Что такое словосочетание в русском языке 3 класс?

7 ответов на вопрос “Что такое словосочетание в русском языке 3 класс?”

  1. ВДЫХАЙ Ответить

    Рассматривая правило – что такое словосочетание, мы видим, что это 2 или больше слов, которые объединены грамматически и по смыслу, однако не являются предложением.
    Одно из слов в любом из словосочетаний всегда будет главным, остальные – зависимые. С главным они объединены не только по смыслу, а еще по роду и падежу. Если вы такой связи не видите, значит перед вами не словосочетание. Главное слово может обозначать предмет, признак предмета или его действие. В то же самое время, зависимые слова необходимы в любом словосочетании. Они применяются в случаях, когда необходимо пояснить значение главного или расширить его значения.

    Между главным и тем, которое от него зависит словами, в любом случае можно поставить определенный вопрос. Например, рассмотрим словосочетание «зимний лес». В данном случае главным будет слово «лес», соответственно – зависимое слово «зимний». Вопрос: Лес какой? – зимний. Пример показал, что перед нами словосочетание, составленное по всем правилам языка, где одно слово подчинено другому и между ними установлена связь.

    Состав словосочетаний

    Абсолютно все словосочетания можно разделить на несколько видов. Они могут быть сложные и простые. Как гласит правило, простыми словосочетаниями называют сочетание двух слов. При этом одно из них является главным, а второе – зависимым. Если рассматривать сложное словосочетание, то так называют сочетание трех или больше слов или даже нескольких разных простых словосочетаний. Если говорить о простом словосочетании, то пример подобрать не сложно. Мы регулярно используем их не только в устной речи, но и на письме – «красивый кот», «солнечный день», «продуктовый магазин». Теперь рассмотрим, что означает сложное словосочетания на примере: «красивый кот в углу», «солнечный день зимы», «продуктовый магазин поселка».

    Словосочетание и предложение

    Некоторые люди постоянно путают такие понятия, как словосочетание и предложение. Различать их очень просто. Для этого нужно запомнить, что подлежащее вместе со сказуемым в любом предложении – это лексическая пара, а не словосочетание, как может показаться на первый взгляд. Пример: «светит солнце» – это законченное предложение, где солнце – подлежащее, а светит – сказуемое. А вот «светящее солнце» – можно отнести к простому словосочетанию, где слова объединены именным падежом и средним родом.
    То же можно сказать и о второстепенных членах предложения. Они не являются словосочетаниями, если расположены в перечислении и противопоставлении, и равноправно связаны между собой сочинительной связью. Пример: липы, дубы, клены и березы; то черный, то белый; огромный, но легкий.

    Так же к тому, что называется словосочетанием нельзя отнести фразеологические обороты или любые составные формы различных слов.

    Виды словосочетаний

    Исходя из того, какой частью речи выступает главное слово словосочетания, принято выделять несколько их видов. Существует несколько способов образования словосочетаний:
    Именное отличается тем, что главное слово в нем может быть именем существительным, местоимением, именем прилагательным или числительным. Пример: свежий ветер, кто-то важный, полезный для нас, семеро козлят.
    Глагольное – словосочетание, в котором в качестве главного слова используется глагол. Пример: выучить урок, объехавший весь мир, сидя на диване.

  2. Шизо-Пряник Ответить

    Цель урока – создание условий для овладения учащимися умения выделять словосочетания в предложении.
    Планируемые результаты:
    Предметные
    ввести понятие «словосочетание»;
    формировать умение устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому;
    закрепить знания о простых и сложных предложениях, об однокоренных словах.
    Личностные
    воспитывать положительную мотивацию к учению;
    развивать коммуникативные способности.
    Метапредметные
    работать над развитием памяти, внимания, мышления учащихся;
    работать над развитием устной и письменной речь.
    Ход урока

    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    Примечание
    1.
    Организационный момент
    – Садитесь, пожалуйста. Давайте проверим, все ли готовы к уроку: учебник, тетрадь, письменные принадлежности.
    Проверяют готовность к уроку.
    2.
    Проверка домашнего задания
    – Приступим к проверки домашнего задания.
    – Какие предложения даны по количеству основ?
    – Где поставили запятые?
    – Прочитайте предложение, подходящее к схемам:
    [-  =], и [=   -].
    [-  =], [-   =].
    [-  =], а [-   =].
    – Молодцы! Вы хорошо поработали дома.
    Ответ учеников.
    3.
    Актуализация знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме
    – А кто мне скажет, на какие группы делятся предложения по количеству основ?
    – Какие предложения называются простыми?
    – Какое предложение называется сложным?
    – Как отделяются друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного?
    – Молодцы!
    На простые и сложные.
    Это предложения, в которых только одна грамматическая основа.
    Это предложение, которое состоит из нескольких грамматических основ.
    Запятыми.
    Отвечает 1-ый ученик.
    Отвечает 2-ой ученик.
    Отвечает 3-ий ученик.
    Отвечает 4-ый ученик.
    4.
    Словарная работа
    – А сейчас, посмотрите на доску и определите словарное слово, пользуясь шифром и кодом:
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    1
    с
    п
    ф
    а
    н
    ж
    ц
    2
    т
    е
    ш
    я
    щ
    и
    з
    1-4, 2-5, 2-4, 1-7, 2-8, 1-9, 1-6
    – Какое слово получилось?
    – Что вы знаете об этом растении?
    Сведения о пшенице:
    Пшеницу выращивали с целью получения питательных зерен еще в III тысячелетии  до нашей эры. В настоящее время известно более 30 видов этого злакового растения. Это очень важная зерновая культура, которая широко распространена в умеренном поясе. Основное назначение пшеницы – использование ее в пекарном производстве. Кроме того, часть урожая идет на изготовление манной и пшеничной крупы, из твердых сортов пшеницы готовят макаронные изделия.
    – Запишите слово пшеница в словарь. Обозначьте орфограмму.
    – Прочитайте пословицу, объясните ее смысл.
    Пшеница – среди хлебов царица.
    – Откройте тетрадь, напишите число, классная работа и запишите пословицу по памяти.
    Пшеница.
    Ответы детей.
    Открывают словари, записывают слово, обозначают орфограмму.
    Ответ детей.
    Учитель показывает с помощью ТСО шифр с кодом.
    Взаимопроверка.
    5.
    Постановка цели
    – Прочитайте.
    Наступила осень.
    Осенний праздник.
    Летели птицы.
    Облака плыли.
    – Найдите лишнюю запись.
    -Почему?
    – Как называется эта запись осенний праздник?
    – Сформулируйте тему урока.
    – Верно.
    Осенний праздник.
    Все остальные являются простыми нераспространенными предложениями.
    Словосочетание.
    На уроке будем говорить о словосочетаниях.
    С помощью ТСО учитель показывает запись предложений.
    6.
    Физминутка
    7.
    Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала (правил, понятий, алгоритмов) – работа по учебнику
    С.35 упр. 57
    – Прочитайте предложение. Найдите в нем грамматическую основу.
    – Какое слово поясняет подлежащее? Задайте к нему вопрос от подлежащего. Запишите (пшеница (какая?) густая).
    – Какие слова поясняют сказуемое? Поставьте к ним вопрос, запишите (созрела (где?) в поле)
    – Как называются эти сочетания слов?
    – Прочитайте на с. 35 сведения о словосочетании
    – Из чего состоит словосочетание?
    – Как устанавливается связь слов в предложении?
    – От какого слова ставится вопрос?
    – Как обозначается главное слово в словосочетании?
    – Как обозначается связь главного слова с зависимым?
    – Как вы думаете, подлежащее и сказуемое образуют словосочетание?
    – Почему?
    ПАМЯТКА 1
    Пшеница созрела.
    Словосочетания.
    Из главного и зависимого слов.
    При помощи вопросов.
    От главного к зависимому.
    Крестиком.
    Стрелочкой.
    Нет.
    Они образуют нераспространенное предложение
    Учитель раздает детям, памятку №1.
    8.
    Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач
    С.36 упр.58
    – Прочитайте предложение. Запишите его.
    – Назовите грамматическую основу предложения.
    ПАМЯТКА 2
    – Назовите словосочетание, в котором поясняется подлежащее. Запишите его.
    – Назовите словосочетание, в котором поясняется сказуемое. Запишите.
    – Какие слова являются главными в словосочетаниях? Как вы обозначите эти слова?
    Какие зависимые?
    Листья закружились.
    Листья (какие?) желтые.
    Закружились (где?) в воздухе.
    Листья, закружились, крестиком.
    Желтые и в воздухе.
    Учитель раздает детям, памятку №2.
    9.
    Самостоятельное использование сформированных умений и навыков
    С.36 упр.59. Самостоятельное выполнение.
    Проверка:
    – Назовите грамматическую основу предложения.
    – Назовите словосочетания.
    – Какие слова являются главными? Как вы обозначили эти слова?
    – Как обозначается связь главного слова с зависимым?
    Ученики самостоятельно выполняют упражнение.
    Кузнечики стрекочут.
    Кузнечики (какие?) длинноусые, стрекочут (как?) весело.
    Кузнечики, стрекочут, стрелкой.
    Стрелкой
    10.
    Подведение итогов урока
    – Что такое словосочетание?
    – Из чего состоит словосочетание?
    – От какого слова ставится вопрос?
    – Как обозначается главное слово в словосочетании?
    – Как обозначается связь главного слова с зависимым?
    – Как найти словосочетания в предложении?
    Словосочетание – это …..,  связанные  …..  .
    Словосочетание состоит из …..  слова и …. слова.
    Вопрос ставится от  …. слова к …. слову.
    Главное слово обозначается … .
    Связь  главного слова с зависимым обозначается  …. .
    Чтобы найти словосочетания в предложении, нужно от главного слова …….     ……..  к зависимому.
    11.
    Рефлексия деятельности
    – Какое задание понравилось больше всего?
    – Что не получилось выполнить с первого раза?
    – Оцени свою работу на уроке.
    12.
    Домашнее задание к следующему уроку
    – Ваше домашнее задание написано на доске С.36 упр.60, выучить правило, поработать с памятками.
    – У кого есть вопросы по домашнему заданию?
    – Готовимся к следующему уроку.
    ПАМЯТКА 1
    СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
    Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопросов. Вопрос ставится от главного к зависимому. Над главным словом в словосочетании ставится знак ?, а связь главного слова с зависимым словом обозначается знаком      
    ?    
    созрела (где?) в поле
    ПАМЯТКА 2
    КАК ВЫПИСАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием!
    ПЛАН
    Выписать словосочетания, в которых поясняется подлежащее
    Выписать словосочетания, в которых поясняется сказуемое
    Выписать словосочетания, в которых поясняются второстепенные члены предложения
    ОБРАЗЕЦ:
    Задорные ребята быстро побежали в березовую рощу.
    ребята (какие?) задорные
    побежали (как?) быстро
    побежали (куда?) в рощу
    в рощу (какую?) березовую

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *