Что такое сошка в былине вольга и микула селянинович?

7 ответов на вопрос “Что такое сошка в былине вольга и микула селянинович?”

  1. Mugal Ответить

    Былины по сюжету схожи со сказкой, так же в них прослеживаются выдуманные, приукрашенные эпизоды. Однако, никто не может заявлять наверняка, что герои тех давних сказаний не существовали на самом деле. Внимательно вникнув в происхождение слова «былина», можно найти единый корень слова «быль». Следовательно, персонажи былин реально жили на этом свете, к таким относится и герой Микула Селянинович.
    Впрочем, начало сказания повествует нам о другом главном герое – князе Вольге. Он мудр, храбр, силен и имеет мощную дружину. От родного дяди, князя Владимира, ему достались три города, и он отправляется обследовать свои новые владения. По пути к своим землям и происходит знакомство Вольги и Микулы. Выехав в открытое поле, путники услыхали насвистывание пахаря и скрип его орудия, но потребовалось целых три дня чтобы повстречать его лично. Настолько силен был Микула, что его голос был слышен за километры. Описывая данного положительного персонажа, народ специально приукрасил этот момент, чтобы выделить его среди простого люда.
    Спустя три дня дружина во главе с князем приблизилось к богатырю. Вольга очень удивился тому, какой пахарь обладает силой, возделывая землю, с легкостью выдергивает пни и выкидывает огромные камни в ущелье. Такая работа дается ему очень легко, и богатырь совсем не чувствует устали. Также князь обратил внимание на орудие труда крестьянина, соха отделана серебром и золотом, а кобыла при нем одета в дорогие шелка, которые стоят очень дорогих денег.
    Помимо всего прочего, наряд оратая также выделял его среди простого рабочего народа. Одет он был в богатое одеяние, кафтан был расшит из черного бархата, что по тем временам считалось большой роскошью даже для богача. На ногах надеты сафьяновые сапоги на каблуке, что выглядело очень роскошно, модно и престижно. Лицо молодого крестьянина было весьма привлекательным, ясные голубые глаза, темные брови и шикарные кудри на голове. По описанию внешности можно представить себе сильного, серьёзного и привлекательного богатыря. Такому подробному описанию внешности оратая народ специально придал большое значение, чтобы выделить Микулу среди простого люда и сделать из него идеального персонажа.
    Естественно Вольга заинтересовался таким необычным незнакомцем и между ними завязался разговор, князь поведал Микуле куда он с дружиной направляется. Микула предупредил его об опасности таящейся на дорогах и рассказал о своих деяниях, как с помощью кулаков расправился с тысячью жадными разбойниками. Но описывает подвиги Микула без какого-либо хвастовства, потому что считает это обычным поступком. Такой рассказ впечатлил Вольгу и он пригласил его пополнить ряды его дружины.
    Отправившись в путь, Микула вспоминает что забыл спрятать свою сошку в куст. Вольга отправил сделать это пятерым своим воинам, однако они не справились с заданием. И даже большое количество дружинников с места не смогли сдвинуть сошку. Микула же взял сошку без труда одной рукой.
    По приезду в город, князь настолько сдружился с Микулой что предложил ему стать наместником в его владениях.

  2. Tygoran Ответить

    Былина “Вольга и Микула Селянинович “
    Зачин:
    Когда воссияло солнце красное
    На тое ли на небушко на ясное,
    Тогда зарождался молодой Вольга,
    Молодой Вольга Святославович.
    Концовка:
    А я пива наварю да мужичков напою,
    А тут станут мужички меня похваливати:
    “Молодой Микула Селянинович!”
    Постоянные эпитеты: солнце красное,птицей-соколом ,серым волком,темныи леса,синии моря,добрые кони,чисто поле,глаза да ясна сокола,брови у него да черна соболя.
    Повторы:
    1)Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
    Я во скирды сложу да домой выволочу,
    Домой выволочу да дома вымолочу.
    2)Тут Вольга стал да он покрикивать,
    Колпаком он стал да ведь помахивать.
    3)Маломощный-то наедет – взять нечего,
    А богатый-то наедет – не позарится,-
    А для-ради мужичка да деревенщины.
    4)Как пожаловал меня да родной дядюшка,
    Родной дядюшка да крестный батюшка,
    Ласковый Владимир стольно-киевский.
    5)Первым городом Курцовцем,
    Другим городом Ореховцем,
    Третьим городом Крестьяновцем.
    Преувеличения:
    -Тут ехали они третий день,
    А третий день еще до пабедья.
    А наехали в чистом поле оратая.
    -Посылает всю свою дружинушку хоробрую,
    Чтобы сошку из земли повыдернули,
    Из омешиков земельку повытряхнули.
    -Бросил сошку за ракитов куст.

  3. Слезы души Ответить

    Вернуться к
    списку Героев славянской мифологии
    >>>


    Микула
    Селянинович
    – в славянской мифологии герой-богатырь. Хотя он не
    упоминается среди киевских богатырей, не встретим мы его на княжеских пирах,
    и не участвует он в сражениях. Микула Селянинович — богатырь-пахарь, мужик.
    Рядом с богатырем в былине оказывается князь Вольга, и поначалу именно
    через него узнается Микула. Вольга с дружиной едет в пожалованные ему великим
    князем города за данью Здесь по пути и происходит встреча князя с пахарем.
    Сначала Вольга только слышит его.
    Как орет. в поле оратай*, посвистывает.
    Сошка у оратая поскрипывает,
    Омешики** по камешкам почирикивают.
    И только на третий день, приблизившись наконец к пахарю, князь видит,
    как идет работа.
    Как орет в поле оратай, посвистывает.
    А бороздочки да он пометывает,
    А пенье, коренья вывертывает,
    А большие-то камни в борозду валит.
    В этой картине есть детали, характерные для земледельческого труда
    северного русского крестьянина: это ему приходилось превращать в пахотные
    земли участки, заваленные валунами, и корчевать лес. Но одновременно рисуется
    «раздольицо чисто поле», которого на севере быть не могло. Как обычно в
    былинах, здесь сливается воедино то, что в действительности никогда вместе
    не существует. В результате такого слияния создается идеальная картина.
    информация с сайта
    http://slavyans.myfhology.info
    Непривычно дороги и красивы орудия пахоты:
    У оратая кобыла соловая,
    Гужики у нее шелковые,
    Сошка у оратая кленовая,
    Омешики на сошке булатные,
    Присошечек у сошки серебряный,
    А рогачик-то у сошки красна золота.
    И наконец Вольга видит самого пахаря за работой:
    А у оратая кудри качаются,
    Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
    У оратая глаза да ясна сокола,
    А брови у него да черна соболя,
    У оратая сапожки зелен сафьян, —
    Вот шилом пяты, носы востры,
    Вот под пяту, пяту воробей пролетит,
    Около носа хоть яйио прокати.
    У оратая шляпа пуховая,
    А кафтанчик у него черна бархата.
    Не правда ли, Микула мало похож на человека, занятого тяжелой пахотой.
    Своим обликом он скорее напоминает богатыря-щеголя Чурилу Пленковича, готовящегося
    к «состязанию» с Дюком. Кудри, брови соболиные — это детали из свадебных
    песен, изображающих красавца жениха. Былина не считается с требованиями
    правдоподобия, когда нужно создать идеальный портрет героя. Вольга предлагает
    Микуле ехать с ним — оказывается, пахарь не в ладах с горожанами и готов
    помочь князю. Микула согласен — но нужно убрать соху, чтобы те же мужики
    не позарились на нее. Вольга посылает дружинников выдернуть соху из земли,
    вытряхнуть земельку и забросить «сошку за ракитов куст». Но они не в силах
    это сделать.
    Тут оратай-оратаюшко
    На своей ли кобыле соловенькой
    Приехал ко сошке кленовенъкой,
    Он брал-то ведь сошку одной рукой,
    Сошку из земли оц повыдернул,
    Из омешиков земельку повытряхнул,
    Бросил сошку за ракитов куст.
    И еще одна подробность: крестьянская кобыла неожиданно обнаруживает
    превосходство над боевым Вольгиным конем.
    Как хвост-то у ней расстилается,
    А грива-то у ней завивается,
    У оратая кобыла ступью пошла.
    А Вольгин конь да ведь наскакивает,
    У оратая кобыла грудью пошла,
    А Вольгин конь да оставается.
    Престижу князя-воина нанесен сильнейший удар: кобыла, приученная к тому
    лишь только, чтобы тащить соху, обгоняет запросто его боевого коня да и
    выглядит эффектнее. Князь вынужден проявить к неизвестному пахарю почтение.
    — Ай же ты оратай-оратаюшко!
    Как-то тебя да именем зовут,
    Нарекают тебя да по отечеству?
    С таким вопросом в Древней Руси к простому крестьянину не обращались.
    Об имени-отчестве спрашивали людей значительных, с родословной, например,
    приезжих богатырей. Ответ оратая утверждает иные ценности.
    информация с сайта
    http://slavyans.myfhology.info— Ай же ты Вольга Святославович!
    Я как ржи-то сложу
    да домой выволочу,
    Домой выволочу да дома вымолочу,
    А я пива наварю да мужичков напою,
    — А тут станут мужички меня похваливати:
    Молодой Никуда Селянович!
    Так в былине прославляется богатырский характер свободного крестьянского
    труда, красота простой крестьянской жизни, достоинство делателя, труженика,
    превосходство его в этом смысле над князем и его слугами.

  4. JoJosida Ответить

    Устаревшие слова в былине
    «Вольга и Микула Селянинович»
    Исследовательская работа
    учениц 7- б  класса
    МБОУ Дивеевской средней школы
    Ворониной Ульяны и Сидоровой Валерии.
    Руководитель:                       учитель русского языка и литературы
    МБОУ Дивеевской средней школы
    Карпушова Т.И.

    С. Дивеево
    2010 г.
    Тема работы: «Устаревшие слова в былине
    «Вольга и Микула Селянинович»»
    Цель работы: изучить  устаревшие слова (историзмы и архаизмы), выявить их отличительные особенности и рассмотреть их как отдельную составляющую русского языка, проанализировать устаревшие слова  былины «Вольга и Микула Селянинович».
    Презентация
    План исследования
    В 1 части работы были изучены понятия активный и пассивный состав лексики,  устаревшие слова (историзмы и архаизмы), их роль в художественных произведениях.
    Во 2 части работы проанализирована устаревшая лексика былины «Вольга и Микула Селянинович».
    В заключении подведены итоги и сделаны выводы.
    Практическая ценность данной работы заключается в возможности её использования при изучении  архаизмов и историзмов и их стилистических функций на уроках русского языка и литературы, а также при изучении былины на уроках литературы.
    Лексика русского языка постоянно изменяется, беспрерывно обогащается, обновляется. Одни слова живут на протяжении веков, другие — отмирают, не успев родиться, иногда приобретают другие значения. Словарный состав языка условно делят на  активный и пассивный.
    В активный словарь входят слова, часто употребляемые, хорошо известные носителям языка. Пассивный словарь состоит из слов либо устарелых, либо, наоборот, только что появившихся и поэтому не вошедших в активный словарь, не ставших общеупотребительными. Среди устаревших слов различают историзмы и архаизмы.
    Историзмы – это названия предметов, которые со временем навсегда исчезли из жизни. Например, кафтан,  треуголка.
    Архаизмы – это устаревшие названия предметов и понятий, которые всё ещё присутствуют в современной жизни, но по той или иной причине  получили другое название. Например, чело (лоб), ветрило ( парус).
    Архаизмы делят на группы:
    Фонетические – устаревшие слова, отличающиеся от современных синонимов особенностями звучания, например: младой – молодой; брег – берег; гошпиталь – госпиталь.
    Словообразовательные – архаизмы, в которых употребляется устаревший суффикс, не применимый к современной лексике, например: музеум – музей; вотще– вообще.
    Лексические –  устаревшие слова, полностью вышедшие из обихода, на смену которым пришли современные синонимы, например: око– глаз; уста – рот; ланиты – щёки.
    4. Семантические – архаизмы, которые на первый взгляд кажутся ясными, но имеют совершенно иное по сравнению с современным значение: человек –  слуга.
    Роль устаревших слов в художественных произведениях
    Историзмы используются в основном в специальной литературе, где служат названиями реалий прошлых эпох.
    Авторы художественных произведений рисуют с помощью историзмов картины прошлого, насыщая их  конкретным  описанием.
    Функции архаизмов в художественной литературе многообразны.
    Прежде всего, они, наряду с историзмами, используются  для создания исторического колорита эпохи, причём это относится  не только к речи персонажей, где  их   употребление  вполне естественно, но и к речи авторской, в которой они играют роль средства стилизации. Архаизмы используются  для речевой характеристики персонажей, например при передаче  речи лиц духовного звания.
    Архаизмы могут придать речи оттенок торжественности, патетичности.
    Они широко используются в поэтических произведениях. Чаще всего для этой цели привлекаются  архаизмы старославянского происхождения                ( исторические церковнославянизмы). Такую функцию выполняют  только те  славянизмы, которые  устарели для нашей эпохи и не встречаются  в широком употреблении, в то время как их русский вариант  общеупотребителен; ср.: голос—глас, молодой—младой.
    В художественных произведениях архаизмы используются как средство создания иронии, сатиры, пародии. Обычно подобный  эффект достигается
    использованием  архаизмов на фоне бытовой или сниженной лексики.
    Былины – произведения устной народной поэзии. В них повествуется о богатырях  и народных героях. Действие былин  происходит в культурных центрах Древней Руси: в Киеве, Великом Новгороде, Чернигове, Муроме, Ростове, Галиче. Былины сохранили   в себе множество достоверных черт древнерусского быта и жизни. Поэтому в былинах много  устаревших слов, значение которых не всегда понятно современному поколению. Изучать былины необходимо для того, чтобы знать историю своего народа, знать родной язык. В былинах осуществилась связь времён Древней Руси и                             нашей эпохи.
    Былина «Вольга и Микула Селянинович»  прославляет труд крестьянина. Подлинным героем  былины можно назвать оратая, пахаря, Микулу  Селяниновича.  Сюжет былины—эпическое состязание богатыря- пахаря с воинами. Целая дружина по приказанию  Вольги Святославовича не может выдернуть сошку из земли, а Микула делает это легко на удивление Вольге. Вольга на своём добром коне не может  догнать Микулу, ехавшего на кобыле, которую он сам  купил жеребёночком и вырастил. Таким образом,  в былине даётся высокая оценка крестьянского труда, показывается превосходство пахаря над остальными.
    Устаревшие имена собственные в былине:
    Имя Вольга филологически связано с литературной формой – Олег.
    Микула – древнерусская речевая форма мужского личного имени Николай.
    Отчество ( прозвище) Селянинович произошло от устаревшего слова селя?нин ( то есть житель села, крестьянин).
    В былине есть и историзмы, и архаизмы. Рассмотрим историзмы.
    Можно выделить несколько тематических групп.
    Название одежды:
    Кафтан –русская старинная мужская долгополая  одежда.
    Название денежной единицы:
    Грош – старинная монета, оцениваемая в 2 копейки.
    Названия предметов быта, реалий, связанные с крестьянским трудом:
    Омешики – сошник у плуга, подрезывает и вздымает пласт.
    Присошечек – лопатка для отворота земли.
    О?бжи – оглобли сохи.
    Сошка– соха. Соха– примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.
    Гужики – кожаные петли в хомуте, которые с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжи.
    Рогачик–  рукоятка сохи.
    Названия реалий Древней Руси:
    Дружинушка – войско князя.
    Получка – дань. Дань – подать с  населения или налог,  взимаемый победителем с  побеждённых.
    В былине представлены разные виды архаизмов.
    Это фонетические архаизмы:
    Оболока – облака
    Хоробрая – храбрая
    Лексические архаизмы:
    Ора?тай – пахарь
    О?рет– пашет
    Сляга?– жердь, тонкое бревно
    Булатные ( омешики) – стальные
    Соловая– вид лошади (со светлым  хвостом и гривой)
    Скачен жемчуг – отборный жемчуг, круглый, ровный
    Нарекать – называть
    ( Шилом)  пяты – каблуки тонкие, как шило  ( сущ. пята и пятка –родственные)
    Словообразовательные архаизмы:
    Похоте?лося – захотелось
    Растеть-матереть – расти
    Чистыим полям –  по чистым полям
    Синии моря – синие моря
    Тёмныи леса – тёмные леса
    Доехати – доехать
    Повывернути – вывернуть
    Повытряхнути – вытряхнуть
    До пабедья – до полудня, до обеда
    Могучиих – могучих
    Крестьяновати – быть крестьянином, заниматься земледелием
    Конь оставается – конь отстаёт
    Похваливати – хвалить
    Выводы
    В былине «Вольга и Микула Селянинович» употребляются и историзмы, и архаизмы.
    Устаревшие слова в былине служат названиями  реалий, существовавших в Древней Руси. А словообразовательные архаизмы придают былине напевность. В этом проявляется особенность былин, так как былины в древности не просто читались, их исполняли, пели сказители. Пение былин сопровождалось игрой на  гуслях.
    Устаревшие слова помогают нам полнее и ярче представить жизнь, быт Древней  Руси. Нельзя забывать устаревшие слова, так как они часть нашего языка, они  связующая нить с историей  нашей страны, историей нашего народа.
    Используемая литература
    Литература. Учебник-хрестоматия для  7 класса. Часть 1. Автор-составитель—   В.Я.Коровина. М. «Просвещение» 2009
    Русский язык. 6 класс. Учебник общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Москва.(Просвещение) 2010.
    Словарь устаревших слов. По произведениям школьной программы. Составитель: Ткаченко Н.Г. и др.
    С.И.Ожегов. Словарь русского языка.
    Д.Э.Розенталь. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.
    Р.П.Рогожникова, Т.С.Карская. Школьный словарь устаревших слов русского языка. По произведениям русских писателей 18-20 веков. Москва (Дрофа 2007).
    В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Москва (Русский язык.– Медиа. 2007.).

  5. Mr.max Ответить

    Название одежды:
    Кафтан –русская старинная мужская долгополая одежда.
    Название денежной единицы:
    Грош – старинная монета, оцениваемая в 2 копейки.
    Названия предметов быта, реалий, связанные с крестьянским трудом:
    Омешики – сошник у плуга, подрезывает и вздымает пласт.
    Присошечек – лопатка для отворота земли.
    О?бжи – оглобли сохи.
    Сошка– соха. Соха– примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.
    Гужики – кожаные петли в хомуте, которые с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжи.
    Рогачик– рукоятка сохи.
    Названия реалий Древней Руси:
    Дружинушка – войско князя.
    Получка – дань. Дань – подать с населения или налог, взимаемый победителем с побеждённых.
    В былине представлены разные виды архаизмов.
    Это фонетические архаизмы:
    Оболока – облака
    Хоробрая – храбрая
    Лексические архаизмы:
    Ора?тай – пахарь
    О?рет– пашет
    Сляга?– жердь, тонкое бревно
    Булатные ( омешики) – стальные
    Соловая– вид лошади (со светлым хвостом и гривой)
    Скачен жемчуг – отборный жемчуг, круглый, ровный
    Нарекать – называть
    ( Шилом) пяты – каблуки тонкие, как шило ( сущ. пята и пятка –родственные)
    Словообразовательные архаизмы:
    Похоте?лося – захотелось
    Растеть-матереть – расти
    Чистыим полям – по чистым полям
    Синии моря – синие моря
    Тёмныи леса – тёмные леса
    Доехати – доехать
    Повывернути – вывернуть
    Повытряхнути – вытряхнуть
    До пабедья – до полудня, до обеда
    Могучиих – могучих
    Крестьяновати – быть крестьянином, заниматься земледелием
    Конь оставается – конь отстаёт
    Похваливати – хвалить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *