Что такое словосочетания в русском языке 3 класс?

9 ответов на вопрос “Что такое словосочетания в русском языке 3 класс?”

  1. nellon Ответить

    Цель урока – создание условий для овладения учащимися умения выделять словосочетания в предложении.
    Планируемые результаты:
    Предметные
    ввести понятие «словосочетание»;
    формировать умение устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому;
    закрепить знания о простых и сложных предложениях, об однокоренных словах.
    Личностные
    воспитывать положительную мотивацию к учению;
    развивать коммуникативные способности.
    Метапредметные
    работать над развитием памяти, внимания, мышления учащихся;
    работать над развитием устной и письменной речь.
    Ход урока

    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    Примечание
    1.
    Организационный момент
    – Садитесь, пожалуйста. Давайте проверим, все ли готовы к уроку: учебник, тетрадь, письменные принадлежности.
    Проверяют готовность к уроку.
    2.
    Проверка домашнего задания
    – Приступим к проверки домашнего задания.
    – Какие предложения даны по количеству основ?
    – Где поставили запятые?
    – Прочитайте предложение, подходящее к схемам:
    [-  =], и [=   -].
    [-  =], [-   =].
    [-  =], а [-   =].
    – Молодцы! Вы хорошо поработали дома.
    Ответ учеников.
    3.
    Актуализация знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме
    – А кто мне скажет, на какие группы делятся предложения по количеству основ?
    – Какие предложения называются простыми?
    – Какое предложение называется сложным?
    – Как отделяются друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного?
    – Молодцы!
    На простые и сложные.
    Это предложения, в которых только одна грамматическая основа.
    Это предложение, которое состоит из нескольких грамматических основ.
    Запятыми.
    Отвечает 1-ый ученик.
    Отвечает 2-ой ученик.
    Отвечает 3-ий ученик.
    Отвечает 4-ый ученик.
    4.
    Словарная работа
    – А сейчас, посмотрите на доску и определите словарное слово, пользуясь шифром и кодом:
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    1
    с
    п
    ф
    а
    н
    ж
    ц
    2
    т
    е
    ш
    я
    щ
    и
    з
    1-4, 2-5, 2-4, 1-7, 2-8, 1-9, 1-6
    – Какое слово получилось?
    – Что вы знаете об этом растении?
    Сведения о пшенице:
    Пшеницу выращивали с целью получения питательных зерен еще в III тысячелетии  до нашей эры. В настоящее время известно более 30 видов этого злакового растения. Это очень важная зерновая культура, которая широко распространена в умеренном поясе. Основное назначение пшеницы – использование ее в пекарном производстве. Кроме того, часть урожая идет на изготовление манной и пшеничной крупы, из твердых сортов пшеницы готовят макаронные изделия.
    – Запишите слово пшеница в словарь. Обозначьте орфограмму.
    – Прочитайте пословицу, объясните ее смысл.
    Пшеница – среди хлебов царица.
    – Откройте тетрадь, напишите число, классная работа и запишите пословицу по памяти.
    Пшеница.
    Ответы детей.
    Открывают словари, записывают слово, обозначают орфограмму.
    Ответ детей.
    Учитель показывает с помощью ТСО шифр с кодом.
    Взаимопроверка.
    5.
    Постановка цели
    – Прочитайте.
    Наступила осень.
    Осенний праздник.
    Летели птицы.
    Облака плыли.
    – Найдите лишнюю запись.
    -Почему?
    – Как называется эта запись осенний праздник?
    – Сформулируйте тему урока.
    – Верно.
    Осенний праздник.
    Все остальные являются простыми нераспространенными предложениями.
    Словосочетание.
    На уроке будем говорить о словосочетаниях.
    С помощью ТСО учитель показывает запись предложений.
    6.
    Физминутка
    7.
    Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала (правил, понятий, алгоритмов) – работа по учебнику
    С.35 упр. 57
    – Прочитайте предложение. Найдите в нем грамматическую основу.
    – Какое слово поясняет подлежащее? Задайте к нему вопрос от подлежащего. Запишите (пшеница (какая?) густая).
    – Какие слова поясняют сказуемое? Поставьте к ним вопрос, запишите (созрела (где?) в поле)
    – Как называются эти сочетания слов?
    – Прочитайте на с. 35 сведения о словосочетании
    – Из чего состоит словосочетание?
    – Как устанавливается связь слов в предложении?
    – От какого слова ставится вопрос?
    – Как обозначается главное слово в словосочетании?
    – Как обозначается связь главного слова с зависимым?
    – Как вы думаете, подлежащее и сказуемое образуют словосочетание?
    – Почему?
    ПАМЯТКА 1
    Пшеница созрела.
    Словосочетания.
    Из главного и зависимого слов.
    При помощи вопросов.
    От главного к зависимому.
    Крестиком.
    Стрелочкой.
    Нет.
    Они образуют нераспространенное предложение
    Учитель раздает детям, памятку №1.
    8.
    Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач
    С.36 упр.58
    – Прочитайте предложение. Запишите его.
    – Назовите грамматическую основу предложения.
    ПАМЯТКА 2
    – Назовите словосочетание, в котором поясняется подлежащее. Запишите его.
    – Назовите словосочетание, в котором поясняется сказуемое. Запишите.
    – Какие слова являются главными в словосочетаниях? Как вы обозначите эти слова?
    Какие зависимые?
    Листья закружились.
    Листья (какие?) желтые.
    Закружились (где?) в воздухе.
    Листья, закружились, крестиком.
    Желтые и в воздухе.
    Учитель раздает детям, памятку №2.
    9.
    Самостоятельное использование сформированных умений и навыков
    С.36 упр.59. Самостоятельное выполнение.
    Проверка:
    – Назовите грамматическую основу предложения.
    – Назовите словосочетания.
    – Какие слова являются главными? Как вы обозначили эти слова?
    – Как обозначается связь главного слова с зависимым?
    Ученики самостоятельно выполняют упражнение.
    Кузнечики стрекочут.
    Кузнечики (какие?) длинноусые, стрекочут (как?) весело.
    Кузнечики, стрекочут, стрелкой.
    Стрелкой
    10.
    Подведение итогов урока
    – Что такое словосочетание?
    – Из чего состоит словосочетание?
    – От какого слова ставится вопрос?
    – Как обозначается главное слово в словосочетании?
    – Как обозначается связь главного слова с зависимым?
    – Как найти словосочетания в предложении?
    Словосочетание – это …..,  связанные  …..  .
    Словосочетание состоит из …..  слова и …. слова.
    Вопрос ставится от  …. слова к …. слову.
    Главное слово обозначается … .
    Связь  главного слова с зависимым обозначается  …. .
    Чтобы найти словосочетания в предложении, нужно от главного слова …….     ……..  к зависимому.
    11.
    Рефлексия деятельности
    – Какое задание понравилось больше всего?
    – Что не получилось выполнить с первого раза?
    – Оцени свою работу на уроке.
    12.
    Домашнее задание к следующему уроку
    – Ваше домашнее задание написано на доске С.36 упр.60, выучить правило, поработать с памятками.
    – У кого есть вопросы по домашнему заданию?
    – Готовимся к следующему уроку.
    ПАМЯТКА 1
    СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
    Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопросов. Вопрос ставится от главного к зависимому. Над главным словом в словосочетании ставится знак ?, а связь главного слова с зависимым словом обозначается знаком      
    ?    
    созрела (где?) в поле
    ПАМЯТКА 2
    КАК ВЫПИСАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием!
    ПЛАН
    Выписать словосочетания, в которых поясняется подлежащее
    Выписать словосочетания, в которых поясняется сказуемое
    Выписать словосочетания, в которых поясняются второстепенные члены предложения
    ОБРАЗЕЦ:
    Задорные ребята быстро побежали в березовую рощу.
    ребята (какие?) задорные
    побежали (как?) быстро
    побежали (куда?) в рощу
    в рощу (какую?) березовую

  2. ^^СтЕрВоЧкА^^ Ответить

    Словосочетание – это два или больше слов, которые связаны между собой по смыслу или грамматически, а часто и так и так.


    Сразу скажем, что без словосочетаний просто не обойтись в повседневной жизни.
    С их помощью мы акцентируем внимание на различных деталях и обстоятельствах.
    Например, можно сказать ЭТА КАРТИНА или ЭТА КРАСИВАЯ КАРТИНА. В первом случае, это просто констатация факта, а во втором показано отношение конкретного человека, его оценка увиденного. Или, например, ПОШЛИ и ПОШЛИ ДОМОЙ. В первом случае это просто глагол, который несет в себе мало информации. А во втором – указание конкретной цели.

    В чем отличие предложения от словосочетания

    Предложение тоже состоит из ряда слов (иногда даже из одного), но представляет из себя законченную и оформленную мысль.

    А вот словосочетание не выражает законченной мысли или какой-либо интонации. Хотя именно из них строятся предложения. Они как бы представляют из себя синтаксические единицы разного уровня.
    Словосочетание — это самая малая синтаксическая единицу, которая передает некоторую информацию, но при этом не является отдельным суждением или завершенным сообщением.
    А вот предложение – это уже языковая единица, которой свойственна смысловая и интонационная завершенность.
    Предложение, в отличие от словосочетания, не просто информирует, а служит для выражения целостной мысли, побуждения к действию, формулировки вопроса, передачи эмоций.

    Если говорить абстрактно, то словосочетание — это материалы для ремонта (обои, краска, паркет), а предложение — это отдельный уже законченный и оформленный в единое целое участок ремонтируемой площади (например, одна из отремонтированных комнат).

    Виды словосочетаний и их примеры

    Словосочетания бывают двух видов:
    сочинительные
    подчинительные
    Подчинительные наиболее распространены. Они отличаются тем, что есть главное слово и зависимое/зависимые. Например:
    ЗИМНЯЯ СТУЖА
    ЛЕТИТ К ОБЛАКАМ
    СИДИТ РОВНО
    СВЕТИТ ЗА ОКНОМ
    РИСОВАТЬ КАРТИНУ
    В таких словосочетаниях всегда можно задать простой вопрос от главного слова к зависимому. Как в популярной телепередаче – «Что? Где? Когда?». Ну а также – «Какой? Сколько? Как?» и так далее.
    СТУЖА (какая?) ЗИМНЯЯ
    ЛЕТИТ (куда?) К ОБЛАКАМ
    СИДИТ (как?) РОВНО
    СВЕТИТ (где?) ЗА ОКНОМ
    РИСОВАТЬ (что?) КАРТИНУ
    И вот именно по этому принципу можно отличить словосочетания от простой пары слов. Так, МАЛЬЧИК ПИШЕТ, КОШКА ИГРАЕТ, СОЛНЦЕ СВЕТИТ и тому подобное не являются словосочетаниями, так как тут нет простых вопросов («Что делает?» и «Что сделает?» к таковым не относятся).

    А вот сочинительные словосочетания – это очень малочисленная группа. К ней относятся фразы, в которых нет главного слова и зависимого. Все слова равны. Чаще всего они соединяются различными союзами:
    ВОЙНА И МИР
    ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
    НЕ БЕЖИТ, А НЕСЕТСЯ
    МАЛЕНЬКИЙ, НО ТЯЖЕЛЫЙ

    Интересная особенность, что сочинительные словосочетания крайне редко используются нами в повседневной жизни. Но зато их часто можно встретить на страницах книг.

    Типы словосочетаний на примерах

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить комментарий для ^^СтЕрВоЧкА^^ Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *