Что такое соборование и как к нему готовиться?

19 ответов на вопрос “Что такое соборование и как к нему готовиться?”

  1. shelep666 Ответить

    А очищение происходит через Таинство Покаяния, в ходе которого вспоминаются и называются совершённые греховные деяния, в которых необходимо с сокрушением сердца покаяться. Поэтому в первую очередь рекомендуется побывать на исповеди.
    Есть еще и такая рекомендация — получить благословение священнослужителя на Таинство Елеосвящения.
    Не будет большим нарушением, если исповедь совершится после Соборования. Главное, чтобы она состоялась.
    Известно, что Елеосвящение способно простить человеку некоторые грехи, но не те, которые он, надеясь именно на это, просто-напросто утаил, скажем, из-за стыда. Прощаются лишь грехи, начисто забытые или совершенные несознательно.
    Это же относится и к Таинству Причащения: если есть возможность, хорошо причаститься перед Соборованием. Но чаще всего это происходит после него, на ближайшей Божественной литургии.

    Несколько слов о духовной подготовке

    Большая часть болезней признается в христианстве последствием греха.Чем более осознанно и серьезно, со вниманием и усердием человек отнесется к предстоящему событию, чем правильнее внутренне настроится, тем лучшего результата достигнет.
    Что нужно делать, чтобы совершаемое таинство принесло максимальную пользу?
    Кроме раскаяния в грехах, отягчающих душу, надо еще и примириться с людьми — и с теми, которых вы обидели, и с теми, кто обидел вас.
    Даже если человек тяжело болен, надо изыскать для него возможность примирения — по словам молитвы, читаемой перед Причащением: «…первее примирися тя опечалившим», которые весьма уместны и в случае Соборования.
    В Евангелии от Матфея приводятся такие слова Иисуса Христа: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
    Потому если мы ждем от Елеосвящения отпущения наших грехов, то стоит простить и ближнего в его заблуждениях.
    Перед таким важным событием душа просит молитвы. Как готовиться в этом смысле? Специального молитвенного правила перед Соборованием не существует. Но это вовсе не мешает помолиться-подготовиться по своему усмотрению. Существуют такие общие рекомендации:
    накануне таинства или в день его совершения можно почитать Покаянный канон;
    вполне уместно выбрать и почитать акафисты Иисусу Сладчайшему, или Пресвятой Богородице, или святым, стяжавшим дар исцеления болящих (например, великомученику и целителю Пантелеимону, Луке Крымскому или любому другому, к кому особо «душа лежит»);
    создать необходимый покаянный настрой могут и просто искренние молитвы.

    Можно ли кушать перед таинством?

    Специально поститься перед Таинством не обязательно.Люди, которые часто причащаются Святых Христовых Тайн, знают, что это таинство совершается сугубо натощак.
    Касается ли подобное Соборования? Здесь все зависит от самого человека, его самочувствия. Иногда Елеосвящение может быть назначено на вторую половину дня или вечер: сможете вытерпеть и не кушать — никто не запрещает. Как никто и не запрещает подкрепиться.
    И «пищевой» пост накануне Соборования тоже не предусмотрен: специально поститься нет необходимости. Достаточно того, что таинство для желающих совершается в храмах в период многодневных постов — Великого или Рождественского. А раз пост, который касается любого христианина, то и пищу нужно есть соответствующую, исключающую мясные, молочные, яичные продукты.
    Особенность Соборования в Великий пост заключается в том, что оно проходит в храмах одновременно для большого количества мирян, которые желают получить врачевание души и тела как Божью милость.
    К больным же людям, находящимся дома или на излечении в больнице, священник приезжает по мере необходимости в любой оговоренный день года.

  2. xxx1602 Ответить

    Вопрос довольно распространённый, но связан он с забвением того, что в идеале все христиане, приходя на литургию, должны причащаться. Мы сегодня далеки от этой нормы, но она остается нормой. Если человек причащается каждое воскресенье, а раз в году среди недели пособоруется, соборование для него само собой свяжется с причастием. А кто причащается раз в год, может присоединить это к соборованию, но плохо, что так редко причащаются люди.
    Если на совести у человека тяжкий грех, который отлучает его от Церкви, такой грех никакое священнодействие не снимет. Вернуться в Церковь такой человек может только через покаяние, исповедание этого греха, скорее всего, и епитимью. Подгонять такую исповедь к соборованию нет никакого смысла.
    А если речь идет просто об исповеди перед причастием, то вполне естественно, что человек на неделе пособоровался, в субботу вечером исповедовался, а в воскресенье причастился. Или наоборот – сначала исповедовался и причастился, потом пособоровался. На мой взгляд, не принципиально, в какой последовательности. Все равно это разные таинства, не заменяющие друг друга.
    Я иногда слышал такое: «Поскольку я соборуюсь, каяться не нужно». Это уже какое-то магическое отношение к таинствам, к тому же открывающее ворота лукавству – мне стыдно рассказывать о своих грехах, поэтому пойду пособоруюсь.
    В таинстве елеосвящения мы испрашиваем и получаем милость Божию, в которой мы все, больные и здоровые, одинаково нуждаемся. Потому что греховность наша – как море. Я имею в виду не количество ее (это само собой), а глубину. Есть глубина греховности.
    Даже те, кто серьезно подвизается, борется со своими страстями, внимателен к своим помыслам и сердечным движениям, искренне кается во всех грехах, которые знает за собой, даже они видят: сколько с грехом ни борись, сколько свою душу покаянием ни очищай, все равно остается великий пласт греховности. И чем больше человек подвизается, тем яснее видит эту бездну греха в своем сердце, как сказано в псалме: «Приступит человек, и сердце глубоко» (Пс., 63, 7).
    Не то что очистить эту бездну без милости Божией невозможно, а и познать-то ее до конца нам не удается, даже если мы посильно подвизаемся. И, видя такую свою немощь, мы обращаемся к Богу с мольбой о милости: «Господи, вот подвизаюсь, стараюсь исправиться, и все равно остается в душе великая нечистота. Помилуй меня. Сам, Всемогущий, очисти!»
    Часто говорят, что в таинстве елеосвящения человек получает прощение грехов, в которых не мог покаяться по забывчивости или по неведению. Это в общем-то правильно, хотя звучит несколько формально и излишне оптимистично. Дело не в том, что мы пять, десять, сто десять грехов забыли. Мы просто эту греховную бездну не видим, а увидим ее уже на Страшном Суде. И это будет действительно страшный суд, и мы ужаснемся, потому что хотя поверхность своей нечистой души мы и пытались очищать, но глубину так и не затронули.
    Для того чтобы не случилось этого ужаса потом, когда уже будет поздно, мы сейчас, пока еще живы, пока имеем свободу, имеем возможность обращаться к Богу с покаянной молитвой, просим, чтобы Господь воззрел на нашу немощь и излил на нас свою спасающую и очищающую милость.
    Именно поэтому распространилась практика соборования Великим постом для здоровых, когда один или несколько священников соборуют сотни прихожан. И эта практика одобрена священноначалием.

    Читайте также:

    Соборование: как, где, когда и для чего?
    Соборование. Видеозарисовки
    Соборование. Ответы на вопросы
    10 вопросов о соборовании

    О таинстве соборования. Видео

     

  3. Reingold321 Ответить

    Третья часть чинопоследования Таинства Елеосвящения включает в себя семикратное помазание освященным елеем частей тела больного (чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук). Причем каждое из этих семи помазаний предваряется чтением Апостола, Евангелия, краткой ектеньей и молитвой об исцелении больного и прощении его грехов.
    Первое чтение. Дьякон, чтец или сам священник после возглашения прокимна начинает первое чтение из Послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения (Иак. 5; 10–16). Затем первенствующий пресвитер читает Первое Евангелие (Лк. 10; 25–37) о самарянине, стоя лицом к больному. Вслед за тем, тот же пресвитер в молитве просит Господа сделать его достойным служителем Нового Завета и сотворить елей, приготовленный для больного, елеем радования, одеждой царской, броней силы, в от-гнание всякого диавольского действия, ненаветной печатью, вечным веселием.
    После этого произносится сугубая ектенья, а затем священник читает первую молитву. Совершается первое помазание больного освященным елеем. Это делает иерей, читавший первое Евангелие. Взяв в руку стручец, он обмакивает его в елей и крестообразно помазывает лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки (с внешней и тыльной стороны). При этом читается тайносовершительная молитва: «Отче Святый, Врачу душ и телес, пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго, исцели и раба Твоего (рабу Твою, имярек) от обдержащия его (ея) телесныя и душевныя немощи и оживотвори его (ю) благодатию Христа Твоего, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, предстательствы Честных Небесных Сил бесплотных, силою Честнаго и Животворящаго Креста, честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостолов, святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, святых и целителей бессребреников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Фотия и Аникиты, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых.
    Яко Ты еси Источник исцелений, Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Единородным Твоим Сыном, и Единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
    Эта молитва повторяется каждым из семи священников после очередного чтения Апостола и Евангелия. Если Таинство совершает один иерей, то он один читает ее при каждом помазании. Как только помазание завершено, гасится одна из свечей, стоящих на блюде.
    Второе чтение. Читается следующее зачало из Апостола, и затем – Евангелия. Апостольское чтение (Рим. 15; 1
    7) содержит повеление сильным носить немощи слабых и, по примеру Христа, угождать не себе, но ближнему.
    Во втором Евангелии (Лк. 19; 1–10) повествуется о мытаре Закхее, обратившемся к вере после того, как Иисус Христос посетил его жилище. Далее следует молитва «Отче святый…» и второе помазание больного.
    Третье чтение (1Кор. 12; 27–13; 8) содержит перечисления различных служений членов Церкви Христовой, тут же говорится о любви, как главной цели христианской жизни.
    Третье Евангелие (Мф. 10; 1, 5–8) говорит о том, как Господь послал учеников на проповедь в Иудею и дал им власть изгонять нечистых духов, исцелять всякий недуг и воскрешать мертвых. Далее следует молитва «Отче святый….» и третье помазание больного.
    Четвертое чтение (2Кор. 6; 16–7; 1) говорит о том, что истинно верующие являются храмами Бога Живого, и призывает их очиститься от всякой скверны плоти и духа.
    А в четвертом евангельском чтении (Мф. 8; 14–23) говорится об исцелении Спасителем Петровой тещи, лежавшей в горячке, и многих бесноватых. Далее следует молитва «Отче святый…» и четвертое помазание больного.
    Пятое чтение (2Кор. 1; 8–11) говорит о том, что избавление от скорбей и гонений – от Господа, поэтому будем надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых.
    В пятом евангельском чтении (Мф. 25; 1–13) приводится притча Господня о пяти мудрых и пяти неразумных девах, оставшихся по неразумию вне брачного пира, символизирующего Царство Небесное. Притча заканчивается призывом: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий. Далее следует молитва «Отче святый…» и пятое помазание больного.
    Шестое чтение (Гал. 5; 22–6; 2) призывает христиан: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
    В шестом Евангелии (Мф. 15; 21–28) повествуется о великой вере жены хананеянки, по которой Господь даровал исцеление ее дочери. Далее следует молитва «Отче святый….» и шестое помазание больного.
    Седьмое, заключительное, чтение (1Фес. 5; 6–18) содержит призыв апостола Павла утешать малодушных, поддерживать слабых, прощать зло. Оно заканчивается словами: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
    Евангелие седьмое (Мф. 9; 9–13) повествует о том, как Матфей из мытарей был призван Господом и сделался апостолом. Оно же приводит слова Иисуса Христа к роптавшим на Него фарисеям: Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
    По совершении последнего, седьмого, помазания священнослужители становятся в центре и принимавшие Таинство верующие окружают их, а предстоятель, открыв Святое Евангелие, кладет его письменами на их головы и произносит молитву к Господу Иисусу:
    «… Не полагаю руку мою на главу пришедшаго к Тебе во гресех и просящаго у Тебе нами оставление грехов, но Твою руку, крепкую и сильную, яже во Святом Евангелии сем, еже сослужители мои, держат (или: еже аз держу) на главе раба Твоего (рабы Твоея, имярек) и молюся (с ними) и прошу милостивое и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже, Спасителю наш, пророком Твоим Нафаном покаявшемуся Давиду о своих согрешениих оставление даровавый и Манассиину еже о покаянии молитву приемый. Сам и раба Твоего (рабу Твою, имярек), кающагося (кающуюся) о своих си согрешениих, приими обычным Твоим человеколюбием, презираяй вся его (ея) прегрешения…».
    Затем священник, сняв Евангелие, дает его поцеловать всем, принявшим Таинство Соборования. Затем следует краткая ектенья о милости, жизни, здравии и спасении и оставлении грехов предстоящих. Поются стихиры святым бессребреникам-целителям и Божьей Матери и бывает отпуст. После этого принявшие Таинство должны трижды поклониться его совершителям со словами:
    «Благословите, отцы святии (или: отче святый) и простите мя, грешнаго (грешную)» (трижды) и получить иерейское благословение.

  4. jentoso Ответить

    Вопрос читателя:
    Здравствуйте! Я болею, хотела собороваться. Есть ли установленные требования по подготовке к  соборованию? В разных храмах и на сайтах приводится разноречивая информация.
    Елена
    Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
    Здравствуйте, Елена!
    При подготовке к таинству Соборования (Елеосвящения) важно понимать значение этого таинства для христианина. Любое таинство Церкви направлено, прежде всего, на душу человека, и лишь потом, как следствие исцеления души, может наступить и исцеление тела. Вспомним Евангельский рассказ об исцелении расслабленного: Господь говорит ему: «чадо! прощаются тебе грехи твои» Мк. 2:5. И лишь затем совершает исцеление тела парализованного.
    Как подготовиться к Соборованию, чтобы получить от этого таинства пользу? Прежде всего, мы должны помнить слова Господни о примирении с ближним: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24). Если речь идет о Соборовании тяжко болящего, то даже в этом случае полезно примириться со всеми теми, с кем имеются сложные отношения или же непримеренные обиды. Но сейчас распространена практика собороваться ежегодно, даже если нет у человека тяжелых заболеваний. Конечно же, в таком случае примирение легче совершить, у человека относительно здорового больше сил на то, чтобы встретиться или созвониться с теми, кого он обидел или же с теми, кто обидел его. Кстати, не будем забывать слова молитвы перед Причащением: «первее примирися тя опечалившим». Церковь призывает примириться не только с теми, кто обижен тобой, это само собой разумеется, но и последовать буквально слову Евангелия, примириться с теми, кто «имеет что-нибудь против тебя», к которым относятся и те, кто сами нас обидели.
    Таинство Соборования установлено на основании слов апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. 5:14-15. По поводу телесного исцеления всё, в общем-то, понятно. А как быть с прощением грехов? Ведь для этого есть таинство Исповеди. Но любое таинство Церкви направлено целиком на человека, не только и даже не столько на тело, сколько на бессмертную душу. А для души важно очиститься от грехов, только тогда она станет способной соединиться с Богом. Поэтому мы даже в чине освящения воды просим оставления грехов тех, кто с верой пьет или окропляется этой водой. Тем более это применимо к таинству Елеосвящения, где исцеление тела и исцеление души являются двумя целями для совершения таинства.
    Необходимой составляющей для прощения грехов есть сердечное раскаяние в них. Поэтому будет правильным, если человек перед Соборованием исповедуется в своих грехах. Не обязательно это делать в сам день Соборования, но желательно – за несколько дней до или после таинства. Причастие Святых Христовых Таин очищает и освящяет человека, этим тоже не стоит пренебрегать. Лучше будет, если христианин комплексно подойдет к вопросу своего духовного и телесного здоровья, тогда и польза телу и душе будет большая. Не секрет, что мы очень медленно исправляемся. Грешим мы намного охотнее, чем каемся в грехах. И исправляемся медленнее, чем упорствуем в греховном состоянии. Поэтому чем больше времени, внимания и усердия мы приложим к своему духовному исправлению, тем лучший результат мы получим. Вспомним притчу Господню о сеянии и постараемся подготовить почву своего сердца для принятия Божьей благодати, исцеляющей и освящающей человека.
    Хотя перед таинством Соборования нет никакого обязательного молитвенного правила, можно рекомендовать накануне или же в сам день Елеосвящения прочитать Покаянный канон. Покаянный настрой очень важен для того, кто приходит к Богу с просьбой простить ему грехи.
    И, конечно же, от Бога следует ожидать чуда, но нельзя его требовать у Господа. Полезно или нет нам телесное здоровье, мы не можем сказать. Поэтому, следуя примеру прокаженного, сказавшего Христу: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить» Лк. 5:12, нам лучше со смирением подходить к Соборованию, ставя первоочередной целью бессмертную душу и лишь затем прося телесного здравия.
    Подробно о подготовке к соборованию Вы можете прочитать в материалах “Фомы: “Как готовиться к соборованию?” и “Соборование: таинство больных… и здоровых”.
    Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте. 

  5. avel4000 Ответить

    Елеосвящение проводил сам Иисус Христос и научил этому своих учеников-апостолов. Елей – масло, которым мазал Иисус больных и страждущих. Считается, что в момент помазания тела освящённым маслом на человека снисходит Божья благодать, способная исцелять человеческие немощи. В Послании от Иакова 5,14-15 говорится о помазании елеем для исцеления болящих и прощения грехов.
    Но болезни подразумеваются не столько физические, сколько духовные и душевные, ведь они и приводят к греху и последующим болезням. Поэтому и излечиваться сначала надо духовно. На исповеди человек раскаивается за те грехи, которые он помнит, но о многих поступках человек забывает или не придаёт особого значения. Соборование отпускает, в том числе, и несознательные грехи.
    Соборование (от слова «собор» — «собрание») проводится одновременно несколькими священниками, в идеале их должно быть семь. Но в малых приходах такой собор бывает невозможным, и таинство может совершать один-два или другое число священнослужителей. Число 7 имеет символическое значение для церкви.
    Именно поэтому во время елеосвящения, кроме определённых молитвословий, прочитываются семь отрывков из Евангелия и семикратно, после каждого отрывка, мажут тело елеем. Обычно соборуют во время великого поста накануне Пасхи, перед Великим Четвергом или Субботой Страстной недели, на Крестопоклонной седмице. Соборуют также и во время рождественского поста.
    Можно совершать обряд в другое время, предварительно получив благословение от духовника и договорившись о времени проведения.
    Кто не допускается к Елеосвящению:
    дети до 7 лет;
    люди в бессознательном состоянии или против воли болящего;
    женщины в период менструации;
    буйные или агрессивные душевнобольные.
    Допускается к таинству любой православный христианин, искренне раскаявшийся и надеющийся на исцеление и спасение своей души. Дети после 8 лет могут быть допущены после благословения духовника, если они страдают серьёзными болезнями.
    В большинстве случаев Соборование проводят после 16-18 лет, когда человек осознаёт свои грехи, испытывает муки совести и способен искренне раскаяться. Для тех, кто страдает сильными душевными или физическими муками, находится в предсмертном состоянии, соборование может проводиться непосредственно на дому.
    Соборующийся должен присутствовать на таинстве лично, и только в исключительных случаях соборуют заочно. Присутствие родственников соборующихся усилит значение молитвы и её роль в исцелении.
    Как проходит служба: 1. На аналое в центре храма помещают Евангелие и Крест, которые вместе символизируют тело Иисуса Христа. 2. На столик рядом с аналоем ставят блюдо с пшеницей. Пшеница символизирует обновление жизни после духовного оздоровления либо, в случае смерти больного, воскрешение после смерти. 3.
    В пшеницу втыкают свечи по числу присутствующих священников (в идеале – 7) и кисточки для помазания соборующихся в таком же количестве, что и свечи. На пшеницу ставят сосуд с маслом. 4. Все соборующиеся в храме держат в руках зажженные свечи, которые символизируют свет жизни человеческой – Господа Бога. 5.
    Священники прочитывают подготовительные молитвы, покаянные тропари, одновременно с молитвословием перечисляются имена присутствующих соборующихся. Вместо слов «Бог», «Господь» звучит «Аллилуйя». 6. Священник наливает вино в сосуд с маслом, молясь о его освящении. Масло с вином смешивают 7.
    Священником прочитываются семь отрывков из Евангелия, после каждого из которых проходит помазание всех соборующихся. Елей крестообразно намазывается поочередно на лоб, нос, губы, щеки, грудь, кисти обеих рук. 8.
    В завершение на головы всех участников священник возлагает Библию страницами вниз и молится о прощении грехов.
    Как подготовиться к Соборованию?
    Каких-то строгих канонов и правил не существует, но для максимальной пользы нужна искренняя молитва и сильное желание очиститься. Перед Таинством нужно получить благословение у батюшки.
    Перед тем, как подготовиться к соборованию , желательно прийти на исповедь, но сделать это можно и после того.
    Исповедь – это своего рода испытание на искренность помыслов, причём одного перечисления грехов недостаточно, нужно горячо уповать на Господа и не допускать в сердце гордыню.
    На коллективном соборовании человек ощущает себя частичкой общего мира, учится любить ближнего своего.
    Поститься накануне службы не обязательно, ведь служба может продлиться дольше двух часов и понадобятся силы, чтобы её выдержать. Если человек опоздал на службу, он все равно может собороваться, даже одно помазание является действительным.
    Но все-таки, если есть возможность принять участие в следующий раз – отложите это событие, чтобы без суеты и спешки вновь мысленно подготовиться. Что нужно сделать для подготовки к таинству:
    Заранее узнать, когда и в какое время будет проходить проведение Таинства в вашем храме
    Приготовить бутылку растительного масла и сосуд для остатков масла после службы. Оставшимся маслом дома смазывают тело или добавляют масло в еду
    Взять с собой салфетки, чтобы смыть остатки масла с тела. После службы салфетки нужно сжечь
    Приобрести свечи
    Вино можно принести, но не обязательно. Обычно в церкви используют Кагор.
    Надеть удобную для таинства одежду: батюшка без труда должен помазать верхнюю часть груди.
    Так как масляные пятна на одежде тяжело отстирать, одежду лучше выбрать ту, что не жалко запачкать.
    После Соборования желательно провести причащение, которое происходит на обычной литургии. Именно через благодать Божью и принятие Даров Святого Духа исцеляются душа и тело.
    Елеосвящение иногда путают с Миропомазанием, так как в обоих случаях происходит помазание елеем. Но Миропомазание проводится во время Крещения или принятия в православную веру человека другой конфессии. Миропомазание означает начало новой жизни после обряда Крещения.
    Принимать Таинство Соборования достаточно одного раза в год. Особенно это относится к тем, кто регулярно участвует в других церковных таинствах и службах. Нужно иметь в виду, что физические и химические законы природы никто не отменял, Соборование не предполагает отказа от медицинской помощи.
    Оно лишь помогает морально настроиться на лечение, ведь от душевного состояния зависит очень многое. Скрытые возможности организма неисчерпаемы, и случаи чудесного исцеления далеко не единичны. Обращаться к Соборованию нужно в минуты серьёзных недугов, а не при таких, как насморк или заболевший зуб.
    Но если не проходит затяжная депрессия или другое психическое расстройство – Соборование пройти просто необходимо. Считается, что таинство Соборования отпускает грехи не только самого соборующегося, но и его рода, вплоть до седьмого колена! То есть этим обрядом мы помогаем своим родным, даже тем, кто еще не родился.
    Учитывая то, что грехи родителей переходят на детей, Соборование имеет огромное значение в жизни православного христианина.
    Но таинство не означает, что достаточно всего один раз в год постоять на службе в церкви – и чудо тут же произойдет. Это не медицинская процедура, а сложная работа над своей духовностью. Необходимо жить в постоянной молитве и причастии.
    Многие, не получив желаемого, обижаются и вовсе охладевают к вере и навсегда уходят из церкви. Исцеление – это дар от Бога, а не результат бездумных действий. Достойны ли мы этого дара – решать Господу Богу.
    Иногда умирающие люди пугаются, когда видят священника, решив, что пришёл неминуемый конец. Но часто Господь продлевает жизнь именно для того, чтобы человек успел причаститься и собороваться. Соборование – сродни покаянию.
    Более того, отошедшему в мир иной человеку необходима молитва и после смерти, а если он успел помолиться за себя сам – то это вдвойне радостнее.
    Известна притча о юноше, который хотел прощения за крупные грехи, утаив про свои мелкие прегрешения. Священник велел ему набрать полный мешок мелких камней и принести ему, а крупные камни не трогать. Юноша наполнил мешок до краёв, но сдвинуть его с места не смог. Так и пришёл к духовнику ни с чем.
    Источник: https://every-holiday.ru/b3054/Kak_podgotovitqsya_k_Soborovaniyu_v_cerkvi

    Соборование: выздороветь душой или хоть телом

    Больным и здоровым

    С таинством Соборования связано почти комическое заблуждение.

  6. vatmann Ответить

    О правилах Соборования рассказывает архимандрит Спиридон (Ходанич). 

    Таинства Церкви. Соборование. Никола Пуссен
    – В дни Великого поста во всех православных храмах совершается Таинство Соборования. Однако у многих верующих сложилось неправильное представление об этом Таинстве. Отче, расскажите, пожалуйста, о нем. В чем смысл этого Таинства?
    – Таинство Соборования, или Елеосвящения, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Самим Господом. У евангелиста Марка в 6-й главе читаем:«Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».
    У апостола Иакова мы находим более конкретное указание на смысл Таинства Соборования: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). Из слов апостола можно увидеть, что речь идет о больном человеке, желающим получить от Господа исцеление от душевных и телесных недугов –милость (греч. elaioa – масло; eleos – милость). При этом важно понимать, что «молитва веры» должна быть не только у пастырей, совершающих Таинство, но и у страждущего, припадающего ко Господу. Иными словами: какую чашу своего покаяния, сердечного сокрушения о грехах, чистой молитвы и веры принесет человек Богу, такую и наполнит Отец своею живительною благодатью.
    «…Вера твоя спасла тебя…» (Мк. 5:34).
    «…По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).
    «…Сомневающийся подобен мор­ской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1:6, 7).
    – Правда, что соборуют только тяжелобольных и умирающих?
    – Разве мы можем определить критерий тяжести болезни? Нет четких указаний относительно того, в какой степени болезни совершать это Таинство. Соборуют и тяжелобольных, и умирающих, и страдающих душевными болезнями: скорби, уныния или отчаяния, так как причиною их чаще всего являются неосознанные и при этом нераскаянные грехи человека. Не положено совершать Таинство Соборования над детьми до 7 лет и над людьми без сознания.
    Очень часто также можно встретить ошибочное мнение, бытующее в народе, что, дескать, Таинство Елеосвящения совершается уже перед уходом человека из земной жизни. Таким образом люди лишают себя этой милости Божией…  Скорее всего, это влияние либо средневековой западной традиции, существовавшей до Второго Ватиканского Собора, где действительно Соборование совершалось только над умирающим человеком и в связи с этим именовалось Католической Церковью «последним помазанием», либо, как свидетельствует история, именование Таинства Соборования «последним помазанием» проникло и существовало в нашей Церкви в XVII и XVIII веках и даже утвердилось в официальных церковных документах. Только в XIX веке благодаря трудам святителя Филарета (Дроздова) наименование отменили как несоответствующее православному пониманию. Думаю, сейчас не найдется человека, который позиционировал бы себя совершенно здоровым, и душевно, и телесно.

    Соборование старого графа Безухова. Репродукция к книге Л. Толстого «Война и мир». Художник А. В. Николаев
    – Как часто можно собороваться?
    – Ответ на этот вопрос мы находим в Требнике святителя Петра Могилы, где он говорит, что на протяжении одной болезни мы соборуемся один раз. Если же человек в одной и той же болезни прибегает к Таинству многократно, то проявляет маловерие или даже недоверие к Богу. Нужно понимать, что и болезни посылаются человеку для его спасения, и Господь, как Истинный Врач душ и телес, лучше знает, кому что полезно. Душевную же пользу получают все приступающие с верою.
    – Как правильно подготовиться к соборованию? Нужно ли перед этим  исповедоваться и причащаться?
    – Не существует специальных указаний или предписаний относительно подготовки к Таинству Соборования, но, согласно сложившейся благочестивой традиции Православной Церкви, мы предваряем Таинство Соборования исповедью и завершаем Причастием Святых Христовых Таин. Если же нет возможности или не успели исповедоваться до соборования, то можно и после исповедаться и причаститься.
    – Свечи, которые мы держим в храме во время Таинства Соборования, нужно как-то особо потом хранить?
    – Относительно свечей, масла и зерен пшеницы, используемых при Таинстве, также не существует никаких уставных предписаний, но есть традиция.
    Свечи можно оставлять в храме либо забрать домой и возжигать при домашней молитве. Иногда приходится слышать такие вещи относительно свечей, что просто удивляешься, как верующий человек говорит и верит в такое. Разговоры о том, что свеча впитала в себя болезнь и послужит во вред, следует немедленно отвергать как суеверие.
    Масло, которое нам дают в храме после Таинства, можно использовать, как и зерна пшеницы, в приготовлении пищи. Также маслом человек в период тех или иных недугов с молитвою может сам помазывать себя в домашних условиях, нанося его крестообразно.
    – Существует мнение, что во время соборования прощаются грехи, о которых забыли сказать на исповеди. Так ли это?
    – По поводу прощения именно забытых грехов в Таинстве Соборования нам говорит великий старец Оптинский преподобный Амвросий:«Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие» (Собрание писем в 3-х частях. Сергиев Посад, 1908. Ч. 1. С. 80).
    Если же мы вникнем в смысл молитв в Чинопоследовании Святого Елея, то увидим, что все они пронизаны мыслью о связи телесного исцеления с прощением грехов. В Евангелии Господь наш Иисус Христос, исцеляя страждущих, не говорит: «Исцеляю тебя», но всегда указывает на корень болезни: «Прощаются тебе грехи твои».
    Под «забвенными», то есть забытыми, грехами подразумеваются те, которым человек не придал значения в жизни и не помнит их по своей немощи, но это отнюдь не умышленно утаенные грехи, смущающие нас и сознательно не исповедуемые.
    Беседовала Наталья Горошкова
    ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ
    Просмотры (11880)

  7. zaki74 Ответить

    – А как готовиться к соборованию?

    – Классически это выглядит следующим образом. Сначала человек исповедуется – (называет) те грехи, которые он помнит и еще не исповедовал. Потом соборуется. А потом (на ближайшей Литургии) причащается Святых Христовых Таинств.

    – То есть, если я правильно понимаю, когда мы говорим о соборовании, мы имеем в виду, что большинству из нас соборование по «медицинским» духовным показаниям положено?

    – Ну, здесь скорее все же не медицинские, а духовные показания. Те, которые сподвигают нас к желанию быть здоровым не только телесно, но и духовно.

    – В каких случаях соборование проходит в храме? в каких случаях соборуются дома?

    – Соборование не всегда проходит в храме. Это таинство не требует каких-то определенных внешних обстоятельств, как, допустим, таинство венчания, которое всегда совершается в храме, и только за редким исключением может быть совершено по благословению правящего архиерея на дому. Соборование – таинство, которое совершается и на дому, и нет никакой разницы.

    – Скажите, а детей нужно соборовать? Младенцев до 7 лет?

    – Таинство соборования совершается по той причине, что мы испрашиваем у Бога прощения забытых нами грехов. Поэтому младенцы – дети до 7 лет – не соборуются, так как им Господь и так прощает их согрешения, если они есть. Если же ребенок уже достиг 8-летнего возраста, то здесь уже по благословению духовника семьи он может быть соборован. Но обычно соборуют после 16-18 лет.

  8. alex455piska Ответить

    В том случае, если собороваться будут не более двух человек, то таинство длится в среднем от двух часов. Если же желающих собралось много, то и времени понадобится значительно больше. Это связано с тем, что во время соборования священники читают очень много молитв, в том числе подготовительные, канон, семь выдержек из Евангелия и Апостола, Ектению (обращение к Богу) и освящение елея.

    Распространенные вопросы

    Ответы на распространенные вопросы о соборовании: 

    Что может означать, если во время соборования вдруг стало плохо? Причин, на самом деле, может быть очень много. Например, сказаться может ваше физическое состояние, которое никак не связано с посещением Церкви, а также какие-либо переживания по поводу предстоящего соборования. Однако порой случается так, что данное таинство несет человеку не облегчение, а, наоборот, страдание. Это может произойти, если вы не раскаялись в своих грехах;
    Можно ли собороваться при месячных? В период менструации женщинам запрещается даже входить в храм, а потому участвовать в любых таинствах (не только соборование, но и покаяние, причащение и даже бракосочетание) также нельзя;
    Сколько стоит соборование? Если таинство проводится в церкви, то там имеются свои собственные цены, о которых вы можете спросить непосредственно в самом храме или же в церковной свечной лавке рядом с ним. Если же соборование планируется на дому у тяжелобольного, то о расценках стоит спросить у священника. Однако порой бывают случаи, когда таинство проводится бесплатно – например, если умирающий очень хочет собороваться, но денег у его семьи нет, тогда священник может войти в положение;
    Может ли соборование приблизить смерть человека? Нет, не может, потому что сроки жизни любого человека зависят исключительно от воли Небесного Отца, который порой может послать телесную болезнь, чтобы вразумить вас и направить в нужном направлении. Поэтому, если вы все еще были подвержены суевериям и боялись, что соборование является только лишь последним таинством, которое может ускорить кончину, то будьте спокойны – это всего лишь предрассудки, которым не стоит верить;
    Что делать, если по состоянию здоровья человек не может прийти в храм? Если больной не может явиться в церковь, то можно пригласить священнослужителя на дом;
    Что делать с маслом и свечами, которые остаются после соборования? Как правило, все это остается в храме и людям на руки не отдается, однако, если человек очень хочет забрать что-либо, то такая возможность у него есть. В данном случае очень важно понимать, что просто выбрасывать свечи и оставшееся масло нельзя ни в коем случае и, если вы не знаете, что с ними сделать, просто оставьте все в церкви. А так масло можно добавлять в пищу или же мазать им больные части тела.

    Как проходит обряд?

  9. dkohma Ответить

    — Зачем Господь попускает болезни и скорби любящим Его? В последние 5 лет моей жизни очень часто болеют родственники в моей семье, есть и умершие от болезни. Даже думать об очередном походе в больницу уже дурно, потому что практически всегда мне приходится их сопровождать. Да и мое здоровье пошатнулось. Если бы я не был православным-побежал бы к бабкам снимать порчу. Просто уже не знаю как к этому относиться – как к наказанию за какие-то грехи нашей семьи или это следствие нашего духовного состояния. Пытаюсь найти ответ для себя – ведь в этом должен быть смысл. Или мы из этого всего должны извлечь какой-то урок, но по глупости не понимаем его…
    — Вы знаете, Виталий, болезнь нужно встречать с неизбежной печалью, но терпеливо, мужественно. То есть сплетаться с ней как бы в борьбе, потому что эта неприятность послана, действительно, Господом. Господь – Лекарь Верховный душ и телес – Он наводит болезнь и забирает ее. Он об этом и Моисею говорил при купине: «Низвожу до ада и возвожу». И от проказы белая рука Моисея, которая опять здорова, уверяет нас, что Бог – Хозяин жизни и смерти.
    Есть несколько рекомендаций по части здоровья для верующего человека. Например, святой Лука, Крымский исповедник, говорил: «Пейте чаще святую воду. Как доктор, как практикующий хирург, я знаю, как много людей исцеляются от святой воды, не требуя хирургического вмешательства».
    Вот и я вам говорю – пейте чаще святую водичку натощак и с молитвой. Соблюдайте положенные посты по мере сил. Не осуждайте никого. Не носите в сердце злобы на кого-то или зависти, потому что горькая зависть или злоба, или обида, или злопамятство подтачивают человека, как дерево подтачивается червем. Причащайтесь святых Христовых тайн с молитвой и верой и просите Бога, чтобы Он укрепил Вас святыми таинствами. Если есть сильные болезни – пособоруйтесь на эту болезнь. Попросите священника совершить таинство елеосвящения. Посещайте святые места, по возможности. Окунайтесь в святые источники. Ведите здоровый образ жизни. Если будете здоровы – постарайтесь быть здоровым с пользой для Бога, потому что кто живет с пользой для Бога, тому полезно быть здоровым – он много сделает хорошего. А с кого нет толка, как с козла – молока, значит, тому надо хоть немножко поболеть, чтобы, так сказать, терпением болезни, может быть, исходатайствует себе прощение грехов и закалит свою волю. В общем, просите у Бога здоровья, но при условии, что Вы знаете, как этим здоровьем распорядиться, что нужно сделать для Господа, пользуясь здоровьем.
    Итак, святая водичка, святые таинства, здоровый образ жизни, паломничество и святые источники, обязательно соборование, если затянулись болезни. Соборование – великое таинство для исцеления болезни!// Протоиерей Андрей Ткачев

  10. laeri Ответить

    И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15). Это свидетельство лежит в основе церковного Таинства Елеосвящения. Болящего в Таинстве исцеляет не елей как таковой, а молитва веры, и восставляет больного Сам Господь.
    Помазание служит лишь внешним знаком, указывающим на внутреннее содержание Таинства — молитву веры и отпущение грехов.
    Отпущение грехов является неотъемлемым аспектом Таинства Елеосвящения, если грех раскаен и более не совершаем. Болезнь и грех связаны между собой — об этой связи пишет сам апостол Иаков: «Сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15). Как смерть и тленность человеческой природы есть следствие грехопадения, так и личные грехи человека могут быть причиной усугубления болезни. Это соотносит Елеосвящение с Таинством Покаяния, но не отменяет его.
    По изъяснению некоторых учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на Исповеди), к примеру — по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только скверного характера и расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.
    Почему Елеосвящение называется Соборованием? Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семью священниками (собором священнослужителей).
    Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога.
    После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается помазание его головы, тела, рук и ног, освященным елеем, смешанным с вином, также семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение и меньшего числа помазаний, в зависимости от числа священников, совершающих Таинство.
    Причем помазание может быть и одно и совершаться в конце Последования. Именно такой была практика общего Соборования в дореволюционный период и именно такова современная греческая практика общего Соборования, при этом вычитывается все чинопоследование полностью (подробнее см. Межсоборное присутствие. О чинопоследовании Елеосвящения от 26 декабря 2012 г).
    Также в пастырской практике встречаются случаи когда невозможно совершить над больным полный чин Елеосвящения (например, в реанимации). В связи с этим Священный Синод РПЦ благословил совершать в таких случаях сокращенный чин Елеосвящения, в котором цикл из семи помазаний, заменяется одним.
    Когда и кому можно и нужно собороваться?
    В соответствии с Требником, чин Елеосвящения совершается над православным верующим старше семи лет, страдающим телесным и душевным недугом. Под последним можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — так как причиной его могут быть нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком.
    Кроме того, по свидетельству отцов и учителей Церкви, уже с первых веков христианства это Таинство совершалось над кающимися и было одним из средств присоединения к Церкви тех, кто отпал от нее по причине тяжести своих грехов. Именно этим обусловлено совершение общего Елеосвящения над всеми желающими накануне праздника Пасхи, когда Церковь особенно призывала грешников примириться с Богом. Именно поэтому, в Церкви широко распространена практика совершения общего Елеосвящения над многими молящимися.
    Учитывая тесную связь общего Елеосвящения с празднованием Пасхи, совершение общего соборования в храме дозволяется только в период Великого поста или, в случае обоснованной пастырской необходимости (множество желающих) и в виде особого исключения, в дни предпразднства Рождества Христова, когда устав предписывает особенно строгий пост, — но не в прочие посты и обычные дни года.
    Таинство Елеосвящения не совершается над:
    нераскаянными грешниками
    над буйными психическими больными
    над младенцами
    над женщинами в период нечистоты
    над умершими.В случае, если больной человек, находящийся в бессознательном состоянии, ранее участвовал в церковных Таинствах и выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках, то о возможности совершения над ним Таинства Елеосвящения следует посоветоваться со священником.
    Как часто можно Собороваться?
    Согласно церковной традиции, принимать Елеосвящение можно только один раз в течение одного заболевания. Более одного раза в одной и той же болезни Елеосвящение может быть преподано лишь в виде исключения — если та приняла особенно затяжной характер.
    «Над одним и тем же человеком, когда он, по выздоровлении, снова заболеет, елеосвящение может быть повторяемо, так как оно есть врачество; но оно не должно быть повторяемо над болящим, пока он находится в одной и той же болезни» (Номокан. (при больш. Требн.) пр. 164).
    Как нужно готовиться к Соборованию? Специального приготовления перед Таинством не требуется, но важно обозначить, что если человек ведет нецерковную жизнь, более того, пребывает в смертных грехах, то без стремления изменить свою жизнь собороваться бессмысленно и бесполезно.
    Желающему приступить к Соборованию, необходимо предварить это Таинство Исповедью, в котором он мог бы очистить свою душу покаянием и положить твердое намерение впредь бороться с грехом и исправлять свою жизнь. Перед самим Таинством важно, чтобы Ваше имя внесли в список соборующихся. Это можно сделать в свечной лавке до начала Соборования.
    Одежда на соборующемся должна быть скромной, при этом область шеи должна быть хорошо открыта. Во время Таинства все соборующиеся держат в руках зажженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос – свет в нашей жизни.
    Поскольку существенной стороной Таинства Елеосвящения является отпущение грехов, при решении вопроса об участии в этом таинстве детей следует руководствоваться теми же правилами, какие относятся к Таинству Покаяния. В частности, Таинство Елеосвящения не должно преподаваться детям младше семилетнего возраста без особой необходимости.
    К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год. Пастырям следует разъяснять пасомым, желающим поучаствовать сразу в нескольких Елеосвящениях подряд, что такое желание свидетельствует о непонимании содержания Таинства и неверном отношении к нему.
    Что делать с елеем и зернами пшеницы, взятыми в храме по окончании Соборования? Елей можно понемногу добавлять в пищу. Также освященным елеем помолившись можно крестообразно помазывать больные части тела. Зерна пшеницы, которые употребляются в Таинстве, символизируют зародыш жизни, а по смерти тела — воскресение. Их можно, как и елей понемногу использовать в пищу.
    Означают ли слова апостола Иакова: «если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», — что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким как Соборование?
    Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.
    Невозможно не упомянуть и то, что ни с каким другим Таинством не связано столько суеверий и предрассудков, как с Соборованием: что после соборования нельзя вступать в брак, нельзя мыться, никогда не есть мясо, и т.д., и т.п.; а главное – что принимать это таинство можно только умирающим.
    ВСЕ ЭТО НЕПРАВДА!
    Таинство Соборования — не напутствие на тот свет, но исцеление для этой жизни в покаянии. Оно ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 13).
    Соборование часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. В чем их отличия? Миропомазание и Елеосвящение – это два совершенно различных Таинства. Миропомазание совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились в Крещении. Это Таинство совершается Православной Церковью над крещаемым один раз в жизни. Исключением являлось второе Миропомазание над престолонаследником, который венчался на Царство. Их называли Помазанниками Божиими. В России первым из них стал царь Иоанн IV Грозный в 1547 году, последним – царь Николай II в 1896 году. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается в случаях, когда принимается в Православие человек из инославной христианской конфессии.
    Безусловно, и от Миропомазания, и от Соборования следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощного бдения (вечерней праздничной службы), и которое люди, только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее, иногда принимают за некоторое важное священнодействие. Но это есть всего лишь помазание святым елеем, символизирующее излияние милости Божьей и Церковным Таинством не является.
    Источник: http://toksovo-sobor.ru/n35-o-tainstve-soborovaniya/

    СОБОРОВАНИЕ: кому можно собороваться, как подготовиться, что делать с маслом, свечами и зернами


    О правилах Соборования рассказывает архимандрит Спиридон (Ходанич).
    Таинства Церкви. Соборование. Никола Пуссен
    – В дни Великого поста во всех православных храмах совершается Таинство Соборования. Однако у многих верующих сложилось неправильное представление об этом Таинстве. Отче, расскажите, пожалуйста, о нем. В чем смысл этого Таинства?
    – Таинство Соборования, или Елеосвящения, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Самим Господом. У евангелиста Марка в 6-й главе читаем:«Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».
    У апостола Иакова мы находим более конкретное указание на смысл Таинства Соборования: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
    И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14-15). Из слов апостола можно увидеть, что речь идет о больном человеке, желающим получить от Господа исцеление от душевных и телесных недугов -милость (греч.
    elaioa – масло; eleos – милость). При этом важно понимать, что «молитва веры» должна быть не только у пастырей, совершающих Таинство, но и у страждущего, припадающего ко Господу.

  11. regret75 Ответить

    О правилах Соборования рассказывает архимандрит Спиридон (Ходанич).

    Таинства Церкви. Соборование. Никола Пуссен
    – В дни Великого поста во всех православных храмах совершается Таинство Соборования. Однако у многих верующих сложилось неправильное представление об этом Таинстве. Отче, расскажите, пожалуйста, о нем. В чем смысл этого Таинства?
    – Таинство Соборования, или Елеосвящения, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Самим Господом. У евангелиста Марка в 6-й главе читаем:«Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».
    У апостола Иакова мы находим более конкретное указание на смысл Таинства Соборования: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14-15). Из слов апостола можно увидеть, что речь идет о больном человеке, желающим получить от Господа исцеление от душевных и телесных недугов -милость (греч. elaioa – масло; eleos – милость). При этом важно понимать, что «молитва веры» должна быть не только у пастырей, совершающих Таинство, но и у страждущего, припадающего ко Господу. Иными словами: какую чашу своего покаяния, сердечного сокрушения о грехах, чистой молитвы и веры принесет человек Богу, такую и наполнит Отец своею живительною благодатью.
    «…Вера твоя спасла тебя…» (Мк. 5:34).
    «…По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).
    «…Сомневающийся подобен мор¬ской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1:6, 7).
    – Правда, что соборуют только тяжелобольных и умирающих?
    – Разве мы можем определить критерий тяжести болезни? Нет четких указаний относительно того, в какой степени болезни совершать это Таинство. Соборуют и тяжелобольных, и умирающих, и страдающих душевными болезнями: скорби, уныния или отчаяния, так как причиною их чаще всего являются неосознанные и при этом нераскаянные грехи человека. Не положено совершать Таинство Соборования над детьми до 7 лет и над людьми без сознания.
    Очень часто также можно встретить ошибочное мнение, бытующее в народе, что, дескать, Таинство Елеосвящения совершается уже перед уходом человека из земной жизни. Таким образом люди лишают себя этой милости Божией… Скорее всего, это влияние либо средневековой западной традиции, существовавшей до Второго Ватиканского Собора, где действительно Соборование совершалось только над умирающим человеком и в связи с этим именовалось Католической Церковью «последним помазанием», либо, как свидетельствует история, именование Таинства Соборования «последним помазанием» проникло и существовало в нашей Церкви в XVII и XVIII веках и даже утвердилось в официальных церковных документах. Только в XIX веке благодаря трудам святителя Филарета (Дроздова) наименование отменили как несоответствующее православному пониманию. Думаю, сейчас не найдется человека, который позиционировал бы себя совершенно здоровым, и душевно, и телесно.

  12. samodelkin_r Ответить

    Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.
    Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.
    А в завершении – практический совет читателям “Фомы”. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может. Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине. В любом случае, если есть такая возможность, я рекомендовал бы все-таки собороваться в другой раз – в этом же храме или в любой другой церкви.

    Читайте также:

    Про что нельзя забыть в Великий пост: 6 важных моментов

    Как готовиться к соборованию?

    Если больного соборовать, он умрет?

    Семь таинств

  13. Kot_a1ex Ответить

    Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес…”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

    Как не надо Соборовать

    Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.
    Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.
    Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.
    Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.
    А в завершении – практический совет читателям. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может. Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине. В любом случае, если есть такая возможность, я рекомендовал бы все-таки собороваться в другой раз – в этом же храме или в любой другой церкви.

  14. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *