в словах и вы получите новые, определите склонение и тех и других. Устно составьте предложение с этими словами и  укажите падеж.
    1 группа. Слова тьма, банка.
    2 группа. Слова кукла, кочан.
    3 группа. Слова шлюпка, мошкара.
    4 группа. Слова волос , ямка.
    Что нужно помнить при определении склонения имён существительных ?
    IV. Развитие учебно-языковых и речевых умений.
    1. Упр. 161-164.
    V. Рефлексия.
    Соберите «урожай» овощей и фруктов, разложив их названия в 3 корзины: запишите в один столбик существительные (названия овощей и фруктов) I склонения, в средний- II, в последний- III.  С одним существительным I склонения составьте три предложения, употребив это слово в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.
    Взаимопроверка. Самооценка.
    VI. Итог урока.
    Назовите опорные (ключевые) слова для определения склонения имён существительных  (И. п., ед. ч., род, окончание.)
    VII.  Домашнее задание.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для Niga_TV Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *