Что такое следственный комитет и чем занимается?

12 ответов на вопрос “Что такое следственный комитет и чем занимается?”

  1. Анжелка Ответить

    Основная функция органов СК – это осуществление действий по следствию и дознанию. За последние годы ведомством были раскрыты громкие и самые сложные преступления, а также благодаря участию сотрудников СК были разрешены ряд экономических и политических задач.

    Эффективность деятельности той или иной организации напрямую зависит от ее устройства. При составлении закона о формировании СК разработчики постарались создать централизованную систему, действующую на основе подчинения руководителей отделений председателю СК. О том, чем занимается следственный комитет, каковы принципы его работы, прописаны нормы в ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 403-ФЗ. Согласно пунктам этой статьи, СК РФ имеет следующее устройство:
    Непосредственное руководство над структурами осуществляется председателем Следственного комитета. Его распоряжения через нижестоящих сотрудников доходят непосредственно до следователей.
    Вся деятельность СК осуществляется независимо от других федеральных органов страны, субъектов РФ или местного самоуправления. На работу СК не могут влиять никакие общественные и иные организации.
    Все действия СК должны быть оглашены при условии, что не нарушаются права и свободы человека и данные действия не противоречат законодательству РФ.
    Об итогах своей работы органы СК обязаны докладывать в федеральные органы гос. власти.
    Все комитеты, органы и отделы СК являются юридическими организациями и имеют специальную печать с гербом и с полным своим наименованием. Единая система включает, помимо центрального органа, следственные органы, следственные комитеты в регионах страны (территориальные и военные). А также в структуру СК РФ входят образовательные учреждения, научные центры и иные подразделения, на которые возложено выполнение некоторых обязанностей СК РФ.

  2. Ballarin Ответить

    Автор: Виктор, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 12 марта 2019. Время чтения 4 мин.
    Объективное и оперативное расследование преступлений, защита прав, свобод и законных интересов человека, обеспечение общественного порядка — вот главные задачи Следственного комитета России. При выполнении возложенных функций сотрудники ведомства обязаны соблюдать нормативные документы, права граждан и не допускать превышения полномочий.
    В соответствии с нормативными документами, Следственный комитет РФ занимается осуществлением полномочий в области уголовного судопроизводства. Расследование резонансных и тяжких преступлений, защита прав и свобод граждан, совершенствование правовой базы в сфере компетенции и процессуальный контроль над работой следователей СК — вот ключевые аспекты деятельности ведомства.

    Общие сведения

    Таблица 1. Справочная информация по ведомству
    Полное наименование Основная задача Руководитель (наименование должности и личные данные) Кому подконтрольно учреждение Официальный сайт Следственный комитет Российской Федерации Расследование преступлений, обеспечение соблюдения прав и свобод граждан, контроль над деятельностью следственных органов СК Председатель Бастрыкин Александр Иванович Президент РФ https://sledcom.ru

    Чем занимается Следственный комитет РФ

    Задачами ведомства являются:
    расследование подследственных преступлений (убийство, принуждение к изъятию органов человека для трансплантации, похищение человека, клевета в отношении судьи, прокурора, судебного пристава, все тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними и прочее) максимально оперативно и качественно;
    надзор за деятельностью следователей СК;
    защита прав и свобод граждан, обеспечение законного порядка приема, регистрации, проверки сообщений о преступлении;
    совершенствование нормативной базы в сфере деятельности (например, внесение предложений по изменению каких-либо положений кодексов, законов).
    При выполнении возложенных задач сотрудники ведомства руководствуются Конституцией Российской Федерации и иными правовыми документами.

  3. Dagdanadar Ответить

    Постараюсь ответить кратко и емко, за употребление специальной терминологии заранее прошу прощения.
    Если совсем условно, то Следственный комитет занимается расследованием преступлений, а что сюда входит — указано в УПК. Полиция (в моей стране это все-таки милиция) занимается множеством разнообразных дел: охрана правопорядка, служба УИ ( участковые-инспектора), ИДН (инспекция по делам несовершеннолетних), ОБЭП, уголовный розыск и т.д.
    Главное, что стоит понимать — возбуждают уголовные дела и расследуют их не сотрудники полиции, а следователь/прокурор. Полиция проводит проверку и направляет собранный материал в СК, где следователь решает, возбудить либо отказать в ВУД. В случае, когда дело возбуждено, следователь берет весь процесс под свой контроль и свою ответственность. Он может давать поручения сотрудникам полиции, уголовного розыска, обязательно выезжает на место преступления в составе СОГ (следственно-оперативная группа). Проводит полное и всестороннее расследование преступления.
    В предыдущем ответе девушка указала, что СК не занимается обычными рядовыми случаями. Это не совсем так: добрая половина всех расследуемых дел составляют хищения, где ущерб не слишком-то и велик. Естественно, есть и убийства, и мошенничества, и прочие преступления.
    Следственный комитет осуществляет деятельность по расследованию преступлений, а Полиция — профилактику, предупреждение преступности, осуществляет административную преюдицию.

  4. Doomsmith Ответить

    Автор: Наталья Павленко. Кандидат экономических наук, род деятельности: преподаватель. Дата: 31 августа 2019. Время чтения 4 мин.
    СК России занимается расследованием преступлений, возбуждением уголовных дел, криминалистикой, пресечением противоправных действий, защитой прав и свобод человека и гражданина. Орган существует с 2011 года. Председатель ? генерал юстиции Александр Иванович Бастрыкин.
    Следственный комитет Российской Федерации – это госведомство, занимающееся сферой уголовного судопроизводства. Это целостная структура, построенная по жесткому иерархическому признаку, подчиняющаяся Председателю СКР России. Руководство деятельностью осуществляет Президент страны.
    Таблица 1. Основная информация о ведомстве
    Название Следственный комитет Российской Федерации (СК РФ, СКР) Задачи Занимается вопросами уголовного судопроизводства Глава службы Председатель ? Бастрыкин Александр Иванович Кому подчиняется Президент РФ Сайт https://sledcom.ru/

  5. Balladosius Ответить

    вам какой-то следователь с манией величия попался. СК-тяжкие, особо тяжкие преступления, преступления в отношении несовершеннолетних/совершенные несовершеннолетними, должностные преступления. Это, так сказать, простыми словами. Более подробно написано в ст.ст. 150, 151 УПК РФ. Административными правонарушениями, гражданско-правовыми спорами СК не занимается, юридические консультации в этой части не дает. Преступления небольшой тяжести, средней тяжести, а также административные правонарушения — МВД. Опять же, это простыми словами, более подробно написано в законе. Прокуратура не занимается расследованием уголовных дел, является надзорным органом, то есть проверяет законность и обоснованность принятых как в СК, так и в МВД, решений, выступает в роли государственного обвинителя в судах (это что касается уголовного процесса). Кроме того, прокуратура осуществляет «общий надзор» — сюда что угодно, например, споры с работодателем — заявление: «прошу проверить законность принятого решение», не нравится решение следователя/дознавателя — заявление: «прошу проверить законность принятого решени». Таким образом, если вы хотите сообщить о тяжком, особо тяжком или должностном преступлении — заявление в СК, можно написать заявление в прокуратуру, будет направлено в СК. О совершенном административном правонарушении, преступлении небольшой и средней тяжести — заявление в МВД. Вообще, в принципе, заявление можно писать в любой из вышеперечисленных органов, в дальнейшем оно будет перенаправлено по подследственности или подведомственности. Если говорить отдельно про запуск механизма, то это происходит только тогда, когда в производстве дознавателя или следователя (не важно, СК, МВД, ФСБ) имеется материал доследственной проверки или возбужденное уголовное дело, по которым необходимо принимать процессуальное решение, то есть если из СК заявление передано в МВД, то следователь СК не будет в дальнейшем проверять работу следователя/дознавателя МВД. Таких полномочий нет. Коротко про «отписки» — на самом деле правильнее будет назвать это «уведомление о принятом решении», необходимо для того, чтобы вы могли обжаловать указанное решение, и знали, что с вашим заявлением, а не так, что просто кто-то бумажку положил на стол, и забыл. Кроме того, во всех процессах, будь то уголовный, гражданский или административный, имеются свои сроки, предусмотренные законом. Уф…выводы: 1.не стоит верить каждому, люди разные бывают в жизни. Даже если это работник правоохранительных органов, он все равно остается человеком; 2.заявление писать можно в любой орган, они разберутся, но это съест время, напрямую быстрее; 3.перед написанием заявления полезно проконсультироваться у юриста, в том числе у прокурора и руководителя следственного отдела, имеется механизм «прием граждан». Я надеюсь, что стало понятнее. споры о справедливости, и эффективности работы всей системы прошу не начинать. Пост и коммент не для этого, как мне кажется.
    Кстати говоря, у всех органов имеются оф. сайты, каналы в ютубе, профили в инстаграмме, кто и как работает, можно посмотреть там:)

  6. ORO Ответить

    Впервые в России следственное ведомство было создано в 1713 г. в ходе судебной реформы Петра I. В ходе этой реформы уголовный процесс был разделен на две стадии: предварительного расследования и судебного разбирательства.

    Первыми специализированными следственными органами были «майорские канцелярии». Они должны были расследовать дела государственной важности, в первую очередь это были дела о коррупционных преступлениях, которые совершались высокопоставленными должностными лицами (казнокрадство, мошенничество, взяточничество).
    «Майорские канцелярии» были справедливы и объективны при преследовании должностных лиц, так как напрямую подчинялись императору и не зависели от иных высших органов власти государства.

    Основные задачи Следственного комитета

    Что касается основных задач СК РФ в наше время, то к ним относятся такие задачи:
    качественное и быстрое расследование преступлений;
    обеспечение законности и соблюдение порядка стадий уголовного процесса;
    защита прав и свобод граждан;
    ведение наблюдения за деятельностью СК и его должностными лицами;
    нахождение обстоятельств, которые способствовали совершению преступлений, и введение мер по их устранению;
    ведение международного сотрудничества;
    усовершенствование нормативно-правового регулирования;
    предоставление отчетности о совершенной следственной работе.
    Данные задачи осуществляются только в пределах предоставленных СК РФ полномочий, которые входят в компетенцию его сотрудников.

    Структура и глава СК РФ

    СК РФ возглавляет его председатель. На данный момент главным в СК РФ является Бастрыкин Александр Иванович. У него имеется пять заместителей: Сорочкин Александр Сергеевич, Леоненко Елена Евгеньевна, Федоров Александр Вячеславович, Лазутов Илья Валерьевич и Краснов Игорь Викторович.

    Штаб-квартира находится по адресу: город Москва, Технический переулок, дом 2.
    В состав СК РФ входит Центральный аппарат, который состоит из многих других различных управлений. Насчитывается 16 управлений, которые в свою очередь так же делятся на управления и отделы.
    Следующим звеном в составе СК РФ являются управления по субъектам РФ, а ниже располагаются управления по муниципальным образованиям РФ.
    Еще в структуру СК РФ вошли организации, которые оказывают содействие СК РФ в сфере образования, науки, спорта, санаторно-курортные организации, и многие другие.

    Принципы деятельности СК РФ

    Одним из принципов работы СК РФ является то, что он реализовывает свои полномочия самостоятельно, не подчиняясь при этом каким-либо другим органам. Сотрудники СК РФ своими действиями не должны нарушать права и свободы человека и обязаны доводить информацию о своей выполненной работе до органов власти, а также до народа РФ.

    Чем занимается СК РФ

    Многие считают, что СК и полиция это одно и тоже, но не стоит их путать.

    СК РФ занимается расследованием преступлений уголовной направленности, осуществляет защиту прав и свобод граждан. А вот полиция занимается приемом сообщений и их проверкой, также профилактикой преступлений и всеми силами способствует их предотвращению.
    В связи с этим проводятся различные мероприятия, профилактические беседы в школьных и дошкольных учреждениях, призывающие соблюдать закон. Такие мероприятия помогают молодежи стать грамотнее в правовом отношении, а также научат нести ответственность за свои действия.

  7. Ironconjuror Ответить

    Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.

    Именной указ от 25 июля 1713 г. об основании
    следственной канцелярии М.И. Волконского.
    Подлинник. Подпись-автограф Петра I

    (РГИА.Ф. 1329. Оп.1.Кн.27.Л.1)
    В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).
    Как отмечают историки, в первой четверти XVIII в. внимание этих органов привлекли 11 из 23 российских сенаторов. Непосредственная подчиненность главе государства и независимость от иных высших органов государственной власти позволили обеспечить объективность и беспристрастность «майорских» следственных канцелярий при осуществлении уголовного преследования должностных лиц.
    Современники отмечают, что даже Сенат не осмеливался вмешаться в деятельность «майорской» канцелярии. Так, согласно протоколу заседания Сената от 17 октября 1722 г., рассмотрев обращение Святейшего Синода с жалобой на действия представителя следственной канцелярии И.И. Дмитриева-Мамонова, сенаторы распорядились: «Ответствовать, что понеже оныя канцелярии Сенату не подчинены, того ради им, Правительствующему Сенату, о том и рассуждения никакого определить не надлежит».
    Таким образом, при Петре I впервые была сформирована концепция вневедомственного предварительного следствия. В соответствии с ней следственный аппарат рассматривался как правоохранительное ведомство, специализирующееся исключительно на расследовании наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства, и наделенное в связи с этим широкими процессуальными полномочиями, самостоятельностью и организационной независимостью от других органов государственной власти.
    К сожалению, после смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта.
    Впоследствии, на протяжении второй четверти XVIII – начала XIX в. происходила деформация заложенных Петром I основ модели независимого вневедомственного следствия.
    После упразднения следственных канцелярий функция предварительного следствия стала рассматриваться как рядовая процессуальная форма досудебного производства по всем категориям уголовных дел вне зависимости от степени и характера общественной опасности преступления. Вследствие такого снижения статуса предварительного следствия отпала необходимость наделения следственного аппарата особыми процессуальными полномочиями и обеспечения его такой гарантией, как организационная независимость. Поэтому с 1723 до 1860 г. расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы – Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды и основанные в 1782 г. управы благочиния. Именно с этим периодом можно связать зарождение и развитие в России так называемой административной модели организации следственного аппарата.
    Указом Александра I от 29 августа 1808 г. в г. Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810 – 1819 гг. – Министерства полиции).
    К концу XVIII в. стало очевидно, что следует более рационально расходовать объективно ограниченные следственные силы. Возникла необходимость дифференцировать формы предварительного расследования в зависимости от характера и тяжести преступления, выделив в одну группу сокращенные по времени и упрощенные по процедуре, а в другую — более длительные и сложные. Такая дифференциация была введена в 1832 г. отдельными положениями ч. 2 т. 15 Свода уголовных законов. В соответствии с ними досудебное следствие могло быть произведено в форме предварительного следствия (эта сокращенная и упрощенная процессуальная форма явилась, по сути, прообразом современного дознания) и следствия формального (данная более продолжительная и сложная процессуальная форма — прообраз современного предварительного следствия).
    Однако уже в начале XIX в. обнаружились недостатки административной модели следственного аппарата. Организационная подчиненность следственной службы руководству Министерства внутренних дел и связанная с этим незаинтересованность ведомства в уголовном преследовании должностных лиц органов государственной власти обусловили значительный рост коррупции и, как следствие, сопутствующих ей видов преступности, в первую очередь – экономической. Стало очевидным, что при такой модели организации следственный аппарат способен эффективно противостоять только общеуголовным преступлениям и не вполне приспособлен для борьбы с опасными посягательствами на основы государственности.


    Первый лист подлинника
    именного указа от 8 июня 1860 г.
    об учреждении в России
    судебных следователей

    (РГИА.Ф.1329.ОП.1.Кн.722.Л.218)
    Последний лист подлинника
    именного указа от 8 июня 1860 г.
    об учреждении в России
    судебных следователей

    (РГИА.Ф.1329.ОП.1.Кн.722.Л.223 об.)
    В связи с этим одно из направлений судебной реформы 1860 г. заключалось в поиске новых форм организации предварительного следствия, отличных от административной модели. Однако возврат к петровской вневедомственной модели предварительного следствия в тот период даже не рассматривался. Как представляется, одной из основных причин этому стало слабое влияние главы государства на происходившие в стране политические процессы.
    В итоге было принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их в организационную структуру судов. В 44 губерниях Российской империи были введены 993 должности судебных следователей.
    Этот этап развития института предварительного следствия связывается с зарождением так называемой судебной модели организации следственного аппарата в России. Эта модель легла в основу организации учрежденного немного позже аппарата военных следователей, которые согласно положениям Военно-судебного устава 1867 г. состояли при военно-окружных судах.
    В рамках названной модели следственная служба развивалась вплоть до Октябрьской революции 1917 г., когда на основании декрета от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» институт судебных следователей был упразднен. В период зарождения и становления советского государства юстиция в целом являлась одним из инструментов классовой борьбы и средством утверждения воли господствующего класса. В свете названной идеологии следственные подразделения стали создаваться практически при всех правоохранительных органах, в том числе судебных.
    Так, 22 ноября 1918 г. был образован единый следственный отдел ВЧК, а 11 августа 1921 г. —следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 г. формировались следственные подотделы либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом.
    Согласно статьям 32 и 33 Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. следственный аппарат судебной системы включал в себя следующие должности:
    1) участковых народных следователей при народных судах;
    2) старших следователей при губернских судах;
    3) следователей по важнейшим делам при Верховном Суде РСФСР;
    4) следователей по важнейшим делам при Наркомате юстиции.
    Согласно пункту 5 статьи 23 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в редакции 1923 г. к названному перечню следственных должностей были добавлены следователи военных и военно-транспортных трибуналов.
    Однако во многом под воздействием административной реформы 1923 – 1927 гг., суть которой сводилась к усилению принципа административной централизации в управлении государством, доминировавшая в 1922 г. в организации следственных органов судебная модель постепенно начала заменяться административной. Такая система в свете административной реформы виделась более управляемой.
    В 1927 г. в Московской губернии в порядке эксперимента судебные следователи были переведены в органы прокуратуры. Признав эксперимент успешным, коллегия Наркомата юстиции 12 апреля 1928 г. постановила передать «следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры по РСФСР». 3 сентября 1928 г. данное постановление Наркомата получило закрепление в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении Положения о судоустройстве РСФСР». Согласно ст. 4 постановления ЦИК и СНК СССР от 30 января 1929 г. военные следователи аналогичным образом перешли в подчинение органов военной прокуратуры.
    Таким образом, в конце 1930 годов институт судебного следствия, функционировавший в России в различных видах с 1864 г., бесповоротно прекратил свое существование. В стране окончательно утвердилась административная модель организации предварительного расследования.
    В силу статьи 2 постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1936 г. органы прокуратуры и следствия отделились от наркоматов юстиции союзных и автономных республик и перешли в исключительное подчинение прокурора СССР.
    По постановлению СНК СССР от 5 ноября 1936 г. «О структуре Прокуратуры Союза ССР» в Прокуратуре СССР был учрежден следственный отдел.
    В 1938 – 1939 гг. следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР. Следственным аппаратом располагало и созданное в апреле 1943 г. Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата обороны.
    Дальнейшее развитие следственного аппарата связано исключительно с периодическими перераспределениями функции предварительного следствия между прокуратурой и органами внутренних дел. Причем, как показывает анализ исторических предпосылок этого процесса, такое перераспределение обычно не было основано на каких-либо научных доктринах или хотя бы принципах политической целесообразности, а зависело от степени политического влияния руководителя ведомства на высшее руководство страны.
    Так, в немалой степени под вилянием Генеральной прокуратуры в ходе судебной реформы 1956 – 1964 гг. было упразднено Министерство внутренних дел. Во вновь созданном ведомстве, названном Министерством охраны общественного порядка, следственного подразделения не было.
    Вскоре аналогичные нормы были закреплены и в уголовно-процессуальных кодексах союзных республик. Так, в пункте 7 статьи 34 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1960 г. было сказано, что термином «следователь» должны именоваться исключительно следователи прокуратуры и органов государственной безопасности.
    С этого времени объем дел, расследуемых следственными подразделениями органов прокуратуры, стал неуклонно возрастать. Так, если в 1960 г. в РСФСР следователями прокуратуры было окончено производством 184 405 уголовных дел, то в 1961 г. — 244 280, а в 1962 г. — уже 256 123.
    Однако в середине 1960 г. с усилением политического влияния руководства Министерства охраны общественного порядка РСФСР и ослаблением позиций Генеральной прокуратуры ситуация стала меняться.
    Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. в Министерстве охраны общественного порядка (позже снова преобразованном и переименованным в Министерство внутренних дел) было создано следственное подразделение. При этом часть штатной численности следователей прокуратуры была передана в Министерство охраны общественного порядка.
    После назначения на должность Министра охраны общественного порядка (позже ставшего Министром внутренних дел) Щелокова Н.А. и еще большего усиления влияния органов внутренних дел наметилась тенденция к расширению круга дел, подследственных следователям органов внутренних дел, за счет сокращения круга дел, отнесенных к подследственности следователей прокуратуры. Подтвердим сказанное статистическими данными: в 1964 г. было 256 815 дел, оконечных производством следователями органов внутренних дел, в 1974 г. – 457 173 дела, в 1989 г. – 976 123 дела.
    К 1990 г. в производстве следователей органов внутренних дел находилось свыше 90 % уголовных дел, а следователей прокуратуры – всего 9,1 %.
    С начала периода «оттепели» в 1960 годах стала очевидной необходимость реформирования действующей административной модели следствия. На этой волне впервые за многие десятилетия внимание привлекла к себе забытая петровская вневедомственная модель предварительного следствия. Сначала – в кругах научной общественности, а затем – и на уровне высшего руководства страны.
    В результате в апреле 1990 г. на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета».
    После всех доработок и согласований в первом полугодии 1993 г. проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.
    На протяжении последующего десятилетия неоднократно предпринимавшимся попыткам внести законопроекты о реформировании следственных органов неизменно мешала нестабильная политическая ситуация в стране.
    Лишь в 2007 г. в условиях относительной стабильности и консолидации политических сил удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа.
    Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — прокурорскими работниками.
    Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 20.1 Федерального закона «О прокуратуре» Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначался на должность и освобождался от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначались на должность и освобождались от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Остальные работники назначались на должность и освобождались от должности Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждал структуру и штатное расписание ведомства, а также определял полномочия его подразделений.
    Таким образом, на данном этапе развития, несмотря на организационно-правовое объединение Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с органами прокуратуры, определенная административная подчиненность руководителя следственного ведомства Генеральному прокурору Российской Федерации была устранена. Вопросы кадровой политики, определения структуры ведомства, а также наделения работников следственного органа полномочиями были переданы в компетенцию Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
    Модель организации следственного органа уже на том этапе по своей правовой сути не являлась административной. Она включала в себя практически все традиционные элементы (признаки) вневедомственной модели: организационную независимость и отсутствие административного подчинения и подотчетности руководителю непрофильного ведомства; функциональную независимость, которая обеспечивала объективность и беспристрастность расследования. Организационная включенность в структуру органов прокуратуры носила лишь формально-правовой, а не административный характер.

    Церемония вручения знамени
    Следственного комитета Российской Федерации

    Однако окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.
    Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации. В развитие положений закона Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» были утверждены:
    Положение о Следственном комитете Российской Федерации;
    перечень соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации классным чинам прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации и воинским званиям;
    перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий;
    перечень соответствия должностей в Следственном комитете Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий, должностям, которые были предусмотрены в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
    В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее. Председатель Следственного комитета Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности.
    Названные нововведения создали благоприятные условия для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти, что ранее представлялось затруднительным в связи с обусловленностью назначения руководителя следственного ведомства по согласованию с названными государственными органами и подотчетностью им.
    В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.
    Несмотря на относительную «молодость», деятельность и дальнейшее развитие вновь созданного следственного ведомства будет строиться на принципах уважения и преемственности глубоких исторических традиций российского следствия, основы которого были заложены еще Петром I, и которые в новых условиях работы будут последовательно развиваться.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *